Научная статья на тему 'Инфляция и дефляция как макроэкономические риски'

Инфляция и дефляция как макроэкономические риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ДЕФЛЯЦИЯ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВАЯ ДИНАМИКА / ДЕНЕЖНЫЙ СПРОС / ДЕНЕЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепов В. А., Мещерский Д. Б.

В статье инфляция и дефляция рассматриваются с позиций риск-менеджмента. Исследуются внешние и внутренние воздействия, приводящие к реализации риска инфляции и дефляции в современных условиях. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к управлению этими рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфляция и дефляция как макроэкономические риски»

Финансы

УДК 336.748.12

ИНФЛЯЦИЯ и ДЕФЛЯЦИЯ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ

В. а. слЕПОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен E-mail: [email protected]

Д. б. МЕЩЕРСКЛЙ, аспирант кафедры финансов и цен E-mail: [email protected] Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова

В статье инфляция и дефляция рассматриваются с позиций риск-менеджмента. Исследуются внешние и внутренние воздействия, приводящие к реализации риска инфляции и дефляции в современных условиях. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к управлению этими рисками.

Ключевые слова: инфляция, дефляция, риск-менеджмент, макроэкономические риски, денежно-кредитная и бюджетная политика, ценовая динамика, денежный спрос, денежное предложение.

Риски инфляции и дефляции состоят в вероятности проявления нестабильности общего уровня цен. Его изменения имеют негативные последствия для ведения бизнеса, государственных доходов и расходов, потребления и накопления домашних хозяйств [3]. Инфляционный и дефляционный процессы воздействуют не только на уровень цен, но и на процентную ставку. Так, обесценение денег приводит к расхождению между реальной и номинальной процентными ставками. Происходит формирование «надбавки» к ставке процента, учитывающей обесценение денег. Эта надбавка отражает не только существующий, но и ожидаемый темп роста цен. В ней учитываются как текущее обесценение денег, так и риск снижения их покупательной способности.

Взаимосвязанное изменение цен и процентной ставки оказывает воздействие на рентабельность в реальном секторе, а также на динамику биржевых котировок, капитализацию компаний. Кроме того, динамика процентных ставок определяет стоимость обслуживания государственного и муниципального долга. Повышение процентных ставок ограничивает возможности государства наращивать бюджетные расходы, в том числе инфраструктурные расходы.

Инфляция и дефляция являются рисками, которые способны проявиться при реализации макроэкономической, в частности, денежно-кредитной и бюджетной политики и значительно усложнить регулирование хозяйственной системы. Поэтому возникает необходимость исследования особенностей инфляции и дефляции как макроэкономических рисков, оценки внешних и внутренних воздействий, приводящих к их возникновению.

При выявлении особенностей инфляции и дефляции как макроэкономических рисков реализации макроэкономической политики важно учитывать, что они могут проявиться как в результате воздействия мировой экономики, так и вследствие особенностей развития национальной хозяйственной системы. Особенно показательной стала динамика инфляции и дефляции некоторых стран в 2007—2010 гг. (см. таблицу).

Инфляция в 1999—2010 гг., в % к предыдущему периоду

Страна 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Канада 1,7 2,7 2,5 2,3 2,8 1,9 2,2 2 2,1 2,4 0,3 -

Чехия 2,1 3,9 4,8 1,8 0.1 2,8 1,9 2,6 3 6,3 1 -

Китай - - - - - - - - 4,8 5,9 -0,7 4,6*

Индия - - - - - - - - 6,4 8,3 10,9 -

Исландия 3,2 5,1 6,4 5,2 2,1 3,2 4 6,7 5,1 12,7 12 -

Бразилия - - - - - - - - 3,6 5,7 4,9 5

Япония -0.3 -0,7 -0,8 -0,9 -0,3 0 -0,3 0,2 0,1 1,4 1,4 -

Ю. Корея 0,8 2,3 4,1 2,7 3,6 3,6 2,8 2,2 2,5 4,7 2,8 -

Норвегия 2,3 3,1 3 1,3 2,5 0,8 1,5 2,3 0,7 3,8 2,2 -

Великобритания - - - - - - - - 2,3 3,6 2,2 3,3

Швеция 0,5 0,9 2,4 2,2 1,9 0,4 0,5 1,4 2,2 3,4 -0,3 -

США 2,2 3,4 2,9 1,6 2,3 2,7 3,4 3,2 2,9 3,8 -0,4 1,6

Россия** 85,7 20,8 21,5 15,8 13,7 10,9 12,7 9,7 9 14,1 11,7 -

Россия*** 36,5 20,2 18,6 15,1 12 11,7 10,9 9 11,9 13,3 8,8 8,8

Источники: официальные сайты ОЭСР (URL: http//www.oecd.org), МВФ (URL: http//www.worldbank.org). * URL: http//www. rbc. ru. ** По данным ОЭСР. *** По данным Росстата.

К внешним воздействиям, приводящим к реализации риска инфляции, относятся:

— динамика ликвидности в резервных валютах и ее давление на мировые цены, процентные ставки, валютные курсы, биржевые котировки;

— динамика импортных цен;

— приток иностранного краткосрочного капитала;

— спекулятивные операции на срочных товарных рынках.

Динамика ликвидности в резервных валютах и ее давление на мировые цены, процентные ставки, валютные курсы, биржевые котировки в условиях финансовой глобализации превратились в ключевой фактор интернационализации инфляционного процесса.

Посткризисное развитие мировой экономики показывает, что ее устойчивость в существенной степени определяется снижением риска избыточной международной ликвидности. Решение этой проблемы зависит от способности правительств и центральных банков ведущих стран разработать и внедрить механизм формирования такого объема ликвидности в ведущих валютах, который минимизирует риск инфляционного процесса в мировой экономике. Эта цель может быть достигнута при согласовании мер по регулированию денежного предложения в ведущих странах. Прежде всего следует обеспечить плавные изменения в динамике ликвидности в экономиках ведущих стран. Очевидно, что в самом начале глобального кризиса скачки в денежных агрегатах были неизбежными. Быстрый рост ликвидности в этот период обеспечивал функционирование национальных межбанковских кредитных рынков и платежных систем. Однако

такие резкие действия регулирующих органов могут быть оправданы лишь в экстраординарных обстоятельствах.

Источником формирования избыточной международной ликвидности и, соответственно, риска инфляции в мировой экономике является мультиплицирование резервных валют вне границ стран-эмитентов. Проявление этого эффекта было впервые отмечено в 1950-х гг. в период формирования в Европе рынка долларов. Этот процесс усилился при создании международных финансовых центров в Нью-Йорке, Токио, Гонконге, Сингапуре. На его интенсификацию повлияло расширение деятельности офшорных банков. Закрытость информации о кредитных учреждениях, действующих в офшорных зонах, не позволяет сделать обоснованные оценки масштабов мультиплицирования резервных валют в мировой экономике. Однако очевидно, что они оказывают существенное влияние на совокупный денежный спрос и ценовую динамику.

Отсутствие достоверной информации о формировании международной ликвидности в результате действия эффекта денежного мультипликатора создает дополнительный риск инфляционного процесса в мировой экономике. Это связано с тем, что значительный объем ликвидности создается вне сферы деятельности регулирующих органов. Принятие мер по снижению влияния на ценовую динамику этой части денежного предложения в резервных валютах оказывается малоэффективным. Единственным инструментом, способным повлиять на интенсивность мультиплицирования резервных валют вне стран-эмитентов, является динамика процентных ставок на мировом рынке.

Ее повышение через снижение объема кредитования ведет к уменьшению величины денежного мультипликатора.

Динамика импортных цен приводит к реализации риска инфляции вследствие переноса изменений в мировых ценах в национальную хозяйственную систему. Этот эффект действует в условиях как отрытой, так и закрытой экономики. Он является результатом высокой степени зависимости конкретной страны от импортных поставок. Такая зависимость складывается под влиянием нескольких причин. Во-первых, необходимость импортных поставок предопределяется дефицитом полезных ископаемых и неблагоприятными природно-климатическими условиями производства конкретных видов сельскохозяйственных культур. Во-вторых, зависимость от импортных поставок усиливается в условиях кризисного состояния национального хозяйства в результате войн, социальных конфликтов, неудачных структурных реформ при переходе от одной модели экономики к другой. В-третьих, значительное влияние импортных цен на инфляционный процесс в национальной экономике проявляется в условиях модернизации. Закупка иностранного оборудования, комплектующих, лицензий и ноу-хау приводит к росту издержек, воздействующему на общую ценовую динамику.

Приток иностранного краткосрочного капитала («горячих денег») приводит к увеличению золотовалютных резервов центрального банка для обеспечения приемлемого для экспортеров курса национальной валюты. Рост этих резервов сопровождается увеличением денежной массы, резким возрастанием ее давления на цены. При этом повышательная ценовая динамика может проявляться в условиях роста как курса национальной валюты, так и процентных ставок. Такая ситуация характерна для стран с «сырьевыми» валютами [4, с. 339].

Спекулятивные операции на срочных товарных рынках оказывают существенное влияние на текущие рыночные цены через формирование инфляционных ожиданий хозяйствующих субъектов. Аномальная повышательная динамика котировок на срочных товарных рынках представляет разновидность внешнего шока, означающего реализацию риска инфляционного процесса. В частности, в 2007 г. спекулятивная активность на срочном рынке нефти стала причиной установления рекордных котировок на этот товар и непосредственной причиной резкого повышения текущих цен. Сформированные на основе динамики цен на нефть инфляционные ожидания стали факто-

ром повышательной ценовой динамики на других рынках и усилили риск инфляционного процесса в мировой экономике.

К основным внутренним воздействиям, приводящим к реализации риска инфляции, относятся:

— действия центрального банка по управлению ликвидностью;

— бюджетная политика, не адекватная состоянию экономической системы;

— последствия структурной политики;

— внутренние шоки предложения на товарных рынках;

— степень монополизации национальной экономики;

— недостаточная скоординированность денежно-кредитной и бюджетной политики. Действия центрального банка по управлению

ликвидностью способны привести к дисбалансу внутреннего денежного спроса и предложения и реализации риска инфляции, прежде всего вследствие неопределенности относительно совпадения спроса на деньги с денежным предложением. Проблема состоит в том, что агрегированный спрос на деньги для расчетов по сделкам и создания накоплений формируется на основе решений конкретных хозяйствующих субъектов.

В этой связи действия любого центрального банка имеют в своей основе субъективные представления о динамике экономической системы. Несовпадение этих представлений с реальными экономическими процессами способно привести к реализации макроэкономических рисков, и прежде всего риска инфляции.

В частности, к реализации этого риска приводят:

— не адекватные потребностям экономики операции центрального банка на открытом рынке, в результате которых в обращении оказывается излишняя денежная ликвидность;

— скупка значительного объема иностранной валюты за счет эмиссии национальных денег;

— избыточное кредитование центральным банком коммерческих банков.

Кроме того, чрезмерный объем денежной ликвидности может образоваться в национальной экономике в результате политики центрального банка в сфере регулирования процентной ставки ввиду ее значительного влияния на мультиплицирование денег в экономике [1, с. 44]. Ее чрезмерное снижение приводит к расширению кредитных операций и вызывает рост величины денежного мультипликатора в национальной экономике.

Риск инфляционного процесса значительно возрастает при переходе центрального банка к стимулирующей денежно-кредитной политике. Необходимость в такой политике проявляется в условиях депрессии, сопровождающейся снижением совокупного спроса и высокой безработицей. Однако мировой опыт показывает, что переход к активной денежно-кредитной политике способствует формированию у хозяйствующих субъектов ожиданий роста экономики на фоне усиления инфляционного процесса. Чрезмерно активная денежно-кредитная политика центральных банков ведущих стран стала причиной устойчивого инфляционного процесса в их экономиках в 1970-х гг. Причем в указанный период повышательная ценовая динамика в этих странах сочеталась со стагнацией.

Бюджетная политика, не адекватная состоянию экономической системы, проявляется в чрезмерных государственных расходах, вызывающих существенное увеличение совокупного спроса и давление на цены. Причиной такой бюджетной политики обычно является недостаточность мер, применяемых в рамках денежно-кредитной политики. Рост государственных расходов в целях стимулирования экономической деятельности практикуется в ситуациях, когда экономическая система находится в глубокой рецессии, и для ее оживления оказываются недостаточными снижение процентной ставки и увеличение денежного предложения. Однако следствием мягкой бюджетной политики является нарастание бюджетного дефицита и государственного долга. Это приводит к повышению процентных ставок и предопределяет неэффективность процентной политики центрального банка. Однако главным следствием мягкой бюджетной политики может стать дополнительный спрос на товары и услуги и, как следствие, рост цен.

Последствия структурной правительственной политики могут проявиться в несбалансированном росте конкретных производств и отраслей, возникновении общей несбалансированности экономической системы. Целью структурной политики обычно является поддержка технически передовых отраслей, общая модернизация промышленности, направленная на повышение ее эффективности. Однако несовпадение периода осуществления государственных расходов и периода достижения конкретных результатов в виде роста выпуска может приводить к повышательной ценовой динамике, заметно влияющей на ускорение инфляционного процесса в экономике в целом.

Внутренние шоки предложения на товарныхрын-

ках связаны, прежде всего, с неурожаями и природными катаклизмами, техногенными катастрофами. Снижение урожая продовольственных культур или приостановка в результате аварии крупной электростанции приводит к росту цен в результате нехватки на рынке конкретных видов продукции. Такой рост цен обычно является временным. За ним может последовать снижение цен до первоначального уровня. Однако для смягчения шоков предложения государственные органы обычно применяют меры стимулирующей макроэкономической политики. В этих условиях может произойти общий рост цен.

Степень монополизации национальной экономики и ее конкретных рынков является существенным риском инфляционного процесса [2]. Действия монополий способны приводить к относительно устойчивой ценовой динамике в результате как прямых сговоров, являющихся нарушением законодательства, так и копирования действий лидера рынка. Поэтому контроль за ценами монополистов относится к инструментам противодействия инфляционному процессу.

Недостаточная скоординированность денежно-кредитной и бюджетной политики проявляется в разнонаправленном воздействии мер, реализуемых в их рамках, на динамику основных макроэкономических показателей. В частности, масштабное рефинансирование коммерческих банков центральным банком, сочетающееся с резким увеличением бюджетных расходов, оказывает усиленное влияние на ценовые показатели. Очевидно, что его результатом может быть лишь ускорение инфляционного процесса.

В силу симметричности факторов инфляции и дефляции риски повышения цен являются противоположностью рисков их понижения. Однако риск дефляции реализуется значительно реже риска инфляции.

Список литературы

1. Андрюшин С., Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. 2008. № 11.

2. Финансы: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Сле-пова. М.: Магистр. 2010.

3. Ценообразование: учеб. пособие / под ред. проф. В. А. Слепова. М.: Магистр, ИНФРА-М. 2010.

4. Ценообразование: учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. М.: Экономисты 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.