-►
Теория искусства
УДК 766:003.63
В.В. Лаптев
ИНФОГРАФИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Vladimir V. Laptev INFOGRAPHICS: BASIC CONCEPTS AND DEFINITIONS
Аннотация
В статье приведены основные понятия и определения в инфографике как составной части культурного пространства и особом направлении коммуникационного дизайна. Уточнен терминологический аппарат, обоснована предметная область применения. Рассмотрены составные части инфографики, определен круг вопросов, связанных с решением общественно значимых задач.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА, ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ, СЕМИОТИКА, ГРАФЫ.
Abstract
In the article presents the basic concepts and definitions in the infographics as an integral part of the cultural space and the specific direction of the communication design. The author refined terminological apparatus, justified the subject area of application. Considered components of the infographics, defined range of issues to address socially important problems.
Keywords
INFOGRAPHICS, VISUALIZATION, PICTORIAL STATISTICS, THEMATIC MAPPING, SEMIOTICS, GRAPHS.
Современные способы передачи информации не могут обойтись без ее графического представления. Визуальные образы наилучшим образом считываются человеком. При этом сохраняется актуальная потребность в наличии четких и ясных целей решаемых задач и, конечно, полного понимания пользователем представленной идеи. Для этого дизайнеру необходимо доступно передать информацию в условном графическом виде, убрав все лишнее и сохранив при этом привлекательность подачи.
Информационная графика по историческим меркам относительно недавно вошла в состав дизайна. Само понятие сформировалось во второй половине ХХ века, объединив несколько областей проектной деятельности. Так,
для обозначения количественных графиков и структурных схем-графов ранее использовались следующие обозначения: «изобразительная статистика», «деловая графика» «научно-техническая графика». Графическое распределение хозяйственных, климатических, геологических показателей осуществляли экономические и тематические карты с использованием знаковых систем в виде условных знаков и пиктограмм. Семиотика отвечала за толкование визуальной навигации в аэропортах и на вокзалах, за дорожные знаки и знаки безопасности на производстве.
Термин «инфографика» сегодня широко используется как в сфере коммуникативного дизайна, так и в других профессиях, связан-
ных с предоставлением информационного обеспечения деятельности человека. Это касается экономики, управления, научных исследований, журналистики, научно-популярной публицистики, образования, пропаганды, рекламных и бизнес-коммуникаций. Благодаря стараниям средств массовой информации понятие «инфографика» стало широко известно на бытовом уровне.
Графическая подача информации или знаний приобрела в последние десятилетия значительную популярность среди дизайнеров. Однако, несмотря на ее активное использование, границы, определяющие инфографику как отдельный вид художественно-проектной деятельности, сегодня определены недостаточно четко. Отсутствуют или имеют двоякое толкование основные понятия и определения. Размыты критерии оценки проектов, содержащих информационную графику. Недостаточно полно сформировано поле знаний об этом предмете, что приводит к многочисленным лакунам, которые заполняются непроверенными высказываниями и несистематическими исследованиями. Не случайно инфографика до сих пор не включена в учебные планы высшей школы по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Дизайн».
Существуют теоретические исследования, посвященные вопросам визуализации информации. Однако в большинстве своем они не дают исчерпывающей характеристики данного направления в художественно-проектной деятельности, не предоставляют целостной картины, системы понятий и принципов функционирования инструментов инфографики. По сути дела, они раскрывают определенный аспект этого вопроса или сосредоточены на описании практических приемов, не раскрывающих полностью механизм работы информационного дизайнера. В результате оценки отечественных и зарубежных материалов можно сделать вывод, что большинство авторов изучают скорее не инфографику в целом и даже не отдельную часть, а ее приложение в конкретной дисциплине: философии, семиотике, психологии, статистике, картографии, экономике, журналистике и пр.
Недостаточная разработанность теоретической базы этого направления художественно-проектной деятельности связана прежде всего
с тем, что инфографика — направление дизайна, находящееся на стадии формирования. Оно складывается из практического опыта визуализации статистических данных, представления местности на картах и планах, семиотики, инженерной графики, визуальной эргономики и др. Все это обусловливает необходимость проведения настоящего исследования.
Инфографика — это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний. Используется для быстрой и четкой передачи вербальной информации с формированием связанных с ней визуальных образов. Как часть медийных коммуникаций инфографика имеет междисциплинарный характер. Она напрямую относится к средствам массовой информации, и ее изучают журналисты. В ней остро нуждаются математики и социологи, экономисты и статистики. По словам бельгийского ученого П. Луи (P.J. Lewi), автора известного эссе, инфографика может быть определена как «перевод чисел в форму рисунка, эскиза или поясняющего плана или иллюстрации» [4, с. 12].
Однако не только числа являются исходными данными. Перевод в форму графики может производиться в отношении неколичественных значений: знаков, местоположения, взаимосвязей. Порой такое деление не в состоянии описать инфографику, визуально преобразующую массивы знания. Например, школьные наглядные пособия по биологии, астрономические схемы или конструктивные чертежи, показывающие работу сложных механизмов. Здесь можно увидеть тесную связь между инфографикой и иллюстрацией. С помощью иллюстрации — рисунка, чертежа, схемы — можно представить какое-либо явление или процесс в форме, удобной для зрительного восприятия. Этой функцией наделена и фотография. Все это можно определить термином «визуализация».
Визуализация является основой современного информационного проекта. Без соответствующих графических образов невозможно представить результаты научного исследования или технических разработок, успешный учебный процесс или журналистский репортаж. Провести грань между научно-технической визуализацией и инфографикой — чрезвычайно
сложная задача. Чтобы отнести объект к той или иной категории, необходимо опереться на ряд критериев оценки. Американский ученый Р. Косара (R. Kosara) считает основным отличием между инфографикой и визуализацией отношение к эстетике восприятия. В частности, в заметке «Разница между инфографикой и визуализацией» («The Difference Between Infographics and Visualization», 2010) он рассуждает: «Визуализация создается программой, которая может быть применена к различным наборам данных. Инфографика — это индивидуальная работа для конкретного набора данных. <...> Визуализация носит общий характер, инфографика — специфический. Визуализация свободна от контекста, инфографика зависит от контекста. Визуализация (в основном) генерируется автоматически, инфографика — результат ручной работы, требующей настройки и понимания со стороны автора» [3].
Российские исследователи, например И.В. Голубятников и Н.Е. Мильчакова, рассматривают этот вопрос несколько шире, принимая инфографику как частный случай дизайн-визуализации. «Дизайн-визуализация — это художественное представление идеи дизайнера в виде изображения, медиа-объекта и т. д., воздействующее определенным образом на анализатор или систему анализаторов, акцентирующее внимание на определенные детали изображения, которые являются наиболее значимыми по замыслу дизайнера. Другими словами — это квинтэссенция информации, которую необходимо донести до зрителя, покупателя, потребителя с помощью художественных приемов и компьютерных программ, используемых в дизайне. Применение художественных и дизайнерских приемов (сочетание цвета, фактуры, текстуры и т. д.) в создании различных видов визуализации, например в рекламе, дает возможность расставить необходимые акценты для фиксирования внимания» [1, с. 62].
Действительно, главное отличие дизайн-визуализации от визуализации в широком понимании этого слова заключается в применении художественных приемов, стилизации, законов композиции и теории цвета. Поэтому техническая визуализация сама по себе не может быть инфографикой.
Рентгеновский снимок в медицине или математический граф, конструктивный чертеж или
архитектурный план, принципиальная схема радиотехнического устройства или блок-схема алгоритма программы — все это может быть лишь составной частью дизайн-визуализации. Любительское фото — это зрительная фиксация, например, детского праздника или морского путешествия. Однако не каждую фотографию можно отнести к дизайн-продукту. Пространственная модель помещения, выполненная в 3D-редакторе также не может рассматриваться дизайн-визуализацией до тех пор, пока дизайнер не расставит необходимые зрительные акценты. Аналогичное мнение о диаграммах, картах и схемах, формируемых без участия творчества, без учета эстетики восприятия.
Визуализация — это прежде всего инструмент, который сам по себе не принадлежит к области искусства. Визуализацию можно представить в виде технологии, процесса превращения числовых данных, местоположения, взаимосвязей и знаний в форму рисунка, эскиза, поясняющего плана или иллюстрации. Очевидно, что информационный дизайн использует визуальное представление данных для того, чтобы усилить познание, делает процессы, явления и части окружающей действительности видимыми и понятными. С помощью инфографики то, что не доступно для невооруженного глаза или просто не имеет визуальной природы, становится простым и понятным благодаря формируемым образам. Для географической местности информационным портретом выступает карта, для числовых данных — абстрактный график зависимости, для принципа работы устройства — руководство пользователя.
Можно сформулировать основные признаки, с помощью которых можно отличить инфографику от иллюстрации или научно-технического изображения. Это схематичность, условность и эстетичность.
Для того чтобы передать массивы чисел и связей или позиционирование объекта на карте, как правило, используются упрощенные решения. Подобная схематичность позволяет заострить и сконцентрировать внимание читателя на определенных выводах, усилить восприятие необходимых идей. Для этого избыточные данные, лишние ориентиры, ненужные подробности отбрасываются. Когда проектируется график, географический план или структурная
таблица, данные о количестве, местоположении, взаимосвязях, структуре объекта визуально подаются в упрощенном виде, без лишних деталей и пояснений. И в этом схематичном представлении информации в графическом виде — сама суть инфографики.
В качестве примера можно привести тематическую картографию. При отображении на картах, например, экономических явлений применяются специальные способы схематизации. Географические ориентиры используются только для определения общего положения ареалов распространения сельскохозяйственных культур или главных центров промышленного производства. На карте остаются лишь береговая линия, крупные судоходные реки, основные населенные пункты. Схематичность подачи может распространиться и на привычные контуры. Так, в структурной картограмме распределения земель, приведенной в IV томе «Статистики Российской империи», фактические границы губерний и уездов были приведены к ортогональной структуре. Такая схематизация была сделана для удобства картометрических вычислений площади земель.
Второй признак инфографики — ее условность — заключается в процессах кодирова-ния-декодировании информации. Сначала она зашифровывается дизайнером, представляется им в графическом виде, а затем раз-гадывается читателем. Декодирование визуальной информации является повседневной функцией восприятия, но в области информационной графики это приобретает особый оттенок графической загадки. Можно сказать, что инфографика является ребусом, шарадой, визуальной задачей, решение которой повышает самооценку, а символьно-графическая композиция подсознательно воспринимается дополнительным положительным импульсом. Например, использование в изобразительной статистике секторных диаграмм в первой половине ХХ века рассматривалось как «комплимент интеллекту человека» [2, с. 132].
Графические схемы, диаграммы и карты — это не только инструменты, которые привлекают внимание читателя. Зашифрованная ими информация должна считываться, а затем и тщательно исследоваться. Главная цель инфографи-ки состоит в том, чтобы быть в первую очередь понятной, а уже затем — красивой. Безусловно,
эстетика имеет большое значение. Но эстетика в информационном дизайне основывается не только на общеизвестных законах композиции или хорошей колористике. Привлекательной станет графика с понятной иерархией информации, изящной — по своим функциональным возможностям, интересной — из-за детализированного построения изображения.
Рассмотрение инфографики как части изобразительного искусства может привести к логичному вопросу: а чем, собственно, инфографика отличается от простой иллюстрации? Такая постановка вопроса может быть справедливой для случая, когда графическое изображение включается в состав сложного объекта, состоящего, например, из текстовой составляющей, фотоматериала, рисунков и т. п. Средства массовой информации представляются как раз такой оболочкой для разнородного материала, служащего для передачи информации.
Для слишком многих в журналистике ин-фографика — это всего лишь художественное оформление издания. Это дополнительная декорация, этакая графическая бравада, украшающая страницы журнала или газеты, привлекающая нетерпеливых читателей легкостью восприятия публикуемой информации. Отсюда вытекает мнение об инфографике как иллюстрации, насыщенной графическими элементами для расшифровки информации. Чем занимательнее будет процесс считывания, тем дольше будет поддерживаться интерес к статье и изданию в целом. Декоративность инфографики только усиливает впечатление от увиденного у неискушенного читателя.
Можно взглянуть на другую область применения инфографики — визуальное представление результатов научных исследований или технических разработок. Она расширяет возможности нашего познания, компактно и доходчиво объясняет явление или закономерность, показывает внутреннее строение и принцип действия. Поэтому возникает аналогичный вопрос: чем инфографика отличается от простого чертежа или принципиальной схемы? Не случайно в отдельных источниках приводят опубликованные сто лет назад в научно-популярных журналах конструкторские чертежи как примеры ранней информационной графики. Однако это не так. Отсутствие эс-
тетичности приводит к тому, что такое изображение можно отнести не к информационной, а к инженерной или научно-технической графике, от которой требуется прежде всего ясность передаваемой идеи.
Ключевым вопросом определения графического изображения как инфографики может стать его принадлежность к дизайну. Имелось ли в работе сочетание инженерной и художественной составляющей? Ответ на этот вопрос позволяет продемонстрировать две разные группы, различающиеся по отношению к художественной декоративности изображения: эмоциональную и рациональную инфографику.
В первой группе наиболее характерной является информационная графика, тяготеющая к образной декоративности, выполненная для журналистики и научно-популярной публицистики, начального и среднего образования, агитации и пропаганды, рекламы и PR. Задача, стоящая перед дизайнером, заключается в привлечении и удержании внимания зрителя. Графические образы должны быть убедительными и в то же время интересными.
Вторая группа объединяет информационную графику экономики и управления, бизнес-коммуникаций, научных исследований и высшего образования. К рациональной инфо-графике относятся пиктограммы навигации в среде и для интерфейсов, знаки изобразительных языков. Здесь доминирует лаконичность визуального образа, минимализм в представлении. В основе — удобство визуального восприятия, ясность идеи, однозначность толкования.
В обеих группах производится дизайн-визуализация, которая балансирует между декоративностью и информативностью, эмоциональностью и сухими графиками. Общим остается вопрос необходимости и достаточности изобразительных приемов для раскрытия темы сообщения. И этим должен заниматься дизайнер. Поэтому проектирование инфографики как элемента коммуникативного дизайна включает в себя композиционные вопросы формообразования, колористический поиск, выбор необходимых технических средств визуализации и соответствующей типографики, учет эстетического восприятия в целом.
Информационная графика формировалась из порой несовместимых концепций, методов и процедур, заимствованных из мно-
гих областей науки. Принципы проектирования карты взяты из картографии, а правила представления числовых данных в виде диаграммы — из статистики. Графические схемы управления пришли из производства, а наглядные разрезы — из инженерной графики. Типографика вошла в состав информационного проекта с методикой применения текстовых элементов. Также из графического дизайна заимствованы правила композиционного построения и цветных палитр. И, конечно же, необходимо обозначить инструментарий программного обеспечения для получения эффектной динамической или интерактивной инфографики.
Формирование теории информационного дизайна еще не закончено, как не закончено научно-техническое и технологическое развитие человечества. Поэтому историю инфогра-фики невозможно рассматривать в отрыве от истории Homo sapiens. В различных способах графического представления информации заключены ответы на простые вопросы — «что?», «где?», «сколько?», «когда?», «как?», — которые помогут определить состав инфографики.
Вид — изображение сущности, выполненное рисунком с разной степенью достоверности, — отвечает на вопросы «что?» или «кто?» Внешний вид может раскрывать структуру объекта, показывать основное строение, невидимое в обычных условиях, выявляемое с помощью транспарантности или разрезов. Иллюстрация с подробными или, наоборот, упрощенными деталями относится к естественным характеристикам объекта и становится составной частью инфографики.
Вид может быть выражен условным знаком или символом; использовался задолго до начала развития письма для обозначения субъектов, предметов, понятий, действий, явлений. Изобразительный язык в виде условных образов-рисунков и петроглифов предшествовал развитию письменности, когда знаки потеряли семиотическую значимость. Возвращение знаков происходит в ХХ веке под лозунгом: «Слова разделяют, изображения объединяют». Не случайно австрийский социолог, основатель нового изобразительного языка О. Нейрат (O. Neurath), представляя визуальную автобиографию, назвал ее «От иероглифов к Изо-тайпу» («From hieroglyphics to Isotype: a visual
autobiography», 2010). Таким образом он провел параллели между современным пиктограммами и знаковыми системами прошлого.
Знаки и символы стали неотъемлемой частью инфографики. Они используются в международных изобразительных языках (Isotype, Blissimbolics, Locos, The Elephants Memory), в графических системах дорожного движения и промышленной техники безопасности, в интерфейсах управления. Знаковые системы визуальной навигации применяются на транспорте, в городском и общественном пространстве, для отдельных событий и мероприятий, например для Олимпийских игр. Пиктограммы используются в тематических картах и на планах для условного обозначения, в фигурных диаграммах для представления количественных отношений.
Вопрос о естественном месте объекта, области его нахождения, позиционирования относительно окружающих элементов относится к инфографике. Существует мнение, что картография является ее составной частью. Географическая карта уже является схематичным условным изображением земной поверхности. Однако в полной мере к инфографике ее отнести нельзя, так как информация носит общий характер. Скорее, это пример визуализации. Не случайно в последние десятилетия картография переживает технологический бум автоматизации построения с использованием достижений аэро- и космической фотосъемки.
Карты и планы в инфографике — это скорее заготовки для дальнейшей работы дизайнера. Современное использование различного рода картосхем и картограмм позволяет за счет схематизма и условности изображения получить в наглядной форме общее представление о явлении или событии, подчеркнуть его существенные характеристики. Обобщенный характер картосхем позволяет концентрировать внимание зрителя на важных точках и объектах, оставляя без внимания картографическую сетку, масштаб, а порой и саму географическую достоверность.
Архитектурный план, разрез на техническом чертеже, анатомическое строение, представленные с применением соответствующих принципов визуализации, выполняют схожую с географическими картами функцию. Отвечают на вопрос «где?» Здесь ориентирами для по-
зиционирования могут выступать оси разреза, направления сторон света, привычные контуры строения тела, предметное окружение. Конечно, это не сравнить с основательной концепцией определения географического положения посредством долготы и широты, которая была основана на совершенно абстрактных положениях и значениях.
Но географические карты имели основную цель — ориентирование в пространстве посредством координатной сетки. Они оказали непосредственное влияние на развитие не менее абстрактных функциональной графики и статистических диаграмм. По сути, координатная сетка становится прообразом идеи целой отрасли математики — аналитической геометрии.
Графическое представление числовых значений является основой количественной инфографики. Появление систем координат (прямоугольных и полярных) дало возможность развития графического метода в статистике. Изображение чисел с помощью геометрических образов позволяет визуализировать данные в фундаментальных и прикладных науках: физике, химии, биологии, социологии, экономике, медицине. На долгое время статистическая информация становится главным объектом применения инфографики. Практически весь XIX век — эпоха исследований в области графического метода представления числовых данных.
Первые образцы диаграмм, разработанные пионером инфографики У. Плейфером (W. Playfair), являются ответом на вопрос «сколько?» и графическим способом интерпретируют количественные взаимоотношения. В качестве геометрического образа в первых графиках, представленных в «Коммерческом и политическом атласе» («The Commercial and Political Atlas», 1786) выступали непрерывные кривые и ломаные линии, столбики и полосы, круги и их сектора. Многообразие инструментов позволило количественной ин-фографике быстро завоевать популярность и распространиться в различных отраслях науки. Представление числовых данных в виде графиков переходит в число наиболее обсуждаемых вопросов на международных конгрессах и конференциях по статистике, регулярно проводившихся во второй половине XIX века.
Диаграммы становятся непременным атрибутом инфографики.
Графический ответ на вопрос о положении во времени впервые был дан английским ученым Дж. Пристли (J. Priestley). Он опубликовал «График биографии» («A Chart of Biography», 1765) и «Новый график истории» («A New Chart of History», 1769), выдержавшие множество переизданий. В этих работах визуализирована история человечества и отдельных государственных и общественных деятелей, начиная с 1200 года до н. э. и заканчивая 1750 годом н. э. Это был первый пример таймлайна (англ.: timeline), выполненного на оси времени. Графики в виде полос отвечали лишь на один вопрос: «когда?» В семейство временных графиков входят и хронограммы, в которых добавлены количественные данные о характере явлений или процессов во времени. Этот тип определен как «график, показывающий интенсивность явления в различные периоды времени с изменением (подъемом и падением) кривой в системе координат, определяемых масштабом измерения и хронологией» [5, с. 196]. Данный термин в настоящее время мало употребляется, вместо него используется понятие «временной динамический ряд».
Сегодня таймлайны и хронограммы не выделяются в отдельный класс из-за наличия системы координат и близости их линейным и полосовым диаграммам. Они присоединяются к количественной инфографике из-за схожести с временными динамическими рядами, представленными полосовыми и линейными диаграммами.
Важной составной частью инфографики являются изображения логической взаимосвязи элементов объекта, образующих единое целое, раскрывающие строение, структуру, иерархию, состав и классификацию (ответ на вопрос «как?»). В этом случае не имеют значения количественные отношения или местоположение объекта, а важны его связи: внутренние или внешние. Старейшим примером визуализации взаимосвязей является генеалогическое древо, когда в виде графического изображения пред-
ставляются родственные связи в различных поколениях одного рода или семьи.
Отцом теории графов (так же, как и топологии) является Л. Эйлер (L. Euler), решивший в 1736 году широко известную в то время задачу, называвшуюся проблемой кенигсберг-ских мостов. Для доказательства того, что она не имеет решения, Эйлер обозначил каждую часть суши точкой (вершиной), а каждый мост — линией (ребром), соединяющей соответствующие точки. Получился геометрический образ задачи — «граф».
Различные типы графов используются в схемах управления производством, в календарных графиках и структурных схемах. На графическом изображении связей построены классификации и разработки в области генетики. Ментальные или ассоциативные карты (англ.: mind map) являются типичным примером визуализации принятия решений или описания сложной иерархичной проблемы. Табулирование — это всего лишь частный случай ортогональной матричной схемы соответствия горизонтальных строк и вертикальных столбцов, в ячейках которой могут находиться как числовые данные, так и условные знаки или другая информация. Например, результаты футбольного турнира.
Таким образом, можно сделать вывод, что инфографика представляет собой дизайн-визуализацию, графический образ совокупности идей и мыслей, донесенных просто, ясно и точно, с высокой степенью достоверности и результативности. Она имеет несколько составных частей. Это количественная инфографика (графическое представление числовых данных), инфографика местоположения, инфо-графика связей, семиотическая и иллюстративная инфографика. Эти части-направления в отдельных сложных случаях объединяются и дополняют друг друга. К примеру, тематические карты кроме местоположения представляют количественные показатели, а фигурные диаграммы изображают числа с помощью пиктограмм. Несомненно, каждое направление ин-фографики достойно отдельного кропотливого исследования и изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубятников, И.В. Визуализация в дизайне [Текст] / И.В. Голубятников, Н.Е. Мильчакова // Дизайн. Теория и практика. — 2012. — № 10. — С. 61—66.
2. Eells, W.C. The relative merits of circles and bars for representing component parts [Text] / WC. Eells // J. of the American Statistical Association. — 1926. — Vol. 21. - P. 119-132.
3. Kosara, R. The Difference between Infographics and Visualization [Electronic resource] / R. Kosara // EagerEyes. — 2010. — Access mode: http://eagereyes.
org/blog/2010/the-difference-between-infographics-and-visualization (reference date: 08.07.2013).
4. Lewi, P.J. Speaking of Graphics. An Essay on Graphicacy in Science, Technology and Business [Electronic resource] / P.J. Lewi // DataScope. — 2006. — Access mode: http://www.datascope.be/sog/ SOG-Preface.pdf (reference date: 08.07.2013).
5. Meitzen, A. Geschichte, Theorie und Technik der Statistik [Text] / A. Meitzen. - Berlin: W. Hertz, 1886. - 214 s.
REFERENCES
1. Golubyatnikov I.V., Milchakova N.E. Visualization in Design. Design. Theory and Practice, 2012, nr 10, pp. 61—66.
2. Eells W.C. The relative merits of circles and bars for representing component parts. J. of the American Statistical Association, 1926, vol. 21, pp. 119—132.
3. Kosara R. The Difference between Infographics and Visualization. EagerEyes. 2010. Access mode: http://
eagereyes.org/blog/2010/the-difference-between-info-graphics-and-visualization (reference date: 08.07.2013).
4. Lewi P.J. Speaking of Graphics. An Essay on Graphicacy in Science, Technology and Business. Data-Scope. 2006. Access mode: http://www.datascope.be/sog/ SOG-Preface.pdf (reference date: 08.07.2013).
5. Meitzen A. Geschichte, Theorie und Technik der Statistik. Berlin, W. Hertz, 1886. 214 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR
ЛАПТЕВ Владимир Владимирович — доцент кафедры инженерной графики и дизайна Института металлургии, машиностроения и транспорта Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат искусствоведения.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 laptevsee@yandex.ru
LAPTEV Vladimir V. — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya str., 29, St. Petersburg, 195251, Russia laptevsee@yandex.ru
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013