Научная статья на тему 'ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА'

ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНФОГРАФИКА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ / ДИСКУРСИВНЫЕ НАВЫКИ / FOREIGN LANGUAGES TEACHING / INFOGRAPHICS / CRITICAL THINKING / ANALYTICAL READING / VISUALIZATION TOOLS / DISCURSIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Надежда Ивановна, Рубцова Анна Владимировна, Евтушенко Татьяна Геннадьевна, Смольская Наталия Борисовна, Радченко Юлия Юрьевна

В статье представлена методика применения инфографики в процессе обучения иностранному языку в многопрофильном вузе, направленная на формирование дискурсивных навыков и развитие аналитического мышления у студентов, с целью повышения эффективности иноязычного образования. Анализируется опыт использования инфографики в рамках курса профессионально-ориентированного иностранного языка для магистрантов неязыковых направлений подготовки. Эффективность предлагаемой методики обучения иностранному языку оценивается в результате проведенной экспериментальной работы, основанной на использовании инфографики и выполнении дискурсивно-аналитических заданий в статической (академическое эссе, текст устного доклада) и интерактивной (презентация подготовленного инфопостера) формах. Результаты проведенного эксперимента демонстрируют значительное повышение уровня целого ряда дискурсивных навыков, развиваемых на основе аналитической работы с текстовым материалом, что свидетельствует о том, что визуализация данных оказывается эффективным инструментом повышения качества иноязычной подготовки в вузе на основе многоуровневой интерпретации текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Надежда Ивановна, Рубцова Анна Владимировна, Евтушенко Татьяна Геннадьевна, Смольская Наталия Борисовна, Радченко Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOGRAPHICS AS A TOOL OF IMPROVING THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN A MULTIDISCIPLINARY UNIVERSITY

The article presents the method of using infographics in the process of teaching foreign languages in a multidisciplinary university, aimed at the development of students’ discursive skills and analytical thinking in order to increase the effectiveness of teaching foreign languages. The experience of using infographics in the course of the professionally oriented foreign language for post-graduates of non-linguistic areas is analyzed. The effectiveness of the proposed method of teaching foreign languages is evaluated as a result of experimental work based on the use of infographics and the performance of discursive and analytical tasks in static (academic essay, oral report section) and interactive (presentation of the prepared information poster) forms. The results of the experiment demonstrate a significant increase in the level of development of a number of discursive skills developed in the course of the analytical work with the text. All this indicates that infographics is an effective tool for improving the quality of teaching foreign languages in the system of higher education on the basis of a guided multi-stage interpretation of the text.

Текст научной работы на тему «ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА»

Инфографика как средство повышения качества иноязычной подготовки студентов многопрофильного вуза

Алмазова Надежда Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Гуманитарного института, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» E-mail: almazovanadia1@yandex.ru

Рубцова Анна Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Высшей школы лингводидактики и перевода, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» E-mail: annarub2011@yandex.ru

Евтушенко Татьяна Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» E-mail: evtushenkotg@gmail.com

Смольская Наталия Борисовна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» E-mail: n.smolskaia@yandex.ru

Радченко Юлия Юрьевна,

старший преподаватель Высшей школы лингводидактики и перевода, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» E-mail: urogov@gmail.com

В статье представлена методика применения инфографики в процессе обучения иностранному языку в многопрофильном вузе, направленная на формирование дискурсивных навыков и развитие аналитического мышления у студентов, с целью повышения эффективности иноязычного образования. Анализируется опыт использования инфографики в рамках курса профессионально-ориентированного иностранного языка для магистрантов неязыковых направлений подготовки. Эффективность предлагаемой методики обучения иностранному языку оценивается в результате проведенной экспериментальной работы, основанной на использовании инфографики и выполнении дискурсивно-аналитических заданий в статической (академическое эссе, текст устного доклада) и интерактивной (презентация подготовленного инфопостера) формах. Результаты проведенного эксперимента демонстрируют значительное повышение уровня целого ряда дискурсивных навыков, развиваемых на основе аналитической работы с текстовым материалом, что свидетельствует о том, что визуализация данных оказывается эффективным инструментом повышения качества иноязычной подготовки в вузе на основе многоуровневой интерпретации текста.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, инфографика, критическое мышление, аналитическое чтение, визуализация данных, дискурсивные навыки

Трансформации в сфере высшего образования, обусловленные процессами цифровизации различных сфер деятельности человека в современном обществе, несомненно, влияют на методологию обучения иностранному языку в высшей школе [7]. Современная парадигма высшего иноязычного образования определяет особую роль обучения иностранному языку студентов с точки зрения приобретения ими не только языковых навыков и умений, но и целого ряда академических навыков, связанных с развитием критического анализа, дискурсивных способностей, умений работать в команде, творческих способностей и пр. [3,8].

В связи с этим в учебный процесс внедряются инновационные приемы и методы обучения иностранному языку (ИЯ), позволяющие актуализировать продуктивную образовательную деятельность обучающихся, проектировать индивидуальную образовательную траекторию студентов, формировать чувство ответственности за получение личностного образовательного продукта, что в целом влияет на повышение качества иноязычной подготовки студентов высшей школы [6].

В данном исследовании представлена методика применения инфографики с целью формирования дискурсивных навыков у изучающих иностранный язык в вузе, так как именно эти навыки позволяют правильно выстраивать связную устную и письменную речь на иностранном языке, что является ведущим фактором эффективности иноязычной подготовки в высшей школе [2,7].

Мы полагаем, что развитие дискурсивных навыков должно выстраиваться на овладении навыками критического мышления в процессе аналитического чтения на иностранном языке. Аналитическое чтение предполагает связную и адекватную интерпретацию текста, которая включает в себя когнитивные автоматические и стратегические навыки [12]. В процессе аналитического чтения у студента формируется навык понимания лингвистической организации текста, обучающийся усваивает информацию из области своей профессиональной деятельности [13]. При работе с текстом происходит развитие когнитивных процессов, позволяющих проецировать данный вид аналитической работы и на другие виды образовательной деятельности [4, ^186].

По сути когнитивно-деятельностный подход в овладении профессионально-ориентированным иностранным языком определяет развитие процессов социального познания и аналитического мышления в ходе просмотра и анализа исходно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

го материала для чтения на предмет понимания смыслового содержания текста или извлечения конкретной информации: обучающийся конструирует ментальный образ, определяющий корреляцию между пониманием связного текста и предполагаемым смыслом автора.

Не менее важным фактором является то, что студенты, как правило, имеют определенный багаж профессиональных знаний в своей области, которые помогают им выявить связи между элементами текста и генерировать новые идеи при сборе информации по предмету исследования. В результате происходит актуализация элементов текста, которая затем трансформируется в его вербальную форму, и этот продукт уже является сочетанием предполагаемого авторского смысла и способа понимания читателя, обусловленного как экстралингвистическими, так и лингвистическими факторами, а именно текстовой информацией, то есть организацией текста в виде набора предложений и коннекторов [5]. Таким образом, интерпретация текста по той или иной специальности определяется как уровнем профессиональной подготовки обучающихся и индивидуальными особенностями студентов: скоростью и глубиной когнитивных процессов, по-разному развитой способностью критического мышления. Навыки критического мышления связаны с анализом информации, её обработкой, интерпретацией, аргументацией и пр.

В процессе критического мышления активизируются следующие важные когнитивные процессы: внимание, категоризация информации, анализ и рассуждение [9, с.32]. Соответственно, развиваются следующие навыки:

- определение авторской позиции и выявление аргументации;

- логическое изложение проанализированной информации;

- синтезирование информации (составление суждений и синтезирование их для формирования собственной позиции);

- представление собственной точки зрения структурированным, ясным и аргументированным способом с целью убедить в этом других [9, с.47].

Отсюда следует, что необходима разработка эффективного метода развития навыков критического мышления в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, и одним из действенных инструментов для этого может являться инфографика [10].

Современные электронные образовательные ресурсы позволяют широко использовать визуализацию данных на занятиях в процессе разработки и использования наглядных пособий в курсе профессионально-ориентированного иностранно-5 го языка [11]. Однако, статическая визуализация о данных пока еще не имеет широкого применения ^ в иноязычном образовании в вузе, хотя может рас-еЗ сматриваться как инструмент развития дискурсив-Ц ных навыков, контролируемых преподавателем

на всех этапах: от создания до представления готового инфопостера [1]. При этом следует фокусироваться не на природе механизмов восприятия и продуцирования, а в основном на опосредованной части моделирования текста, поскольку задачей студента является демонстрация своих навыков критического мышления и представления образовательных результатов аудитории, обладающей конкретными профессиональными знаниями.

В задачи нашего исследования входила экспериментальная проверка эффективности применения метода обучения иностранному языку с использованием инфографики. В рамках проведенного исследования, в частности, для анализа данных, собранных с помощью тестов и опросов, применялся количественный метод исследования, а также методы описательной и логической статистики.

Педагогический эксперимент проводился в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку студентов магистратуры направления подготовки «Прикладная математика» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, родным языком которых является русский. В соответствии с рабочей программой дисциплины ее основной целью является развитие академических навыков чтения и написания иноязычных общенаучных и узкоспециальных текстов и представление полученных результатов в письменной или устной форме.

В экспериментальном исследовании приняли участие 42 студента-магистранта, обучающихся на первом курсе. Уровень владения языком определялся с помощью дескрипторов шкалы CEFR. Для эксперимента были отобраны студенты с уровнем владения английским языком В2, который по стандарту CEFR предполагает понимание основных идей сложного текста, включая дискуссии по предмету своей области исследования, продуцирование развернутого текста и аргументированное объяснение собственной точки зрения по представленному проблемному вопросу. Наличие у обучающихся указанных выше умений являлось обязательным в рамках проводимого исследования, поскольку перед студентами ставились задачи по работе с профессионально-ориентированными текстами, а именно чтение, анализ и интерпретация текстов.

В соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины продолжительность курса составляет 16 недель. В течение этого периода студенты, работая с материалами по специальности (научные статьи, монографии), должны были написать академическое эссе, создать инфопостер, составить текст для устного выступления и сделать презентацию на занятии. Раз в неделю их работа контролировалась и оценивалась преподавателем. Конкретный алгоритм организации работы представлен ниже.

Этапы мониторинга успеваемости студентов соответствовали четырем стадиям развития дискурсивных навыков с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, а именно: подготовитель-

ный этап (продолжительность - 2 недели), этап дискурс-анализа (продолжительность - 4 недели), этап визуализации данных (продолжительность -6 недель), этап представления стендового доклада (продолжительность - 4 недели).

На начальном этапе студентам был представлен алгоритм работы с текстами по специальности в течение семестра (рис. 1). Также в соответствии с обозначенными этапами мониторинга были определены основные задачи, сформулированы основные требования к конечному результату, даны инструкции по созданию инфопостера и использованию рекомендуемых сервисов (платформ/приложений).

Рис. 1. Алгоритм создания инфопостера

Этап 1. Подготовительный этап

Перед студентами ставится задача поиска обзорных и научных статей и монографии на иностранном языке по выбранной ими области исследования, что повышает мотивацию отбора значимых материалов, а их профессиональные знания позволяют провести соответствующую оценку отобранных материалов, что требует навыков аналитического чтения. По окончанию двухнедельного периода студенты определяют тему для создания инфопостера, над которым они будут работать в течение семестрового курса.

Этап 2. Анализ употребления лингвистических средств

1. Работая с отобранными статьями и/или монографиями, студенты выделяют ключевые слова, составляют глоссарий и анализируют употре-

бление академической лексики и грамматических конструкций, характерных для той или иной научной области знаний. Этот этап требует использования навыков чтения для получения конкретной информации: тексты анализируются студентами с лингвистической точки зрения.

2. Используя специфическую для выбранной предметной области лексику и грамматические конструкции, представленные в научной литературе по специальности, студенты должны подготовить академическое эссе объемом 750-800 слов. Для этого необходимы умения к краткому изложению, обобщению и резюмированию ключевых пунктов изученного материала.

Этап 3. Визуализация данных

1. Перед студентами ставится задача схематического представления материала: создание схем, таблиц, рисунков как элементов будущего инфопостера. Основной установкой к выполнению данного задания является осознание студентами того, что в результате анализа текста им необходимо представить информацию в свернутом виде путем сжатия имеющихся данных посредством визуализации полученного знания (создание образа).

2. Студенты создают инфографику (первая итерация) на основе полученной и переосмысленной информации, объединяя уже имеющиеся части, созданные ранее при выполнении предыдущих заданий, в единый графический объект.

3. Происходит редактирование инфопостера (вторая итерация). Осуществляется проверка содержания, четкости изложения и наличия связей между представленными элементами в системе представляемого научного знания.

Этап 4. Презентация стендового доклада

1. Подготовка текста стендового доклада (750800 слов) с использованием устойчивых грамматических конструкций, специальной и академической лексики и соответствующих коннекторов. Информация снова разворачивается из графической формы в письменное высказывание с установлением логических и формальных связей между элементами текста.

2. Презентация (стендовый доклад) по выбранной теме и оценка презентации других студентов. Оценивается текстовая интерпретация и экспликация графических данных (медиация).

Оценка результатов выполненных заданий проводилась по следующим критериям:

1. Оценивались только письменные задания (академическое эссе и текст устного доклада).

2. Изучалась лексическая плотность (количество слов: специальной терминологии и академической лексики), наличие устойчивых грамматических конструкций, использование дискурсивных и метадискурсивных маркеров.

При оценке презентации (стендового доклада) основное внимание уделялось двум компонентам: лаконичности и полноте изложения - по следующим критериям: образность, дизайн, содержание, релевантность данных предметной области исследования. Критерии были определены с учетом

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

упомянутой ранее сущности дискурсивных навыков и необходимости совершенствования навыков критического мышления.

Оценивание проводилось по шкале от нуля до двух баллов:

2 - отлично (соответствует требованиям, высокий творческий потенциал);

1 - хорошо (соответствует требованиям);

0 - плохо (не соответствует требованиям).

В ходе исследования было проведено анкетирование студентов с целью выявления опыта работы студентов с инфографикой на учебных занятиях, выяснялось их отношение к использованию этого инструмента для повышения мотивации и проверки знаний в ходе обучения ИЯ. Для проведения опроса использовалась модифицированная версия шкалы Лайкерта.

Для оценки динамики повышения дискурсивных навыков сравнивались результаты промежуточного письменного задания (академическое эссе) и итогового задания (текст устного доклада) путем расчета средних баллов по каждому из обязательных компонентов (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение уровня развития дискурсивных навыков

Задание Использование специальной лексики, средняя оценка(2 балла макс.) Связность письменного текста, средняя оценка (2 балла макс.) Критическая оценка, средняя оценка (2 балла макс.)

Академическое эссе 1,4 1,5 1,4

Текст презентации 1,8 1,7 1,7

Из таблицы 1 видно, что наиболее заметное улучшение было достигнуто в аспекте использования специализированной лексики (более 22%), в то время как показатель умения использовать маркеры связности повысился на 17,6%, а умение формулировать и давать критическую оценку улучшилось на 11,7%.

Для измерения указанных критериев были рассчитаны количественные показатели лексической плотности, использования дискурсивных и мета-дискурсивных маркеров (табл. 2).

Таблица 2. Лексическая плотность, употребление дискурсивных и метадискурсивных маркеров в тексте устного доклада

Задание Общее Средняя Среднее Среднее чис- Среднее Среднее Среднее Среднее чис-

число, длина, количество ло терминов число дис- число дис- число мета- ло метадис-

пись- Слова терминов и академиче- курсивных курсивных дискурсив- курсивных

менные и академи- ской лекси- маркеров, маркеров, ных марке- маркеров,

работы ческой лек- ки,% слова % ров, %

сики, слова слова

Академическое эссе 42 780 110/51 14,1/6,5 12 1,5 3 0,4

Текст презентации 42 800 124/72 16,5/9 14 1,7 6 0,8

Как видно из Табл. 2, при проведении исследования и работе над письменными заданиями студенты значительно расширили свой терминологический и академический словарный запас (увеличился на 12% и 30% соответственно), улучшился навык использования метадискурсивных маркеров для критической оценки высказывания на основе обработанной информации (увеличился на 50%), получили развитие навыки, связанные с использованием дискурсивных и метадискурсивных маркеров.

По результатам анализа представленных инфо-постеров были выявлены следующие направления дальнейшего совершенствования дискурсивных навыков в аспекте работы с информацией с целью представления ее в графическом виде (табл. 3).

Так, наиболее проблемными для выполнения задания в виде устного доклада по подготовленному инфопостеру оказались избыточность в представлении деталей и необоснованное использование излишней текстовой информации (21% и 24% соответственно), что затрудняло общее восприятие доклада: студенты использовали прямые цита-о ты из текста вместо перефразирования и обобще-£ ния. Еще одной типичной ошибкой была нереле-^ вантность данных, выбранных для представления ~ (17%). Наконец, одним из отмеченных недостат-г ков было использование ненужной справочной ин-

формации, которая мешала аудитории сосредоточиться на новой информации.

Таблица 3. Результаты экспертной оценки подготовленных инфопостеров

Критерии оценки Требования Ошибки (%)

Образность/ текстовая информация Инфопостер не перегружен средствами образности или текстовым материалом, но содержит всю необходимую информацию 24

Дизайн Визуальный дизайн соответствует тематике, связи между элементами инфопостера ясны 21

Содержание Тема раскрыта, завершенный текст, представлена вся необходимая информация 15

Релевантность данных предметной области исследования Визуально представленные данные соответствуют тематике и отражают современное состояние разработки вопроса в предметной области исследования 17

В конце семестра был проведен опрос студентов по четырем аспектам эффективности использования инфографики как дополнительного средства изучения ИЯ. Вопросы касались опы-

та использования инфографики в своих научных исследованиях, отношения студентов к использованию инфографики в учебном процессе, эффективности использования инфографики в качестве учебного инструмента для повышения мотивации обучающихся в курсе профессионально-ориентированного ИЯ. В результате обработки полученных ответов было выявлено, что только 20% респондентов ранее сталкивались с инфографи-кой в научных публикациях в своей предметной области, более 80% опрошенных студентов положительно относятся к внедрению инфографи-ки в учебный процесс, большинство опрошенных студентов (65%) согласны с тем, что инфографи-ка может быть эффективным инструментом повышения мотивации. Преимущества использования инфографики в курсе профессионально-ориентированного ИЯ представлены в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Преимущества использования инфографики в курсе профессионально-ориентированного иностранного языка

Преимущества Число опрошенных (%)

Облегчает восприятие нового научного знания 79

Делает текст более понятным и доступным широкой аудитории слушателей 75

Облегчает установление связей между элементами 81

Таблица 4 показывает, что респонденты видят основные преимущества использования статической визуализации данных в процессе изучения ИЯ в ее фасилитационной функции, поскольку ин-фографика позволяет кратко изложить большой объем информации и тем самым способствует процессу её эффективного восприятия. Инфогра-фика способствует пониманию текста, демонстрирует корреляцию между различными явлениями и, следовательно, облегчает установление логических связей между элементами текста.

Опираясь на вышеизложенное, представляется возможным заключить, что использование инфографики в курсе профессионально-ориентированного ИЯ приводит не только к повышению учебной мотивации студентов и к более высокому уровню владения ИЯ, но и к развитию критического мышления обучающихся. Проведенное нами исследование указывает на возможность использования инфографики в качестве инструмента структурирования и обобщения нового научного знания, переработанного студентами магистратуры, в процессе обучения иноязычному дискурсу и развития аналитических навыков студентов в процессе овладения ИЯ.

Предложенный алгоритм работы над инфопо-стером в течение семестра позволил проводить последовательный мониторинг вербального и визуального компонентов иноязычного дискурса, реализуемых на разных этапах процесса анализа, изучения и интерпретации текста. Однако при ра-

боте над дизайном инфопостера студенты сталкивались с определенными трудностями, в основном связанными с представлением данных в качестве единого графического объекта, однако имеющийся академический опыт и наличие навыков критического чтения, поэтапное свертывание и развертывание текстовой информации способствовали завершенному структурированному графическому представлению профессионально значимой информации с устным изложением полученных знаний в виде нового типа аналитического обзорного продукта - инфопостера с устным докладом и графически представленной информацией по теме исследования на иностранном языке.

Отметим, что на каждом из этапов работы над инфографикой студенты учатся устанавливать связи между элементами анализируемой информации, разделять информацию на отдельные семантические блоки, относящиеся к одной теме, и давать собственный анализ полученной информации, результатом которого является корректное использование дискурсивных маркеров и элементов метадискурса. Применение инфографики позволяет актуализировать самостоятельную работу студентов в сфере овладения ИЯ. В ходе этой работы развиваются навыки аналитического чтения, письменной и устной речи, которые являются целью курса профессионально-ориентированного ИЯ и показателями качества реализуемого образовательного процесса.

Таким образом, преимущества предлагаемой методики обучения ИЯ заключаются в повышении эффективности иноязычной подготовки в вузе и учебной мотивации студентов к получению новой профессионально значимой информации на иностранном языке, а также в развитии когнитивных способностей обучающихся. Полагаем, что использование инфографики при обучении ИЯ может считаться методикой, позволяющей повышать качество профессионально-ориентированного иноязычного образования в вузе, а дальнейшие исследования в данном направлении могут охватывать вопросы изучения развития когнитивных механизмов и языковых навыков, необходимых для обработки различных типов академических текстов и представления их в виде инфографики на иностранном языке.

Литература

1. Евтушенко Т.Г. Радченко Ю.Ю. Методика разработки технологии статической визуализации предметной информации для обучения студентов неязыкового вуза (на примере дисциплины «Английский язык для специальных целей») // Глобальный научный потенциал. Фонд развития науки и культуры, 2020 - № 2 (107) - С. 35-39

2. Креер М.Я., Пилипчук Е.Д. Применение ин-фографики в обучении иностранному языку студентов-экономистов и его учебно-педагогический потенциал // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018 - Т. 7 - № 3 (24) - С. 131-135

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

CJ

3. Лефевр В.А., Дубовская В.И. Способ решения задачи как содержание обучения // Новые исследования в психологических науках, 1995 -№ 4 - С.112-120

4. Узенцова Е.А., Юрочкин Н.С. Развитие иноязычной дискурсивной компетенции в профессиональном становлении студентов неязыковых вузов // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике, 2019 - Т. 5. - № 1 (4). - С. 185-188

5. Харапудченко О.В., Красилова Е.А. Технология обучения англоязычному устному научному дискурсу студентов магистратуры инженерных направлений подготовки // Современное образование: содержание, технологии, качество, 2019 - Т. 1. - С. 249-250.

6. Almazova N., Khalyapina L. International Modern Trends in Professionally-Oriented and Integrated Foreign Language Teaching in Russian and European System of Higher Education // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. SGEM 2018 Conference Proceedings, 2018. - P. 213-220

7. Almazova N.I., Rubtsova A.V., Radchenko Yu. Yu., Barinova D.O. Infographics in engineering education: methods of professional communicative context development // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences epsbs, 2019. -P. 372-382

8. Beckett G.H., Slater T. (2018). Project-based Learning and Technology // The TESOL Encyclopedia of English language teaching. Oxford, UK: Wiley Blackwell. - P. 1-7

9. Cottrell S. Critical Thinking Skills: Effective Analysis, Argument and Reflection. London, UK: Red Globe Press, 2017. - 282 p.

10. Damyanov I., Tsankov N. The Role of Infographics for the Development of Skills for Cognitive Modeling in Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2018 - № 13 (01) -P. 82-92

11. Dewantara D. The Effect of Learning with The Mindmapping Method Using Mindmap towards Student's Analytical Ability // Indonesian Journal of Science and Education, 2019 - № 3 (1) - P. 18-29

12. Diessel H. Cognitive Processes and Language Use // The Grammar Network: How Linguistic Structure Is Shaped by Language Use Cambridge University Press, 2019 - P. 131-151

13. Yeari M., Van den Broek P. A Cognitive Account of Discourse Understanding and Discourse Interpretation: The Landscape Model of Reading // Discourse Studies, 2011 - № 13 (5) - P. 635-643

INFOGRAPHICS AS A TOOL OF IMPROVING THE

QUALITY OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING

IN A MULTIDISCIPLINARY UNIVERSITY

Almazova N.I., Rubtsova A.V., Evtushenko T.G., Smolskaia N.B., Radchenko Yu. Yu.

Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University

The article presents the method of using infographics in the process of teaching foreign languages in a multidisciplinary university,

aimed at the development of students' discursive skills and analyti-

cal thinking in order to increase the effectiveness of teaching foreign languages. The experience of using infographics in the course of the professionally oriented foreign language for post-graduates of non-linguistic areas is analyzed. The effectiveness of the proposed method of teaching foreign languages is evaluated as a result of experimental work based on the use of infographics and the performance of discursive and analytical tasks in static (academic essay, oral report section) and interactive (presentation of the prepared information poster) forms. The results of the experiment demonstrate a significant increase in the level of development of a number of discursive skills developed in the course of the analytical work with the text. All this indicates that infographics is an effective tool for improving the quality of teaching foreign languages in the system of higher education on the basis of a guided multi-stage interpretation of the text.

Keywords: foreign languages teaching, infographics, critical thinking, analytical reading, visualization tools, discursive skills.

References

1. Yevtushenko T.G., Radchenko Yu. Yu. Methodology for developing the technology of static visualization of subject information for teaching students of a non-linguistic university (on the example of the discipline «English for special purposes») // Global scientific potential. Foundation for the Development of Science and Culture, 2020 - № 2 (107) - P. 35-39

2. Kreyer M.Y., Pilipchuk, E.D. The Use of infographics in teaching foreign languages to students majoring in Economics and its educational potential // Azimuth of research: pedagogy and psychology, 2018 - Vol. 7 - № 3 (24) - P. 131-135

3. Lefevr V.A., Dubovskaya V.I. Method of solving the problem as the content of education // New studies in psychological science, 1995 - № 4 - P. 112-120

4. Uzentsova E. A., Yurochkin N.S. Development of foreign language discourse competence in the professional development of students of non-linguistic universities // Current trends in the development and prospects for the introduction of innovative technologies in mechanical e ngineering, education and the economy, 2019 - Vol. 5. - № 1 (4). - P. 185-188

5. Kharapudchenko O. V., Krasilova E.A. Technology of teaching foreign-language oral scientific discourse to post-graduate students majoring in engineering // Modern education: content, technology, quality, 2019 - Vol. 1. - P. 249-250.

6. Almazova N., Khalyapina L. International Modern Trends in Professionally-Oriented and Integrated Foreign Language Teaching in Russian and European System of Higher Education // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. SGEM 2018 Conference Proceedings, 2018. - P. 213-220

7. Almazova N.I., Rubtsova A.V., Radchenko Yu. Yu., Barinova D.O. Infographics in engineering education: methods of professional communicative context development // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences epsbs, 2019. -P. 372-382

8. Beckett G.H., Slater T. (2018). Project-based Learning and Technology // The TESOL Encyclopedia of English language teaching. Oxford, UK: Wiley Blackwell. - P. 1-7

9. Cottrell S. Critical Thinking Skills: Effective Analysis, Argument and Reflection. London, UK: Red Globe Press, 2017. - 282 p.

10. Damyanov I., Tsankov N. The Role of Infographics for the Development of Skills for Cognitive Modeling in Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2018 -№ 13 (01) - P. 82-92

11. Dewantara D. The Effect of Learning with The Mindmapping Method Using Mindmap towards Student's Analytical Ability // Indonesian Journal of Science and Education, 2019 - № 3 (1) -P. 18-29

12. Diessel H. Cognitive Processes and Language Use // The Grammar Network: How Linguistic Structure Is Shaped by Language Use Cambridge University Press, 2019 - P. 131-151

13. Yeari M., Van den Broek P. A Cognitive Account of Discourse Understanding and Discourse Interpretation: The Landscape Model of Reading // Discourse Studies, 2011 - № 13 (5) -P. 635-643

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.