Научная статья на тему 'Индия - Мальдивы - Шри-Ланка: неудавшаяся попытка создать систему локальной безопасности в Индийском океане'

Индия - Мальдивы - Шри-Ланка: неудавшаяся попытка создать систему локальной безопасности в Индийском океане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
799
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / МАЛЬДИВЫ / ШРИ-ЛАНКА / TMSC / ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН / МЕХАНИЗМ БЕЗОПАСНОСТИ / INDIA / MALDIVES / SRI LANKA / INDIAN OCEAN / SECURITY MECHANISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куприянов Алексей Владимирович

Настоящая статья посвящена анализу появления и функционирования Трехсторонней инициативы по сотрудничеству в сфере морской безопасности (TMSC). Первый в истории региона Индийского океана механизм взаимодействия на уровне советников по безопасности Индии и ее ключевых партнеров в сфере безопасности Мальдивской республики и Шри-Ланки просуществовал три года, в настоящий момент его деятельность заморожена. Автор ставит перед собой задачу проанализировать причины зарождения данной инициативы, интересы стран-участниц, проведенные в рамках TMSC мероприятия и их результаты, а также возможные причины прекращения функционирования TMSC. Автор приходит к выводу, что причины провала инициативы TMSC в текущем виде носят объективный характер и что Индии, если она намерена создать эффективно действующий альянс, придется либо менять подход к формированию подобных механизмов, еще больше их формализуя, либо договариваться с Китаем как с альтернативным поставщиком безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India - Maldives - Sri Lanka: A Failed Attempt to Createa Local Security Mechanism in the Indian Ocean

This article analyzes the emergence and operation of the Tripartite Maritime Safety Cooperation initiative (TMSC). The first mechanism in the history of the Indian Ocean region involving interaction at the level of security advisers of India and its key security partners the Republic of Maldives and Sri Lanka existed for three years; at the moment its activities are frozen. The author sets himself the task of analyzing the reasons for the creation of this initiative, the interests of the participating countries, the activities carried out in the framework of the TMSC and their results, and finally the possible reasons for the termination of the TMSC's functions. The author concludes that the reasons for the failure of the TMSC initiative in their current form are objective, and that India, if it intends to create an effective alliance, will have to either change the approach to the formation of such mechanisms, formalize them even more, or negotiate with China as an alternative security provider.

Текст научной работы на тему «Индия - Мальдивы - Шри-Ланка: неудавшаяся попытка создать систему локальной безопасности в Индийском океане»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 2

Алексей Владимирович Куприянов,

кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора международных организаций и глобального политического регулирования отдела международно-политических проблем Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (Россия), e-mail: a.kupriyanov@imemo.ru

ИНДИЯ — МАЛЬДИВЫ — ШРИ-ЛАНКА: НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ЛОКАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ

Настоящая статья посвящена анализу появления и функционирования Трехсторонней инициативы по сотрудничеству в сфере морской безопасности (TMSC). Первый в истории региона Индийского океана механизм взаимодействия на уровне советников по безопасности Индии и ее ключевых партнеров в сфере безопасности — Мальдивской республики и Шри-Ланки — просуществовал три года, в настоящий момент его деятельность заморожена. Автор ставит перед собой задачу проанализировать причины зарождения данной инициативы, интересы стран-участниц, проведенные в рамках TMSC мероприятия и их результаты, а также возможные причины прекращения функционирования TMSC. Автор приходит к выводу, что причины провала инициативы TMSC в текущем виде носят объективный характер и что Индии, если она намерена создать эффективно действующий альянс, придется либо менять подход к формированию подобных механизмов, еще больше их формализуя, либо договариваться с Китаем как с альтернативным поставщиком безопасности.

Ключевые слова: Индия, Мальдивы, Шри-Ланка, TMSC, Индийский океан, механизм безопасности.

Alexey Vladimirovich Kupriyanov,

Kandidat of Historical Sciences, Researcher, Sector of International Organizations and Global Political Regulation, International and Political Problems Department, Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (Russia), e-mail: a.kupriyanov@ imemo.ru

INDIA — MALDIVES — SRI LANKA: A FAILED ATTEMPT TO CREATE A LOCAL SECURITY MECHANISM IN THE INDIAN OCEAN

This article analyzes the emergence and operation of the Tripartite Maritime Safety Cooperation initiative (TMSC). The first mechanism in the history of the Indian Ocean region involving interaction at the IeveI of security advisers of India and its key security partners — the Republic of Maldives and Sri Lanka — existed for three years; at the moment its activities are frozen. The author sets himself the task of analyzing the reasons for the creation of this initiative, the interests of the participating countries, the activities carried out in the framework of the TMSC and their results, and finally the possible reasons for the termination of the TMSC's functions. The author concludes that the reasons for the failure of the TMSC initiative in their current form are objective, and that India, if it intends to create an effective alliance, will have to either change the approach to the formation of such mechanisms, formaIize them even more, or negotiate with China as an aIternative security provider.

Key words: India, Maldives, Sri Lanka, TMSC, Indian Ocean, security mechanism.

Индия традиционно рассматривает Индийский океан как сферу своего влияния, полагая, что доминирование в ней критически важно для безопасности страны. Согласно индийской морской стратегии, для того чтобы обеспечить свободу судоходства и не допустить прохода в пределы океана враждебных сил в случае начала вооруженного конфликта, необходимо контролировать ключевые точки (так называемые chokepoints): основные проливы, через которые можно попасть в акваторию Индийского океана. Соответственно, Индия, претендующая на роль регионального лидера, стремится стать поставщиком безопасности для всех малых стран бассейна Индийского океана, наладив при этом сотрудничество со средними державами, обладающими собственным флотом (такими как Австралия и ЮАР), и единственной сверхдержавой, безусловно доминирующей на морях (США).

В рамках этой стратегии ключевое значение приобретают патронажные либо союзнические отношения с малыми островными государствами, находящимися в непосредственной близости от ключевых морских путей (Шри-Ланкой, Мальдивской республикой, Сейшелами и Маврикием). Помимо этого, для Индии представляется недопустимым размещение вооруженных сил любых иностранных государств в островных странах в зоне непосредственного соседства Индии (на Шри-Ланке и Мальдивах). Соответственно, Индия в первую очередь заинтересована в развитии отношений со Шри-Ланкой и Мальдивской республикой, попадающими в обе группы.

В свою очередь, власти малых островных государств в силу как исторических, так и политико-географических причин осознают необходимость считаться с желаниями могущественного соседа, претендующего на статус великой державы, а в перспективе и сверх-

державы. Практическое воплощение этой зависимости в первую очередь определяется ресурсами малых стран и их способностью проводить собственную политику. Тем не менее, учитывая, что основное внимание в отношениях с ними Индия уделяет вопросам безопасности, а не достижению экономического доминирования, наилучшим выходом для малых стран представляется добровольная уступка части суверенитета в сферах обороны и внешней политики при сохранении его в остальных сферах. Наиболее показательным в данном случае является пример Мальдивских островов, власти которых в свое время провозгласили политику «финляндизации». Они уподобили отношения Мале и Нью-Дели отношениям Хельсинки и Москвы в период холодной войны и декларировали неизбежное согласование политики Мальдив с интересами Индии в соответствии с девизом «Индия первым делом» (India first), сформулированным президентом Абдулом Гаюмом1. Иногда термин «финляндизация» используется и в отношении Шри-Ланки, хотя ее зависимость от Индии заметно меньше, что связано с большими ресурсами страны, позволяющими ей проводить относительно независимую политику, и с тамильско-сингальским конфликтом на самой Шри-Ланке: правительство Индии вынуждено учитывать чувства населения штата Тамилнад, недовольного нарушением прав тамилов на соседнем острове.

Рассмотрим причины, вынудившие Индию и малые страны региона формализовать свои отношения, созданный в результате этого процесса трехсторонний механизм взаимодействия в сфере безопасности, специфику его функционирования и причин, по которым его деятельность была заморожена.

Угрозы безопасности как движущая причина

формирования триалога

Главной причиной наращивания сотрудничества в сфере морской безопасности между Индией, Шри-Ланкой и Мальдивской республикой является общность и трансграничность угроз, среди которых можно назвать терроризм на море, пиратство, наркоторговлю, торговлю людьми и контрабанду оружия. Если генезис и необходимость борьбы с тремя последними угрозами очевидны, то на первых двух необходимо остановиться подробнее, в том числе потому, что они представляют большую опасность для экономического и политического суверенитета государств.

1 Paul T. V. State Capacity and South Asia's Perennial Insecurity Problems // South Asia's Weak States: Understanding the Regional Security Predicament / Ed. T.V. Paul. Stanford: Stanford University Press, 2010. P. 24-25.

Наибольший опыт борьбы с морским терроризмом имеет Шри-Ланка. В годы гражданской войны (1983-2009) в ее прибрежных водах активно действовали «Морские тигры» — крыло сепаратистской группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама». По сути, боевикам удалось создать собственные ВМС, способные совершать амфибийные операции и оперировать в открытом море на удалении от берегов. В организационном отношении «Морские тигры» были разделены на 12 секций. Террористы использовали тяжелое вооружение, включая установки залпового огня, самостоятельно производили мины и даже строили подводные лодки собственной конструкции. В ходе боев «Морские тигры» нанесли серьезные потери ВМС Шри-Ланки: к примеру, в 1994 г. они уничтожили самый крупный на тот момент корабль островного государства — патрульное судно «Сагаравардена» затонуло в результате атаки двух загруженных взрывчаткой лодок, которыми управляли террористы-смертники. Уничтожить «Морских тигров» удалось лишь в результате успешных операций на суше, которые привели к разгрому и капитуляции «Тигров освобождения Тамил-Илама».

Мальдивская республика впервые столкнулась с угрозой морского терроризма в 2009 г. Тогда в одном из интервью президент Аб-дул Гайюм признал, что в рядах боевиков «Аль-Каиды» в Пакистане сражаются сотни граждан Мальдивской республики2. Кроме того, связанное с пакистанским «Талибаном» террористическое движение «Ансаруль-Муджахеддин» объявило о создании на Мальдивах отделения организации. Рост террористической опасности и угроза захвата исламистами одного из мальдивских атоллов с последующим основанием там базы для нападений на проходящие мимо суда в конце концов вынудили мальдивские власти пойти на подписание с Индией соглашения в области безопасности.

Для Мальдив и Шри-Ланки, экспорт и импорт которых критически зависит от морских перевозок, пиратство представляет серьезную угрозу.

В случае Мальдивских островов речь идет прежде всего о действиях морских разбойников из Сомали. В настоящий момент непосредственная угроза со стороны сомалийских пиратов отсутствует: меры по охране проходящих судов, военные операции, широкое привлечение к охране судов сотрудников частных военных компаний привело к временному прекращению нападений на торговые суда. Однако экономические причины пиратства не устранены, так что

2 Roul A. Jihad and Islamism in the Maldive Islands // The Jamestown Foundation. 2010. February 12. URL: https://jamestown.org/program/jihad-and-islamism-in-the-maldive-islands/

потенциальная опасность того, что оно возродится в случае ослабления мер безопасности, сохраняется.

Для Шри-Ланки вопрос борьбы с пиратством является куда более насущным. Речь идет прежде всего о пиратах северной части Бенгальского залива, оперирующих у берегов Бангладеш. Истощение рыбных запасов залива вынудило часть рыбаков обратиться к морскому разбою. Их действия наряду с другими факторами вынуждают рыболовов покидать традиционные зоны промысла и мигрировать к югу. Возникающая цепная реакция массовой миграции в итоге вытесняет индийских рыбаков в богатые рыбой прибрежные воды Шри-Ланки, где они ведут незаконный промысел. Пограничная охрана и ВМС страны предпринимают меры по их задержанию, что осложняет и без того непростые отношения между странами.

Для Индии, в свою очередь, опасность представляют оба пиратских очага. Морской разбой в северной части Бенгальского залива приводит к ухудшению экономической обстановки в прибрежных регионах, ситуация в которых из-за оскудения рыбных запасов и без того сложная; борьба с бенгальскими пиратами, действующими в приграничных районах с индийской стороны, чрезвычайно затруднена, поскольку они имеют сеть осведомителей в полиции и органах власти и в случае необходимости скрываются в территориальных водах Бангладеш. Сомалийское пиратство ставит под угрозу бесперебойные поставки углеводородов, необходимых для развития экономики страны, из государств Персидского залива.

Помимо перечисленных угроз, существует ряд объективных и субъективных факторов, вынуждающих Индию, Шри-Ланку и Мальдивы сотрудничать в сфере морской безопасности. Прежде всего речь идет о стихийных бедствиях — главным образом тропических циклонах, от которых регулярно страдают островные государства, а также прибрежные районы Индии. Для оказания помощи районам, пострадавшим от ударов стихии, активно привлекаются ВМС и ВВС, и эта практика также способствует дальнейшей координации деятельности в сфере безопасности. Наконец, все три страны ведут работу по укреплению взаимодействия по линии информирования об обстановке в мировом океане (Maritime Domain Awareness, MDA), способствующего безопасности мореплавания и, как следствие, росту морской торговли. Поскольку система MDA в Индийском океане в значительной мере поддерживается радарами, действующими в интересах Министерства обороны Индии, очевидно, что для более эффективного взаимодействия в этой сфере необходима координация усилий в сфере безопасности.

Кроме того, Индию к сотрудничеству с островными государствами ближнего круга подталкивает угроза усиления китайского

влияния в Индийском океане. Нью-Дели опасается установления постоянного китайского присутствия в регионе: политическая элита и экспертное сообщество Индии подозревают Китай в намерении окружить ее так называемой «жемчужной нитью» — цепью баз и станций, на которые бы мог при необходимости во время операций опираться китайский флот. Пекин неоднократно заявлял, что его цели являются исключительно экономическими и носят мирный характер, однако Нью-Дели относится к этим заверениям с недоверием. Настойчивые попытки Пекина наладить контакты с Мале и Коломбо подстегнули Индию к укреплению отношений с соседними странами. В результате и Мальдивы, и Шри-Ланка оказались в непростой ситуации: с одной стороны, искусное маневрирование между Индией и КНР позволяет им максимально использовать выгоду своего положения и привлекать в экономику необходимые инвестиции; с другой — существует риск, что рано или поздно заигрывания с Пекином приведут к тому, что будут задеты чувствительные для Нью-Дели вопросы безопасности и последует жесткая реакция.

Очевидно, что во всех потенциальных региональных структурах безопасности лидирующая роль отведена Индии как государству с наибольшим числом ресурсов, которое вынуждено нести основную ношу по обеспечению партнеров необходимыми средствами и материалами. Неудивительно, что именно Индия определяет формы взаимодействия в сфере безопасности в бассейне Индийского океана.

Индийский океан: зона неформальных альянсов

Характерной чертой системы безопасности, существующей в Индийском океане, является отсутствие многосторонних и крайне незначительное число двусторонних формальных альянсов. Такая ситуация сложилась по историческим причинам: малые страны находились в традиционной сфере влияния Индии, сложившейся по итогам распада Британской империи. Для Индии любая формализация представлялась излишней. Будучи ключевым игроком в регионе, она избегает участия в многосторонних обязывающих механизмах, предпочитая координировать деятельность в сфере безопасности с другими государствами на двусторонней основе либо в рамках неформальных структур, которые предназначены для проведения консультаций между представителями силовых ведомств. Подобный формат позволяет Индии сохранить доминирующее положение, избегая риска остаться в меньшинстве при принятии решения по важному вопросу в рамках формальной структуры и не утрачивая свободы маневра. Малые страны до недавнего времени также вполне устраивала схема «защита в обмен на лояльность», по которой выстраивались их отношения с Индией; к тому же в

случае выстраивания многосторонней структуры безопасности им бы пришлось неизбежно тратить и без того скудные ресурсы на проведение операций в других зонах региона, причем эти операции неизбежно проходили бы под индийским контролем и были бы выгодны прежде всего Индии как ведущей и координирующей силе потенциального альянса.

В результате такого нежелания связывать себя формальными обязательствами сложилась специфическая схема сотрудничества Индии с малыми островными государствами: поддерживаются тесные контакты в военной сфере, однако этот факт никак не оформляется в соответствии с международным правом.

Наиболее ярким примером является сотрудничество Индии с Мальдивами. До последнего времени Мале и Нью-Дели выстраивали отношения по схеме «патрон-клиент», причем мальдивское руководство, как известно, открыто отказалось от части суверенитета. Индия ответственно относилась к своим обязанностям патрона, что продемонстрировала во время неудачной попытки государственного переворота на Мальдивах в 1988 г. Тогда группа боевиков «Народной организации освобождения Тамил-Илама», нанятых беглыми мальдивскими олигархами Сиккой Ахмедом Исмаилом Манику и Абдуллой Лутхуфи, высадилась в столице страны Мале и захватила большую часть правительственных зданий. Однако успевший скрыться президент Гайюм обратился к Индии за помощью. В результате операции, получившей название «Кактус», в ходе которой на Мальдивы менее чем за сутки были переброшены 1600 индийских десантников, попытка переворота была подавлена, боевики арестованы. Эта демонстрация силы и решимости существенно укрепила статус Индии как поставщика безопасности во всем регионе Индийского океана.

Индийско-ланкийское сотрудничество развивается по иному сценарию. В 1987 г. Индия направила на Шри-Ланку миротворческий контингент для обеспечения выполнения мирных соглашений между правительством и «Тиграми освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ). Однако миротворцы вскоре оказались втянуты в конфликт, понесли серьезные потери и покинули остров, не добившись результатов. В последующие годы Индия, публично выступая за прекращение боевых действий, осуждая Пакистан за поставки вооружений лан-кийскому правительству3 и призывая к миру, проводила подготовку ланкийских солдат и офицеров, участвовала в совместных учениях и снабжала ланкийскую сторону разведывательной информацией. Более того, Индия расширила кредитную линию для Шри-Ланки на

3 Ramachandran S. The Pakistani muscle behind Colombo // Asia Times. 2006. September 22. URL: http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/HI22Df01.html

100 млн долл. Формально эти деньги предназначались для закупки нелетальных вооружений, на самом же деле это понятие трактуется Индией весьма широко. Так, с 2000 по 2017 г. Шри-Ланка получила 24 зенитных орудия L70, 11 радаров USFM, 10 бронемашин с противоминной защитой и 24 РЛС наблюдения за полем боя4. Все эти поставки практически не освещались в прессе во избежание протестов в Тамилнаде, где сильны антиланкийские настроения.

Однако постепенно изменение ситуации в регионе вынудило Индию и ее соседей отказаться от привычных схем и в определенной степени формализировать сложившиеся отношения в сфере безопасности.

В 2009 г., после того как мальдивские власти публично признали, что на островах широкое распространение получила идеология радикального ислама, правительство президента Мохаммеда Нашида обратилось к Нью-Дели с предложением заключить соглашение о сотрудничестве в военной сфере. Соответствующий договор был подписан в том же году. В соответствии с ним Индия на постоянной основе разместила на Мальдивах 2 вертолета для совершенствования разведывательных полетов, было достигнуто соглашение об установке индийских радарных станций на 26 атоллах (на момент подписания договора радары находились лишь на 2 атоллах) и включении этих станций в систему индийских береговых радаров, находящихся под контролем берегового командования Индии. Кроме того, индийская береговая охрана обязалась совершать регулярные полеты над островами, отслеживая подозрительную активность на море и уделяя особое внимание обнаружению сомалийских пиратов.

В отличие от Мальдив, Шри-Ланка так и не заключила с Индией соглашения о военном сотрудничестве. Переговоры по этому вопросу начались в 2003 г. между правительствами Ранила Викрамасингхе и Атала Бихари Ваджпаи. Несмотря на то что уже в следующем году оба кабинета после поражения на выборах вынуждены были уйти в отставку, переговоры продолжались, и в индийской прессе высказывались оптимистичные прогнозы, что соглашение будет заключено уже к концу 2004 г.5 Однако оно так и не было подписано. Это произошло по ряду причин, ключевыми из которых предположительно являлись неготовность Шри-Ланки жертвовать своим суверенитетом при отсутствии со стороны Индии гарантий военной помощи в борьбе с тамильскими сепаратистами и нежелание Нью-Дели обострять тамильский вопрос. В итоге двустороннее сотрудничество в

4 Ghosh P.K. Maritime Security Trilateralism: India, Sri Lanka and Maldives // Artha — Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 6.

5 India-Sri Lanka Defence Agreement // The Hindu. 2004. October 26. URL: http:// www.thehindu.com/2004/10/26/stories/2004102602761000.htm

военной сфере между Индией и Шри-Ланкой развивается в наиболее комфортном для Индии формате: в феврале 2012 г. был запущен Ежегодный диалог в сфере обороны (Annual Defence Dialogue, ADD).

Таким образом, в процессе формализации отношений в сфере безопасности отчетливо проявились два наиболее предпочтительных для Индии формата: отношения «патрон-клиент» с Мальдивами, фактически предоставившими индийским военным свою территорию для их нужд, и официальные, но не обязывающие контакты в формате диалога. В результате, когда возникла необходимость создать трехсторонний механизм для реагирования на перечисленные выше угрозы, за основу был взят второй формат, устраивающий всех участников.

Трехсторонняя инициатива: механизм взаимодействия

Таким механизмом стала Трехсторонняя инициатива по сотрудничеству в области морской безопасности (Trilateral Maritime Security Cooperation, TMSC), объединившая Индию, Шри-Ланку и Мальдивскую республику. Впервые в истории в Индийском океане была создана многосторонняя структура, основанная на трехсторонних консультациях советников по национальной безопасности (national security advisors, NSA). С одной стороны, эта структура предусматривала близкие контакты между представителями стран-участниц и обсуждение вопросов в полуформальной обстановке, что всецело устраивало Индию. С другой — высокий статус советника по безопасности в индийской иерархии государственного управления и большое влияние, которым в своих странах пользовались представители других государств, гарантировали, что согласованные на трехсторонних встречах решения будут в полном объеме доведены до лидеров стран-участниц и выполнены.

TMSC изначально создавался как институт, предназначенный исключительно для согласования деятельности в области морской безопасности. Любопытно, что с самого начала его деятельность практически не привлекала внимания СМИ6.

Первая определяющая встреча на уровне советников по национальной безопасности прошла в Мале в 2011 г. На ней было принято решение о дальнейшем развитии структуры, после чего последовала череда трехсторонних консультаций между высокопоставленными чиновниками Индии, Мальдив и Шри-Ланки. По итогам четырех встреч было согласовано проведение второй встречи на уровне советников. В следующем году ланскийские ВМС присоединились к

6 Moorthy N.S. 'Trilateral Maritime Security Initiative' Has Potential for Future // Observer Research Foundation. 2013. July 29. URL: https://www.orfonline.org/research/ trilateral-maritime-security-initiative-has-potential-for-future/

двусторонним индийско-мальдивским учениям Dosti, проводившимся с 1991 г., тем самым превратив их в трехсторонние7.

Вторая встреча состоялась на Шри-Ланке, в Коломбо, в июле 2013 г.8 Участники договорились о создании дорожной карты сотрудничества в области морской безопасности, которая включала бы следующие направления: дальнейшая координация в области MDA, в первую очередь в том, что касается систем дальней идентификации и контроля местоположения судов (LongRangeldentifi-cationandTracking, LRIT) и обмена информацией баз данных судов; совместные учения для укрепления взаимодействия в сфере MDA, главным образом во время спасательных операций; установление и поддержание постоянных контактов по вопросам пресечения нелегальной деятельности на море, включая загрязнение природной среды и борьбу с пиратством9.

Третья встреча на уровне советников прошла 6 марта 2014 г. в Нью-Дели10. На ней, помимо представителей Индии, Мальдив и Шри-Ланки, впервые присутствовали представители Маврикия и Сейшельских островов. Это было расценено как заявка на дальнейшее расширение успешно работающей структуры и расширение триалога до пенталога, который получил рабочее название IO-511.

На встрече обсуждалась реализация проектов, согласованных на предыдущем совещании, а также расширение сотрудничества в сфере гидрографических исследований, проведение совместных учений по обнаружению и задержанию судов, ведущих незаконную деятельность на море («подход, высадка, обыск, задержание», VBSS — Visit, Board, Search, Seizure), прохождение ланкийскими и мальдивскими моряками морской практики на борту индийских

7 Pajmaya G. Maldives President Visits India: Bilateral Partnershipfor Regional Security // National Maritime Foundation. 2016. August 4. URL: http://maritimeindia. org/View%20Profile/636058827010293203.pdf

8 Outcome Document of the Second NSA-Level Meeting on Trilateral Cooperation on Maritime Security between India, the Maldives and Sri Lanka // Ministry of External Affairs, Government of India. 2013. July 9. URL: http://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/21922/Outcome+Document+of+the+Second+NSALevel+Meeting+ on+Trilateral+Cooperation+on+Maritime+Security+between+India+the+Maldives+an d+Sri+Lanka

9 India, Lanka, Maldives Sign Tripartite Maritime Security Pact // The Times of India. 2013. July 9. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/world/south-asia/India-Lanka-Maldives-sign-tripartite-maritime-security-pact/articleshow/20985280.cms

10 NSA Level Meeting on Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives // Ministry of External Affairs, Government of India. 2014. March 6. URL: http://mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/23037/NSA+level+meeting+on+trilater al+Maritime+Security+Cooperation+between+India+Sri+Lanka+and+Maldives

11 Mohan C.R. Beyond Non-Alignment: New Imperatives for Defence Diplomacy // The New Arthashastra. A Security Strategy for India / Ed. G. Kanwal. Noida: Harper Collins India, 2016. P. 32.

учебных парусных судов, обмен информацией и идеями между аналитическими центрами трех стран.

Особое внимание вновь уделялось теме MDA: было решено нарастить инвестирование в системы LRIT и автоматической идентификации (AIS) и укрепить сотрудничество в сфере спасения на море. В частности, Индия предложила предоставить техническую помощь в создании центров для координации спасательных мероприятий. Помимо этого, обсуждалась тема борьбы с загрязнением морской среды.

Ключевой темой стал рост в регионе асимметричных угроз, прежде всего пиратства и терроризма. В результате было решено расширить масштаб проводимых каждые 2 года трехсторонних учений Dosti, заняв свободный год КШУ и семинарами по вопросам морской безопасности, а также усилить обмен информацией о незаконной морской деятельности по уже существующим каналам. Помимо этого, советники согласились сформировать трехстороннюю подгруппу, которая занималась бы исключительно изучением и решением сложных правовых и политических вопросов в сфере борьбы с пиратством. Для Индии это решение имело особое значение, так как в этот период велась разработка соответствующих поправок в национальное законодательство, в котором, по сути, отсутствовали эффективные юридические инструменты, позволяющие бороться с морским разбоем. Как отметил глава индийской делегации Шив-шакар Менон, «непосредственная угроза пиратства, с которой мы столкнулись несколько лет назад, по счастью, уменьшилась; однако уменьшение числа пиратских нападений не означает, что удалось покончить с источником проблемы, который располагается на суше, а значит, нам необходимо продолжать работу в этом направлении»12.

Отдельно стоит отметить знаковую встречу на полях форума: глава мальдивской делегации, министр обороны и национальной безопасности Мохаммед Назим встретился с главой минобороны Индии А.К. Энтони, который пообещал предоставлять Мальдивам всю необходимую военную поддержку в будущем13.

В целом в ходе трех встреч удалось сформировать доверительную атмосферу, чему способствовал стабильный состав участников (Шри-Ланку неизменно представлял постоянный секретарь Министерства обороны и городского развития Готабая Раджапакса, Индию — Шившанкар Менон, Мальдивскую республику на второй

12 Maldives Signs Maritime Cooperation Agreement with India and Sri Lanka // Minivan News. 2014. March 9. URL: https://minivannewsarchive.com/news-in-brief/ maldives-signs-maritime-cooperation-agreement-with-india-and-sri-lanka-79345

13 Maldives, India, Sri Lanka Conclude NSA Level Meeting on Maritime Security Cooperation // Sun. 2014. March 9. URL: https://en.sun.mv/20475

и третьей встречах — министр обороны и национальной безопасности Мохаммед Назим). По итогам саммитов было достигнуто соглашение о всестороннем обмене данными через систему информации о торговых судах (MSIS): Индия обязалась предоставить все необходимые для этого мощности.

По сути, впервые в регионе Индийского океана планировалось реализовать настолько масштабный обмен информацией и технологиями, а также создать пусть локальную, но практически всеобъемлющую систему морской безопасности. Тот факт, что интерес к формату проявляли Маврикий и Сейшелы, позволял надеяться, что число участников трехсторонней инициативы будет расширяться. Малые страны Индийского океана встраивались в единую схему безопасности, а Индия получала правовое обоснование для создания и развития сети баз в регионе. Отдельные эксперты предрекали даже создание региональной группировки, которая «сделает неэффективной попытку внешних игроков играть мускулами»14. Один из ведущих индийских аналитиков Раджа Мохан призвал создать еще один трехсторонний механизм по образцу TMSC, на сей раз с участием Индии, Бангладеш и Мьянмы15.

Пришедший к власти в Индии в 2014 г. Нарендра Моди провозгласил новую политику в регионе Индийского океана, получившую название SAGAR и предполагавшую акцент на общее всестороннее развитие всех стран региона16. В области морской безопасности положения SAGAR в целом повторяли те, что были согласованы в ходе трех встреч в формате TMSC. Более того, в 2015 г. Моди посетил Шри-Ланку, Сейшельские острова и Маврикий — все значение этой поездки можно оценить лишь с учетом того, что это был первый визит индийского премьера в эти государства за 28, 34 и 10 лет соответственно.

Тем не менее третья встреча советников по национальной безопасности оказалась последней. Четвертый саммит, который должен был собраться в Мале17, так и не состоялся. Несмотря на то что учения Dosti проходили вплоть до 2016 г., отсутствие ключевых мероприятий в рамках формата привело к тому, что он оказался фактически заморожен, хотя ни одна из сторон не объявляла о выходе из него.

14 Moorthy N.S. Op. cit.

15 Mohan C.R. Modi's World: Expanding India's Sphere of Influence. New Delhi: Harper Collins India, 2015. P. 51.

16 Padmaja G. Modi's Maritime Diplomacy: A Strategic Opportunity // Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India. 2015. Vol. 11. No. 2. P. 28-29.

17 NSA Level Meeting on Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives...

Возможные причины приостановки деятельности

и дальнейшие перспективы

Причины прекращения работы ТМБС так и не были официально оглашены. Наиболее вероятными представляются следующие:

1. Изменение внутренней политической ситуации на Мальдивах и обострение мальдивско-индийских отношений. Пришедший к власти в ноябре 2013 г. президент Абдулла Ямин начал в 2015 г. преследования оппозиционных политиков, включая бывшего президента Нашида, известного проиндийской позицией. В том же году он был арестован, однако в январе 2016 г. под давлением Индии выпущен из страны, после чего получил политическое убежище в Великобритании. Вмешательство Индии во внутренние дела Мальдив вызвало недовольство мальдивского руководства18 и существенно ухудшило отношения между странами.

2. Отсутствие консенсуса по вопросу о дальнейшем расширении формата. В марте 2014 г. Маврикий выступил одним из коспонсоров резолюции в Совете ООН по правам человека, посвященной нарушению прав тамильского населения ланкийскими властями. За несколько месяцев до того премьер-министр Навинчандра Рамгу-лам отказался приезжать на саммит глав Содружества в Коломбо. Хотя в данном случае маврикийские власти последовали примеру индийских, не желая портить отношения с тамильской общиной (на Маврикии она составляет около 13 % населения), коспонсорство при внесении явно антиланкийской резолюции выходит далеко за рамки того, что позволял себе Нью-Дели.

3. Наконец, причины могут лежать исключительно в бюрократической плоскости. Как полагает эксперт индийского Института оборонных исследований и анализа Аман Сабервал, ТМБС мог прекратить работу «благодаря отсутствию приоритетного внимания среди чиновников спустя год после того, как инициатива была поддержана на самом высоком правительственном уровне»19.

Ни одна из трех перечисленных проблем не является непреодолимой и может быть решена при известной политической воле. Однако тот факт, что этого так и не произошло, показывает, что проблемы ТМБС куда глубже.

18 Maldives Warns India over Pressure to Free Nasheed // The International News. 2015. October 12. URL: https://www.thenews.com.pk/print/67427-maldives-warns-india-over-pressure-to-free-nasheed

19 Saberwal A. Time to Revitalise and Expand the Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives // Institute for Defence Studies and Analyses. 2016. March 16. URL: https://idsa.in/idsacomments/trilateral-maritime-security-cooperation-india-sri-lanka-maldives_asaberwal_220316

Прежде всего, у Индии отсутствуют эффективные рычаги влияния на политику малых государств региона за исключением прямой вооруженной интервенции, проведение которой в нынешних условиях представляется маловероятным. Если раньше Индия была единственным возможным патроном в сфере экономики для любого малого государства-клиента в Индийском океане, то теперь в качестве альтернативы все активнее выступает Китай. Стоит ожидать, что в ближайшее время он также сможет претендовать на роль поставщика безопасности, что еще больше подорвет позиции Индии в случае, если Нью-Дели не сумеет договориться с Пекином о разграничении сфер влияния и ответственности.

Уже после того, как ТМБС, по сути, перестал функционировать, индийские эксперты не раз призывали возобновить его работу. Так, в сентябре 2015 г. аналитик Шрипати Нарайянан заявил, что дальнейшее развитие триалога необходимо, так как он может стать основой нового типа отношений Индии со странами бассейна Индийского океана20. В марте 2016 г. уже упомянутый Аман Сабервал опубликовал статью под говорящим названием «Время вдохнуть новую жизнь и расширить трехстороннее сотрудничество между Индией, Шри-Ланкой и Мальдивами». В ней он, в частности, писал: «Какова бы ни была причина задержки трехсторонней встречи, существует насущная необходимость как можно скорее преодолеть имеющиеся разногласия, которые существуют между странами. Необходимо использовать весь требуемый дипломатический капитал, чтобы гарантировать проведение встречи как можно быстрей. Все заинтересованные в существовании этого конструкта стороны,

прежде всего Индия, должны приложить адекватные усилия, чтобы

21

достигнутые в рамках инициативы результаты не пропали даром»21.

Тем не менее на сегодняшний момент перспективы восстановления механизма ТМБС выглядят призрачными, в первую очередь из-за напряженных отношений Индии с одним из ключевых членов предполагаемой системы безопасности — Мальдивской республикой. После того как в ходе политического кризиса на Мальдивах в феврале 2018 г. Индия заняла позицию, явно недружественную по отношению к президенту Ямину, а ряд индийских политиков, экспертов и журналистов прямо призвал к вооруженной интервенции в Мальдивскую республику, отношения Мале и Нью-Дели значительно ухудшились. Индия оказалась перед дилеммой: ввести войска

20 Narayanan S. Still Waters, Deep Waters: Way Ahead for India-Maldives-Sri Lanka Maritime Cooperation // National Maritime Foundation. 2015. September 14. URL: http:// maritimeindia.org/View%20Profile/635778672143186434.pdf

21 SaberwalA. Op. cit.

на Мальдивы либо пытаться решить проблему мирными методами. Первый вариант мог привести к существенному ухудшению имиджа Индии как миролюбивой силы, действующей исключительно законными методами, и к конфронтации с КНР, поддержавшей Ямина; второй — к размыванию влияния Индии на страны региона и падению ее авторитета.

Несмотря на то что Нью-Дели выбрал второй вариант, Мальдивы отказались от участия в проходящих под эгидой Индии многосторонних военно-морских учениях MILAN, на полях которых помимо других вопросов обсуждалась угроза, которую представляет растущее китайское присутствие в Индийском океане. В этих условиях вряд ли возможно восстановление TMSC в прежнем формате — по крайней мере, до подведения итогов президентских выборов на Мальдивах, намеченных на сентябрь 2018 г. В том случае, если у власти останется Абдулла Ямин, Нью-Дели придется искать новые формы взаимодействия с Мальдивской республикой с учетом сближения Мальдив с Китаем.

Выводы

Формирование трехстороннего механизма взаимодействия между Индией, Шри-Ланкой и Мальдивской республикой в 2011 г. было вызвано объективными причинами, прежде всего общностью угроз, с которыми сталкивались страны-участницы. Сам факт формализации отношений Индии с малыми островными государствами в сфере безопасности свидетельствовал о кардинальных изменениях в регионе и появлении новых вызовов, с которыми невозможно справиться при помощи имевшихся механизмов. Взаимодействие осуществлялось в наиболее комфортном для стран-участниц формате, что должно было гарантировать проекту долгую жизнь.

Тот факт, что формат просуществовал всего три года, свидетельствует о нежизнеспособности подобных локальных инициатив в условиях роста китайского влияния в регионе Индийского океана. В ситуации, когда КНР выступает в качестве альтернативного поставщика безопасности, Нью-Дели при формировании любого альянса, будь он официальным или неофициальным, необходимо либо заранее декларировать его антикитайскую направленность, либо договариваться с Китаем о разграничении сфер влияния. В условиях, когда у Индии нет возможности прямо влиять на политику малых государств, ей придется искать новые форматы для взаимодействия с соседями, отказываясь от комфортных неофициальных и полуофициальных форм в пользу менее привычных, но более эффективных.

ЛИТЕРАТУРА

Ghosh P.K. Maritime Security Trilateralism: India, Sri Lanka and Maldives // Artha — Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 15. No. 4. P. 1-14.

Mohan C.R. Beyond Non-Alignment: New Imperatives for Defence Diplomacy // The New Arthashastra. A Security Strategy for India / Ed. G. Kanwal. Noida: Harper Collins India, 2016. P. 92-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mohan C.R. Modi's World: Expanding India's Sphere of Influence. New Delhi: Harper Collins India, 2015.

Moorthy N.S. 'Trilateral Maritime Security Initiative' Has Potential for Future // Observer Research Foundation. 2013. July 29. URL: https://www.orfonline.org/research/ trilateral-maritime-security-initiative-has-potential-for-future/

Narayanan S. Still Waters, Deep Waters: Way Ahead for India-Maldives-Sri Lanka Maritime Cooperation // National Maritime Foundation. 2015. September 14. URL: http:// maritimeindia.org/View%20Profile/635778672143186434.pdf

NSA Level Meeting on Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives // Ministry of External Affairs, Government of India. 2014. March 6. URL: http://mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/23037/NSA+level+meeting+on +trilateral+Maritime+Security+Cooperation+between+India+Sri+Lanka+and+Maldives

Padmaja G. Modi's Maritime Diplomacy: A Strategic Opportunity // Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India. 2015. Vol. 11. No. 2. P. 25-42.

Pajmaya G. Maldives President Visits India: Bilateral Partnershipfor Regional Security // National Maritime Foundation. 2016. August 4. URL: http://maritimeindia. org/View%20Profile/636058827010293203.pdf

Paul T. V. State Capacity and South Asia's Perennial Insecurity Problems // South Asia's Weak States: Understanding the Regional Security Predicament / Ed. T.V. Paul. Stanford: Stanford University Press, 2010. P. 3-30.

Ramachandran S. The Pakistani muscle behind Colombo // Asia Times. 2006. September 22. URL: http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/HI22Df01.html

Roul A. Jihad and Islamism in the Maldive Islands // The Jamestown Foundation. 2010. February 12. URL: https://jamestown.org/program/jihad-and-islamism-in-the-maldive-islands/

Saberwal A. Time to Revitalise and Expand the Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives // Institute for Defence Studies and Analyses. 2016. March 16. URL: https://idsa.in/idsacomments/trilateral-maritime-security-cooperation-india-sri-lanka-maldives_asaberwal_220316

REFERENCES

Ghosh, P. K. "Maritime Security Trilateralism: India, Sri Lanka and Maldives," Artha — Journal of Social Sciences, Vol. 15, No. 4, 2016, pp. 1-14.

Mohan, C. R. "Beyond Non-Alignment: New Imperatives for Defence Diplomacy," The New Arthashastra. A Security Strategy for India, ed. G. Kanwal. Noida: Harper Collins India, 2016, pp. 92-107.

Mohan, C. R. Modi's World: Expanding India's Sphere of Influence. New Delhi: Harper Collins India, 2015.

Moorthy, N. S. " 'Trilateral Maritime Security Initiative' Has Potential for Future," Observer Research Foundation, July 29, 2013, URL: https://www.orfonline.org/research/ trilateral-maritime-security-initiative-has-potential-for-future/

Narayanan, S. "Still Waters, Deep Waters: Way Ahead for India-Maldives-Sri Lanka Maritime Cooperation," National Maritime Foundation, September 14, 2015, URL: http://maritimeindia.org/View%20Profile/635778672143186434.pdf

"NSA Level Meeting on Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives," Ministry of External Affairs, Government of India, March 6, 2014, URL: http://mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/23037/NSA+level+meeting+on+tr ilateral+Maritime+Security+Cooperation+between+India+Sri+Lanka+and+Maldives

Padmaja, G. "Modi's Maritime Diplomacy: A Strategic Opportunity," Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India, Vol. 11, No. 2, 2015, pp. 25-42.

Pajmaya, G. "Maldives President Visits India: Bilateral Partnershipfor Regional Security," National Maritime Foundation, August 4, 2016, URL: http://maritimeindia. org/View%20Profile/636058827010293203.pdf

Paul, T. V. "State Capacity and South Asia's Perennial Insecurity Problems," South Asia's Weak States: Understanding the Regional Security Predicament, ed. T. V. Paul. Stanford: Stanford University Press, 2010, pp. 3-30.

Ramachandran, S. "The Pakistani muscle behind Colombo," Asia Times, September 22, 2006, URL: http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/HI22Df01.html

Roul, A. "Jihad and Islamism in the Maldive Islands," The Jamestown Foundation, February 12, 2010, URL: https://jamestown.org/program/jihad-and-islamism-in-the-maldive-islands/

Saberwal, A. "Time to Revitalise and Expand the Trilateral Maritime Security Cooperation between India, Sri Lanka and Maldives," Institute for Defence Studies and Analyses, March 16, 2016, URL: https://idsa.in/idsacomments/trilateral-maritime-security-cooperation-india-sri-lanka-maldives_asaberwal_220316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.