DOI: 10.31249/kgt/2022.02.08
Индийский рынок вооружений: история и перспективы
Георгий Дмитриевич ВЛАСОВ
научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН),
117418, Нахимовский проспект, д. 51/21, г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7550-9598
ЦИТИРОВАНИЕ: Власов Г.Д. (2022). Индийский рынок вооружений: история и перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 15. № 2. С. 154-172. DOI: 10.31249/kgt/2022.02.08
Статья поступила в редакцию 11.10.2021. Исправленный текст представлен 25.04.2022.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются история, текущее состояние и перспективы российско-индийского сотрудничества в военно-технической сфере, а также влияние на него тенденций, которые складываются в военно-промышленном комплексе Индии, и международно-политических факторов, прямо или косвенно отражающихся на индийском рынке вооружений. Россия исторически занимает прочные позиции на индийском рынке вооружений и остается основным партнером Индии в военно-технической сфере. Однако в последнее время наблюдается снижение объемов поставок российской военной техники в Индию. С одной стороны, это связано с обострением конкуренции на индийском рынке вооружений, с другой - со стремлением Индии развивать собственный военно-промышленный комплекс и из импортера вооружений превратиться в их экспортера. Немаловажную роль играет и стремление Индии сохранить приверженность традиционному кур-
су на диверсификацию поставок военной техники. Кроме того, в перспективе влияние на индийский рынок вооружений смогут оказывать и международно-политические факторы. Речь идет прежде всего о напряженных отношениях Индии и Китая, история конфронтации которых насчитывает не один десяток лет, и о сближении Индии со странами, вместе с ней входящими в «четырехсторонний диалог по безопасности» - Quad.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Индия, Россия, военно-техническое сотрудничество, военно-промышленный комплекс, Азиатско-Тихоокеанский регион, Индийско-Тихоокеанский регион, авиация, бронетехника, военно-морской флот, AUKUS, Quad.
Индия обладает второй по численности армией мира [The Military Balance 2021, 2021, p. 28] и занимает второе место среди стран-импортеров вооружений [SIPRI Yearbook, 2020,
р. 13]. В структуре индийского военного импорта Россия традиционно занимает главное место1. В последние годы в военно-промышленной отрасли Индии и в индийском подходе к закупкам вооружений происходят значительные изменения, обусловленные как технологическими и экономическими, так и политическими факторами. В связи с этим наметились тенденции, которые могут стать определяющими и для индийского рынка вооружений, и для российско-индийского сотрудничества в военно-технической сфере. Данная статья посвящена рассмотрению этих тенденций и тех перспектив развития индийского рынка вооружений, которые с ними связаны.
Предпосылки наращивания импорта вооружений Индией
Импорт вооружений традиционно играл важнейшую роль в деле обеспечения вооруженных сил Индии военной техникой, поскольку собственный военно-промышленный комплекс страны не позволял ей полагаться только на собственные силы в вопросе вооружения войск. Такое положение вещей было исторически обусловлено. Вместе с обретением долгожданной независимости в 1947 г. Индия получила и собственные вооруженные силы, которые представляли собой результат раздела бывшей Британской индийской армии между двумя вновь созданными доминионами Великобритании (а впоследствии независимыми государствами): Индией и Пакистаном. Техника и вооружение этих войск так-
же были британскими. Перед молодым государством стояла задача поиска новых источников поставок современной военной техники. А в том, что она понадобится, не могло быть никаких сомнений: сразу же после обретения Индией независимости вспыхнула война с Пакистаном - первая из чреды войн, которые Индии придется вести в ХХ в.
Новой армии требовалось вооружение, обеспечить собственное производство которого страна, только что освободившаяся от колониального гнета, была не в состоянии. При этом было бы неправильно сказать, что Индия к моменту обретения независимости совершенно не обладала собственной военной промышленностью. В колониальный период британцы создали на территории Индии целый ряд оружейных заводов (ordnance factories), однако в целом британское господство в Индии было отмечено амбивалентностью подхода к проблеме развития местной военной промышленности: с одной стороны, развитие военных технологий в Индии воспринималось британским колониальным руководством как потенциальная проблема, во многом из-за представления о том, что производство вооружений лежит в основе промышленного раз-вития2, а значит, экономической самостоятельности; с другой - военная промышленность была необходима британцам для обеспечения их военных нужд в Индии. Колониальные власти не только тщательно следили за тем, чтобы передовые европейские военные технологии не попали в руки индийцев, но и последовательно подавляли местные военные производства, в частности
1 Военно-техническое сотрудничество // Посольство Российской Федерации в Республике Индии. - 2021. - URL: https:// india.mid.ru/ru/countries/bilateral-relations/voenno_tekhnicheskoe_sotrudnichestvo/ (дата обращения: 15.09.2021).
2 Priya S. Guns and the British Empire // Aeon. - 2018. - February 14. - URL: https://aeon.co/essays/is-the-gun-the-basis-of-mod-ern-anglo-civilisation (дата обращения: 15.09.2021).
3
производство огнестрельного оружия3. Между тем к моменту колониального подчинения Индии британцами индийское производство огнестрельного оружия находилось на весьма высоком уровне, его история восходила к XVI в., когда основатель династии Великих Моголов падишах Бабур стал использовать привезенное из Османской империи огнестрельное оружие, эффективность применения которого как Моголами, так и их противниками дала толчок для развития собственного индийского производства огнестрельного оружия, эффективность и технологические достоинства которого уже в XVII в. отмечались европейскими, в частности британскими, на-блюдателями4. Однако во второй половине XIX в. прагматические интересы снабжения Британской индийской армии до определенного предела возобладали, и британцы создали на территории страны ряд оружейных заводов, которые производили боеприпасы, винтовки, оружейные передки, лафеты и даже пушки и пулеметы. Эти фабрики впоследствии составили ядро военной промышленности независимой Индии, однако в колониальный период они были полностью зависимы от Великобритании в части машинного оснащения и технологий [Roy, 2003, p. 411], что приводило к их технологической отсталости. Кроме того, имели место недостаточность военного бюджета Британской Индии, инвестиций в развитие военной промышленности и нехватка квалифицированных местных технических специалистов для работы на таких предприятиях [Roy, 2003, p. 416]. Недостаток средств, технологическая отсталость (во многом являвша-
яся следствием целенаправленной политики британских властей) и нехватка квалифицированных кадров привели к тому, что индийский историк Каушик Рой назвал «технологической ловушкой», в результате которой военно-техническое оснащение Британской индийской армии позволяло ей вести лишь «малые колониальные войны» [Roy, 2003, p. 423].
Прямая зависимость от метрополии в вопросах поставок вооружений в начале постколониального периода развития Индии привела к предсказуемому доминированию британской военной продукции в структуре вооружений индийских войск. Однако уже в середине 1950-х, после обмена визитами лидеров Индии и СССР, ярко обозначилось потепление в отношениях двух стран, за которым начиная с 1960-х гг. последовала и активизация военно-технического сотрудничества между ними. Советский Союз, который в 1950-е уже входил в тройку крупнейших мировых экспортеров вооружений, начал стремительно вытеснять Великобританию с индийского рынка. При этом Индия отнюдь не полагалась только на один источник поставок вооружений: напротив, уже тогда сформировалась свойственная ей политика диверсификации военных закупок. Кроме того, Индия активно развивала и собственный военно-промышленный комплекс, в том числе путем организации производства различных, включая высокотехнологичные, видов вооружения на своей территории5 [SIPRI Yearbook of world armaments and disarmament 1968/69, 1969, p. 78-79].
После распада Советского Союза Российская Федерация унаследовала
3 Ibid.
4 Ibid.
5 Например, в начале 1960-х в Индии компанией Hindustan Aeronautics Limited было организовано производство советских истребителей МиГ-21. - Прим. авт.
его место на индийском рынке вооружений, был реализован ряд успешных проектов. В тяжелый для страны период 1990-х годов экспортные контракты, в частности контракты с Индией, были жизненно важны для российского ВПК (например, контракты с Индией на поставку танков Т-90С фактически спасли военное производство знаменитого «Уралвагонзавода»), а необходимость удовлетворения технических требований индийского заказчика стала фактором его активной модернизации. К числу наиболее масштабных и успешных примеров сотрудничества между Россией и Индией можно отнести, например, совместную разработку сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос», которая стала использоваться на кораблях индийского ВМФ с 2005 г.6 Кроме того, среди крупнейших реализованных проектов в области российско-индийского военно-технического сотрудничества необходимо назвать контракты на поставку самолетов Су-30 МКИ, танков Т-90С, авианосца Vikramaditya (бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков»), постройку для индийского флота шести фрегатов проекта 11356 (получивших в Индии обозначение Talwar), передачу Индии по договору лизинга атомной подводной лодки К-152 «Нерпа». Однако большинство самых крупных и известных проектов в области ВТС относятся к периоду второй половины 1990-х -началу 2000-х годов (по крайней мере, в части заключения договоров на поставки тех или иных видов вооружений). На сегодняшний день Россия сохраняет статус крупнейшего поставщика вооружений для Индии: доля российских поставок составляет 23%
от общего объема закупаемых Индией вооружений \Wezeman Р., Wezeman S., Kuimova А., 2020, р. 2]. Однако, как показывают данные свежего исследования Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) «Тренды в международных поставках вооружений, 2020», в 2016-2020 гг. наметилась тенденция к значительному сокращению российских военных поставок в Индию: за этот период они сократились на 53% \Wezeman Р., Wezeman S., Kuimova А., 2020, р. 2]. Вместе с тем Индия осталась вторым в мире (после Саудовской Аравии) импортером вооружений, хотя ее доля в мировом импорте оружия за 2016-2020 гг. сократилась по сравнению с периодом 2011-2015 гг. на 33% \Wezeman Р., Wezeman S., Kuimova А., 2020, р. 6]. Иными словами, Индия стала закупать меньше вооружений на международном рынке, но не настолько меньше, чтобы сокращение российских поставок в Индию могло полностью объясняться этим общим сокращением индийских закупок. Частично сокращение российско-индийского ВТС связано с тем, что место России заняли другие поставщики (в частности, на индийском рынке вооружений выросла доля Франции и Израиля \Wezeman Р., Wezeman S., Kuimova А., 2020, р. 9].
Российско-индийское сотрудничество в области военной авиации
Означает ли это, что Россия постепенно вытесняется с индийского рынка вооружений и какие факторы влияют на перспективы российско-индийского
6 BRAHMOS Supersonic Cruise Missile // BrahMos Aerospace - 2021. - URL: https://www.brahmos.com/content.php7id-= 10&sid=10 (дата обращения: 15.09.2021).
военно-технического сотрудничества? Для ответа на эти вопросы следует для начала обратиться к наглядному примеру ситуации в области военной авиации, в которой российско-индийское сотрудничество является особенно тесным и давним и с которой некогда и началось крупномасштабное военно-техническое сотрудничество Индии и Советского Союза7.
Наиболее успешным примером сотрудничества России и Индии в сфере военной авиации можно назвать поставку Индии российских истребителей Су-30МКИ8, первые из которых начали поступать в индийские ВВС по контракту, заключенному еще в 1996 г., а затем индийская сторона неоднократно заказывала дополнительные самолеты. Следующим шагом в развитии военно-технического сотрудничества между Россией и Индией могло бы стать взаимодействие в области разработки истребителя пятого поколения (Су-30МКИ относится к поколению 4+), и договоренности о совместной работе над таким самолетом были достигнуты в 2007 г.9; однако в 2018 г. Индия объявила о выходе из совместной с Россией программы по созданию истребителя пятого поколения на базе российского самолета Су-5710. Причиной послужило то, что, по мнению ин-
дийской стороны, перспективный российский самолет по ряду параметров (боевая авионика, радары и сенсоры, малозаметность) не отвечал требованиям Министерства обороны Индии для истребителя пятого поколения. Вместе с тем уже в середине 2020 г. Индия получила первые из 36 многоцелевых истребителей четвертого поколения Rafale11 производства французской компании Dassault Aviation, которые были заказаны по межправительственному договору с Францией, заключенному в 2016 г., а к середине 2021 г. в общей сложности были поставлены уже 26 французских истребителей12. Общая стоимость поставки 36 самолетов Dassault Rafale составила 9,2 млн долларов, эта сделка стала для Индии крупнейшей со времен сделки по поставке российских истребителей Су-30МКИ. Сделка с французским авиапроизводителем стала результатом объявленного в 2008 г. тендера на закупку перспективных средних истребителей для индийских ВВС (Medium Multi-Role Combat Aircraft, MMRCA), в котором участвовали семь самолетов (включая российский МиГ-35), и с самого начала была окружена целым рядом коррупционных скандалов13. Между тем в январе 2021 г. завершился контракт на поставку российских истребителей
7 BRAHMOS Supersonic Cruise Missile // BrahMos Aerospace - 2021. - URL: https://www.brahmos.com/content.php7id-= 10&sid=10 (дата обращения: 15.09.2021).
8 Речь идет о поставках истребителей МиГ-21 в 60-е гг. ХХ в., которые долгое время составляли основу индийских ВВС и, несмотря на стремление индийского военного руководства вывести эти, по сути, давно устаревшие самолеты из парка ВВС, до сих пор находятся в их составе. - Прим. авт.
9 Версия самолета Су-30, специально подготовленная с учетом пожеланий индийского заказчика, что нашло отражение в маркировке самолета - МКИ - «модернизированный, коммерческий, индийский». - Прим. авт.
10 Авдеев Ю. «Су»дарь расправляет крылья // Красная звезда. - 2010. - 24 марта. - URL: http://old.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03. html (дата обращения: 15.09.2021).
11 Five Rafale jets formally inducted into Indian Air Force in boost to India's air power // The Economic Times. - 2020. - September 10. - URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/five-rafale-jets-formally-inducted-into-indian-air-force-in-boost-to-indias-air-power/articleshow/78033898.cms?from=mdr (дата обращения: 15.09.2021).
12 India has received 26 Rafale aircraft till date: Govt // The Hindu. - 2021. - July 28. - URL: https://www.thehindu.com/news/ national/india-has-received-26-rafale-aircraft-till-date-govt/article35585665.ece (дата обращения: 15.09.2021).
13 См., например: Judge appointed in France to probe Rafale deal charges // The Indian Express. - 2021. - July 4. - URL: https:// indianexpress.com/article/india/rafale-deal-probe-judicial-probe-in-france-7388018/ (дата обращения: 15.09.2021).
Су-30МКИ, которые поставлялись Индии с 1996 г.14 Всего было поставлено 272 самолета, которые на сегодняшний день составляют основу парка истребительной авиации индийских ВВС [The Military Balance 2021, 2021, p. 263], но дальнейшие закупки самолетов этого типа не планируются. Таким образом, учитывая выход Индии из проекта FGFA, получается, что как минимум на данный момент крупномасштабное практическое сотрудничество России и Индии в сфере военной авиации приостановлено: проектов, аналогичных многолетнему плодотворному опыту сотрудничества по проекту Су-30МКИ, нет. Правда, в июле 2021 г. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству объявила о том, что подана заявка на участие самолета МиГ-35 в новом индийском тендере на закупку 110 средних истребителей15. Однако, учитывая неудачный опыт участия данного истребителя в прошлом тендере, по результатам которого была заключена сделка на поставку самолетов Rafale, возлагать большие надежды на новый тендер преждевременно. В случае, если российскому самолету вновь не удастся одержать победу в индийском тендере, можно будет говорить о начале определенной черной полосы для российско-индийского военного сотрудничества в сфере авиации. В январе 2021 г. Индия приняла решение о закупке 83 самолетов Tejas
MK-1A - легких однодвигательных истребителей четвертого поколения, разработанных ведущей индийской авиастроительной компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Стоимость контракта на закупку самолетов Tejas составила 6,58 млрд долларов - это крупнейшая сделка по закупке Индией авиационной техники собственного производства. Закупка самолетов Tejas MK-1A стала одним из ярких примеров общего курса индийского руководства на развитие собственной военной промышленности, который будет подробнее рассмотрен ниже. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх назвал решение о закупке отечественных самолетов историческим и сказал, что в ближайшие годы они станут основой индийских ВВС16. Судя по всему, это только начало: на сегодняшний день в стадии разработки находится целый ряд индийских боевых самолетов, таких как HAL Tejas Mark 217, начало серийного производства которого ожидается в 2025 г., палубный многоцелевой истребитель HAL TEDBPS и HAL AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft), который можно назвать наиболее амбициозным индийским военно-авиационным проектом - это истребитель пятого поколения.
Ситуация в сфере индийских закупок военной авиационной техники важна не только потому, что в связи с развитием технологий управляе-
14 Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона // ТАСС. - 2020. - 11 февраля. - URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/7735259 (дата обращения: 15.09.2021).
15 Russia Puts Forward MiG-35 Jet in India's Tender for Delivery of 110 Fighters // BRICS information portal. - 2021. - July 28. - URL: http://infobrics.org/post/33808/ (дата обращения: 15.09.2021).
16 Cabinet approves procurement of 83 Tejas fighter jets in Rs 48,000 cr deal // India Today. - 2021. - January 13. - URL: https:// www.indiatoday.in/india/story/pm-modi-approved-largest-indigenous-defence-deal-worth-rs-48-000-crores-1758733-2021-01-13 (дата обращения: 15.09.2021).
17 Tejas Mark II to roll out next year; high-speed trials in 2023: HAL Chief Madhavan // The Hindu. - 2021. - January 31. - URL: https://www.thehindu.com/news/national/tejas-mark-ii-to-roll-out-next-year-high-speed-trials-in-2023-hal-chief-madhavan/arti-cle33708634.ece (дата обращения: 15.09.2021).
18 Atma Nirbhar defence: Indigenous projects to look out for at Aero India 2021 // The Week. - 2021. - February 3. - URL: https:// www.theweek.in/news/india/2021/02/03/atma-nirbhar-defence-indigenous-projects-to-look-out-for-at-aero-india-2021.html (дата обращения: 15.09.2021).
мого вооружения авиация приобрела важнейшую роль для современного театра военных действий, стала способна самостоятельно решать задачи по разгрому противника [Валецкий, 2015, с. 137], но и потому, что она довольно показательна и отражает те тенденции, которые характерны для индийского рынка вооружений в целом.
Во-первых, как показывает ситуация с тендером MMRCA на закупку среднего многофункционального боевого самолета, по результатам которого был заключен договор на поставку французских самолетов Dassault Rafale, и объявленным в 2018 г. MMRCA 2.0, результатом которого должна стать закупка еще 114 истребителей, крупный индийский рынок вооружений очень привлекателен для ведущих стран-экспортеров военной техники, и российским производителям предстоит серьезная борьба за него. В этой борьбе роль будут играть и качество самой предлагаемой военной техники, и экономические условия сделок, и готовность поставщиков к трансферу определенных технологий, и международно-политические факторы (о роли которых речь пойдет ниже). Так или иначе, ситуация середины 1990-х - начала 2000-х годов, когда российская военная техника по соотношению цена/качество была практически безальтернативной для Индии, ушла в прошлое.
Во-вторых, сравнение количества заказанных у HAL самолетов Tejas (83)
и самолетов, которые должны быть закуплены у зарубежных производителей по результатам тендера MMRCA 2.0 (114), показывает, что объемы закупок самолетов за рубежом и у отечественного производителя уже вполне сопоставимы. При этом Tejas - это легкий истребитель, имеющийся у Индии Су-30МКИ - тяжелый, а тендер объявлен на средний истребитель. То есть по структуре закупок вполне ясно прослеживается стратегия индийского руководства в области вооружений - закупать только то, чего нет в наличии и что страна (пока) не в состоянии производить самостоятельно.
Аналогичные процессы происходят и в области военно-морской техники. Например, если в 1990-е приобретение у России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (получившего наименование Vikramaditya) с последующей его перестройкой было оптимальным решением для Индии, которая нуждалась в какой-либо замене выведенного из состава флота Индии в 1997 г. авианосца Vikrant, то сегодня Индия самостоятельно (но при помощи ряда иностранных, в том числе российских, предприятий) строит современный авианосец, также получивший имя Vikrant, который поступил в состав индийского ВМФ в 2022 г., а в стадии разработки находится еще более передовой авианосец Vishal, завершение постройки которого ожидается в 2030-е годы19 и который заменит корабль Vikramaditya в индийском фло-те20. При этом сотрудничество России и
19 Navy's second home-built carrier will be nuclear, but will come only in 2030s // Business Standard. - 2016. - November 7. - URL: https://www.business-standard.com/article/specials/navy-s-second-home-built-carrier-will-be-nuclear-but-will-come-only-in-2030s-116110600818_1.html (дата обращения: 15.09.2021).
20 Navy to get aircraft carrier Vikrant, missile destroyer Visakhapatnam in 2021 // Hindustan Times. - 2021. - April 27. - URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/navy-to-get-aircraft-carrier-vikrant-missile-destroyer-visakhapatnam-in-2021-101619498533809.htmlJflaTa обращения: 15.09.2021).
Индии в сфере военно-морской техники не прекратилось: так, по заказу Индии строятся фрегаты проекта 135621, но поставки российской военно-морской техники теперь являются для Индии скорее дополнением собственной программы военно-морского строительства, возможностью относительно быстрого пополнения состава флота, а не основным способом получения современных военных кораблей.
Новые тенденции в индийском импорте военной техники
Очевидно, что Индия, страна с одной из крупнейших в мире армий и находящаяся в весьма напряженных отношениях с соседними Китаем и Пакистаном, стремится к развитию собственного ВПК, то есть к своего рода импортзамещению в военно-промышленной сфере. Эта тенденция явствует и из того факта, что при заключении контрактов на закупку вооружений (в том числе самолетов Су-30МКИ и танков Т-90С) Индия всегда стремилась не просто приобрести технику, но и локализовать ее производство, получить лицензии на производство тех или иных видов военной техники, а значит, доступ к проектной документации, технологиям. Кроме того, значительное место отведено ВПК и в запущенной премьер-министром Нарендрой Моди масштабной программе Make in India, старт которой был дан в 2014 г. Одна из целей программы в военно-промыш-
ленной сфере - повысить долю производимых в Индии компонентов закупаемых вооружений с нынешних 10 до 50% [The Military Balance 2021, 2021, p. 311; Defense Acquisition Procedure, 2020]. Это вполне объяснимо: страна, претендующая на роль как минимум региональной державы, не может полагаться только на поставки вооружений из-за рубежа - она должна производить их самостоятельно. В этом смысле показателен пример Китая, который в конце XX - начале XXI в. перешел от статуса импортера сначала советских (до начала советско-китайских противоречий), а затем и российских вооружений к самостоятельному производству современных вооружений и их экспорту22. Движение Индии в аналогичном направлении лежит в русле популярного у нынешнего индийского руководства лозунга-программы Atmanirbhar Bharat - «самодостаточная Индия». Возможно, самодостаточность в военно-технической сфере не является для Индии вопросом ближайшей перспективы, учитывая технологические сложности, определенные политические и социальные факторы и т.д., но, так или иначе, Индия, без всяких сомнений, будет продолжать двигаться по пути развития собственного военно-промышленного комплекса. В рамках этой политики локализации производства правительство Индии подготовило перечень из 101 наименования военной техники, покупка которой за рубежом запрещена23. Перечень был опубликован 9 августа 2020 г., а чуть менее чем через год, 31 мая
21 Судозавод «Янтарь» начал подготовку к возобновлению строительства двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии // Интерфакс-АВН. - 2018. - 13 декабря. - URL: https://www.militarynews.ru/story.asp7ridH&nid=497689&lang=RU (дата обращения: 15.09.2021).
22 Это, однако, не означает, что Китай полностью прекратил закупки вооружений: он занимает второе после Индии место в структуре российского экспорта вооружений. - Прим. авт.
23 Roblin S. Here's Why India Is Banning Imports Of 101 Different Weapon Systems // Forbes. - 2020. - August 10. - URL: https://www. forbes.com/sites/sebastienroblin/2020/08/10/heres-why-india-is-banning-imports-of-101-different-weapons/7sh=2a09fabe94dc (дата обращения: 20.04.2022).
2021 г., Министерство обороны Индии опубликовало новый перечень, который расширил ограничения по закупке на еще 108 наименований военной техники24. Наконец, 7 апреля 2022 г. был опубликован третий по счету список «позитивной коренизации» (positive indigenization list, официальное название документа), в который вошло еще 101 наименование военной техники, импорт которой должен быть заменен отечественным производством25. Таким образом, за три года Индия выразила намерение отказаться от импорта в общей сложности 310 видов вооружений. Это свидетельствует о последовательном курсе на импортозамещение в военно-технической сфере. Успехи страны на пути создания передовых современных вооружений, по всей видимости, будут означать закрытие тех или иных секторов индийского рынка вооружений для зарубежного импорта, поскольку очевидно, что при наличии, например, собственного конкурентоспособного истребителя пятого поколения Индия не будет нуждаться в его приобретении за рубежом. В перспективе Индия сама стремится стать крупным экспортером вооружений, повторив путь Китая, а также Японии, которая в последнее время тоже стала пытаться наладить экспорт собственных вооруже-ний26. В 2016 г. премьер-министр Индии
Нарендра Моди поставил амбициозную задачу поднять индийский экспорт вооружений в 20 раз, доведя его объем до 3 млрд долларов к 2025 г.27 Для российских поставщиков это будет означать постепенное, но неуклонное сжатие индийского рынка вооружений, ограничение их экспортных возможностей рамками, с одной стороны, высокотехнологичного оружия, которое Индия (пока) не в состоянии производить самостоятельно, а с другой - простого и надежного оружия, производство которого Индии проще локализовать у себя, нежели вкладывать средства в его разработку с нуля.
При этом индийский подход к закупкам вооружений вполне прагматичен и обусловлен в первую очередь задачей обеспечения национальной безопасности - там, где иностранные поставщики могут предложить качественную военную технику, собственных аналогов которой у Индии или нет, или их производство слишком дорого в сравнении с зарубежными образцами, Индия готова приобретать такую иностранную технику. Такова, например, ситуация с российскими зе-нитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-400 «Триумф». Межправительственное соглашение о закупке С-400 было подписано в 2016 г.28, а сам контракт на поставку пяти полков С-400 был за-
24 MoD notifies 'Second Positive Indigenisation List' of 108 items to promote self-reliance & defence exports // Press Information Bureau Government of India. - 2021. - May 31. - URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1723148 (дата обращения: 20.04.2022).
25 Peri D. Defence Ministry notifies 3rd positive indigenisation list // The Hindu. - 2022. - April 7. - URL: https://www.thehindu.com/ news/national/defence-ministry-notifies-3rd-positive-indigenisation-list/article65299040.ece (дата обращения: 20.04.2022).
26 Несмотря на довольно скромные успехи Японии в качестве экспортера вооружений, сама тенденция представляет больший интерес, учитывая, что одним из основных потенциальных покупателей японской военной техники может стать Индия. Подробнее об этом см.: [Парамонов, 2020].
27 India wants to be one of the world's biggest arms exporters // Mint. - 2016. - January 28. - URL: https://www.livemint.com/Pol-itics/uymwd8zmTQZORzBRdErzpI/Indias-3-billion-armsexport-goal-puts-China-in-Narendra-M.html (дата обращения: 15.09.2021).
28 Россия и Индия подписали соглашение о поставках С-400 // РИА Новости. - 2016. - 15 октября. - URL: https:// ria. ru/20161015/1479294819.html (дата обращения: 15.09.2021).
ключен спустя два года29. Сумма сделки составила почти 5,5 млрд долларов; таким образом, поставка С-400 стала одной из крупнейших в истории российско-индийского военно-технического сотрудничества, наряду со сделками на поставку самолетов Су-30МКИ и авианосца Vikramaditya30. Интересно, что индийское руководство пошло на закупку российских систем, несмотря на наличие собственных зенитно-ра-кетных комплексов Akash и Prithvi (как уже существующих, так и находящихся в стадии разработки), а также на риск санкций со стороны США в рамках Закона «О противодействии противникам Америки с помощью санкций» (CounteringAmerica's Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA). Очевидно, что приобретение российских ЗРК, являющихся одними из наиболее передовых в мире, объясняется их высокими техническими характеристиками, благодаря которым они заслужили превосходные оценки индийских специалистов31. Не вызывает сомнений та исключительная роль, которую в современной войне играют авиация (в том числе беспилотная) и ракетная техника, а также, соответственно, противостоящие им системы ПВО. Поэтому неудивительно, что, имея в качестве двух основных потенциальных противников Китай и Пакистан, две ядерные державы, обла-
дающие к тому же развитой современной авиацией, Индия стремится обзавестись передовыми системами ПВО как можно скорее, не дожидаясь разработки собственных зенитно-ракет-ных систем, аналогичных российским. При этом сама задача разработки таких аналогов отнюдь не снимается с повестки дня.
Аналогичные процессы происходят и в сфере бронетехники. В апреле 2019 г. Комитет по безопасности правительства Индии одобрил сделку по закупке 464 новейших российских танков Т-90МС32, несмотря на наличие индийского танка Arjun. Первые танки Arjun стали поступать в индийскую армию еще в 2004 г.33, но до сих пор в структуре бронетехники индийской армии они представлены более чем скромно - всего 122 машины различных версий из 3 640 основных боевых танков, имеющихся в распоряжении индийской армии (остальные танки советского и российского производства) [The Military balance 2021, 2021, p. 260]. По всей видимости, несмотря на большую важность танковых войск для индийской обороноспособности, многолетние попытки индийских конструкторов создать конкурентоспособный современный основной боевой танк пока не увенчались успехом. И хотя 23 сентября 2021 г. индийское оборонное ве-
29 Россия и Индия подписали контракт на поставку С-400. Обобщение // Интерфакс. - 2018. - 5 октября. - URL: https://www. interfax.ru/russia/632093 (дата обращения: 15.09.2021).
30 India to induct Russian S-400 missile systems from Oct 2020 // The Times of India. - 2019. - January 3. - URL: https://time-sofindia.indiatimes.com/india/india-to-get-s-400-missile-systems-from-russia-between-october-2020-and-april-2023/article-show/67350582.cms (дата обращения: 15.09.2021).
31 Например, военный эксперт, генерал-майор в отставке Анил Кумар Лал назвал сделку по приобретению С-400 революционной и переломным моментом (game-changer) для индийских ПВО: Why should US 'waive sanctions' against India for buying S-400 'Triumf' air defence system from Russia? (Part-1) // The Times of India. - 2021. - January 15. - URL: https://timesofin-dia.indiatimes.com/blogs/rakshakindia/why-should-us-waive-sanctions-against-india-for-buying-s-400-triumf-air-defence-system-from-russia-part-1/ (дата обращения: 15.09.2021).
32 Bedi R. India's Cabinet Committee on Security approves procurement of 464 T-90MS tanks // Janes. - 2019. - April 8. - URL: https:// www.janes.com/defence-news/news-detail/indias-cabinet-committee-on-security-approves-procurement-of-464-t-90ms-tanks (дата обращения: 15.09.2021).
33 Joshi S. Army gets first Arjun regiment // StratPost. - 2009. - May 25. - URL: https://stratpost.com/army-gets-first-arjun-regiment/ (дата обращения: 15.09.2021).
домство разместило заказ на производство 118 танков Ат)ып последней модификации Мк-1А34, будущее этого танка пока туманно, во многом по причине его тяжелого веса (68 тонн против 48,5 у Т-90С), а также высокой цены35 (один танк обходится в сумму около 10 млн долларов, в то время как один Т-90С - 2-2,5 млн)36.
Рассмотренные выше примеры ЗРК С-400 и танка Т-90МС позволяют заключить, что для индийского руководства задача обеспечения вооруженных сил наиболее передовыми образцами военной техники является преимущественной по сравнению с задачей достижения самодостаточности в военно-технической сфере. Этот подход вполне логичен и оправдан с точки зрения задач национальной безопасности, и исходя из этого можно предположить, что, по крайней мере, в ближайшей перспективе Индия продолжит в значительной мере рассчитывать на закупки вооружений у зарубежных поставщиков в тех сферах, где иностранная военная техника не имеет индийских аналогов или превосходит таковые.
Таким образом, рассмотренные выше примеры совершенно ясно показывают, что стратегия индийского руководства в деле обеспечения войск современными вооружениями и военной техникой направлена на преимущественное развитие собственного ВПК Индии с целью замещения ино-
странной военной техники в структуре вооружений индийских войск индийскими аналогами. Именно эта тенденция будет оказывать ключевое влияние на индийский рынок вооружений. Исходя из этой главной задачи, в военно-техническом сотрудничестве с другими странами Индия стремится к переходу от традиционных поставок готовой военной техники к инвестициям в индийскую военную промышленность. Именно это направление выделено в качестве приоритетного правительством Индии, в связи с чем лимит на долю прямых иностранных инвестиций в местное оборонное производство был увеличен с 49 до 74% [The Military balance 2021, 2021, p. 228]. Помимо привлечения инвестиций важным направлением в деле обеспечения индийских войск современными вооружениями остается и локализация производства передовых образцов иностранной военной техники. Одним из успешных примеров взаимодействия России и Индии по этой модели на современном этапе является подписанный в ходе визита президента России В. Путина и министра обороны С. Шойгу в Индию 6 декабря 2021 г. контракт на организацию производства в этой стране свыше 600 тыс. российских автоматов АК-203, в соответствии с которым в перспективе планируется 100%-ная локализация производства автоматов37. Это именно та модель военно-технического сотрудничества, к которой стремится сегодня
34 MoD places supply order for 118 Main Battle Tanks Arjun Mk-1A for Indian Army Big boost to 'Aatmanirbhar Bharat' // Press Information Bureau Government of India. - 2021. - September 23. - URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1757320 (дата обращения: 15.09.2021).
35 Bedil R. Why the Arjun MK-1AMain Battle Tank May Prove to Be a Costly Mistake for the Army // The Wire. - 2021. - February 25. -URL: https://thewire.in/government/defence-arjun-mk-1a-main-battle-tanks-indian-army (дата обращения: 15.09.2021).
36 Snehesh A.P. Why the Army's order for 118 Arjuns is its last despite being India's most potent tank // The Print. - 2021. - February 26. - URL: https://theprint.in/opinion/brahmastra/why-the-armys-order-for-118-arjuns-is-its-last-despite-being-indias-most-po-tent-tank/611917/ (дата обращения: 15.09.2021).
37 В ходе российско-индийского саммита состоялось подписание контракта на производство в Индии автоматов АК-203 // Группа компаний «Калашников». - 2021. - 6 декабря. - URL: https://kalashnikovgroup.ru/press-center/news/v_khode_rossiys-ko-indiyskogo_sammita_sostoyalos_podpisanie_kontrakta_na_proizvodstvo_v_indii_avtomat (дата обращения: 15.12.2021).
индийское руководство и которая наиболее перспективна для тех стран, которые хотят присутствовать на индийском рынке вооружений в дальнейшем.
Однако специфика рынка вооружений состоит в том, что его конъюнктура зависит не только от сугубо экономических факторов, но и в не меньшей (если не в большей) мере от факторов политических. В наиболее явном виде это свойство рынка вооружений наблюдалось в период холодной войны, когда страны, входящие в тот или иной глобальный лагерь (капиталистический или социалистический), приобретали вооружения у стран, также входивших в этот лагерь. Сегодня принадлежность к тому или иному наднациональному объединению, как правило, не играет столь важной роли при закупке вооружений, однако очевидно, что влияние международных отношений на структуру рынка вооружений не только сохраняется, но и приобретает новый импульс в современном мире.
Фактор Quad
Как одна из стран - основательниц Движения неприсоединения, Индия традиционно воздерживается от членства в каких-либо военных блоках. При этом нельзя исключать, что на определенном этапе внешнеполитическая обстановка может подтолкнуть Индию если и не к вступлению в некое подобие военно-политического блока, то, по крайней мере, к более тесному сотрудничеству (в том числе и в военно-технической сфере) с государствами, которые окажутся близки Индии с точки зрения общих подходов к наиболее актуальным для нее мировым и региональным проблемам. К числу таких проблем для Индии, безусловно, относится усиление влияния Китая. Рост китайского влияния вызы-
вает обеспокоенность не только у Индии, и в этой связи очевидно наметилось создание коалиции стран, заинтересованных в сдерживании Китая. Практическим результатом этого стало оформление так называемого четырехстороннего диалога по безопасности» (Quadrilateral Security Dialogue, Quad), история которого началась в 2004 г. [Rudd, 2021]. Пока «диалог» является лишь неформальным объединением, однако в 2020 г. Майк Помпео (тогда госсекретарь США) прямо заявил о желании Вашингтона институционализировать эту группу с целью «противостоять тому вызову, который представляет Коммунистическая партия Китая для всех нас» [Rudd, 2021]. Если противостояние с Китаем будет сохраняться, Quad, очевидно, начнет приобретать еще более осязаемые формы.
Существование Quad и его потенциальное влияние на рынок вооружений необходимо рассматривать в более широком контексте чрезвычайно популярной в современной Индии концепции Индийско-Тихоокеанского региона (ИТР). Рамки данной статьи не позволяют углубиться в теоретические аспекты данной концепции, достаточно будет сказать, что она очевидным образом бросает вызов более традиционному и устоявшемуся понятию Азиатско-Тихоокеанского региона, подчеркивая роль стран, входящих в Quad, в том числе Индии. Концепция ИТР, несмотря на ее растущую популярность как в самой Индии, так и в других странах, относимых к этому региону, довольно условна и расплывчата, но, возможно, именно с этими свойствами в значительной мере и связана ее популярность - отсутствие конкретики в определении принципов и целей объединения стран в умозрительном пространстве ИТР позволяет тем или иным политикам и аналитикам интерпретировать эту концепцию
по-своему. Однако можно согласиться с теми экспертами (см., например, [Rajagopalan, 2020]), которые считают, что помимо экономических, исторических, культурных составляющих концепция Индо-Пацифики значима для Индии в первую очередь в стратегическом аспекте, а именно как возможность сдерживания растущей мощи Китая совместно с другими странами региона.
В России к концепции ИТР относятся настороженно: министр иностранных дел Сергей Лавров прямо заявил, что Запад «пытается втянуть ее [Индию] в антикитайские игры, продвигая индо-тихоокеанские стратегии, пытается резко ослабить наши теснейшие партнерские, стратегические, привилегированные отношения с индийца-ми»38. Противостояние Индии и Китая накладывает определенный отпечаток и на российско-индийские отношения, и для индийской стороны российская позиция далеко не всегда выглядит непредвзятой и независимой. Например, Раджроши Рой, аналитик Института оборонных исследований и аналитики имени Манохара Паррикара, в своей статье «Индия, Россия и Индийско-Тихоокеанский регион: поиски согласия» высказал мнение о том, что российское сопротивление концепции ИТР связано с тем критически важным значением, которое имеет поддержка Пекина для российского сопротивления западному давлению [Roy, 2021]. Именно исходя из этого Россия оказывает всё более активную дипломатическую поддержку Китаю в ключевых для него
областях, считает индийский эксперт. Профессор Центра мира и разрешения конфликтов Анита Индер Сингх назвала связи с Россией «обоюдоострым мечом», так как, по ее мнению, Россия не будет поддерживать Индию в индийско-китайском противостоянии, поскольку для России гораздо важнее вместе с Китаем, который является ее стратегическим партнером, противостоять главенству США в мире. В своей статье она образно называет отношения с США, Россией и Китаем «натянутым канатом», по которому идет Индия. Автор рассматривает сложные взаимоотношения, в которых находятся Индия, Китай, Россия и США, и приходит к выводу, что не вполне ясно, удастся ли Индии сохранять дружественные отношения и с Россией, и с США, принимая во внимание напряженные отношения США и России и тесные связи России с Китаем39. При этом большое внимание в статье уделено несопоставимости масштабов экономического сотрудничества России с Китаем и Индией. На диспропорциях в экономическом сотрудничестве России и Китая делает акцент и редактор издания ПвРтШ Джйоти Мальхотра в статье «Ладакх показывает, что Россия не будет выбирать между Индией и Китаем. Она этого не хочет» и приходит к выводу, что Китай и Россия подтолкнут Дели ближе к «свободному миру», то есть к США и их союзникам40.
Таким образом, рассмотренные выше публикации индийских авторов свидетельствуют о том, что, несмот-
38 Лавров заявил, что Запад давит на Индию в вопросах ВТС с Россией // ТАСС. - 2020. - 8 декабря. - URL: https://tass.ru/ politika/10197201 (дата обращения: 15.09.2021).
39 Singh A.I. A US-Russia-China tightrope: In a complex, changing world, countering China is a multifaceted problem for India // The Times of India. - 2021. - January 10. - URL: https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/toi-edit-page/a-us-russia-china-tightrope-in-a-complex-changing-world-countering-china-is-a-multifaceted-problem-for-india/ (дата обращения: 22.04.2022).
40 Malhotra J. Ladakh shows Russia won't choose between India and China. It doesn't want to //The Print. - 2020. - January 26. - URL: https://theprint.in/opinion/global-print/ladakh-shows-russia-wont-choose-between-india-and-china-it-doesnt-want-to/592085/ (дата обращения: 15.09.2021).
ря на уникальный характер российско-индийских отношений, который неизменно подчеркивается дипломатами и политическими лидерами обеих стран, в индийском экспертно-анали-тическом сообществе существуют значительные опасения относительно перспектив этих отношений в свете тесных экономических связей России и Китая и близости их позиций по международно-политическим вопросам.
Тот факт, что взгляд на Россию преимущественно как на партнера Китая в последнее время получил достаточно большое распространение в Индии, весьма показателен. «Китайский фактор» может повлиять на индийский рынок вооружений. Если в Нью-Де-ли будут считать, что Россия слишком тесно связана с Китаем в ущерб интересам страны, то Индия может продолжить сближение с партнерами по Quad уже не только в политической, но и в военно-технической сфере, что может непосредственно сказаться на российско-индийском военно-техническом сотрудничестве. Политические факторы здесь нельзя недооценивать - прекрасным примером самого непосредственного влияния политических альянсов на рынок вооружений может служить ситуация с разрывом сделки между Австралией и Францией по закупке французских подводных лодок на сумму около 90 млрд долларов после объявления о вступлении Австралии в новый военный блок AUKUS41.
Благодаря вступлению в военный альянс с Великобританией и США, Австралия получит возможность строить атомные подводные лодки, что делает неактуальной для нее покупку дизельных субмарин у французской компании Naval Group42.
Пример Австралии и AUKUS (который, по признанию руководителей входящих в него стран, также нацелен в первую очередь на обеспечение их интересов в Индийско-Тихоокеанском регионе43), показывает, что политические альянсы и сегодня могут играть определяющую роль для рынка вооружений. Велика вероятность того, что интенсификация взаимодействия Индии и ее партнеров по Quad приведет и к активизации военно-технического сотрудничества между ними. Предпосылки для этого есть: военно-техническое сотрудничество между Индией и США поступательно развивается с начала 2000-х годов, и за это время создана значительная нормативно-правовая база в этой области, которая, однако, долгое время не воплощалась в конкретные крупные проекты (подробнее см. [Борисов, 2019]). Сегодня есть признаки того, что ситуация начинает меняться. Так, в сентябре 2021 г. в рамках принятой в 2012 г. Инициативы в области оборонных технологий и торговли вооружениями (Defense Technology and Trade Initiative, DTTI) США и Индия заключили договор о совместной разработке беспилотных летательных аппа-
41 Hurst D. The nuclear option: why has Australia ditched the French submarine plan for the Aukus pact? // The Guardian. - 2021. -September 17. - URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2021/sep/18/the-nuclear-option-why-has-australia-ditched-the-french-submarine-plan-for-the-aukus-pact (дата обращения: 22.04.2022).
42 Франция решила отозвать послов из США и Австралии после создания AUKUS // Интерфакс. - 2021. - 17 сентября. - URL: https://www.interfax.ru/world/792088 (дата обращения: 17.09.2021).
43 Remarks by President Biden, Prime Minister Morrison of Australia, and Prime Minister Johnson of the United Kingdom Announcing the Creation of AUKUS // The White House. - 2021. - September 15. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ speeches-remarks/2021/09/15/remarks-by-president-biden-prime-minister-morrison-of-australia-and-prime-minister-johnson-of-the-united-kingdom-announcing-the-creation-of-aukus/ (дата обращения: 15.12.2021).
ратов воздушного базирования44. Также в сентябре 2021 г. представитель британской компании Rolls-Royce сделал заявление о том, что компания готова к участию в совместной с Индией разработке двигателя для будущего индийского истребителя пятого поко-ления45. Все это свидетельствует о растущем интересе к индийскому рынку со стороны западных производителей военной техники и вооружений, причем важно и то, что речь идет именно об авиационном сегменте индийского рынка вооружений, где ранее были особенно прочны позиции СССР, а затем и России.
Также интересно, что если Россия в военно-техническом сотрудничестве с Индией, как правило, осуществляла поставки уже существующих образцов военной техники (хотя и с ее модернизацией в соответствии с пожеланиями заказчика и организацией производства техники на индийских предприятиях по лицензионным соглашениям), то американские и британские производители и разработчики вооружений готовы к совместной с индийскими партнерами разработке военной техники, то есть к тому уровню взаимодействия, который является приоритетным для Индии с точки зрения достижения целей программы Make in India и процедуры оборонных закупок, утвержденной Министерством обороны Индии [Defense Acquisition Procedure, 2020].
Наконец, влияние на российско-индийское сотрудничество в военно-технической сфере может оказать и конфликт на Украине. Несмотря на то, что Индия заняла сдержанную позицию в данном вопросе и не присоединилась к санкциям против России, с высокой долей вероятности можно предположить, что страны Запада будут предпринимать попытки повлиять на индийскую позицию, в том числе в отношении закупок Индией российских вооружений. Очевидно, что какое-либо давление на Индию в этом вопросе будет непродуктивно, и индийское руководство будет действовать исходя в первую очередь из интересов обеспечения обороноспособности страны. Вместе с тем в середине апреля 2022 г. Индия неожиданно приняла решение отказаться от планов по закупке 48 российских вертолетов Ми-1746; формально решение было принято в целях поддержки программы Make in India и задолго до начала конфликта, однако это никак не объясняет непоследовательности такого решения. Вне зависимости от подлинных причин отказа от закупок российского вертолета оно стимулировало активизацию планов по разработке аналогичного индийского вертолета силами компании Hindustan Aeronautics Limited47, что является еще одним подтверждением приверженности руководства Индии курсу на всестороннее развитие отечественного ВПК.
44 India, U.S. signed co-development agreement for Air-Launched Unmanned Aerial Vehicle: Defence Ministry // The Hindu. -2021. - September 3. - URL: https://www.thehindu.com/news/international/india-us-signed-co-development-agreement-for-air-launched-unmanned-aerial-vehicle-defence-ministry/article36268029.ece (дата обращения: 15.09.2021).
45 Rolls Royce Ready To Partner With DRDOTo Manufacture AMCAEngines // Indian Defense News. - 2021. - September 17. - URL: http://www.indiandefensenews.in/2021/09/rolls-royce-ready-to-co-develop-with.html (дата обращения: 15.09.2021).
46 To boost Make in India, IAF cancels plans to buy 48 Mi-17 choppers from Russia // India Today. - 2022. - April 16. - URL: https:// www.indiatoday.in/india/story/make-in-india-iaf-mi-17-choppers-russia-1938341-2022-04-16 (дата обращения: 22.04.2022).
47 India Scraps Planned Purchase of 48 Russian Helicopters // The Defense Post. - 2022. - April 21. - URL: https://www.thedefense-post.com/2022/04/21/india-scraps-purchase-russian-helicopters/ (дата обращения: 22.04.2022).
* * *
Таким образом, в целом военно-техническое сотрудничество России и Индии на сегодняшний день находится на достаточно высоком уровне, и Россия сохраняет статус крупнейшего поставщика вооружений для Индии. Вместе с тем сокращение объемов ВТС между двумя странами в последние годы, особенно в области авиационной техники, является признаком наметившихся проблем. Анализ тенденций развития индийского ВПК и рынка вооружений показывает, что в средне- и долгосрочной перспективах на индийский рынок вооружений будет оказывать влияние ряд факторов как сугубо технического и экономического, так и международно-политического характера, с которыми столкнутся российские экспортеры вооружений.
Прежде всего, абсолютной доминантой для Индии будет являться развитие военного производства как для обеспечения собственных военных нужд, так и для превращения страны из импортера вооружений в их экспортера. Очевидно, что успехи в достижении этой задачи будут означать неуклонное снижение зависимости Индии от внешних поставок вооружений для обеспечения безопасности страны, а также возможно и сокращение объемов индийских закупок вооружений на внешних рынках. Как видно из рассмотренных выше примеров рыка военной авиации, бронетехники и систем ПВО, Индия заинтересована в закупках вооружений только в тех секторах, в которых (пока) нет соответствующих отечественных аналогов или эти аналоги по своим характеристикам значительно уступают той военной технике, которую могут предложить иностранные поставщики.
Что касается сохраняющегося в этих условиях рынка импортных вооружений, то, как показывает затронутая
выше история индийских тендеров на закупку средних многофункциональных истребителей, этот рынок будет характеризоваться острой конкуренцией ведущих мировых производителей вооружений, заинтересованных в заказах из Индии. В этих условиях преимуществом российского военного экспорта будет богатая история военно-технического сотрудничества двух стран, а также налаженная за время этого сотрудничества инфраструктура, в значительной мере ориентированная именно на российскую технику. Однако эти факторы вряд ли можно считать определяющими и преувеличивать их значение не стоит.
Наконец, значительное влияние на индийский рынок вооружений может оказать и международно-политическая ситуация. Противостояние Индии с Китаем подталкивает ее к усилению контактов со странами, разделяющими озабоченность Индии растущим влиянием Китая, в первую очередь с партнерами по Quad. Расширение сотрудничества с США, Японией, Австралией и их союзниками (например, Великобританией как членом блока AUKUS) вполне логично может распространиться и на сферу военно-технического сотрудничества. Как было показано выше, определенные шаги в этом направлении уже были предприняты. При этом тесные связи России и Китая могут негативно сказаться на позициях России на индийском рынке вооружений.
Тенденции индийского военного производства и рынка вооружений показывают, что наиболее перспективным направлением военно-технического сотрудничества Индии с другими странами на сегодняшний день является совместная разработка и производство передовых систем вооружений, переход от традиционных поставок готовой военной техники к инвестициям в индийскую военную промыш-
ленность. Таким образом, наибольшие шансы на успешное военно-техническое сотрудничество с Индией будут иметь те страны, которые готовы стать «донорами» перспективных военных технологий для Индии и вместе с ней работать над созданием передовых типов вооружений, тем самым способствуя достижению главной цели индийского руководства в области военной промышленности - достижения самодостаточности в производстве военной продукции.
Список литературы
Борисов Т. Индия и США: сотрудничество в сфере военных технологий // Российский совет по международным делам. - 2019. - 20 августа. - URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/ indiya-i-ssha-sotrudnichestvo-v-sfere-voennykh-tekhnologiy/ (дата обращения: 22.04.2022).
Валецкий О.В. Оружие современных войн: Боеприпасы, системы управляемого вооружения и меры противодействия их применению. - Пушкино : Центр стратегической конъюнктуры, 2015. - 264 с.
Парамонов О. Военный экспорт Японии: долгая дорога к скромным успехам // Российский совет по международным делам. - 2020. - 28 октября. -URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/voennyy-eksport-yaponii-dolgaya-doroga-k-skromnym-uspekham/ (дата обращения: 22.04.2022).
Defense Acquisition Procedure // Government of India, Ministry of defense, 2020. - URL: https://www.mod.gov.in/ dod/sites/default/files/DAP2030new_0. pdf (дата обращения: 22.04.2022).
Rajagopalan R. Evasive Balancing: India's Unviable Indo-Pacific Strategy //
International Affairs. - 2020. - Vol. 96, N 1. - P. 75-93.
Roy K. Equipping Leviathan: Ordnance Factories of British India, 1859 - 1913 // War in History. -2003. - Vol. 10, N 4. - P. 398-423. -DOI: 10.1191/0968344503wh278oa (дата обращения: 22.04.2022).
Roy R. India, Russia and the Indo-Pacific: A Search for Congruence // Manohar Parrikar Institute for Defense Studies and Analyses. - 2021. - URL: https://idsa.in/idsacomments/india-russia-and-the-indo-pacific-rroy-030221 (дата обращения: 22.04.2022).
Rudd K. Why the Quad Alarms China // Foreign Affairs. - 2021. - August 6. -URL: https://www.foreignaffairs.com/ar-ticles/united-states/2021-08-06/why-quad-alarms-china (дата обращения: 22.04.2022).
SIPRI Yearbook 2020. Armaments, disarmament and international security summary // Stockholm International Peace Research Institute. - Stockholm, 2020. -URL: https://www.sipri.org/sites/default/ files/2020-06/yb20_summary_en_v2.pdf (дата обращения: 22.04.2022).
SIPRI Yearbook of world armaments and disarmament 1968/69 // Stockholm International Peace Research Institute. -Stockholm, 1969. - URL: https://www. sipri.org/sites/default/files/SIPRI%20 Yearbook%201968-69.pdf (дата обращения: 22.04.2022).
The Military Balance 2021 // The International Institute for Strategic Studies (IISS). February 25, 2021. - London: Routledge. - URL: https://www.routledge. com/The-Military-Balance-2021/IISS/p/ book/9781032012278 (дата обращения: 22.04.2022).
Wezeman P., Wezeman S., Kuimova A. Trends in international arms transfers // SIPRI Fact Sheet, 2020. - 12 p. -URL: https://sipri.org/sites/default/files/ 2021-03fs_2103_at_2020.pdf (дата обращения: 22.04.2022).
DOI: 10.31249/kgt/2022.02.08
Arms Market of India: History and Prospects
Georgy D. VLASOV
Researcher, Center of Interdisciplinary Studies
Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences 117418, 51/21 Nakhimovskiy prospekt, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7550-9598
CITATION: Vlasov G.D. (2022). Arms Market of India: History and Prospects. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 15, no. 2, pp. 154-172 (in Russian). DOI: 10.31249/kgt/2022.02.08
Received: 11.10.2021. Revised: 25.04.2022.
ABSTRACT. The article presents the history, the current state and the prospects of the Indo-Russian cooperation in the military and technical sphere as well as the impact of the trends in the defense industry of India and international political factors, which directly or indirectly affect the Indian arms market. Russia historically holds a strong position in the Indian arms market and remains the main Indias partner in the military and technical field. However, recently there has been a decline in the sale of the Russian arms to India. On the one hand it is related to the increased competition in the Indian arms market. On the other hand, it is the desire of India to develop its own defense industry and to transform from being an importer to be an exporter of the arms. What is more, in the future the international political factors can influence the Indian arms market. This refers primarily to the tensions between China and India and the rapprochement between India and the countries that together with In-
dia form the Quadrilateral Security Dialogue (Quad).
KEYWORDS: India, Russia, military-technical cooperation, defense industry, Asia-Pacific Region, Indo-Pacific, aviation, armored vehicles, navy, AUKUS, Quad.
References
Borisov T. (2019). India and the United States: cooperation in the field of military technologies. RIAC, August 20. Available at: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/in-diya-i-ssha-sotrudnichestvo-v-sfere-voen-nykh-tekhnologiy/, accessed 22.04.2022.
Paramonov O. (2020). Military export of Japan: long way to modest success. RIAC, October 28. Available at: https://rus-siancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/voennyy-eksport-yaponii-dol-gaya-doroga-k-skromnym-uspekham/, accessed 22.04.2022.
Defense Acquisition Procedure (2020). Government of India, Ministry of defense. Available at: https://www.mod.gov.in/dod/ sites/default/files/DAP2030new_0.pdf, accessed 22.04.2022.
Rajagopalan R. (2020). Evasive Balancing: India's Unviable Indo-Pacific Strategy. International Affairs, vol. 96, no. 1, pp. 75-93.
Roy K. (2003). Equipping Leviathan: Ordnance Factories of British India, 1859-1913. War in History, November, vol. 10, no. 4, pp. 398-423. DOI: 10.1191/0968344503wh278oa.
Roy R. (2021). India, Russia and the Indo-Pacific: A Search for Congruence. Manohar Parrikar Institute for Defense Studies and Analyses. Available at: https:// idsa.in/idsacomments/india-russia-and-the-indo-pacific-rroy-030221, accessed 22.04.2022.
Rudd K. (2021). Why the Quad Alarms China. Foreign Affairs, August 6. Available at: https://www.foreignaffairs.com/arti-cles/united-states/2021-08-06/why-quad-alarms-china, accessed 22.04.2022.
SIPRI Yearbook 2020 (2020). Armaments, disarmament and international security summary // Stockholm International
Peace Research Institute, Stockholm. Available at: https://www.sipri.org/sites/default/ files/2020-06/yb20_summary_en_v2.pdf, accessed 22.04.2022.
SIPRI Yearbook of world armaments and disarmament 1968/69 (1969). Stockholm International Peace Research Institute, Stockholm. Available at: https://www. sipri.org/sites/default/files/SIPRI%20 Yearbook%201968-69.pdf, accessed 22.04.2022.
The Military Balance 2021 (2021). The International Institute for Strategic Studies (IISS), February 25, London: Rout-ledge. Available at: https://www.rout-ledge.com/The-Military-Balance-2021/ IISS/p/book/9781032012278, accessed 22.04.2022.
Valetskii O.V. (2015). Weapons of modern wars: Ammunition, guided weapon systems and measures to counter their use. Pushkino: Tsentr strategicheskoi kon'yunktury. 264 pp. (in Russian).
Wezeman P., Wezeman S., Kuimova A. (2020). Trends in international arms transfers. SIPRI Fact Sheet, 12 pp. Available at: https://sipri.org/sites/default/ files/2021-03/fs_2103_at_2020.pdf, accessed 22.04.2022.