Научная статья на тему 'ИНДИЯ И РОССИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ?'

ИНДИЯ И РОССИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
444
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / РОССИЯ / США / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НЕПРИСОЕДИНЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ЛИМИТЫ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонова Ольга Георгиевна

Традиционными принципами внешней политики Индии являются принцип неприсоединения и стратегической автономии, которые позволяют ей сочетать свои национальные интересы с активной ролью в глобальном управлении. В последнее время появились новые тенденции во внешней политике страны: смещение прежнего акцента с политики на экономику; переход от роли лидера стран третьего мира к статусу глобальной державы и конвертация принципа «неприсоединения» в принцип «независимой внешней политики»; отказ от антизападной риторики; переход во внешней политике от идеализма и морализма к реализму. Свои взаимоотношения с другими странами, в том числе с Россией, Индия выстраивает на основании данных принципов. Несмотря на то, что взаимоотношения Индии с Россией имеют давнюю историю и традиции политической лояльности по отношению друг другу, обозначились факторы, которые создают некие лимиты в процессе их дальнейшего сближения: углубляющееся стратегическое партнерство Индии и США; участие Индии в Quad; риски подвергнуться санкциям со стороны западных стран; необходимость балансировать между Китаем и Россией. На основе анализа новейших тенденций во взаимоотношениях двух стран сделаны следующие выводы: Индия проявляет уравновешенность в международных делах; желает оставаться политически независимой; она не готова стать официальным союзником какой-либо страны и намерена вести дела в соответствии со своими национальными интересами со всеми странами без исключения. Несмотря на давление Запада, Индия занимает подчеркнуто нейтральную позицию по отношению к России, которая продиктована следующими причинами: опасения, что нарушение нейтралитета может привести к дальнейшему сближению России с КНР; надежда, что Россия всегда поддержит ее в ООН и наложит вето на любое решение СБ, ущемляющее индийские национальные интересы; расчет, что демонстрация самостоятельности в выборе позиции по отношению к России укрепит политические позиции правительства Н. Моди в своей стране и в мире. Сама Индия поддерживает идею построения многополярного мира, в котором и Россия, и США уравновешивают растущий Китай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIA AND RUSSIA IN MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS: A NEW STAGE OF THE RELATIONSHIP?

The traditional principles of India's foreign policy are non-alignment and strategic autonomy, which allow it to combine its national interests with an active role in global governance. Recently, new trends have emerged in the country's foreign policy. They include a shift of the previous emphasis from politics to economics; the transition from the role of the leader of the third world countries to the status of a global power, and the conversion of the principle of «non-alignment» into the principle of «independent foreign policy»; the rejection of anti-Western rhetoric; the transition in foreign policy from idealism and moralism to realism. India builds its relations with other countries, including Russia, on the basis of these principles. Although India's relations with Russia have a long history and traditions of political loyalty towards each other, there are factors that create certain limits in the process of their further rapprochement: the deepening strategic partnership between India and the United States; India's participation in the Quad; the risks of being sanctioned by Western countries; the need to balance between China and Russia. Based on the analysis of the latest trends in the relations between the two countries, the following conclusions were drawn: India shows balance in international affairs; it wants to remain politically independent; it is not ready to become an official ally of any country and intends to conduct business in accordance with its national interests with all countries without exception. Despite the pressure from the West, India takes an emphatically neutral position towards Russia, which is due to the following reasons: fears that a violation of neutrality could lead to further rapprochement between Russia and China; the hope that Russia will always support it in the UN and veto any decision of the Security Council that infringes on Indian national interests; the belief that demonstrating independence in choosing a position towards Russia will strengthen the political positions of the government of Narendra Modi in his country and in the world. India supports the idea of building a multipolar world in which both Russia and the United States balance the growing China.

Текст научной работы на тему «ИНДИЯ И РОССИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ?»

РОССИЯ И IM ИР В XXI ВЕКЕ

RUSSIA AND THE WORLD IN THE 21st CENTURY

DOI: 10.31249/rsm/2023.02.05

О.Г. Леонова

ИНДИЯ И РОССИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ?

Аннотация. Традиционными принципами внешней политики Индии являются принцип неприсоединения и стратегической автономии, которые позволяют ей сочетать свои национальные интересы с активной ролью в глобальном управлении.

В последнее время появились новые тенденции во внешней политике страны: смещение прежнего акцента с политики на экономику; переход от роли лидера стран третьего мира к статусу глобальной державы и конвертация принципа «неприсоединения» в принцип «независимой внешней политики»; отказ от антизападной риторики; переход во внешней политике от идеализма и морализма к реализму. Свои взаимоотношения с другими странами, в том числе с Россией, Индия выстраивает на основании данных принципов.

Несмотря на то, что взаимоотношения Индии с Россией имеют давнюю историю и традиции политической лояльности по отношению друг другу, обозначились факторы, которые создают некие лимиты в процессе их дальнейшего сближения: углубляющееся стратегическое партнерство Индии и США; участие Индии в Quad; риски подвергнуться санкциям со стороны западных стран; необходимость балансировать между Китаем и Россией.

На основе анализа новейших тенденций во взаимоотношениях двух стран сделаны следующие выводы: Индия проявляет уравновешенность в международных делах; желает оставаться политически независимой; она не готова стать официальным союзником какой-либо страны и намерена вести дела в соответствии со своими национальными интересами со всеми странами без исключения.

Несмотря на давление Запада, Индия занимает подчеркнуто нейтральную позицию по отношению к России, которая продиктована следующими причинами: опасения, что нарушение нейтралитета может привести к дальнейшему сближению России с КНР; надежда, что Россия всегда поддержит ее в ООН и наложит вето на любое решение СБ, ущемляющее индийские национальные интересы; расчет, что демонстрация самостоятельности в выборе позиции по отношению к России укрепит политические позиции правительства Н. Моди в своей стране и в мире.

Сама Индия поддерживает идею построения многополярного мира, в котором и Россия, и США уравновешивают растущий Китай.

Ключевые слова: Индия; Россия; США; внешняя политика; неприсоединение; стратегическая автономия; взаимоотношения; лимиты; факторы.

Леонова Ольга Георгиевна - доктор политических наук,

доцент, профессор факультета глобальных процессов

Московского государственного университета

им. М. В. Ломоносова. Россия, Москва.

E-mail: [email protected]

Scopus Author ID: 57190585962

Web of Science Researcher ID: J-7118-2013

Leonova O.G. India and Russia in Modern Geopolitical Conditions: a New Stage of the Relationship?

Abstract. The traditional principles of India's foreign policy are non-alignment and strategic autonomy, which allow it to combine its national interests with an active role in global governance.

Recently, new trends have emerged in the country's foreign policy. They include a shift of the previous emphasis from politics to economics; the transition from the role of the leader of the third world countries to the status of a global power, and the conversion of the principle of «non-alignment» into the principle of «independent foreign policy»; the rejection of anti-Western rhetoric; the transition in foreign policy from idealism and moralism to realism. India builds its relations with other countries, including Russia, on the basis of these principles.

Although India's relations with Russia have a long history and traditions of political loyalty towards each other, there are factors that create certain limits in the process of their further rapprochement: the deepening strategic partnership between India and the United States; India's participation in the Quad; the risks of being sanctioned by Western countries; the need to balance between China and Russia.

Based on the analysis of the latest trends in the relations between the two countries, the following conclusions were drawn: India shows balance in international affairs; it wants to remain politically independent; it is not ready to become an official ally of any country and intends to conduct business in accordance with its national interests with all countries without exception.

Despite the pressure from the West, India takes an emphatically neutral position towards Russia, which is due to the following reasons: fears that a violation of neutrality could lead to further rapprochement between Russia and China; the hope that Russia will always support it in the UN and veto any decision of the Security Council that infringes on Indian national interests; the belief that demonstrating independence in choosing a position towards Russia will strengthen the political positions of the government of Narendra Modi in his country and in the world.

India supports the idea of building a multipolar world in which both Russia and the United States balance the growing China.

Keywords: India; Russia; USA; foreign policy; non-alignment; strategic autonomy; relationships; limits; factors.

Leonova Olga Georgievna - Doctor of Political Sciences,

Associate Professor, Professor of the Faculty of Global Processes

of Lomonosov Moscow State University. Russia, Moscow.

E-mail: [email protected]

Scopus Author ID: 57190585962

Web of Science Researcher ID: J-7118-2013

Общие принципы внешней политики Индии.

Традиции и инновации

Индия всегда следовала и продолжает, в целом, придерживаться определенных принципов в своей внешней политики. Это идеи ненасилия, терпимости, истины и восприятие мира как единой семьи, человечества [Gupta, Shukla 2009]. Некоторые из них, такие как принцип неприсоединения или Панчаши-ла (Панчасила), и в наше время все еще остаются значимыми и актуальными для выстраивания двусторонних отношений Индии со своими партнерами.

В свое время индийский лидер Махатма Ганди сформулировал концепцию политики ненасилия и концептуальные основы мирного развития, которые играют важную роль во внешней политике Индии.

Идея ненасилия (ахимса) - важнейшая идея, выработанная философско-религиозной мыслью Индии, является традиционной для индийской культуры. В основе священной книги индуизма - «Бхагавадгиты», лежит понятие ahimsa parmo dharma, что в переводе с санскрита означает «ненасилие в качестве главной обязанности каждого человека». Традиционно этот принцип понимался как непричинение зла другим людям, неприменение силы в отношении к ним. Эта идея стала главным концептуальным элементом внешней политики Индии.

Еще одним важным принципом индийской внешней политики является -Васудева Катумбакам или «мир как одна семья» (Vasudeva Katumbakam or the «world as one family») [Surie 2021].

Данные принципы внешней политики Индии позволяют ей сочетать свои национальные интересы с более широкой целью содействия миру и процветания всего человечества и играть все более активную роль в установлении справедливого и равноправного мирового порядка.

Но на рубеже ХХ-ХХ1 вв. произошли некоторые сдвиги в базовых основах индийской внешней политики. Они были обусловлены, во-первых, переориентацией страны со строительства социалистического общества на современный капитализм, изменением национальной экономической стратегии и проведением экономических реформ как ответ на новые вызовы глобализации и формирование глобальной экономики. Это оказало свое влияние и на внешнюю политику страны.

Во-первых, во взаимоотношениях с другими странами это подразумевало переход от прежнего акцента на политику к новому акценту на экономику. Важнейшей задачей для Индии стало получение прямых иностранных инвестиций и доступ к рынкам в развитых странах.

Во-вторых, корректировка внешней политики Индии была связана с переходом от роли лидера стран третьего мира к статусу глобальной державы, на который она, опираясь на свой огромный экономический потенциал, претендует. При этом ей удалось конвертировать принцип «неприсоединения» в принцип «независимой внешней политики».

Отказ от «антизападного» образа мышления и антизападной риторики был третьей новацией, приведшей к изменениям в индийской внешней политике. Индия позиционирует себя как крупнейшую демократическую страну в мире, наиболее приверженную западным политическим ценностям за пределами евроатлантического мира.

В-четвертых, переход во внешней политике от идеализма и морализма к реализму ознаменовал новый этап ее развития. Сегодня индийские лидеры придерживаются прагматического подхода к внешней политике и формулируют практические пути решения внешнеполитических проблем [Mohan 2006].

Свои взаимоотношения с другими странами, в том числе с Россией, Индия выстраивает на основании данных принципов.

Основополагающим приоритетом внешней политики Индии было и остается продвижение ее национальных интересов. Основным способом, с помощью которого внешняя политика служит интересам страны, является содействие ее экономическому и социальному прогрессу, в том числе технологическому рывку и цифровизации [Hebbar 2022].

Это сделало внешнюю политику все более ориентированной на развитие. Слоган правительства Моди: «Aatmanirbhar India» («self-reliant India», т.е. -«уверенная в себе, самостоятельная Индия»).

Лимиты в расширении взаимодействия

РФ и Индии

Взаимоотношения Индии с Россией имеют давнюю историю и традиции [Леонова 2017]. Однако в последнее время обозначились факторы, которые создают некие лимиты в процессе их углубления и сближения двух стран.

Первым таким фактором является стратегическое партнерство Индии и США.

Есть ряд причин, которые стимулируют углубление стратегического партнерства между Индией и Соединенными Штатами. Это и динамичный рост индийской экономики; возможная роль Индии в качестве противовеса растущему влиянию Китая в Азии; общая заинтересованность в сохранении

мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе; взаимный интерес к региональной безопасности и стабильности; недавно достигнутое большее взаимопонимание в ядерной политике; расширяющиеся перспективы сотрудничества в ряде других областей.

Маловероятно, что отношения между двумя державами когда-либо перерастут в стратегический (военно-политический) союз, но они, несомненно, останутся на стадии стратегического партнерства, в котором заинтересованы обе стороны.

Сегодня сближение интересов Индии и США не вызывает сомнений. Хотя страны не являются формальными союзниками, но они разделяют схожую насущную озабоченность по поводу сдерживания растущего Китая. Однако намерение США в рамках АУКУС (трехстороннего оборонного альянса в составе США, Великобритания и Австралия) передать свои технологии Австралии, которая также является членом Quad, продемонстрировала асимметрию во взаимоотношениях Индии и Соединенных Штатов, что может вызвать некоторое охлаждение в их партнерстве [Леонова 2022].

Второй фактор, лимитирующий взаимоотношения двух стран - участие Индии в Quad.

Quad (Quadrilateral Security Dialogue) - это стратегический диалог по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе четырех стран: Австралии, Индии, США и Японии.

Для Индии участие в Quad позволяет переложить задачу сдерживания Китая в Индо-Тихоокеанском регионе на своих партнеров по «Четверке» и стимулирует ее укреплять стратегические партнерские отношения с США, особенно в сфере обороны. Однако это же ставит некие вынужденные внешне -политические рамки и может ограничить свободу ее действий в международной политике.

Официальный акцент Quad на задачах содействия экономического и гуманитарного развития стран-членов соответствует национальным интересам Индии и делает участие в этом диалоге особенно ценным. Для нее важно, что данное объединение четырех стран имеет довольно обширную повестку дня: сотрудничество в области распространения вакцины COVID-19, изменения климата, технологий и научных знаний, при этом Quad «оставляет открытой дверь для Индии для тесного сотрудничества в области обороны, не прибегая к альянсу в области безопасности» [Miller 2021].

Для Индии участие в Quad - это также и шанс избежать политической изоляции в условиях нарастающей активности Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.

Третий фактор, налагающий некоторые лимиты на традиционное партнерство Индии и России - риски подвергнуться санкциям со стороны западных стран. 68

Такие риски есть. Так, соглашение Индии с Россией о покупке российских ракетных комплексов С-400, которые должны быть поставлены в конце 2021 г. [Haidar 2021 b], вызвало напряженность в отношениях с Соединенными Штатами. В США действует Федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA - Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA, 2017 г., предусматривающий карательные меры со стороны Соединенных Штатов против любой страны, вступающей в военное сотрудничество с Ираном, Северной Кореей и Россией. CAATSA призван гарантировать, что ни одна страна не сможет увеличить военное взаимодействие с Ираном, Северной Кореей и Россией, не столкнувшись с карательными мерами сдерживания со стороны США. Раздел 231 гласит, что президент должен наложить не менее пяти различных санкций на любое правительство, которое заключает значительную сделку в области обороны или разведки с российским правительством [For more than a waiver 2021].

Такие санкции Вашингтон уже ввел в отношении Турции и Китая за покупку С-400 [Haidar 2021 а].

Введение санкций может подорвать основы стратегического партнерства между Индией и Соединенными Штатами. Но в Индии считают, что сделка с Россией по ракетной системе С-400 является неотъемлемой частью обороны страны перед лицом растущих угроз ее безопасности, особенно на ее восточных и западных границах, а санкции бросают вызов национальным принципам ее суверенитета и стратегической автономии.

Некоторые представители Конгресса США призывали администрацию Байдена рассмотреть специальный отказ для Индии, учитывая важность Индии как стратегического партнера США, в том числе в области обороны [Haidar 2021 с].

Так, Грегори Микс (председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей США) считает, что «в долгосрочной перспективе потенциал нашего долгосрочного стратегического партнерства с Индией и его положительное влияние на наши собственные интересы безопасности, безусловно, перевешивают любые выгоды от введения санкций против Индии из-за ее покупки S-400» [Lakshman 2021].

Представители Конгресса США предлагали внести поправку к CAATSA, касающуюся Индии, которая является ценным партнером США в Индо-Тихоокеанском регионе и в противодействии Китаю. По их мнению, санкции приведут к расколу в отношениях между Индией и США и могут подтолкнуть Индию к сближению с Россией. Для Индии же такие санкции бросают вызов ее принципам суверенитета и стратегической автономии [For more than a waiver 2021].

Кроме того, высказывается мнение, что «санкции США в отношении Индии будут контрпродуктивными, поскольку они действительно принесут

пользу России, которая уже использует перспективу санкций, чтобы попытаться убедить Индию в том, что США ненадежны как стратегический партнер и поставщик оборонных услуг» [Lakshman 2021]. Однако администрация Байде-на также не хочет создавать ложное впечатление у Турции или других стран о том, что закон CAATSA не имеет большого значения и его легко обойти.

Пока США проявляют видимое терпение и по поводу закупки Индией российской нефти, удобрений и других видов импорта из России. В долгосрочной перспективе длительность этого терпения и лояльность США к торговому партнерству Индии с Россией «будет зависеть от того, как разыграется украинский кризис, и решат ли Индия и Соединенные Штаты, что издержки углубления их партнерства слишком высоки», полагает Манджари Чаттерджи Миллер (Manjari Chatterjee Miller, a senior fellow for South Asia at the Council on Foreign Affairs), старший научный сотрудник по Южной Азии в Совете по иностранным делам [Masih 2022].

Следующий фактор, налагающий лимиты на взаимодействие наших стран - необходимость Индии балансировать между Китаем и Россией.

У Индии и России - долгие и добрые традиции как партнерских отношений, так и политической лояльности по отношению друг к другу.

Эти отношения, хотя и переживают трудные времена, однако в целом обе страны стараются их сохранить. Правительство в Нью-Дели недовольно давлением Запада, который призывает ее разорвать свои связи с Россией. Однако эта связь настолько сильна, что разорвать ее непросто, говорят индийские аналитики [Boerema 2022].

До сих пор Индия уклонялась от присоединения к западной коалиции, направленной против России. Причиной тому не только традиции дружбы, проверенные временем, но и ее зависимость от Москвы в области вооружений, а также необходимость поддерживать свою энергетическую и продовольственную безопасность [Masih 2022].

Индия нуждается в российском оружии в своем противостоянии с Китаем. Хотя в последнее время она стремилась диверсифицировать оборонные закупки, военные связи имеют глубокие корни. Более 80% основных систем вооружения Индии зависят от российского оборудования [Sharma 2022].

Согласно индийским официальным правительственным данным, в 2022 г. она потратила на российскую нефть 3,7 млрд долл. в период с января по май, что более чем на 350% больше, чем за аналогичный период прошлого года [Masih, 2022].

Министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар (Subrahmanyam Jaishankar) и сам премьер-министр Нарендра Моди неоднократно заявляли, что покупка российской нефти не имеет политической нагрузки. По их словам, самое главное - это доступная энергия для каждого гражданина Индии [Boerema 2022]. 70

Министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар выступил в защиту импорта российской нефти после встречи со своей немецкой коллегой А. Баер-бок. Джайшанкар сказал, что Европа может делать выбор в соответствии со своими собственными потребностями в энергии, но не может просить Индию последовать ее примеру. Он добавил, что на данный момент ЕС импортировал из России в 6 раз больше нефти, чем Индия [Ukraine's Foreign 2022].

Сельское хозяйство страны сильно зависит от импорта сырья для производства удобрений на основе калия, азота и фосфатов. Поэтому Индия обратилась к поставкам из России после того, как ее крупнейший поставщик удобрений, Китай, в прошлом году ввел ограничения на экспорт удобрений, чтобы защитить своих фермеров на фоне резкого роста внутренних цен. В 2022 г. Индия резко увеличила импорт минеральных и азотных удобрений из России, поставки которых даже превысили рекордный объем импорта российской нефти. При этом российские удобрения имели цены ниже среднемировых рыночных цен. Это позволило обеспечить достаточное снабжение фермеров и сохранить для них доступность удобрений.

Значительно вырос импорт российского угля и подсолнечного масла. В итоге Россия стала десятым по величине источником импорта в Индию [Masih 2022].

По данным местных источников, с февраля по сентябрь 2022 г. товарооборот между Россией и Индией вырос более чем в 2 раза [Boerema 2022].

В сентябре 2022 г. Индия присоединилась к проводимым Россией военным учениям «Восток-2022», которые проходили в Восточном военном округе и акваториях Охотского и Японского морей с участием 14 стран.

Индийское правительство также ведет переговоры с Резервным банком Индии о разрешении торговли рупией и рублем в обход санкций против России, и такой опыт у обеих стран уже есть.

Означает ли все это, что связи между нашими странами укрепляются? Однозначного ответа нет.

Бум закупок российской нефти Индией вряд ли свидетельствует о большем потеплении отношений и укреплении двусторонних связей. Скорее это говорит об умении Нью-Дели воспользоваться ситуацией и приобретать необходимые ей энергоресурсы со значительной скидкой. В целом общий объем торговли Индии с Россией по сравнению с другими ее основными партнерами - США и Китаем остается на довольно низком уровне.

Очевидно одно: происходит некий тонкий сдвиг в отношениях между двумя странами.

Так, еще со времен холодной войны Индия закупала большую часть своих вооружений в СССР, а затем в России. Но, начиная с середины 2010-х годов она начинает диверсифицировать свои закупки оружия, а ее важными импортерами становятся Франция, США, Израиль и другие страны. Но поскольку

значительная часть индийской военной техники сегодня является российской, постольку Индия зависит от России в программном обеспечении, ремонте и модернизации [Visualizing 2022].

Правительству Моди приходится балансировать между Россией, которая является ключевым поставщиком оружия и дешевых энергоносителей, и США и их европейскими союзниками.

Хотя «отношения между Индией и Россией остаются прочными, трубить о дружбе на данном этапе может оказаться невыгодным для Моди», полагает аналитик Блумберга (Bloomberg) Судхи Ранджан Сен (Sudhi Ranjan Sen) [Sen 2022].

Так и не состоялась традиционная личная встреча премьер-министра Индии Нарендры Моди с Президентом России В.В. Путиным, которая традиционно проводится в декабре на протяжении уже многих лет. Единственный раз, когда данная встреча была отменена - в 2020 г. в разгар пандемии.

Другая тенденция также говорит о происходящем сдвиге в индийско-российских отношениях. Ранее при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН Индия неизменно поддерживала позицию России. Но примерно с 2020 г., если решения показывали резкие разногласия между Россией и США, Индия от голосования, не желая обострять отношения с этими странами -своими партнерами, как правило, стала воздерживаться.

Анализ позиции Индии по отношению к России после начала СВО является неполным без учета истории ее отношений с Китаем. Исторический пограничный спор между ними имеет центральное значение для понимания современных отношений и предпочтений Индии в отношении России.

Индия имеет с Китаем давний территориальный спор по поводу границ. Ситуация на границе остается неоднозначной. Несмотря на неоднократное проведение переговоров, решение до сих пор не принято, и обе стороны продолжают расходиться во мнениях относительно исторических границ. За последние несколько лет пограничные стычки привели к ухудшению отношений между ними. В 2020 г. боевые действия между индийскими и китайскими войсками привели к жертвам вдоль границы. Неразрешенный спор и ухудшение отношений с Китаем являются ключевыми для понимания международной позиции Индии сегодня [Miller, Jordan 2022].

Для Нью-Дели наилучшим вариантом развития событий в мире являются триггеры, способствующие возникновению многополярного мира, в котором и Россия, и США уравновешивают растущий Китай. Это фундаментальная причина, по которой Индия не осуждает Россию, опасаясь, что та воспримет ее как страну, решившую встать на сторону США. А это может подтолкнуть РФ к еще более тесным отношениям с Китаем. Нью-Дели также обеспокоен тем, что СВО России на Украине преподносит Китаю урок, но не в отношении Тайваня, как опасаются США, а в отношении приграничных территорий 72

Индии. У некоторых в Индии есть опасения, что Россия не поддержит эту страну в случае войны с Китаем. Но большинство в Индии верят, что Россия, скорее всего, ответит взаимностью и сохранит нейтралитет [Miller, Jordan 2022].

В результате постепенно меняется характер существующего стратегического партнерства между Индией и Россией. Постепенно происходит перенос акцента с политической и стратегической сферы на сферу экономического взаимодействия при неизменном стремлении Индии сохранить принцип стратегической автономии и политику неприсоединения. Индия способна четко проводить различие между политическим партнерством и экономическим сотрудничеством, при этом сохраняя многовекторный характер своей внешней политики.

Заключение

Анализ показывает, что в отношениях с Россией, как и с другими странами, Индия придерживается своих доктрин неприсоединения и стратегической автономии. Это сознательный выбор Индии - быть политически независимой. Поэтому она не готова стать официальным союзником какой-либо страны, будь то США или Россия. Но при этом она все-таки «делает ставку на двух лошадей в своих международных отношениях» [Boerema 2022].

Не принимая открыто чью-либо сторону, Индия надеется на международном уровне иметь возможность вести дела в соответствии со своими национальными интересами со всеми странами без исключения. Индия имеет давнюю историю следования своим собственным путем в международных делах, несмотря на внешнее давление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить уравновешенность Нью-Дели в международных делах в это сложное время. Официально Н. Моди и его администрация позиционируют Индию как движущую силу единства мира, все более погружающегося в хаос. По словам премьер-министра, «Индия попытается достичь консенсуса между странами, чтобы "деполитизировать" цепочки поставок продовольствия и удобрений, ставших дефицитными из-за войны» [Sen 2022].

Однако связи между Россией и Индией вызывают раздражение у западных союзников. Контакты премьер-министра Н. Моди с Президентом РФ В.В. Путиным рискуют поставить Индию под прицел критики США и привести к кризису в их отношениях.

Хотя Белый дом пока проявляет терпение в отношении связей Индии с Россией. Так, министр нефти страны Хардип Сингх Пури (Hardeep Singh Puri) заявил, что Индия как один из крупнейших покупателей российской нефти «не испытывает давления» извне с целью прекращения закупок [Ukraine's Foreign 2022].

В Индии уверены в том, что она слишком ценный союзник Запада в качестве оплота против Китая и, в целом, безопасности в Азии. И такая роль сможет смягчить любой ответный удар от ее демонстративного нейтралитета в отношении России. Правительство Моди также уверено, что Вашингтон и дальше будет проявлять терпение, поскольку Индия становится все более важным партнером США в борьбе с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе.

Однако уже есть мнение, что разрыв Индии с Россией неизбежен. В США понимают, что было бы нереалистично ожидать, что лица, принимающие решения в Нью-Дели, разорвут эти связи в кратчайшие сроки. «Избавление Индии от зависимости от России - это долгосрочный проект, который потребует терпеливых усилий как от Нью-Дели, так и от Вашингтона» [Sharma 2022].

Для реализации этого плана отрыва Индии от России на Западе планируют предоставить ей доступные альтернативы российскому вооружению и облегчить доступ к новейшим военным технологиям. Кроме того, убедить Индию, что западные страны являются более надежным, чем Россия, противовесом Китаю и готовы ее поддержать в назревающем конфликте.

Похоже, Индия готова рисковать своим партнерством с США и европейскими их союзниками, оставаясь на подчеркнуто нейтральной позиции по отношению к России. Этому есть несколько причин.

Во-первых, в Индии опасаются, что Россия воспримет ее как страну, решившую встать на сторону США и тем самым это подтолкнет ее (Россию) к более тесным отношениям с Китаем [Miller, Jordan 2022]. В Индии полагают, что СВО не может привести к дальнейшему сближению России с КНР. «Индия не хочет рисковать, загоняя Россию еще дальше в объятия Китая», -считает Манджари Чаттерджи Миллер [Boerema 2022].

Во-вторых, люди, близкие к правящему истеблишменту в Индии, рассчитывают, что Россия (в отличие от западных союзников) всегда поддержит ее в ООН и наложит вето на любую критику Советом Безопасности спорных решений правительства страны. Например, Россия поддержала жесткую политику Н. Моди в спорном регионе Кашмир, которая подверглась на Западе широкой критике. «Индия нуждается в дипломатической поддержке и вооружении Москвы, чтобы иметь дело с соседним Китаем» [Sen 2022].

В-третьих, премьер-министр Нарендра Моди полагает, что демонстрация самостоятельности в выборе позиции по отношению к России и вызов могущественным странам Запада в защиту национальных интересов Индии только укрепит его политические позиции в своей стране [Sharma 2022] и в мире.

Эти факторы удерживают Н. Моди от публичного осуждения России и разрыва связей с нашей страной. Именно это стало причиной, что Индия воздержалась от голосования по проекту резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, осуждающей Россию, а также при голосовании 74

по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, направленной против РФ. Видный дипломат и бывший министр иностранных дел Индии Вардхан Шрингла (Harsh Vardhan Shringla) заявил, что позиция Нью-Дели в отношении России основана на «определенных очень осторожных соображениях», когда речь заходит о резолюциях ООН. «Мы рассмотрим их все в полном объеме и примем решения в наших наилучших интересах», - сказал он [Sen 2022].

Сама Индия поддерживает идею построения многополярного мира, в котором и Россия, и США уравновешивают растущий Китай.

Библиография

Захаров А.И. Внешнеполитические последствия пандемии коронавируса для Индии // Россия и современный мир. 2022. № 4. С. 184-205.

Леонова О.Г. Индийско-российские отношения в XXI веке: взгляд с другой стороны // Россия и современный мир. 2017. № 3 (96). С. 133-148.

Леонова О.Г. Влияние стратегического партнерства АУКУС на геополитическую ситуацию в Индо-Тихоокеанском регионе // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 3. С. 194-211. URL: https://iorj.hse.ru/2022-17-3/779654237.html (дата обращения: 15.01.23).

Boerema D. Ondanks westerse irritatie blijft India Rusland opzoeken // Vrijdag. 2022. September 16. URL: https://nos.nl/artikel/2444765-ondanks-westerse-irritatie-blijft-india-rusland-opzoeken? utm_source=eyesonasia&utm_medium=email&utm_campaign=EyesonAsia2022Sep29&utm_term=Eye sonAsia (дата обращения: 15.01.23).

Dubey M. India's Foreign Policy. Coping with Changing World. New Delhi: Orient BlackSwan Privet Limited, 2016. 446 p.

For more than a waiver: On India-US global strategic partnership // The Hindu. 2021. November 17. URL: https://www.thehindu.com/opinion/editorial/for-more-than-a-waiver-on-india-us-global-strategic-partnership/article37529450.ece (дата обращения: 15.01.23).

Gupta K.R. and Shukla, V. Foreign Policy of India. New Delhi: Atlantic Publishers and Distributors (P) Ltd., 2009. 576 p.

Haidar S. India, U.S. to work closely on Afghanistan, says Shringla // The Hindu. 2021 а. October 7. URL: https://www.thehindu.com/todays-paper/tp-national/india-us-to-work-closely-on-afghanistan-says-shringla/article36869993.ece (дата обращения: 15.01.23).

Haidar S. U.S. underlines unease with S-400 deal // The Hindu. 2021 b. October 6. URL: https://www.thehindu.com/news/national/us-underlines-unease-with-s-400-deal/article36857254.ece (дата обращения: 15.01.23).

Haidar S. Will India be sanctioned for S-400 purchase? // The Hindu. 2021 c. November 14. URL: https://www.thehindu.com/news/national/explained-will-india-be-sanctioned-for-s-400-purchase/ article37481472.ece (дата обращения: 15.01.23).

Hebbar N. India at 75. PM Modi sets sights on developed India by 2047 // The Hindu. 2022. August 15. URL: https://www.thehindu.com/news/national/india-at-75-pm-modi-sets-sights-on-developed-india-by-2047/article65771070.ece (дата обращения: 15.01.23).

Jaishankar S. The India Way: Strategies for an Uncertain World. India, New Delhi: Harper Collins, 2020. 240 p.

Lakshman S. Voices on Capitol Hill back CAATSA sanctions waiver for India // The Hindu. 2021. November 10. URL: https://www.thehindu.com/news/international/voices-on-capitol-hill-back-caatsa-sanctions-waiver-for-india/article37423673.ece (дата обращения: 15.01.23).

Malone D.M. Does the Elephant Dance? Contemporary Indian Foreign Policy. New Delhi: Oxford India Paperbacks, 2014. 425 p.

Masih N. India turns to Russian fertilizer, showing challenge of isolating Moscow // Washington Post. 2022. August 4. URL: https://www.washingtonpost.com/world2022/08/04/india-russia-fertilizer-oil-imports/?utm_source=eyesonasia&utm_medium=email&utm_campaign=EyesonAsia2022Aug30 (дата обращения: 15.01.23).

Miller M.Ch. and Jordan Z. India Is Reluctant to Condemn Russia. Its History With China Looms Large // Council on Foreign Relations. 2022. May 10. URL: https://www.cfr.org/blog/india-reluctant-condemn-russia-its-history-china-looms-large (дата обращения: 15.01.23).

Miller M.Ch. The Quad, AUKUS, and India's Dilemmas // Council on Foreign Relations. 2021. October 13. URL: https://www.cfr.org/article/quad-aukus-and-indias-dilemmas?utm_source=twtw& utm_medium=email&utm_campaign=TWTW%2020210ctober15&utm_term=TWTW%20and%20All %20Staff%20as%20of%207-9-20 (дата обращения: 15.01.23).

Mohan C.R. India's New Foreign Policy Strategy. The Indian Express, New Delhi. Draft paper presented at a Seminar in Beijing by China Reform Forum and the Carnegie Endowment for International Peace, Beijing, 2006. May 26. 9 р. URL: http://carnegieendowment.org/files/Mohan.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

Pande A. From Chanakya to Modi: Evolution of India's Foreign Policy. New Delhi: Harper Collins, 2020. 224 p.

Pande A. Making India Great: The Promise of a Reluctant Global Power. New Delhi: Harper Collins, 2021. 240 p.

Sen S.R. Modi to Skip Annual Putin Summit Over Ukraine Nuke Threats // Bloomberg. 2022. December 9. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-09/modi-to-skip-annual-summit-with-putin-over-ukraine-nuke-threats?sref=vxSzVDP0&utm_source=dailybrief&utm_medium=email& utm_campaign=DailyBrief2022Dec9&utm_term=DailyNewsBrief (дата обращения: 15.01.23).

Sharma M. Weaning India Away From Russia Will Take Time // Bloomberg. 2022. March 3. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-03-03/ukraine-invasion-u-s-shouldn-t-overreact-to-india-s-u-n-abstention-on-russia (дата обращения: 15.01.23).

Surie M.D. India's vaccine diplomacy: made in India, shared with the world. Development Policy Centre. 2021. March 29. URL: https://devpolicy.org/indias-vaccine-diplomacy-made-in-india-shared-with-the-world-20210329/ (дата обращения: 15.01.23).

Ukraine's Foreign Minister Slams India's Purchase of Russian Oil // Bloomberg. 2022. December 6. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-06/ukraine-s-foreign-minister-slams-india-s-purchase-of-russian-oil (дата обращения: 15.01.23).

Visualizing 2023: Trends to Watch // Council on Foreign Relations. 2022. December 9. URL: https://www.cfr.org/article/visualizing-2023-trends-watch?utm_source=governanceupdate&utm_medium= email&utm_campaign=GlobalGovernanceUpdate2023Jan12C&utm_term=GlobalGovernance (дата обращения: 15.01.23).

Zeeshan M. Flying Blind: India's Quest For Global Leadership. London - N.-Y.: Vintage Books, 2021. 208 p.

References

Boerema D. Ondanks westerse irritatie blijft India Rusland opzoeken. Vrijdag. 2022. September 16. URL: https://nos.nl/artikel/2444765-ondanks-westerse-irritatie-blijft-india-rusland-opzoeken? utm_source=eyesonasia&utm_medium=email&utm_campaign=EyesonAsia2022Sep29&utm_term= EyesonAsia) (date of access: 15.01.23).

Dubey M. India's Foreign Policy. Coping with Changing World. New Delhi: Orient BlackSwan Privet Limited, 2016. 446 p.

For more than a waiver: On India-US global strategic partnership. The Hindu. 2021. November 17. URL: https://www.thehindu.com/opinion/editorial/for-more-1:han-a-waiver-on-india-us-global-strategic-partnership/article37529450.ece (date of access: 15.01.23).

Gupta K.R. and Shukla V. Foreign Policy of India. New Delhi: Atlantic Publishers and Distributors (P) Ltd., 2009. 576 p.

Jaishankar S. The India Way: Strategies for an Uncertain World. India, New Delhi: Harper Collins, 2020. 240 p.

Haidar S. India, U.S. to work closely on Afghanistan, says Shringla. The Hindu. 2021 a. October 7. URL: https://www.thehindu.com/todays-paper/tp-national/india-us-to-work-closely-on-afghanistan-says-shringla/article36869993.ece (date of access: 15.01.23).

Haidar S.U.S. underlines unease with S-400 deal. The Hindu. 2021 b. October 6. URL: https://www.thehindu.com/news/national/us-underlines-unease-with-s-400-deal/article36857254.ece (date of access: 15.01.23).

Haidar S. Will India be sanctioned for S-400 purchase? The Hindu. 2021 c. November 14. URL: https://www.thehindu.com/news/national/explained-will-india-be-sanctioned-for-s-400-purchase/ article37481472.ece) (date of access: 15.01.23).

Hebbar N. India at 75. PM Modi sets sights on developed India by 2047. The Hindu. 2022. August 15. URL: https://www.thehindu.com/news/national/india-at-75-pm-modi-sets-sights-on-developed-india-by-2047/article65771070.ece (date of access: 15.01.23).

Leonova O.G. Indijsko-rossijskie otnosheniya v XXI veke: vzglyad s drugoj storony [Indian-Russian Relations in the XXI century: a Look from the Other Side] // Rossiya i sovremenny'j mir [Russia and the modern world]. 2017. N 3 (96). P. 133-148. (In Russ.)

Leonova O.G. Vliyanie strategicheskogo partnerstva AUKUS na geopoliticheskuyu situaciyu v Indo-Tixookeanskom regione [The Impact of the AUKUS Strategic Partnership on the Geopolitical Situation in the Indo-Pacific Region] // Vestnik mezhdunarodny'x organizacij [International Organizations Research Journal]. 2022. T. 17. N 3. P. 194-211.

Masih N. India turns to Russian fertilizer, showing challenge of isolating Moscow. Washington Post. 2022. August 4. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2022/08/04/india-russia-fertilizer-oil-imports/?utm_source=eyesonasia&utm_medium=email&utm_campaign=EyesonAsia2022Aug30 (date of access: 15.01.23).

Malone D.M. Does the Elephant Dance? Contemporary Indian Foreign Policy. New Delhi: Oxford India Paperbacks, 2014. 425 p.

Miller M.Ch. The Quad, AUKUS, and India's Dilemmas. Council on Foreign Relations. 2021. October 13. URL: https://www.cfr.org/article/quad-aukus-and-indias-dilemmas?utm_source=twtw& utm_medium=email&utm_campaign=TWTW%202021October15&utm_term=TWTW%20and%20A ll%20Staff%20as%20of%207-9-20 (date of access: 15.01.23).

Miller M.Ch. and Jordan Z. India Is Reluctant to Condemn Russia. Its History With China Looms Large. Council on Foreign Relations. 2022. May 10. URL: https://www.cfr.org/blog/india-reluctant-condemn-russia-its-history-china-looms-large (date of access: 15.01.23).

Mohan C.R. India's New Foreign Policy Strategy. The Indian Express, New Delhi. Draft paper presented at a Seminar in Beijing by China Reform Forum and the Carnegie Endowment for International Peace, Beijing, 2006. May 26. 9 p. URL: http://carnegieendowment.org/files/Mohan.pdf (date of access: 15.07.2021).

Pande A. Making India Great: The Promise of a Reluctant Global Power. New Delhi: Harper Collins, 2021. 240 p.

Pande A. From Chanakya to Modi: Evolution of India's Foreign Policy. New Delhi: Harper Collins, 2020. 224 p.

Sen S.R. Modi to Skip Annual Putin Summit Over Ukraine Nuke Threats. Bloomberg. 2022. December 9. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-09/modi-to-skip-annual-summit-with-putin-over-ukraine-nuke-threats?sref=vxSzVDP0&utm_source=dailybrief&utm_medium= email&utm_campaign=DailyBrief2022Dec9&utm_term=DailyNewsBrief) (date of access: 15.01.23).

Sharma M. Weaning India Away From Russia Will Take Time. Bloomberg. 2022. March 3. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-03-03/ukraine-invasion-u-s-shouldn-t-overreact-to-india-s-u-n-abstention-on-russia (date of access: 15.01.23).

Lakshman S. Voices on Capitol Hill back CAATSA sanctions waiver for India. The Hindu. 2021. November 10. URL: https://www.thehindu.com/news/international/voices-on-capitol-hill-back-caatsa-sanctions-waiver-for-india/article37423673.ece (date of access: 15.01.23).

Surie M.D. India's vaccine diplomacy: made in India, shared with the world. Development Policy Centre. 2021. March 29. URL: https://devpolicy.org/indias-vaccine-diplomacy-made-in-india-shared-with-the-world-20210329/ (date of access: 15.01.23).

Ukraine's Foreign Minister Slams India's Purchase of Russian Oil. Bloomberg. 2022. December 6. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-06/ukraine-s-foreign-minister-slams-india-s-purchase-of-russian-oil (date of access: 15.01.23).

Visualizing 2023: Trends to Watch. Council on Foreign Relations. 2022. December 9. URL: https://www.cfr.org/article/visualizing-2023-trends-watch?utm_source=governanceupdate&utm_ medium=email&utm_campaign=GlobalGovernanceUpdate2023Jan12C&utm_term=GlobalGovernance (date of access: 15.01.23).

Zaxarov A.I. Vneshnepoliticheskie posledstviya pandemii koronavirusa dlya Indii [Foreign Policy Implications of the Coronavirus Pandemic for India] // Rossiya i sovremenny'j mir [Russia and the modern world]. 2022. N 4. P. 184-205. (In Russ.)

Zeeshan M. Flying Blind: India's Quest For Global Leadership. London; N.-Y.: Vintage Books, 2021. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.