Научная статья на тему 'Индустриализация инфраструктурной сферы городов России'

Индустриализация инфраструктурной сферы городов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СРЕДНИЕ И МАЛЫЕ ГОРОДА / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ УКЛАД / INDUSTRIALIZATION / URBAN INFRASTRUCTURE / MEDIUM AND SMALL CITIES / INNOVATION / INFORMATION EVOLUTIONARY WAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Алефтина Ивановна

В статье исследованы вопросы индустриализации инфраструктурной сферы как процесс дальнейшего развития инновационной инфраструктуры малых и средних городов на основе индустриального промышленного производства инфраструктурных универсальных элементов (модулей) в заводских условиях и последующей сборкой на месте их строительства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrialization infrastructure sector in the cities of Russia

The article studies the issues of industrialization, infrastructural sphere as the process of further development of innovation infrastructure of small and medium-sized cities based on industrial production industrial infrastructure of universal elements (modules) in the factory and assembled on the site of their construction

Текст научной работы на тему «Индустриализация инфраструктурной сферы городов России»

УДК 338.45.01, 338.49

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СФЕРЫ

ГОРОДОВ РОССИИ

Алефтина Ивановна Кузнецова, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, E-mail: alla. kuznetso@yandex. ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru

В статье исследованы вопросы индустриализации инфраструктурной сферы как процесс дальнейшего развития инновационной инфраструктуры малых и средних городов на основе индустриального промышленного производства инфраструктурных универсальных элементов (модулей) в заводских условиях и последующей сборкой на месте их строительства

Ключевые слова: индустриализация, городская инфраструктура, средние и малые города, инновации, информационный эволюционный уклад.

Актуальными проблемами сегодня являются ускоренное инновационное развитие инфраструктурной сферы городов России на основе приоритетного роста индустриального потенциала, расширения масштабов межотраслевого и межрегионального развития промышленности в малых и средних городах России, развития новой структуры экономики городов. Это позволит обеспечить качество и устойчивый спрос на инфраструктурные услуги, создаваемую продукцию в секторе обрабатывающей промышленности, а также в сфере инновационного бизнеса, что пока слабо согласуется и балансируется с внутрироссийскими рыночными факторами, масштабами инвестиций, интеллектуального труда и необходимыми ресурсами [5; 12].

Многие ученые работают над проблемами дальнейшего развития экономики городов: в постиндустриальном направлении или в направлении информационного эволюционного уклада? Тема данной статьи остается актуальной для обоих направлений [1; 2; 6; 8; 11].

Остановимся несколько на понятийных аспектах. Индустриализация (от лат. Industria) - процесс ускоренного социально-экономического перехода городов от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Этот процесс свя-А.И. Кузнецова зан с развитием новых технологий. Новые технологии и научные открытия вносят вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В ходе индустриализации меняется мировосприятие населения городов. В результате образуется все более широкий рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь, стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост [13].

Города России занимают главное место при ликвидации отставания в развитии экономики России на информационной основе. При переходе экономии города на информационное развитие индустриализация инфраструктурной сферы - залог быстрейшего создания индустриального потенциала информационной экономики городов России, т.к. информационная деятельность требует для развития свой фундамент, (особые инфраструктурные условия, отличные от традиционной городской инфраструктуры). При переходе к информационной деятельности нужна новая стратегия инфраструктурной индустриализации.

Новая стратегия индустриализации необходима малым и средним городам для их выживания. В 1990-х годах с началом крупномасштабной трансформации российского общества в процессах урбанизации начали проявляться новые тенденции: деиндустриализация, остановка и закрытие ряда производств, резкое снижение уровня жизни при-

вело к значительному оттоку населения из ряда средних и крупных городов. Произошла резкая дифференциация самих городов, в зависимости от их способности адаптироваться к новым рыночным условиям. Выделились группы «адаптировавшихся» и «не адаптировавшихся» городов [1; 2; 6; 8].

Деиндустриализация, проводимая в Новой России из-за перевода экономики на путь развития сферы услуг, показала ошибочность такой политики. Большинство городов России, особенно малые города, сегодня, имеют депрессивное функционирование. Неспособны поддержать инновационное развитие экономики; создать условия для занятости населения, что ведет к оттоку квалифицированной рабочей силы и специалистов. А страна испытывает недостаток промышленной и аграрной продукции отечественного производства. Особенно это проявилось в период санкций, объявленных России Западными странами. Чтобы быть независимыми от такой политики Запада, необходима промышленная революция в городах России, особенно средних и малых, где у населения нет рабочих мест, и они мигрируют в столичные города или уезжают заграницу. Она востребована производством промышленной продукции (крупнейшим производителем сегодня являются США, второе и третье места разделяют Япония и Китай); развитием индустрии в городах; накоплением капитала, что со временем позволит делать инвестиции в высокомеханизированное и наукоемкое производство, инфраструктуру; обеспечит дальнейшую эволюцию индустриализации.

Важной особенностью процессов урбанизации в России в период социалистического строительства был их плановый характер размещения производств и перемещение человеческих масс. Они подчинялось задачам государственного строительства. Осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало подъем экономики страны за сравнительно короткий временной период.

Промышленный переворот в России начался в 1830-1840-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла после 1891 года, когда развитие русской экономики курировал С.Ю. Витте, прозванный «дедушкой русской индустриализации».

Программы экономического развития, опирающиеся на правительственные планы индустриализации, были приняты в ХХ в. практически во всех остальных странах мира. Главной их целью было достижение экономической независимости от импортируемых товаров, механизация сельского хозяйства, развитие образования и здравоохранения [13].

Самые высокие темпы индустриализации в конце ХХ в. наблюдались в четырех странах, известных как «Четыре азиатских тигра». Благодаря наличию стабильных правительств, политики снижения таможенных тарифов, структурированного социума, низкой стоимости трудовых ресурсов, а также выгодному географическому положению и иностранным инвестициям индустриализация успешно состоялась в Южной Корее, Сингапуре, Гонконге и на Тайване.

В нашей стране в период индустриализации и ускоренного промышленного развития возникло около 300 городов. Эти города возникли вокруг градообразующих предприятий машиностроения, химической промышленности, оборонного комплекса.

Переход на информационный эволюционный уклад нанес вред действующим предприятиям СССР. Функциональная специфичность промышленных предприятий была разрушена. Предприятия перепрофилировались, сдавались в аренду, продавались под подсобные помещения, ликвидировались приспосабливались под офисы, торговые ряды, конторы.

Произошедшие в последние 15 лет социальные изменения привели к демонтажу социалистического государственного проекта. Одним из негативных последствий этого стал кризис моногородов, когда остановка одного градообразующего предприятия ставила на грань выживания целый город.

В период рыночных реформ в России большую роль стали играть крупные города, в которых сохранились эффективные производства, возможность трудоустройства; деятельность в гражданских отраслях промышленности.

В годы деиндустриализации средние и малые города начали терять свои живительные силы, а ряд малых моногородов, умирают стоя. Они отданы на откуп муниципальным властям. Фундаментальные изменения требуют новых стратегий экономического развития городов.

Экономика городов трансформируется: главное место начинает принадлежать уже не производству и вывозу готовой продукции на мировой рынок, а экспорт решений и знаний. Такой путь развития приводит к, неравномерному распределению ресурсов. Возникают проблемы обновления инфраструктур, особенно транспортной и жилищно-коммунальной. И значительным несовпадением между рабочими местами и рабочей силой.

В России лишь немногие города отвечают условиям, необходимым для развития информационных технологий (ИТ), поскольку в постиндустриальной фазе развития высокотехнологичные общедоступные средства связи, инфраструктура, транспортные сети не развиты в достаточной степени, производственные технологии не совершенны. Развитие городов определяется не количественными производственными факторами, а заинтересованностью в повышении качества жизни за счет повсеместного внедрения 1Т-технологий в сферу услуг и предопределяющее их финансирование без достаточных технико-экономических обоснований [1].

В период перестройки в малых городах возникло множество социально-экономических проблем, в частности, проблем безработицы, неразвитой инфраструктуры, что потребовало решать весь спектр проблем комплексно.

Индустриализация производства инфраструктурных элементов как необходимость учета произошедших и происходящих в настоящее время изменений в обществе и экономике и в управлении городами [17; 13].

Своеобразная государственная задача: модернизация основных производственных фондов, настройка работы по индустриализации малых городов России, т.к. это дает рост ВРП. И в этом отношении необходимо начинать осознанное развитие малых моногородов, чтобы сформировать так называемый «пул агломераций», который складывается из малых городов с более «дешевой» рабочей силой и низкими накладными расходами. Это главные направления развития малых городов наряду с возрождением в малых городах таких направлений деятельности, как ремесла и народные промыслы, развитие переработки продукции сельского хозяйства, повышение степени использования рекреационно-туристического потенциала исторических городов России.

Предоставление малым городам права самостоятельно осуществлять принципы самоуправления, самофинансирования и саморазвития и дополнительное финансирование за счет государства позволит, решить проблемы занятости населения и обеспечить необходимый уровень жизни.

В настоящее время роль малых городов как фундамента развития промышленной сферы деятельности возрастает ежегодно. Организация качественных изменений, состоящих в переводе производственных мощностей из больших городов в малые, позволит увеличить производственный потенциал последних и создать благоприятный инвестиционный климат. В этой связи должны быть решены 2 задачи: Первая - демонополизация: объекты инженерной инфраструктуры (дороги, аэродромы, причальные сооружения, проводящие сети, системы оперативно-диспетчерского управления и т.п.) являются в основном предметом естественной монополии. Функции по эксплуатации этой инфраструктуры, производству и сбыту поставляемых по инфраструктурным объектам товаров и услуг (электрическая и тепловая энергия, газ, нефть, нефтепродукты, услуги перевозки) не должны быть монопольными.

Вторая задача - обеспечение равноправного и прозрачного доступа всех экономи-

ческих субъектов к объектам естественных монополий. Получение доступа к услугам естественных монополий является ключевым фактором для реализации инвестиционных проектов в большинстве секторов экономики.

Стратегия формирования развитой индустриальной инфраструктуры малых городов в России, в т.ч. индустрии компьютерных технологий направляется на организацию индустриального производства конструкций и элементов инфраструктуры; на разработку мероприятий дальнейшего развития малых и средних городов, как важные вопросы жизни горожан, поддерживаемые большинством населения.

Такая стратегия как часть государственной политики, ориентирует города на развитие сети малых индустриальных предприятий для изготовления элементов инфраструктур. К таким предприятиям сегодня можно отнести индустриальные парки. Необходимо использовать опыт и тенденции создания индустриальных парков Главная цель индустриального парка - реализация экономически выгодного бизнес-проекта в четко установленные сроки на основе инновационных технологий [10]. Однако на сегодняшний день существует множество барьеров, препятствующих активно осуществлять эти проекты. Существуют два основных взгляда:

1) некоторые экономисты сомневаются, на инфраструктурные инвестиции не дают мощного импульса развитию экономики городов;

2) представители инвестиционного сообщества в целом согласны с тем, что инфраструктурные инвестиции ускорят экономическое развитие [13].

Поскольку в последние годы российские регионы сократили инвестиции в инфраструктурные проекты, некоторые участники рынка высказываются в поддержку увеличения финансирования региональных инфраструктурных проектов из федеральных источников. Указанная поддержка в настоящее время включает предоставление частичных государственных гарантий и методологическую помощь, и механизмы поддержки проектов [13].

Переход на индустриальное развитие инфраструктуры в регионах тормозят: отсутствие понятной и детализированной стратегии индустриализации развития производства инфраструктурных элементов; отсутствие региональной политики; отсутствие синхронизации региональной стратегии и политики с федеральными программами; недостаток финансирования, а также механизмов привлечения государственного финансирования и поддержки процессов индустриализации малых производств; недостаточная прозрачность процесса принятия решений по реализации проектов; слабая подготовка проектов и недостатки законодательной базы; неопределенность привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты; недостаточные гарантии возврата инвестиций; неконкурентные условия выбора исполнителей инфраструктурных проектов; отсутствие понимания перспектив инвестиций в такое производство; ухудшение в сфере планирования проектов, ухудшение качества отбора проектов; отсутствие прозрачности и конкурентности тендерных процедур; сложные процедуры согласования с государственными учреждениями проектов с участием зарубежных организаций, обладающих опытом осуществления аналогичных проектов.

Следует всячески стимулировать заинтересованность и перспективы участия зарубежных компаний в реализации инфраструктурных проектов в городах России. Усилить контроль качества реализации таких проектов и расходования средств.

Городская инфраструктура представляет собой совокупность различных видов инфраструктур, оказывающих услуги, создающих условия жизнедеятельности населению города, обращению товаров, производственной деятельности.

Организационные подходы к созданию в малых городах индустриальных производств отдельных элементов, узлов, модулей для городских инфраструктур заключаются:

1) в создании нормативной базы проектирования таких производств;

2) в методах управления городами;

3) в необходимости возведения инфраструктурных объектов в сжатые сроки, посредством изготовления модулей из облегченных легко сборных элементов в заводских условиях;

4) последующей их монтажной сборки в инфраструктурный законченный объект на месте строительства.

Стратегия развития индустриальной инфраструктуры городов определяется:

- стратегией развития экономики России,

- уровнем состояния экономик городов,

- повышением уровня благоустройства территорий городов,

- повышением уровня представляемых инфраструктурных услуг населению;

- созданием условий для равномерного размещения и трудоустройства населения, приема переселенцев, повышение роли местного самоуправления.

Еще в 1991 г. Правительство РФ приняло объективно необходимое решение о разработке Федеральной программы возрождения и развития малых городов России, которая в новых экономических условиях должна объединить усилия государственных и муниципальных организаций, общественности, акционерных обществ и предприятий, различных инвесторов и благотворительных фондов для решения социальных задач [2].

Был подготовлен «Перечень предприятий, намечаемых к расширению, реконструкции и строительству в малых городах, рабочих поселках России», а также «Перечень предложений по направлениям развития малых городов, поступивших с мест при разработке программы, приведен в «Основных положениях Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации «Возрождение и развитие малых городов России». Программа была разработана под руководством и при непосредственном участии Министерства экономики РФ, Министерства строительства РФ, Российского товарищества содействия возрождению и развитию малых городов и сел «Возрождение», Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского научно-производственного союза «Роскоммунмашстрой» в 1994 г. Программа не была реализована [2].

Сейчас условия изменились. Необходимо провести мониторинг состояния инфраструктуры городов России и внести поправки и дополнения в эти программы и привести их в соответствие с финансовыми и экономическими возможностями государства. Развитие промышленности и индустриальной инфраструктуры городов позволит достичь повышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурных и промышленных центров района. Малые предприятия в малых и средних городах России, которые на первых порах могут выполнять заказы крупных предприятий больших городов. Это создаст рабочие места и закрепит население малых городов, возродит инновационную активность. Создание новых рабочих мест за счет перемещения крупных промышленно-производственных объектов из крупных городов в малые с более «дешевой» рабочей силой и низкими накладными расходами, а также позволит провести модернизацию основных производственных фондов предприятий малых городов.

Для осуществления этой программы необходимо выработать новые управленческие подходы, нацеленные на восстановление способностей малых городов к самостоятельному развитию и повышению качества жизни населения.

Им присущ в целом невысокий уровень социальной активности, что обусловлено слабой подготовленностью населения и административно-управленческих кадров к деятельности в условиях рыночной экономики. Им необходимо повышать качество управления. Даже в рамках имеющихся условий города могут мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для собственного развития [4].

Существуют малые города, которым за счет высокого качества управления (и, прежде всего, управления развитием) удалось добиться улучшения качества жизни

населения. Как показала практика, управление развитием выступает в качестве относительно обособленной и самостоятельной сферы деятельности [6].

В управлении развитием малого города участвуют не только органы местной власти, но и многие другие субъекты управления, т.е. процесс управления развитием носит сетевой характер. Модели управления развитием малых городов, формирующиеся на практике, требуют своего непрерывного совершенствования в связи с постоянными изменениями во внешней среде [7].

Выводы

Структура экономики небольших городов России чаще всего не соответствует современным требованиям рыночной экономики. Многие из них до сих пор имеют моноотраслевую экономическую структуру. Для промышленных предприятий этих городов характерна технологическая отсталость, высокий уровень износа основных фондов и низкая конкурентоспособность. Городская инфраструктура в малых городах (дороги, инженерные коммуникации, жилье, образовательные, культурные, медицинские учреждения и т.д.) также находится на низком уровне.

Индустриализация инфраструктурной сферы - процесс дальнейшего развития инновационной инфраструктуры городов на основе индустриального промышленного производства инфраструктурных универсальных элементов (модулей) в заводских условиях и последующей сборкой на месте их строительства. Объекты всех видов инфраструктур должны быть трансформируемыми, сборно-разборными, из готовых модулей, легко транспортируемых. Готовые модули должны быть: универсальными, конструироваться на основе мировых научно-технических и инновационных достижений, отвечать мировым и общеевропейским стандартам.

Литература

1. Агафонова М.С., Корольчук О.В. Проблемы развития малых городов в России // М.С. Агафонова, О.В. Корольчук // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2.

2. Иванов А.П. Возрождение и развитие малых городов России. Основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации // авт. коллектив, рук. редколлегии Лобов О.И. М.: АО «Панас-АЭРО», 1994.

3. Кузнецова А.И. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий научно-промышленного комплекса / предисл. А.Н. Ларионова. М.: изд-во ЛКИ, 2010. 208 с.

4. Кузнецова А.И. Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города // Транспортное дело России. 2014. № 2.

5. Кузнецова А.И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города // 2012. № 1(1).

6. Кузнецова А.И. Возможности и эффективные комбинации стратегического менеджмента при формировании инновационной инфраструктуры региона (города) // 2012. № 2(2).

7. Кузнецова А.И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе // Вестник МУ и С. Ю. Витте Серия 1 Экономика и управление №2(4)2013

8. Кузнецова А.И., Новиков М. Современные факторы формирования рентабельности производства промышленных товаров // А.И. Кузнецова, М.А. Новиков // Транспортное дело России. 2013. № 6. Ч. 2.

9. Кузнецова А.И. Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города / А.И. Кузнецова // Транспортное дело России. 2014. № 2.

10.Кузнецова А.И., Одинцов Д.В. Создание машиностроительных кластеров как направление развития конкурентоспособности производства / А.И. Кузнецова, Д.В. Одинцов // Транспортное дело России. 2014. № 1.

11. Кузнецова А.И. Инвестирование развития инфраструктуры: теория и методология: дисс. ... на соискание ученой степени д-ра экон. наук. М., 2007. С. 257-266.

12.Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства: Геоэкономический подход; монография // А.И Кузнецова. М.: изд-во ООО «КомКНИГА», 2006 (переизд. 2010, 2012, 2014).

13.Новицкий Н.А. Современные проблемы инвестирования инновационной индустриализации России // Вестник МУ им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика. 2013. № 1(3).

Industrialization infrastructure sector in the cities of Russia

Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Prof., Prof. of Department of Urban and Service Economics, Witte Moscow University

The article studies the issues of industrialization, infrastructural sphere as the process of further development of innovation infrastructure of small and medium-sized cities based on industrial production industrial infrastructure of universal elements (modules) in the factory and assembled on the site of their construction

Keywords: industrialization, urban infrastructure, medium and small cities, innovation, information evolutionary way

УДК 336.77

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ «БАНК - МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Геннадий Николаевич Плужник, канд. экон. наук, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, E-mail: lakeeva123@rambler.ru, Московский университет имени С.Ю. Витте (г. Рязань), http://www.muiv.ru/ryazan

В условиях импортозамещения статья приобретает особую актуальность и практическое значение в связи с необходимостью создания кредитно-банковской системы, наиболее востребованной для пользователей банковских услуг.

Ключевые слова: банковско-кредитная система, финансовая система страны, малый и средний бизнес.

Финансовая система страны, одной из основных, а по большому счету и самых главных составляющих которой являются банки, всегда считалась и остается важнейшей «кровеносной» системой государственной экономики.

Внутренняя замкнутость банков на результатах собственного благополучия без учета развития внешних пользователей представляемых ими услуг, и прежде всего хозяйствующих структур таких отраслей, как - добывающая, перерабатывающая, станкостроение, электроника, машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и многие другие, при-

Г. Н. Плужник водит к стагнации в развитии не только отдельных территорий, но и государства в целом.

К огромному сожалению приходится констатировать, что практика перевода экономики на новые рыночные отношения в течение последних нескольких десятилетий привела к развитию банковской системы, практически живущей в условиях гарантированной помощи государства в восполнении собственных финансовых потерь, но абсолютно не проявляющих беспокойства о создании наиболее благоприятной кредитной среды, крайне необходимой как для отдельных наиболее важных для государства производств, так и для создания промышленного потенциала, ориентированного на выпуск товарной продукции, обладающей высокой степенью конкурентоспособности.

Состояние региональных экономик - явное свидетельство того, что в настоящее время формирование экономического потенциала большинства регионов, а в конечном счете это проецируется и на государство в целом, происходит по принципу - не банки для государства, а наоборот.

Тенденции оживления российской экономики на рубеже двух последних десятилетий обозначили благоприятные возможности для участия институтов банковской си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.