Научная статья на тему 'Индустриализация космоса'

Индустриализация космоса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
557
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синюк Н.С., Козловская В.А.

Экологическая проблема становится наиболее важной в современном мире и как ее решать предлагают множество способов. Один из них это задействовать космос и его пространство в промышленных целях. Однако кто сможет обслуживать «индустриальный космос» и действительно ли это возможно?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустриализация космоса»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 113/119

Н. С. Синюк Научный руководитель - В. А. Козловская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА

Экологическая проблема становится наиболее важной в современном мире и как ее решать предлагают множество способов. Один из них это задействовать космос и его пространство в промышленных целях. Однако кто сможет обслуживать «индустриальный космос» и действительно ли это возможно?

В последнее время все чаще и чаще в средствах массовой информации проходят бурные дебаты на тему экологической обстановки в мире. Все мы, слушая о глобальном потеплении, загрязнении мирового океана, озоновых дырах, склонны осуждать предприятия, которые загрязняют окружающую среду. Одно из решений этой проблемы является индустриализация космоса.

В настоящее время согласно общепринятым моделям развития космонавтики (в частности модели, положенной в основу федеральной космической программы России) предполагается приоритетное развитие информационных беспилотных космических систем. Не требуя глобальных усилий по своему созданию и совершенствованию и давая быстрый и ощутимый экономический эффект в условиях существующих экономических отношений, такие системы сами по себе не способны решить глобальные проблемы, как закономерно возникающие на определенном этапе развития человечества, так и созданные неразумным развитием на предыдущем этапе [4].

О тесной связи человека и космоса впервые заговорил Н. Ф. Федоров. Он был убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца. Однако для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность и холодную отчужденность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности между людьми. Этим обусловлен призыв Фёдорова к людям: жить не для себя, ибо это эгоизм, и не для других, ибо это альтруизм, а со всеми и для всех [3].

Фёдорова называют предшественником космических идей К. Э. Циолковского. Сам же Константин Эдуардович видел в освоении космоса в первую очередь способ обеспечить вечную жизнь человечеству, требующую неистощаемых ресурсов. Один из пунктов его программы поэтапного освоения и обживания космического пространства был сформулирован так: «Развивается промышленность в космосе». Это было первое в истории высказывание об индустриализации космоса, и сделано оно было в 1926 г., когда индустриализация только начинала становиться земной задачей нашего государства. Циолковский писал о про-

изводственных цехах в космосе размерами «во много верст», о доставке материалов и сырья не с Земли (что обходилось бы слишком дорого), а с Луны и астероидов, о создании искусственной малой гравитации для жилищ и оранжерей вне Земли, о поведении грузов, имеющих массу и инерцию, но свободных от силы тяжести, и о множестве других подробностей, которые сегодня либо уже стали реальностью в космической практике, либо «вновь открываются» в инженерных расчетах [1].

Профессор Института перспективных исследований (Принстон, США) Фримен Дайсон создал проект расселения квадриллионов людей в Солнечной системе.

Перед миром пока не стоят как первоочередные задачи совершения межзвёздных рейсов или коренного преобразования Солнечной системы в соответствии с идеями Циолковского, Федорова, Дайсона. Однако уже сейчас необходимо приступить к решению задачи менее амбициозной, но действительно неотложной: убрать с Земли большую часть энерго- и ма-териалоемких промышленных производств, чтобы сохранить планету для человечества.

Громче всех кричащий об «информационной цивилизации» Запад давно уже поступает именно так: концентрация в развитых государствах научных и проектно-конструкторских организаций возможна только потому, что тяжелые, экологически опасные, материало- и энергоемкие производства выводятся в развивающиеся страны. Но это путь в никуда, поскольку биосфера планеты едина. Зато при выходе в космос ситуация меняется коренным образом [5].

Первой «станцией» на пути освоения Солнечной системы, индустриализации космоса будет Луна. Это ближайшее к нам небесное тело, и, кроме того, там нет атмосферы и никаких перспектив появления жизни. Зато на нашем естественном спутнике более чем достаточно ценных минеральных ресурсов. В связанном виде там присутствуют железо, алюминий, титан, кислород, кремний, вода.

Однако, такое представление о перспективах космонавтики обусловлено и очевидной ограниченностью возможностей, в первую очередь - энергетических, традиционных тяговых систем космического транспорта. Между тем, реальную пользу человечеству может принести вынос в космос (на околоземные и другие орбиты, планеты и их спутники, астероиды) в первую очередь экологически-опасных, затем - энерго- и материалоемких, а в последствии - вообще всех производств и обеспечивающей их энергетической инфраструктуры. В полном объеме это невозможно

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

без освоения сначала малых тел, а потом и планет Солнечной системы.

Главное возражение против индустриализации космоса может быть связано с колоссальным объёмом предполагаемых транспортных операций, несовместимым, как считается, с возможностями ракет-носителей. Но грузопоток будет не таким большим, как представляется скептикам. Никто не предлагает бездумно перенести на Луну, допустим, горнометаллургический комбинат - это действительно невозможно. Но есть технологическое оборудование, позволяющее осуществить полный цикл - от добычи руды до проката - при меньших в сотни раз массе и габаритах агрегатов. Да, их производительность окажется ниже, чем у гигантских доменных печей, но только в первое время: напомним, что и земная металлургия начиналась не с огромных установок. Однако именно они могут создать структуру, которая эффективно войдет в земную промышленность.

Но есть и нерешенные научные вопросы. Ведь, за небольшим исключением, до сих пор люди не удалялись от Земли дальше, чем на 0,1 ее радиуса. Лунные экспедиции продолжались недолго. Не все ясно и с созданием полностью искусственной автономной биосферы. Во всяком случае, широко разрекламированный американский эксперимент «Биосфера-2» провалился, так как не удалось поддерживать баланс расхода и восполнения необходимых для жизни веществ. Российский биолог А. С. Керженцев считает,

что в подобных экспериментах нужно стремиться к воспроизведению функциональных особенностей настоящей биосферы, включая минерализацию органических отходов [2].

И так, космонавтика будущего - это высокоавтоматизированные промышленные комплексы по добыче и переработке минерального сырья на небесных телах Солнечной системы (не только планетах); электростанции, питающие как космическую промышленность, так и Землю; искусственные замкнутые экосистемы - биосферы, в которых станут жить управляющие всем этим и, что важнее, поддерживающие все это в рабочем состоянии люди. Плюс космические транспортные системы, работающие на совершенно других физических принципах, чем ныне. А в итоге -существенная доля промышленного производства, выведенного с Земли, очищенная, воссозданная биосфера которой будет предназначена именно для жизни, для полноценного отдыха [1].

Библиографические ссылки

1. URL: http://readings.gmik.ru/

2. URL: http://krotov.info/

3. URL: http://www.infoparad.ru.

4. URL: http://www.cosmonautics.ru.

5. URL: http://turbo.adygnet.ru.

© Синюк Н. С., Козловская В. А., 2011

УДК 770

Д. Е. Смолякова, Ю. А. Трегубович Научный руководитель - С. П. Дуреев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМОС В ЖИЗНИ СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЕВА

Рассмотрен основной вклад С. П. Королева в развитие отечественной космонавтики, акцентировано внимание на отличительных личностных качествах ученого, способствовавших достижению высочайших результатов в области освоения космоса.

Преуспев в развитии разума, природа обогатила и украсила жизнь на Земле. Она подарила нам поистине уникальных личностей, способных развить в себе из заурядных физических способностей исключительные созидательные качества, благодаря которым, появилась возможность не только оторваться от Земли, но и преодолеть ее притяжение.

Сергей Павлович Королёв был человеком редкой целеустремлённости, преданности любимому делу, талантливым организатором, добрым другом и наставником космонавтов. Благодаря неиссякаемой энергии, прекрасной инженерной интуиции, большой творческой смелости ему удалось решить сложнейшие научные проблемы космонавтики, в связи с чем, его по праву называют создателем отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше отечество передовой ракетно-космической державой.

Начиная еще со школьных лет, Сергей Павлович демонстрировал свои исключительные способности и

неукротимую тягу к авиационной технике, а в последствие, за время учебы в Московском Высшем Техническом училище С. П. Королёв получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Уже в 17 лет он самостоятельно разработал проект летательного аппарата (планера без мотора) и совершил свой первый полет на гидросамолете. Эти юношеские достижения явились лишь началом огромной череды открытий выдающегося ученого, поразивших мировую общественность.

В 1931 году Сергей Павлович участвовал в организации группы изучения реактивного движения, которую возглавил в мае следующего года. Его глубокие знания, системный подход, редкая интуиция и немалый опыт позволили применить самые лучшие конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем управления, виды топлива и материалов в разработке ряда проектов. В декабре 1934 года была издана его работа «Ракетный полет в стратосфере».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.