Научная статья на тему 'Индийский федерализм в фокусе исследований'

Индийский федерализм в фокусе исследований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1742
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / ИНДИЯ / INDIA / КОНСТИТУЦИЯ ИНДИИ / CONSTITUTION OF INDIA / ИСТОРИЯ ИНДИИ / HISTORY OF INDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонкина Анна Анатольевна

Настоящая статья посвящена анализу работ и исследований, которые направлены на изучение федерализма, конституции и политического строя в Индии. Проблемы федеративного государственного устройства приобретают все большую значимость в современных условиях. С одной стороны, федерализм предполагает определенную децентрализацию государственной власти и разделение полномочий, а с другой стороны, обеспечивает единство и целостность государственно-правового механизма на основе автономии составляющих его частей. В настоящее время, по мнению ученых, федеративных государств больше, чем принято считать. Индия занимает особое место среди государств с федеративным устройством. На фоне кризисных явлений, поразивших ряд федеративных стран, опыт более чем 50-летнего функционирования индийской федерации заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения. В статье рассматриваются наиболее авторитетные и крупные индийские, российские и западные ученые, чьи работы посвящены государственному, конституционному праву Индии, а также вопросам федеративного устройства государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индийский федерализм в фокусе исследований»

УДК 34

А. А. Леонкина

аспирант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация ИНДИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу работ и исследований, которые направлены на изучение федерализма, конституции и политического строя в Индии. Проблемы федеративного государственного устройства приобретают все большую значимость в современных условиях. С одной стороны, федерализм предполагает определенную децентрализацию государственной власти и разделение полномочий, а с другой стороны, обеспечивает единство и целостность государственно-правового механизма на основе автономии составляющих его частей. В настоящее время, по мнению ученых, федеративных государств больше, чем принято считать. Индия занимает особое место среди государств с федеративным устройством. На фоне кризисных явлений, поразивших ряд федеративных стран, опыт более чем 50-летнего функционирования индийской федерации заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения. В статье рассматриваются наиболее авторитетные и крупные индийские, российские и западные ученые, чьи работы посвящены государственному, конституционному праву Индии, а также вопросам федеративного устройства государства.

Ключевые слова: федерализм, Индия, конституция Индии, история Индии.

A. A. Leonkina

Postgraduate student Penza State University, Penza, the Russian Federation

INDIAN FEDERALISM IN THE FOCUS OF RESEARCH

Abstract. This article is devoted to the analysis of works and researches which are directed on studying of federalism, the Constitution and a political system in India. The problems of Federal government are becoming increasingly important in modern conditions. On the one hand, federalism implies a certain decentralization of state power and division of powers, and on the other hand ensures the unity and integrity of the state legal mechanism, based on the autonomy of its constituent parts. Currently, according to scientists, there are more Federal States than is commonly believed. India has a special place among States with a Federal structure. Against the background of the crisis affecting a number of Federal countries, the experience of more than 50 years of operation of the Indian Federation deserves close attention and in-depth study. The article deals with the most authoritative and major Indian, Russian and Western scholars, whose works are devoted to the state, constitutional law of India, as well as the Federal structure of the state.

Key words: federalism, India, Constitution of India, history of India.

В январе 2010 г. Индия отметила 60-летие своей государственности. 26 января 1950 г. вступила в действие конституция, провозгласившая Индию суверенной демократической республикой и учредившая ее как Союз штатов.

Крупное централизованное государство являлось большой редкостью в истории Индии. И это стало одной из причин утверждения британского колониального владычества над данной страной. Но, несмотря на этнические, религиозные и кастовые различия, население Индии и ее элиты сумели сокрушить колониализм. Территория страны была разделена на индусскую и мусульманскую части в качестве Индии и Пакистана. Чтобы уравновесить острые социальные и экономические

противоречия, Индия была организована как высокоцентрализованная федерация. Таким стал рациональный выбор индийской политической элиты и ее партии - Индийского национального конгресса [4].

За пять десятилетий Индия прошла долгий путь. Из бывшей колонии, а потом доминиона Британской империи, она превратилась в суверенное, демократическое, федеративное государство с населением около 1 млрд. человек, занимающее 6 место в мире по валовому внутреннему продукту и являющееся центром силы не только в Южной Азии, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. К ее голосу прислушивается мировое сообщество, а к индийскому опыту построения федеративного демократического государства присматриваются другие страны.

Особую роль в становлении и эволюции индийской государственности играла и продолжает играть конституция, которая призвана была служить заложенной в ней идее строительства новой Индии. Несмотря на все трудности, индийская государственность прошла полувековое испытание временем, конституция же стала своего рода гарантом территориальной целостности и эволюционного пути социально-экономического и политического развития.

Основным законом Индии стала Конституция 1949 г., вступившая в силу 26 января 1950 г. Оставаясь членом Британского Содружества наций, страна была провозглашена независимой Республикой Индия. Интерес к этому документу с исторической точки зрения состоит в том, что её авторы стремились сосредоточить в основном документе все лучшие конституционные достижения других государств. В силу этого основной закон заимствовал ряд конституционных принципов и норм бывшей метрополии - Великобритании, а также конституций США, Канады и СССР [3].

Сочетание столь разных по сути политико-правовых идей было оправдано для Индии. Джавархарлал Неру - первый премьер-министр Индии с 1947-1964 гг., утверждал, что капиталистический строй в чистом виде не может прижиться в традиционном Индийском обществе [10].

Проблемы и вопросы, с которыми связаны особенности построения и развития федерации в Индии, можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся типичные проблемы большого многонационального государства: вопросы национального самоопределения проживающих на данной территории народов, языковые особенности, а также проблемы, связанные с конфессиональной принадлежностью различных групп населения. Во вторую группу входят проблемы, связанные с культурными особенностями Индии (в частности, последствия многовекового деления общества на варны и касты, затрудняющего интеграцию).

В Индии отмечается большое количество официальных документов и публикаций, так или иначе связанных с конституционным развитием индийского государства. Здесь можно выделить издание в трех томах под редакцией известного индийского юриста А. Ч. Банерджи «Индийские конституционные документы. 1755-1937» [10], а также его сборники, посвященные непосредственно событиям, связанным с созывом и деятельностью Учредительного собрания, - «Учредительное собрание Индии» [1] и «Индийская конституция в процессе создания» [15]. Эти публикации дополнили сборники, изданные в период независимости страны, -двухтомник М. Гвайера и А. Аппадораи «Речи и документы об Индийской конституции. 1921-1941 гг.» [2] и трехтомник Дж. С. Шармы «Борьба Индии за свободу» [6].

В той или иной форме проблема создания индийской конституции затрагивается в работах индийских исследователей С. Чаубе, Р.К. Чаттерджи, К.С. Маркандана, Д. Ахира, К.Р. Бомбвала, О.Р. Гойяла, Б.С. Даса, Б.Н. Лютера, а также Р.Н. Аггарвала, М.В. Пили, А.С. Банерджи, М.М. Синха, П.Б. Гаджендра-гадкара и др.

Среди наиболее крупных и авторитетных ученых государственного и конституционного права Индии следует отметить Д.Д. Басу, М.П. Шарма, Д. С. Гупта, Дж. С. Джохари, М.В. Пайли С. Сикри и др. К примеру, работы известного

индийского правоведа и общественного деятеля Д. Басу представляют собой всеобъемлющее исследование конституции Индии и ее государственно-правовых институтов. Его книга о Конституции Индии и сейчас используется в качестве одного из самых важных учебников в области социальных наук и юридических исследований, связанных с Конституцией Индии. Автор в работе анализировал практику применения Конституции органами государственной власти. Главным объектом его изучения стали статьи индийской Конституции. Интерпретируя их, он проводил критический анализ, выделял заимствования и давал характеристику наиболее прогрессивным статьям. Автор отметил, что индийская конституция несет национальный характер и её трудно оценивать с традиционных западных норм юридического права, поскольку основной документ должен отвечать потребностям существующей действительности, статьи конституции часто претерпевали качественные трансформации. Основной его проблемой стал показ юридической правомочности статей индийской конституции, дееспособности их в конкретных исторических ситуациях. Автора интересовала общая структура федерализма - проблема разграничения полномочий в Союзе между центром и регионами [1].

А известный индийский исследователь С. Сикри в своей работе «Конституционная история Индии» узловым моментом в истории считал появление двух противоборствующих сил в Британской Индии, стремившихся к единой цели достижения независимости, но разными путями. Основной своей задачей он считал выявление внутренних причин, приведших к появлению двух разных по сути и враждебных друг другу государств, а также ответа на вопрос о возможности избежать раздела единого государства.

Федеративная история Индии имеет короткую и в то же время богатую на события историю. Независимая Индия - относительно молодое государство. Своё начало она берёт с 1947 г., когда под названием Индийского Союза получила статус доминиона Британского Содружества нации [12].

После 60-х гг. выходят работы, посвященные анализу отдельных аспектов индийского федерализма. Среди них работы таких авторов, как С.П. Айяр, К.Р. Бомбуэлл, А. Ланда, А. Рой, Б. Рой, Л.П. Лоудхри, М. Венкатарангайя.

На современном этапе в индийской научной литературе появилось очень много серьезных фундаментальных исследований аналитического характера, в которых широко анализируются проблемы и особенности федерализма в Индии в его самых различных аспектах. Среди них работы Б.Д. Дуа, Б. Фадиа, П. Кумар, Н. Мукараджи, А. Бенерджи, Ч. Пал, С. Рас и многих других. Например, работа автора М.А. Ласкар «Динамика Индийского федерализма» представляет собой большое исследование в историческом разрезе [16].

Большой интерес представляют работы зарубежных ученых, чьи труды были посвящены проблемам федеративного устройства Индии. Среди них можно отметить работы Д. Элазара, В. Рикера, Д.Лемко, П. Кинга, Р. Симеона и К. Свинтона.

Д. Элазар в работе «Исследования федерализма» уделяет внимание основным характеристикам, которые подходят ко всем истинным федеративным системам. По его мнению, основным показателем в работе федеративной системы является наличие «нецентрализации», которая состоит в прямой зависимости связи общественности с национальными и региональными правительствами. Отсутствие такой связи говорит о слабости федеративных принципов в стране. Большие перспективы в развитии федеративных принципов в Индийской республике автор видит в усилении роли региональных партий в центральных законодательных органах и создании коалиционных правительств, отражающих интересы всей нации.

Крупный британский исследователь Г. Остин в работе «Индийская конституция - краеугольный камень Нации» [15] важным аспектом в разработке основного закона считал возможность исполнения прав и свобод граждан Республики Индия, где большую роль стала играть охрана частной собственности. Автор

также анализировал возможность передачи большинства финансовых полномочий регионам, которая способствовала ускорению развития внутреннего рынка страны [5].

В отечественной юридической науке практически не было работ, специально посвященных рассмотрению особенностей индийского федерализма. В своем большинстве работы носили узконаправленный характер и указывали на интерес к вопросам становления федеративной системы в Индии.

В научной литературе до 1990-х гг. в изучении этой проблематики можно выделить А. Г. Володина, А. Б. Зубова.

В работе А.Г. Володина «Индия: становление институтов буржуазной демократии» [2] автор проводил анализ этапов зарождения и институционального оформления парламентской системы в Индии. Затрагивается вопрос социальных изменений в индийском обществе в процессе образования новых политических институтов, а также преемственности индийских институтов демократии Вестминстерской системы. Усиление центристских тенденции в деятельности индийских институтов власти объясняется безграничным доминированием ИНК на политической арене. В качестве одной из важных проблематик исследования автор выделяет социальный аспект индийской демократии, однако указывает на слабую подготовленность деревенского населения к социальным и политическим изменениям.

Работа А.Б. Зубова «Парламентская демократия и политические традиции Востока» [6] затрагивала наиболее общие политические, культурные, национальные аспекты в жизни восточного общества. Автор предлагает анализ формирований парламентских систем управления в восточных государствах и отмечает усиление роли исполнительной ветви власти над законодательной. Особое место в работе занимает анализ представительных норм через призму традиционной политической культуры, не свойственной европейской системе управления. А.Б. Зубов привел большой статистический материал и представил анализ политологических и социологических исследований.

В отечественной литературе представлены и другие работы, где проводится анализ ряда аспектов, таких как государственный строй Индии, система высших органов власти и других. Это работы таких ученых, как С.Ю. Кашкин, И.Д. Левин, В.Л. Мамаев, А.А. Мишин, Я.М. Бельсон и другие. В этих исследованиях вопросы федеративного устройства рассматриваются косвенно, только в контексте общих положений государственного устройства.

История становления независимой Индии подробно описана в работе Ф.Н. Юрлова и Е.С. Юрловой. Книга представляет собой исследование политической истории Индии в ХХ - начале XXI вв. В ней рассматриваются вопросы национально-освободительной борьбы против британской власти в Индии, раздел страны на Индийский Союз и Пакистан, становление независимой Индии, проблемы ее внутренней и внешней политики [13].

Анализ же общих проблем федеративного устройства содержится в работах по проблемам федерализма. Это работы таких авторов, как Г.В. Александренко, И.М. Вайль, В.Г. Графский, И.Д. Левин, Н.И. Семенова, Б.А. Страшун, А.И. Чиче-ров. Проблема федеративного устройства Индии (в частности его структура) стала специальным предметом рассмотрения в монографии Л.П. Ульяновой, а также в исследованиях К.К. Моралевой и М.М. Сайфулина, М.З. Галиуллина.

Труды, написанные российскими исследователями в последнее десятилетие, анализируют проблемы достижения независимости, политического структурирования и реформирования Индии. В частности, В.П. Кашин в своей статье «Независимость пришла в полночь» [7] рассматривает проблему передачи власти колониальным правительством в руки индийского национального руководства и анализирует проблемы, которые стояли на пути у нового государства. Он считает, что отправной точкой в начале независимости Индии было желание британских властей получить в итоге два равноправных и равновеликих государства.

Большой вклад в изучение индусского права внесла профессор МГУ, специалист по Индии, Н.А. Крашенинникова. Работа автора «Индусское право. История и современность» представляет собой историко-правовое исследование, которое состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается понятие традиционного религиозного «индусского права», характеризуются его происхождение, источники, границы применения и пр. Во втором разделе освещается роль индусского права в колониальной Индии, его трансформация под влиянием привнесения колонизаторами английского права. Рассмотрению места модифицированного права индусов в Республике Индия посвящен последний раздел монографии [9].

Следует отметить и работы автора С.Ю. Кашина, в частности его работу «Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики» [8].

Ф.Н. Юрлов в статье «Становление демократической системы» [14] утверждает, что независимость Индии складывалась не на пустом месте, основы этого процесса были заложены задолго до 1947 г. Становление демократических институтов происходило в атмосфере политизации.

В работе современного исследователя М.А. Плешовой «Федерализм, испытанный временем» [11] стоит проблема распределения политических полномочий между центром и регионами, административного деления Индии и т. д. По мнению автора, штаты, главным образом, получили значительные финансовые полномочия. Политические полномочия в данном случае были ущемлены. Автор ставила под сомнение саму федеральную систему власти, отметив унитарные тенденции в действии системы. В отличие от своих предшественников, автор обращает внимание на сами регионы и находит причину в их самобытности, а также в том, что в период колониального владычества многие княжества имели широкие полномочия, с которыми они неохотно расставались в период независимости.

Заслуживают внимания российские периодические издания, изучающие проблематику стран Азии. Например, журнал «Азия и Африка сегодня».

Современные исследователи отмечают, что функционирование федеративной системы зависит от различных факторов, которые влияют на политический процесс в стране. Исходя из этого, политические партии играют важную роль в этом вопросе. Фактически, отношения между центром и регионами федеральной системы в большей степени зависят от того, как участники обоих уровней выстраивают отношения друг с другом. Отмечается, что члены партии могут управлять правительственной структурой на федеральном уровне, когда они являются сопредседателями тех, кто управляет структурой на региональном уровне. Межпартийные отношения приобрели важное значение для развития и бесперебойного функционирования федеральной системы [17].

Опыт Индии по сохранению политической целостности и территориального единства столь обширного государства в условиях существования многочисленных наций, народов и племен представляет собой большой интерес для изучения проблем федерализма.

Индийский федерализм представляет собой особую модель, заслуживающую отдельного научного анализа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии / Д.Д. Басу. — M. : Прогресс, 1986. — 664 ^

2. Володин А.Г. Индия становление институтов буржуазной демократии / А.Г. Володин. — M. : Наука,1989. — 212 с.

3. Галиуллин М.З. Становление федеративной системы постколониальной Индии (50-70-е гг. XX в.): дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / М.З. Галиуллин. — Казань, 2007. — 314 с.

4. Гуляков А.Д. Значение гражданского фактора в становлении высокоцентрализованного федерализма в Индии / А.Д. Гуляков, А.Ю. Саломатин // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2017. — № 3.— С. 3-7.

5. Заикин В.В. Особенности возникновения государственного устройства в Индии (историко-теоретический аспект): дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / В.В. Заикин. — Ставрополь, 2001. — 197 с.

6. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока / А.Б. Зубов — М. : Наука, 1990. — 390 с.

7. Кашин В.П. Независимость пришла в полночь / В.П. Кашкин // Азия и Африка сегодня. — 1997. — № 7. — С. 15-18.

8. Кашкин С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики / С.Ю. Кашкин. — М. : Юристъ, 1993. — 86 с.

9. Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность / Н.А. Крашенинникова. — М. : МГУ, 1982. — 192 с.

10. Неру Дж. Автобиография / Дж. Неру. — М. : Издательство иностранной литературы, 1955. — 654 с.

11. Плешова М.А. Федерализм, испытанный временем /М.А. Плешова // Азия и Африка сегодня. — 1997. — № 7. — С. 23-26.

12. Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии / А.А. Празаускас. — М. : Издательство востоковедения ,1990 — 302 с.

13. Юрлов Ф.Н. История Индии ХХ век / Ф.Н. Юрлов, Е.С. Юрлова. — М. : Институт востоковедения РАН, 2010. — 920 с.

14. Юрлов Ф.Н. Становление демократической системы в независимой Индии / Ф.Н. Юрлов // Азия и Африка сегодня — 1997. — № 7. — С. 19-22.

15. Austin G. Indian Constitution: A Cornerstone of a Nation. — Oxford. — 1966 — 485 p.

16. Laskar M.A. Dynamics of Indian federalism.-USA, San Bernardino, Notion Press, 2015 — 401 p.

17. Singh, Iqba, Emergence of AAM Aadmi party, Indian federalism and changing political scenario // Indian Journal of Political Science; Oct-Dec 2015, vol. 76, issue 4, pp. 876-881 (in English).

REFERENSES

1. Basu D.D. Osnovy konstitutsionnogoprava Indii [Bases of constitutional law of India]. Moscow, Progress Publ., 1986, 664 p.

2. Volodin A.G. Indiia stanovlenie institutov burzhuaznoi demokratii [India formation of institutes of bourgeois democracy]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 212 p.

3. Galiullin M.Z. Stanovlenie federativnoi sistemy postkolonial'noi Indii (50-70-e gg. XX v.): diss. ... kand. ist. nauk: 07.00.03 [Formation of federal system of post-colonial India (the 50-70th of the 20th century): diss. cand. of. history]. Kazan' Publ., 2007, 314 p.

4. Guliakov A.D., Salomatin A.Iu. Importance of civil factor in establishment of highly centralized federalism in India. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom = Civil Society in Russia and Abroad, 2107, no. 3, pp. 3-7 (in Russian).

5. Zaikin V.V. Osobennosti vozniknoveniia gosudarstvennogo ustroistva v Indii (is-toriko-teoreticheskii aspekt): diss. ... kand. iurid. nauk: 12.00.01 [Features of emergence of state system in India (historical and theoretical aspect): diss. cand. of law] Stavropol', 2001, 197 p.

6. Zubov A.B. Parlamentskaia demokratiia i politicheskaia traditsiia Vostoka [Parliamentary democracy and political tradition of the East]. Moscow, Nauka Publ, 1990, 390 p.

7. Kashin V.P. Independence has come to midnight. Aziia i Afrika segodnia = Asia and Africa today, 1997, no. 7, pp. 15-18 (in Russian).

8. Kashkin S.Iu. Osnovnye tendentsii i itogi konstitutsionnogo razvitiia Indiiskoi Respu-bliki [Main tendencies and results of the constitutional development of the Indian Republic]. Moscow, Iurist" Publ., 1993, 86 p.

9. Krasheninnikova N.A. Indusskoe pravo. Istoriia i sovrem.enn.ost' [Hindu right. History and present]. Moscow, MGU Publ., 1982, 192 p.

10. Neru Dzh. Avtobiografiia [The autobiography]. Moscow, Izdatel'stvo inostrannoi lit-eratury Publ., 1955, 654 p.

11. Pleshova M.A. The federalism tested with time. Aziia i Afrika segodnia = Asia and Africa today, 1997, no. 7, pp. 23-26 (in Russian).

12. Prazauskas A.A. Etnos, politika i gosudarstvo v sovremennoi Indii [Ethnos, politician and state in modern India]. Moscow, Izdatel'stvo vostokovedeniia Publ., 1990, 302 p.

13. Iurlov F.N., Iurlova E.S. Istoriia Indii XX vek [History of India the XX century]. Moscow, Institut vostokovedeniia RAN Publ., 2010, 920 p.

14. Iurlov F.N. Formation of democratic system in independent India. Aziia i Afrika segodnia = Asia and Africa today, 1997, no. 7, pp. 19-22 (in Russian).

15. Austin G. Indian Constitution: A Cornerstone of a Nation. Oxford, 1966, 485 p.

16. Laskar M.A. Dynamics of Indian federalism. USA, San Bernardino, Notion Press, 2015, 401 p.

17. Singh, Iqba, Emergence of AAM Aadmi party, Indian federalism and changing political scenario. Indian Journal of Political Science, Oct-Dec 2015, vol. 76, issue 4, pp. 876-881 (in English).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Леонкина Анна Анатольевна — аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: leonkinaan-na@gmail.com.

AUTHOR

Leonkina Anna Anatol'evna — Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasna-ya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: leonkinaanna@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Леонкина А.А. Индийский федерализм в фокусе исследований / А.А. Леонкина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Leonkina A. A. Indian federalism in the focus of research. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.