УДК 327.35
Л. А. Печищева
кандидат исторических наук; доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ; научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН; e-maiL: [email protected]
ИНДИЯ - ЕС: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье предпринимается попытка рассмотреть сотрудничество между Индией и странами ЕС на современном этапе. Экономика и энергетика стали одними из приоритетных направлений политики между Индией и ЕС. В 2004 г. было заключено Стратегическое партнерство между Индией и ЕС, открывшее новые перспективы и возможности для государств. Большинство новых экономических, энергетических и экологических проектов между Индией и ЕС способствуют не только улучшению социально-экономических условий в странах, но и укреплению стратегического партнерства между Индией - ЕС.
Ключевые слова: Индия; ЕС; Южная Азия; Нарендра Моди; энергетика; экономические проекты.
L. A. Pechishcheva
PhD (History), Associate Professor, Department of Area Studies and Foreign PoLitics, FacuLty of International ReLations and Area Studies, Institute for History and Archives, RSUH; Research FeLLow, Center for Indian Studies, the Institute of OrientaL Studies of the Russian Academy of Sciences; e-maiL: [email protected]
INDIA - THE EU: THE PERSPECTIVES OF COOPERATION
The articLe is devoted to consider today's Indian - EU cooperation. Economics and power industry have become one of the priority directions of the poLitics of India and the EU. In 2004 it was signed the Strategic partnership between India and the EU that gave new perspectives and opportunities for the states. The majority of new economic, energy and ecoLogicaL projects between India and the EU make a contribution not onLy to the deveLopment of sociaL and economic conditions in the countries but aLso to the reinforcement of the strategic partnership between India and the EU.
Key words: India; the EU; South Asia; Narendra Modi; power industry; economic projects.
ЕС и Индия являются сегодня важными геополитическими глобальными центрами силы, от внешней политики и стратегического сотрудничества которых в определенной степени будет зависеть конфигурация международных отношений во второй
половине XXI в. Быстроразвивающиеся экономические и политические гиганты в Азии, Африке и Латинской Америке пытаются вырваться из рамок региональных держав, стремятся оказать влияние на мировую политику и активно участвовать в принятии важных решений на международном уровне [Сидорова 2009]. Так, Германия сегодня является крупнейшим иностранным инвестором в государства Латинской Америки, что представляет значительную ценность для развития экономики региона [Емельянов 2017].
Европейские лидеры понимают, что Индия, одна из самых больших демократических стран, стремительно развивается и делает определенные успехи не только в экономике и IT сфере, но и в энергетике, и в космической области. По мнению Ф. Н. Юрлова, «к решающим факторам, которые оказывали и будут оказывать влияние на формирование внутренней и внешней политики Индии, рост ее экономики в XXI в., можно отнести то, что страна развивается по демократическому пути» [Юрлов 2011, с. 3].
Отношения между ЕС и Индией развиваются посредством регулярных саммитов, а также министерских, парламентских и экспертных встреч. В 2004 г. было заключено Стратегическое партнерство между ЕС и Индией [EU-India Relations 2016], в 2005 г. на саммите был принят План по совместным действиям ЕС - Индии (EU-India Joint Action Plan, the «JAP»), который был модернизирован в 2008 г. Важным событием в развитии стратегического партнерства между ЕС и Индией явился прошедший 30 марта 2016 г. в Брюсселе Тринадцатый саммит лидеров ЕС - Индии, на котором ЕС представляли Жан-Клод Юнкер и Дональд Туск, индийскую делегацию возглавлял Нарендра Моди [EU-India summit 2016]. На саммите была одобрена обеими сторонами Программа действий ЕС и Индия на 2020 г. Это дорожная карта, в которой расписаны практические действия на последующие пять лет, в том числе вопросы в области политики и безопасности, прав человека, глобальные проблемы, расширение сотрудничества в науке и образовании, а также углубление контактов между гражданами ЕС и Индии. Одними из самых важных преимуществ Индии прежде всего являются высокие темпы роста экономики, а также высокий уровень рождаемости и отсутствие проблемы старения населения. Кроме того, Индия имеет преимущества по сравнению с ЕС и США благодаря численности населения и недорогой рабочей силе. Более
того, Индия готовит своих собственных специалистов, владеющих английским языком в сфере 1Т-технологий и программного обеспечения, что способствует интеграции этих специалистов в международное сообщество и дает возможность производить более сложную и конкурентоспособную продукцию. Однако существенные недостатки Индии заключаются в низком показателе ВВП на душу населения, в неэффективной и экологически устаревшей промышленности, в нерешенных территориальных спорах (например, продолжающаяся территориальная проблема Кашмира между Индией и Пакистаном).
По мнению Т. Л. Шаумян, потенциал Индии сейчас находится на пике: «По численности населения Индия вдвое превосходит Европейский союз» [Шаумян 2013, с. 44]. «Де-факто ядерная держава, рост ВВП которой достигается ускоренным развитием сектора услуг и современных 1Т-технологий. Экспорт информационных технологий доходит до 14 %. Индийская фармацевтическая промышленность производит четверть мировых лекарственных препаратов. А укрепление военно-промышленного потенциала базируется на ускоренном прогрессе экономики и использовании современных информационных технологий для совершенствования вооружений» [Емельянова 2017, с. 30]. Официальные представители стран ЕС и Индии заявили, что необходимость в сохранении экономических отношений является одним из основных вопросов, поскольку государства стремятся в дальнейшем укреплять не только экономическое партнерство, но и развивать ряд совместных торгово-экономических программ. Например, «программа ЕС о создании рабочих мест, экономическом росте, социальной справедливости и демократических преобразованиях, а также инициативы Индии «^аЬка 8аа1;Ь» («Коллективные усилия») создают новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества» [Визит премьер-министра Индии в Бельгию 2016, с.2].
Кроме того, политики подтвердили, что благодаря возобновлению переговоров между ЕС и Индией по вопросам всеобъемлющего торгового и инвестиционного соглашения имеет большое значение для укреплении экономического сотрудничества между странами. Лидеры отметили, что «обязательства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) крайне важны для устойчивого социально-экономического развития Индии», тем самым одобрив,
«совокупную ссуду в размере 450 млн евро в качестве участия в строительстве первой линии метрополитена в городе Лакхнау. Соглашение о первом транше в размере 200 млн евро было подписано Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и правительством Индии. Лидеры одобрили заявление Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) о предстоящем открытии в Нью-Дели регионального представительства Банка в Южной Азии» [Визит премьер-министра... с. 3].
Необходимо отметить и еще одну важную область сотрудничества между ЕС и Индией - это энергетика. В целом отношения между ЕС и Индией в энергетической сфере развиваются в позитивном ключе, однако существуют точки расхождения. К примеру, негативную реакцию вызывают у стран ЕС случаи несоблюдения Индией договоров по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу и невозможность быстрой модернизации предприятий из-за ряда финансовых сложностей в Индии. Во время прошедшего в Нью-Дели 6 октября 2017 г. Четырнадцатого ежегодного саммита между Индией и ЕС затрагивался вопрос о развитии сотрудничества ЕС и Индии в энергетике. Жан-Клод Юнкер, Дональд Туск и Нарендра Моди приняли совместное заявление о чистой энергии и изменении климата, подтвердив также и обязательства по Парижскому соглашению от 2015 г. Лидеры Индии и ЕС отметили, что борьба с изменением климата и обеспечение доступных и устойчивых поставок энергоресурсов являются неотъемлемыми составляющими экологической и энергетической безопасности, а также прогрессом в «Партнерстве по чистой энергии и климату», принятому на саммите ЕС - Индия в 2016 г. Тем самым лидеры ЕС и Индии подтвердили свою приверженность в дальнейшем реали-зовывать проекты в соответствии с Программой, согласованной на заседании Энергетической группы ЕС - Индия в октябре 2016 г. Индия и ЕС планируют развивать свое сотрудничество, но при этом постепенно сокращать расходы на разработку и внедрение проектов в области возобновляемых источников энергии благодаря новым технологиям и инновациям, обмену знаниями, наращиванию технического и ресурсного потенциала, инвестициям и созданию взаимовыгодных энергетических проектов.
Лидеры ЕС и Индии подчеркивают важность сохранения экономического роста своих государств и одновременно продвижения новых технологий и современных предприятий без ущерба для
окружающей среды. Таким образом, они планируют осуществить переход к цикличной экономической модели, которая уменьшает потребление первичных ресурсов и улучшает использование вторичного сырья.
Индия с ее устойчивым демографическим и экономическим ростом является превосходным партнером для стран ЕС. По статистике, ЕС является крупнейшим торговым партнером Индии: 13,5 % общей торговли приходится на Индию, опережающей по этим показателям и Китай (10,8 %), и США (9,3 %). Индия является девятым крупнейшим партнером ЕС. Так, в 2016 г. экспорт из стран ЕС в Индию составил 37,8 млрд евро. Кроме того, за 2016 г. торговый оборот между ЕС и Индией превысил 77,1 млрд евро. К ключевым экспортным товарам ЕС в Индию можно отнести машины и бытовую технику (30,5 %), драгоценные камни и ювелирные изделия (19 %), химическую продукцию (10,7 %), основой импорта ЕС являются текстиль и одежда (19,8 %), химическая продукция (15 %), машины и приборы (12,1 %) [EU-India summit 2016].
Премьер-министр Индии и лидеры ЕС отметили особый вклад Международной группы экспертов, Министерства окружающей среды, лесов и изменения климата Индии и Национального института по преобразованию Индии (NITI Aayog) в повышение эффективности использования ресурсов на глобальном уровне. Ими была разработана стратегия экономического перехода, направленного на улучшение использования вторичного сырья и защиту окружающей среды. Кроме того, лидеры ЕС и Индии договорились о дальнейшем сотрудничестве в области экологических проблем, таких как управление водными ресурсами и загрязнение воздуха, а также отметили прогресс в осуществлении водного партнерства между Индией и ЕС. Так, были инициированы совместные проекты по расширению партнерства в области инноваций и развитию технологий для активизации сотрудничества между европейскими и индийской отраслями промышленности и экосистемами. Евроатом и Департамент по атомной энергии Индии заключили Соглашение о сотрудничестве в области исследований и развития в сфере мирного использования ядерной энергии, направленное на дальнейшее укрепление ядерной безопасности. Такое сотрудничество между ЕС и Индией приведет к внедрению неэнергетических технологий в таких областях, как водное обеспечение, окружающая
среда, здравоохранение и медицина в интересах международного сообщества. Развитие проектов между ЕС и Индией в термоядерной энергетике базируется на соглашениях, участниками которых они являются, в том числе в рамках Соглашения по сотрудничеству в области энергетики, а также в рамках Евратома. Учитывая проблемы безопасности в связи с военными конфликтами во многих регионах, участившимися террористическими атаками и ежегодно возрастающими случаями киберпреступлений, на Тринадцатом саммите была затронута важная тема, связанная с успешным диалогом между странами ЕС и Индией об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Лидеры ЕС и Индии подтвердили, что намерены расширять связи между «инициативой "Цифровая Индия" и "Единый цифровой рынок" ЕС путем усиления сотрудничества в области кибербезопасности, стандартизации ИКТ, управления Интернетом, научных исследований и инноваций (например, языковых технологий, созданий сети инновационных стартап-компаний Индии и ЕС). Они также согласились развивать сотрудничество бизнес для бизнеса за счет расширения присутствия индийских IT-ITeS (информационные технологии - услуги на основе информационных технологий) компаний с активным участием компанией ЕС в рамках программы "Цифровая Индия"» [Визит премьер-министра... с. 5].
Нарендра Моди отстаивает интересы Индии как внутри страны, так и за ее пределами. Инициатива, официально провозглашенная индийским премьер-министром, «Делай в Индии!» («Make in India!») направлена на ускорение индустриализации Индии, развитие промышленности и экономики, борьбу с безработицей, расширение рынков сбыта и улучшение инвестиционного климата в стране. На Тринадцатом саммите лидеров ЕС и Индии политики признали, что «благоприятный деловой климат является ключевым фактором для повышения инвестиций, раскрытия потенциала торговых отношений между ЕС и Индией и поддержки инициативы "Делай в Индии!"» [там же].
Таким образом, на развитие стратегического партнерства между ЕС и Индией влияют многие факторы: это и внутриевропей-ские вызовы, неразрешенные конфессиональные и территориальные проблемы как внутри Индии, так и между южноазиатскими странами, внешняя политика администрации Дональда Трампа,
проводимый КНР новый внешнеполитический курс с ее стратегическим проектом «Новый шелковый путь». Однако Индия является сегодня для стран ЕС превосходным партнером в различных областях, что делает ее незаменимым партнером для европейских государств в экономических, энергетических и гуманитарных проектах, тем самым способствуя расширению и укреплению стратегического партнерства между ЕС и Индией в среднесрочной перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Емельянов А. И. Национальные интересы Германии в Латинской Америке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 3 (787). С. 28-35. Емельянова Н. Н. Мягкое обаяние Индии: преимущества и пределы // Перспективы. URL: www.perspektivy.info/rus/gos/_magkoje_obajanije_ indii_preimushhestva_i_predely_2016-03-21.htm Визит премьер-министра Индии в Бельгию // Индийский вестник. Бюллетень посольства Индии в России. Март-апрель 2016. С. 2-6. URL: www.indianembassy.ru/downloads/indian-vestnik/2016-Indisky%20 Vestnik%20March-April%20Russian.pdf Сидорова Г. М. Роль Европейского союза в разрешении кризисных ситуаций в Африке // Международные аспекты конфликтных ситуаций в Африке. 2009. С. 34-42. (Сер. Поддержка ООН. Сила права.) Шаумян Т. Л. Индия, ШОС и БРИКС в современной геополитике // Сравнительная политика. 2013. №3 (13). С. 44-63. Юрлов Ф. Н. Внешнеполитические приоритеты: амбиции и проблемы //
Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 2-10. EU-India Relations, 2016. URL: eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_india_ factsheet.pdf
EU-India summit, Brussels, 30.03.2016. URL: www.consilium.europa.eu/en/ meetings/international-summit/2016/03/30/