Научная статья на тему 'Индийско-американские отношения в зоне турбулентности'

Индийско-американские отношения в зоне турбулентности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / США / ПАРТНЕРСТВО / НАРЕНДРА МОДИ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INDIA / THE USA / PARTNERSHIP / NARENDRA MODI / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / ENERGETIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Круть Виталий Глебович

В статье исследуются отношения между Индией и США. Выделяются факторы, способствующие и ограничивающие взаимодействие двух стран. Делается вывод о перспективах двустороннего взаимодействия в различных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIAN-U.S. RELATIONSHIPS IN THE TURBULENCE ZONE

In the article Indian-U.S. relationships are examined. The factors promoting and limiting interaction of the two countries are emphasized. Conclusion about the prospects of bilateral cooperation in different spheres is made.

Текст научной работы на тему «Индийско-американские отношения в зоне турбулентности»

В.Г. Круть

ИНДИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ INDIAN-U.S. RELATIONSHIPS IN THE TURBULENCE ZONE

В статье исследуются отношения между Индией и США. Выделяются факторы, способствующие и ограничивающие взаимодействие двух стран. Делается вывод о перспективах двустороннего взаимодействия в различных областях.

Ключевые слова: Индия, США, партнерство, Нарендра Моди, военно-техническое сотрудничество, энергетическое сотрудничество.

In the article Indian-U.S. relationships are examined. The factors promoting and limiting interaction of the two countries are emphasized. Conclusion about the prospects of bilateral cooperation in different spheres is made.

Key words: India, the USA, partnership, Narendra Modi, military-technical cooperation, energetic cooperation.

В конце мая 2014 г. Министерство иностранных дел Индии опубликовало документ, который стал известен как «Шесть высших приоритетов». Его актуальность заключается в том, что это своего рода «дорожная карта» внешнеполитического курса нынешнего кабинета министров Индии - правительства Нарендры Моди. И самый первый пункт в этом небольшом очерке уделен именно налаживанию взаимоотношений с одним из традиционных партнеров Республики Индия на международной арене - с Соединенными Штатами [1]. Речь в данной статье как раз и пойдет об истории этих взаимоотношений, их нынешнем состоянии, о плюсах и минусах этого взаимодействия и перспективах сотрудничества.

Соединенные Штаты и Индия являются друг для друга относительно новыми партнерами на международной арене, но при этом существует ряд факторов, которые могут ускорить процесс сближения двух стран [2]:

1) общность мировоззренческих ценностей;

2) наличие внушительной индийской диаспоры в США. Индийский средний класс и элиты вкладываются в налаживание отношений между двумя странами именно через индийскую диаспору. Примечательным на этом фоне выглядит назначение президентом США Дональдом Трампом официальным представителем Соединенных Штатов в ООН Никки Хейли, которая родилась в США в семье выходцев из Индии;

3) возрастающее экономическое взаимодействие между двумя странами. США - второй крупнейший торговый партнер Индии в мире после КНР, а передача американских производственных линий и технологий только поспособствует становлению Индии как экономики XXI века;

4) в ближайшем будущем США сохранят за собой влияние как одного из полюсов в многоцентричном мире, поэтому прочные отношения с этой страной позволят Индии также выйти в разряд мировых держав.

Индия и США установили дипломатические отношения еще до объявления Индией независимости - 1 ноября 1946 г. США признали независимость Индии от Великобритании сразу же, т.е. 15 августа 1947 г. Первым американским президентом, который посетил Индию в 1951 г., стал Дуайт Эйзенхауэр.

В течение «холодной войны» США не воспринимали всерьез отношения с Республикой, т.к. Индия являлась лидером Движения неприсоединения и не собиралась выступать против СССР и социалистического блока, но при этом не собиралась и вступать в него. После распада соцлагеря США стали пересматривать свое взаимодействие с Индией: этот процесс затянулся.

В 2000 г. Билл Клинтон посетил Нью-Дели, после чего начинаются заметные подвижки в индийско-американских отношениях. Крупным шагом в двусторонних взаимоотношениях стало признание Соединенными Штатами за Индией возможности наличия у нее ядерного оружия, что фактически означало готовность США признать Индию ядерной державой. На этот шаг осмелился Джордж Буш-младший в 2001 г., после чего сам посетил страну в 2002 г. В период его президентства и премьерства Манмохана Сингха двусторонние контакты получили новые контуры: страны заключили между собой соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике (июль 2005 г.), подписали соглашение о сотрудничестве в области исследования космического пространства (март 2006 г.). В июне 2010 г. Хиллари Клинтон и министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна провели в Вашингтоне первый американо-индийский стратегический диалог на уровне глав МИД.

В ноябре 2010 г. состоялся первый визит Б. Обамы в Индию, в ходе которого двумя сторонами были подписаны торговые соглашения на общую сумму 14,9 млрд долл. В их число вошли: поставка компанией «Боинг» 30 гражданских самолетов B737-800 и 10 военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III, реактивных двигателей, дизельных локомотивов и т.п. А уже в 2011 г., по официальным данным, США стали главным поставщиком вооружения и военной техники в Индию. Вашингтон и Нью-Дели намерены и дальше увеличивать объемы военно-технического сотрудничества.

Приход к власти Н. Моди в 2014 г. вдохнул новую жизнь в развитие двусторонних контактов. При этом стоит отметить, что ему с 2005 г. был запрещен въезд в США в связи с гуджаратскими событиями 2002 г., когда в ходе столкновений между индусами и мусульманами в индийском штате Гуджарат (где губернатором на тот момент был именно Моди) погибли более тысячи человек [3]. Став премьер-министром, Моди уже дважды побывал в Соединенных Штатах. Оба этих визита, во-первых, привлекли внимание общественности и СМИ обеих стран; во-вторых, не только сделали еще шире поле для взаимодействия между странами, но и обозначили позицию Индии по многим вопросам международной тематики.

Дело в том, что еще в начале 2012 г. коллектив индийских специалистов во главе с действующим на то время советником по национальной безопасности Шившанкором Меноном опубликовал доклад «Неприсоединение 2.0: внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке» [4]. Первым пунктом в нем прописывается, что «мир стоит на грани нового биполярного противостояния между двумя сверхдержавами - США и КНР» [5]. При этом политика индийского руководства остается прежней, а именно политика «стратегической автономности»: Индия может подыгрывать разным центрам силы, в том числе Вашингтону, но все равно преследует собственные цели.

Во время первого визита Нарендры Моди в США в 2014 г. был сделан акцент на многовекторность политики нового кабинета министров. В США и Канаде проживает 3,5 млн индийцев - одна из самых успешных с экономической точки зрения диаспор, и Моди в ходе своего визита имел возможность выступать перед ней в «Мэдисон-сквер-гарден». Во время выступления перед представителями индийской общины в Нью-Йорке, Н. Моди подчеркнул, что американо-индийские отношения - это отношения между старейшей демократией и крупнейшей демократий в мире. Таким образом, обозначено «равенство» партнеров и абсолютное неприятие Индией роли «ведомого» в этой связке [6]. Также премьер-министр пообещал стимулировать экономическое развитие Индии, очистить главную реку страны Ганг, улучшить положение индийских бедняков [7].

Этот визит прошел за закрытыми дверями. Но по его итогам многие вопросы стали достоянием для обсуждения их аналитиками. Например, был затронут вопрос о сотрудничестве с Индией в сфере развития гражданской атомной энергетики. Джордж Буш-младший в свое время уделил немало времени для убеждения членов Группы ядерных поставщиков (ГЯП) разрешить США гражданскую торговлю ядерными материалами с Индией (2008 г.) [8]. Также было заключено рамочное соглашение по сотрудничеству в военной сфере: Индия настаивает на организации совместных предприятий в

сфере передовых военных разработок, подобных российско-индийскому проекту «БраМос», направленному на создание мощнейшей крылатой ракеты в своем классе [9]. При этом, несмотря на теплый прием Моди, между США и Индией существует ряд противоречий, которые так и не были решены в ходе этого визита: разногласия по поводу налоговой политики США, проблемы изменения климата, права на интеллектуальную собственность и некоторые другие вопросы.

Своеобразное «послевкусие» осталось после данного визита и по поводу внешнеполитической позиции Индии:

- Моди занял нейтральную позицию по вопросу борьбы США и ИГИЛ (при этом посетив мемориал памяти жертв 11 сентября). В то же время Моди заявляет, что Индия - надежный партнер США в борьбе против мирового терроризма;

- в совместном заявлении также абсолютно не была затронута проблема Украины (индийская сторона признает наличие у России законных интересов) [10];

- Нарендра Моди успел встретиться на полях ГА ООН с премьером Израиля Беньямином Нетаньяху;

- и последнее, самое главное, Индия не поддерживает планы Соединенных Штатов по использованию своего нынешнего внешнеполитического курса для сдерживания КНР в Азии.

Следующим шагом на пути к более тесному двустороннему общению стал визит Б. Обамы в Индию в январе 2015 г. На первый взгляд может показаться, что это своеобразный ответ на приезд Моди в Вашингтон в 2014 г.: даже на сайте «Голоса Америки» было указано о совершении президентом США «исторического визита» и об особых «нарушениях протокола» со стороны Моди, которые только подхлестнули разговоры о более тесном контакте между Индией и США [11]. Единственное достижение тех переговоров - Моди добился от США снятия требования о тотальном контроле поставляемого в Индию ядерного топлива. Соглашения о продолжении военно-технического сотрудничества и возобновлении взаимодействия в атомной сфере, прерванного после официального испытания Индией ядерного оружия в 1998 г., в основном носят декларативный характер. Самым громким заявлением, сделанным во время поездки Обамы, стала фраза о том, что «Америка могла бы стать лучшим партнером Индии» [12].

Ярким штрихом в этой картине стал последний на данный момент визит Н. Моди в США в июне 2016 г. Он разительно отличался от визита 2014 г: больше конструктива и меньше декораций, больше политики.

Моди была оказана честь выступить перед обеими палатами Конгресса. Своеобразную «прелюдию» к этому разыграли два представителя противоборствующих партий, республиканцев и демократов, внеся законопроект о предоставлении Индии статуса «особого глобального партнера Америки». Это притом, что в мае 2016 г. США уже присвоили Индии статус «ключевого партнера в оборонной сфере» (Major Defense Partner), а Барак Обама в ходе переговоров только подтвердил это решение [13]. Однако на деле несколько по существу ключевых вопросов не были урегулированы:

- неясно, готовы ли США делиться с Индией передовыми разработками;

- в свете принятого Моди и Обамой в январе 2015 г. Совместного заявления о стратегическом видении Азиатско-Тихоокеанского региона и Индийского океана, у Индии все же имеется собственная позиция по многим спорным вопросам, в частности по поводу американо-китайского противостояния в Южно-Китайском море;

- неизвестна судьба соглашения LEMOA, по которому американцы и индийцы предоставляют друг другу базы для военного использования (переговоры по нему идут уже 10 лет, подписание отложено, хотя текст уже согласован).

Пожалуй, самым знаковым событием этого визита стало заключение договора с компанией Westinghouse на строительстве шести реакторов новой АЭС в индийском штате Андхра-Прадеш. И здесь есть множество камней преткновения, в основном с индийской стороны (инфраструктурный и экономический вопрос), но очевидно, что данная инициатива ближе всех готова к воплощению.

Итак, обобщая вышесказанное, можно заключить, что индийско-американское сотрудничество только на первый взгляд является таким уж безоблачным. Обе страны находятся на перепутье, в своеобразной зоне турбулентности, причем как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом плане. В США после прихода к власти республиканцев во главе с Дональдом Трампом поменялась общая тональность, а те политики, которые работали на сближение с Индией, покинули свои посты (например, демократ Эштон Картер в должности министра обороны способствовал такому сближению). Достаточно проблематичной выглядит ситуация и для Нарендры Моди: соглашений по прекращению американской военной помощи Пакистану не достигнуто, оппозиция Моди упрекает его за нарушение основного принципа индийской внешней политики о невмешательстве и неучастии в военных блоках, и даже чисто внешне видно, что достигнутые договоренности выгодны скорее Соединенным Штатам, нежели Индии [14].

Индия в официальных документах не называет США «союзником»: во всех источниках фигурирует формулировка «партнер». Но подобная «стратегическая автономность» на руку обоим партнерам. Ведь во многополярном мире каждое действие может стать поворотным. Кому, как ни «старейшей демократии в мире», как называет Моди США и «самой большой демократии в мире», как называл Джордж Буш-младший Индию, этого не осознавать.

Список использованных источников и литературы

1. 6 top priorities for the ministry of external affairs // The Times of India. -

26.05.2014. - URL: http://timesofindia.indiatimes.com/news/6-top-priorities-for-the-ministry-of-external-affairs/articleshow/35615678.cms

2. Униикришнан Нандан, Пурушотхаман Ума. И все же по заветам Неру // Россия в глобальной политике. - 26.11.2015. -URL: http://www.globalaffairs.ru/number/I-vse-zhe-po-zavetam-Neru-17845

3. Денисов И. Индия хочет видеть в США партнера, а не арбитра и наставника // Российский совет по международным делам. - 10.10.2014. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4550#top-content

4. NonAlignment 2.0: A Foreign and Strategic Policy for India in the Twenty First Century. - New Delhi, 2012. - P. 47.

5. Ленчук Р. Внешнеполитическая стратегия Индии в период правления Нарендры Моди // Аналитическое агентство «Внешняя политика». -

07.07.2015. - URL: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/vneshnepoliticheskaya-strateg iya-indii-v-pravlenie-narendry-modi/

6. Денисов И. Индия хочет видеть в США партнера, а не арбитра и наставника // Российский совет по международным делам. - 10.10.2014. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4550#top-content

7. Стуруа М. Моди в моде: индийский премьер завоевывает Америку // Московский комсомолец. - 29.09.2014. - URL: http://www.mk.ru/politics/ 2014/09/29/modi-v-mode-indiyskiy-premer-zavoevyvaet-ameriku.html

8. Шукла В. Нарендра Моди и США // Российский совет по международным делам. - 10.10.2014. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4552#top-content

9. Там же.

10. Там же.

11. Барак Обама в Индии // Голос Америки. - 25.01.2015. - URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/obama-india/2611962.html

12. Limaye Y., Biswas S. US and India can be 'best partners' // BBC. -27.01.2015. - URL: http://www.bbc.com/news/world-asia-india-30995988

13. Куприянов А. Последний визит к Обаме // Lenta.ru. - 16.06.2016. -URL: https://lenta.ru/articles/2016/06/16/india_us/

14. Там же.

Коротко об авторе

Круть Виталий Глебович - студент Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about the author

Krut Vitaly Glebovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.