Научная статья на тему 'Индустрия Халяль: опыт и перспективы'

Индустрия Халяль: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарипов Ринат Джамилевич

Общемировой оборот индустрии халяль в настоящее время составляет $2,1 трлн, в том числе рынок продуктов питания около $700 млрд. При этом этот рынок стабильно показывает ежегодный поступательный рост. В немалой степени это объясняется тем, что категории потребителей данных видов продукции и услуг постоянно увеличиваются. Хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день значительную долю потребителей продукции халяль составляют потребители, не исповедующие ислам, но выбирающие ее за высокое качество. Из этого следует, что индустрия халяль вышла за рамки строго конфессиональной и уверенно вошла на общемировой рынок продукции и услуг, твердо заняв свою нишу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустрия Халяль: опыт и перспективы»



Индустрия халяль:

опыт и перспективы

Р.Д. Зарипов, директор отдела внедрения стандарта халяль

Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России

Л\бщемировой оборот индустрии халяль в настоящее время состав-чуляет $2,1 трлн, в том числе рынок продуктов питания около $700 млрд. При этом этот рынок стабильно показывает ежегодный поступательный рост. В немалой степени это объясняется тем, что категории потребителей данных видов продукции и услуг постоянно увеличиваются. Хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день значительную долю потребителей продукции халяль составляют потребители, не исповедующие ислам, но выбирающие ее за высокое качество. Из этого следует, что индустрия халяль вышла за рамки строго конфессиональной и уверенно вошла на общемировой рынок продукции и услуг, твердо заняв свою нишу.

^ Доля продуктов питания халяль в мире составляет 20%. А в такой экономически успешной ныне стране, как Индонезия продукты с маркой «Халяль» занимают боле 80% рынка. Оборот пищевой продукции халяль-индустрии в мире достигает 700 миллиардов долларов.

Когда мы говорим о товарах и услугах, относящихся к понятию «Халяль», мы не просто исключаем из их числа алкогольную, табачную продукцию, свинину и прочие продукты, которые не разрешены канонами ислама. Халяль — это, прежде всего, безопасность, чистота, полезность для здоровья человека, это продукция, не просроченная и не содержащая вредных консервантов и добавок. Многие из требований к мясомолочной и другой продукции, предъявляемых санитарно-надзорными органами, также являются и требованиями стандарта халяль.

Вследствие всех вышеназванных фактов многие компании обратили свой взор на данный сегмент рынка и со временем, после прохождения процедуры сертификации, получили сертификат, подтверждающий соответствие их продукции канонам ислама. Оценить объем рынка продукции «Халяль» в России вряд ли возможно: официальной статистики на этот счет не ведется. Но то, что он быстро развивается, это факт. Крупные сетевые магазины, такие, как «Ашан», открывают у себя отделы, в которых продают продукты стандарта халяль.

Особенно быстро в нашей стране развивается птицеводческий сегмент индустрии халяль. Наличие в ассортименте птицеперерабатывающего предприятия продукции «Халяль» перестает быть редким явлением и со временем, мы надеемся, она станет рядовым явлением ассортимента большинства предприятий.

Регулировать оборот продукции с маркировкой «Халяль» позволяет ряд федеральных законов: «О свободе совести и вероисповедования», «О защите прав

потребителей», «Кодекс об административных нарушениях», «Гражданский кодекс». Любая организация или предприятие принимает добровольное решение о сертификации, если оно заявляет о соответствии своей продукции или услуг требованиям халяль. Если же производители товаров и услуг используют такую маркировку без подтверждения религиозным органом по сертификации, то нарушают несколько федеральных законов. Такие нарушения вводят в заблуждение потребителей, дают нарушителю незаконные конкурентные преимущества и поэтому предусматривают ответственность руководителей компаний, которые по сути фальсифицируют продукцию стандарта халяль.

Индустрия халяль в Российской Федерации берет свое начало в 2002 году, когда Совет муфтиев России после многочисленных обращений верующих направил обращение в Администрацию президента Российской Федерации с просьбой оказать поддержку в решении вопросов производства продуктов «Халяль». В результате было проведено совещание с участием представителей Администрации президента, Совета муфтиев России, ряда министерств и научно-исследовательских институтов. По его итогам было дано поручение Совету муфтиев России разработать документ, определяющий основные требования к производству «Халяль», после чего Совет муфтиев России разработал и ввел в действие стандарт организации «Требования к производству, изготовлению, обработке, хранению и реализации продукции «Халяль» — ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР». Данный стандарт был взят за основу сертифицирующими органами при духовных управлениях мусульман республик Татарстан и Башкортостан, а также Техническим комитетом №57 по стандартизации «Халаль» при министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В настоящее время действует уже третье издание стандарта, готовится четвертое издание.

38

ВСЁ 0 МЯСЕ № 1 февраль 2012

Особенностью стандарта является то, что он учитывает все новейшие мировые тенденции в области стандартизации и сертификации «Халяль». Наш центр внедрил принцип: мусульманин-эксперт, специально назначенный руководителем религиозной организации, подтверждает мусульманину-потребителю соответствие партии произведенной продукции стандарту «Халяль».

В конце прошлого года произошло стратегически важное событие для нашего государства. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Естественным образом у производителей стал проявляться серьезный интерес к экспорту своей продукции. Для компаний, выпускающих продукцию «Халяль», приоритетным направлением выхода со своей продукцией за рубеж являются страны Организации исламского сотрудничества (01С). Это очень большой и перспективный рынок для экспорта, который необходимо осваивать. В эту организацию входят 57 стран. Россия является страной-наблюдателем. Необходимо отметить, что компании, имеющие сертификат Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль», на протяжении долгих лет успешно работают во многих странах мира.

Одним из определяющих факторов при выборе потребителями продукции «Халяль» является логотип Совета муфтиев России, как наиболее авторитетного

среди мусульман централизованного религиозного органа Российской Федерации.

С учетом повышения интереса к индустрии «Халяль» как к бизнесу, Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» обеспокоен появлением новых органов по сертификации, которые, не имеют авторитета, полномочий от централизованных мусульманских организаций на проведение сертификации по стандарту «Халяль».

Эти, так сказать, сертифицирующие организации нарушают обязательные требования Свода международных стандартов на пищевые продукты Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius), пункт 5.1-4, пытаются прикрыться именами таких авторитетных международных институтов, как ОИС.

В связи с этим мы хотели бы обратиться к руководителям мясоперерабатывающих предприятий, производящих или планирующих производить продукцию «Халяль», работать только с проверенными и официально уполномоченными органами по сертификации «Халяль».

Поэтому мы рекомендуем вам запрашивать официальные документы, подтверждающие статус и принадлежность сертифицирующего органа к централизованной религиозной организации, как, например, Совет муфтиев России. Контакты:

Зарипов Ринат Джамилевич, тел.: +7 (495) 688-95-09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.