ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
УДК 9(47)23
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮГА РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В.А. Селюнин, Н.В. Селюнина
Среди важнейших признаков российской цивилизации промышленность занимает ведущее место. Она является основным компонентом экономики и тесно связана со всеми сферами жизнедеятельности человека. Чем выше уровень развития индустрии, тем богаче материальная культура в целом. Духовная и материальная культура тесно связаны, но не находятся в прямой зависимости. Тем не менее, индустриальное развитие страны неизбежно влечет большие социальные и духовные изменения, которые в свою очередь влияют на дальнейшее совершенствование промышленности.
Принимая радикальные меры по превращению аграрной страны в индустриальную, правительство СССР в 30-е годы учитывало остроту военно-политической обстановки и опасность, исходившую от усиления геополитических противоречий на европейском континенте. Именно наличие мощной индустрии являлось исходным основанием для укрепления обороноспособности страны и наращивания боевой мощи вооруженных сил, стоящих на страже ее территориальной целостности и суверенитета.
Опасность, нависшая над Отечеством, властно потребовала принятия конкретных мер по улучшению управления экономикой и военным производством. Еще в апреле 1937 г. при СНК СССР был создан Комитет Обороны, а через короткое время - воен-
Селюнин Владимир Александрович - доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Таганрогского государственного педагогического института, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: [email protected], т. 8(8634)603424;
Селюнина Наталья Владимировна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории России того же института, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, т. 8(863)4651182.
но-промышленная комиссия, занимавшаяся организацией поставок вооруженным силам изготовленной предприятиями продукции. Вместо Экономического Совета при Совнаркоме СССР начали действовать хозяйственные советы по оборонной промышленности, металлургии, топливу, машиностроению и др.
Большие изменения произошли в управлении отраслями экономики. Из наркомата тяжелой промышленности отпочковались наркоматы черной, цветной металлургии, химической промышленности, электростанций, электропромышленности, промышленности строительных материалов.
Наркомат оборонной промышленности разделился на четыре ведомства: авиационное, судостроительное, боеприпасов, вооружения. На базе наркомата машиностроения СНК СССР организовал три самостоятельных наркомата - тяжелого, среднего и общего машиностроения. Наряду с этим руководство страны создало несколько наркоматов союзного и республиканского значения: автомобильного транспорта, строительства и т.д. [1]. Разукрупнение органов управления дало возможность объединить однородные или взаимосвязанные по характеру производства отрасли экономики. Обсуждение важнейших ведомственных вопросов на коллегиях наркоматов позволяло вырабатывать решения, прошедшие предварительную апробацию
Vladimir Selunin - the doctor of history, professor, the dean of Historical Faculty of the State Pedagogical Institute of Taghanrogh, 48 Initciativnaya Street, Taghanrogh, 347936, e-mail: [email protected], ph. +7(8634)603424;
Natalia Selunina - the doctor of history, the manager of Russia History Department at the State Pedagogical Institute of Taghanrogh, 48 Initciativnaya Street, 347936, Taghanrogh, ph. +7(863)4651182.
и экспертизу. В 1940 г. промышленностью СССР управлял 21 наркомат вместо шести в 1938-1939 гг. [2].
Реорганизация коснулась и местных органов управления. С целью усиления руководства промышленностью и транспортом в крайкомах, обкомах и горкомах ВКП(б) были воссозданы производственно-отраслевые отделы, дублировавшие работу государственных органов и выполнявшие контрольные функции. В Северо-Осетинском обкоме партии имелся отдел цветной металлургии, в Чечено-Ингушском - отдел нефтяной промышленности, в Ростовском обкоме - отдел угольной промышленности. Совершенствование управления в целом положительно сказалось на работе индустрии.
Накануне войны довольно остро стояла проблема обеспечения промышленности кадрами. Количество новичков, привлекавшихся по оргнабору, а также по договорам с колхозами и сельчанами, не удовлетворяло потребности растущей индустрии. Промышленность и транспорт недополучили по ор-гнабору в 1937-1939 гг. против плана более 3,8 млн человек [3]. В связи с этим возникла настоятельная необходимость внести существенные изменения в систему подготовки квалифицированных рабочих кадров. В Указе Президиума Верховного Совета от 2 октября 1940 г "О государственных трудовых резервах СССР" подчеркивалось, что без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно развитие нашей промышленности [4]. Правительство предполагало путем призыва (мобилизации) подготавливать ежегодно до 1 млн городской и сельской молодежи в ремесленных, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения. Комплектование ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения завершилось в стране к 24 ноября 1940 года: всего было принято на учебу 602 тыс. человек [5]. Как показала практика, мобилизация молодежи в целом носила принудительный характер, а заявления, подаваемые юношами и девушками в учебные заведения системы трудовых резервов, являлись формальными атрибутами принципа добровольности. Создание системы учебных заведений трудовых резервов оказалось чрезвычайно своевременной мерой. Эта система являлась продолжительное время кузницей кадров массовых профессий для индустрии
страны и региона. Среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны составила в 1940 г. 33 926 тыс. человек, из них 13 079 тыс. являлись промышлен-но-производственным персоналом [6].
Накануне войны последовал ряд указов Верховного Совета СССР, нацеленных на решение проблемы кадров: о переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю, о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений, о порядке перевода инженерно-технических работников с предприятия на предприятие. Продолжительность работы каждого труженика увеличивалась ежемесячно дополнительно в среднем на 33 часа. Удлинение рабочего времени было равносильно увеличению количества специалистов в промышленности на 1 млн. Эти меры свидетельствовали о насильственном закреплении кадров на производстве и попрании гражданских свобод людей, лишенных возможности выбора профессии и места работы. Руководители заводов и фабрик одобряли эти правительственные меры и считали, что удлинение рабочего дня и закрепление трудящихся на предприятиях привело к повышению производительности труда, стабилизации производственных коллективов, выполнению плановых заданий [7].
В обстановке возраставшей военной угрозы правительство выделяло огромные средства на развитие стратегически важных отраслей промышленности. В 1938-1940 гг. в экономику СССР было инвестировано более 82 млрд рублей, в строй вступило более 2 000 предприятий. За это время национальный доход возрос на 22 %, стоимость промышленной продукции увеличилась со 106,8 млрд до 138,5 млрд рублей, т.е. на 31 %, госбюджет увеличился со 127,5 млрд до 180,2 млрд рублей [8, с. 92].
В 1940 г. в СССР было выплавлено более 18 млн т стали, около 15 млн т чугуна, добыто 31 млн т нефти, почти 166 млн т каменного угля. Производство электроэнергии составило свыше 48 млн кВт-час. Валовая продукция промышленности увеличилась по сравнению с 1937 годом на 45 % [9]. Создавались государственные резервы металла, строительных материалов, горючего, продовольствия, одежды, обуви и т.д. Большое внимание уделялось развитию авиационной, танковой, судостроительной, артиллерийской
промышленности, производству боеприпасов. Индустрия СССР была способна производить самые совершенные средства вооружения, боевую технику.
Важное место в хозяйстве страны занимал Юг России. На территории Ростовской области и Астраханского округа, Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана и Калмыкии проживало в общей сложности 11 429 тыс. населения [10].
Регион обладал развитой энергетикой, нефтяной, горнодобывающей, угольной, металлургической, машиностроительной, металлообрабатывающей, строительной и пищевой промышленностью, а также технически оснащенной транспортной сетью, богатой сельскохозяйственной базой.
Главной особенностью региональной индустрии являлась концентрация промышленных предприятий в административных центрах. Такими индустриальными городами накануне войны стали Ростов-на-Дону, Краснодар, Орджоникидзе, Грозный, Махачкала, Астрахань, Новороссийск, Таганрог, Новочеркасск.
Мощным экономическим потенциалом обладал Нижнедонской промышленный район, занимавший выгодное географическое положение. Большое значение для развития индустрии Дона имело наличие ГРЭС им. Артема, Несветай ГРЭС, Ростовской ТЭЦ и ряда подстанций, объединенных в систему Азчерэ-нерго, дававшей ежегодно 750 млн кВт.-час электроэнергии и около 250 тыс. мегакалорий тепловой энергии.
Комбинат "Ростовуголь", в который входили тресты "Богураевуголь", "Гукову-голь", "Несветайантрацит", "Шахтантрацит", обеспечивал предприятия топливом и давал возможность развивать на Северном Кавказе энергоемкие производства. В 1940 г. угольная промышленность Ростовской области насчитывала 201 механизированную шахту, выдавшую на-гора 10,5 млн т антрацита, что составляло 1/15 часть всей угледобычи в СССР.
Базовая отрасль промышленности - металлургическая также находилась на подъеме. Таганрогский и Сулинский металлургические заводы произвели в 1940 г. около 0,5 млн т мартеновской стали, 272 тыс. т листового и метизного проката, около 200 тыс. т проката разных труб, изготовили 36 тыс. т бандажей, 80 тыс. т термоантрацита, 177 тыс. т
кварцита, более 0,5 млн. т известняков. Таганрогские металлурги являлись основными поставщиками цельнотянутых стальных труб для нефтяной промышленности Краснодарского края, Чечено-Ингушетии и Дагестана. В 1940 г. на этом заводе трудилось 9 400 рабочих и служащих.
Известный всей стране коллектив Ростсельмаша освоил производство десятков всевозможных типов посевных и уборочных машин, обладавших достаточной прочностью и высокой производительностью. Страна получила от ростсельмашевцев 52,3 тыс. комбайнов, 219 тыс. плугов, 42,8 тыс. борон, 97,8 тыс. сеялок, 64,5 тыс. культиваторов, 52,3 тыс. сенокосилок, 419 тыс. грабель, 282 тыс. конных ходов. В 1940 г. штат завода насчитывал 12 тыс. человек.
Разнообразную продукцию выпускали предприятия индустриального Таганрога. Большой популярностью у заказчиков пользовалась продукция завода "Красный котельщик", наладившего серийный выпуск секционных камер, ранее ввозимых из-за границы, топок, экономайзеров, мельниц, сварных каркасов, больших котлов высокого давления. Накануне войны 40 % всей котло-строительной техники страны выпускалось на этом предприятии. Инструментальный завод до войны изготавливал мотоциклы, велосипеды, боеприпасы. На этом предприятии насчитывалось 10 730 рабочих.
В Ростовской области больших размеров достиг также объем производства химических и строительных материалов, ко-жевенно-обувных изделий, продовольствия. В конце 1940 г. на 697 предприятиях промышленных наркоматов работало 142 963 рабочих. Наибольшее число рабочих трудилось на 242 предприятиях союзной и республиканской промышленности. За 1940 г. промышленность Ростовской области произвела продукции в суммарном исчислении на 2,5 млрд руб [11].
В Краснодарском крае результативно действовала нефтяная, строительная, лесная, станкостроительная, металлообрабатывающая, пищевая промышленность. Общая мощность электроэнергетики Кубани составляла в 1940 г. более 100 тыс. кВт. Быстрыми темпами вводились в строй новые энергетические объекты. Экономика края и население получили 393,9 млн кВт-час. электроэнергии.
Нефтяники Кубани успешно вели буровые работы, осваивали новые месторождения, перерабатывали сырье. В структурных подразделениях Краснодарнефтекомбината и Май-копнефтекомбината трудилось около 20 тыс. человек. Все добытые нефтепродукты направлялись на перегонные заводы Туапсе и Краснодара по трубопроводам и по железной дороге. Переработка сопутствующего газа велась на местных газолиновом и сажевых заводах. Сеть нефтепроводов, оборудованных 113 компрессорами, составляла до 400 км общей протяженности. В 1940 г. промысловики Кубани добыли 2,3 млн т нефти и занимали третье место в стране после бакинских и грозненских нефтяников.
Заметное место в строительной индустрии страны занимали новороссийские цементные заводы "Пролетарий", "Победа Октября", "Первомайский". Эти предприятия имели всесоюзный статус и обеспечивали строительными материалами многие важнейшие объекты. В результате реконструкции значительно возросли мощности предприятий металлообрабатывающей и станкостроительной промышленности. Наращивали выпуск продукции заводы имени Седина, "Октябрь", "Краснолит" (Краснодар), "Красный двигатель" (Новороссийск), "Молот" (Ейск), "Красный молот" (Тихорецк). В 1940 г. на Кубани действовало 1 685 предприятий, выпустивших продукции в 14 раз больше, чем ее производилось в крае в 1913 г. За три предвоенных года объем производства валовой продукции возрос на 42 %.
Успешно развивалась местная промышленность Краснодарского края. В 1940 г. предприятия легкой промышленности произвели 2 093 тыс. пар кожаной обуви, 947 тыс. пар чулочно-носочных изделий, 410 тыс. штук бельевого трикотажа. Пищевики Кубани изготовили 119,7 млн банок консервов, 43,7 тыс. т сахара, 132,1 тыс. т растительного масла, 19,1 тыс. т маргарина. Во всех отраслях промышленности края накануне войны работало 147,8 тыс. рабочих [12].
Экономика Ставропольского края была сориентирована в основном на производство и переработку сельскохозяйственного сырья. Продукция растениеводства и животноводства являлась стабильной сырьевой базой пищевой и легкой промышленности, на долю которой приходилось 56 % изделий, выпускаемых в крае. Дальнейшее развитие получила мо-
лочная, мясная, масложировая, мукомольная промышленность. Далеко за пределами края гремела слава виноделов, выпускавших ежегодно до 23 млн литров разнообразных вин.
Из металлообрабатывающих предприятий крупнейшими в крае считались Пятигорский мотороремонтный, Георгиевский арматурный заводы, завод "Красный металлист" в Ставрополе. Увеличивала производство строительная и угольная промышленность. В январе 1941 г. трест "Орджуголь" на территории Карачаево-Черкесии объединял девять угольных шахт, резко наращивавших добычу топлива. Если в 1939 г. шахтеры дали стране 110 тыс. т угля, то в 1940 г. - уже 310 тыс. т. В окрестностях Ставрополя геологи обнаружили промышленные запасы природного газа и начали разработку нового месторождения. На 1 065 предприятиях края трудилось в 1940 г. 39 663 рабочих, которые произвели промышленной продукции на 599 млн руб. В эту сумму входила и стоимость драгоценных металлов, добытых в крае [13].
Индустриальное значение Кабардино-Балкарии в предвоенные годы повысилось в связи с освоением крупного вольфрамо-мо-либденового месторождения, расположенного на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря в районе склона хребта Уллу-Тырныауз. Сооружение рудника "Молибден", канатно-подвес-ной дороги, обогатительной фабрики и ряда вспомогательных цехов велось очень быстрыми темпами. Первая очередь Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината вошла в строй 1 октября 1939 г. с ежесуточным выпуском 1 000 т руды. Уже спустя три месяца ежесуточная добыча руды составила 1 200 т, молибденового концентрата - 2600 кг., вольфрамового - 2800 кг. Эта продукция пользовалась большим спросом у предприятий радиотехнической, электротехнической, оборонной и других отраслей промышленности. Поэтому работы по увеличению мощности комбината продолжались, возводился поселок для специалистов.
Изделия Нальчикского гидротурбинного и обозостроительного заводов, Докшукинского спиртозавода, Лескенского фанерного и Про-хладненского мотороремонтного заводов, ряда строительных предприятий шли на нужды региона.
Развитие промышленности автономной республики велось одновременно с увеличением силовой мощности Баксанского энергоком-
бината, в который входили: Баксанская ГЭС, Кисловодская ТЭЦ, подстанции "Нальчик", "Машук", "Эльбрус". Эта система обеспечивала электричеством не только Кабардино-Балкарию, но и города Кавминводской группы Ставропольского края. Тепловые электростанции работали на местном топливе и производили относительно дешевую энергию.
К началу 1940 г. удельный вес промышленности составлял в народном хозяйстве автономной республики 64 %, 11 780 человек работало на индустриальных предприятиях. Немногим больше половины заводов и фабрик подчинялось союзным и российским наркоматам. Валовая продукция в 1940 г. по сравнению с 1937 г. увеличилась на 87,7 %, а товаров широкого потребления местной промышленностью было выпущено на 12 298 тыс. руб. [14].
В Северной Осетии насчитывалось 174 промышленных предприятия, из них 95 располагались в г. Орджоникидзе. Автономная республика поставляла стране цветные металлы, стеклотару, строительные материалы, отремонтированные вагоны, изделия легкой и пищевой промышленности.
Коллектив завода "Электроцинк" производил ценнейшую продукцию из полиметаллических концентратов, добытых Садонским горнорудным комбинатом. Тесная кооперация производителей сырья и его переработчиков в рамках автономной республики позволяла выпускать значительную часть продукции по относительно низким ценам: Садонский комбинат полностью удовлетворял потребность "Электроцинка" в свинцовых концентратах и частично в никелевых, большая часть которых поступала из Восточного Казахстана. Накануне войны завод "Электроцинк" был реконструирован, появились новые технологические линии, станки и механизмы, освоено цинково-дистилляционное, цинково-электролитное и ряд других производств.
Бесланский маисовый комбинат, состоящий из трех заводов: крахмального, паточного и масло-кормового - по новизне технологических линий и технической оснащенности не имел равных в Европе. В 1940 г. коллектив этого предприятия изготовил 43 % всей крахмально-паточной продукции Северного Кавказа. Основным потребителем изделий комбината являлась отечественная текстильная промышленность, в частности, предприятия Дагестана, Краснодарского края, Ростовской области.
Удельный вес валовой продукции промышленности в экономике автономной республики составлял 87 %, а число производственных рабочих в конце 1939 г. - 15 349 человек. На 11,4 % крупных предприятий было сосредоточено 60 % всех работавших, 79,7 основных производственных фондов и 73,2 % всей выпускаемой промышленной продукции [15].
Главной отраслью экономики Чечено-Ингушетии являлась нефтяная промышленность. Длительный период она занимала второе место в стране после Баку. Однако к концу 30-х годов нефтепроизводство автономной республики оказалось в глубоком кризисе. Годовая добыча горючего составила в 1939 г. только 2,2 млн т, сократившись в 3,6 раза по сравнению с 1931 г. В правительственных кругах не было единой точки зрения на перспективы дальнейшего развития знаменитого нефтяного района. Одни полагали, что месторождения в равнинной части автономной республики истощились и необходимо перенести разведочное бурение в горы. Другие считали целесообразным продолжать геологоразведку в уже освоенных районах. В споре победили сторонники промышленного использования горных районов, но практика доказала ошибочность этого выбора: источников производственного значения там не было найдено, усилия людей и денежные средства оказались истраченными напрасно.
Совнаркому СССР пришлось принять ряд эффективных мер по организации нового бурения в равнинных условиях. Нефтяники получили дополнительное оборудование, материалы, транспорт, бюджетные ассигнования. Для усиления централизации управления производственным процессом был создан Грознефтекомбинат, объединивший тресты "Октябрьнефть", "Старогрознефть", "Малго-бекнефть", "Горскнефть", "Грознефтеперера-ботка" и "Грознефтеразведка".
Под контролем местных властей руководство Грознефтекомбината сумело остановить спад уровня нефтедобычи. Во второй половине 1940 г. на месторождениях Бори -Су и Южная Вознесенка вступили в строй 87 новых скважин, ежесуточная добыча нефти в декабре увеличилась на 18 % и составила 7555 т.
В системе Гронефтекомбината ведущим считался трест "Малгобекнефть". В СССР в 1940 г. было добыто 31 млн т нефти, доля
Малгобека составила в этом объеме 4,4 %. За девять предвоенных лет геологоразведчики в этом месторождении пробурили 200 скважин, из которых 60 % дали нефть и газ промышленного уровня. Накануне войны трест "Малгобекнефть" имел ремонтно-меха-нический завод с 52 станками, 87 автомашин, 24 трактора, а также 25 комплектов бурового оборудования. Именно нефтяники Малгобека к концу 1940 г. довели среднесуточную добычу сырья до 2 800 т. Это был самый высокий результат среди трестов Грознефтекомбината.
Накануне войны нефтяная промышленность Северного Кавказа начала наращивать выпуск горючего. За 1940 г. она поставила стране 4 616,5 тыс. т нефти, т.е. 14,9 % всесоюзной добычи, опережая нефтяную индустрию Башкирии и Поволжья.
Нефтеперерабатывающие заводы Чечено-Ингушетии принимали на переработку, кроме своей, бакинскую, туркменскую, дагестанскую нефть, производя высококачественный бензин различных сортов. Завод № 867 имел, например, все необходимое оборудование для выпуска лучших сортов горючего. Завод № 3, вошедший в строй в январе 1940 г., специализировался на изготовлении авиационных масел и т. д. Оборудование для нефтяной индустрии производил коллектив машиностроительного завода "Красный молот". В конце 1940 г. в нефтяной промышленности автономной республики трудилось 26 263 рабочих, 18,4 % которых составляли коренные жители.
В экономике Чечено-Ингушетии заметное место занимала промышленность промысловой кооперации, производившая до 70 % общего количества строительных материалов. Завод "Красная кувалда" изготавливал автоприцепы, химический завод поставлял потребителям рубероидную массу, асфальт, соляную кислоту, колесную мазь, медный купорос, утилизируя бракованную продукцию нефтеперегонных предприятий. Власти отмечали, что местная промышленность Чечено-Ингушетии накануне войны не выполнила годовые плановые задания [8, с. 129; 16].
На территории Дагестана действовало 170 крупных государственных предприятий, выпускавших 85 % всей валовой продукции. В промышленности автономной республики трудилось около 20 700 рабочих. Наибольший удельный вес в индустрии имели предприятия пищевого профиля. Производство консервов, виноградных вин, большого ассортимента
продуктов питания являлось основным в республике. Мясомолочная, легкая, текстильная промышленность базировалась на местном сельскохозяйственном сырье. За 1939 г. только пищевая индустрия Дагестана дала стране изделий на 298 млн руб. и предметов широкого потребления на 106 млн руб.
Интенсивное освоение нефтяных месторождений в Избербаше, Ачи-Су, Каякенте внесло существенные изменения в производственную инфраструктуру и повысило экономический потенциал Дагестана. Трест "Дагнефть", входивший в систему Грознефте-комбината, наращивал объемы геологоразведочных и промысловых работ. Месторождение Избербаш не уступало по запасам и качеству нефти Октябрьскому району Чечено-Ингушетии и считалось весьма перспективным. Добытое сырье направлялось по специальному трубопроводу на грозненские нефтеперегонные предприятия, а часть горючего перерабатывалась в керосин, дизельное топливо, лигроин на небольшом махачкалинском заводе.
Производственный потенциал Дагестана дополнялся большими запасами строительных материалов, угольными шахтами, стекольными песками, находившимися поблизости от железных дорог и промышленных центров. Тем не менее богатые природные ресурсы автономной республики использовались недостаточно эффективно. Разведанные запасы природного газа являлись крупнейшими в стране и согласно подсчетам ученых, составляли 38 млрд кубометров, но из 45 местных электростанций 28 работали на нефти, керосине и бензине, производя дорогостоящую энергию. Многие предприятия были лишены возможности использовать природный газ в производственных целях. Поэтому проблема разработки газовых месторождений в автономной республике стояла довольно остро [17].
Промышленность Калмыкии накануне войны насчитывала 72 предприятия, специализировавшиеся в основном на изготовлении пищевой продукции. Наиболее значимым из них являлся Калмгосрыбтрест, в составе которого действовало семь береговых и четыре плавучих рыбозавода, два рыбоконсервных предприятия и Лаганский рыбоконсервный комбинат. Строительные работы выполнял Калмстройтрест, а грузоперевозки осуществлял автомобильный трест, сотрудники которого в 1940 г. перевезли 409 тыс. пассажиров и 14,2 тыс. т грузов. В автономной республи-
ке развивалось кожевенное, швейно-трико-тажное, вязально-войлочное, гончарное производство. Отсутствие топливных ресурсов, энергетических мощностей, железнодорожной линии задерживало индустриальное развитие Калмыкии [18].
Астраханский округ специализировался на рыбном, бондарном, судоремонтно-судо-строительном производстве. Различная консервированная продукция изготавливалась на крупнейшем в стране рыбокомбинате. Со стапелей судостроительного завода один за другим сходили промысловые суда, оснащенные двигателями местного предприятия "Рыбсудомотор". Строительство плавсредств осуществлялось серийно благодаря кооперации ряда астраханских предприятий. В затонах судоремонтных заводов проводились все виды ремонта Волжского и Каспийского танкерного флота. В стратегическом отношении Астраханский округ был слабо оснащен энергетическими мощностями и не имел разведанных сырьевых месторождений промышленного уровня [19].
В работе индустрии региона, да и всей страны имелось немало серьезных недостатков. Не выполнялись плановые задания по производству электроэнергии, нефтепродуктов, строительных материалов, по паро-возо- и вагоностроению. В результате перерасхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, больших потерь от брака и других проявлений бесхозяйственности не снижалась себестоимость продукции в ряде отраслей промышленности. Немало управленческих просчетов допускали отраслевые наркоматы, руководившие предприятиями путем бумажной переписки и не организовавшие систематической проверки принятых решений.
Характеризуя общее состояние промышленности региона, нельзя не отметить высокую техническую оснащенность крупных предприятий. Большинство заводов было реконструировано и оснащено первоклассной техникой, станками и механизмами, инструментом как зарубежного, так и отечественного производства. В индустрии региона были заняты около полумиллиона рабочих и служащих.
Не были обойдены вниманием и оборонные нужды государства. Резервные производственные объекты, запасы сырья и материалов, которые в случае войны надлежало немедленно включить в работу, имелись
на всех крупных предприятиях. На "Красном котельщике", металлургическом заводе (Таганрог), Ростсельмаше и "Красном Ак-сае", на заводе им. Октябрьской революции (Ростов-на-Дону), машиностроительном заводе им. Седина (Краснодар), "Электроцинк" (Орджоникидзе) и ряде других имелись цеха, где производилась продукция по заказам военного ведомства. По стратегическому замыслу правительства региону отводилась вспомогательная роль в оборонном комплексе страны. Этим объясняется наличие небольшого числа специализированных военных предприятий, способных производить стрелковое и холодное оружие, авиамоторы, боевые суда тактического назначения, боеприпасы, мотоциклы, автомобили.
Незадолго до начала войны руководители многих промышленных предприятий получили секретные мобилизационные предписания, в которых указывалась номенклатура изделий, предназначавшихся для армии и флота, определялись объемы их выпуска, конкретные сроки перестройки производства на военный лад. Оборонные задания часто не в полной мере учитывали технические возможности предприятий, наличие производственных площадей и резервных энергетических мощностей, квалифицированных кадров. Техническая документация и чертежи военных изделий засекречивались, дополнительные денежные суммы на реконструкцию производства отсутствовали.
Идея выдачи мобилизационных предписаний предприятиям была, безусловно, полезной, но не до конца продуманной. Эффективность реализации этих важных оборонных документов всецело зависела от организаторских способностей директоров заводов, их инициативы, умения принимать быстрые и точные управленческие решения, максимально использовать внутренние резервы производства, подбирать и расставлять на ключевые участки квалифицированные кадры.
Таким образом, южнороссийский регион обладал накануне Великой Отечественной войны значительным индустриальным и кадровым потенциалом для решения больших оборонных задач. На Юге России не было производственных возможностей для изготовления танков, самолетов, крупных артиллерийских систем. В случае необходимости регион мог играть вспомогательную роль:
стать боевым арсеналом, снабжающим армию и флот горючим, боеприпасами, стрелковым вооружением, сырьевыми ресурсами, строительными материалами, продовольствием, фуражом, местом формирования боевых резервов. Региональная политика государства, усилия местных управленческих структур были направлены на подготовку индустрии к работе в экстремальных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чадаев Я.Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Мысль, 1985. 494 с. С. 49.
2. История КПСС. Коммунистическая партия накануне и в годы Великой Отечественной войны, в период упрочения и развития социалистического общества. 1938 - 1958 гг.). В 6 т. Т. 5. В 2 кн. Кн. 1. 1938-1945 гг. М.: Политиздат, 1970. 723 с. С. 33.
3. Блинчевский Ф.Л., Зеленко Г.И. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР. М.: Просвещение, 1957. 298 с. С. 64.
4. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. В 4 т. Т. 2. М.: Го -сполитиздат, 1957. 750 с. С. 653-655.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е доп. и ис-правл. В 15 т. Т. 7. 1938-1945 гг. М.: Политиздат, 1985. 574 с. С. 185.
6. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный стат. ежегодник. М.: Госкомстат, 1977. 667 с. С. 463.
7. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 4. Д. 290. Л. 1-9; Центральный государственный архив Чеченской республики (ЦГА ЧР). Ф.р - 16. Оп. 2. Д. 816. Л. 1-3.
8. Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) 2-е перераб. и доп. изд. М.: Политиздат, 1980. 391 с. С. 92.
9. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М.: Наука, 1977. 727 с. С. 15.
10. Подсчет авторов по: Народное хозяйство СССР за 60 лет: С. 45-46.
11. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 45. Д. 1442. Л. 48; Таганрогский филиал государственного архива Ростовской области. Ф. р-152. Оп. 2. Д. 6 "а". Л. 1; Молот. 1941, 9 янв.; Российские государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8454. Оп. 1. Д. 251. Л. 1; ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 546. Л. 10 об.
12. См: Селюнин В.А. Юг России в войне 19411945 гг. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1965. 197 с. С. 6-7.
13. Центр новейшей документации Ставропольского края. Ф. 1. Оп. 1. Д. 105. Л. 49; Д. 347. Л. 70-77; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 22. Д. 1976. Л. 3.
14. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. р-1051. Оп. 1. Д. 364. Л. 9; Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской республики. Ф. 1. Оп. 1. Д. 987. Л. 82; Д. 146. Л. 54-55; Д. 196. Л. 2-9.
15. Цуцыев Б.А. Экономическое и культурное развитие Северной Осетии за годы советской власти. Орджоникидзе: Кн. изд-во. 1959. 436 с. С. 381; История индустриализации Северного Кавказа (1933-1941 гг.). Грозный: Кн. изд-во, 1973. 479 с. С. 413, 414.
16. Центр документации новейшей истории Чеченской республики. Ф. 1. Оп. 1. Д. 730. Л. 1-5; Д. 700. Л. 47. Д. 765. Л. 1-14.
17. Центр документации новейшей истории Дагестана. Ф. 1. Оп. 20. Д. 726. Л. 7-10; Центральный государственный архив Дагестана. Ф. р-260. Оп. 16. Д. 65. Л. 53; Ф. р - 352. Оп. 1. Д. 23. Л. 21.
18. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М.: Наука, 1970. 431 с. С. 191.
19. См: Селюнин В.А. Промышленность и транспорт Юга России в войне 1941-1945 гг. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1967. 425 с. С. 33-34.
8 февраля 2011 г.