УДК 332.13:330.34(470.41)) DOI: 10.12737/24000
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Зайдуллина Ч.Н., Иванов Н.Г., Иванова Т.Ю.1
Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача восстановления и укрепления позиций самостоятельных экономических агентов, увеличения масштабов производства и повышения его эффективности. Успешному решению данных задач способствует инновационная инфраструктура, в том числе такой институциональный инструмент, как индустриальные парки. Индустриальные парки — бизнес по улучшению инвестиционного климата; это инструмент диверсификации экономики и способ локализации производства.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационное предпринимательство, индустриальные парки, инфраструктурный проект, девелопмент, индустриальная недвижимость, инновационные сети, резидент.
INDUSTRIAL PARKS AS A WAY OF ENSURING INNOVATION DEVELOPMENT IN POSTINDUSTRIAL ECONOMY: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT (EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
ZAIDULLINA C. N. - Candidate of Economic Sciences, Chief Executive of the Regional Development Centre «Sovetnik» (Russian Federation, Kazan), e-mail: [email protected]
IVANOVA T. J. - Doctor of Economic Sciences, Docent, Head of the Department of Management, Ulyanovsk State University (Russian Federation, Ulyanovsk), e-mail: [email protected].
IVANOV N. G. - Candidate of Economic Sciences, Director of Ulyanovsk State University (Russian Federation, Ulyanovsk), e-mail: [email protected]
Nowadays the Russian Federation has the task of restoring and strengthening the position of independent economic agents, increasing the scale of production and its efficiency. Innovation infrastructure, including such institutional tool as industrial parks, contributes to the successful solution of these problems. An industrial park is the business that improves the investment climate; it is a tool to diversify the economy and the way of localization of production.
Keywords: innovation, competitiveness, innovative infrastructure, innovative entrepreneurship, industrial parks, infrastructure projects, real estate development, industrial real estate, innovative network, resident.
Зайдуллина Чулпан Назифовна — кандидат экономических наук, директор ООО «Региональный центр развития «Советник», адрес: 420061, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Патриса Лумумбы, д. 64, e-mail: [email protected]
Иванов Николай Григорьевич — кандидат экономических наук, доцент, директор Института дополнительного образования, Ульяновский государственный университет, адрес: 432063, Россия, г. Ульяновск, ул. Пушкинская, д. 4а, е-mail: [email protected]
Иванова Татьяна Юрьевна — доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления, Ульяновский государственный университет, адрес: 432063, Россия, г. Ульяновск, ул. Пушкинская, д.4а, е-mail: [email protected]
В настоящее время разработку и освоение инноваций в Российской Федерации осуществляют около 10,6% промышленных предприятий. В структуре затрат доля инноваций составляет примерно 5,0%, в то время как в конце 80-х гг. эта доля составляла 60-70%. Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. Сегодня доля России в объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5% (доля Китая - 6%)1. Если руководство промышленных предприятий не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то эта продукция через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. Ведь конкурентоспособность предприятия определяется его способностью удовлетворять те или иные потребности, сформировавшиеся на потребительском рынке, лучшими, чем у других, способами. Таким образом, инновационная деятельность является фактически единственным средством, обеспечивающим поддержание уровня конкурентоспособности любой экономической системы.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача модернизации традиционных отраслей экономики и их структурной диверсификации на основе инновационного технологического развития. Решение этой задачи предполагает формирование национальной инновационной системы, которая в соответствии с Концепцией включает такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.
Инновационное развитие экономики зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов в отдельности (направленность на инновационную деятельность), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами. Механизмом, обеспечивающим взаимодействие, сегодня выступает инновационная инфраструктура как институциональный инструмент.
Подробнее рассмотрим элемент инновационной инфраструктуры как меру институционального характера. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включающей предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции2. Организации (элементы) инновационной инфраструктуры предоставляют инновационным предприятиям ресурсы и оказывают им услуги, необходимые для осуществления производственной деятельности.
Цель формирования инфраструктуры инновационного предпринимательства - создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых и средних предприятий в различных направлениях деятельности -имущественном, кадровом и информационно-консультационном.
1 http://mon.gov.ru/work/nti/dok.
2 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. / Утверждены Правительством РФ 05.08.2005 г. №2473п-П7.
Инфраструктура инновационного предпринимательства включает в себя также: центры и агентства по развитию предпринимательства; государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства; фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства; технопарки; научные парки; инновационно-технологические центры; бизнес-инкубаторы; палаты и центры ремесел; центры поддержки субподряда; маркетинговые и учебно-деловые центры; агентства по поддержке экспорта товаров; лизинговые компании; консультационные центры; промышленные парки; индустриальные парки; агропромышленные парки; центры коммерциализации технологий; центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию; инжиниринговые центры; центры прототипирования и промышленного дизайна; центры трансфера технологий; центры кластерного развития; государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ; микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого предпринимательства и соответствующие критериям, установленным нормативным актом Банка России по согласованию с Минэкономразвития России.
Наиболее интересной формой по своему содержанию и мере влияния на инновационное развитие являются индустриальные парки. Первый проект индустриального парка появился в 2006 г., инициатором которого выступила швейцарская девелоперская компания.
На данный момент у индустриальных парков в России нет четкого законодательно определенного статуса, но уже есть первые попытки решить проблему - создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях деятельности - имущественном, кадровом и информационно-консультационном. Министерство экономического развития РФ в данном вопросе тесно сотрудничает с созданной недавно Ассоциацией индустриальных парков России. По данным Ассоциации, сегодня в России всего 25 действующих индустриальных парков, готовых принять резидентов (без учета ОЭЗ), и около 70 проектируемых индустриальных парков.
Сегодня практически всякий регион, претендующий на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится привлечь зарубежных инвесторов.
Привлечение инвесторов дает региону множество преимуществ: создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока услуг и инвестиций на российский рынок и т.д. Мировой рынок услуг развивается в условиях интенсивной конкуренции и сильного влияния не ценовых факторов. Рыночные позиции многих услуг критически зависят от их научно-технического уровня и качества (фирменный знак производителя, его профессиональный опыт и деловая репутация).
Присутствие же иностранных компаний в регионах России зависит от созданного региональными властями инвестиционного климата и соответствующей инфраструктуры.
Инфраструктурные проекты в условиях современной действительности приобретают все большую значимость и играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности услуг региона. И, как следствие, когда на выходе из кризиса инвесторы стали возвращаться в Россию и инвестировать в промышленное производство, то на тот момент не оказалось качественных площадей, территорий, подготовленных для размещения этих производств. Те, кто предвидел такую ситуацию за 2,5 года до того, смогли предложить рынку ограниченное количество качественных индустриальных парков. Среди них оказались Татарстан, Калужская,
Липецкая, Ленинградская, Ульяновская области. С 2010 г. началось достаточно интенсивное развитие индустриальных парков.
Индустриальный парк - это по сути сервисный бизнес по улучшению инвестиционного климата. Бизнес, который берет на себя непрофильные для промышленных компаний функции -девелопмент территории и индустриальной недвижимости.
Подпрограмма «Индустриальные парки» Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 определяет следующие индикаторы к 2020 г.:
- количество ИП - 127 ед.;
- выручка - 1150 млрд. руб.;
- объем инвестиций - 101,8 млрд. руб.;
- количество высокопроизводительных рабочих мест - 129,9 тыс. ед.;
- налоговые платежи - 71,2 млрд. руб.;
- доля ИП в обрабатывающей промышленности (2014 г. - 0,49%) - 3,8 %.
Расположение индустриальных парков зависит от рынков сбыта продукции, концентрации
населения, транспортной инфраструктуры и т.д. Подавляющее большинство индустриальных парков расположено в европейской части России и на юге страны. За Уралом их практически нет, несмотря на традиционный промышленный потенциал и сырьевую базу, и это свидетельствует о том, что там сохраняется сырьевая ориентированность экономики. Чтобы выйти из этой зависимости, следует внести новый элемент в инновационное развитие.
В целях создания привлекательной инфраструктуры необходимо обеспечить государственно-частное партнерство и функционирование частных индустриальных парков. Органы публичной власти и бизнес должны работать согласованно в общих интересах, формируя партнерские модели взаимоотношений в различных сферах. И здесь исключительно важно найти баланс интересов, необходимый для реализации общественно значимых проектов и программ. Государственно-частное партнерство дает возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им функциях и сократить государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью. В отсутствие мер государственной поддержки частные компании, как правило, не склонны брать на себя инвестиционные риски по созданию инженерной и энергетической инфраструктуры и стремятся переложить их на потенциальных резидентов и инвесторов.
Региональные власти обеспечивают привлекательные условия для инвесторов и, в частности, совершенствуют инвестиционное законодательство, а частный инвестор вкладывает свои и привлеченные средства в создание промышленного парка, создает управляющую компанию, в уставном капитале которой могут участвовать также и средства федерального, регионального или муниципального бюджета, а также различных институтов развития. Создание частных индустриальных парков - решение весьма амбициозное, но необходимое. Частные индустриальные парки - это деятельность, направленная на использование сетевой природы развития. Такое определение дает нам возможность считать, что частные индустриальные парки, как правило, это не открытия по своей сущности, а результат комбинирования уже существующих объектов, идей и людей. Это не отказ от прошлого опыта и прошлых инструментов, а их использование в новых условиях и в иной комбинации. В частных индустриальных парках сконцентрированы усилия частных инвесторов, управляющих в создании инфраструктуры, способствующей концентрации компаний на ключевых компетенциях. Территориальная обособленность позволяет компаниям объединяться ради достижения определенных целей как по технологической цепочке (компетентностная интеграция), так и по кооперации (конкурентная кооперация). Возрастающая значимость деловых сетей привлекает к себе все большее внимание исследователей из различных областей.
За последние несколько лет ряд стран инициировали новые программы, которые нацелены на построение инновационных сетей. Анализируя опыт развития сетевой организации инновационной деятельности в различных странах, можно выделить сети кооперации в научно-исследовательской сфере (горизонтальная интеграция), сети трансфера технологий (вертикальная интеграция) и сети передачи компетенций (смешанная интеграция)1.
Считаем целесообразным объединить усилия промышленных предприятий в рамках организационной сети, обеспечив тем самым инновационное развитие и конкурентоспособность представленных компаний и всей сети. Целью функционирования сети должно быть создание синергетического эффекта совместных действий компаний, тем самым ускорение инновационных процессов и обеспечение инновационного развития.
На наш взгляд, организационная сеть позволяет использовать преимущества специализации компаний и рыночного механизма, что дает возможность, конкурируя и кооперируясь, более быстро и эффективно распределять инновации первого и второго рода. Большинство индустриальных парков в России универсальны, ориентированы на размещение производств различного профиля. Можно выделить буквально несколько проектов с ярко выраженной отраслевой направленностью. Это, как правило, парки, где размещаются производства с повышенными требованиями к безопасности и санитарно-защитным зонам. Например, неизбежно образуются специализированные индустриальные парки с химическими производствами, такие как «Химград» в Казани, «Химпарк Тагил» в Нижнем Тагиле. Компаниям иных отраслей там размещаться сложно именно из-за наличия защитной зоны. Есть парки, где располагаются преимущественно компании, производящие продукты питания, там тоже все завязано на определенные санитарные требования.
Некоторые парки сложились по отраслевому принципу благодаря потребности в кооперации. Это парки, большая часть резидентов которых относится либо к автопроизводителям, либо к производителям комплектующих. Такие территории сложились в Калининградской, Ленинградской, Калужской областях. Там размещены заводы крупнейших мировых автосборочных предприятий, а рядом располагаются их поставщики.
Отраслевые индустриальные парки будут получать все большее распространение. Это неминуемо, потому что поставщики и потребители хотят располагаться рядом со своими партнерами. В том числе для того, чтобы экономить на логистике либо кооперироваться с учетом имеющегося рядом базового сырья, из которого соседствующие предприятия могут производить продукцию разного передела.
Рассмотрим на примере Республики Татарстан необходимость создания индустриальных парков как способа обеспечения инновационного развития региона. Республика Татарстан -один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России.
Промышленный профиль республики:
- нефтегазохимический;
- машиностроительный;
- электро- и радиоприборостроение.
Так, например, химический и нефтехимический комплекс на сегодняшний день является основным сегментом российской промышленности. Данный сегмент закладывает основы долгосрочного, стабильного и инновационного развития.
Спрос на изделия из полимеров развивается активно и динамично. Спрос превышает предложение ориентировочно на 34%. Дефицит обеспечивается импортом.
1 Воронина Л.А Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы / Л.А. Воронина, С.В. Ратнер. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 63-72.
Производителей полимеров достаточно, имеются гиганты российского и республиканского масштаба. В РТ находятся ключевые поставщики сырья: Казаньоргсинтез, Казанский завод синтетического каучука, Химический завод им. Л.Я. Карпова, ТАИФ НК, Нижнекамскнефтехим (рис. 1) и др.
Рисунок 1 - Производители полимеров РТ Figure 1 - Manufacturers of PT polymers
В Республике Татарстан на ближайшие годы поставлена задача по созданию инвестиционной инфраструктуры, способствующей привлечению как российских, так и зарубежных инвесторов. Для реализации этой задачи, а также для улучшения инвестиционного климата в Татарстане и обеспечения конкурентоспособного предложения инвесторам на международном рынке инвестиций в настоящее время обозначены следующие приоритетные направления развития экономики Республики Татарстан: химическая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и автокомпоненты; медицина и фармацевтика; агропромышленный комплекс; девелопмент, недвижимость, строительство и производство строительных материалов; информационные технологии и телекоммуникации; сфера услуг, туризм1.
Но, несмотря на благоприятно складывающуюся ситуацию, обратим внимание на проблемные моменты в деятельности индустриальных парков вообще и в Республике Татарстан, в частности.
Индустриальные парки в основной своей массе не привлекают активно резидентов, не осуществляют коммерческих полномочий. Об этом можно судить по отсутствию «продукта» (описание предложения площадок на языке потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства) и неиспользованию рыночных методов продвижения на рынок потенциальных резидентов.
К сожалению, представленность «продукта» выглядит следующим образом: отсутствие открытой информации о предложении, об условиях размещения, стоимости коммунальных платежей на 60% инфраструктурных площадок; отсутствие информации / заблокированы контакты на 10%; имеется достаточно информации только по 30% площадок.
путеводитель инвестора Республики Татарстан. - 2015. - С.44 - URL: http://tida.tatarstan.ru (дата обращения: 11.10.2016)
Казанский завод синтетического каучука
А
Мы считаем, что каждый «продукт индустриальный парк» должен содержать следующую информацию: описание индустриального парка; территория промышленного парка (общая площадь территории земельного участка, площадь земельного участка под застройку, га); допустимый класс опасности для размещаемых предприятий, сооружений и иных объектов; схема, эскиз, карта; мастер-план территории с обозначением инженерных коридоров и дорожной инфраструктуры; кадастровые номера земельных участков; объекты недвижимости; транспортная доступность; инженерная инфраструктура; коммунальная инфраструктура; услуги управляющей компании; социальная инфраструктура; общая информация о резидентах; меры государственной поддержки; общее описание региона, где расположен парк (расположение, численность, профиль, климат, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура).
Немаловажной сегодня является «прозрачность» условий размещения:
- Условия приобретения права аренды / права собственности
- Условия подключения к инженерным сетям, свободные мощности
- Условия по обслуживанию территории общего пользования
- Преференции (документированные) статуса резидента
- Сроки реализации проекта
Описание и обозначение всех условий, а также грамотное продвижение площадок с позиционированием возможностей и потенциала позволят более оперативно привлечь «правильных» инвесторов в индустриальные парки.
Вторая немаловажная проблема — субъект малого и среднего бизнеса не имеет «единого окна» по подбору территории размещения. Агентство инвестиционного развития в основном занимается крупными зарубежными инвесторами. Субъект малого и среднего предпринимательства сегодня подбирает место пребывания самостоятельно, используя различные методы.
Но, учитывая институциональный аспект и практическую направленность инновационной инфраструктуры в виде индустриальных парков, для более полного и содержательного развития необходимо:
- создать Центр инфраструктурной поддержки, основной функцией которого будет обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства подходящей территорией;
- создать Агентство территориального развития с полномочиями продвижения отдельных отдаленных районов Республики на международных рынках в части создания и продвижения бренда инвестиционно привлекательных районов, индустриальных парков в целях привлечения зарубежных инвесторов.
Учитывая существующие проблемы, целесообразно разработать Концепцию создания новых площадок и развития функционирующих индустриальных парков (посредством переориентации, нахождения точек роста) на основе существующего спроса потребительского рынка. Концепция должна включать в себя комплекс бизнес-планов и финансовых моделей индустриальных парков, регламентов (создания, развития, регулирования деятельности, деятельности Резидентов), положений по привлечению Резидентов, дорожных карт. Популяризация данного продукта должна осуществляться как среди террирориальных инвесторов, управляющих компаний, собственников подходящих территорий в целях создания соответствующих спросу индустриальных парков, так и среди заинтересованных структур регионов РФ.
Отметим, что объем инвестиций в индустриальные парки, по оценкам Ассоциации Индустриальных парков, в ближайшие 5-10 лет может составить порядка 500 млрд. долл. Эта оценка, скорее всего, занижена, потому что индустриальный парк помимо прочего создает вокруг себя большое количество обслуживающих его производств. Индустриальные парки позволяют выстроить очень длинные технологические цепочки - так, чтобы высокотехнологичная
продукция производилась из российского сырья и в дальнейшем использовалась на российских предприятиях.
Индустриальные парки чрезвычайно актуальны для российской экономики, так как представляют собой бизнес, который зарабатывает на улучшении инвестиционного климата, а значит, позволяет минимизировать бюджетные затраты на инфраструктуру и избавить государство от несвойственных функций. Это единственный конкурентоспособный способ локализации производства. В перспективе - это инструмент диверсификации экономики и избавления от сырьевой зависимости.
Библиография/References:
1. Воронина Л.А., Ратнер С.В. Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 253 с.
2. Методические материалы по подтверждению соответсвия индустриальных парков требованиям для применения мер стимулирования промышленности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №794. - URL:http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/d49/ 794.PDF
3. Специальный инвестиционный контракт. - URL: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/053/Special%20investment%20contract%20Russia.pdf
1. Voronina, L.A., Ratner, S.V. (2010) Nauchno-innovatsionnye seti v Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Research and innovation networks in Russia: experience, problems, prospects]. - M.: INFRA-M. - 253 p. (In Russ.)
2. Metodicheskie materialy po podtverzhdeniiu sootvetsviia industrial'nykh parkov trebovaniiam dlia primeneniia mer stimulirovaniia promyshlennosti v sootvetstvii s Postanovleniem Pravitel'stva RF №794 [Training materials for confirmation of conformity to the requirements of industrial parks to stimulate the use of industrial action in accordance with the RF Government Decree # 794]. - URL: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/d49/Metodicheskie_materialy_po_akkredidatsii_industriarnykh_pa rkov_v_sootvetsvii_s_Postanovleniem_794.PDF (In Russ.)
3. Spetsial'nyi investitsionnyi kontrakt [Special investment contract]. - URL: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/053/Special%20investment%20contract%20Russia.pdf (In Russ.)