Научная статья на тему 'Инфляция и инфляционная паника в тылу войск генерала А. И. Деникина в отражении экономической публицистики Белого юга России (1919 г. )'

Инфляция и инфляционная паника в тылу войск генерала А. И. Деникина в отражении экономической публицистики Белого юга России (1919 г. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ / RUSSIAN CIVIL WAR / БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / WHITE MOVEMENT / А.И. ДЕНИКИН / A.I. DENIKIN / ПРАВИТЕЛЬСТВО А.И. ДЕНИКИНА / A.I. DENIKIN'S GOVERNMENT / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / MONEY CIRCULATION / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / INFLATION EXPECTATIONS / ИНФЛЯЦИОННАЯ ПАНИКА / INFLATION PANIC / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / PERIODICAL PRESS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ECONOMIC JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черниченко Марина Юрьевна

В статье анализируются материалы финансовой тематики, опубликованные в ведущих газетах, выходивших на территории, которую занимали войска генерала А.И. Деникина в 1919 г. Главное внимание уделяется тем сведениям и оценкам, которые журналисты и экономисты приводили в своих статьях, посвященных росту цен на товары и услуги. Газетные материалы о росте дороговизны рассматриваются как фактор роста инфляционных ожиданий и инфляционной паники в деникинском тылу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Черниченко Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inflation and Inflation Panic in the Rear of General A.I. Denikin's Troops as Reflected in the Economic Journalism of the “White” South of Russia (1919)

The article analyses materials on economic topics published in major newspapers circulating on the territory occupied by General A.I. Denikin's troops. The main attention is drawn to the information and assessments used in the articles which concerned increased prices for goods andservices. The press coverage of price growth issues is seen as a factor of increased inflation expectations and inflation panic in Denikin's rear.

Текст научной работы на тему «Инфляция и инфляционная паника в тылу войск генерала А. И. Деникина в отражении экономической публицистики Белого юга России (1919 г. )»

М.Ю. Черниченко

ИНФЛЯЦИЯ И ИНФЛЯЦИОННАЯ ПАНИКА В ТЫЛУ ВОЙСК ГЕНЕРАЛА А.И. ДЕНИКИНА В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ БЕЛОГО ЮГА РОССИИ (1919 г.)

В статье анализируются материалы финансовой тематики, опубликованные в ведущих газетах, выходивших на территории, которую занимали войска генерала А.И. Деникина в 1919 г. Главное внимание уделяется тем сведениям и оценкам, которые журналисты и экономисты приводили в своих статьях, посвященных росту цен на товары и услуги. Газетные материалы о росте дороговизны рассматриваются как фактор роста инфляционных ожиданий и инфляционной паники в деникинском тылу.

Ключевые слова: Гражданская война в России, Белое движение, А.И. Деникин, правительство А.И. Деникина, финансовая политика, денежное обращение, инфляция, инфляционные ожидания, инфляционная паника, периодическая печать, экономическая публицистика.

Ключевую роль в обострении кризисных явлений в экономике на территориях белых режимов в годы Гражданской войны, в частности на юге России, играло падение покупательной способности российской национальной валюты при сохранении относительной рыночной свободы: именно эти факторы породили рост дороговизны и невиданный разгул спекуляции. Это вытекает из опубликованных за последнее десятилетие монографий1 и ста-тей2 С.В. Карпенко, в которых анализируется финансовая политика правительств генералов А.И. Деникина и П.Н. Врангеля, а также ее воздействие на различные стороны хозяйственной жизни и белой государственности на юге России.

Традиционно одним из основных источников, который отечественные историки используют при изучении Белого движения еще с 1920-х гг., являются газеты, издававшиеся на территориях, подконтрольных белым армиям, как на востоке России, так и на

© Черниченко М.Ю., 2014

юге. Однако до сих пор материалы, опубликованные на страницах газет, используются историками по большей части иллюстративно: самые значительные факты, приведенные журналистами, и их самые яркие оценки, перекочевав на страницы научных журналов и монографий, остаются лишь более или менее убедительными иллюстрациями3. Порой дело доходит до чрезмерного цитирования газетных материалов при почти полном отсутствии их анализа4.

Однако по мере накопления фактического материала об экономическом кризисе в белом тылу становится все более очевидно: изучение денежного обращения и финансовой политики белых правительств лишь в «чисто экономическом» плане не позволяет всесторонне раскрыть механизм кризиса товарно-денежного обращения на их территориях. И причина этого с выходом в свет новых работ также становится все очевиднее: в условиях Гражданской войны фактором исключительной силы воздействия на экономику была не только финансовая политика сама по себе, но и ее восприятие населением, реакция различных социальных групп на правительственное регулирование товарно-денежного обращения, на реальное состояние этого обращения, прежде всего на дороговизну, как в начале XX в. называли в России инфляцию.

В этой связи следует подчеркнуть, что периодическая печать играла в белом тылу совершенно исключительную роль. Во-первых, она являлась «транслятором» законов и распоряжений власти в экономической области. Во-вторых, несмотря на все цензурные ограничения, естественные в условиях Гражданской войны, она была единственным «рупором» многоликого «экспертного сообщества». В-третьих, она естественно превратилась в инструмент формирования общественного мнения и, следовательно, в стимул рыночного поведения населения.

Статьи на финансово-хозяйственные темы, опубликованные в белой печати, сочинялись талантливыми журналистами и публицистами, многие из которых специализировались на хозяйственной тематике, а также экономистами, использовавшими яркую, эмоциональную лексику. Однако простое цитирование мало помогает в объяснении закономерностей и случайностей развития финансового кризиса на белых территориях. Между тем, как мы уже писали, эти статьи как исторический источник скрывают в себе куда больше возможностей и ответить могут на куда большее число вопросов, если не ограничиваться привычным иллюстрированием, а применить методы контент-, дискурс- и социолингвистического анализов. И при этом стремиться к раскрытию сложного механизма взаимодействия и взаимовоздействия печати, власти, общества и экономики5.

В настоящей статье предпринята попытка изучения материалов периодической печати Белого юга (территории, подконтрольной в 1919 г. Вооруженным силам на юге России (ВСЮР) под главным командованием генерала А.И. Деникина), опубликованных в 1919 г., с точки зрения их освещения дороговизны (инфляции).

Вообще газеты Белого юга в 1919 г. пристально следили за работой Управления финансов и за деятельностью его начальника профессора М.В. Бернацкого. Это обостренное внимание объединяло газеты всех политических направлений: как «добровольческие», так и «казачьи», как официозы, так и частные «общественно-политические», как правые «органы государственной и национальной мысли», так и либеральные с умеренно-демократическими (последние являлись «самыми левыми» на Белом юге). С другой стороны, падение курса национальной валюты, рост дороговизны и разгул спекуляции с каждым днем ухудшали жизнь населения, что неизбежно порождало у «читающей публики» обостренный, жадный интерес к мерам, принимаемым правительством в хозяйственной области. Откликаясь на спрос, газеты освещали денежное обращение в тылу ВСЮР необычайно широко. На газетных полосах всегда находилось место для статей журналистов и ученых-экономистов, а также для интервью с членами правительства, прежде всего Бернацким, с анализом состояния денежного обращения и решений финансового ведомства, с разного рода проектами мер по прекращению роста дороговизны.

К лету 1919 г. денежный оборот на территории ВСЮР оказался крайне пестрым и перенасыщенным бумажными денежными знаками и их суррогатами. Продвигаясь в глубь страны, три армии ВСЮР «втягивали в обращение» миллиарды рублей разных правительств, включая советские рубли 1918 и 1919 гг. выпуска: как суммы, захваченные в советских учреждениях и штабах Красной армии, так и те накопления, что были на руках у населения. Это явление, присущее Гражданской войне, С.В. Карпенко назвал «фронтовой эмиссией», при которой происходил безмерный и беспримерный за всю историю России количественный рост денежной массы на ограниченной территории нескольких южных губерний и казачьих областей бывшей Российской империи6. В такой ситуации, при столь небывалой качественной пестроте денежной массы, неизбежно возникла и разная оценка городским и сельским населением надежности и покупательной способности рублей разных выпусков. Все это вместе создало хаос в денежном обращении, подстегивало дороговизну (инфляцию) и спекуляцию, опустошало и без того скудную казну ВСЮР, срывало финансирование и снабжение наступающих войск.

Бернацкий обоснованно считал - и в этом он был прав как знаток финансового дела, - что до «освобождения Москвы» нет смысла проводить радикальную, коренную денежную реформу, ибо действенной она будет лишь в масштабах всей России, «очищенной от большевиков». А потому, исходя из принципа «главное - не навредить», он ограничился тем, что пытался затормозить инфляцию путем сокращения объема денежной массы и ликвидации ее пестроты. С другой стороны, возглавляемое им Управление финансов сделало ставку на форсированную эмиссию.

В итоге на территории ВСЮР сложилась чрезвычайно сложная ситуация с денежным обращением. Существование как такового внутреннего курса национальных валют в пределах одной страны можно назвать феноменом, особенно если учесть, что даже название большинства купюр было одинаковым - рубль (отличие составляли год выпуска и то, каким правительством были выпущены денежные знаки). Внутренний курс национальных валют, имевших хождение в тылу, зависел исключительно от большего или меньшего доверия населения к тем или иным денежным знакам. А доверие населения напрямую было связано с материалами, публикуемыми в прессе. Содержание этих материалов позволяет сделать вывод о том, что у правительства Деникина не было четкой скоординированной информационной политики по вопросам, касающимся денежного обращения. В результате часто в газетах встречаются диаметрально противоположные мнения по одному и тому же вопросу (например, вопрос о денежной реформе в отношении «керенок»). Следствием этого была дезориентация населения, которая провоцировала паники, способствующие понижению курса даже считавшейся правительством наиболее надежной национальной валюты, а с другой стороны, подстегивающие спекуляцию и дороговизну. Таким образом, все денежные единицы, имеющие хождение на территории ВСЮР, постепенно переходили в разряд мягкой валюты. Это явление, в свою очередь, неизбежно подстегивало как инфляционные ожидания населения, так и собственно инфляцию7.

Инфляция была одной из самых острых проблем тыла, так как она являлась главным раздражителем и причиной недовольства населения. Устойчивая тенденция роста цен, во-первых, способствовала паническим настроениям среди населения, а во-вторых, порождала инфляционную психологию.

В прессе 1919 г. большую долю составляли статьи, посвященные росту цен. Термин «инфляция» в газетах не использовался, его эквивалентом служило понятие «дороговизна». Единственным экономистом, использующим в своей работе, посвященной финансово-

экономическому положению тыла ВСЮР, термин «инфляция», был профессор П.П. Гензель, автор нескольких статей и брошюр на финансовую тематику8. Однако он ввел в оборот этот термин несколько в ином значении, нежели его принято понимать в современной экономической науке. Инфляция, по его мнению, это то же самое, что и необоснованная эмиссия (деньги выпускаются для покрытия дефицита бюджета), которая приводит финансовую систему государства, в частности деникинской власти и тыла ВСЮР, к дисбалансу. При этом он пишет о существовании и положительно влияющей на финансовую систему эмиссии, когда деньги выпускаются для того, чтобы выдаваться в кредит. Таким образом, согласно теории Гензеля, можно выделить два типа эмиссии: «положительную» и «отрицательную». «Отрицательную» эмиссию он и называет инфляцией.

Современная экономическая наука понимает под инфляцией «процесс повышения общего уровня цен в стране»9 или же «обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услу-ги»10. Инфляцию в современном значении этого термина Гензель, как и большинство журналистов и экономистов начала ХХ в., называл дороговизной11.

Цены на продукты повседневного спроса в 1919 г. росли каждый день. В таких условиях среди населения распространялась паника: «У обывателя, объятого ужасом безумия, одна только мысль: "Денег, как можно больше денег! И опять денег!"»12. Эта паника, в свою очередь, порождала инфляционные ожидания. Население было уверено, что рост цен будет продолжаться дальше, и поэтому предприниматели заблаговременно закладывали в цены своих товаров предстоящий рост цен на рабочую силу, сырье и кредит, а рабочие требовали повышения зарплаты «под будущий рост цен». Деникину ничего не оставалось делать, как идти на уступки и повышать оклады чиновникам. Помимо повышения окладов официально была утверждена так называемая прибавка ввиду дороговизны13.

Эта прибавка по сути являлась индексацией, однако в реальности темпы инфляции опережали темпы увеличения заработной платы. На этот факт обращал внимание профессор Гензель: «Практически никогда заработная плата не может поспеть за обесценением валюты и за ростом дороговизны»14. Донской атаман генерал А.П. Богаевский, называя дороговизну «народным бедствием», тоже осознавал, что «никакое увеличение заработной платы и жалованья не в состоянии угнаться за ними [ценами. - М. ¥.]»15. К тому же даже хорошо разработанная и осуществляемая политика контроля соотношения цен и заработной платы дает положительный эффект только в краткосрочном плане. Она выступает в роли

адаптационной меры, за которой обязательно должны последовать другие способы остановки темпов инфляционного процесса с упором на долговременное и систематическое их осуществление.

Сущность влияния повседневного роста цен на настроения, на психологию населения очень точно описывает в своей статье автор, скрывшийся под псевдонимом «Небессмертный»: «Трагедия, как обывателя, так и нормальных предприятий, заключается в том, что ни тот, ни другие не могут твердо определить своей сметы даже на месяц. Повышательная тенденция, играющая в современной экономике доминирующую роль, не дает никакой возможности ввести свой бюджет в какие-нибудь рамки»16. Уже тогда журналисты отмечали особенности поведения населения под влиянием постоянного роста цен. Самое ужасное, подмеченное ими, заключалось в том, что инфляционная психология порождала существование самоподдерживающейся инфляции. Таким образом, получался замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно даже в условиях мирного времени.

Из тяжелого финансового положения, в котором оказалось правительство Деникина, можно было выйти посредством прекращения денежной эмиссии, введения режима жестких денежных ограничений и ввода стратегии гашения адаптивных инфляционных ожиданий. То, что эмиссия оказывает отрицательное действие на экономическую ситуацию в тылу, ни Деникин, ни Бернацкий, ни другие члены правительства до конца признавать не хотели. Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий основывается прежде всего на доверии населения правительству. Смысл этих действий заключается в изменении психологии потребителя, избавлении его от страха постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбережений. Добиться этого можно было, прибегнув к регулярному и правдивому информированию населения об уровне инфляции и о тех мерах, которое оно принимает для борьбы с инфляцией. В этом случае важно достичь психологического эффекта веры потребителя в действие государства.

Что касается информирования населения об уровне инфляции, то в этом отношении газеты, выходившие на территории ВСЮР, преуспевали. В севастопольской газете «Юг», например, существовала рубрика «Дороговизна жизни», в которой почти ежедневно публиковались цены на самые необходимые товары и продукты. В других газетах также периодически появлялись заметки о ценах на рынке. Однако эти заметки сопровождались не рассказами о действенных мерах, предпринимаемых правительством, а паническими статьями журналистов и экономистов о «жуткой» дороговизне и «безудержном разгуле» спекуляции17.

В сложившихся условиях такое «информирование» населения только подогревало общественную панику. Население вслед за журналистами обвиняло в дороговизне спекулянтов. Единственное, что удалось сделать правительству Деникина с помощью прессы, так это направить все негодование и раздражение населения на предпринимателей как на «алчных торгашей» и отвести тем самым обвинения от власти, от самого себя. Таким образом, правительство Деникина продолжало печатать новые деньги, только стимулируя инфляционный процесс, и даже не пыталось принять меры по изменению психологии потребителя, гашению инфляционных ожиданий, которые, в свою очередь, создавали благоприятные условия для самоподдерживающейся инфляции.

Гораздо сильнее, чем на «правительственные верхи», газетные публикации на финансово-экономические темы воздействовали на «белую общественность», жившую надеждами на скорое вступление войск Деникина в Москву. Одним из последствий такого положения не могло не стать распространение среди этой общественности сначала сомнений относительно способности правительства Деникина одолеть финансовый кризис, а потом и убежденности в том, что оно не в состоянии справиться с ростом дороговизны и остановить обесценение рубля, а значит, и спасти население от надвигающегося голода и обнищания. Эта убежденность неотвратимо порождала недоверие к денежным знакам главного командования ВСЮР.

Дезориентация и слухи, в свою очередь, провоцировали массовую панику на товарно-денежном рынке, которая обрекала на стремительное обесценивание даже те выпуски рублей, которые правительство Деникина и Управление финансов считали вполне надежными. А паническое поведение населения (как продавцов, так и покупателей) на товарно-денежном рынке закономерно вело к скачкообразному росту цен, дальнейшему падению покупательной силы рубля, товарному голоду, разгулу спекуляции и в конечном счете к дальнейшему углублению финансового кризиса на Белом юге.

Примечания

См.: Карпенко С.В. Очерки истории Белого движения на юге России (19171920 гг.). 2-е изд. М., 2003. С. 148-240, 291-324; Он же. Очерки истории Белого движения на юге России (1917-1920 гг.). 3-е изд. М., 2006. С. 173-295, 347-361, 388-420; Он же. Белые генералы и красная смута. М., 2009. С. 239-294, 360-393. См.: Карпенко С.В. «Поход на Москву» ВСЮР в 1919 г.: война и деньги // Экономический журнал. 2001. № 1. С. 35-76; Он же. Врангель в Крыму: го-

сударственность и финансы // Крым. Врангель. 1920 год. М., 2006. С. 82-99; Он же. «Брать сейчас взятку - значит торговать Россией!»: госаппарат и чиновничество врангелевской диктатуры // Новый исторический вестник. 2009. № 1 (19). С. 98-112; Он же. «Крамола на Кубани»: экономика и политика (1919 г.) // Новый исторический вестник. 2009. № 2 (20). С. 81-91; Он же. Наступление ВСЮР на Москву летом 1919 г.: победы на фронте и финансовый кризис в тылу // Новый исторический вестник. 2009. № 3 (21). С. 86-96; Он же. Налоговая политика белых правительств на юге России в 1919-1920 гг. // Экономический журнал. 2011. № 4 (24). С. 111-121; Он же. Диктаторская власть белых генералов и коррупция (Юг России, 1918-1920 гг.) // Власть. 2013. № 7. С. 163-167.

3 Карпенко С.В. Наступление ВСЮР на Москву летом 1919 г. С. 88, 92, 94.

4 Кокоулин В.Г. «От мала до велика спекулируют на чем только возможно»: городские рынки в «белой» Сибири (1918-1919 гг.) // Новый исторический вестник. 2012. № 3 (33). С. 94-109.

5 См.: Черниченко М.Ю. Белая пресса как источник для изучения экономической жизни в тылу ВСЮР (1919 г.) // Новый исторический вестник. 2006. № 1 (14). С. 108-117; Она же. «Спекуляция празднует свою вакханалию»: образы спекуляции и спекулянта в периодической печати Белого юга России (1919 г.) // Новый исторический вестник. 2013. № 4 (38). С. 70-87; Она же. Кризис денежного обращения в тылу войск генерала А.И. Деникина в освещении печати Белого юга России (1919 г.) // Новый исторический вестник. 2014. № 1 (39). С. 70-88; Карпенко С.В, Черниченко М.Ю. Кризис денежного обращения и финансовая политика правительства А.И. Деникина в оценках печати Белого юга России (1919 г.) // Исторические записки. Вып. 15 (133). М., 2014. С. 231-261.

6 См.: Карпенко С.В. Очерки истории Белого движения на юге России (19171920 гг.). 3-е изд. С. 174; Он же. Белые генералы и красная смута. С. 239.

7 См.: Черниченко М.Ю. «Спекуляция празднует свою вакханалию»... С. 73-74; Она же. Кризис денежного обращения. С. 82-83.

8 Гензель П.П. Девальвация и задачи налоговой политики. Симферополь, 1919. С. 5.

9 Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1994. С. 108.

10 Финансовый словарь. М., 2003. С. 129.

11 Гензель П.П. Указ. соч. С. 8.

12 Небессмертный. Что же делать? // Приазовский край. 1919. 15 (28) окт.

13 Оклады чиновникам // Приазовский край. 1919. 1 (14) сент.

14 Гензель П.П. Девальвация и задачи налоговой политики. С. 12.

15 Калинин И. Русская Вандея. М.; Л., 1926. С. 191.

16 Небессмертный. Указ. соч.

17 Черниченко М.Ю. «Спекуляция празднует свою вакханалию». С. 73-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.