Научная статья на тему 'Индустриальные парки как инструмент политики импортозамещения в регионе'

Индустриальные парки как инструмент политики импортозамещения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDUSTRY / INDUSTRIAL PARK / IMPORT SUBSTITUTION / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородавкина Наталья Юрьевна

Проанализированы тенденции развития промышленности в Калининградской области в условиях реализации политики импортозамещения. Раскрыты особенности создания и развития индустриальных парков. Систематизированы потенциальные риски их функционирования. Предложены меры по снижению вероятности наступления негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial Parks as an Instrument of Import Substitution Policy in the Region

The article analyses trends of industrial development in the Kaliningrad region in the context of import substitution policy, as well as main features of formation and development of industrial parks. The author structures potential risks of their functioning and described measures of diminishing the probability of negative consequences.

Текст научной работы на тему «Индустриальные парки как инструмент политики импортозамещения в регионе»

УДК 338.33

Н. Ю. Бородавкина

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В РЕГИОНЕ

Проанализированы тенденции развития промышленности в Калининградской области в условиях реализации политики импортозаме-щения. Раскрыты особенности создания и развития индустриальных парков. Систематизированы потенциальные риски их функционирования. Предложены меры по снижению вероятности наступления негативных последствий.

The article analyses trends of industrial development in the Kaliningrad region in the context of import substitution policy, as well as main features of formation and development of industrial parks. The author structures potential risks of their functioning and described measures of diminishing the probability of negative consequences.

Ключевые слова: промышленность, индустриальный парк, импортозаме-щение.

Key words: industry, industrial park, import substitution.

В целом региональная промышленная политика Калининградской области ориентирована на создание и использование в регионе эффективного и конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынке промышленного потенциала. Конечно, в рамках официальных документов Правительства Калининградской области определены приоритетные направления развития промышленности и ее комплексов, а также механизмы реализации промышленной политики региона [1]. Несмотря на окончание формального срока действия документа, параллельно разработан другой, новая редакция Концепции промышленной политики Калининградской области до 2020 г.

Характеризуя текущие результаты промышленной политики, можно отметить тренд, аналогичный общероссийским показателям в масштабах последних 15 лет с отдельными пиками в 2006, 2011 и 2014 гг. (рис. 1).

При этом уровень промышленного производства в 2015 г. (данные за январь — декабрь) составил только 93 % от предыдущего периода. Этот показатель ниже в сравнении с данными по РФ и по Северо-Западному федеральному округу (96,6 % и 96 % соответственно).

© Бородавкина Н. Ю., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. Сер. : Гуманитарные и общественные науки. № 1. С. 110—117.

111

Рис. 1. Индекс промышленного производства в Калининградской области и Российской Федерации, % к предыдущему периоду

Анализируя динамику промышленного производства в отдельных секторах экономики, можно выделить разнонаправленные сегменты, где зафиксирован рост и падение показателей. Так, среди обрабатывающих производств положительная динамика отмечена в следующих: химическом (+ 9,8 %), металлургическом и производстве готовых металлических изделий (+8 %), обработке древесины и производстве изделий из дерева (+1%). Вместе с тем практически двукратное падение уровня производства имеется в производстве машин и оборудования (-47,4 %); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования снизилось на 39,3 % [3].

В разрезе видов экономической деятельности наибольшее влияние на величину сводного индекса производства обрабатывающих производств по-прежнему оказывали крупнейшие предприятия региона. Так, в производстве транспортных средств и оборудования традиционно лидируют ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ «Янтарь, ОАО «33 СРЗ», ООО «СРП «Преголь»; самый крупный производитель пищевых продуктов — ЗАО «Содружество Соя». С учетом значимости производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования и в контексте инновационного развития и политики импортозамещения следует особо отметить результаты деятельности ОАО «НПО Цифровые телевизионные системы», ООО «Пранкор», ООО «Компания Телебалт», ООО «Элит», ООО «Лотте Электроникс-Восточная Европа», ООО «Промальянс», ООО «Альфа Строй Комплект», ООО «Ам-бер», ООО «Калининградгазавтоматика».

Среди предприятий химического производства выделяются ООО «АРВИ НПК» и ЗАО «Алко-Нафта», входящее в перечень резидентов ОЭЗ-Об. Фактическое наследие региона в специализации на обработке древесины и производство изделий из дерева (ООО «Лесобалт») и целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической

деятельности (ООО «Атлас Маркет», ООО «Неманский ЦБК», ООО «Первая картонажная фабрика», ООО «Индустриальный парк «Акулово») используется и в современных условиях.

Следует отметить, что в целях обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса как одного из базовых элементов социально-экономического развития в долгосрочной перспективе в Государственную программу Российской Федерации «Социально-экономического развитие Калининградской области до 2020 года» включены мероприятия по развитию кластера полнопрофильных автомобильных производств, биохимического и судостроительного кластеров, янтарной отрасли, индустриальных парков и технопарков [4].

При этом ключевым элементом развития производственной базы в регионе становится формирование индустриальных (промышленных) парков как основы современной промышленной инфраструктуры. В настоящий момент в области ведется работа над созданием пяти индустриальных парков: «Храброво»; «Черняховск»; «Константиновка»; «Советск», промышленной зоны «Правдинская», а также над объектами инновационной экономики: ИТ-парк «Калининград» и технопарк «Технобалт». Относительно рассматриваемых объектов актуализируется не только их вклад в экономическое развитие, рост промышленного производства, но также и инфраструктурное и социальное развитие территорий и близлежащих населенных пунктов, включая обеспечение газом, водой, электричеством, очистными сооружениями, что в дальнейшем окажет положительное воздействие на качество жизни жителей этих поселков и рост дополнительных рабочих мест.

Создание промышленных зон и индустриальных парков, обладающих готовой инфраструктурой, является существенной мерой, призванной улучшить инвестиционный климат региона и привлечь частных инвесторов, поскольку такая готовая производственная площадка, наличие дополнительных производственных услуг и сервисного сектора внутри парка позволит немедленно начать реализацию любого инвестиционного проекта. Особый интерес здесь могут иметь иностранные инвесторы, обычно упоминающие сложности с оформлением разрешительных документов и выполнение разнообразных требований российского законодательства в качестве наиболее сложных барьеров для них. А в условиях индустриального парка большая часть упомянутых проблем снимается при наличии управляющей компании парка, которая предоставляет земельные участки промышленного назначения, подключение к существующей инфраструктуре, широкий спектр дополнительных услуг по организации производства.

В Калининградской области развитие индустриальных (промышленных) парков началось значительно позже других регионов европейской части РФ. Первым парковым проектом в традиционном понимании в 2009 г. стала промышленная зона «Гурьевская», для управления которой была привлечена частная управляющая компания. Перечень и местоположение индустриальных (промышленных) парков нового поколения были законодательно определены лишь в 2011 г. [1].

В настоящее время рынок услуг индустриальных (промышленных) парков в Калининградской области не сформирован в полной мере,

поскольку представлен проектами, находящимися на разных стадиях реализации (большинство из них — в начальной стадии развития). Тем не менее в процессе проведения данного исследования проведен сравнительный анализ действующих и готовых к открытию индустриальных парков (табл.).

Сводная характеристика индустриальных парков в Калининградской области

Название промышленного парка Статус Площадь, га Специализация Местоположение

Парк «Балтийский» Действующий, расположены производства двух резидентов 250 Промышленное производство Западная окраина Калининграда, берег Калининградского морского канала

Индустриальный парк «Западные ворота» Ведутся строительные работы, формируется пул участников 104 Инновационно-управленческая, транспорт-но-логистическая, про-мышленно-производст-венная, сервисная Багратионовский район

Промышленная зона «Гурь-евская» Ведутся пред-проектные работы, формируется пул участников 229 Промышленное производство Гурьевский район

Технополис СБ Действующий, расположены производства семи резидентов 230 Различные производства: от микроэлектроники и радиоэлектронной промышленности до на-нотехнологий и инновационного домостроения г. Гусев

Индустриальный парк «ДАНОР» Действующий 13 Разработка и производство строительных изделий, материалов и конструкций Пос. Луговое Гурьевского района

Индустриальный парк «ЭКОБАЛТИК» Проект 29,3 Новые высокотехнологичные, экологически чистые производства Багратионовский район

Источник: [5].

Помимо тех индустриальных парков, которые упомянуты в таблице, в соответствии с ФЦП развития Калининградской области на период до 2020 г. в регионе планируется создать еще 5 индустриальных парков под управлением ОАО «Корпорация развития Калининградской области». Однако сроки их создания, а также источники финансирования работ по строительству объектов инфраструктуры и состав их резидентов пока еще не определены [5].

В числе ключевых целей создания индустриальных парков на первый план выходит необходимость создания на территории региона высокоэффективных импортозамещающих производств в сфере высоких

технологий; развитие экономического и производственного потенциала Калининградской области, расширение налоговой базы регионального бюджета и, конечно же, создание новых высокотехнологичных рабочих мест с уровнем оплаты труда выше среднего по области.

На сегодня почти все индустриальные (промышленные) парки в Калининградской области находятся на этапе начального развития, поэтому конкуренция среди них невелика. В регионе имеется недостаток услуг, обеспечивающих комплексную поддержку промышленных проектов как в части формирования земельных участков и инфраструктурного обслуживания, так и грамотного сопровождения инвестиционных проектов.

114 Реализация политики импортозамещения в Калининградской об-

ласти предполагает развитие внутреннего производства по ключевым направлениям позиций экономической безопасности. Кроме того, именно индустриальные парки, размещенные на территории области, способны увеличить производственные мощности и способствовать увеличению экспорта, что актуально, учитывая доминирование импорта во внешнеэкономической деятельности региона за последние годы.

Именно создание индустриальных парков с доступной инфраструктурой, продуманной логистикой, проработанной схемой финансирования новых производств и рядом мер государственной поддержки может в короткие сроки изменить ситуацию и обеспечить высокую инвестиционную привлекательность создания производств.

Реализация проекта по созданию индустриального парка связана с определенными рисками, минимизация которых напрямую влияет на успешность и прибыльность проекта.

К основным рискам любого проекта создания индустриального парка на территории региона с ограниченным экономическим потенциалом, особенно в условиях эксклавности, относятся риски, представленные на рисунке 2.

Попробуем описать названные риски для индустриальных парков Калининградской области с учетом потенциальных мер их компенсации. 1. Недостаточное количество резидентов парка.

Безусловно, даже небольшое количество действующих и проектируемых индустриальных парков в регионе, а также другие площадки

Рис. 2. Риски индустриальных парков Калининградской области

для размещения производств (как государственные, так и частные), могут составить конкуренцию любому создаваемому парку и, как следствие, ограничить число потенциальных инвесторов.

Снижение данного риска возможно за счет создания на территории парка уникальных условий, в том числе оперативное подведение коммуникаций к участкам, простота оформления необходимых документов. В качестве контрмеры можно также активно продвигать индустриальный парк среди инвесторов федерального и регионального уровней, работающих в выбранных отраслях, и целенаправленно заниматься его развитием на региональном уровне. Заключение соглашения с якорным резидентом о размещении в парке производства, способного стать точкой роста одного из региональных промышленных кластеров, также позволит компенсировать риск низкого количества резидентов.

2. Недостаток средств на финансирование строительства инфраструктуры парка.

Возможна нехватка объемов финансирования, предназначенного для строительства объектов инфраструктуры индустриального парка (например, в связи с недооценкой затрат или с инфляцией). Основным способом минимизации этого риска станет конкурентный отбор подрядчиков, осуществляющих строительство инфраструктуры. Возможно также привлечение к реализации проекта частных соинвесторов. Хотя объективно следует признать высокую уязвимость проектов больших вложений в инфраструктуру индустриального парка с учетом общеэкономической неустойчивости, курсовых колебаний валюты и проблем в банковской сфере.

3. Риск срыва сроков и роста стоимости строительства инфраструктуры парка.

Строительные риски могут быть обусловлены неполным учетом объемов затрат, непредсказуемым ростом расценок на товары и услуги, несогласованностью действий поставщиков и подрядчиков, неблагоприятными погодными условиями, авариями и другими нештатными ситуациями в ходе строительства. Данные риски могут привести к превышению планируемого объема капитальных затрат и несвоевременному вводу индустриального парка в эксплуатацию.

Стратегия этого типа снижения риска включает привлечение к управлению строительством парка компании с необходимым опытом, страхование рисков, планирование строительных работ на относительно теплые сезоны, гибкий график работ, позволяющий среагировать на изменение погоды.

4. Нарушение сроков оформления документации для новых резидентов.

Практика показывает, что в различных регионах сроки оформления

необходимой документации для предпринимателей могут значительно различаться. При этом вновь создаваемый индустриальный парк будет неконкурентоспособен по сравнению с размещением на уже действующих площадках Калининградской области или в других регионах, если не будут предоставлены возможности быстрого оформления документации.

Для снижения данного риска развитие индустриального парка следует осуществлять в тесной координации с соответствующими государственными органами власти. Оптимальным средством корректировки

риска по срокам оформления документов стало внедрение на территории парка системы «одного окна», упрощающей резидентам доступ к широкому спектру государственных услуг, взаимодействие с профильными снабжающими предприятиями. Одним из видов деятельности управляющей компании станет сопровождение реализации инвестиционных проектов. Классическими целями реализации принципа «одного окна» являются упрощение процедур получения всеми пользователями государственных услуг и сокращение сроков их предоставления; уменьшение количества документов, которые надо предоставлять для получения государственных услуг; исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (или отказе в предоставлении) государственных услуг; единообразие и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг и другие.

5. Изменение федеральной политики по отношению к налоговым и таможенным льготам.

В настоящий момент на территории Калининградской области действует режим льготного налогообложения и таможенного регулирования, предусмотренный законодательством об Особой экономической зоне в Калининградской области. Объемы, сроки и прочие условия преференций закреплены также правовыми актами Таможенного союза. Одномоментное изменение этих условий маловероятно, поскольку требует длительных процедур согласования. Несмотря на окончание периода льготного таможенного обложения товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны 1 апреля 2016 г., эти изменения не коснутся потенциальных участников индустриального парка, которые инвестируют в создание предприятий объемы средств, превышающие 150 млн руб. в течение трех лет. К тому же в настоящее время Правительством Калининградской области активно ведется работа по снижению данного инвестиционного порога до 50 млн руб. за тот же период.

6. Изменение региональных приоритетов по выбору территорий для развития промышленности.

Приоритеты по выбору территории для развития промышленности могут измениться по ряду политических и экономических причин. Основным способом исключения данного риска стало тесное взаимодействие с органами региональной власти, а также оперативность работы по вводу в эксплуатацию парка и привлечению крупных инвесторов. Аналогично с характеристикой взаимодействия с федеральными органами управления в региональном контексте корректировка приоритетов также возможна только в долгосрочном периоде, что потенциально даст возможность руководству индустриального парка адаптироваться к меняющимся условиям.

7. Конкуренция со стороны промышленных парков, расположенных в сопредельных с регионом странах.

Промышленные парки существуют и создаются на территории соседних государств. Агрессивная политика данных государств и ЕС в целом может снизить привлекательность Калининградской области и площадки планируемых индустриальных парков для иностранных инвесторов, выходящих в макрорегион южной части Балтийского моря.

Снижение данного риска возможно посредством внедрения системы непрерывного мониторинга ситуации на рынке аналогичных услуг, гибкой корректировки политики парка при ее изменении и своевременного принятия необходимых ответных мер. Данный риск носит отчасти политический характер, что определяет важность отслеживания и реагирования на ситуацию со стороны региональных и федеральных органов власти.

Учитывая, что в Калининградской области к настоящему моменту четко не разработаны меры по поддержке индустриальных парков, следует сформулировать набор программ, с помощью которых правительство области может стимулировать деятельность индустриальных парков в контексте реализуемой политики импортозамещения. Те или иные кластеры, индустриальные парки должны закладываться в регионе с учетом перспектив увеличения экономической активности, комплексного развития территорий.

Таким образом, реализуемая сегодня политика импортозамещения может получить более адекватное воплощение с использованием инструментария по созданию, развитию и поддержке индустриальных парков как неотъемлемой части промышленной системы Калининградской области.

Список литературы

1. О Концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Калининградской области от 8 сентября 2011 года № 651. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральная служба статистики : [официальный сайт]. URL: http:// www. gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industria 1/#_(дата обращения: 09.02.2016).

3. Инвестируйте в Калининградскую область : [сайт]. URL: http://www. investinkaliningrad. ru/?page_id=77 (дата обращения: 09.02.2016).

4. О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 866. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Корпорация развития Калининградской области : [сайт]. URL: http:// www.kgd-rdc.ru/ (дата обращения: 10.02.2016).

Об авторе

Наталья Юрьевна Бородавкина — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет И. Канта, Калининград.

E-mail: NBorodavkina@kantiana.ru, nata_ksu@mai1.ru

About the author

Dr Natalia Borodavkina, Associated Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: NBorodavkina@kantiana.ru, nata_ksu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.