Научная статья на тему 'Индустрия 4. 0: развитие человеческого капитала'

Индустрия 4. 0: развитие человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ 4.0 / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / "УМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО" / INDUSTRY 4.0 / HUMAN CAPITAL / CONTINUING EDUCATION / DIGITALIZATION / "SMART PRODUCTION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубулова С.А., Хубулова В.В., Заварин И.О., Москалик Софья Александровна

В статье рассмотрены особенности и элементы современной индустрии. Определена роль человеческого капитала в формировании нового цифрового пространства Индустрии 4.0. В статье актуализирована задача формирования «умного производства» и цифровизации через развитие инновационной образовательной среды для реализации концепции непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хубулова С.А., Хубулова В.В., Заварин И.О., Москалик Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industry 4.0: human capital development

The paper dwells the features and elements of the industry. There is the role of human capital in the formation of a new numerical space of industry 4.0. The paper actualizes the task of forming “smart production” and digitalization through the development of an innovative educational environment through the implementation of the concept of continuing education.

Текст научной работы на тему «Индустрия 4. 0: развитие человеческого капитала»

С.А. ХУБУЛОВА доктор исторических наук, заведующая кафедрой новейшей истории, профессор Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

B.В. ХУБУЛОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске

И.О. ЗАВАРИН магистр 2 курса Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске

C.А. МОСКАЛИК

магистр 2 курса Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске*

Индустрия 4.0: развитие человеческого капитала

Со времени формирования новой промышленной эры -Индустрии 1.0 в XVII в. и до настоящего времени мировое пространство систематически проходило различные фазы динамичного процесса индустриализации, из которых каждая волна характеризовалась специфическими особенностями, не свойственными другой. Допустим, промышленная революция Индустрии 1.0 характеризуется разработкой и реализацией паровых и водяных двигателей в производственном секторе народного хозяйства. Тем самым в ретроспективе индустриальных революций общество стало прямым участником формирования новой технологической эры - Индуст-

* Хубулова Светлана Алексеевна, Хубулова Вероника Васильевна, Заварин Игрь Олегович, Москалик Софья Александровна, e-mail: wave71@yandex.ru

рии 4.0. В контексте современного развития люди получили доступ к масштабному пласту знаний, которые при их кооперации имеет ключевое значение для построения платформы Индустрии 4.0.

Революционные преобразования Индустрии 4.0 характе-ризируются целостной системой взаимосвязанных элементов, которые отличаются рядом специфических параметров: мобильностью, облачностью, анализом больших данных, обменом информации машин друг с другом (M2M) и людей с машинами (M2MI), Эй-печатью, и т.д. Перечисленные параметры в своем формировании и развитии образуют новый пласт знаний, разработанный человеком в результате его деятельности. Основной задачей развития четвертой промышленной революции является производство продуктов, оснащенных интеллектом, а также создание кибер-физических систем (CPS). На сегодняшний день, большая часть производственного оборудования трансформируется в кибер-физические производственные системы (CPPS), которые являются программно-усовершенствованным оборудованием. Данные системы обладают собственной вычислительной мощностью, использующей широкий спектр встроенных датчиков и исполнительных механизмов, что упрощает процессы подключения к серверам и обработку информации. Кибер-физические системы функционируют на основе различных параметров конфигурации и способны принимать решения, что способствует развитию умного производства, что позволяет контролировать производства продукта на всех стадиях производственной цепочки. «Умное производство» обеспечивает уникальные характеристики продукта, определяемые конечным потребителем. Специфической чертой производственной цепочки является ее трансформация в физические потоки, которые отображаются на цифровых платформах, что способствует индивидуализации услуг, предоставляемых CPPS, доступными для выполнения необходимых действий по создания интеллектуального продукта. К кибер-физическим системам относят следующие элементы Индустрии 4.0:

- Интернет вещей (IoT) включает в себя взаимодействие интеллектуальных систем с использованием IP-адресов. Это взаимодействие объектов на основе интернет-технологий. Кроме того, обнаружение и идентификация с использованием адресов IPv6 (128-битное адресное пространство).

- Интернет-услуги (IoS) - это новый подход к предоставлению интернет-услуг, концепции для конкретного производителя по запросу, предоставления услуг и знаний для управления поведением продукта. Взаимодействие между людьми, машинами и системами повышает добавленную стоимость.

- Интернет данных (IoD) - в этом случае данные управляются и передаются с использованием интернет-технологий, так как кибер-физические системы производят большие данные. Также реализуется и развивается целостная культура безопасности - кибербезопасность.

Основной тенденцией развития цифровой эпохи является повышение эффективности производственного сектора по средствам последовательной цифровой интеграции и интенсификации процессов. Эта интеграция происходит по горизонтальной оси для участников всей цепочки создания стоимости и по вертикальной оси для всех организационных уровней. Как следствие происходит трансформация в сетевую среду предприятий, машин и продуктов, которые функционируют на основе искусственного интеллекта и частично автономно, что предполагает минимизацию человеческого фактора в производстве.

В настоящее время в производственный сектор внедряются новые концепции, такие как «Интернет вещей» (IoT), «Промышленный Интернет», «Облачное производство» (C-BM) и «Smart Manufacturing»), по средствам которых происходит цифровизация производства. Формирование данных концепций связано с технологическим прогрессом, когда Интернет и поддерживающие технологии (например, встроенные системы) стали основой для интеграции или создания человеко-машинного интерфейса, материалов, продуктов, производственных линий и процессов в рамках и за пределами организационных границ, чтобы сформировать новый вид интеллектуальной, связанной и гибкой цепочки создания стоимости.

«Умное производство» основывается на децентрализованных цифровых производственных сетях, которые действуют автономно и способны эффективно контролировать свою деятельность в ответ на изменения в окружающей среде и стратегические цели. Узлы такой сети называются Smart Factories / Smart Manufacturing (SF/SM), они связаны с более крупной сетью цепочки создания стоимости, отвечающей за удовлетворение индивидуальных требований

клиентов. Кроме того, такие активы, как машины и материалы, расположены в нижней части всей пирамиды автоматизации, интегрированы через стандартизированные интерфейсы. Следует отметить, что в процессе производства машины и продукты легко идентифицируются и взаимосвязаны на протяжении всего своего жизненного цикла. Эти интеллектуальные материалы и продукты создаются в значительной степени за счет массового производства в рамках концепции Умного производства.

Однако, на современном этапе развития основ Индустрии 4.0, особое значение уделяется институту образования, которые готовят кадры для практического применения принципов и концепций управления интеллектуальным производством. Так, за последнее десятилетие особое внимание уделяется учебным программам, в основу которых заложена тематика бережливого производства. Надо отметить, что текущие и будущие производственные сценарии отраслевого развития в контексте четвертой промышленной революции, также нуждаются в формировании и других компетенций, что позволит руководителям и работникам организаций справляться с проблемами растущей цифровой производственной системы. А, следовательно, в учебные планы и программы учебных заведений необходимо включать дисциплины, формирующие инновационное образовательное пространство и влияющие на формирование соответствующих компетенций.

В результате, тенденции и тренды развития Индустрии 4.0 предполагают разработку концептуально новых направлений в развитии человеческого капитала, от которого напрямую зависит эффективность деятельности организаций. Ключевыми характеристиками человеческого капитала являются образование, опыт и знания, которые необходимы организациям для достижения целевых ориентиров в конкурентной среде. Теория человеческого капитала считает, что знания привносят в человека больше когнитивных навыков, тем самым стимулируя его продуктивность и эффективность для развития деятельности. С национальной точки зрения человеческий капитал можно определить как: совокупность знаний, способностей и навыков, используемых в деятельности, процессах и услугах, способствующих стимулированию экономического роста.

Человеческий капитал в рамках нового цифрового пространства может быть сформирован благодаря развитию конкурентоспособной образовательной среды, в основании которой заложена необходимость развития творческого потенциала у обучающихся. Поэтому сегодня актуализируется, как никогда, задача формирования инновационной образовательной среды, которая будет ориентирована на получение знаний, выходящих за рамки «обыденного» учебного процесса. Для этого необходима интеграция традиционных и инновационных методов образования, что позволит сформировать инновационное образовательное пространство, которое, в свою очередь, окажет существенное влияние на создание квалифицированных кадров, способных работать в «умных отраслях». Изменения в сфере образования требуют разработки и реализации национальной программы, которая должна быть направлена на достижение целей четвертой промышленной революции в различных отраслях жизнедеятельности, в том числе и в «умном производстве».

Существует достаточно доказательств того, что система образования страны играет важную роль в ее социальном, экономическом и политическом развитии. Большинство успешных стран приобрели высокий социально-экономический и политический статус благодаря своей системе образования.

На сегодняшний день, во многих странах мира реализуется концепция «Образование для «умного производства», что определяется необходимостью технологической и информационной грамотности сотрудников, креативностью их действий, социальной компетентностью и ответственностью, гражданской активностью населения. Таким образом, необходимо отметить, что Индустрия 4.0 задает новые тенденции для развития системы образования в глобальном контексте, что требует от каждой страны развитие образовательной среды, основанной на принципах инклю-зивности и технологичности.

Очевидно, что трансформация в новое цифровое пространство направлено на конвергенцию сетей и устройств, нацеленных на формирование связей между людьми и существующими технологиями. Как следствие, технологическое пространство предполагает реализацию концепта непрерывного образования на протяжении всей жизни, что

позволит каждому человек реализовывать свои компетентности для работы в модифицирующих цифровых процессах.

Важную роль в указанных процессах по формированию эффективности системы высшего образования подчеркивает элемент человеческого капитала (ученые, руководители высшего образования, педагоги, ученые, студенты и др.). Конкурентоспособная система образования обеспечивает страну творческим и интеллектуальным обществом, которое вносит огромный вклад в развитие национальных инновационных систем (НИС).

Как следствие, вышеизложенного автором была разработана модель развития человеческого капитала в эпоху Индустрии 4.0. (См. рис.1).

Рис. 1. Модель развития человеческого капитала в эпоху Индустрии 4.0

Исходя из модели на рис. 1, следует отметить, что основанием для развития человеческого капитала в эпоху цифровых преобразований является концепция непрерывного образования, как механизма для формирования человеческого капитала в эпоху цифровых технологий.

В рамках концепции непрерывного образования автором предлагается создание Цифровых центров при высших учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся различных возрастных категорий.

Таким образом, человеческий капитал играет ключевую роль в формировании нового цифрового пространства Индустрии 4.0, знания и творческие способности становятся основным мотивом для цифровизации различных отраслей жизнедеятельности. При этом на сегодняшний день, основным механизмом, развивающим способности человека, ос-

тается институт образования. Однако, в эпоху быстроменяющейся реальности, каждый индивид должен быть готов к постоянно меняющемуся потоку информаций, что мотивирует потребность в реализации концепции непрерывного образования. В данном контексте автором предлагается создание Цифровых центров при высших учебных заведениях, которые будут обучать всех желающих, вне зависимости от возраста, основам цифровизации.

Хубулова С.А, Хубулова В.В, Заварин И.О, Москалик С.А. Индустрия 4.0: развитие человеческого капитала. В статье рассмотрены особенности и элементы современной индустрии. Определена роль человеческого капитала в формировании нового цифрового пространства Индустрии 4.0. В статье актуализирована задача формирования «умного производства» и цифровизации через развитие инновационной образовательной среды для реализации концепции непрерывного образования.

Ключевые слова: Индустрия 4.0, человеческий капитал, непрерывное образование, цифровизация, «умное производство».

Khubulova S.A., Khubulova V.V., Zavarin I.O., Moskalik S.A. Industry 4.0: human capital development. The paper dwells the features and elements of the industry. There is the role of human capital in the formation of a new numerical space of industry 4.0. The paper actualizes the task of forming "smart production" and digitalization through the development of an innovative educational environment through the implementation of the concept of continuing education.

Keywords: industry 4.0, human capital, continuing education, digitalization, "smart production».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.