Научная статья на тему 'Индонезия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность'

Индонезия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индонезия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность»

Южной Азии и на сопредельных территориях. В Пекине, в частности, полагают, что события в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе можно рассматривать как часть американского стратегического замысла по «окружению» Китая. При сложившихся обстоятельствах уплотнение сотрудничества в четырехстороннем формате (Индия - Пакистан - Китай - Россия) может ограничить распространение потенциально дестабилизирующих идей и практик и в Южной, и в Центральной Азии.

«Север - Юг - Россия», М., 2010 г., с. 132-136.

И. Золотухин,

востоковед

ИНДОНЕЗИЯ В ЗЕРКАЛЕ

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Индонезия, представляющая собой крупнейший в мире архипелаг, расположена на территории площадью в 1 919 440 км2. Официальная статистика насчитывает в Индонезии 17 804 острова (7870 поименованных и 9634 безымянных), из которых около 1000 имеют постоянное население. Население Индонезии стало быстро увеличиваться с начала XIX в. По данным переписей, в 1930 г. в стране проживали 60,6 млн. человек, в 1961 г. - 97 млн., в 1971 г. -119,2 млн., в 1980 г. - 147,5 млн., в 1990 г. - 179,3 млн. человек. Численность населения Индонезии в конце 1990-х годов возрастала примерно на 3 млн. человек в год. В 2004 г. в Индонезии проживали 235,4 млн. человек, в 2008 г. - более 237,5 млн. жителей, а в июле 2010 г. - около 243 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США. Средняя плотность населения Индонезии составляет 132 человек на км2. Распределение населения неравномерное.

Поставив задачу более равномерного размещения населения в стране, правительство Индонезии в 1969 г. взялось за осуществление программы трансмиграции, предусматривавшей переселение части жителей Явы, Мадуры, Бали и Ломбока в такие слабо освоенные районы, как Новая Гвинея, Суматра и Калимантан. Однако положительный эффект от реализации этой программы оказался минимальным. Переселение миллионов мигрантов, преимущественно мусульман, создало угрозу традиционным культурам народов и естественному природному балансу отдаленных остро-

вов, что в итоге вызвало кровавые столкновения на этнической почве. В августе 2002 г. после азиатского финансового кризиса правительство Индонезии официально закрыло программу трансмиграции.

Индонезия являет собой образец полиэтнической и поликонфессиональной страны, несмотря на то, что официально не признает себя полиэтничным государством. Индонезийское правительство старается не выделять факт полиэтноконфессионально-сти, стремясь позиционировать Индонезию как единую и неделимую страну, населенную индонезийцами.

В этническом отношении число больших и малых народов Индонезии, по оценке разных ученых, колеблется здесь от 100 до 367, хотя некоторые исследователи доводят общую численность этнических групп Индонезии до 767. Крупнейшие этнические группы проживают на Яве и прилегающих островах - яванцы, сун-данцы, мадурцы; на Суматре - малайцы, минангкабау, батаки, ачехцы; на Калимантане - банджары, даяки; на Сулавеси - мака-сары, тораджи. В провинции Папуа (Западный Ириан) проживают папуасы. Подавляющее большинство индонезийских народов обладает многими общими чертами в языке, культуре, образе жизни, имеет общее историческое происхождение. Все этнические группы в основном проживают компактно на своей исконной территории, однако в результате миграционных процессов на некоторых островах Индонезии образовались целые колонии переселенцев из других мест, в первую очередь с перенаселенной Явы. По числу живых языков Индонезия занимает второе место в мире. Здесь говорят на 728 языках и диалектах.

С первых лет независимости в Индонезии проводится политика равноправия всех народов и этнических групп вне зависимости от их численности и уровня развития. Все индонезийские правительства активно пропагандировали и продолжают пропагандировать идею единой индонезийской нации, однако процесс ее складывания далек от завершения.

В религиозном отношении подавляющее большинство индонезийцев причисляют себя к приверженцам ислама (87,5% жителей). В стране имеются христиане - протестанты (6%), католики (3,6) и приверженцы прочих христианских учений (0,8), а также индуисты (1,8), буддисты (1,3), конфуцианцы (0,8), анимисты (1,4%).

Конфессиональная принадлежность в основном соотносится с этнической. Например, мусульманами являются главным обра-

зом представители крупных этнических групп - яванцы, сунданцы, минангкабау, малайцы, ачехцы. Христианство исповедуют более малочисленные этнические общности - амбонцы, тоба-батаки, то-раджи, а также часть местных китайцев. Индуизм распространен главным образом среди балийцев, буддизм и конфуцианство - среди китайцев. Традиционных анимистических верований придерживаются даяки, папуасы.

В Индонезии проживает большое число мусульман. Ислам исповедуют почти 88% населения страны. Мусульмане составляют большинство населения Явы, Суматры, прибрежных районов Калимантана, западной части Малых Зондских островов, Сулавеси, северной части Молуккских островов. Но в провинциях Папуа, Бали, в восточной части Малых Зондских островов, а также в некоторых районах Северной Суматры и Северного Сулавеси мусульманское население находится в незначительном меньшинстве. Около 99% индонезийских мусульман - сунниты. Шииты сконцентрированы главным образом в провинции Ачех.

Хотя мусульманские купцы столетиями вели торговлю на архипелаге, ислам стал утверждаться среди населения Индонезии лишь в XII в. К концу XIII в. новая религия была принята правящей элитой княжества Ачех на северной оконечности Суматры, а в начале XV в. - правителем Малакки, вскоре превратившем ее в центр ислама. В XIV-XV вв. ислам распространился на территорию Явы. Хотя в 1380-х годах при индуистско-буддийском дворе империи Маджапахит (восточная часть острова) находились обращенные в ислам аристократы, он стал наиболее массовой религией среди жителей северного побережья Явы, активно занимавшихся торговлей. Связанные с Малаккой яванские купцы-мусульмане доминировали в торговле, которая велась к востоку от Явы, вплоть до Молуккских островов и даже южных островов Филиппинского архипелага. С их помощью ислам продвинулся еще дальше на восток. При продвижении из Аравии на восток первоначальное учение Мухаммеда трансформировалось, наполнялось новым содержанием. В Юго-Восточной Азии стал преобладать так называемый «мифический ислам». На Яве эта форма ислама дополнилась индуистскими и буддийскими идеями, а также культом предков

К началу XVI в. ислам исповедовала большая часть королевств архипелага. Великая яванская империя Маджапахит пала под натиском султаната Демак, мусульманские правители которого вопреки своей религиозной принадлежности утверждали, что

происходят от прежних индуистско-буддийских королей. Наступлению ислама не поддался лишь остров Бали. Самая обширная мировая территориальная система международных торговых связей того времени, простиравшаяся от Средиземного моря до Молуккских островов, оказалась под контролем мусульман.

В политической жизни страны значительно влияние мусульманских партии и движений, хотя популярность ортодоксов и радикалов не столь высока. Среди наиболее известных мусульманских политических сил страны можно выделить следующие.

1. Партия единства и развития (ПЕР) - единственная политическая организация индонезийских мусульман, разрешенная в период режима Сухарто, основанная в 1973 г. путем объединения партии Нахдатул Улама (Союз мусульманских богословов) (НУ), Мусульманской партии Индонезии (Пармуси), Партии Мусульманского союза Индонезии (ПСИИ) и Движения за мусульманское воспитание (Перти). Хотя после создания ПЕР эти партии утратили статус самостоятельных, все они продолжали свою деятельность как общественные организации и вели борьбу за партийное лидерство. Вследствие этого партии так и не удалось выработать общую программу и выдвинуть единого лидера, который устраивал бы все фракции движения. Под нажимом режима ПЕР в 1984 г. заявила об отказе от ислама как идеологической основы. Это привело к выходу из нее Нахдатул Улама и ПСИИ. С отставкой Сухарто ПЕР вернулась к идеологии ислама. Она выступила за постепенные реформы. В области религиозной политики занимает умеренные позиции, заявляя, что не поддерживает установления шариатского законодательства. В то же время лидеры партии подчеркивают, что в преимущественно мусульманской стране политика должна соответствовать «исламским принципам». Партия выступает за усиление религиозного образования в школах, обязательное изучение арабского языка студентами-мусульманами и отмену закона, в соответствии с которым государственные служащие могли иметь только одну жену. На выборах 2004 г. партия получила 8,1% голосов избирателей и 58 мест в парламенте. По результатам апрельских выборов 2009 г., ПЕР получила 5,3% голосов и 39 мест в парламенте. Возглавляет партию Сурьядхарма Али.

2. Партия звезды и полумесяца (ПББ) - ортодоксальная исламистская партия, основанная в 1998 г. в результате раскола Партии национального мандата. Считает себя наследницей Машуми (Консультативный совет индонезийских мусульман, основан в

1943 г.), фундаменталистской мусульманской партии, запрещенной в 1960 г. Партия опирается на наиболее консервативных мусульманских богословов и считает, что государство должно «строиться на исламских принципах». При этом она отвергает утверждения, что стремится к построению чисто исламского государства. В экономической сфере выступает за рыночную экономику, привлечение иностранных капиталов, развитие исламской банковской системы и против государственного ценового регулирования. Большое значение придает важности конституционных изменений и деконцентрации власти, а также расширению региональной автономии: партия насчитывает, по собственным данным, 4,5 млн. членов. На парламентских выборах в 2004 г. она получила 2,6% голосов избирателей и 11 мест в парламенте (в 1999 г. завоевала 1,8% голосов и 14 мест). В апреле 2009 г. партия не смогла преодолеть 2,5%-ный барьер, набрав только 1,8% голосов. Председатель ПББ - Малем Самбат Кабан. Генеральный секретарь - Сахар Хасан.

3. Партия национального мандата (ПАН) была создана 23 августа 1998 г. членами Совета народного мандата, одной из многих групп, участвовавших в движении за отставку Сухарто, как широкая коалиция реформаторских сил. Среди создателей партии были видные ученые, известные интеллектуалы и журналисты, борцы за демократию, мусульманские политические активисты и религиозные деятели. Идеологическая основа партии базируется на принципах панчасила (пять общефилософских фундаментальных принципов индонезийской государственности: вера в единого Бога, в гуманность, в национальное единство, в народовластие, в социальную справедливость). ПАН провозглашает своей целью борьбу за «суверенитет народа, демократию, прогресс и социальную справедливость». В своих программных документах она заявляет о приверженности ценностям гуманизма, религиозной этики и культурного плюрализма. Единственная из крупных партий она выступает за децентрализацию власти и создание федеративного государства, а также высказывается в поддержку свободной рыночной экономики, постепенные темпы реформ и обещает стабильность и улучшение материального благосостояния народа. Данная политическая организация стремится позиционировать себя как несектантская светская партия, открытая для представителей всех групп и религий. Она отражает интересы средних городских слоев населения, части интеллигенции и студенчества; ведет агитацию среди христиан, буддистов и этнических китайцев. В сельской местности

партия пытается опереться на массовую исламскую организацию модернистского толка - Мухаммадья. На выборах в нижнюю палату парламента в 2004 г. партия получила 6,4% голосов и 52 места -на 17 мест больше, чем в 1999 г., когда она собрала 7,3% голосов. На выборах-2009 партии удалось получить только 6% голосов и 43 места в Национальном Консультативном конгрессе. Председатель партии - Сутрисно Бахир. Генеральный секретарь - Зулкифли Хасан.

4. Партия национального пробуждения (ПКБ) является умеренной исламистской партией. Основана 23 июля 1998 г. Абдур-рахманом Вахидом, мусульманским богословом, как политическое крыло Нахдатул Улама, крупнейшей мусульманской организации Индонезии. Наряду с мелкими торговцами и землевладельцами, среди ее сторонников преобладают студенты и умеренные религиозные деятели сельских районов. Наибольшим влиянием пользуется в Центральной и Восточной Яве. Идеология партии базируется на принципах панчасила. Ее лидеры заявляют, что партия открыта для представителей всех вероучений, этнических групп и классов. Поддерживает традиционные яванские формы ислама, выступает за разделение религии и политики, народный суверенитет и единство страны, а также призывает к дальнейшему сокращению политической роли армии в обществе. В экономической области выступает за прозападную неолиберальную политику. Несмотря на то, что на выборах в 1999 г. партия завоевала всего 17,4% голосов, получив 51 место в парламенте, Абдуррахман Вахид, благодаря поддержке коалиции исламских партий и Голкар, стал четвертым президентом Индонезии (1999-2001). На парламентских выборах в 2004 г. партия получила 10,6% голосов избирателей и заняла 52 места в Народной Консультативной Ассамблее. В 2009 г. - 4,9% и 29 мест. Возглавляет партию Мухаиман Искандар.

5. Партия реформ и звезды (ПБР) - радикальная исламистская партия. Основана 20 января 2002 г., в результате раскола Партии единства и развития (ПЕР). Нынешнее название носит с 2003 г. Опирается на молодое поколение ортодоксально настроенных мусульман. Среди ее сторонников выделяется много бывших членов мусульманских военизированных группировок, хотя формально партия осуждает акты насилия и призывает к терпимости. Выступает за сохранение унитарного государства, которое должно базироваться на принципах ислама и панчасила, за расширение гражданского общества и создание «эгалитарной демократической системы». Партия требует ускорить темпы реформ и демократиза-

ции, обещает поддерживать и защищать права человека. В то же время она призывает к борьбе с «коммунизмом, атеизмом и секу-ляризмом», пропагандируя ислам в качестве официальной религии, и стремится индоктринировать исламские ценности всему индонезийскому обществу. Своими приоритетными задачами считает создание новых рабочих мест, твердое соблюдение законов и борьбу с коррупцией. В сфере экономики призывает к созданию «экономической системы, которая будет на стороне народа». На выборах в 2004 г. получила 2,4% голосов избирателей и 13 мест в парламенте. Накануне выборов 2009 г. партия намеревалась заручиться поддержкой населения, но сумела получить лишь 1,2% голосов. Харизматическим лидером партии и ее председателем является Бурсах Зарнуби. Генеральный секретарь партии -Русман Али.

За спиной мусульманских партий стоят массовые исламские организации: консервативного толка Нахдатул улама (от 35 до 40 млн. членов; председатель - Хасым Музади) и модернистского -Мухаммадья (основана в 1912 г., включает более 28 млн. человек, 14 тыс. школ, 160 университетов, тысячи мечетей; председатель -доктор Дин Сьямсуддин). В последнее время начался процесс сближения этих организаций на почве защиты ислама от нападок и обвинений в поддержке религиозного насилия, что связано с проводящейся США кампанией борьбы с международным терроризмом.

В стране открыто или полулегально действуют десятки военизированных исламистских группировок, многие из которых причастны к актам насилия и этническим чисткам в различных частях страны. Среди них - Джамаа Исламийя («Исламская община») - радикальное исламистское движение, выступающее за создание Исламского халифата в Юго-Восточной Азии (на территории Индонезии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Камбоджи, Южных Филиппин и Южного Таиланда); Ласкар Джихад («Воины священной войны») - военизированная религиозно-политическая группировка; Фронт защитников ислама - радикальная группировка, созданная в 1997 г., в отличие от других не борющаяся за создание исламского государства, однако требующая строгого соблюдения законов шариата.

* * *

Основная часть индонезийских христиан проживает в восточных районах страны. Католики преобладают на востоке Малых

Зондских островов и на Южных Молукках, протестанты живут преимущественно на центральных и северных Молукках и севере Сулавеси. В провинции Папуа протестанты составляют большинство на севере, а католики - на юге. Такое размещение христианского населения является результатом, как голландской колониальной политики, так и правительственного курса независимой Индонезии, предоставлявших разные территории для деятельности католических и протестантских миссионеров. Значительные группы протестантов проживают на севере Суматры в районах расселения народности тоба-батаков, на Центральном Калимантане, католиков - на Западном Калимантане. Среди христианского населения страны много этнических китайцев.

Конфессиональные противоречия в Индонезии носят острый характер, и это особенно заметно в отношениях между христианами и мусульманами. Например, 22 сентября 2006 г. в стране прошли массовые выступления католиков, проживающих на острове Флорес, причиной которых стала казнь трех представителей так называемой «индонезийской милиции» католического вероисповедания - Фабиануса Тибо, Маринуса Риву и Домингуса да Силвы, признанных в 2001 г. виновными в гибели около 70 мусульман. Группы по защите прав человека подвергли сомнению справедливость наказания, а Европейский союз и Ватикан осудили решение суда.

В Индонезии проживает значительное число представителей индуизма, распространившегося на территории индонезийского архипелага параллельно с распространением буддизма. Крупнейшей индуистской империей индонезийского архипелага была империя Маджапахит. Влияние индуизма до сих пор присутствует в индонезийской культуре, в частности индийский концепт бога-правителя, все еще формирует индонезийские понятия лидерства. Индуизм в Индонезии (формально определяемый как Агама Хинду Дхарма) отличается от традиционного индуизма. Например, в индонезийском индуизме никогда не применялась кастовая система. На острове Ява индуизм попал под сильное влияние яванской версии ислама, известного как Ислам Абанган или Ислам Кеджавен.

В Индонезии насчитываются 10 млн. индусов и по этому показателю Индонезия занимает четвертое место в мире. 93% индусов проживают на острове Бали. Значительные поселения индусов присутствуют на островах Суматра, Ява, Ломбок и Калимантан (в Центральном Калимантане 15,8% населения исповедуют инду-

изм). Проживающие в Индонезии сикхи также зарегистрированы как индусы.

Еще одной старейшей религией Индонезии является буддизм, проникший на индонезийский архипелаг параллельно с индуизмом. В Средние века на территории архипелага существовали сильные буддистские империи, такие как Саилендра, Шривиджайя и Матарам. Согласно переписи населения 1990 г., приблизительно 1,8 млн. человек являлись буддистами. Большинство буддистов сконцентрированы в Джакарте, хотя в других районах страны - на Северной Суматре и Западном Калимантане также есть значительное число буддистов. Возможно, что столь высокие цифры являлись следствием того, что адепты конфуцианства и даосизма, которые тогда не считали официальными религиями Индонезии, при проведении переписи именовали себя буддистами.

Конфуцианство проникло на территорию индонезийского архипелага в III в., его дальнейшему распространению способствовали китайские купцы и иммигранты. В отличие от других религий, конфуцианство носило прагматичный характер, было связано с повседневной жизнью, нацелено на индивидуальные действия и веру в определенный кодекс поведения. Оно не сложилось в организованную религию, образ жизни или социальное движение. Лишь в начале XX в. в Батавии оформилась первая конфуцианская организация.

К религиям, не входящим к официально признанным, но существующим на территории Индонезии, относят анимизм (в большинстве своем он получил распространение среди представителей папуасских племен), даосизм, иудаизм и пр. В настоящее время индонезийское правительство прилагает усилия, направленные на уменьшение конфессиональной напряженности, предлагая план межконфессионального сотрудничества.

Ныне действующая Конституция 1945 г. провозглашает религиозный характер индонезийской государственности, а первый принцип панчасила гласит, что Республика Индонезия базируется на признании божественного всемогущества. При этом следует особо подчеркнуть, что, несмотря на то, что Индонезия обладает самым многочисленным в мире мусульманским населением, принцип религиозности не связывается в конституции ни с исламом, ни с какой-либо иной религией. Однако атеизм запрещен.

Конституция декларирует свободу вероисповедания и равноправие всех официально признаваемых религий - ислама, католицизма, протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства.

Хотя официально признаны только шесть религий, закон не запрещает исповедание иных культов. В ноябре 1998 г. Народный консультативный конгресс принял новую Хартию прав человека, гарантирующую гражданам страны право придерживаться любой конфессиональной принадлежности.

Власти активно пропагандируют взаимную терпимость и гармоничные отношения между приверженцами различных официально признанных религий. Индонезийским верующим не возбраняется поддерживать связи с единоверцами как внутри страны, так и за ее пределами. Правительство принимает участие в организации ежегодного хаджа мусульман в Мекку. По мнению ряда исследователей, несмотря на всплески межрелигиозной и межэтнической нетерпимости, в Индонезии на протяжении всего периода независимого развития в целом сохранялась внутренняя стабильность и гармоничные отношения между всеми этносами и религиозными группами. В то же время наличие в Индонезии этноконфессиональных противоречий представляет угрозу внутриполитическому развитию страны, в которой религии уделяется огромное значение.

«Ойкумена-Оукытвпа», Владивосток, 2010 г., вып. 3, с. 79-89.

Александр Шумилин,

доктор политических наук (ИСК РАН) «ВОЙНА ПО ДОВЕРЕННОСТИ»: ИРАНСКАЯ ВЕРСИЯ

Proxi war - «война по доверенности» - явление, достаточно устоявшееся на Ближнем Востоке. Так аналитики именуют боевые действия, которые провоцируются одним государством против другого через делегирование военной инициативы третьей стороне (государству или экстремистской группировке). Вся история арабо-израильского конфликта может быть представлена как череда малых «войн по доверенности», которые вели между собой СССР и США (в годы большой «холодной войны») через посредничество союзников на Ближнем Востоке. То есть они воевали друг с другом чужими руками, накачивая своих сателлитов оружием и бронетехникой, а также обеспечивая им политическое прикрытие на мировой арене. То же нередко делали и арабские страны: например, в 1950-е годы руководство Египта и Сирии поощряло пале-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.