Научная статья на тему 'Инфограция: новый подход к оценке качества информационных систем'

Инфограция: новый подход к оценке качества информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / РЕД ВИНГС / RED WINGS AIRLINE / ИНФОГРАЦИЯ / INFORMATION SYSTEMS / RED WINGS / INFOGRACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведров Е.С.

В условия увеличения количества и интенсивности информационных потоков во внешней и внутренней среде современной коммерческой организации, эффективность управления такой организацией на сегодняшний день все больше зависит от качества управления информацией. Под управлением информацией понимается деятельность по работе с информацией: накопление, обработка и релевантное рыночным запросам представление информации с целью разработки эффективных управленческих решений. Как следствие, проблематика автоматизации бизнес-процессов, связанных с управлением информацией, выходит в среде крупного, среднего и даже малого бизнеса на первый план. Информационные системы, как инструмент управления информацией, приковывают к себе пристальное внимание бизнес-сообщества и согласно возрастающим со стороны бизнеса требованиям становятся все разнообразнее. В работе представлено описание нового методологического подхода к оценке качества информационных систем. Научная новизна подхода заключается в привязке оценки качества информационной системы к степени ее распространения на рынке (доле рынка). Практическая польза такого подхода заключается в возможности ранжирования информационных систем по степени опережения уровня качества каждой из них соответствующего уровня их конкурентоспособности, определяемого долей рынка. Степень подобного опережения предложено оценивать с помощью новой метрики инфограции. Ранжирование информационных систем по инфограции позволяет бизнесу выбирать оптимальные для своей текущей рыночной позиции ит-решения, а разработчикам информационных систем диктует требования непрерывного их совершенствования согласно скорости распространения. Ранжирование информационных систем по инфограции это попытка дать ответ западным консалтинговым компаниям сферы ИТ, чьи лоббистские методы ранжирования ограничивают рынок для развития отечественных информационных технологий не только на Западе, но и внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOGRACE: A NEW APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF INFORMATION SYSTEMS

In terms of increasing the number and intensity of information flows in internal and external environment of the modern commercial organization, the efficiency of the management of such an organization today is increasingly dependent on the quality of management information. Under the control of the information refers to the activity of the information: storage, processing and market-relevant requests submission of information in order to develop effective management decisions. As a result, the problems of business process automation, information management, comes in an environment of large, medium and even small businesses to the forefront. Information systems as a tool for information management, engage the attention of the business community and in accordance with the growing requirements of the business are becoming more diverse. The paper describes new methodological approach to the evaluation of the quality of information systems. Scientific novelty of the approach lies in the binding evaluation of the quality of the information system to the extent of its distribution on the market (market share). The practical benefit of this approach is the ability to rank Information Systems degree of advancing the quality level of each of them the appropriate level of competitiveness, defined by market share. The extent of this advance offered to evaluate using the new metric infograce. Ranking information systems of infograce allows businesses to choose the best suited to their current market position of IT solutions and information systems developers dictates continuously improve them according to the speed of propagation. Ranking information systems infograce is an attempt to give an answer to the Western sphere of IT consulting companies whose lobbying techniques ranging restrict the market for the development of national information technologies not only in the West, but also within the country.

Текст научной работы на тему «Инфограция: новый подход к оценке качества информационных систем»

УДК 004.5

ИНФОГРАЦИЯ: НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ

Ведров Е.С., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга», ЧОУВО «Московский Университет имени С.Ю.Витте»,

e-mail: mcfc1@yandex.ru

В условия увеличения количества и интенсивности информационных потоков во внешней и внутренней среде современной коммерческой организации, эффективность управления такой организацией на сегодняшний день все больше зависит от качества управления информацией. Под управлением информацией понимается деятельность по работе с информацией: накопление, обработка и релевантное рыночным запросам представление информации с целью разработки эффективных управленческих решений. Как следствие, проблематика автоматизации бизнес-процессов, связанных с управлением информацией, выходит в среде крупного, среднего и даже малого бизнеса на первый план.Информационные системы, как инструмент управления информацией, приковывают к себе пристальное внимание бизнес-сообщества и согласно возрастающим со стороны бизнеса требованиям становятся все разнообразнее.

В работе представлено описание нового методологического подхода к оценке качества информационных систем. Научная новизна подхода заключается в привязке оценки качества информационной системы к степени ее распространения на рынке (доле рынка). Практическая польза такого подхода заключается в возможности ранжирования информационных систем по степени опережения уровня качества каждой из них соответствующего уровня их конкурентоспособности, определяемого долей рынка. Степень подобного опережения предложено оценивать с помощью новой метрики - инфограции.

Ранжирование информационных систем по инфограции позволяет бизнесу выбирать оптимальные для своей текущей рыночной позиции ит-решения, а разработчикам информационных систем диктует требования непрерывного их совершенствования согласно скорости распространения.

Ранжирование информационных систем по инфограции - это попытка дать ответ западным консалтинговым компаниям сферы ИТ, чьи лоббистские методы ранжирования ограничивают рынок для развития отечественных информационных технологий не только на Западе, но и внутри страны.

Ключевые слова: информационные системы, Ред Вингс, Red Wings airline, инфограция.

INFOGRACE: A NEW APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF

INFORMATION SYSTEMS

Vedrov E., Ph.D., assistant professor of the Management and Marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: mcfc1@yandex.ru

In terms of increasing the number and intensity of information flows in internal and external environment of the modern commercial organization, the efficiency of the management of such an organization today is increasingly dependent on the quality of management information. Under the control of the information refers to the activity of the information: storage, processing and market-relevant requests submission of information in order to develop effective management decisions. As a result, the problems of business process automation, information management, comes in an environment of large, medium and even small businesses to the forefront. Information systems as a tool for information management, engage the attention of the business community and in accordance with the growing requirements of the business are becoming more diverse.

The paper describes new methodological approach to the evaluation of the quality of information systems. Scientific novelty of the approach lies in the binding evaluation of the quality of the information system to the extent of its distribution on the market (market share). The practical benefit of this approach is the ability to rank Information Systems degree of advancing the quality level of each of them the appropriate level of competitiveness, defined by market share. The extent of this advance offered to evaluate using the new metric - infograce.

Ranking information systems of infograce allows businesses to choose the best suited to their current market position of IT solutions and information systems developers dictates continuously improve them according to the speed of propagation.

Ranking information systemsinfograce - is an attempt to give an answer to the Western sphere of IT consulting companies whose lobbying techniques ranging restrict the market for the development of national information technologies not only in the West, but also within the country.

Keywords: information systems, Red Wings, Red Wings airline, infograce.

Понятие информационной системы трактуется достаточно широко. Большинство определений термина «информационная система» интерпретируют его как комплекс данных, технического и программного обеспечения, а также персонала организации, ответственного за обеспечение информационных процессов.

За точку отсчета возьмем следующее определение:

Информационная система - система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации1 и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию2.

Информационные системы обладают широкой классификацией. Согласно наиболее распространенным признакам информационные системы классифицируются:

■ по архитектуре (локальные, файл-серверные, клиент-серверные и т.д.);

■ по характеру обработки данных (информационно-справочные, поисковые, «решающие» и т.д.);

■ по сфере применения (экономические, географические, медицинские и т.д.);

■ по масштабу решаемых задач (персональные, групповые, корпоративные и т.д.).

Одна из самых распространенных и достаточно простых в разработке информационных систем - это веб-сайт.

Веб-сайт - логический узел системы WWW, определяемый своим url-именем. Организованная совокупность html-страниц, где хранится информация, доступ к которой открыт для пользователей3.

Согласно представленной выше классификации, веб-сайт коммерческой организации - это клиент-серверная информационно-справочная экономическая корпоративная информационная система.

Поскольку любая классификация - это видоизменяемая структура с динамическим числом признаков классификации, введем еще один признак «направление передачи информации». Веб-сайт коммерческой организации в этом случае подпадает под тип «внешняя информационная система», поскольку информация с ее помощью передается из внутренней среды организации во внешнюю. К «внутренним информационным системам» относятся, например, CRM-системы (CRM - Customer Relationship Manageme nt, в пер. с англ. «управление взаимоотношениями с клиентами»), поскольку позволяют накапливать внутри организации информацию о потребителях.

Рассмотрим теперь с практической стороны толкование термина «инфограция».

Инфограция по своей сути - это информационная грациозность или степень грациозности информационных систем. Термин был

Таблица 1. Рейтинг веб-сайтов российских авиакомпаний, выполняющих регулярные

пассажирские перевозки

Место Авиакомпания Веб-сайт Рейтинговый балл

1. Сибирь s7.ru 335

2. Аэрофлот aeroflot.ru 314

3. Уральские Авиалинии uralairlines.ru 313

4. ЮТэйр utair.ru 284

5. Победа pobeda.aero 264

6. Якутия yakutia.aero 249

7. Ред Вингс flyredwings.com 235

8. Нордавиа nordavia.ru 234

9. Оренбургские авиалинии orenair.ru 229

10. Таймыр nordstar.ru 228

11. РусЛайн rusline.aero 225

12. Грозный Авиа grozny-avia.ru 224

13. АТК «Ямал» yamal.aero 213

14. Россия rossiya-airlines.com 213

15. Вим-Авиа vim-avia.com 209

16. Аврора flyaurora.ru 204

17. Ангара angara.aero 204

18. Икар pegasfly.com 199

19. Донавиа aeroflot-don.ru 193

20. Северсталь severstal-avia.ru 188

21. КрасАвиа ak-krasavia.ru 188

22. КогалымАвиа metrojet.ru 184

23. Ижавиа izhavia.su 184

24. Алроса alrosa.aero 178

25. ИрАэро iraero.ru 172

26. Саратовские авиалинии saratovairlines.ru 158

27. Газпромавиа gazpromavia.ru 140

придуман и впервые упомянут экспертом ит-индустрии и владельцем компании «Инфогрэйс» Дмитрием Алексеевичем Низовцевым на международном форуме «Лес и человек-2015».

Предположим, что некий рынок ограничен 10 компаниями. В 6 из них внедрена информационная система «А», в 4 - информационная система«В». Соответственно, доли рынка информационных систем«А» и «В» составляют 60% и 40%.

Далее методом опроса (используем шкалирующий тип вопросов) оцениваем рейтинг информационных систем «А» и «В» по 10-балльной шкале (критерии оценки в данном контексте значения не имеют). Предположим, информационная система «А» получает рейтинг 7.5, а система «В» - рейтинг 7.0. Вычисляем доли рейтингов и выражаем в процентах:

Доля «А» = 7.5/(7.5+7) = 51,7% Доля «B» = 7.0/(7.7+7) = 48,3%.

Инфограция - это разность между относительным уровнем качества (в данном случае рейтингом, отражающим относительный уровень качества) и долей рынка:

Инфограция «А» = 51.7% - 60% = - 8,3 Инфограция «В» = 48.3% - 40% = 8.3

Таким образом, относительное качество (относительное качество - качество относительно других систем рассматриваемого пула согласно потребительской или экспертной оценке) системы «А» не «успевает» за ее рыночной долей, а системы «В» - опережает. Следовательно, система «В» может оцениваться, как более перспективная с точки зрения рыночного роста и потенциального эффекта от инвестиций.

Необходимо отметить, что использование балльной шкалы в качестве метрики оценки относительного уровня качества вносит определенные искажения в ранжирование информационных систем по значению инфограции. Поэтому на «плотных рынках» (рынках, на которых представленные продукты мало чем отличаются, стратегии развития компаний во многом схожи и основная конкурентная борьба ведется по цене) целесообразно оперировать рыночными местами игроков. Таким образом, искажения, внесенные масштабом шкал, нивелируются. Для примера рассмотрим рейтинг веб-сайтов авиакомпаний (табл. 1)4:

Рейтинг был получен методом экспертного опроса в результате ранжирования сайтов по интегральному показателю, включающему в себя оценку следующих критериев:

■ качества CMS (Content Management System - в пер. с англ.

«система управления контентом»);

■ качества движка ИПП (ИПП - интернет-пункт продаж авиабилетов);

■ юзабилити (от англ. usability);

■ дружественность к мобильным устройствам (mobile friendly);

■ скорости загрузки веб-сайта;

■ группы seo-метрик (SEO - Search engine optimization, в пер. с англ. «оптимизация под поисковую машину»).

Теперь произведем ранжирование веб-сайтов авиакомпаний согласно значению инфограции - разнице мест в рейтинге по объему перевозок (рыночной доле) согласно данным Росавиации за январь-ноябрь 2015 года5 и в рейтинге веб-сайтов (табл. 2):

Информационные системы (веб-сайты) авиакомпаний согласно представленному рейтингу можно разделить на 3 группы по значению инфограции:

■ Инфограция от -10 до -4 - это авиакомпании, чьи веб-сайты по своему качеству значительно уступают занимаемой рыночной доле. Это авиакомпании из группы риска - группы, характеризующейся потенциальной потерей рыночной доли из-за несоответствия вебсайта рыночным требованиям;

■ Инфограция от -3 до +3 - авиакомпании, чьи веб-сайты по качеству соответствуют занимаемой авиакомпаниями рыночной доле. Как правило, сюда входят лидеры рынка по рыночной доле, которым из-за высокой конкуренции в своих сегментах сложно совершить качественный скачок в развитии за счет развития собственных информационных систем;

■ Инфограция от +5 до +15 - авиакомпании, значительно опережающие качеством веб-сайтов свою рыночную долю. Это компании с большим потенциалом рыночного развития. Привлекательные с точки зрения потенциальных инвесторов.

Таким образом, рейтинг информационных систем по инфогра-ции - это рейтинг инвестиционной привлекательности информационных систем.

Толкование термина «инфограция» предоставляет широкое поле для творческого и научного осмысления связи качества информационных систем с их рыночной долей. Даже первый поверхностный взгляд на проблематику позволяет представить неисчерпаемый потенциал для развития научного инструментария согласно рейтингу по инфограции: получение стратегических квандрантов в зависимости от величины инфограции и рыночной доли, составление рейтин-

Таблица 2. Рейтинг веб-сайтов российских авиакомпаний, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, по инфограции

Кол-во

перевезенных Место в Место в

Авиакомпания пассажиров согласно рейтинге перевозок рейтинге веб- Инфограция

данным Росавиации сайтов

Росавиации

Грозный Авиа 133 879 27 12 15

Якутия 592 010 17 6 11

Нордавиа 676 332 16 8 8

Ред Вингс 980 785 14 7 7

РусЛайн 538 511 18 11 7

КрасАвиа 185 618 25 20 5

Северсталь 173 055 26 21 5

Ангара 354 796 20 17 3

Ижавиа 251 854 23 22 1

Победа 2 759 189 6 5 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирь 7 572 987 2 1 1

Таймыр 1 050 035 11 10 1

Уральские Авиалинии 5 102 095 4 3 1

Аэрофлот 24 063 999 1 2 -1

ИрАэро 251 065 24 25 -1

Ютэйр 5 169 343 3 4 -1

Оренбургские авиалинии 2 703 435 7 9 -2

АЛРОСА 319 359 21 24 -3

АТК "Ямал" 1 343 721 10 13 -3

Аврора 1 046 421 12 16 -4

Газпром авиа 274 679 22 27 -5

Икар 1 021 953 13 18 -5

ВИМ-АВИА 1 508 185 8 15 -7

Саратовские авиалинии 491 745 19 26 -7

Когалымавиа 895 720 15 23 -8

Россия 4 478 289 5 14 -9

ДОНАВИА 1 400 816 9 19 -10

гов инвестиционной привлекательности информационных систем, ранжирование информационных систем по инфограции отдельных групп показателей и т.д. Также подобный подход стимулирует стремление владельцев и разработчиков информационных систем к непрерывному развития согласно темпам рыночного роста. Например, если растущая авиакомпания длительное время будет использовать на своем веб-сайте морально устаревший движок ИПП или CMS, то это неизбежно приведет к падению величины инфограции, увеличит риски, связанные с потерей рыночной доли.

Вне всяких сомнений, оценка качества информационных систем должна коррелировать с уровнем конкурентоспособности компаний, их использующих. Инфограция зависит от степени распространения информационной системы и диктует разработчикам необходимость ее непрерывного совершенствования согласно покорению новых рыночных вершин.

Литература:

1. ISO/IEC 2382-1:1993. Information technology—Vocabulary — Part 1: Fundamental terms

2. Невдяев Л.М.. Телекоммуникационные технологии. Англорусский толковый словарь-справочник. Подредакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002

3. Рейтинг веб-сайтов российских авиакомпаний - декабрь 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gloomreklama. ru/rating_website_airline/

4. Федеральное агентство воздушного транспорта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/

1 ISO/IEC 2382-1:1993. Information technology — Vocabulary — Part 1: Fundamental terms

2 ISO/IEC 2382-1:1993. Information technology — Vocabulary — Part 1: Fundamental terms

3 Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо-русский толковый словарь-справочник. Подредакцией Ю.М. Горностаева Москва, 2002

4 http://www.gloomreklama.ru/rating_website_airline/

5 http://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.