Научная статья на тему 'Индустрия туризма региона в контексте принципов саморегулирования региональных социально-экономических систем'

Индустрия туризма региона в контексте принципов саморегулирования региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
604
43
Поделиться
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЭНТРОПИЯ / РАЗНООБРАЗИЕ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИИ / СТРАТЕГИИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Головина Анна Сергеевна

В статье рассмотрены базовые принципы саморегулирования туристских комплексов как региональных социально-экономических систем на примере Свердловской области. Показано, как туристский комплекс влияет на социально-экономическое развитие территориальных хозяйственных систем. Проанализирована стратегия развития туризма на уровне туристского центра.

Текст научной работы на тему «Индустрия туризма региона в контексте принципов саморегулирования региональных социально-экономических систем»

индустрия туризма региона в контексте принципов саморегулирования региональных социально-экономических систем1

А. Г. Шеломенцев, А. С. Головина

В статье рассмотрены базовые принципы саморегулирования туристских комплексов как региональных социально-экономических систем на примере Свердловской области. Показано, как туристский комплекс влияет на социально-экономическое развитие территориальных хозяйственных систем. Проанализирована стратегия развития туризма на уровне туристского центра.

В настоящее время социальные и экономические системы стали объектом пристального изучения не только с позиций традиционных наук об обществе (истории, социологии, политологии, отраслевых экономических наук), но и с позиций математических, физических и биологических наук. За последнее время появилось много ярких, интересных публикаций в части нетрадиционных подходов к изучению социально-экономических систем, в том числе и региональных [8, 12, 14]. Так, на смену кластерному подходу к изучению тех или иных систем пришли фрактальный, ноосферный и др. С обозначенных позиций авторы рассматривают как отдельные территории, так и виды деятельности. К примеру, многие специалисты часто рассматривают региональный туризм как многоотраслевой кластер [11].

Как известно, управление как неотъемлемая часть любой системы представляет собой воздействие, направленное на поддержание ее в заданном состоянии или перевод в качественно новое состояние. Это новое состояние не обязательно характеризуется положительным изменением системы. Кризис 2008 г. это хорошо показал.

Стало очевидным, что результатом управления может в равной степени являться и прогресс, и регресс. Однако большинство ученых в области управления и менеджмента рассматривают управление как целевое воздействие, направленное на положительный результат, связанный с приращением добавленной стоимости и потребительской ценности на уровне пред-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 10-02-00694 аЮ «Оценка влияния освоения минерально-сырьевого комплекса на межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Монголии».

приятия, организации, региона и общества [7]. Иными словами, управление — это воздействие, приводящее к прогрессу, к положительному изменению состояний социально-экономических систем. С физико-биологических позиций системы управления часто рассматривают как гомеостаты — комплексы мероприятий и действий, предназначенных для поддержания любых параметров состояния социально-экономических систем в заданных пределах, определяемых принципами саморегулирования и самоорганизации [7]. К основным принципам саморегуляции систем относят: 1) принцип це-леполагания; 2) принцип необходимого разнообразия; 3) принцип энтропии.

1. Принцип целеполагания является базовым. Согласно этому принципу. ясность приоритетов развития социально-экономической системы является необходимым условием упорядочения связей и отношений между элементами открытых социально-экономических систем. Именно этот принцип позволяет определить миссию, от выбора которой зависит траектория развития, правильное определение стратегии и тактики управления этим процессом на уровне страны, регионов, комплексов отраслей и видов деятельности. Если приводить примеры на уровне государств (макроуровень), то самым ярким примером является опыт Китая в целом, его базовых отраслей, включая и успешное развитие въездного туризма. В последние годы в КНР оформилось и набирает силу великодержавное течение с его главным тезисом «XXI век — век Китая» и нескрываемым намерением борьбы за экономическое господство. Стремление преодолеть национальное унижение и вырваться из тисков крайней бедности абсолютного большинства населения Китая на протяжении последних 20 лет искусственно усиливалось властями с помощью кампаний национальной консолидации. Аналогичные примеры формирования политики государства в период экономической трансформации на базе определения национальных приоритетов и выдвижения консолидирующей национальной идеи демонстрируют и другие страны (Германия, Япония, США и др.) Такая идея

представляет основные социально-экономические приоритеты развития государства, ясно определяет цели этого процесса, роль и место каждого региона в достижении этих целей [13].

Участники развернувшейся в последнее время дискуссии в научной литературе по поводу модернизации России в контексте глобализации отмечают одно важное обстоятельство. Речь идет о том, что достижения «азиатских тигров» и Китая надо рассматривать как вариант ассо-циировано-зависимого развития. Государствам Запада было выгодно, чтобы в этих странах начиналась ускоренная модернизация, — выгодно сначала по политическим мотивам в условиях холодной войны, а потом и в связи с теми структурными изменениями, которые происходили в их экономике. Успешная экспортная ориентация названных стран стала возможной только потому, что производство многих товаров стало невыгодным делом в государствах Центра мировой системы. Форсированная индустриализация восточноазиатской периферии, сумевшей сдвинуться к ядру мирового капитализма, неотделима от постиндустриальных сдвигов в Центре. Отсюда — вывод, как резюмирует д. э. н. В. А. Красильщиков, о новых возможностях, которые открывает глобализация: «И тут стоит поставить вопрос: с какими процессами в мировой экономике могла бы сопрягаться российская модернизация? И хотя для нас принципиально важно развитие внутреннего рынка, игнорировать мировой контекст, в котором существует Россия сегодня, просто недопустимо» [цит. по 5, с. 108].

За последние годы инновационная идея развития России и ее базовых промышленных регионов, к которым, без всякого сомнения, принадлежит и Свердловская область, обретает все большую силу, реальные территориально-отраслевые контуры. Среди точек роста российской и региональной экономики все чаще отмечают туризм как самую динамичную отрасль. Сформированы федеральная и региональные целевые программы развития туризма до 2015 г.

Принцип целеполагания определяет роль, место отдельных комплексов, отраслей и видов деятельности в социально-экономическом развитии регионов. Так, в последнее время в российской научной литературе появилось новое понятие — «туристский регион» [11].

Успешная реализация данного принципа предполагает и определенную технологию. В теории и на практике есть единичные попытки представить алгоритм целеполагания как уни-

версальный вид управленческой деятельности. Наиболее успешными, на наш взгляд, являются работы М. Г. Дегтярёва. Его алгоритм включает следующие этапы:

1) ясность цели;

2) осознание ценности цели;

3) время;

4) ресурсы;

5) осознание достижимости цели;

6) задачи;

7) осознание ценности задач;

8) осознание трудностей их решения;

9) этика в использовании ресурсов;

10) измерительные процедуры;

11) контроль;

12) формализация цели;

14) осознание миссии [3].

2. Принцип необходимого разнообразия, согласно которому разнообразие экономических субъектов и объектов в их сбалансированной количественной и качественной структуре является необходимым условием развития открытых социально-экономических систем. Так, индустрия гостеприимства любого региона представляет собой сложнейший социально-экономический и производственно-технический комплекс, имеющий свои количественные и качественные характеристики. О степени открытости этих региональных систем легко судить по интернет-ресурсам, представленным на официальных сайтах городов-миллионников, представляющих лицо целых регионов. Интересные исследования в этом плане выполнены учеными Института экономики УрО РАН [2].

3. Принцип экономической энтропии, согласно которому позитивная трансформация качества экономических субъектов и объектов возможна преимущественно в открытых социально-экономических системах. В соответствии с этим формируются конкурентные преимущества регионов, их позиции в межрегиональном взаимодействии, а также на международных рынках.

В работах по моделированию систем управления ученые отмечают важность определения степени открытости системы по ее входам. Действительно, если система по вход» закрыта, то она, очевидно, будет устойчива по этому входу. Если система закрыта по всем входам, то она будет абсолютно устойчива, однако известно, что закрытые системы обречены на гибель, поэтому решение закрыть систему для повышения ее устойчивости будет ошибочным. Примером такой деградации территориальных

социально-экономических систем являются ЗАТО, которых особенно много на Урале.

Вместе с тем слишком высокая степень открытости приводит к снижению устойчивости системы, а значит, одной из задач является обеспечение устойчивости систем по входам.

Рассмотренные выше базовые принципы саморегуляции вполне возможно применить к индустрии туризма. Развиваясь, туристский комплекс оказывает непосредственное воздействие на ключевые секторы экономики, тем самым улучшая уровень социально-экономического развития как отдельных территориально-хозяйственных систем, так регионов и стран, повышая степень открытости и снижая энтропию. Под индустрией туризма понимают многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, т. е. производством туристского продукта. Индустрия туризма региона представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент-скую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Важно отметить, что для индустрии туризма важен и человеческий потенциал, и при-родно-ресурсный потенциал, и экологический потенциал страны [6, с. 168].

Происходящее в России реформирование экономики вызвало крутые перемены и в сфере туризма. Предполагалось, что туризм станет одним из доходных сегментов рынка. Действительно, снятие железного занавеса и распад Советского Союза привели к активизации миграционных процессов. Начиная с 1990-х гг. происходит рост иммиграционных потоков и в Свердловскую область [7, с. 228229], и эти потоки обусловлены в т. ч. туризмом. Но на деле туризм оказался в глубоком кризисе, хотя на поверхности это, может быть, не столь очевидно. Однако серия последних громких банкротств туроператоров в 2010 г. еще раз подтвердила наличие серьезных проблем в отрасли, связанных с нормативно-правовым регулированием, инвестированием и финансовым менеджментом на федеральном уровне. Как отмечает Т. Фрольченко, отсутствие пос-

тепенности в переходе к новым принципам управления привело к несомненным издержкам. Масштабность реформирования не была соизмерена с временным горизонтом осуществления преобразования. Особенности предшествующего развития туристской деятельности России не были учтены, как и не были учтены особенности культуры, поведения россиян как в роли потребителей туристских услуг, так и в роли профессиональных менеджеров. При этом ориентация на стереотип зарубежного менеджера не способствовала извлечению выгоды и достижению эффективного результата [11]. Также важно понимать, что переход к рыночным отношениям многократно усложняет государственное регулирование, т.к. обусловливает несовпадение основных целей участников преобразований, заинтересованных в последствиях [13, с. 75].

С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма, ее основные задачи, включенные в план мероприятий, были выполнены.

Стратегия развития туризма в Российской Федерации является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и особенности текущего этапа развития российской туристской индустрии. В соответствии с положениями Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации на перспективу до 2015 г., являющийся неотъемлемой частью Стратегии. Положения Стратегии должны стать основой для общегосударственного понимания места и роли сферы туризма в экономике страны, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также должны определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии.

Реализация Стратегии обеспечит вклад туристской индустрии в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:

— создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста;

— повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов населения страны;

— повышение конкурентоспособности российской экономики путем повышения привлекательности нашей страны и ее регионов как туристских направлений;

— обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте.

В современных условиях все более актуализируется значимость регионального уровня развития туристской индустрии. Регион — это тот уровень, где данная проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения.

В регионах, обладающих туристским потенциалом, возникает потребность в стимулировании и планировании развития туристской сферы, а именно — развития въездного и внутреннего туризма, что обеспечивает улучшение их социально-экономического положения. Под туристским регионом понимают отдельную территориальную единицу, которая может соответствовать конкретной административно-территориальной единице, занимать ее часть или представлять собой территорию, расположенную на нескольких административно-территориальных единицах, основанную на общности туристских ресурсов, объединенную общей туристской индустрией и инфраструктурой и воспринимаемую в виде целостного объекта. Категория «туристский регион» непосредственно используется в региональном туристском планировании, которое находит свое отражение в разработке региональной туристской политики, программ и планов развития сферы туризма с учетом специфики конкретного региона. Туристское планирование на локальном уровне отличается сильной детализацией и осуществляется обычно на уровне туристского центра. Понятие «туристский центр» целесообразно использовать в привязке к туристскому региону, например, «Екатеринбург — туристский центр Урала» (точнее, центр делового туризма).

Проведение в регионах социально-экономических преобразований привело к росту роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества.

В этих условиях новым импульсом в развитии сферы туризма и его инфраструктуры может стать объединение усилий центра и регионов, регионов и муниципальных образований, что поможет туристской сфере стать полноценной, эффективно функционирующей единицей экономической системы как страны, так и отдельного региона или муниципального образования.

Таким образом, акцентируя внимание на проблематике развития туризма, можно сделать вывод о том, что развитие любой социально-экономической системы невозможно без исследования, стратегического планирования, координации, организации, разработки и принятия управленческих решений, контроля за их осуществлением, т. е. без четко выстроенной системы эффективного управления деятельностью и социально-экономическими процессами в туризме, что обуславливает необходимость формирования активной туристской политики, которая должна быть отражена при разработке концепций, целевых программ развития туризма соответствующих территориальных образований. Элементы активной туристской политики просматривается в региональной Концепции и Стратегии развития туризма в Свердловской области, направленной на всемерное развитие внутреннего, делового и социального туризма. За последнее пятилетие проделана большая работа по созданию положительного имиджа Свердловской области и г. Екатеринбурга как центра мирового конгрес-сного туризма (Саммит ШОС 2008 и 2009 гг., международная выставка «Иннопром» в 2009, 2010 гг.).

При условии реализации всех разработанных мероприятий и проектов прогнозируется положительная динамика развития туристских потоков на территории Свердловской области. К 2015 году перед индустрией гостеприимства Свердловской области поставлены задачи добиться лидерства на рынке:

— делового и конгрессно-выставочного туризма в регионе Большого Урала и Сибири, стать одним из лидеров в данном виде туристской деятельности на уровне Российской Федерации;

— городского развлекательного, семейного и шопинг-туризма в регионе Большого Урала;

— спортивного туризма (зимние виды спорта, походный туризм) в регионе Урала и Западной Сибири (и успешно конкурировать с республикой Башкортостан и Челябинской областью на рынке горнолыжного, приключенческого и экологического туризма);

— лечебного и рекреационного туризма в регионе Урала и Западной Сибири (и успешно конкурировать с республикой Башкортостан, Челябинской областью и Пермским краем).

Список источников

1. Артюхов В. В. Общая теория систем. М.: Либроком, 2009. 90 с.

2. Важенина И. С. Территория в системе экономических отношений. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 77 с.

3. Дегтярёв М. Г. Целеполагание / Бизнес_ключъ. 2007. № 10. С. 19-22.

4. Глазунов С. Системные законы и корпоративное управление // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. с. 60-65.

5. Ковзанадце И. Уроки мирового кризиса. Необходима новая модель регулирования экономики // Вопросы экономики. 2010. № 4. с. 113-116.

6. Козаков Е. М. Влияние глобализации на социальную ответственность власти // Методология оценки влияния социальной ответственности бизнеса на экономику регионов России : сб. науч. тр. / Под ред. д. э. н. Е. Л. Андреевой. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 195 с.

7. Максимчук О. В. Регулирование региональных социально-экономических процессов // Государственное регулирование экономики. Н. Новгород, 2003. с. 125-130.

8. Модернизация России в контексте глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 3. с. 105-120.

9. Проблемы и перспективы внешней трудовой миграции // Шанхайская организация сотрудничества: экономическая интеграция и национальные интересы / Под общ. ред. акад. РАН А. И. Татаркина, акад. РАН В. А. Черешнева, д. э. н. проф. А. Ф. Расулева. Екатеринбург: УрО РАН, 2010. 774 с.

10. Пространственная организация социально-трудовых систем: генезис и проблемы развития: кол. Монография / Отв. ред. О.А. Козлова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.

11. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования // Туризм. Право и экономика. 2009. № 1. с. 21-23.

12. Шеломенцев А. Г. Научные основы инновационного развития территориальных социально-экономических систем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН,

2009.

13. Шеломенцев А. Г., Мыслякова Ю. Г. Методологический подход к оценке социально ответственного регионального технологического развития // Механизмы оценки влияния социальной ответственного бизнеса на устойчивое развитие регионов России / Под ред. д. э. н. Е. Л. Андреевой. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН,

2010. 243 с.

14. Andreeva E. International Integration and National Development. Ekaterinburg: Published house of Institute of Economics. 2009.

УДК 338.48(1)

ключевые слова: целеполагание, энтропия, разнообразие, индустрия туризма, туристский регион, туристская политика, концепции, стратегии, целевые программы развития туризма

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

А. Е. Варшавский

В статье рассмотрены основные процессы, влияющие на развитие продовольственной сферы. Автором определены основные последствия воздействия внедрения проблемных инноваций на качество пищевой продукции и внутреннее потребление населения, а также предложены меры по снижению негативных последствий в этой области.

В условиях глобализации все чаще отмечаются провалы в рыночной экономике, недостаточность рыночных рычагов управления инновационным развитием и необходимость эффективного государственного регулирования экономики, основанной на знаниях. Провалы рынка, в свою очередь, усугубляют проблемы инновационного развития.

По мере усложнения знаний, перехода к междисциплинарным исследованиям возрастает неопределенность в оценке возможных

последствий от использования инноваций. Особенно серьезной эта проблема стала с ускоренным развитием наук о живой материи, а также с возрастанием роли общественных наук и появлением инноваций в сфере управления, в финансовой сфере, в области обработки информации [2].

Особенно серьезны риски при массовом применении инноваций, которые становятся все более проблемными, приносящими не только пользу, но и вред при неразумном использовании достижений науки и технологии.

Наиболее актуальной представляется проблема качества продуктов питания и внутреннего потребления (в том числе лекарственных средств) для решения которой все чаще предлагается использовать инновации. Однако применение многих инноваций сопряжено с огромным риском для здоровья [4, 5].