Научная статья на тему 'ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ В 2023 ГОДУ И В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ В 2023 ГОДУ И В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ВНУТРЕННИЙ СПРОС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щурина Светлана Валентиновна

Предмет исследования - переход российской экономике к новой индустриальной политике на основе импортозамещения и ориентации на внутренний спрос. Актуальность этой задачи обусловлена формированием новой промышленной политики в условиях санкционного давления на российскую экономику со стороны западных стран. Цель работы - разработка предложений по переходу к новой модели российской экономики на основе национальных приоритетов развития промышленности и обеспечения технологического суверенитета. В исследовании продемонстрирована потребность России в поддержании необходимого уровня промышленного производства и обеспечения его роста в машиностроении, станкостроении, микроэлектронике в условиях сокращения экспорта и недоступности западных рынков. Показана необходимость продолжения политики импортозамещения высоких технологий в системообразующих секторах экономики; обеспечения в 2023-2025 гг. приоритета национальных интересов российской промышленности в новых технологических цепочках на основе инвестиционной модели развития; формирования гарантированного спроса на продукцию российской промышленности через создание крупных инфраструктурных проектов. Установлено, что социальные обязательства государства должны обеспечивать повышение реальных располагаемых доходов населения, а значит, потребительский спрос. Определено, что основным риском для российской экономики будет ухудшение геополитической ситуации в мире. Сделаны выводы о необходимости изменения отраслевой структуры экономики, отвечающей национальным интересам; переориентации производственных связей на замкнутый внутрь страны цикл; развития промышленных кластеров и вовлечения малого бизнеса в точки индустриального роста и заключения с ними долгосрочных договоров и заказов; лидерства оборонного комплекса в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY IN 2023 AND IN THE MEDIUM TERM

The subject of the study is the transition of the Russian economy to a new industrial policy based on import substitution and orientation to domestic demand. The urgency of this task is due to the formation of a new industrial policy in the context of sanctions pressure on the Russian economy from Western countries. The purpose of the work is to develop proposals for the transition to a new model of the Russian economy based on national priorities for the development of industry and ensuring technological sovereignty. The study demonstrates Russia’s need to maintain the necessary level of industrial production and ensure its growth in mechanical engineering, machine tool construction, microelectronics in conditions of declining exports and inaccessibility of Western markets. The necessity of continuing the policy of import substitution of high technologies in the system-forming sectors of the economy; ensuring in 2023-2025 the priority of the national interests of Russian industry in new technological chains based on the investment model of development is shown.; formation of guaranteed demand for Russian industrial products through the creation of large infrastructure projects. It is established that the social obligations of the state should ensure an increase in the real disposable incomes of the population, which means consumer demand. It is determined that the main risk for the Russian economy will be the deterioration of the geopolitical situation in the world. Conclusions are drawn about the need to change the sectoral structure of the economy that meets national interests; reorientation of industrial relations to a closed cycle inside the country; development of industrial clusters and the involvement of small businesses in points of industrial growth and the conclusion of long-term contracts and orders with them; leadership of the defense complex in industry.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ В 2023 ГОДУ И В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-118-128 УДК 338.1+338.26+338.246.8(045) JEL O25, 040, O11, E60

(CC) ]

Индустриальная политика России в условиях структурной трансформации экономики в 2023 году и в среднесрочной перспективе

С. В. Щурина

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - переход российской экономике к новой индустриальной политике на основе импортоза-мещения и ориентации на внутренний спрос. Актуальность этой задачи обусловлена формированием новой промышленной политики в условиях санкционного давления на российскую экономику со стороны западных стран. Цель работы - разработка предложений по переходу к новой модели российской экономики на основе национальных приоритетов развития промышленности и обеспечения технологического суверенитета. В исследовании продемонстрирована потребность России в поддержании необходимого уровня промышленного производства и обеспечения его роста в машиностроении, станкостроении, микроэлектронике в условиях сокращения экспорта и недоступности западных рынков. Показана необходимость продолжения политики импортозамещения высоких технологий в системообразующих секторах экономики; обеспечения в 2023-2025 гг. приоритета национальных интересов российской промышленности в новых технологических цепочках на основе инвестиционной модели развития; формирования гарантированного спроса на продукцию российской промышленности через создание крупных инфраструктурных проектов. Установлено, что социальные обязательства государства должны обеспечивать повышение реальных располагаемых доходов населения, а значит, потребительский спрос. Определено, что основным риском для российской экономики будет ухудшение геополитической ситуации в мире. Сделаны выводы о необходимости изменения отраслевой структуры экономики, отвечающей национальным интересам; переориентации производственных связей на замкнутый внутрь страны цикл; развития промышленных кластеров и вовлечения малого бизнеса в точки индустриального роста и заключения с ними долгосрочных договоров и заказов; лидерства оборонного комплекса в промышленности. Ключевые слова: индустриальная политика; промышленная политика; технологический суверенитет; импортозаме-щение; внутренний спрос; государственные гарантии

BY 4.0

Для цитирования: Щурина С. В. Индустриальная политика России в условиях структурной трансформации экономики в 2023 году и в среднесрочной перспективе. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(1):118-128. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-1-118-128

original paper

industrial Policy of Russia in the Context of Structural Transformation of the Economy in 2023 and in the Medium Term

S. V. Shchurina

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the transition of the Russian economy to a new industrial policy based on import substitution and orientation to domestic demand. The urgency of this task is due to the formation of a new industrial policy in the context of sanctions pressure on the Russian economy from Western countries. The purpose of the work is to develop proposals for the transition to a new model of the Russian economy based on national priorities for the development of industry and ensuring technological sovereignty. The study demonstrates Russia's need to maintain the necessary level of industrial production and ensure its growth in mechanical engineering, machine tool construction, microelectronics in conditions of declining exports and inaccessibility of Western markets. The necessity of continuing the policy of import substitution of high technologies in the system-forming sectors of the economy; ensuring in 2023-2025 the priority of

© Щурина С. В., 2023

the national interests of Russian industry in new technological chains based on the investment model of development is shown.; formation of guaranteed demand for Russian industrial products through the creation of large infrastructure projects. It is established that the social obligations of the state should ensure an increase in the real disposable incomes of the population, which means consumer demand. It is determined that the main risk for the Russian economy will be the deterioration of the geopolitical situation in the world. Conclusions are drawn about the need to change the sectoral structure of the economy that meets national interests; reorientation of industrial relations to a closed cycle inside the country; development of industrial clusters and the involvement of small businesses in points of industrial growth and the conclusion of long-term contracts and orders with them; leadership of the defense complex in industry. Keywords: industrial policy; industrial policy; technological sovereignty; import substitution; domestic demand; state guarantees

For citation: shchurina s.V. industrial policy of Russia in the context of structural transformation of the economy in 2023 and in the medium term. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(1):118-128. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-1-118-128

ВВЕДЕНИЕ

Индустриальная или промышленная политика, под которой подразумевается в общем плане комплекс правовых, организационно-экономических и управленческих мероприятий, направленных на создание условий для эффективного функционирования производственных структур, а также рост объемов выпуска продукции и обеспечение занятости населения, имеют конечной целью воздействие на определенные направления экономической деятельности страны с целью их приоритетного развития через поддержку ключевых секторов экономики. В этой связи развитые страны, делая ставку на высокотехнологичные сектора экономики, выделяют бюджетные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для последующего внедрения достижений науки в стратегические отрасли промышленности. В то же время практикуется вмешательство государственных структур на финансовых рынках с целью направления инвестиций в необходимые для страны сектора экономики, а также инициации сделок по слияниям и поглощениям для создания крупных компаний и достижения эффекта масштаба в приоритетных для государства отраслях.

Глобальная конкуренция и трансформация на рынках глобальных цепочек создания стоимости изменили отношение развитых стран к промышленной политике в сторону усиления прагматизма.

В России промышленная политика стала инструментом прогрессивных структурных изменений в экономике, в связи с чем возникает запрос на ее реформирование с учетом ряда структурных ограничений отечественной экономики: фрагментарности присутствия России в мировой торговле; ограниченном товарном предложении экспорта; географическом сосредоточении экспортных и импортных связей;

низкой роли малых и средних предприятий в цепочках создания стоимости [1].

Установленные Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ) принципы российской индустриальной политики предусматривают гибкость и вариативность решений, стимулирование инициативы снизу, специализацию в учете специфики организации производства различных секторов экономики, создании системы формирования решений, нацеленных на перспективу, преодоление существующих неэффективных локальных равновесий [1].

Для России важно сохранение интеграции в мировое хозяйство для поддержания конкурентоспособности отечественных отраслей промышленности, что требует изменения траектории существующих глобальных производственных связей.

В то же время России необходима новая промышленная политика на основе государственного плана, предусматривающего строительство замещающих импорт мощностей при участии государства. Предлагается сделать упор на строительство промышленных предприятий с полной локализацией производства в границах одной юрисдикции. Необходимо также изменение структуры производства российской экономики на основе снижения удельного веса нефти и газа в валовом региональном продукте (далее — ВРП) при увеличении объемов выпуска товаров машиностроения, станкостроения, микроэлектроники.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В мировой практике промышленная политика не нацелена на определенные отрасли, поскольку выстраивается из системы экономической поли-

тики государства и представляет собой симбиоз различных политик государства, реализуемых правительством в масштабах страны и направленных на обеспечение благоприятной среды для предпринимательской деятельности, которая обусловливает трансформацию структуры экономики и экономический рост.

Таким образом, промышленная политика выступает как часть экономической политики государства и зависит от особенностей страны, уровня ее развития и времени проведения.

Современная промышленная политика имеет множество формулировок и трактуется достаточно широко (табл. 1).

Из приведенных в табл. 1 определений следует, что промышленная политика имеет множество широких толкований вследствие проведения различных государственных политик: денежно-кредитной, налоговой, таможенной. Для промышленной политики характерен интегральный эффект воздействия на экономику, что обеспечивает рост и развитие конкурентных преимуществ.

На интерпретацию промышленной политики влияет мотивация ее проведения на основе постановки целей и задач. В этой связи у разных промышленных политик будут отличные друг от друга мотивации их проведения.

Необходимость промышленной политики для государства часто объясняется потребностью в регулировании «провалов рынка», когда рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное использование ресурсов по Парето. Иначе говоря, экономике требуются принятие не рыночных мер или государственное регулирование «провалов рынка». Вместе с этим государственное вмешательство в отраслевое регулирование приводит к принятию экономическими агентами неэффективных решений и оттоку ресурсов из конкурентоспособных отраслей, что способно провоцировать большие искажения, чем те, на которые она направлена. Иными словами, неправильная промышленная политика наносит значительно больший вред экономике, чем ее отсутствие [10].

Правительство обязано проводить ту или иную промышленную политику вследствие того, что ее отсутствие означало бы невозможность использования других инструментов экономического влияния: денежно-кредитных, налоговых, таможенно-тарифных и др.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В России происходит разворот от проведения рыночной промышленной политики к обеспечению технологического суверенитета. Перед Правительством РФ стоят задачи сглаживания накопившихся в отраслях промышленности противоречий и недопущения спада промышленного производства из-за сокращения экспорта и закрытия западных рынков.

Только четвертая часть всех предприятий готова в ближайшие несколько лет начать новые инвестиционные проекты. Многие отрасли экономики используют импортную технику, не имеющую отечественных аналогов. Ряд отраслей промышленности характеризуются длинными производственными циклами и обладают заблаговременно сформированными запасами материалов и комплектующих, поэтому влияние санкций на них пока существенно не отразилось. Наиболее емкими отраслями, подверженными спаду, могут стать металлургическая и химическая промышленности, а также лесопромышленный комплекс.

На фоне снижения показателей промышленного производства в ведущих отраслях российской экономики ожидаются значительный рост и интенсификация оборонного комплекса, который должен стать триггером развития российской промышленности.

В сложных условиях современной международной обстановки Правительство РФ ставит задачу обеспечения экономики критически важными комплектующими для ведущих отраслей промышленности на основе завязывания новых кооперационных связей при поддержке торговых представительств России за границей.

Разрабатывается механизм долгосрочного заемного финансирования значимых крупных проектов под гарантии государства для реализации государственных инвестиций и обеспечения спроса на продукцию промышленного производства.

Государство должно выступать инициатором крупных инфраструктурных проектов и обеспечивать емкий гарантированный спрос на продукцию отечественной промышленности, что позволит перевести российскую промышленность на автономную работу и вытеснить импортную технику с российского рынка.

Правительством РФ обозначены ведущие стратегические направления промышленной политики, предусматривающие использование обрабатывающих отраслей для реализации социально-экономической политики государства в обеспечении энергообеспечения, национальной и продовольственной безопасности

Таблица 1 / Table1

Основные определения промышленной политики в экономической науке / Basic definitions of industrial

policy in economics

№ п/п Автор / author Научное определение промышленной политики / scientific definition of industrial policy

1 Прайс В. / Price V. C. [2] Комплекс мероприятий на государственном уровне по осуществлению или предотвращению конкретных структурных сдвигов в экономике

2 Хаусман Р., Родрик Д. / Hausmann R., Rodrick D. [3-4] Существуют следующие типы «провалов рынка», регулируемых промышленной политикой: координационные экстерналии (инвестиции в передовые виды деятельности), информационные экстерналии (заниженная оценка инвесторов новых производств), экстерналии в области обучения рабочей силы (недостаток инвестиций в повышение квалификации персонала ограничивает технологический переток)

3 Родрик Д. / Rodrik D. [5] Политика, связанная с трансформацией структуры экономики, формированием новых видов деятельности, ускоряющих экономику и обеспечивающих рост доходов. Государственное регулирование должно затрагивать, помимо промышленности, сектор услуг, финансовые рынки, рынок труда и сельское хозяйство

4 Кругман П., Обсфельд М. / Krugman P.R., Obstfeld M. [6] Меры государства по обеспечению притока ресурсов в отрасли экономики, гарантирующие экономический рост страны в будущем

5 Чанг Ха -Джун, Лин Джастин / Chang H.J., Lin J.[7] Причиной для вмешательства со стороны государства являются «провалы рынка», которые должны регулироваться государством и направляться на создание конкурентных преимуществ имеющимся производствам

6 ЮНИДО, ОЭСР / UNIDO, OECD [8] Любые вмешательства государства, положительно влияющие на предпринимательство и изменяющие структуру экономической деятельности, делающие акцент на сектора и технологии, приводящие к экономическому росту или росту благосостояния общества. Глобальные цепочки добавленной стоимости влияют на показатели развития и производственные связи в стране, поэтому важно стратегически оценивать и планировать роль государства в международных отношениях

7 ОЭСР/ OECD Предсказуемость экономической политики государства и институциональные механизмы, преодолевающие ловушки средних доходов, т.е. имеет значение состояние институциональной среды государства [9]

Примечания/Notes: последовательность расположения авторов в таблице определена временем публикации их научных работ / the order of the authors in the table is determined by the time of publication of their scientific work; NIDO. Industrial Development Report. UNIDO, 2013; OECD. Perspectives on Global Development 2013: Industrial Policies in a changing world. Shifting up a Gear. 2013 NIDO. Industrial Development Report. UNIDO, 2013.

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

страны, экономической и транспортной связанности как фактора развития территорий.

Продукция черной металлургии будет пользоваться дополнительным спросом, обусловленным восстановлением инфраструктуры присоединенных республик ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского экономического форума 17 июня 2022 г., заявил о необходимости совершенствования условий работы промышленных кластеров.

Правительство РФ должно сформировать новые параметры режима работы промышленных кластеров для стимулирования инвестиций с 1 января 2023 г. в наукоемкие производства (табл. 2).

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. изменения, вносимые в промышленную политику, затронут отраслевую структуру экономики, производственные связи и технологии, маршруты логистики и рынки сбыта, а также объемы производства и распределения рабочей силы и цено-

Таблица 2 / Table2

Ключевые параметры режима работы промышленных кластеров в России, применяемые с 2023 г. / Parameters of the new mode of operation of industrial clusters used since 2023 in Russia

№ п/п Характеристика / Characteristic

1 Проекты, которые будут запущены в промышленных кластерах, должны быть обеспечены кредитом на срок до 10 лет под 7% годовых в рублях

2 Низкие налоговые ставки для кластеров, включая страховые взносы

3 Поддержка производства на старте; формирование пакета заказов с возможностью предоставления субсидий на приобретение готовых товаров у этих предприятий

4 Упрощение административного регулирования, налогового и таможенного мониторинга

5 Обеспечение гарантированного стабильного и долгосрочного спроса на новейшую инновационную продукцию

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

образование. В основу данного прогноза заложены параметры мировой экономики и рыночной конъюнктуры цен на энергоносители, а также учтены показатели социально-экономического развития страны с января по август 2022 г., основным риском которого выступала сложная геополитическая ситуация в мире.

Федеральный бюджет на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. основывается на базовом варианте вышеуказанного прогноза, в котором произойдет падение среднегодовых цен на нефть марки «Юралс» до 65 долл. США за баррель к 2025 г.

В российской экономике прогнозируется снижение ключевых экономических показателей в 2023 г. с их последующим восстановлением и переходом к опережающему экономическому росту в 2024-2025 гг. Предполагается планомерное повышение потребительского и инвестиционного спросов в 2024 и 2025 гг. благодаря восстановлению рынка труда и росту реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе через систему потребительского кредитования и низкие процентные ставки, стимулирующие склонности граждан к потреблению.

Экономика России к 2025 г. сможет восстановить темпы роста объемов инвестиций в основной капитал благодаря принятию системных мер по структурной перестройке и технологической модернизации в ключевых отраслях. Технологический суверенитет и цифровизация экономики, развитие замкнутых производственных цепочек внутри страны, гибкость рынка труда и инновационная активность должны обеспечивать восстановление и устойчивый рост экономики.

Предусмотрена сбалансированная бюджетная политика на основе обеспечения долгосрочной бюджетной

устойчивости и необходимого уровня бюджетных расходов.

Отдельные рекомендации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, сформулированные в постановлении1 на основе прогноза Минэкономразвития России, представлены в табл. 3.

Минфину России рекомендовано Советом Федерации рассмотреть вопросы, связанные с увеличением предельного значения остаточной стоимости основных средств для предоставления бизнесу возможности использовать упрощенную систему налогообложения.

Минэкономразвития России подготовлен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., имеющий базовый и консервативный варианты макроэкономических показателей, представленных в табл. 4.

Восстановление экономики в 2021 г. сменилось замедлением темпов экономического роста в 2022 г., что отражает общемировую тенденцию. В мире произошел рост цен на энергоносители и продовольственные товары, что вызвало ужесточение денежно-кредитной политики, рост процентных ставок и сворачивание программ бюджетного финансирования социальных проектов.

На мировых финансовых рынках в 2022 г. зафиксирована отрицательная динамика; рынки акций и фондовые индексы демонстрировали снижение. Для российской экономики стало характерным резкое сокращение импорта товаров во II квартале 2022 г. из-за санкционного давления, нарушения логистических

1 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 04.10.2022 № 437-СФ «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Таблица 3 / Table3

Рекомендации Совета Федерации Правительству РФ на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. / the main recommendations of the federation council of the Russian federation to the Government of the Russian federation for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025

№ п/п Рекомендации / Recommendations

1 Обеспечить транзитный потенциал Российской Федерации на Западном, Восточном, Азово-Черноморском направлениях и международного коридора «Север-Юг»

2 Построить Восточный полигон, ввести в эксплуатацию объекты инфраструктуры инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей»; ликвидировать участки, характеризующиеся низкой пропускной способностью на грузонапряженных железнодорожных направлениях

3 Привлечь крупные частные инвестиции в железнодорожную отрасль для ликвидации пропускных и провозных возможностей и недопущения срывов по срокам реализации инфраструктурных проектов

4 Электрифицировать транспортные коридоры одновременно с развитием транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока с целью улучшения энергетической инфраструктуры страны

5 Увеличить мощности портов Дальневосточного бассейна и припортовых станций, в т.ч. станций Блюхер и Крабовая Дальневосточной железной дороги для роста перевалки нефтепродуктов

6 Обеспечить субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации при реализации индивидуальных программ социально-экономического развития

7 Господдержка бизнеса, участвующего в проектах по обеспечению технологической независимости России

8 Возобновить работу по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений

9 Поддержать население и рынок труда, включая физических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся на специальном налоговом режиме «Налог на профессиональный доход»

10 Поддержать бизнес в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах через льготное кредитование и стабилизацию цен на продукцию

11 Повысить результативность государственных капитальных вложений на основе оценки социально-экономических эффектов от строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства

12 Поддержать товары сельхозпроизводителей через снижение ставок вывозных таможенных пошлин по зерновым культурам, вывозимым в рамках соглашения о Таможенном союзе, и рост объемов государственных закупочных интервенций

13 Совершенствовать нормативно-правовую базу в государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП) для снятия административных ограничений использования механизма ГЧП

14 Продлить до 2030 г. индивидуальные программы отдельных субъектов Российской Федерации, имеющих низкий уровень социально-экономического развития для повышения социально-экономического эффекта от действия программ

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связей и спада деловой активности. Рост инфляции к апрелю 2022 г. составил 17,8% и сменился дефляцией в июле, которая сохранилась до конца осени.

Реализация комплекса первоочередных мер Правительства РФ и Банка России обеспечила стабильность валютного и финансового рынков на фоне введения санкций. Прогнозные значения макроэкономических

показателей, приведенные в табл. 4, свидетельствуют об устойчивости российской экономики. Показатель ВВП в базовом и консервативном вариантах имеет тенденцию к росту до 2025 г. Динамика инвестиций в основной капитал носит положительный характер в течение заданного в прогнозе периода времени и близка по значениям в базовом и прогнозном ва-

www.etl.fa.ru

Таблица 4 / Table 4

Сравнительная таблица вариантов прогнозов / Comparative table by forecast options

№ п/п Показатель / Index Годы / Years

2021 2022 2023 2024 2025

1 Валовой внутренний продукт, млрд руб. / Gross domestic product, billion rubles Базовый / Base 131015 140719 147762 158150 167852

Консервативный / Conservative 138463 141535 150 948 159500

2 Темп роста ВВП, в % / GDP growth rate, in % Базовый / Base 4,7 -7,8 -0,7 3,2 2,6

Консервативный / Conservative -8,8 -2,9 2,6 2,1

3 Дефлятор ВВП, в % / GDP deflator, in % Базовый / Base 16,5 16,6 5,8 3,8 3,4

Консервативный / Conservative 15,9 5,2 3,9 3,5

4 Промышленность, % / Базовый / Base 5,3 -4,2 0,4 1,7 2,1

Консервативный / Conservative -7,5 -2,7 1,7 1,5

5 Инвестиции в основной капитал, % / Investments in fixed assets Базовый / Base 7,7 -19,4 0,3 8,9 5,3

Консервативный / Conservative -25,8 -2,2 3,9 5,5

Экспорт товаров, млрд долл. США / Export of goods, billion USD Базовый / Base 493,8 482,4 451,6 450,4 449,3

Консервативный / Conservative 434,2 372,5 377,3 379,6

6 Темп роста, % / growth rate, % Базовый / Base 1,7 -14,2 0,6 2,9 1,9

Консервативный / Conservative -22,3 -5,3 3,4 2,4

к % ВВП / to % of GDP Базовый / Base 27,8 26,3 23,5 22,4 21,7

Консервативный / Conservative 24,5 21,3 20,8 20,3

Экспорт ненефтегазовый, млрд долл. США / Non-oil and gas exports, USD billion Базовый / Base 249,6 212,0 214,4 229,6 244,6

Консервативный / Conservative 201,7 201,5 211,2 222,1

7 Темп роста, % / growth rate, % Базовый / Base 4,0 -19,9 2,7 6,1 4,7

Консервативный / Conservative -25,1 0,4 4,1 3,9

к % ВВП / to % of GDP Базовый / Base 14,0 11,6 11,2 11,4 11,8

Консервативный / Conservative 11,4 11,5 11,6 11,9

Окончание таблицы 4/ Table 4 (continued)

№ п/п Показатель / Index Годы / Years

2021 2022 2023 2024 2025

Экспорт нефтегазовый, млрд долл. США / Oil and gas exports, billion US dollars Базовый / Base 244,2 270,4 237,2 220,8 204,7

Консервативный / Conservative 232,5 171,0 166,1 157,5

8 Темп роста, % / growth rate, % Базовый / Base -1,1 -8,4 -1,1 -0,1 -1,0

Консервативный / Conservative -19,5 -10,3 2,6 0,5

к % ВВП / Базовый / Base 13,7 14,7 12,4 11,0 9,9

Консервативный / Conservative 13,1 9,8 9,2 8,4

Импорт товаров, млрд долл. США / Import of goods, USD billion Базовый / Base 304,0 251,9 275,0 299,5 320,8

Консервативный / Conservative 238,3 249,6 268,0 288,0

9 темп роста, % / growth rate, % Базовый / Base 16,9 -26,5 4,4 4,7 3,5

Консервативный / Conservative -32,4 0,2 3,5 4,0

к % ВВП / to % of GDP Базовый / Base 17,1 13,7 14,3 14,9 15,5

Консервативный / Conservative 13,4 14,3 14,8 15,4

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author. Сайт Минэкономразвития России / Website of the Ministry of Economic Development of Russia URL: https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_2023_god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.html.

риантах к 2025 г. Показатели рынка труда стабильны и имеют тенденцию к сокращению безработицы. Реальные располагаемые доходы населения показывают рост значений за счет реализации социальных программ по поддержке отдельных слоев населения и социальных выплат со стороны государства.

К 2025 г. должно произойти увеличение фонда заработной платы в организациях для работников, а в относительном выражении рост реальной зарплаты начиная с 2023 г. примет положительное значение. Главным источником роста ВВП в период 2022-2025 гг. будет внутренний спрос. Домашние хозяйства смогут увеличить темпы роста расходов на конечное потребление в период 2023-2025 гг.

Движущими силами экономического роста в 20232025 гг. в отраслях станут те из них, которые смогут обеспечить инвестиционную модель развития: обра-

батывающая промышленность, сфера 1Т-технологий, строительство и транспорт, наука, а в социальной сфере — это здравоохранение и образование, что представлено в табл. 5.

26 мая 2022 г. в Москве состоялся Национальный промышленный саммит «Промышленная политика в новых реалиях», на котором были затронуты вопросы усиления кооперации между государством и бизнесом по импортозамещению высоких технологий в систем-нозначимых областях экономики. Участники саммита выразили мнение о том, что России нужны перезапуск промышленного обустройства экономического пространства и выстраивание новых технологических цепочек на основе собственных национальных интересов (табл. 66).

В настоящее время госкорпорация «Росатом» реализует проект «Прорыв» в области ядерной энергети-

Таблица 5 / Table 5

Структура компонентов производства ВВП / Structure of GDP production components

№ п/п Показатель / Index Годы / Years

2021 2022 2023 2024 2025

1 Валовой внутренний продукт / Gross domestic product 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

2 Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство / Agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming 3,8 3,8 3,9 3,9 3,9

3 Добыча полезных ископаемых / Mining 11,5 11,9 10,4 10,1 9,8

4 Обрабатывающие производства / Manufacturing industries 14,4 14,4 14,6 14,6 14,5

5 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха / Provision of electricity, gas and steam; air conditioning 2,2 2,1 2,2 2,2 2,2

6 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов / Water supply; water disposal, organization of collection and disposal of waste 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

7 Строительство / Construction 4,6 4,7 4,8 4,9 4,9

9 Деятельность в области информации и связи / Activities in the field of information and communication 2,5 2,6 2,6 2,6 2,6

10 Деятельность финансовая и страховая / Financial and insurance activities 4,1 4,5 4,5 4,5 4,5

11 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение / State administration and ensuring military security; social Security 6,4 6,5 6,6 6,6 6,6

12 Образование / Education 2,8 3,0 3,1 3,1 3,2

13 Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг / Activities in the field of health and social services 3,0 3,1 3,2 3,3 3,3

14 Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений / Activities in the field of culture, sports, leisure and entertainment 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author. Сайт Минэкономразвития России / Website of the Ministry of Economic Development of Russia URL: https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_2023_god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.html.

ки2, в основе которого лежит концепция замкнутого ядерного топливного цикла, работающего на основе реакторов на быстрых нейтронах. Данная технология позволит создать ядерно-энергетические комплек-

2 Сайт Росатом. URL: https://proryv2020.ru/o-proekte.

сы, включающие АЭС, производства по переработке и рефабрикации ядерного топлива, в которых будет обеспечено замыкание топливного цикла. Ведутся работы по запуску опытно-промышленных производств, применяющих технологии смешанного нитридного топлива с использованием энергетического плутония

Таблица 6 / Table 6

Мнения представителей власти и бизнеса о промышленной политике России в новых реалиях / Opinions of government and business representatives on Russia's industrial policy in the new realities

Эксперт / Expert Мнение эксперта / Expert Opinion

Корпорация «Роскосмос» / Corporation Roskosmos Ю. Борисов, ген. директор: «За последние годы Россия диверсифицировала экспортный портфель. Нам не грозит «голландская болезнь», при которой мы зависим от одного вида экспорта, а именно углеводородов. Но мир не может обойтись без российских энергоресурсов, которые необходимо «правильно довести» до потенциальных новых потребителей»

АО «Российский экспортный центр» / JSC Russian Export Center В. Никишина, ген. директор: «Доля поставок товаров несырьевого неэнергетического экспорта в дружественные страны составляет 61%. Санкции вызвали необходимость России быстро перейти к платежам в национальных валютах»

ПАО «Промсвязьбанк» / PJSC Promsvyazbank П. Фрадков, председатель ПСБ: «Создание новых импортозамещающих производств позволит экономике преодолеть существующие вызовы. Вопрос финансирования предприятий в этом контексте является не основным вызовом, поскольку финансовый сектор подстраивается под новую систему координат, в которой находится промышленность»

Российский союз промышленников и предпринимателей / Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs М. Глухова, исполнительный вице-президент: «Мы видим со стороны бизнеса спрос на стратегию развития»

ПАО «КАМАЗ» / PJSC KAMAZ С. Когогин, ген. директор: ««КАМАЗ» не останавливал конвейер с конца февраля 2022 г. и не планирует простоев. Ниша грузовых, легких коммерческих автомобилей и автобусов, в отличие от легковых, была достаточно локализована в России и интегрирована в мировой автопром»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации / State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation М. Василькова, депутат, член Комитета по промышленности и торговле: «Сегодня первоочередная задача - стимулирование спроса на отечественную продукцию»

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author. Сайт Российская газета.

URL: https://rg.ru/2022/05/20/otkrylas-registraciia-uchastnikov-nacionalnogo-promyshlennogo-sammita-promyshlennaia-politika-v-novyh-realiiah.html.

и обедненного урана на основе карботермического синтеза. Планы по полномасштабной коммерческой реализации и строительству промышленных энергокомплексов должны быть выполнены к 2030 г., что выведет Россию в мировые лидеры в области ядерной энергетики.

Широкомасштабное внедрение в России ядерной энергетики нового поколения сделает неактуальными привычные сегодня виды ресурсов топливно-энергетического комплекса. Дешевая ядерная энергия способна кардинально изменить привычный уклад работы российской промышленности и экономики в целом к 2100 г. России предоставляется возможность стать исключительным поставщиком нового вида энергии на мировой рынок. Аналогичные исследования ведутся в Китае, однако Россия выступает первопроходцем

и обладает более передовой технологией, имеющей большие перспективы.

ВЫВОДЫ

1. Источником роста ВВП России в среднесрочном периоде должен стать внутренний спрос.

2. Должна быть выработана новая промышленная политика, обеспечивающая технологический суверенитет России в долгосрочной перспективе и возможности импортозамещения в среднесрочном периоде благодаря строительству промышленных предприятий с локализацией производства в одной юрисдикции.

3. Экономический рост должен обеспечиваться за счет отраслей, включенных в инвестиционную модель развития в следующих отраслях: обраба-

128

С. В. Щурина

тывающая промышленность, 1Т-технологии, строительство, транспорт, наука, здравоохранение, образование.

4. Должны быть обеспечены технологический суверенитет, национальные интересы в формировании новых технологических цепочек на основе увеличения объемов машиностроения, станкостроения и микроэлектроники.

5. Новые точки индустриального роста должны охватывать деятельность малых и средних предприятий.

6. Флагманом российской промышленности должен стать оборонный комплекс.

7. Должен быть сделан упор на развитии атомной энергетики и перестройке структуры производства через снижение удельного веса нефти и газа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Симачев Ю. В., Федюнина А. А., Кузык М. Г. Российская промышленная политика в условиях трансформации системы мирового производства и жестких ограничений. Вопросы экономики. 2022;(6):5-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Simachev Yu.V., Fedyunina A. A., Kuzyk M. G. Russian industrial policy in the context of the transformation of the world production system and severe restrictions. VoprosyEkonomiki = Economic issues.2022;(6):5-25. (In Russ.).

2. Price V. C. Industrial policies in the european community. Macmillan for the Trade Policy Research Centre; 1981. Vol. 4.

3. Hausmann R., Rodrick D. Economic development as self-discovery. Journal of Development Economics. 2003;72(2):603-633.

4. Hausmann R., Rodrik D. Doomed to choose: Industrial policy as predicament. John F. Kennedy School of Government; 2006.

5. Rodrik D. Industrial policy for the twenty-first century. (November 2004). CEPR Discussion Paper No. 4767. Available at SSRN. URL: http://ssrn. com/abstract=666808.

6. Krugman P. R., Obstfeld M. International economics: trade and policy. (7th ed.). Boston: Pearson ddison Wesley; 2006.

7. Chang H. J., Lin J. Should industrial policy in developing countries con-form comparative advantage or defy it? A debate between 2009. No. 27(5).

8. Warwick K. Beyond industrial policy: emerging issues and new trends. OECD Publishing; 2013. No. 2.

9. Rodrik D. Industrial Policy: don't ask why, ask how. Middle East Development Journal. 2009;1(01):1-29.

10. Идрисов Г. Промышленная политика России в современных условиях. М.: Издательство института Гайдара. 160 с. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/rpaper/127Idrisov.pdf.

Idrisov G. Industrial policy of Russiain modern conditions. Moscow: Gaidar Institute Publishing House. 2016. 160 р. (In Russ.). URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/rpaper/127Idrisov.pdf.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Светлана Валентиновна Щурина — кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия Svetlana V. Shchurina — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-6864-4281 sv-valentinovna@mail.ru

Статья поступила 11.11.2022; принята к публикации 24.01.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 11.11.2022; accepted for publication 24.01.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.