Индустрия питания на Сахалине: вчера, сегодня, завтра Nutrition industry in Sakhalin: yesterday, today and tomorrow
Синчихина К. В.
K. Sinchikhina
В статье представлен анализ рынка услуг общественного питания о. Сахалин и г. Южно-Сахалинска, сделаны выводы о его недостаточной насыщенности с точки зрения количества предприятий и предлагаемого ассортимента. Автором подчеркивается значительное отставание инфраструктуры питания на крупнейшем острове России, расположенном у восточного побережья Азии и отделенном от регионов материковой части РФ, а также характеризуются основные этапы и перспективы развития общественного питания на Сахалине.
The analysis of the public catering market in Sakhalin and Yuzhno-Sakhalinsk is presented in the article. There has been revealed the lack of saturation in terms of number of enterprises and the proposed range. The author highlights a significant backlog of infrastructure supply to Russia's largest island, located off the east coast of Asia, in comparison with the mainland regions of the Russian Federation. There are characterized milestones and prospects of the public catering development in Sakhalin.
Ключевые слова: предприятия общественного питания, фитнес-кафе, правильное питание, о. Сахалин
Keywords: public catering enterprises, fitness cafe, healthy nutrition, Sakhalin.
Введение
В годы экономических реформ, проводившихся в 1990-е годы в Российской Федерации, сократились сети общедоступных предприятий общественного питания. На Сахалине этот показатель составил более 50%.
Так годами отработанная система общественного питания фактически разрушилась. Целый ряд типов предприятий общественного питания: общедоступные столовые, кулинарии, закусочные - был переоборудован в бары и рестораны. Также резко сократилась сеть столовых при промышленных предприятиях и учебных заведениях.
Стабилизация началась в 1999 году и привела к росту сети баров и кафе как наиболее доходных и пользующихся спросом предприятий. Были открыты рестораны, успешно работающие для обеспеченных слоев населения и предлагающие широкий комплекс услуг [7].
Таким образом, за период рыночных преобразований индустрия питания на острове претерпела коренные изменения. В ней сформировалась богатая конкурентная среда, а также самая высокая предпринимательская активность. Заметна растущая диверсификация форм данного вида деятельности. Стали возникать новые типы предприятий общественного питания. Наблюдается все большее сходство типов предприятий общественного питания, функционирующих в Российской Федерации, с предприятиями индустриально развитых стран [9].
В связи с этим на сегодняшний день происходят изменения в стандартах, которые классифицируют предприятия общественного питания. Так ранее действующий национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» был отменен, и с 1 января 2016 года вступил в силу межгосударственный ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования». Проводя анализ указанных стандартов, стоит отметить, что межгосударственный ГОСТ предлагается использовать в Армении, Казахстане, Киргизии, Молдове, Узбекистане и России. Перечисленные страны привязаны к следующей классификации: ресторан, кафе, бар, столовая, буфет, предприятие быстрого обслуживания, кафетерий,
магазин-кулинария [2]. Из нового стандарта были исключены закусочная и кофейня.
Но при обращении к статистическим данным Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области было замечено следующее: в видовой структуре общедоступных предприятий общественного питания преобладают кафе и бары, общее количество которых составляет 395, кроме того, в регионе функционируют 51 ресторан, 9 общедоступных столовых, 126 прочих предприятий общественного питания, а также в 1 квартале 2016 года введены в эксплуатацию 2 новых объекта общественного питания - кафе (Южно-Курильск) и закусочная (Невельск)[5]. Учитывая, что новый межгосударственный ГОСТ исключает такой тип предприятия общественного питания, как закусочная, стоит сказать, что отделить различные типы предприятий стало почти невозможно.
Так предприятия общественного питания, которые формально классифицируются как кафе, могут предоставлять широкий ассортимент блюд и изделий сложного приготовления, предлагая высокий уровень услуг, что, согласно нормативным документам, присуще ресторанам [9]. Но в большинстве случаев закусочные или различные кофейни, которые исключает ныне действующий межгосударственный стандарт, называют «кафе». По Закону РФ «О защите прав потребителей» это является предоставлением заведомо ложной информации, другими словами, несоответствием заявленному типу [9].
В последние годы на Сахалине успешно развивается гостиничный и ресторанный бизнес, который занимает 4,8% от общего количества малых предприятий при 2,5% по России в целом[3]. Последнее время активно открываются предприятия общественного питания, работающие по франшизе. Например, Subway, Шоколадница, Yummy, Баскин Роббинс, Mangosix. Связано это с тем, что жители островного региона стали чаще посещать различные города России. Впечатлившись новыми сетевыми предприятиями, они стремятся открывать их и на острове, тем самым
развивая его экономическую составляющую, что делает Сахалин более привлекательным для туристов.
На острове динамично развиваются новые типы предприятий общественного питания, например, предприятия выездного обслуживания, уличный фаст-фуд, мобильные тележки. Такие предприятия имеют свою специфику и не могут быть отнесены к установленным в ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» типам предприятий общественного питания. Несовершенство классификации создает трудности при сертификации услуг предприятий общественного питания[2].
В связи с этим многие предприниматели на Сахалине затрудняются в выборе подходящего типа для открытия своего предприятия питания.
Так последние несколько лет в России фитнес-индустрия начала выходить на новый уровень популярности, и в основном это связано с увеличением актуальности принципов здорового образа жизни. Само слово "фитнес" означает «находящийся в хорошей форме, здоровый». Действительно, основа фитнеса - это здоровье. Главная особенность состоит в том, что целью фитнеса является не достижение высоких спортивных результатов, а стремление помочь людям вести здоровый образ жизни [13]. То есть фитнес включает в себя физические тренировки в сочетании с правильным питанием. Следовательно, две эти составляющие являются основой фитнеса, а, значит, представляют собой компоненты взаимодополняющие друг друга.
Нельзя не отметить тот факт, что в России 2015 год был объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Именно эта категория заболеваний сегодня составляет половину всех смертей в стране. Неудивительно, что преломить ситуацию, увеличить среднюю продолжительность жизни и повысить ее качество было решено с помощью профилактики, борьбы с вредными привычками, пропаганды здорового образа жизни[4].
По мнению врачей, многие люди вообще не задумываются о том, что в числе факторов риска может оказаться неправильное питание, курение или постоянные стрессы. По этой причине на Сахалине созданы кабинеты профилактики и центры здоровья, где каждый житель может проконсультироваться со специалистом и пройти обследование. Достаточно обратиться к статистическим данным, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения в 2015 году: более 2,1 миллиарда людей в возрасте 18 лет и старше имеют избыточный вес, из них свыше 700 миллионов человек страдают ожирением [1].
Именно поэтому открываются предприятия здорового питания в России. Так, на Сахалине активно работают эко-лавки и магазины, продающие спортивное питание, открываются фитнес-центры, спортивные клубы. Появляются различные общественные движения, пропагандирующие необходимость здорового образа жизни. Только за последние несколько лет в Южно-Сахалинске открылись такие спортивные клубы, как Спарта, Арена, Let'sFit, Байкал, Супер М. Проводятся различные фестивали, турниры, соревновательные мероприятия,направленные на продвижение здорового образа жизни.
С 2014 года на Сахалине проводится всероссийский проект «Беги за мной». В рамках данного проекта в Сахалинском государственном университете специалисты Росмолодежи читают лекции о правильном питании и функциональной тренировке, консультируют островитян относительно организации фитнес-центров на базе высших учебных заведений [12].
В портовом городе Корсакове активно ведет свою деятельность массовое движение «Мы вместе». Это большая команда добровольцев, убежденных сторонников здорового образа жизни. Наиболее массовым направлением в их работе является систематическое посещение всех школ города. Таким образом, клуб охватывает своей постоянной работой практически всех детей школьного возраста. Следовательно, в будущем идеи
ЗОЖ будут привиты подавляющему большинству молодых корсаковцев и помогут улучшить их здоровье [6].
В современном обществе успешность человека частично определяется его физическим здоровьем. Поэтому в настоящее время на острове предприятия общественного питания активно внедряют в меню разделы детского меню, диетического питания или фитнес-меню.
Такая тенденция заключается в том, что на Сахалине спрос на здоровое и правильное питание растет, соответственно, растет потребность в открытии предприятий предлагающих такое питание. Так, появляются новые форматы предоставления услуг на предприятиях. На острове активно открываются фитнес-бары при спортивных комплексах, магазины, продающие здоровое и спортивное питание.
Так, развитые страны имеют много заведений, где предлагается еда, которая способствует похудению или набору мышечной массы. В России ниша специфических ресторанов, предлагающих здоровое питание, заполнена всего на 10% [8]. Подобные заведения общественного питания если и есть, то только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных мегаполисах. Очевиден тот факт, что неправильное питание является причиной ряда заболеваний. Достаточно обратить внимание на статистические данные 2015 года, опубликованные на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области. Так, количество людей, умерших по причине болезней, связанных с органами пищеварения, составило 173 человека города Южно-Сахалинск, и только 6 человек оказались из числа сельского населения [11].
Связано это с тем, что жители сельской местности используют собственные подсобные хозяйства для производства продуктов личного потребления, тем самым, обеспечивая себя экологически чистыми продуктами. Напротив, население города Южно-Сахалинска употребляют нездоровую еду, произведенную, в основном, предприятиями быстрого
обслуживания. Причина заключается в ускоряющемся ритме жизни городского населения. В спешке жители города вынуждены совершать быстрые перекусы, которые и предлагают предприятия быстрого обслуживания, а их с каждым днем на Сахалине становится все больше и больше.
Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день столице Сахалина необходимы предприятия общественного питания, которые могут предложить жителям города здоровое и правильное питание. Следовательно, возникает необходимость анализа потенциального спроса и изучение существующего рынка услуг фитнеса.
Практическая часть.
Последние годы предприятия здорового питания в России открываются все чаще и чаще. На сегодняшний день предприятия, предлагающие правильное питание, есть в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург и других. В Москве на 2016 год действует 104 заведения, оказывающих фитнес-питание, по сравнению с 2014 годом, когда их число было всего 71. Для наглядности показатели представлены на рисунке 1.
Рис.1. Динамика предприятий правильного питания в России с 2013 по 2015 гг.
На диаграмме видна очевидная динамика открывающихся предприятий правильного питания в России. Наибольшее число таких предприятий в
Москве, на втором месте Санкт-Петербург, имеющий 73 фитнес-кафе на 2015 год. Самые низкие показатели в Ростове-на-Дону, но и в этом городе за 2 года открылось 13 предприятий правильного питания, если учитывать тот факт, что в 2013 году в данном городе не было ни одного такого предприятия. Как оказалось, данный тип предприятия чаще всего располагается при фитнес-клубах.
Следовательно, возникает необходимость анализа потенциального спроса и изучения фитнес-рынка. Объектом исследования, в данном случае, выступают потребители рынка фитнес-кафе. Предмет исследования: предпочтения потенциальных потребителей предлагаемой услуги.
Для достижения поставленной цели следует выполнить ряд задач:
- изучить потенциальных потребителей. Выявить основные демографические характеристики, что позволить сегментировать рынок;
- определить численность фитнес-предприятий общественного питания в городе Южно-Сахалинске. Определение их количественных параметров даст возможность определить будущие перспективы рынка;
- установить наиболее значимые характеристики для потребителей услуг общественного питания.
В проведенном исследовании приняли участие жители о. Сахалин разного возраста, занимающиеся различными видами деятельности, посещающие фитнес-клубы. Общее число респондентов составило 224 человека.
Первым важным критерием опроса для определения портрета целевой аудитории является пол. Процентное соотношение мужчин и женщин несильно разнится, что отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Структура целевой аудитории по полу.
Таким образом, на основании представленного рисунка можно сделать вывод о том, что количество опрошенных мужчин составило 48,6%, в то время как женщин оказалось 51,3%. Следовательно, нет значительного преобладания одного из полов.
Следующим критерием для исследования стал возраст потребителей фитнес-услуг, который также помогает уточнить параметры целевой аудитории и ее основные потребности. Так, из 224 респондентов наибольшим оказалось количество людей в возрасте 18-25 лет. Это можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3. Структура целевой аудитории по возрасту.
Представленная диаграмма показывает, что большая часть респондентов 119 человек (53%) - это люди в возрасте 18-25 лет. Затем 63 человека (28%) - это респонденты в возрасте 26-35 лет, 27 человек (12%) -
это люди в возрасте 36-50 и 15 респондентов (7%) оказались старше 50 лет.
Таким образом, необходимо отметить, что услуги фитнес-кафе будут
направлены на людей в возрасте от 18 до 25 лет с учетом их потребностей,
желаний и возможностей. Важным критерием также стало основное хобби
респондентов. Наибольшее число респондентов в качестве основного хобби
выбрали посещение тренажерного зала. Это видно на рисунке 4.
посещение тренажёрного
Рис. 4. Структура целевой аудитории по интересам ( в.т.ч. основному хобби)
Распределение ответов по данному критерию немаловажны для исследования, так как большинство людей, а именно 50%, увлекаются различными видами спорта, где происходят регулярные физические нагрузки, либо направленные на усовершенствование своей физической формы.
Представив целевую аудиторию по демографическим признакам, стоит перейти ко второй части исследования. Первым наиболее важным вопросом является вопрос о наличии вредных привычек у респондентов. Результаты по данному вопросу покажут количество людей, которые придерживаются здорового образа жизни. Для начала стоит рассмотреть процентное соотношение по каждому ответу, которое приведено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Есть ли у вас вредные
привычки?»
Варианты ответов Количество опрошенных Количество
респондентов (чел.) опрошенных респондентов (в %)
Имею пагубные привычки 46 24
Не имею пагубных привычек 104 46
Имею, но хотел бы избавиться 74 33
Исходя из данных, можно сказать, что количество людей, не имеющих вредных привычек, значительно больше тех, кто их имеет. Немаловажным является тот факт, что 33% респондентов имеют желание избавиться от вредных привычек. Для наглядности динамика по данным показателям представлена на рисунке 5.
120
100 80 60 40 20 0
имеют вредные имеют, но хотели бы не имеют вредных
привычки избавиться привычек
Рис. 5. Динамика снижения численности потребителей, имеющих вредные привычки
На диаграмме видно, что большое число респондентов не имеет вредных привычек, следовательно, людей, придерживающихся здорового образа жизни, довольно много. Линия тренда дает возможность прогнозировать, что количество людей, придерживающихся здорового образа жизни, будет расти и дальше. Способствовать этому будут люди, которые пока имеют вредные привычки, но хотели бы от них избавиться.
Одним из значимых вопросов был вопрос о частоте посещения фитнес-клубов. Данный вопрос является весьма значимым, поскольку большинство фитнес-кафе располагается при фитнес-центрах, поэтому посещение данного
типа предприятия будет зависеть от того, насколько часто посетители ходят в спортивные залы. (Данные приведены в табл.2)
Таблица 2.
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Посещаете ли Вы тренажерный зал и как часто?»
Варианты ответов Количество опрошенных Количество
респондентов (чел.) опрошенных респондентов (в %)
несколько раз в неделю 103 46
1 раз в неделю 84 38
1 раз в месяц и реже 31 14
не посещаю 6 3
На основе полученных данных можно сказать, что 103 респондента приходят в фитнес-клубы регулярно, т.е. несколько раз в неделю. Подобные данные важны, так как на частоту посещения фитнес-центра могут оказывать влияние различные факторы, включая уровень доходов, количество
свободного времени и др. Динамика этого показателя приведена на рис. 6.
140
120
100 80 60 40 20 О
не посещают 1 раз в месяц и реже 1 раз в нед ел «несколько раз в неделю
Рис.6. Динамика посещений фитнес-клубов г. Южно-Сахалинска
Представленная диаграмма показывает, что большое количество людей активно посещают фитнес-клубы. Это значит, что многие следят за своей физической формой, стараются набрать мышечную массу или же, наоборот, сбросить лишний вес. Следовательно, расположенные при них фитнес-бары и кафе, пользуются спросом. Линия тренда показывает, что показатель динамики посещения фитнес-клубов будет только расти, что также важно при подведения итогов данного исследования.
Перейдя к вопросу о желании респондентов иметь в своем городе фитнес-кафе, стоит подчеркнуть, что во всех городах острова, кроме Южно-Сахалинска, мало тренажерных клубов, либо они отсутствуют вовсе. То есть количество фитнес-кафе или фитнес-баров не отвечает потребностям. Распределение ответов на вопрос о желании респондентов посещать фитнес-кафе в своем городе приведены в табл. 3.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы
в Вашем городе имелось фитнес-кафе?»
Варианты ответов Количество опрошенных респондентов (чел.) Количество опрошенных респондентов (в %)
Положительный ответ 194 86
Отрицательный ответ 14 7
Воздержались от ответа 16 7
Исходя из представленных данных, можно с уверенностью отметить то, что 194 респондента из 224 хотели бы иметь фитнес-кафе в своем городе. (рис.7).
I I I отрицательный ответ воздержались от 01 веч а положительный ответ
Рис.7. Динамика спроса жителей о. Сахалин на услуги фитнес-кафе
На диаграмме видна очевидная разница между положительными и отрицательными ответами респондентов. Так, линия тренда активно устремлена вверх по показателям, следовательно, спрос на фитнес-предприятия островного региона будет только расти.
Поэтому следует провести анализ существующих фитнес-кафе на о.
Сахалин. Как оказалось, такие предприятия есть только в городе Южно-Сахалинске. Так, например фитнес-меню присутствует в следующих заведениях города: Мишка паб, ресторан «Паваротти», ресторан «Valentine's», Кафе «Тайм» - данные предприятия общественного питания находятся при гостиницах, поэтому фитнес-меню подается только по запросу.
Чтобы определить, какие фитнес-кафе есть в г. Южно-Сахалинске, нужно выяснить, какими характеристиками должно обладать фитнес-кафе как специализированное предприятие, учитывающее интересы потребителя.
Так, в СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий общественного питания» указано, что специализированное кафе должно иметь 25-100 посадочных мест [10]. Согласно ГОСТу 30389-2013 «Общественное питание. Классификация предприятий», ассортимент реализуемой продукции кафе ограниченный. Блюда в основном несложного приготовления, расширенный ассортимент горячих напитков, а также кафе с обслуживанием официантами в своем меню имеют фирменные блюда [2].
Исследования количества и ассортимента фитнес-предприятий города Южно-Сахалинска показали, что заведений, предлагающих здоровое питание, всего 5, их основные характеристики приведены в табл.4.
Таблица 4
Фитнес-предприятия г. Южно-Сахалинска
Название предприятия Месторасположе ние Ассортимент Кол-во посадочных мест
«Спа-бар» Фитнес-центр «Матисс» свежевыжатые соки, фрукты, протеиновые батончики и коктейли, чай, кофе 4
«Фито-бар» Фитнес-клуб «ЕвроФит» кислородные и протеиновые коктейли. Фрукты, соки, чай, кофе, мороженое, шоколадные батончики. Салаты, бутерброды. Спортивное питание. 18
«Фит-бар» Фитнес-клуб «Арена» кислородные и протеиновые коктейли, чай, кофе 3
«Фреш-бар» Спортивный клуб «Спарта» протеиновые батончики и коктейли, соки, чай, вода 4
«Фит Бар» Фитнес-клуб «'МэгЫОавБ» диетические блюда, фирменные блюда, прохладительные напитки, также представлены холодные и горячие закуски, салаты, мясные и рыбные блюда, молочные и спортивные коктейли, чай кофе. 28+1 детский стул
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что в
городе Южно-Сахалинске имеется 1 фитнес-кафе, которое находится в фитнес-клубе WorldQass, так как оно имеет больше 29 посадочных мест, имеет расширенный ассортимент и реализует продажу фирменных блюд [14].
Остальные предприятия являются фитнес-барами, фреш-барами, спа-барами при фитнес-центрах, которые оснащены только одной барной стойкой. Такие предприятия имеют менее 29 посадочных мест, что уже не позволяет им называться специализированными кафе. Они скорее являются дополнением фитнес-центра, а не самостоятельным предприятием, поэтому не требуют специального оборудования и предлагают простые напитки и закуски. Это, в основном, свежие выжатые соки, фрукты, коктейли, протеиновые батончики. Также в барах данного типа предлагается разнообразное спортивное питание.
Как выяснилось, в Южно-Сахалинске существует только одно фитнес-кафе, которое располагается при фитнес-клубе WorldQass и называется «Фитнес-бар».
В меню фитнес-кафе представлены блюда, которые к правильному питанию не имеет никакого отношения, например, роллы «Калифорния», в состав которых входит майонез, картофель фри, горячие тосты с обжаренной вырезкой, помидорами и сыром, разные пиццы. Также в меню есть раздел «Детское меню» [14].
В меню также представлены сосиски, пицца, пельмени - эти блюда вполне может заказать человек, который не придерживается здорового питания, кроме того, такой ассортимент нельзя назвать диетическим. Такое положение объясняется тем, что возникают сложности из-за недостатка отечественных поставщиков качественных продуктов, а зарубежные экологически чистые овощи стоят гораздо дороже, что неизбежно увеличит цены в меню за счет увеличения закупочных цен «здоровых» продуктов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в городе Южно-Сахалинске пока нет фитнес-кафе в чистом виде, которые бы специализировались только на здоровом питании и предлагали посетителям блюда исключительно из экологически чистых продуктов. Это может быть связано с тем, что люди, возможно, не выбрали бы предприятие правильного питания для постоянного посещения и вполне могут найти подходящее для их режима блюдо в меню универсальных предприятий общепита. Поэтому важной частью опроса был вопрос о выборе респондентами фитнес-кафе для постоянного места посещения. Предполагалось, что ответы на этот вопрос дадут наиболее четкое представление о необходимости предприятий, предлагающих здоровое питание. Данные представлены в табл. 5.
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Выбрали бы Вы фитнес-кафе постоянным местом посещения как предприятия общественного
питания?»
Варианты ответов Количество опрошенных Количество
респондентов (чел.) опрошенных респондентов (в%)
Положительный ответ 178 79
Отрицательный ответ 22 10
Воздержались от ответа 24 11
Как видно, 179 ответивших выбрали бы фитнес-кафе постоянным местом посещения, а значит, данный тип предприятия имел бы спрос у большого числа людей. Для более точного анализа этой тенденции обратимся к рис. 8.
Рис.8. Динамика спроса жителей о. Сахалин на услуги фитнес-предприятия как постоянного места посещения
На представленной диаграмме видна очевидная разница между положительными и отрицательными ответами респондентов. Очевиден спрос на предприятия, предлагающие здоровое питание - большинство выбрали бы такое предприятие постоянным местом посещения. Так, линия тренда прогнозирует, что спрос будет расти дальше, соответственно, острову необходимы дополнительные фитнес-предприятия, чтобы удовлетворять потребности жителей в здоровом и правильном питании.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что большая часть опрошенных лиц хотела бы иметь фитнес-кафе в своем городе и посещали бы данный тип предприятия постоянно. Это факт говорит о том, что тренд развития фитнес-кафе как предприятий здорового питания перспективен. Анализ данных показал, что на сегодняшний день фитнес-кафе востребованы и необходимы людям, поскольку сегодня здоровый внешний вид и хорошее
самочувствие являются составными частями успеха любого человека. Абсолютное большинство потребителей это понимает и старается найти время для совершенствования своей физической формы. К тому же в городе Южно-Сахалинске пока нет фитнес-кафе в чистом виде, которые специализировались бы только на здоровом питании и предлагали бы посетителям блюда исключительно из экологически чистых продуктов. Следовательно, открытие заведений с индивидуальным подходом к обслуживанию может быть выгодно. Так в ходе опроса респонденты указали, что попытки начать правильно питаться окончились крахом именно из-за невозможности постоянно питаться по системе здорового питания в домашних условиях, а предприятий, предлагающих диетический ассортимент, просто нет.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что на Сахалине значительное количество людей посещает спортивные комплексы и старается придерживаться или придерживается здорового образа жизни. В этой связи активно открываются фитнес-бары, и эти предприятия внедряют в меню диетические блюда. В городе также открываются магазины, предлагающие спортивное питание, эко-лавки, специализирующиеся на натуральных, экологически чистых продуктах, выращенных и произведенных на фермерских хозяйствах без применения ГМО, гормонов роста и пищевых добавок. Все это указывает на динамичное развитие рынка услуг общественного питания на Сахалине.
Литература
1. Всемирная Организация Здравоохранения. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращений: 4.08.16)
2. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. М.: Стандартинформ, 2016. 15 с.
3. Губернатор и Правительство Сахалинской области. URL: http://www.admsakhalin.m/?id=139(naTa обращения: 2.08.2016)
4. Министерство здравоохранения Сахалинской области. URL: http://minzdrav.admsakhalin.ru/(дата обращения: 4.08.2016)
5. Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области. URL: http://trade.sakhalin.gov.ru/(дата обращения: 2.08.2016)
6. Общественно-политическая газета Сахалина и Курил «Советский Сахалин». URL: http://sovsakh.ru/(дата обращения: 7.08.2016)
7. Постановление губернатора Сахалинской области от 13 октября 2000 г. № 427 «О Концепции развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Сахалинской области на 2001-2004 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/973600383(дата обращения: 1.08.2016)
8. Профессиональный журнал и интернет-портал «Практика торговли» URL: http://www.retailmagazine.ru/(дата обращения: 7.08.2016)
9. Российский портал общественного питания. URL:http : //www . pitportal.ru/(дата обращения: 2.08.2016)
10. СНиП 2.08.02-89 Проектирование предприятий общественного питания М.: Стандартинформ, 2015. 91 с.
11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области. URL: https://sakhalinstat.gks.ru/(дата обращения: 2.08.2016)
12. Федеральное агентства по делам молодежи. URL: https : //fadm.gov . ru/ (дата обращения: 7.08.2016)
13. ФедерацияАэробики России. URL: www.fitness- aerobics . ru (дата обращения: 4.08.2016)
14. Фитнес-клубWorldQass в городе Южно-Сахалинске. URL: http://worldclass-sakh.ru/(дата обращений: 27.12.15).