МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
79
фективности в/а TACE судили по блокированию сосудистого русла под контролем рештеноконтрастной ангиографии. Эффективность в/а TACE оценивали для РС1 по показателю скорости роста опухоли (соотношение объемов опухолевых узлов до и после лечения, Vt/V0), для VX2 — по соотношению площади опухоли (St/S0), времени удвоения объема опухоли «т» и коэффициенту эффективности «К» («т»опыта/«т»контроля) под патоморфологическим контролем степени лечебного патоморфоза (ЛП). На 14 с констатировали число частичных ремиссий (ЧР). Полученные в опытах результаты подвергнуты статистической обработке с оценкой достоверности приp < 0,05.
Результаты. На крысах с в/м РС1 и в/а введением MC/DOX в объемах 0,034-0,1 мл (КД = 3,3-10,5 мг/кг) получен слабый эффект TACE: «т» = 11-16 дней; К = 5,58,9; ЛП = 1 ст. Уровень эффекта связан с малым сечением артерии, не позволяющим ввести необходимые объемы микросфер и дозу DOX. На кроликах с в/м VX2 с введением относительно высоких доз получен значимый достоверный верифицированный патоморфологически циторедук-тивный эффект МС/DOX при максимальной из изученных дозировок. В группе MC/D0X-0,5 мл (КД = 6,4 мг/кг) — эффект TACE на уровне группы МС. Количественные показатели в 2,6 раза меньше группы КРО (p < 0,02): St/S0 = 2,5; «т» = 8,0 дней; К = 2, ЛП = 1 ст., ЧР = 0 на фоне выраженного блокирования мелких артериол при сохранении магистрального кровоснабжения. В группе MC/D0X-1,0 мл (КД = 12,8 мг/кг) — эффект TACE, St1/S0 = 1,75; «т» = 7,0; К = 1,9, ЛП = 3 ст., ЧР = 5/6. Эффект реализован на 16 с после высвобождения полной КД = 32 мг.
Заключение. Последовательное изучение нагруженных цитостатиками МС на моделях внутримышечно транс-планированных перевиваемых опухолей крыс и кроликов позволяет отобрать и выявить значимый эффект TACE с использованием стандартных показателей и необходимого контроля. Полученные данные позволяют считать новые отечественные нагруженные DOX МС перспективными для ТАСЕ и рекомендовать завершение доклинического изучения.
Н.В. Филатова1, E.О. Зазнобина2, М.А. Лапшина1,
А.А. Балакина1, В.Д. Сень1, А.А. Терентьев1
ИНДУКЦИЯ АПОПТОЗА В ОПУХОЛЕВЫХ КЛЕТКАХ
MCF-7 ПРИ ДЕЙСТВИИ АМИНОНИТРОКСИЛЬНЫХ
КОМПЛЕКСОВ ПЛАТИНЫ (IV)
ФГБУНИПХФ РАН, Черноголовка, Московская область,
Россия;
2ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Иваново, Россия
Введение. Исследование клеточной гибели является важной задачей при разработке новых соединений с противоопухолевой активностью. В связи с высокой токсичностью комплексов платины (цисплатин, оксалиплатин, карбоплатин) проводятся синтез и испытания биологических свойств комплексных соединений платины с различными лигандами и нитроксильными радикалами. Внесение нитроксильного радикала в структуру комплексов платины (IV) снижает их цитотоксичность, в то время
как удлинение аксиальных лигандов усиливает цитотокси-ческие свойства. Ранее нами исследована цитотоксичность аминонитроксильных комплексов платины (IV). На культуре клеток MCF-7, которые обладают повышенной устойчивостью к комплексам платины, показано, что аминони-троксильные комплексы платины (IV) превосходят по цитотоксичности цисплатин.
Цель исследования — изучить механизм клеточной гибели при действии аминонитроксильных комплексов платины (IV).
Материалы и методы. Исследована серия аминонитроксильных комплексов платины (IV) с общей структурой Р1 (IV) (ОТ3) С12Х2, где ^Н2 — нитроксиль-
ный радикал, а X — аксиальные лиганды. Эксперименты проводили на опухолевых клетках MCF-7 (аденокарцино-ма молочной железы человека). В качестве препаратов сравнения использовали цисплатин и сатраплатин. Все исследуемые соединения наносили в дозе ГС50 с экспозицией 6—24 ч. Состояние белка PARP и экспрессию белка р53 определяли с помощью иммуноблотинга. Внутриклеточную локализацию белка р53 исследовали методом флуоресцентной микроскопии после окрашивания ДНК красителем DAPI и белка p53 — флуоресцентно меченными антителами.
Результаты. Результаты иммуноблотинга показали, что все исследуемые соединения в дозе ГС50 вызывали увеличение экспрессии белка р53 с максимумом на 12 ч и его снижение к 24 ч. Методами иммуноблотинга и иммуно-флуоресценции установлено накопление белка р53 в ядре через 12 ч после введения исследуемых соединений. Показано, что все комплексы платины вызывают деградацию белка РАЯР, характерную для процесса апоптоза. В связи с тем что в клетках MCF-7 отстутствует каспаза-3, развитие апоптоза происходит с участием других эффекторных кас-паз, таких как каспаза-6 и каспаза-7.
Заключение. Аминонитроксильные комплексы платины (IV) в дозе ГС50 вызывают гибель клеток MCF-7 по пути р53-зависимого, каспаза-3-независимого апоптоза.
Ю.П. Финашутина, Н.А. Лыжко, Л.А. Кесаева, В.А. Мисюрин, О.Н. Солопова, Н.Н. Касаткина, А.В. Мисюрин
ВАКЦИНИРОВАНИЕ БЕЛКОМ РММЕ СДЕРЖИВАЕТ РОСТ РАМЕ-ЭКСПРЕССИРУЮЩЕЙ ОПУХОЛИ
ФГБУ«РОНЦим. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия
Введение. Ген PRAME не экспрессируется в нормальных тканях, но избыточно экспрессируется в различных новообразованиях, включая солидные опухоли и гемобла-стозы. Белок способен вызывать специфический иммунный ответ у пациентов с меланомой и другими опухолями. В единичных случаях может происходить спонтанный лизис PRAME-экспрессирующей опухоли с длительным периодом выживаемости без рецидива болезни в последующем. Некоторые исследователи успешно выделили из крови пациентов острыми лейкозами Т-клетки, специфические к некоторым эпитопам белка PRAME. Возможность развития Т-клеточного ответа не исключает возможность развития В-клеточного ответа против PRAME.
Спецвыпуск/ том 16 / 2017
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ