Научная статья на тему 'Индустриальные парки как основа развития регионов на примере Чистопольского муниципального района Республики Татарстан'

Индустриальные парки как основа развития регионов на примере Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадеева О. А., Любова О. В.

Рассмотрена история возникновения индустриальных парков за рубежом и в России, перечислены основные типы и признаки парков, приведён обзор социально-экономического положения Чистопольского муниципального района, как площадка для развития Индустриального парка «Чистополь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустриальные парки как основа развития регионов на примере Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

© Ахмадеева О.А.*, Любова О.В.Ф

Набережночелнинский институт (филиал)

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Рассмотрена история возникновения индустриальных парков за рубежом и в России, перечислены основные типы и признаки парков, приведён обзор социально-экономического положения Чистопольского муниципального района, как площадка для развития Индустриального парка «Чистополь».

Ключевые слова индустриальный парк, диверсификация экономики социально-экономическое развитие региона.

В последнее время в России быстрыми темпами развивается новая отрасль - индустриальные парки, деятельность которых направлена на развитие регионов, в том числе развитие предпринимательства, повышение эффективности бизнеса, создание новых рабочих мест, привлечение инвесторов, в том числе иностранных, а также развитие инноваций.

Индустриальные парки, успешно функционирующие в большинстве промышленно-развитых странах, создают эффективную платформу для устойчивого долгосрочного развития промышленного потенциала конкретного региона. Привлекая в качестве резидентов высокотехнологичные производства, индустриальные парки представляются одним из элементов инновационной инфраструктуры, которая может способствовать обеспечению социально-экономического развития регионов России [2].

Первым индустриальным парком в мире стал Траффорд парк (Traflbrd Рагк, Манчестер, Великобритания). В 1896 году английский финансист Ernest Terah Hooley приобрел земельный участок площадью 10 га, создал на нем всю необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру и начал сдавать в арену участки промышленным предприятиям, а позже - продавать их. В 1910 году Генри Форд разместил здесь свой первый автомобильный завод в Европе, а к 1920 году более 300 американских фирм разместили на этой площадке свои производства и офисы [1].

С начала XX в. индустриальные парки стали активно развиваться и в Европе, и в США. Располагались они, как правило, вблизи транспортных

* Доцент кафедры «Экономика предприятия», кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры «Производственный менеджмент», кандидат экономических наук.

узлов и аэропортов, на территориях, специально зонированных для про-мышленно-складского использования. С 1950-х годов начали появляться специализированные инновационные технологические парки. Основное различие между индустриальными и технопарками в том, что первые обеспечивают предприятия инфраструктурой для осуществления их основной производственной деятельности, а технопарки способствуют разработке и внедрению новых технологий в производство, т.е. для них обязательно присутствие научно-исследовательской составляющей - научных институтов и центров, университетов. В дальнейшем бизнес-парки стали больше тяготеть к местам концентрации квалифицированного персонала, центрам образования, торговли, культуры, развлечений, их стали организовывать на месте старых промышленных зон в крупных городах. На сегодняшний день индустриальные парки как комплексы, сочетающие складские, производственные, офисные и социально-бытовые помещения, достаточно популярны и распространены в мире: только в Германии функционирует более 200 технопарков, в США - более 400. В последние десятилетия технопарки и индустриальные парки активно развивались в странах Азиатского региона, Восточной Европы и в Прибалтике [3].

В России развитие индустриальных парков начинается с конца 90-х годов. Во второй половине 2000-х годов с принятием федерального закона об особых экономических зонах строительство индустриальных парков получило новый импульс.

По данным исследования компании «Эрнст энд Янг» «Индустриальные парки России» [4], проведённого в апреле 2011 года, за 2010 год количество индустриальных парков выросло примерно на 15 % и составило 204 объекта разной степени готовности. Из них около 60 либо были готовы к приему резидентов, либо в них началось строительство инфраструктуры. В 2013 году в действующих индустриальных парках создано 56 тысяч рабочих мест. Среднее количество занятых на один парк составляет 1720 человек, в крупнейших парках - от 5 до 7 тысяч человек, что соответствует населению в трудоспособном возрасте города с численностью населения 15-20 тысяч человек [5]. В структуре резидентов по видам экономической деятельности преобладает производство, в производственной структуре представлены практически все отрасли промышленности, за исключением добывающей, преобладают машиностроение, в том числе автомобилестроение, химическая и металлургическая отрасли.

По количеству индустриальных парков в России лидируют Московская, Ленинградская, Тульская, Тверская области и Ставропольский край. В европейской части России успешно развиваются индустриальные парки в Калужской, Ульяновской и Липецкой областях и республике Татарстан.

В России рынок индустриальных парков пока находится в процессе формирования. Как отмечают многие эксперты, большинство заявленных про-

ектов до сих пор остаются на стадии проектирования, а отсутствие единого понимания и устоявшейся терминологии приводит к тому, что к индустриальным паркам относят совершенно разные объекты - от технопарков до логистических терминалов и особых экономических зон.

Понятие Индустриального парка стало активно использоваться с 60-х годов прошлого века. Индустриальный парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией. Это промышленная площадка, на которой функционируют несколько или множество независимых предприятий одной или различных отраслей, совместно использующие инфраструктуру парка и пользующиеся услугами управляющей компании.

По определению Ассоциации индустриальных парков России, индустриальный (промышленный) парк - это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств [7]. Понятия «индустриальный парк» и «промышленный парк» тождественны.

Под индустриальным парком также понимают «объект производственного назначения, сдаваемый собственником в аренду, управляемый профессиональной управляющей компанией и развивающийся под единой концепцией». Однако индустриальный парк не просто объект производственного назначения, сдаваемый собственником в аренду. Это концептуальный объект и концептуальность его определяется следующим.

Резидентами индустриального парка являются юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие деятельность на территории парка, имеющие договорные отношения с Управляющей компанией и соответствующую, как правило, формату парка.

Управляющая компания осуществляет управление индустриальным (промышленным) парком, в том числе эксплуатацией объектов недвижимости, инженерных систем и т.п. Таким образом, это профессионально управляемый объект недвижимости с развитой инфраструктурой и централизованным обслуживанием инженерных систем. Управляющая компания оказывает дополнительные услуги резидентам. При этом перечень услуг может быть различным: аренда не только готовых производственных помещений, но и зданий, бизнес-единиц и оборудования; логистические услуги; сервисные и инженерные услуги; охрана, уборка территорий; юридическое сопровождение сделок; консалтинговые услуги (маркетинговые, бухгалтерские, таможенные, консультирование по вопросам финансирования проектов и их

эффективности, разработка бизнес-планов); ИТ-услуги; поддержка, в том числе возможно финансовая, начинающим предпринимателям и пр. Выделяют также «редкие» типы услуг, такие как централизованная организация питания, рекламные услуги, услуги по хранению, переработке и утилизации промышленных отходов, лабораторные услуги контроля качества и др. Возможна специализация парка под определённую отрасль, привлечение и соответствующая подготовка площадей под целевые группы предпринимателей-арендаторов.

Обязательными признаками индустриального парка являются: категория земельного участка соответствует заявленным целям индустриального (промышленного) парка - промышленные земли; наличие специализированных объектов капитального строительства, существующего присоединения дороги к региональным и федеральным трассам, существующего подключения к энергоресурсам и инженерной инфраструктуры; наличие управляющей компании.

Его конкурентными признаки являются географическая близость к рынкам сбыта и трудовым ресурсам, наличие финансовых партнеров, транспортная доступность, обеспеченность энергетическими ресурсами, упрощенный порядок прохождения резидентами административных и разрешительных процедур, близость социальной инфраструктуры, возможность расширения и (или) диверсификации производства, передовые инженерные решения и прочее [1], а также наличие льгот для резидентов парка.

В ряде субъектов РФ приняты законы о мерах государственной поддержки организаций и предприятий, осуществляющих деятельность на территории индустриальных парков, согласно которым предусматриваются существенные налоговые льготы для резидентов (в частности по налогу на прибыль и имущество); субсидирование процентных ставок по кредиту при строительстве; государственные гарантии по кредитам; специальные кредитные продукты для проектов индустриальных парков и др.

Таким образом, индустриальный парк - территориально обособленный производственный комплекс, характеризующийся единой концепцией, определенной развитой инфраструктурой, близостью основных транспортных узлов и рынков сбыта, определённым набором сопутствующих услуг и возможностью получения государственных льгот и гарантий.

В соответствии с международной классификацией и стандартами Ассоциации индустриальных парков определяют следующие основные типы индустриальных (промышленных) парков:

1. Гринфилд (gгeenfield) - индустриальный парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой [7], предоставляющий возможность оказания услуг по строительству по требованиям заказчика (ЪиЛМо^ий).

2. Браунфилд (brownfield) - индустриальный парк, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция и (или) капитальный ремонт, в соответствии со специализацией индустриального (промышленного) парка и потребностями его резидентов [7].

3. Комплексный парк - имеющий и землю для строительства, и недвижимость для аренды или продажи [2].

По данным исследований, проведённых Ассоциацией индустриальных парков России, большинство проектов индустриальных парков России (действующих и проектируемых) - Greenfield парки, и только каждая четвертая площадка относится к типу Brownfield [5].

Однако среди действующих индустриальных парков доля формата Brownfield значительно выше. В 90-е годы в результате процессов приватизации и банкротства постсоветских предприятий было достаточно много производственных площадок, на которых размещался вновь созданный отечественный малый и средний бизнес. Кроме этого, по всей России сформировался достаточно большой фонд незагруженных площадей производственно-складского назначения действующих крупных промышленных предприятий, чья производственная мощность формировалась в период СССР, но и тогда не была загружена на 100 %. Таким образом, большинство индустриальных парков, создаваемых по принципу brownfield, - это переоборудованные заводы советских времен, где прекращено производство профильной продукции. Такие проекты привлекательны и востребованы, как правило, представителями малого и среднего бизнеса с ориентацией на локальный рынок.

Создание индустриальных парков и технопарков на высвобождаемых площадях и территориях крупных предприятий стало в настоящее время самым востребованным решением при модернизации моногородов. Индустриальные парки, как показывают исследования, создают большое количество рабочих мест, способствуют развитию бизнеса и диверсификации экономики, что и необходимо для решения проблем моногородов. В парках, ориентированных на формат brownfield, по сути, уже есть все необходимые составляющие развития, как самого парка, так и территории:

- свободные производственные площади с готовой инженерной и коммунальной инфраструктурой, что существенно сокращает сроки и объем инвестирования по сравнению с новым строительством;

- в отельных случаях наличие градообразующего предприятия как основного резидента - «якоря» (освобождение его баланса от незагруженных производственных фондов улучшает его финансовое положение);

- удобное логистическое расположение;

- наличие трудовых ресурсов.

Тем не менее, для реализации проектов индустриального парка очень важна поддержка местных властей. При создании индустриальных парков наиболее оптимальной является форма государственно-частного партнерства. При отсутствии действенных мер государственной поддержки частные компании вряд ли станут принимать на себя весь объем инвестиционных рисков по созданию необходимой инфраструктуры, не говоря уже о новом строительстве. Как показывает практика создания технопарков на базе ряда моногородов при реализации проектов на основе партнерства частного бизнеса, региональных и федеральных властей, обеспечение инфраструктуры за счет бюджетного ресурса снижает стоимость любого проекта для инвестора на 25-30 %. Такое партнерство будет способствовать привлечению не только российских, но и иностранных инвесторов и резидентов, и даст существенный толчок к развитию промышленности в регионах.

Администрация Республики Татарстан выступила инициатором создания Индустриального парка «Чистополь» на территории Чистопольского муниципального района (ЧМР). Начиная с 2010 года на строительство инженерной инфраструктуры и развитие Индустриального парка «Чистополь» выделено 642,0 млн.рублей бюджетных средств.

Миссия Индустриального парка «Чистополь»: «Создание условий для развития бизнеса, в том числе среднего и малого бизнеса, массы обслуживающих предприятий, привлечения инвестиций и новейших технологий» [6].

Индустриальный парк «Чистополь» расположен в Булдырском сельском поселение ЧМР Республики Татарстан. С запада от площадки на расстоянии 1,2 км расположен г. Чистополь, с востока площадка ограничена автомобильной дорогой регионального значения Чистополь-Нижнекамск. С юга автомобильной дорогой «Казань-Оренбург» - «Чистополь-Нижнекамск».

Площадь территории парка составляет 292 га, она размежевана на 35 участков от 1 до 13 гектаров.

Географические преимущества Парка:

- 144 км до г. Казани;

- 115 км до международного аэропорта «Казань»;

- 146 км до международного аэропорта «Бегишево»;

- развитая сеть автодорог;

- судоходная река Кама;

- 5 км до речного порта;

- 123 км до ж/д станция Нурлат;

- 141 км до ж/д станции Наб. Челны.

Инфраструктура Парка: электроснабжение мощностью 8 МВт; центральное газоснабжение; интернет-связь; котельная мощностью 45 Мвт (II категории); водоснабжение производительной мощностью 575 м3/час; централизованная канализация производительной мощностью 259 м3/час.

Чистопольский район является одним из 43 муниципальных районов Республики Татарстан и входит в состав Закамской экономической зоны, ко-

торая включает семь муниципальных районов - Алькеевский, Алексеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Чистопольский.

В экономическом отношении Закамская экономическая зона - индустриально-аграрный район, ориентированный на добычу нефти, точное машиностроение, а также производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основная промышленность сосредоточена в городах Нурлат и Чистополь, в меньшей степени - в других административных центрах муниципальных районов.

Приоритетными направлениями стратегического развития этой экономической зоны являются интенсификация сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитие легкой промышленности (текстильного и швейного производства), развитие сферы услуг (развитие гостиничного сервиса, водного и аграрного туризма, туризма выходного дня и пр.), переработка древесины, производство строительных материалов, развитие рыбного хозяйства.

Административный центр района - город Чистополь расположен в центре Республики Татарстан и служит, в силу своего географического положения, связующим звеном между Востоком и Западом республики. На территории ЧМР 61 населенный пункт, которые расположены вдоль рек и автомобильных дорог района. В 50 населенных пунктах района имеются производственные предприятия АПК, промышленные предприятия, объекты социального обслуживания

Административное устройство ЧМР включает: 1 город, 6 посёлков, 21 деревню, 33 села.

Экономика ЧМР в настоящее время может быть условно поделена на три сектора хозяйственной деятельности: сырьевой сектор; производственный сектор; инфраструктурный сектор.

Размещение промышленных производств на территории ЧМР имеет определенную закономерность и характеризуется высокой степенью концентрации и централизации обрабатывающих производств на территории г. Чистополя.

2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Объем валового территориального продукта ЧМР, млн. руб. [8, 9]

В других населенных пунктах присутствуют малые формы, преимущественно это предприятия пищевой, деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов.

150 100 50 0

2006

2007

1 41 к

2008

2009

2010

2011

114,5

2012

Индекс промышленного производства Республики Татарстан

Индекс промышленного производства Чистопольского муниципального района

Рис. 2. Индекс объёма промышленного производства, %

Положительный вклад в рост экономики внесло промышленное производство.

Индекс промышленного производства по ЧМР в январе-декабре 2012 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 14,5 % и составил 114,5 % (по РТ увеличился на 7 %). По данному показателю в рейтинге муниципальных образований район занимает 13 место.

Индекс промышленного производства в январе-марте 2013 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 98,3 % (по РТ -101,9 %). По данному показателю в рейтинге муниципальных образований район находится на 25 месте.

За 2012 год объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами по ЧМР составил 10805,0 млн.рублей или 100,5 % к уровню 2011 года. По городу Чистополь данный показатель 5451,9 млн. руб., что составляет 111,4 % к уровню 2011 года.

В ЧМР сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.

100000

60000 40000 20000 о

80120 79901 79488

60800 60818 60985

20121

■ ЧМР ■ г. Чистополь

Рис. 3. Численность населения

Численность населения в ЧМР за анализируемый период сократилась более чем на 600 чел. Численность городского населения как правило увеличивается за счёт сельского населения.

По показателю смертности населения по степени благоприятности район занял 30 место среди остальных муниципальных районов Республики Татарстан. Показатель смертности по ЧМР 16,5 чел на 1000 жителей, среднереспубликанское значение 13,1 чел на 1000 жителей.

По показателю рождаемости район находится на 28 месте 11,8 чел на 1000 жителей, среднереспубликанское значение 12,9 чел на 1000 жителей.

Возрастная структура населения ЧМР выглядит следующим образом: трудоспособного - 58 %, моложе трудоспособного - 17 %, старше трудоспособного - 25 %. Трудовые ресурсы по ЧМР - 47,1 тыс. чел.

-■

3 3,66

-----

1,89 ---

1.41 1 1 л

01 01 2011 01 01 2012 01.01.2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

» Республика Татарстан —ЧМР Рис. 4. Уровень зарегистрированной безработицы, %

Количество официально зарегистрированных безработных в ЧМР на 01.01.2013 г. составило 1375 чел. (мужчин - 39 %, женщин - 61 %), что почти на 30 % больше аналогичного периода 2011 г. С учётом серого рынка труда безработных - 6500 чел.

Уровень образования официально зарегистрированных безработных: с высшим образованием - 17,3 %, с начальным профессиональным образованием - 7,3 %, со средним профессиональным образованием - 24,2 %, со средним полным образованием - 46,9 %, не имеющие среднего полного образования - 4,3 %.

Наибольший рост зарплаты в 2012 г. зафиксирован в системе образования, предоставление коммунальных и прочих видов услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности.

Структура деятельности индивидуальных предпринимателей за 2012 год в ЧМР представлена на рис. 6. Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства работают в сфере торговли и общественного питания (53 %), транспорт и связь (13 %), сельское хозяйство (11 %).

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2012 г. составило 2533, что на 41 предпринимателя (1,6 %) меньше уровня 2011 года. Всего в сфере малого предпринимательства занято 5036 человек, что больше уровня 2011 г. на 9 %.

Рис. 5. Средняя начисленная зарплата руб./мес.

Рис. 6. Структура деятельности индивидуальных предпринимателей в ЧМР в 2012 году

Среднемесячная зарплата работников малых и средних предприятий ЧМР в 2012 г. выросла на 23 % по сравнению с 2011 г. и составила 19167,5 руб.

Деятельность малых и средних предприятий в 2012 улучшилась по всем анализируемым показателям: оборот предприятий вырос на 26 %, объём отгруженной продукции на 49 %, стоимость заключённых контрактов с муниципальными заказчиками на 88 %, сумма поступивших налогов в бюджеты всех уровней на 12 %.

На основе проведённого анализа социально-экономического положения ЧМР были сделаны следующие выводы:

1. Ухудшение демографической ситуации снижение рождаемости, повышение смертности, старение населения.

2. Никий уровень доходов населения, низкий уровень жизни.

3. Высокий уровень безработицы (самый высокий по РТ).

4. Низкий уровень подготовки кадров. Высокий уровень миграции (в том числе «маятниковой») квалифицированных кадров (рабочих специальностей и выпускников вузов социально-гуманитарного профиля). Низкая

трудовая закрепленность молодежи. Диспропорции в профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда (устойчивый дефицит рабочих профессий). Отсутствие базовых специальностей подготовки специалистов в области переработки, сельского хозяйства и по подготовке рабочих профессий. Наличие «серого» (незарегистрированного) рынка рабочей силы, прежде всего в сфере торговли и услуг.

5. Утечка доходов населения и предприятий за пределы города и района в «теневую» экономику.

6. Низкая обеспеченность жильем.

7. Отсутствие авиа - и железнодорожного транспорта, высокий износ дорожного фонда.

8. Отсутствие запасов природных ресурсов.

9. Концентрация крупных предприятий и низкий уровень диверсификации экономики: Проблемы моногородов.

10. Сокращение и свертывание отдельных отраслей производства.

11. Недостаточное развитие малого и среднего бизнеса.

12. Низкая инновационная активность крупных предприятий и малого бизнеса.

13. Отсутствие маркетинговой идентификации района (брэнда) и его отраслевой специализации.

14. Расположение района в зоне «рискованного» земледелия.

15. Низкий уровень инвестирования. Дефицит источников финансирования программ модернизации и развития инфраструктуры.

16. Низкий уровень обеспеченности собственными доходами района.

17. Изношенность инфраструктуры ЖКХ, ухудшение технического состояния и износ инженерной инфраструктуры.

18. Неразвитость рынка индустриальной недвижимости, высокий уровень износа объектов.

Активное развитие Индустриального парка «Чистополь» позволит диверсифицировать экономику ЧМР и рынка труда за счёт освоения новых видов производств, что в перспективе позволит увеличить численность населения, повысить квалификацию персонала.

Меры государственной поддержки развития индустриального парка «Чистополь» [6]:

1. Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для реализации бизнеса, что позволяет им снизить издержки на создание новых производств (строительство помещений под заказ; бесплатное подключение к инженерным сетям).

2. Инвестиционные проекты, вошедшие в Комплексный инвестиционный план развития города Чистополя, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.10.2010 № 833 и реализуемые на территории Парка имеют право в установленном законодательством порядке на получение следующих льгот:

- законом Республики Татарстан от 02.08.2008 № 53-3PT понижена налоговая ставка до 15,5 процента (13,5 процента в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан и 2 процента - в федеральный бюджет) для субъектов инвестиционной деятельности, созданных с целью реализации инвестиционных проектов в соответствии с Законом Республики Татарстан от 25.11.1998 № 1872;

- для резидентов Парка, заключивших Договор о реализации инвестиционного проекта с Министерством экономики Республики Татарстан, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 № 49-ЗРТ, установлена льготная ставка по налогу на имущество в размере 0,1 процента вместо 2,2 процента на срок окупаемости проекта, но не более чем на 7 лет, а для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в сфере машиностроения, срок предоставления налоговых льгот будет достигать 13 лет;

- решением Чистопольского городского Совета (от 03.11.10 № 2/6 «Об освобождении от арендной платы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на территории ИП «Чистополь» по договору аренды») инвесторы Парка освобождаются от арендной платы за землю до 7 лет.

3. Резидентам парка предоставляется возможность выкупа земельных участков и объектов недвижимости.

4. Кредитование через ОАО «Сбербанк России» на приоритетных и льготных условиях резидентов парка среди субъектов малого и среднего предпринимательства (в сумме до 200 млн.рублей сроком до 10 лет и сниженным 10 % размером участия за счет собственных средств резидентов).

5. Финансирование Сбербанком России строительства арендного жилья для сотрудников промышленных предприятий Индустриального парка «Чистополь» (сроком до 20 лет).

Успешное развитие Индустриального парка «Чистополь» приведёт к росту: валового регионального продукта; инвестиционной привлекательности региона; объемов инновационной деятельности; налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; объёмов строительства; социальной стабильности региона.

Список литературы:

1. Астахова А. Парк индустриального периода [Электронный ресурс] // Прямые инвестиции. - 2012. - № 9. - С. 78-81. - Режим доступа: http://sber-bank.ru/common/img/uploaded/sbjr/09-2012/078-081 .pdf.

2. Беленов О.Н., Смольянинова Т.Ю., Шурчкова Ю.В. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2013. -№ 1 (33). - Режим доступа: http://region.mcnip.ru.

3. Индустриальные парки:настоящее и будущее [Электронный ресурс] // Склад и Техника. - 2007. - № 12. - Режим доступа: http://www.sitmag.ru/ar-ticle/buildsklad/2007.

4. Индустриальные парки России. Отчет по результатам исследования «Эрнст энд Янг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.delo-ros.ru/FILEB/e_y_ignatov_plenary.pdf.

5. Индустриальные парки России: Отраслевой обзор 2013 [Электронный ресурс] // Ассоциация индустриальных парков. - 2013. - Вып. 1. - Режим доступа: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/0bc/uqzoltgmts%20 wueeqtnsdplnbbrezlykltakimep %20yyhvsmzjfmbj %202013.pdf.

6. Официальный портал Правительства Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://tida.tatarstan.ru/rus/info.php?id=432042.

7. Стандарт индустриального парка, утверждённый правлением НП «Ассоциация индустриальных парков» от 30 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indparks.ru/certification/standard.

8. Схема территориального планирования Чистопольского муниципального района: Обосновывающие материалы. Пояснительная записка. - Казань, 2012.

9. Статистический сборник «Города и районы Республики Татарстан в цифрах» за 2010 год.

10. Программа социально-экономического развития Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chistopol.tatarstan.ru.

11. Стратегия социально-экономического развития Чистопольского муниципального района до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chistopol.tatarstan.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

© Бурдева А.И.*, Шидов А.Х.Ф

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Формирование концепции различных видов туризма в Кабардино-Балкарской Республике, предусматривающая возможность реализации туристского продукта для различных категорий населения.

Ключевые слова стратегическое развитие экономики КБР, виды туризма, туристский продукт, маломобильные группы населения.

* Магистрант.

* Заведующий кафедрой «Бухучет, анализ, аудит», доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.