Научная статья на тему 'Индустрия развлечений как экономическая отрасль'

Индустрия развлечений как экономическая отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ОТРАСЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костромитин П.А.

В статье рассматривается формирование и функционирование индустрии развлечений как экономической отрасли в рамках эволюции системы социально-экономических отношений. Выделяются социально-экономические процессы, определившие современную конфигурацию индустрии развлечений: рост производительности труда и повышение эффективности производства в промышленности и сельском хозяйстве; повышение уровня благосостояния и увеличение доли свободного времени; развитие технологий, позволивших значительно снизить временные и/или стоимостные затраты на участие в развлечениях. Так же определяются специфические черты индустрии: многосегментность, динамичность, высокий уровень конкуренции как внутри каждого сегмента деятельности, так и между сегментами, низкий уровень специализации, высокие темпы виртуализации, невозможность заранее спрогнозировать спрос. Уточняется определение индустрии развлечений как сформировавшейся экономической отрасли в социально-экономической системе постиндустриального типа, системообразующим элементом которой является потребность в развлечениях, а успешность продукта определяется уникальностью продукта и/или создателя продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустрия развлечений как экономическая отрасль»

Индустрия развлечений как экономическая отрасль

Костромитин Павел Андреевич

аспирант, Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), officialkosta@gmail.com

В статье рассматривается формирование и функционирование индустрии развлечений как экономической отрасли в рамках эволюции системы социально-экономических отношений. Выделяются социально-экономические процессы, определившие современную конфигурацию индустрии развлечений: рост производительности труда и повышение эффективности производства в промышленности и сельском хозяйстве; повышение уровня благосостояния и увеличение доли свободного времени; развитие технологий, позволивших значительно снизить временные и/или стоимостные затраты на участие в развлечениях. Так же определяются специфические черты индустрии: многосегмент-ность, динамичность, высокий уровень конкуренции как внутри каждого сегмента деятельности, так и между сегментами, низкий уровень специализации, высокие темпы виртуализации, невозможность заранее спрогнозировать спрос. Уточняется определение индустрии развлечений как сформировавшейся экономической отрасли в социально-экономической системе постиндустриального типа, системообразующим элементом которой является потребность в развлечениях, а успешность продукта определяется уникальностью продукта и/или создателя продукта.

Ключевые слова: индустрия развлечений, экономические отношения, характерные черты индустрии развлечений, отрасль, социально-экономическая система.

Развитие человеческой цивилизации означает, в том числе (а может быть в первую очередь), и генезис хозяйственного механизма, выражающийся в изменении форм социально-экономических отношений, трансформации экономических взаимодействий. Именно совокупность социально-экономических интересов, проявляющихся через соответствующие отношения, определяет тип экономической системы, ее структуру и особенности, а так же формирует характеристики отдельных элементов данной системы (сфер, сегментов, секторов, отраслей).

Эволюция системы социально-экономических отношений характеризуется, на каждом своем этапе развития, специфическими, только этому этапу присущими, особенностями. Совокупность факторов, сложившихся в последние десятилетия и продолжающихся складываться в настоящее время позволили окончательно сформироваться такому структурному феномену экономики как индустрия развлечений.

На наш взгляд, формирование современного (соответствующего экономике постиндустриального типа) смысла деятельности и текущей конфигурации индустрии развлечений предопределили следующие социально-экономические процессы.

Во-первых, рост производительности труда и повышение эффективности производства в промышленности и сельском хозяйстве. Необходимо заметить, что параллельно происходило увеличение численности населения как в целом на планете, так и в промышленно развитых странах в частности. Это вызвало значительное высвобождение рабочей силы и отток ее в сферу услуг, особенно в сегменты, связанные с развлечениями, так как емкость многих других сегментов была уже весьма ограниченна.

Во-вторых, повышение уровня благосостояния и увеличение доли свободного времени (в данном контексте интерес вызывает позиция ряда авторов [3] о сокращении продолжительности рабочего дня как основания экономического развития) позволили создать в обществе запрос на развлечения, подкрепленный платежеспособным спросом. Причем этот запрос условно постоянен, так как сам характер жизнедеятельности значительного числа потребителей развлечений способствует поддержанию данного запроса.

В-третьих, развитие технологий, позволивших значительно снизить временные и/ или стоимостные затраты на участие в развлечениях (хотя суммарно это может быть достаточно значительной величиной и в абсолютном, и в относительном значениях, например [2]). Особую роль для формирования индустрии развлечений играл и играет прогресс информационных технологий. Информационные технологии обеспечили всеобщность и единовременность развлекательных событий (пусть и при виртуальности присутствия), что принципиально изменило основы функционирования индустрии развлечений.

Таким образом, системообразующим элементом, формирующим конфигурацию индустрии развлечений, является соответствующая человеческая потребность. Потребность в развлечениях, в принципе, присущая человечеству во все времена, в экономической системе постиндустриального типа стала (во многом по объективным социально-экономическим причинам) определенным массовым (в отличие от предыдущих периодов) культом, что привело к возникновению устойчивого общественного запроса. Данный запрос, обеспеченный финансовыми ресурсами, и привел к функционированию индустрии развлечений в том виде, в котором она существует в настоящее время.

Теперь, подробнее, остановимся на характерных чертах индустрии развлечений, которые присущи ей как особой сфере социально-экономической системы.

1. Многосегментность.

Индустрия развлечений, как экономическая отрасль, отличается большим количеством сегментов, составляющих её. Укрупненно индустрия развлечений включает в себя: Интернет-рекламу, ТВ-рекламу, платное телевидение, доступ в Интернет, видеоигры, киноиндустрию, книгоиздательство, музыкальную индустрию, радиоиндустрию, издание журналов и газет, наружную рекламу, СМИ как источник развлечения и ряд других. Такая дифференциация секторов обусловлена, прежде всего, широтой поня-

© £

Ю

5

2 е

8

сч £

Б

ей

2 ©

тия «развлечения». Каждый из этих сегментов имеет или будет иметь ряд под-сегментов, которые в определенном контексте конкретизируют производимый продукт.

2. Динамичность.

Индустрия развлечений является многоформатным сектором экономики с постоянным устойчивым ростом. Это напрямую связано с развитием информационных технологий, и многие компании, работающие на рынке, используют информационные технологии как катализатор, помогающий постоянно развиваться. По данным компании PricewaterhouseCoopers в 2015 году общий объем индустрии в денежном эквиваленте составил порядка 1.7 триллиона долларов, и к 2020 году среднегодовой темп роста составит 4.4 процента. К 2020 году рост выручки ожидается практически в каждом сегменте, за исключением тех, которые связаны с печатной индустрией. Так, например, самый глобальный сегмент индустрии развлечений «Доступ в интернет» обещает рост с 458 до 635 миллиардов долларов, второй по доле на рынке сегмент «Платное Телевидение» с 286 до 324 млрд. долларов, особо сильный скачок ожидается в сегменте «Интернет-Рекламы»: там выручка вырастет практически на 100 млрд. долларов (с 154 до 260 млрд. долларов) [1]. Отметим, что финансовые потоки в индустрии развлечений и СМИ постепенно переходят от традиционных форм медиа в сферу видео и интернета, в том числе в технологии ОТТ и монетизацию данных о потребителях.

3. Высокий уровень конкуренции как внутри каждого сегмента деятельности, так и между сегментами индустрии развлечений.

Благодаря развитию информационных технологий и их повсеместному использованию на рынке развлечений стало появляться всё больше и больше компаний, желающих занять как можно большую долю рынка. Причем близость продукции различных сегментов и высокий технический и технологический уровень развития отрасли приводит к осознанию большинством хозяйствующих субъектов желания и/или необходимости занятия смежных с основным сегментов отрасли.

4. Низкий уровень специализации.

Борьба за «рубль клиента» ввиду

большой конкуренции заставила компании, которые некогда еще специализировались на производстве только одного типа продукта, расширять линейку производства. Не так давно компания

Google задумывалась создателями как «окно в мир информации». Главной целью было объединение всех разрозненных данных в единое информационное поле с простым доступом с любого пользовательского компьютера. Но развитие технологий и потребностей потребителя заставили Google стать настоящим гигантом «информационных услуг»: у них есть свой почтовый клиент, своя платформа для размещения интернет рекламы, главный мировой сервис видеохостинга YouTube - это тоже детище Google, операционная система Android, профессиональные системы «умный дом» и многие другие продукты. На данный момент специализация производства и его концентрирование на каком-то отдельном продукте является синонимом «неконкурентоспособности» в борьбе за внимание клиента в индустрии развлечений.

5. Высокие темпы виртуализации.

Особенно эта черта индустрии развлечений проявила себя в секторе видеоигр и видеоразвлечений как таковых. Виртуализация коснулась также и разработки программного обеспечения. Потребность в чем-то «нереальном», «неощутимом» у потребителей растёт с каждым годом, тому подтверждение постоянный рост количества разрабатываемых мобильных и десктопных приложений. Высокопроизводительные мобильные процессоры, поддержка мощной графики, качественные экраны и быстрое интернет-соединение превратили смартфоны в игровые устройства. Согласно отчетам App Annie, мобильные игры, на которые в 2011 году приходилось менее 50% дохода от всех мобильных приложений, генерировали 85% доходов рынка мобильных приложений в 2015-м. Это $34,8 млрд. для всего мира [4]. Виртуализация коснулась и музыкальной индустрии, поскольку железные преобразователи звука (так называемые hardware) в настоящее время активно вытесняются и замещаются программными средствами (software) [5].

6. Невозможность заранее спрогнозировать спрос.

Эта особенность, на наш взгляд, является ключевой в экономической характеристике индустрии развлечений. Так, например, спрогнозировать спрос на различную технику, типы услуг можно с помощью целого ряда микроэкономических показателей. Выпустив продукцию, соответствующую всем стандартам качества, производитель может рассчитывать на определенный размер прибыли вне

зависимости от ниши, в которой он работает. В индустрии развлечений спрос на продукт невозможно изучить заранее. Ярким примером этой особенности являются секторы кинопроизводства и музыкальная индустрия. Пока продукт (кинофильм, музыкальный клип или песня) не попадет на рынок, пока потребитель не «попробует на вкус» товар, спрос предугадать невозможно (в отличие от других сфер бизнеса). Такая особенность напрямую связана, во многом, с «творческой» составляющей производства продукта. И, учитывая специфику продукта, отказаться от этой составляющей равносильно отказу от эволюции самой индустрии развлечений.

Так же необходимо осознать сущностные изменения системы экономических взаимодействий индустрии развлечений. Революционные изменения в технологиях поменяли и продолжают менять процесс потребления развлечений. Например, когда то, для того что бы услышать арию легендарного исполнителя, необходим был выход в театр, в то место, где, собственно, и предоставлялось потребителю данная форма развлечения. Потом запись голоса стала доступна на пластинках, что, благодаря граммофону, патефону, электрофону, позволяло слушать арию практически неограниченное количество раз (при условии покупки первичного носителя и проигрывающего устройства), но не позволяло копировать продукт и не давало многим потребителям эффекта присутствия. Появление телевидения, магнитофонов, видеомагнитофонов подвергли дальнейшей коррекции процесс потребления, как в части тиражирования, так и в части реалистичности. И окончательную форму процесс потребления развлечений, в данном случае, приобрел с появлением персональных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, а главное информационно-коммуникационной сети Интернет. Естественно, все это меняло и распределение финансовых доходов внутри всей производственной цепочки (так же сильно поменявшейся под влиянием научно-технического прогресса) конкретного развлечения. Но какие выводы позволяет получить анализ данных трансформаций. Во-первых, роль человеческой составляющей в создании продукта индустрии развлечений не уменьшилась, а, наверно все-таки, увеличилась, так как именно человек придает продукту уникальность (в отличие от каналов потребления этого продукта). Во-вторых, уникальность создателя продукта, благодаря увеличе-

нию аудитории потенциальных потребителей, находится в прямой корреляции с размером статусной ренты (подтверждение находится в оплате производителей продукта индустрии развлечений находящихся на топ уровне: культовые актеры, выдающиеся спортсмены и т.д.). В-третьих, технические возможности предоставляют шанс производителю продукта индустрии развлечений (однозначно, отличающегося уникальностью) обратиться напрямую к потенциальным потребителям, минуя сложившиеся институты (например, через информационно-коммуникационную сеть Интернет).

Таким образом, индустрия развлечений представляет собой сформировавшуюся экономическую отрасль в социально-экономической системе постиндустриального типа, системообразующим элементом которой является потребность в развлечениях, успешность продукта определяется уникальностью продукта и/ или создателя продукта, а многосегмен-тность и динамичность во многом обусловлено высоким уровнем виртуализации.

Литература

1. Всемирный обзор развлечений и СМИ: прогноз на 2016-2020 годы [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /Www.pwc.ru/outlook2016

2. Разумные расходы: Сколько денег я трачу на развлечения // Интернет-журнал о жизни и развлечениях новой Казани «Enter» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://entermedia.io/people/ razumnyye-raskhody-skolko-deneg-ya-trachu-na-razvlecheniya/

3. Сокращение рабочего дня как основание современного экономического развития [Текст] / под ред. А. В. Золото-ва. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 198 с.

4. Тенденции и перспективы рынка мобильных приложений: поговорим о деньгах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/ alconost/blog/323020/

5. 99 проблем музыкальной индустрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stereo.ru/to/5bpc0-99-problem-muzykalnoy-industrii-perevod

Entertainment Industry as economic

sector Kostromitin P.A.

International Academy of business and new

technologies (MUBiNT) Current article is about entertainment industry as an economic subsector inside the evolution of social-economic relationship system. This article includes some social-economic

processes, that fully describe the current entertainment industry model: a permanent productivity and efficiency improvements in industry and agroculture; permanent growth of the level of welfare and free-time; the development of modern technologies that help to reduce costs of using entertainment products. Also highlighted features of entertainment industry: multi-segment, dynamics, high level of competitiveness inside the sectors and between them, high virtual dynamics etc. The term of entertainment industry is clarified as an unique economy subsector, where the exclusive product is a key to success. Key words: entertainment industry, economic relationships, unique features of entertainment industry, social-economic system, subsector References

1. World overview of entertainment and media:

forecast for 2016-2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pwc.ru/ outlook2016

2. Reasonable costs: How much money I spend on

entertainment / / Internet magazine about the life and entertainment of the new Kazan «Enter» [Electronic resource]. - Access mode: http://entermedia.io/people/razumnyye-raskhody-skolko-deneg-ya-trachu-na-razvlecheniya/

3. Reduction of the working day as the basis of

modern economic development [Text] / ed. A.V. Zolotov. - SPb .: Publishing house of Polytechnic. University, 2016. - 198 p.

4. Tendencies and prospects for the mobile

applications market: let's talk about money [Electronic resource]. - Access mode: https:/ /habrahabr.ru/company/alconost/blog/323020/

5. 99 problems of the music industry [Electronic

resource]. - Access mode: http://stereo.ru/ to/5bpc0-99-problem-muzykalnoy-industrii-perevod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.