ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ И РАЗВИТИЕ -
Индийская помощь странам Южной и Юго-Восточной Азии
Н.В. Галищева
Статья посвящена одному из важнейших направлений современной внешнеэкономической стратегии Индии - оказанию помощи развивающимся государствам. Автор анализирует условия, формы и механизм предоставления помощи. Особое внимание уделено индийскому содействию экономическому развитию стран Южной и Юго-Восточной Азии.
Оказание помощи развивающимся странам не является принципиально новым аспектом индийской внешнеэкономической стратегии. Индия еще в первые годы своего независимого развития начала предоставлять помощь поначалу на двусторонней основе Непалу, а затем Бирме (с 1989 г. - Союз Мьянма, с октября 2010 г. - Республика Союз Мьянма) и Бутану. С середины 1960-х гг. помощь стала выделяться в рамках программы Индийского технико-экономического сотрудничества (The Indian Technical and Economic Cooperation -ITEC)1. Практически с самого начала индийское правительство в основном оказывало техническую помощь (реализация т.н. «проектов развития»).
В последние два десятилетия в результате успешно проведенных либеральных реформ заметно возросла экономическая мощь Индии, что позволило ей стать одним из крупнейших доноров государств Южной и Юго-Восточной Азии, а также Африканского континента. Ежегодный объем помощи Индии развивающимся странам в 2006-2010 гг. в среднем составлял порядка 1,0 - 1,5 млрд. долл.2. Именно в этот период в индийской политике предоставления помощи произошли серьезные изменения: значительно увеличился объем выделяемых средств, расширилась география помощи, усовершенствовался механизм ее предоставления.
Индийский опыт привлечения иностранной помощи. Индия и сама имеет значительный опыт привлечения иностранной помощи. В частности, речь идет о «Плане Коломбо»
(The Colombo Plan for Cooperative Economic and Social Development in Asia and the Pacific)3, который был создан в 1950 г. для содействия экономическому развитию государств Южной и Юго-Восточной Азии путем оказания экономической и технической помощи со стороны развитых стран-кредиторов.
Примечательно, что Индия в последние годы из реципиента «Плана Коломбо» превратилась в его донора. Иностранная помощь также предоставляется на основе двусторонних соглашений под специальные проекты развития. Кроме того, по линии Консорциума помощи Индии4 только в течение четырех лет (в 2006/07 - 2009/10 финансовых годах) выделено Индии 18,2 млрд. долл.5 Крупнейшим донором Индии также был СССР, выделявший вплоть до конца 1980-х гг. свыше 1/6 в общем объеме привлеченной помощи в индийскую экономику. После некоторого перерыва в 1990-е гг. помощь со стороны Российской Федерации возобновилась на условиях льготных кредитов и в 2006/07 ф.г. - 2009/10 ф.г. составила 586,3 млн. долл.6 В целом, объем полученной помощи со стороны стран-кредиторов снижается и в настоящее время составляет в среднем около 0,2% ВВП Индии.
Индийское правительство в настоящее время прилагает значительные усилия для снижения зависимости страны от иностранной помощи. Причем как реципиент Индия предпочитает получать помощь на условиях льготных кредитов на многосторонней основе, что позволяет ей в меньшей степени зависеть непосредственно от конкретных стран-доноров.
Галищева Наталия Валерьевна - к.э.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Примечание: Л/К - помощь, предоставленная на двусторонней основе на условиях льготных кредитов. Источник: рассчитано автором по http://indiabudget.nic.in/
Механизм выделения индийской помощи и сферы ее приложения. В механизме предоставления помощи развивающимся странам важную роль играет Министерство иностранных дел Индии, в ведении которого находятся вопросы предоставления помощи Афганистану, Бутану и Непалу. Вместе с Министерством финансов и другими заинтересованными ведомствами МИД Индии участвует в выделении помощи другим государствам на основе двусторонних соглашений и через специализированные международные организации (МОТ, ЮНИДО и др.). МИД Индии тесно взаимодействует:
— с Министерством финансов в открытии кредитных линий через Экспортно-импортный банк Индии (Export-Import Bank of India -EXIM Bank);
— с Министерством водных ресурсов и Министерством энергетики - в финансировании гидроэнергетических проектов в Непале и Бутане;
— с Министерством сельского хозяйства - в предоставлении продовольственной помощи развивающимся государствам через Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН - ФАО;
— кроме того, МИД Индии занимается вопросами финансирования программ ITEC и Индийского Совета по культурным связям7. Помощь, будучи одной из важных форм внешнеэкономических связей, является весьма гибким инструментом, используя который, Индия успешно реализует свои экономические и политические цели. Экономический аспект помощи выражается в стимулировании индийского экспорта, улучшении в странах-реципиентах климата для вложения частных инвестиций из Индии, обеспечении доступа индийских компаний к источникам сырья и энергетических ресурсов, а при оказании технического содействия и создании рабочих мест
для индииских специалистов, выезжающих по соответствующим контрактам за рубеж. Политическая составляющая помощи рельефно продемонстрирована в заметном усилении в последние годы влияния Индии на региональном и глобальном уровне - в СААРК, БИМСТЭК, Движении неприсоединения, «Группе-77» и др.
Помощь, выделяемая Индией на двусторонней основе. Помощь развивающимся государствам предоставляется преимущественно на двусторонней основе, причем значительная ее часть - так называемая. «связанная» помощь. При этом Индия в странах-реципиентах Южной и Юго-Восточной Азии выделяет помощь, прежде всего, на развитие транспортной инфраструктуры и энергетических проектов, что кардинально отличается от сферы приложения помощи других доноров, в частности, членов Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD). При этом, согласно индийской статистике, благодаря экономическим успехам в самой Индии, объем ее помощи иностранным государствам возрастает.
Таблица 1
Иностранная помощь, предоставленная Индией в 2006 - 2010 гг. (в соответствии с бюджетом финансирования помощи иностранным государствам) (млрд. руп.)
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем помощи 23,065 24,169 75,772 101,421 36,666
Источник: World Bank DRS and IMF.
Примечание: В настоящее время $1 равен примерно 45 ин-дий-ским рупиям.
Наряду с этим, в общем объеме выделяемой индийским правительством помощи доля льготных кредитов стабильно сокращается, а грантов - увеличивается, что дает возможность Индии более эффективно реализовывать свои интересы в странах-реципиентах.
Таблица 2
Межправительственная помощь, предоставленная Индией на двусторонней основе странам-реципиентам в 2006-2010 гг., в соответствии с бюджетом финансирования помощи иностранным государствам (анализ условий предоставления помощи).
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
млрд. руп. % млрд. руп. % млрд. руп. % млрд. руп. % млрд. руп. %
Всего 17,290 100,0 18,133 100,0 26,999 100,0 24,083 100,0 23,834 100,0
Гранты 15,682 90,7 16,991 93,7 17,711 65,6 19,820 82,3 20,044 84,1
Л/К 1,608 9,3 1,142 6,3 9,288 34,4 4,263 17,7 3,790 15,9
За последние десятилетия Индия через EXIM Bank открыла значительное число кредитных линий в странах Южной и Юго-Восточной Азии, хотя открытие кредитных линий не является приоритетом индийской стратегии предоставления помощи азиатским государствам. Так, согласно индийской статистике, на государства Африканского континента приходится 61% об-
щего объема выделяемой Индией помощи, на Латинскую Америку, СНГ, ЦВЕ - 6%, а на страны Азии - 33%8.
Неправительственные организации Индии, за исключением Индийского Красного Креста, весьма слабо участвуют в предоставлении помощи, что объясняется, прежде всего, нехваткой у них финансовых ресурсов9.
Помощь, выделяемая Индией на многосторонней основе. Помимо предоставления помощи на двусторонней основе, Индия активно участвует в финансировании программ помощи развивающимся государствам и через международные финансовые структуры.
Предоставление индийской помощи развивающимся странам на многосторонней основе началось в 1950-е гг. сначала по каналам Содружества наций и Программы развития ООН, а в настоящее время и через Всемирную продовольственную программу ООН и др.
Таблица3
Иностранная помощь, предоставленная Индией на многосторонней основе в 2006 - 2010 гг. (в соответствии с бюджетом финансирования помощи иностранным государствам).
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
млрд. руп. % млрд. руп. % млрд. руп. % млрд. руп. % млрд. руп. %
Всего 4,175 100,0 3,687 100,0 43,675 100,0 72,944 100,0 8,526 100,0
МО 3,595 86,1 3,550 96,3 12,775 29,3 5,317 7,3 5,578 65,4
МФИ 0,580 13,9 0,137 3,7 30,900 70,7 67,627 92,7 2,948 34,6
Примечание: МО - переводы денежных средств в международные организации; МФИ - переводы денежных средств в международные финансовые институты.
Источник:рассчитано автором по http://indiabudget.nic.in/
Таблица 4
Взносы Индии в международные организации (млн. руп.).
2003/04 ф.г. 2004/05 ф.г. 2005/06 ф.г.
Программы развития с/х: Всемирная продовольственная программа ООН 158,7 45,5 167,7 49,2 170,1 45,8
Программы защиты окружающей среды и лесов: Программа ООН по окружающей среде 19,9 7,2 30,1 4,8 25,5 4,8
Международная деятельность: Взносы в бюджет ООН 376,0 279,9 615,0 329,8 581,3 290,0
Финансирование целевых программ: Программа развития ООН Фонд реконструкции Афганистана 632,5 214,9 9,2 798.7 210.8 9,5 704,8 229,3 9,5
Программы развития здравоохранения и семьи: Взносы в Международный Комитет Красного Креста 72,0 0,6 75,4 0,6 77,9 0,6
Программы развития человеческого потенциала: Взносы в фонд ЮНИСЕФ 118,1 31,0 119,5 31,0 127,5 31,0
Всего 654,0 724,2 793,3
Источник: составлено автором по материалам сайта http://indiabudget.nic.in/
Таблица 5
Основные реципиенты индийской помощи в соответствии с Планом по оказанию помощи иностранным государствам (млн. руп.).
2004/05 ф.г. 2005/06 ф.г. 2006/07 ф.г. 2007/08 ф.г. 2008/09 ф.г. 2005/06 ф.г.
Бутан 10486 14095 5770 7310 9530
Страны Африки 1068 610 200 500 800
Непал 661 660 2100 1000 1000
Мьянма 62 220 400 200 560
Бангладеш 242 530 200
Мальдивы 32 132 60 195 177,7
Шри-Ланка 153 250 280 280 280
Источник: MEA Annual Reports. Составлено автором по материалам сайта http://indianbudget.nic.in/ub2008-09/eb/sbe30.pdf
Помимо предоставления чисто финансовой и технической помощи, Индия оказывает содействие в первую очередь странам Южной и Юго-Восточной Азии в подготовке квалифицированной рабочей силы как в рамках программ ITEC10, так и по линии учрежденного в 1950 г. Индийского Совета по культурным связям (ICCR)11. Совет в последние годы успешно оказывает финансовую поддержку:
— культурным центрам за пределами Индии;
— иностранным студентам, обучающимся в Индии творческим специальностям (ежегодно - более 1800). Всего же по линии ICCR в индийских вузах и колледжах получили образование граждане более 70 государств12.
Основные реципиенты индийской помощи. Основными реципиентами индийской помощи среди государств Южной и Юго-Восточной Азии являются ее ближайшие соседи
- Бутан, Непал и Мьянма.
Индийская помощь Непалу. Индия традиционно имеет весьма тесные экономические, политические и культурные связи со своим гималайским соседом, что предопределило и активное взаимодействие двух государств в сфере заимствований.
Для организации процесса предоставления помощи индийское правительство в 1959г. открыло в Катманду миссию помощи (The Indian Aid Mission). В 1966г. она была преобразована в Миссию сотрудничества (The Indian Coopération Mission), а в конце 1980-х гг.
- в Отдел по экономическому сотрудничеству при индийском посольстве в Катманду (The Economie Coopération Wing).
Механизм реализации проектов в Непале выглядит следующим образом. Непальские Комитеты по развитию округов - КРО (District Development Committees) и Комитеты по развитию деревень - КРД (Village Development Committees) - направляют заявки на предоставление помощи в посольство Индии в Катманду, после чего индийская сторона принимает конкретное решение о выделении финансирования. При этом, КРО и КРД являются ответственными за реализацию проектов.
По статистике, основная доля помощи направляется в виде грантов, причем, в южные районы Непала - Тераи, наиболее тесно экономически связанные с Индией. С начала 2000-х гг. стала реализовываться Программа экономического сотрудничества (India - Nepal Economie Cooperation Programme), охватывающая более 400 проектов, главным образом, в области образования, здравоохранения и инфраструктуры и покрывающая практически все округа Непала. При этом, если в 2000 - 2007- гг. ее ежегодный объем помощи составлял порядка 650 - 700 млн. руп. (15 - 16 млн.долл.), то в последние годы он заметно возрос13. К примеру, в феврале 2010 г. Непалу была открыта кредитная линия на сумму 250 млн.долл.14.
Таблица 6
Объем предоставленной индийской помощи Непалу в соответствии с бюджетной статьей «Aid to Nepal» (млрд. руп.).
2008/09 ф.г. 2009/10 ф.г.
Объем помощи 1,28 1,27
Источник: составлено автором по материалам сайта http:// www.mea.gov. in/meaxpsite/foreignrelation/nepal.pdf
В последние годы индийская помощь Непалу стала направляться не только на крупные проекты развития, но и на относительно небольшие. Соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Индией и Непалом был подписан в ноябре 2003 г. и обновлен в июне 2006г. В соответствии с ним в Непале с индийским участием реализуется около 300 малых проектов в области:
— образования (сооружение школ, библиотек и университетских городков);
— здравоохранения (организация пунктов
оказания первой медицинской помощи и др.);
— инфраструктуры (электрификация села, строительство микро-ГЭС, дорог, мостов, каналов и др.).
Общая стоимость всех этих проектов - более 2,5 млрд. руп. К настоящему времени уже выполнено 82 проекта. Хотя малые проекты осуществляются практически на всей территории Непала, основная их часть все-таки концентрируется в политически более стабильных округах - в центре (40%) и на востоке (26%) страны.
Таблица 7
Проекты, реализуемые с помощью Индии на территории Непала в 2003/04 ф.г. - 2008/09 ф.г._
2009/10 ф.г. 2008/09 ф.г. 2009/10 ф.г. 2009/10 ф.г.
2003/04 ф.г. 16 10 26
2004/05 ф.г. 56 22 78
2005/06 ф.г. 100 24 124
2006/07 ф.г. 174 26 196
2007/08 ф.г. 247 28 275
2008/09 ф.г. 254 29 283
Источник: http://www.indianembassy.org.np/economic-cooperation.php
Сотрудничество Непала и Индии в области гидроэнергетики началось еще в 1950-е гг. со строительства гидроустановки The Kataiya Piowerhouse мощностью 6,8 МВт на р.Коси. В 1970 - 1980-е гг. на р.Тризули, Дэвигхат и озере Фева на условиях грантов были сооружены следующие ГЭС: Trisuli (мощностью 24 МВт), Devighat (14,1 МВт), Phewa Dam (1 МВт)15. Позднее был построен еще целый ряд ГЭС.
Среди реализованных в Непале проектов с индийской помощью выделяются международный аэропорт в Катманду, аэропорты в городах Бхаираваха, Джанакпур, Симара, Биратнагар и Покхра, а также ряд стратегически важных
шоссе - «Трибхуван Раджпатх», «Махендра Раджпатх» и «Сиддхартха Раджмарг». Шоссе «Трибхуван Раджпатх» (225 км) между Катманду и индийским городом Раксаул (штат Бихар) обеспечивает основные торговые перевозки между Индией и Непалом, а также торговлю Непала с другими странами транзитом через индийскую территорию. Автодорога «Махендра Раджпатх», являясь частью (70%) шоссе «Восток - Запад» (более 720 км), связывает Восток и Запад Непала и способствует экономическому развитию более отсталых западных районов страны. Шоссе «Сиддхартха Раджмарг» (183 км) соединяет индийский штат Уттар Прадеш с западными округами Непала.
С помощью Индии построены также 22 автомобильных моста на участке «Кохалпур -Махакали» шоссе «Восток - Запад» (стоимость проекта 680 млн руп.), а также мосты через реки Мохана, Сирсия, Багмати, здание почтамта и МИД Непала в Катманду, учебный и жилой комплекс университета Трибхуван, колледж Три-Чандра, медицинский центр в Катманду Bir Hospital, музей в г.Лумбини, ряд промышленных предприятий в г.Хетауда, Патан, Дхаран, Раджбирадж, оптико-волоконная информационная сеть вдоль шоссе «Восток - Запад» (740 млн руп.), 22 ирригационные системы в округах Джахапа, Сунсари, Саптари, Сираха, медицинский институт в г.Дхаран (B.P.Koirala Institute of Health Scieces) (1,2 млрд. руп.) и др.16 Помимо этого в 2011 г. Индия выделила еще 50 млн. руп. на дальнейшее развитие этого института17.
В настоящее время осуществляются строительство дороги между городами Махендранагар и Танакпур протяженностью 14,5 км. (400 млн. руп.), усовершенствование дорожной инфраструктуры в Тераях (7,80 млрд. руп.), строительство железных дорог, соединяющих непальские и индийские населенные пункты: Биратнагар -Джогбани протяженностью 17,65 км (1,97 млрд. руп.); Бардибас - Джайнагар (68 км, 4,47 млрд. руп.); Непалгандж - Непалгандж роуд (12,11 км, 1,49 млрд. руп.); Бхайрахава - Наутанва (15,3 км, 1,76 млрд. руп.); Нью-Джальпайгури - Какарб-хитта (39,92 км, 3,58 млрд. руп.)18.
Ведется также сооружение дамб на реках Багмати и Лальбакее, электрификация сельскохозяйственных районов с использованием солнечных установок, строительство здания политехнических институтов в г. Хетауда (стоимость проекта 220 млн. руп.) и Биратнагаре (260 млн. руп.), а также госпиталя по офтальмологическим заболеваниям в г. Кришнанагар (250 млн. руп.), травмотологического центра при госпитале Bir Hospital по оказанию скорой медицинской помощи в г. Катманду (930 млн. руп.), усовершенствование контрольно -пропускных пунктов на индийско-непальской границе: Раксаул - Биргандж, Санаули - Бхайрахава, Джогбани - Биратнагар19.
Индийская помощь Бутану. Начало тесного экономического взаимодействия между
двумя странами было положено в августе 1949г. подписанием Договора о дружбе. При финансовой помощи Индии Бутан начал и свою международную деятельность, присоединившись в 1962 г. к «Плану Коломбо», в 1969 г. - к Международному почтовому союзу, а в 1971 г. стал членом ООН.
Механизм предоставления помощи Бутану в корне отличается от непальского. Здесь Индия сама определяет проекты, в которых намерена участвовать, из списка реализуемых в Бутане в ходе его текущих пятилетних планов. При этом расходы на сооружение стратегических объектов (например, ГЭС) включаются Индией в свой «Plan Budget» (в 2004/05 ф.г. они достигли 8 млрд. руп.), оставшиеся - в «Budgetary Support» (в 2004/05 ф.г. - около 3 млрд. руп.)20. Крупные гидропроекты Бутана финансируются Индией как на условиях грантов, так и льготных кредитов (например, 60% расходов на сооружение ГЭС Tala Hydroelectric Project финансировались на условиях грантов, 40% - на условиях льготных кредитов по ставке 9% с рассрочкой на 12 лет)21.
Среди реализованных с индийской помощью проектов выделяются аэропорт в г. Паро; цементный завод Dungsum; крупнейшее бутан-ское учебное заведение - Колледж Шерубтсе, ставший фактически аффилированной структурой Делийского Университета, где индийцы составляют костяк преподавательского состава.
Большинство вертолетных площадок и автомобильных дорог в Бутане построено индийской компанией The Indian Border Roads Organization в рамках проекта Dantak, реализация которого последовательно осуществляется с 1961 г. В Бутане также реализуются проекты в области телекоммуникаций и ИТ, включая Total Solution Project, стоимостью в 2,05 млрд руп.22, в рамках которого осуществляется обучение пользователей, сооружение компьютерных классов и лабораторий, а также открытие Интернет-кафе в сельской местности. Кроме того, с помощью Индии выполнен ряд проектов в области здравоохранения, образования и развития человеческого потенциала. Ежегодно для обучения бутанцев в индийских вузах предоставляется 50 государственных стипендий.
Индийская помощь Бангладеш. Индия начала предоставлять экономическую помощь Народной Республике Бангладеш практически сразу же после обретения ею независимости в 1971 г. Только в течение первых четырех месяцев своего существования в качестве независимого государства Бангладеш получила от своего соседа по региону около 142 млн. долл23.
В настоящее время помощь также оказывается в соответствии с подписанной между двумя странами Индийско-бангладешской программой технико-экономического сотрудничества (India - Bangladesh Technical Economic Cooperation Programme). Ежегодный объем помощи, выделяемой индийским правительством Бангладеш, составляет в среднем 5 - 7 млн. долл.
Таблица 8
Помощь Индии Бангладеш (млн. долл.).
Объем предоставленной помощи
2006 г. 11,36
2007 г. 4,55
Источник: http://www.indoburmanews.net/archives-1/207/ march/asistance/
Индия предоставляет Бангладеш помощь как в форме технического содействия, так и в форме поставок продовольствия и товаров потребления. При этом техническое содействие выражается в сооружении автомобильных и железных дорог, мостов, зданий и др.
Поставки продовольствие и товаров потребления чаще осуществляются в периоды ликвидации последствий стихийных бедствий и природных катастроф. Так, в 2007/08 ф.г. Индия предоставила Бангладеш, пострадавшей от разрушительного наводнения, 1 тыс. т сухого молока, 40 тыс. т риса и др.24, а в апреле 2011 г. - 300 тыс. т риса25. Только в 2007/08 ф.г. в период масштабного наводнения в деревнях округа Багерхат на юге Бангладеш с помощью Индии были организованы временные жилища для 2,8 млн. человек26.
Большая часть индийской помощи предоставляется Бангладеш на условиях грантов, однако, ее определенная часть поступает и на условиях льготных кредитов. Самый крупный кредит Бангладеш (в размере 1 млрд. долл.) для развития транспортной инфраструктуры, включая строительство мостов, железных дорог, а также подвижного состава, был предоставлен 7 августа 2010 г. по линии Экспортно-импортного банка Индии (EXIM Bank)27. Бангладеш также участвует в индийской программе ITEC. Только в 2006 - 2010 гг. в Индии прошли обучение 414 бангладешцев28. В 2010/11 ф.г. Индия выделила 175 мест для обучения граждан Бангладеш на курсах ITEC.
Помощь Индии странам ЮВА. Страны ЮВА стратегически важны для Индии, т.к. обладают богатой ресурсной базой и значительным научно-техническим потенциалом. В этом регионе Индия придерживается стратегии оказания активного технического содействия -финансирования инфраструктурных проектов, осуществляемого как на условиях грантов, так и льготных кредитов, предоставления образовательных и консультативных услуг и проч.
Индия начала предоставлять помощь странам ЮВА еще в 1950-е гг. - поначалу Бирме, а затем и другим странам региона. Первый кредит Индонезии был выделен в 1965 г. и к 1969 г. островное государство уже получило от Индии 200 млн. руп.29. В целом в 1960 - 1970-е гг. Индонезия и Малайзия неоднократно получали от Индии кредиты на закупку индийского оборудования. В этот период Индия активно предоставляла странам ЮВА также и техническую помощь. Индия участвовала в строительстве ряда пред-
приятий в Малайзии (всего было реализовано около 30 проектов), Камбодже, Индонезии, Лаосе и Вьетнаме. Кроме того, в 1950 - 1970-е гг. в Индии прошло обучение 356 специалистов из Малайзии, 270 - из Филиппин, 100 - из Индонезии30.
Индийская политика «Взгляд на Восток» (Look - East Policy), претворяемая в жизнь с начала 1990-х гг., направлена на укрепление связей с регионами Восточной и Юго-Восточной Азии и расширения зоны своего влияния в азиатском регионе. Успешно проводимые в 1990-е гг. либеральные экономические реформы позволили Индии укрепить свой экономический потенциал и теснее сблизиться с государствами-членами АСЕАН: уже в 1992 г. Индия получила статус партнера по секторальному диалогу, а в декабре 1995 г. она стала полноправным партнером по диалогу. С 1 января 2010 г. между Индией и странами АСЕАН действует зона свободной торговли.
Предоставляя помощь странам ЮВА, Индия обеспечивает себе рынки сбыта товаров, а также благоприятные условия индийским компаниям для проникновения в регион ЮВА, что, в конечном счете, стимулирует рост двусторонней торговли. Только в 2005 - 2010 гг. ежегодный товарооборот между Индией и странами АСЕАН увеличивался в среднем более чем на 25%31.
В настоящее время Индия всемерно укрепляет свои экономические связи с АСЕАН, в том числе и благодаря выделению помощи. На 4-м саммите АСЕАН - Индия в Таиланде в декабре 2005 г. было объявлено об открытии специальных курсов для повышения квалификации дипломатов. Было также решено построить в Камбодже, Лаосе, Мьянме и Вьетнаме центры развития предпринимательства (Entrepreneurship Development Centres) для оказания содействия развитию малого и среднего бизнеса. Эти центры должны были обеспечивать изучение английского языка, организацию дистанционного обучения и телемедицины и др. В ходе 8-го саммита АСЕАН - Индия в Ханое (Вьетнам) в октябре 2010 г. подобный центр был открыт в Ханое.
Индия стремится закрепить свое присутствие в ЮВА путем оказания помощи странам региона в развитии их транспортной инфраструктуры, социальной сферы. Одной из «площадок» взаимодействия стала Организация сотрудничества стран бассейнов рек Меконг и Ганг (Mekong - Ganga Cooperation), учрежденная 10 ноября 2000 г. в Лаосе в ходе первой министерской встречи. Здесь же была подписана Вьентьянская Декларация сотрудничества. В Организацию вошли Индия и пять государств, расположенных в бассейне реки Меконг (Вьетнам, Камбожда, Лаос, Мьянма и Таиланд)32. 28 июля 2001 г. в Ханое была одобрена Программа действий (Hanoi Programme of Action), определившая приоритетные сферы сотрудничества -туризм, культура, образование и транспорт. Цель
Организации - заложение основ к дальнейшему плодотворному торговому и инвестиционному сотрудничеству в регионе.
Помощь Лаосу. Индийское правительство предоставляет помощь Лаосу в реализации инфраструктурных проектов, главным образом, в сфере энергетики. В настоящее время при содействии Индии ведется строительство линий электропередач (ЛЭП) в провинциях Чампассах и Аттапы (стоимость проектов более 50 млн. долл.), электрификация сельских районов, сооружение оросительных систем в четырех провинциях на юге Лаоса, а также строительство ГЭС Нам Бун-II мощностью 15 МВт (стоимость проекта 37,86 млн. долл.)33.
Индия в настоящее время также оказывает Лаосу помощь в реставрации памятников архитектуры, в частности, - храма VI в. Ват Пхоу, расположенного в провинции Чампассак, объявленного в 2001 г. ЮНЕСКО мировым наследием. Еще одним направлением двустороннего сотрудничества, которое развивается с 1970-х гг., является содействие Лаосу в подготовке национальных кадров. За это время свыше 1 тыс. лаосских студентов, отдельные представители которых сейчас занимают руководящие посты в государственных структурах страны, получили высшее образование в индийских вузах по таким специальностям, как юриспруденция, медицина, биология и др.
Ежегодная квота на предоставление Лаосу бесплатных государственных стипендий в рамках ITEC, ICCR и Mekong - Ganga Cooperation составляет свыше 160 человек. Кроме того, в индийских вузах обучаются представители военного истэблишмента Лаоса, изучая английский язык, информатику и др.34 С 2005 г. в индийско-лаосском Центре развития предпринимательства ежегодно проходят практику свыше 150 человек, многие из которых впоследствии успешно развивают свой собственный бизнес.
Индия активно помогает Лаосу в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В соответствии с подписанным между двумя странами Меморандумом о взаимопонимании, при содействии Индии в Лаосе открываются учебные центры по ИКТ, создается необходимая инфраструктура для электронного правительства (e-government). В последние пять лет Индия также предоставляет Лаосу широкий спектр Интернет-услуг в области дистанционного обучения и телемедицины. Кроме того, Индия периодически предоставляет Лаосу гуманитарную помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Развитие партнерства в сфере заимствований приносит свои плоды. Индия превратилась в 7-го крупнейшего инвестора в лаосскую экономику. В 2000 - 2010 гг. объем накопленных индийских инвестиций достиг 352 млн. долл.35
Индийская помощь Вьетнаму. Эта страна является одним из основных партнеров Индии в регионе ЮВА. История экономического со-
трудничества началась еще в середине 1970-х гг. В 1980-е гг. объем индийской помощи Вьетнаму был весьма внушительным, однако в 1990-е гг. в связи с экономическими трудностями в самой Индии он сократился.
Индия предоставляет Вьетнаму помощь, главным образом, в форме технического содействия. С 1976 г. Индия открыла Вьетнаму в общей сложности 14 кредитных линий на сумму 3,61 млрд. руп. Среди крупных кредитов последнего времени - кредит на сумму 45 млн. долл., выданный на реализацию проекта по сооружению ГЭС Нам Чьен36.
В 2000-е гг. Индия предоставила Вьетнаму на условиях грантов 100 млн. руп. на сооружение Центра по развитию ИТ в Ханое и 122,07 млн. руп. на поддержку развития человеческого потенциала в области ИТ в шести образовательных учреждениях Вьетнама. Кроме того, Индия подарила Вьетнаму суперкомпьютер PARAM стоимостью 46 млн. руп., открыла индийско-вьетнамский Центр развития предпринимательства и индийско-вьетнамский Центр изучения английского языка.
Гражданам Вьетнама предоставляется ежегодно 75 мест на курсах ITEC и еще 6 мест для аспирантов в рамках General Cultural Scholarship Scheme. Кроме того, ежегодно в Индии по программе студенческих обменов обучаются 20 студентов, а с 2006 г. - в рамках Mekong - Ganga Cooperation еще 10 студентов.
Благодаря предоставляемой помощи индийский бизнес весьма активно проникает на вьетнамский рынок. По данным на конец 2009 г., во Вьетнаме реализовывалось 30 инвестиционных проектов с участием индийского капитала на сумму 185,47 млн. долл. в области нефтегазового сектора, разведки минеральных ресурсов, пищевой промышленности и производства минеральных удобрений37.
Помощь Камбодже. Индия предоставляет Камбодже помощь как на условиях грантов, так и льготных кредитов. На условиях грантов с декабря 2003 г. проводится восстановление храма Та Прохм в местечке Сиемреап (проект финансируется из бюджета ITEC), а в июле 2010 г. в рамках Mekong-Ganga Cooperation началось строительство Музея азиатского традиционного текстиля (The Asian Traditional Textiles Museum) в местечке Сиемреап (стоимость проекта 1,7 млн. долл.)38. На условиях льготных кредитов осуществляется сооружение ЛЭП (30 млн. долл.), оросительных установок (30 млн долл.) и водяных насосов (5,2 млн. долл.)39.
Кроме того, в сентябре 2010 г. в ходе переговоров Президента Индии Пратибхи Д. Патил и премьер-министра Камбоджи Хун Сена достигнута договоренность об открытии Камбодже очередной кредитной линии в размере 15 млн. долл. на завершении проекта по развитию водных ресурсов в местечке Стунгтассал40. Наряду с техническим содействием Индия предоставляет помощь Камбодже также, и в форме продоволь-
ствия и товаров массового потребления. Только в 2002 г. Индией безвозмездно было передано 10 т риса и медицинских товаров.
Индийская помощь Мьянме. Помощь Республике Союз Мьянма (до 1989 г. - Бирма) традиционно занимает важное место в индийской внешнеэкономической политике. Находясь на стыке Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Мьянма всегда была объектом пристального внимания и ареной конкурентной борьбы за влияние многих крупных держав мира, в том числе Великобритании, Японии, а позднее - Индии и Китая. Еще в 1944 г. известный государственный и политический деятель Индии Сардар К.М. Паниккар, подчеркивая стратегическую важность Бирмы в период Второй мировой войны, заявлял, что «защита Бирмы - это фактически защита Индии»41. Премьер-министр Индии Дж. Неру также уделял большое внимание развитию связей с Бирмой, выступая за предоставление ей в рамках Британского Содружества наций военной и экономической помощи.
В настоящее время интерес Индии к Мьянме обусловливается как экономическими факторами, так и политическими (борьба с сепаратистскими группировками в индийских северо-восточных штатах, конкуренция с КНР, Японией и др. за влияние в Мьянме и регионе ЮВА в целом). Кроме того, на территории Мьянмы в настоящее время проживают порядка 2 млн. выходцев из Индии42.
Бирма была в числе первых реципиентов индийской помощи. В развитие Договора о дружбе от 1951 г. между двумя странами стало активно развиваться экономическое взаимодействие. В 1957 г. Бирме была выделена помощь в размере 200 млн. руп. на условиях льготных кредитов. Как писала позднее газета The Hindustan Times, «это неизбежно должно привести к росту закупок Бирмой индийских товаров в течение длительного времени»43. В 1950 - 1970-е гг. Индия оказывала Бирме помощь не только в виде продовольствия и товаров массового потребления, но и техническую помощь. В Бирму направлялись и индийские специалисты, помогавшие реализации различных проектов развития, а на индийских курсах ITEC прошли обучение свыше 100 бирманцев44.
Таблица 9
Помощь Индии Мьянме в 2004/05 ф.г. -2008/09 ф.г._
Объем предоставленной помощи (млн. руп.) Доля Мьянмы в общем объеме выделенной Индией помощи (%)
2004/05 ф.г. 62 1,0
2005/06 ф.г. 220 1,0
2006/07 ф.г. 400 3,0
2007/08 ф.г. 200 1,2
2008/09 ф.г. 560 2,7
Источник: MEA Annual Reports. Составлено автором по материалам сайта http://indianbudget.nic.in/ub2008-09/eb/sbe30.pdf
В настоящее время значительная часть помощи Мьянме направляется на ликвидацию последствий стихийных бедствий, причем, главным образом, на условиях грантов. Так, на восстановление инфраструктуры северо-восточный части Мьянмы после разрушительного землетрясения 24 марта 2011 г. Индия выделила 1 млн. долл.45 Существенная помощь была оказана Мьянме и в мае 2008 г. в связи с ликвидацией последствий масштабного циклона, в результате которого погибли более 80 тыс. жителей и сотни тысяч остались без крова. Индийское правительство направило 6 самолетов индийских ВВС Ил-76 и 2 судна для доставки в пострадавшие районы Мьянмы предметов первой необходимости (свыше 100 тонн грузов - палатки, одеяла, спальные мешки и др)46.
Индия активно предоставляет Мьянме и помощь в форме продовольствия, в том числе не только на двусторонней основе, но и по линии Всемирной продовольственной программы ООН.
В последнее десятилетие Мьянме также оказывается техническое содействие на условиях льготных кредитов. Так, в настоящее время на мьянманской территории Индия осуществляет ряд проектов в области информационных технологий; в планах превратить столицу страны Нейпьидо (Naypyidaw), расположенную в Ман-далайском административном округе, в ИТ-узел и др.
Оказание помощи способствовало закреплению на мьянманском рынке компаний ONGC Videsh47 и GAIL (India) Limited, которые участвуют в проекте Шве по разработке крупного газового месторождения в Бенгальском заливе. Кроме того, в 2000-е гг. Индия превратилась во второй крупнейший рынок сбыта мьянманских товаров (доля Индии в экспорте Мьянмы составляет 17%) и четвертого крупного торгового партнера Мьянмы (в 2007/08 ф.г. - $995,37 млн.) после Таиланда, КНР и Сингапура48.
Помощь Индонезии. Индийская помощь Индонезии в основном выделяется на условиях грантов в форме технического содействия, а также на ликвидацию последствий стихийных бедствий и природных катастроф. Индия была одной из первых стран, предоставивших Индонезии помощь в объеме 1 млн. долл. в связи с масштабным цунами, обрушившимся на островное государство в декабре 2004 г. Индийское правительство предоставило также 40 т продовольствия, предметов первой необходимости и 3 т медицинских препаратов и медтехники. Один из кораблей впоследствии был преобразован в плавучий госпиталь на побережье вблизи г. Ванда-Ачех49. Примечательно, что, значительная часть помощи была направлена в район г. Медан, где сосредоточена основная часть проживающей в Индонезии индийской диаспоры. Сама же Индия, в декабре 2004 г. также пострадавшая от этого разрушительного цунами, отказалась от международной помощи и предложила передать ее соседям по региону.
Спустя 4 месяца Индия предоставила еще 2 млн. долл. на ликвидацию последствий землетрясения, нанесшего 28 марта 2005 г. значительный ущерб северной части острова Суматра, а еще через год - в мае 2006 - еще 2 млн. долл. на ликвидацию последствий землетрясения на острове Ява.
Ежегодно Индия предоставляет Индонезии 125 мест на курсах ITEC. Кроме того, в 1990-е гг. в Джакарте был открыт Центр профессиональной подготовки (The Vocational Training Centre). В августе 2010 г. аналогичный центр был открыт в г. Ванда-Ачехе50.
Предоставляемая помощь приносит свои плоды. Индийский бизнес активно вкладывает инвестиции в индонезийскую экономику. В настоящее время внушительные объемы индийского капитала присутствуют в горно-добывающей, текстильной, сталелитейной, автомобильной промышленности, а также банковской сфере. Индонезия превратилась во второго крупнейшего торгового партнера Индии из числа стран АСЕАН - объем двусторонней торговли в 2009/10 ф.г. превысил 11,7 млрд долл.51
В последние годы Индия обозначила себя в качестве серьезного финансового донора развивающихся государств, в особенности Южной и Юго-Восточной Азии, а также Африки. Роль же иностранной помощи для развития собственно индийской экономики благодаря успешно проведенным экономическим реформам существенно уменьшилась. Масштабы получаемой Индией помощи извне заметно сокращаются. Этот поворот в политике государственных за-
имствований демонстрирует все возрастающий экономический и политический вес Индии в региональном и глобальном масштабе.
Заметное увеличение индийской помощи и количества реализуемых в развивающихся странах проектов дают возможность Индии усиливать там свои экономические позиции, обеспечивая благоприятные условия для зарубежной деятельности индийских компаний, создавать серьезный задел на будущее для расширения двусторонних торгово-экономических и политических связей с этими государствами.
Очевидно, что Индия в обозримой перспективе при увеличении объемов помощи государствам Южной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки будет исходить из интересов индийского государства и бизнеса, стремиться охватить своим воздействием все большее число стран-реципиентов, располагающих ощутимыми запасами природных ресурсов.
Таким образом, предоставление помощи рассматривается Индией, прежде всего, как эффективный инструмент расширения своего экономического и политического влияния в мире.
Galistcheva N.V. Indian Aid to South and South-East Asian Countries.
Summary: The article deals with one of the most important directions of Indian contemporary external economic policy - rendering of assistance to developing countries. The author analyses conditions, forms and mechanism of rendering assistance by India. The author draws special attention to Indian assistance to economic development of South Asian and South-East Asian countries.
- Ключевые слова -
Иностранная помощь, страна - донор, страна -реципиент, развивающиеся страны, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка, АСЕАН, «Взгляд на Восток», Организация сотрудничества стран бассейнов рек Меког и Ганг, Индия, Непал, Бутан, Бангладеш, Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Мьянма, Индонезия.
--Keywords -
Foreign aid, donor-country, recipient-country, developing countries, South Asia, South-East Asia, Africa, ASEAN, "Look - East Policy", Mekong - Ganga Cooperation, India, Nepal, Bhutan, Bangladesh, Laos, Vietnam, Cambodia, Myanmar, Indonesia.
Примечания
1. Программа Индийского технико-экономического сотрудничества (The Indian Technical and Economic Cooperation - ITEC) была учреждена 15 сентября 1964 г. В последнее десятилетие ежегодный бюджет ITEC составляет порядка 11 млн. долл.
2. Подсчитано автором по http://indiabudget.nic.in/
3. Первоначально «План Коломбо» был рассчитан на шестилетний период, однако, в дальнейшем продлевался. Его участники лишь обсуждают различные ее проекты, которые затем осуществляются на основе двусторонних соглашений. В настоящее время в «План Коломбо», который не является централизованной системой оказания экономической помощи, ассоциированы 26 государств. По материалам сайта: http://www.colombo-plan.org/
4. Консорциум помощи Индии учрежден Всемирным банком в 1958 г. В Консорциум вошли группа Всемирного банка и 13 государств - Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, ФРГ, Франция, Швеция и Япония.
5. Economic Survey 2009-10. Government of India, Ministry of Finance, Department of Economic Affairs, Economic Division. Oxford University Press. February 2010. P. A109. Данные на 2009/10 ф.г. даны в расчете за период апрель 2009 г. - январь 2010 г.
6. Ibidem. P. A114.
7. http://www.iccrindia.net/
8. EXIM Bank of India, Annual Report.
9. Президентом Индийского Красного Креста является президент Индии, а председателем - министр здравоохранения.
10. Sherine Jayawickrama. Foreign Aid as «Soft Power» (in India, Brazil and China). http://hausercenter.org/iha/2010/10/20/foreign-aid-as-soft-power-in-india-brazil-and-china/
11. http://www.iccrindia.net/
12. Ibidem.
13. Rajeev Sharma. South Asia's Rectangular Triangle - Nepal, Bhutan and India. http://www.southasiaanalysis.org/%5Cpapers41%5Cpaper4012. html
14. http://www.mea.gov.in/meaxpsite/foreignrelation/nepal.pdf
15. Nepal and the World a Statistical Profile, Nepal, 2006. P. 186.
16. Nepal - India Business and Industry. Special Features. Nepal Investment Consultants Group. Kathmandu, Nepal, 2006. P. 1-2.
17. http://www.indianembassy.org.np/economic-cooperation.php
18. Ibidem.
19. Ibidem.
20. Gareth Price. Diversity in Donorship: the Changing Landscape of Official Humanitarian Aid. http://www.odi.org.uk/resources/download/302. pdf
21. http://www.nrilegalservices.com/indo_bhutan.aspx
22. http://www.nrilegalservices.com/indo_bhutan.aspx
23. www.mongabay.com/history/bangladesh/bangladesh-the_superpowers.html
24. Ibidem.
25. http://www.unbconnect.com/component/news/task-show/id-46382
26. http://www.hcidhaka.org/pdf/Political%20and%20Economic%20relations.pdf
27. http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2010-01-12/india/28124448_1_sheikh-hasina-tipaimukh-dam-project-sheikh-rehana
28. http://www.hcidhaka.org/pdf/Political%20and%20Economic%20relations.pdf
29. Седов И.А. Экономические связи Индии с развивающимися странами Азии и Африки. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. М., 1971. С.171.
30. Там же. С.162.
31. http://www.indianhighcommission.com.my/ec.php
32. Впервые идею о необходимости развития сотрудничества между двумя цивилизациями (индуистской и буддистской), расположенными на берегах крупнейших азиатских рек - Ганга и Меконга, выдвинул министр иностранных дел Таиланда С.Питсуван. Высшим органом является министерская встреча, созываемая раз в год (как правило, в сроки проведения министерских встреч АСЕАН). Однако на практике ее заседания происходят реже. Основная практическая работа Организации осуществляется в рамках 5 рабочих групп, курирующих отдельные области сотрудничества: туризм, образование, культуру, транспорт и связь, а также группа, занимающаяся вопросами выработки планов сотрудничества.
33. http://www.thehindu.com/news/national/article625508.ece
34. http://meaindia.nic.in/meaxpsite/foreignrelation/laopdr.pdf
35. http://laovoices.com/2011/02/17/india-to-continue-to-support-laos/
36. http://www.indembassy.com.vn/tabid/72/default.aspx
37. Ibidem.
38. http://meaindia.nic.in/meaxpsite/foreignrelation/cambodia.pdf
39. Ibidem.
40. http://stockmarkettoday.in/2010/09/15/cambodia-seeks-india%E2%80%99s-assistance-in-agriculture-and-information-technology-sectors/
41. C.S.Kuppuswamy. Indo-Myanmar Relations - a Volte Face.
42. K.Yhome. India-Myanmar Relations (1998-2008). A decade of redefining bilateral ties. Observer Research Foundation, New Delhi, 2009. P.20.
43. Седов И.А. Экономические связи Индии с развивающимися странами Азии и Африки. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. М., 1971. С.159.
44. Там же. С.162 - 163.
45. http://indiablooms.com/EnvironmentDetailsPage/environmentDetails300311c.php
46. http://www.rediff.com/news/2008/jun/03aid.htm
47. ONGC Videsh - дочерняя компания государственной индийской корпорации Oil and Natural Gas Corporation Limited - ONGC.
48. http://www.nl-aid.org/continent/south-asia/burma-and-india-the-new-geopolitical-reality/
49. Gareth Price. Diversity in Donorship: the Changing Landscape of Official Humanitarian Aid. http://www.odi.org.uk/resources/download/302. pdf
50. http://meaindia.nic.in/meaxpsite/foreignrelation/indonesia.pdf
51. Ibidem.