Индия
А.В. Шелепов
Шелепов Андрей Владимирович — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ позиций Индии по основным проблемам глобального управления. Анализ осуществлен на основе документов «Группы двадцати» и национальных документов (законов, национальных программ, заявлений президента страны и т.д.).
Для Индии как одной из важнейших растущих экономик мира актуальными являются различные глобальные риски. В то же время очевидный акцент в действиях руководства страны направлен на приоритетное решение внутренних проблем, связанных с социальным и экономическим неравенством, неразвитостью инфраструктуры, рисками природных катастроф.
В результате риски экономического блока являются важными, с точки зрения индийских властей, наравне с другими кластерами, и поиск путей принятия мер в отношении различных рисков приводит к заинтересованности в участии не только в «Группе двадцати», ответственной, прежде всего, за реформы финансово-экономического характера, но и в других институтах глобального управления, в частности БРИКС.
Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе двадцати", "Группе восьми" и БРИКС».
Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, глобальное управление, глобальные риски, экономические риски, природные риски, геополитические риски, социальные риски, технологические риски.
Key words: G8, G20, BRICS, global governance, global risks, economic risks, environmental risks, geopolitical risks, societal risks, technological risks.
Индия — одна из важнейших в экономическом и политическом плане развивающихся стран мира. Численность населения страны превышает 1,2 млрд человек [32]. Рост ВВП Индии в последние годы составляет более 5%, хотя в будущем ожидается его замедление [16]. В то же время среди различных регионов страны темпы экономического развития заметно отличаются. Остаются нерешенными многие социальные проблемы.
Необходимость поддержки высоких темпов роста экономики, повышения эффективности использования людских ресурсов и реализации внешнеполитических интересов ведет к активному участию Индии в глобальном управлении, членству в важнейших международных институтах, в том числе в «Группе двадцати» и БРИКС. В результате прослеживается влияние позиций страны на функционирование системы глобального управления.
Экономические риски
Позиции индийского руководства в отношении ключевых глобальных рисков в области экономики обусловлены высокими темпами развития экономики страны на фоне
сохраняющегося высокого уровня бедности, трудностей в обеспечении населения продовольствием, неразвитости современных рыночных механизмов и инструментов финансового рынка.
Позиция Индии в отношении продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства обусловлена высокой численностью населения страны и сохраняющимися проблемами в снабжении населения продовольствием. Как следствие, основой продовольственной политики страны является обеспечение достаточного уровня потребления продуктов питания для всех ее жителей. Документ «Продовольственная защищенность» (Food Security Bill) [8], регулирующий проблему продовольственной безопасности в Индии, в скором времени должен быть одобрен парламентом [22]. В документе устанавливаются четкие стандарты питания, соблюдение которых будет достигаться за счет использования национальной системы распределения продовольствия для детей, беременных и кормящих матерей. Еще один документ, «Акт о продовольственной безопасности» (Food Security Act), регулирует выплату субсидий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности. В связи с прошедшим кризисом размер субсидий сокращен, но при этом правительство Индии принимает меры, направленные на повышение их адресности и усиление контроля за использованием средств [3]. Также власти Индии поддерживают разработки в области создания новых сортов сельскохозяйственных растений, устойчивых к изменениям климата. В ближайшие годы на эти цели планируется потратить 2 млрд рупий [3].
В Индии сохраняется проблема неравенства доходов населения. Борьба с этой социальной проблемой осуществляется индийскими властями посредством повышения пенсий и выплат семьям, живущим за чертой бедности, а также предоставления им налоговых льгот [3]. Запущена программа софинансирования пенсионных накоплений государством. Отдельно рассматривается обеспечение пенсиями вдов и инвалидов, причем эти выплаты в 2011 г. были повышены на 30—50%. Предусмотрены разовые выплаты семьям в случае потери кормильца [3].
Значимость проблемы хронических бюджетных дисбалансов для Индии повышается, что выражается в реформировании бюджетной политики. В частности, на три года вперед планируются основные показатели расходов госбюджета. Еще одно направление борьбы с дисбалансами — повышение эффективности расходов на продовольственные и сырьевые субсидии [3]. Также индийские власти заявляют о необходимости борьбы с дисбалансами в масштабах мировой экономики, в первую очередь — в еврозоне [28].
Противодействие системным рискам в финансовом секторе Индии осуществляется властями по направлениям и методами, избранными международными организациями, в частности Международной организации комиссий по ценным бумагам (ИОСКО). Важнейшая цель финансового регулирования — защита инвесторов [9]. Совершенствование системы регулирования осуществляется на основе сотрудничества с международными финансовыми организациями и финансовыми регуляторами других стран [25].
Также Индия полностью поддерживает реформу квот и голосов МВФ. Страна одобрила пересмотр квот 2010 г., в соответствии с которым квота страны должна увеличиться с 2,44% до 2,75% [18]. На саммите «Группы двадцати» в Лос-Кабосе Индия обязалась внести в МВФ дополнительно 10 млрд долл. «Это решение было принято в ожидании выполнения международными институтами своих обещаний относительно реформирования системы квот и представительства с учетом позиций стран в мировой
экономике» [10]. Кроме того, власти страны поддерживают реформирование Всемирного банка в направлении учета интересов развивающихся стран1.
Основное направление борьбы финансовых властей Индии с нехваткой ликвидности в банковском секторе — повышение Резервным банком норм резервирования. Подобные меры принимались в 2010—2011 финансовом году. В результате в Индии полностью внедрены стандарты Базель II и 2.5 и проводятся консультации по документу о внедрении стандартов Базель III [26].
Индийские власти уделяют пристальное внимание проблеме дисбалансов рынка труда. Несмотря на высокую численность населения, меры правительства позволяют смягчать проблему безработицы. Борьба с безработицей в Индии в основном осуществляется путем профессионального переобучения работников. Также рассматривается внедрение кредитных механизмов для получения молодыми людьми актуальных для рынка труда навыков [3]. Кроме того, власти Индии стимулируют спрос на рабочую силу. В стране действует схема, согласно которой государство берет на себя расходы работодателей по выплатам в различные фонды при найме работников с физическими ограничениями [24].
Таким образом, позиции Индии в отношении ключевых экономических рисков основываются, прежде всего, на необходимости борьбы с проблемами, присущими большинству развивающихся стран, среди которых продовольственная безопасность, неравенство доходов населения и дисбалансы рынка труда. В то же время индийские власти стремятся упрочить свои позиции в мировой валютно-финансовой системе путем активной поддержки реформирования международных институтов в интересах развивающихся стран. В последнее время на фоне бурного развития банковского сектора и финансового рынка растет актуальность для Индии соответствующих рисков экономического блока.
Геополитические риски
Позиции Индии по актуальным вопросам геополитики характеризуются стремлением к более активному участию в решении геополитических проблем и усилению своего влияния в мире, в первую очередь, путем вхождения страны в число постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Индия не только активно претендует на вхождение в число постоянных членов Совета Безопасности ООН, но и поддерживает идею более широкого представительства развивающихся стран в соответствии с их экономическим и политическим влиянием в институтах глобального управления [23]. Еще одним приоритетом политики Индии, направленным на укрепление системы глобального управления, является расширение и углубление взаимодействия с другими странами на двусторонней основе, а также расширение сотрудничества в рамках международных институтов, прежде всего «Группы двадцати» и БРИКС [23].
Индийское руководство выступает категорически против силового решения геополитических конфликтов и вмешательства в них третьих государств. Кроме того, колониальная история Индии и активная поддержка Движения неприсоединения способствуют тому, что руководство страны чаще всего поддерживает развивающиеся страны в геополитических конфликтах [15].
1 No decision on Nandan Nilekani as Indian candidate for World Bank chief // The Economic Times. 12.03.2012. URL: http://articles.economictimes.indiatimes.com/2012-03-12/news/31153053_1_nandan-nilekani-world-bank-unique-identity-number (date of access: 28.10.2012).
Сирия
Как следствие позиции по геополитическим конфликтам, Индия поддерживает территориальную целостность и независимость Сирии, выступая за мирное урегулирование в соответствии с Планом Кофи Аннана [17]. В то же время, в отличие от Китая и России, индийские власти поддержали все резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, мотивируя такое решение тем, что исполнение резолюций и вмешательство ООН — единственный способ достижения задач прекращения конфликта2.
Ливия
Индийское правительство выступило категорически против вмешательства западных стран в гражданскую войну в Ливии [4]. После завершения конфликта власти Индии заявили о поддержке нового руководства страны и готовности оказать Ливии всестороннюю поддержку во время переходного периода [12].
Палестино-израильский конфликт
Индийские власти поддерживают усилия по разрешению палестино-израильского конфликта на основе решений СБ ООН и других согласованных на международном уровне принципов. Со времен колониализма индийское руководство поддерживает стремление палестинцев к созданию независимого государства, продолжая при этом активно сотрудничать с Израилем, в том числе и в военной сфере. В результате индийские власти выступают за мирное сосуществование двух независимых государств и учет мнений и интересов обеих сторон [14].
Иран
Формально индийское руководство поддерживает решение иранской ядерной проблемы на основе диалога. Тем не менее данный вопрос не относится к числу приоритетных для индийской внешней политики. Индийские власти стремятся соблюсти баланс между традиционным сотрудничеством с Ираном и необходимостью учитывать интересы западных партнеров [11]. США рассматривают Индию как потенциальный источник давления на Иран с целью отказа последнего от ядерной программы [30].
КНДР
Во время Корейской войны Индия рассматривала КНДР в качестве страны-агрессора. Однако приверженность принципу мирного урегулирования конфликтов проявляется и в отношении этой страны: индийские власти подчеркивают угрозу, представляемую действиями КНДР в военной сфере, и поддерживают соответствующие резолюции СБ ООН, но при этом заявляют о необходимости выработки новых механизмов дипломатического решения конфликта3.
2 Q. 1280 Vote against Syria in UNSC // Indian Ministry of External Affairs. 17.08.2012. URL: http://www. mea.gov.in/lok-sabha.htm?dtl/20482/Q+1280+Vote+against+Syria+in+UNSC (date of access: 28.10.2012).
3 Q.4544 Lauching of rocket by North Korea // Indian Ministry of External Affairs. 17.05.2012. URL: URL: http://mea.gov.in/rajya-sabha.htm?dtl/19685/Q4544+Lauching+of+rocket+by+North+Korea (date of access: 28.10.2012).
В связи с высокой актуальностью проблемы коррупции для Индии в стране разработаны поправки в законодательство, предусматривающие усиление ответственности коррупционеров. Кроме того, создан механизм постоянного общественного и государственного контроля за исполнением положений основного документа, регламентирующего борьбу с коррупцией, — Национальной стратегии противодействия коррупции [5]. Индия также ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции [13].
В то же время борьба с организованной преступностью не заявляется властями Индии в качестве важного приоритета. Несмотря на ратификацию конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, власти страны не принимают конкретных мер по борьбе с этим риском [13].
Индийское правительство поддерживает идею нераспространения оружия массового уничтожения. На национальном уровне данная сфера регулируется специальным законодательным актом [31]. В то же время Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, мотивируя это тем, что соглашение препятствует глобальному ядерному разоружению и создает несправедливые условия в отношении стран, не обладающих ядерным оружием [29]. Такая позиция индийского руководства, как и отказ от раскрытия информации об объемах ядерного арсенала страны, обусловлена продолжающейся напряженностью в отношениях с Пакистаном, а также потенциальной возможностью усиления территориальных споров с Китаем.
Таким образом, несмотря на заявляемую поддержку принципов международной безопасности, индийские власти придают большое значение обеспечению и защите национальных интересов страны даже в случае их противоречия взглядам мирового сообщества. Позиции властей в отношении рисков внутренней политической нестабильности выражаются в пристальном внимании к проблеме коррупции, являющейся одной из основных угроз для Индии в рамках рассматриваемой сферы.
Природные риски
Высокая численность населения и большая территория, неравномерность географического распределения водных ресурсов, подверженность ряда регионов страны неблагоприятным погодным явлениям и низкая энергоэффективность экономики обуславливают актуальность для Индии предотвращения природных рисков.
Позиция Индии в отношении борьбы с изменением климата заключается в поддержке международных договоренностей. При этом на национальном уровне индийские власти не проводят комплексной последовательной политики в отношении этой проблемы. Согласно заявлениям представителей индийского руководства, меры в данной области не должны подрывать экономических интересов страны [19].
Угроза экстремальных погодных явлений рассматривается властями Индии прежде всего в контексте возможного негативного влияния на сельское хозяйство. Наиболее активно исследуется проблема защиты от засух и наводнений. Основным направлением решения данной проблемы, согласно Национальному плану действий по изменению климата, является интеграция систем водоотведения и ирригации в единую сеть, позволяющую обеспечить водный баланс в сельском хозяйстве. Кроме того, предполагается развитие в стране рынка деривативов на погодные явления, развитие научных исследований в области экстремальных погодных явлений, принятие на уровне отдельных штатов специальных планов противодействия таким явлениям с учетом различных сценариев риска [19]. В Пятилетнем плане Индии подчеркивается смещение акцента принимаемых в данной сфере мер с минимизации последствий экстремаль-
ных явлений на их предотвращение. Два основных направления дальнейшей политики правительства Индии в этой области, согласно 11-му Пятилетнему плану, — развитие инфраструктуры и интеграция существующих на местном уровне механизмов предотвращения экстремальных явлений в общенациональную систему [19].
В отличие от земельных ресурсов, нехватка воды в некоторых регионах страны ощущается весьма остро. В этой связи властями разработан комплекс мер по снижению неэффективности использования водных ресурсов на 20%. Он предусматривает совершенствование ценовой политики, развитие механизмов очистки для повторного использования воды в городах, расширение практики использования технологий опреснения воды в населенных пунктах, расположенных на океанском побережье [6].
Решение проблем энергоэффективности стало одним из приоритетов 11-го Пятилетнего плана Индии на 2007—2012 гг. По расчетам властей, выполнение пунктов плана позволит за период его реализации сэкономить до 10000 МВт электроэнергии. Основные меры Пятилетнего плана, направленные на повышение энергоэффективности, включают:
— внедрение механизма торговли сэкономленными объемами энергии между
крупными энергоемкими предприятиями;
— развитие инноваций для обеспечения снижения стоимости приборов с низким
потреблением энергии;
— использование фискальных стимулов к экономии энергоресурсов [19].
Проблема урбанизации особенно остро проявляется в контексте неблагоприятной
экологической и санитарной обстановки в крупных городах. При этом рост численности населения в городах в настоящий момент не рассматривается властями Индии в качестве серьезного риска. Комплекс многочисленных мер по обеспечению улучшения санитарной и экологической ситуации в городах представлен в «Национальной политике по городской санитарии» (National Urban Sanitation Policy) [20]. Аналогичная стратегия в области транспортного развития городов предполагает первоочередное обеспечение доступного и быстрого транспортного сообщения жилых районов с объектами образовательного и рекреационного назначения [21].
Таким образом, власти Индии, осознавая актуальность природных рисков для страны, осуществляют весьма эффективные меры по их минимизации. В то же время, несмотря на наличие крупного, но отстающего в техническом плане от ведущих стран мира промышленного сектора, политика индийского руководства в отношении угроз изменения климата непоследовательна.
Технологические риски
Риски технологического блока актуальны для Индии по причине обладания ядерным оружием, функционирования на территории страны нескольких объектов ядерной энергетики, быстрого развития информационных технологий, а также наличия социальных и демографических проблем, обуславливающих приоритетную необходимость совершенствования инфраструктуры.
Проблема технологической уязвимости не является приоритетной для Индии. Тем не менее недавно в качестве одной из важных функций департамента телекоммуникации Министерства связи и информационных технологий Индии была заявлена разработка мер по борьбе с киберпреступностью. В настоящее время о результатах этой работы нет информации [27].
В Индии 20 действующих атомных реакторов на шести АЭС. В связи с низким относительно мировых стандартов уровнем технологической безопасности индийских АЭС власти страны с недавнего времени стали уделять более пристальное внимание этому вопросу. С 1983 г. в стране действует Совет по регулированию атомной энергетики (AERB)4, главная задача которого заключается в обеспечении надзора в целях безопасности всех объектов атомной энергетики в Индии [1]. После обнаружения в 2010 г. радиоактивных веществ на одном из рынков металлолома в Нью-Дели власти Индии ужесточили требования безопасности в атомной энергетике и расширили полномочия AERB [2].
Позиция властей Индии в отношении природных катастроф заключается в проведении политики минимизации их возможных негативных последствий. Политика минимизации предусматривает учет возможности катастроф при строительстве инфраструктурных объектов, поддержание готовности к негативным природным явлениям соответствующих служб, а также информирование населения о действиях в случае чрезвычайных ситуаций. На уровне штатов и муниципалитетов регулярно проводятся оценки возможного влияния природных катастроф для уточнения планов мероприятий по противодействию им. Кроме того, поддерживаются запасы воды и продовольствия для экстренных случаев, ведется постоянная работа по стимулированию страхования имущества, стимулируется развитие соответствующего рынка. Важным приоритетом в будущем должно стать производство стандартизованных элементов для строительства инфраструктурных объектов на потенциально опасных территориях вместо их изготовления на местах, а также ужесточение строительных нормативов [19].
Согласно позиции индийских властей, к основным направлениям развития инфраструктуры относятся энергетическая инфраструктура, автомобильные и железные дороги. Для стимулирования инвестиций в инфраструктуру энергетическими компаниями, в первую очередь газо- и угледобывающими, планируется предоставление им налоговых льгот. Ожидается снижение таможенных пошлин на оборудование, приобретаемое индийскими железными дорогами, в рамках поддержки проектов по повышению безопасности на транспорте, а также по строительству скоростных железных дорог [3].
Таким образом, необходимость приоритетного решения проблем, связанных с технологическими рисками, способствует усилиям властей Индии по развитию инфраструктуры и совершенствованию систем противодействия природным катастрофам. Осознав потенциальную угрозу, представляемую ядерными объектами, правительство страны начало реформирование остававшейся долгие годы неизменной системы контроля в этой сфере.
Социальные риски
Являясь вторым по численности населения государством мира, Индия стремится извлечь максимальную пользу из использования богатых людских ресурсов, в то же время не оставляя без внимания риски социального и демографического характера, связанные с этим показателем.
Рост населения в Индии рассматривается как устойчивый, и в рамках текущей демографической структуры его темпы оказываются благоприятными для экономического развития страны. В настоящий момент Индия находится в так называемой фазе
4 About AERB // Atomic Energy Regulatory Board of India. 12.10.2012. URL: http://www.aerb.gov.in/ aerb.asp (date of access: 28.10.2012).
«демографического перехода». Это означает постепенное снижение темпов роста населения на фоне продолжающегося увеличения численности рабочей силы. В результате уменьшаются расходы работающего населения страны на содержание детей и пенсионеров, что рассматривается властями как источник повышения нормы сбережений и стимулирования экономического роста и, соответственно, конкурентное преимущество страны на общемировом фоне [7].
В силу упомянутых особенностей демографической структуры населения, его старение не входит в число приоритетных для Индии проблем.
Проблема нехватки воды весьма остро стоит в отдельных регионах Индии. В этой связи установлена цель по повышению эффективности ее расходования на 20%, также планируется создание общенационального механизма выравнивания условий доступа к воде между отдельными регионами страны. Для достижения этой цели и реализации соответствующих мероприятий в 2011 г. создано специальное ведомство, деятельность которого также будет направлена на стимулирование повторного использования воды, развитие систем опреснения в прибрежных регионах Индии, оптимизацию ценообразования на рынке водных ресурсов [19].
В настоящий момент проблема неуправляемой миграции не стоит в Индии остро. Власти Индии считают, что необходимо позиционировать страну как источник высококвалифицированной рабочей силы на основе создания привлекательных условий для деятельности иностранных компаний в стране, а также стимулирования трудовой эмиграции. В конечном счете политика в этой области направлена на минимизацию безработицы, поощрение иностранных инвестиций и наращивание объема денежных переводов от граждан Индии, работающих за границей. Для выработки соответствующих мер и политики их реализации Министерством иностранных дел Индии создана специальная некоммерческая организация — Индийский совет по занятости за рубежом (Indian Council of Overseas Employment)5.
Таким образом, позиция индийских властей в отношении рисков социального блока состоит в поддержке устойчивого роста населения, способствующего экономическому росту, на основе использования различных механизмов. Одним из нестандартных инструментов реализации такой политики является стимулирование правительством Индии трудовой эмиграции и активная включенность в процессы аутсорсинга крупных международных корпораций.
Заключение
Позиции властей Индии в отношении ключевых глобальных рисков обусловлены прежде всего необходимостью решения проблем экономического и социального характера, препятствующих динамичному развитию страны и обеспечению достаточного уровня благосостояния всех её жителей.
Основой позиции индийского руководства в отношении экономических рисков является решение актуальных проблем продовольственной безопасности и неравенства доходов населения. Кроме того, власти Индии заинтересованы в расширении влияния страны в рамках международной валютно-финансовой системы. В последнее время наметилось повышение актуальности для Индии рисков, с которыми сталкиваются преимущественно развитые страны: хронических бюджетных дисбалансов и рисков, связанных с функционированием финансовых рынков.
5 Indian Council of Overseas Employment // The Ministry of Overseas Indian Affairs. URL: http://www. moia.gov.in/services.aspx?id1=75&id=m1&idp=75&mainid=73 (date of access: 28.10.2012).
В отношении рисков геополитического блока позиция Индии также основана на стремлении к укреплению своих позиций на международной арене. Власти Индии выступают категорически против вмешательства в геополитические конфликты третьих государств, поддерживая развитие инструментов мирного урегулирования. Также актуальным для Индии традиционно является риск коррупции.
Приоритетной задачей в отношении природных рисков для Индии, с учетом важности для экономики страны сельского хозяйства, является решение проблем, связанных с риском экстремальных погодных явлений. Также экономическими мотивами обусловлен интерес властей страны к проблемам энергоэффективности.
Важнейшей проблемой технологического характера для Индии остается неразвитость инфраструктуры. Кроме того, большое внимание уделяется проблемам обеспечения ядерной безопасности (вследствие наличия в стране объектов атомной энергетики и ядерного оружия). В настоящее время риски социального блока для Индии не являются приоритетными. Тем не менее после окончания смены характера демографических процессов Индия рискует столкнуться с проблемами неустойчивого роста и старения населения.
Таким образом, к наиболее актуальным для Индии рискам, являющимся приоритетами глобального управления в соответствии с позицией индийских властей на текущем этапе, можно отнести: продовольственную безопасность; неравенство доходов населения; крах системообразующих финансовых институтов и валютных систем; сбои глобального управления; коррупцию; экстремальные погодные явления; низкий уровень энергоэффективности; неразвитость инфраструктуры; ядерную безопасность. При этом необходимость принятия мер в отношении этих рисков приводит к активному участию Индии в деятельности ключевых институтов глобального управления, имеющих соответствующие приоритеты, прежде всего в работе «Группы двадцати».
Литература
1. AERB 2011-2012 Annual Report // Atomic Energy Regulatory Board of India. 07.2012.URL: http://www.aerb.gov.in/cgi-bin/annrpt/annrptBody.asp (date of access: 28.10.2012).
2. AERB 2010 Annual Report // Atomic Energy Regulatory Board of India. 07.2011. URL: http:// www.aerb.gov.in/t/annrpt/2010/chapter1.pdf (date of access: 28.10.2012).
3. Budget 2012-2013. Speech of the Minister of Finance // Union Budget and Economic Survey. 16.03.2012. URL: http://indiabudget.gov.in/ub2012-13/bs/bs.pdf (date of access: 28.10.2012).
4. China, India, Russia & Turkey among Nations Critical of Attack on Libya // Moral Low Ground. 21.03.2011. URL: http://morallowground.com/2011/03/21/china-india-russia-turkey-among-nations-critical-of-attack-on-libya/ (date of access: 28.10.2012).
5. Draft National Anti-Corruption Strategy // The Central Vigilance Commission of India. 07.2010. URL: http://www.cvc.gov.in/NationalAntiCorruptionStrategydraft.pdf (Summary: http://www.cvc. gov.in/NACSSummary.pdf) (date of access: 28.10.2012).
6. Draft National Water Policy (2012) // Indian Ministry of Water Resources. 07.06.2012. URL: http://mowr.gov.in/writereaddata/linkimages/DraftNWP2012_English9353289094.pdf (date of access: 28.10.2012).
7. 11th Five Year Plan 2007-2012 // Government of India. Planning Commission. 2008. URL: http:// planningcommission.gov.in/plans/planrel/fiveyr/welcome.html (Volume 3: http://planningcommission. gov.in/plans/planrel/fiveyr/11th/11_v1/11th_vol1.pdf) (date of access: 28.10.2012).
8. Final Report of the National Food Security Bill // Economic Advisory Council to the Prime Minister. 2012. URL: http://eac.gov.in/reports/rep_NFSB.pdf (Highlights: http://eac.gov.in/reports/ rep_highNFSB.pdf) (date of access: 28.10.2012).
9. Finance Minister Addresses the Board of SEBI // Security and Exchange Board of India. 24.03.2012. URL: http://www.sebi.gov.in/sebiweb/home/document_detail.jsp?link=http://www.sebi.gov.in/cms/ sebi_data/docfiles/23364_t.html (date of access: 28.10.2012).
10. Golden Promise // Indian Ministry of External Affairs. 25.06.2012. URL: http://www.mea.gov.in/ mystart.php?id=230419670 (date of access: 28.10.2012).
11. India Goes Its Own Way on Iran's Nuclear Program: Pankaj Mishra // Bloomberg. 27.02.2012. URL: http://www.bloomberg.com/news/2012-02-27/india-goes-its-own-way-on-iran-s-nuclear-program-pankaj-mishra.html (date of access: 28.10.2012).
12. India Hopes Peace will Return to Libya Soon, Reiterates Offer of Assistance // Indian Ministry of External Affairs. 20.10.2011. URL: http://mea.gov.in/media-briefings.htm?dtl/2768/India+hopes+p eace+will+return+to+Libya+soon+reiterates+offer+of+assistance (date of access: 28.10.2012).
13. India Ratify UN Conventions against Transnational Organised Crime and Corruption // Indian Ministry of External Affairs. 13.05.2011. URL: http://mea.gov.in/mystart.php?id=530217625 (date of access: 28.10.2012).
14. India Reaffirms Commitment to the Cause of Palestine // The Hindu. 08.10.2008. URL: http:// www.hindu.com/2008/10/08/stories/2008100860191200.htm (date of access: 28.10.2012).
15. India — Syria Relations // Indian Ministry of External Affairs. 03.2012. URL: http://www.mea. gov.in/Portal/ForeignRelation/Syria-March-2012.pdf (date of access: 28.10.2012).
16. India's GDP Growth to Drop to Lowest in a Decade, IMF Says // Bloomberg News. 09.10.2012. URL: http://www.businessweek.com/news/2012-10-08/india-growth-to-drop-to-decade-low-amid-high-inflation-imf-says (date of access: 28.10.2012).
17. Intervention by External Affairs Minister at the Interactive Debate on 'Lasting Peace through Joint Global Governance' at the Preparatory Ministerial Meeting of the Non-Aligned Movement // Indian Ministry of External Affairs. 28.08.2012. URL: http://www.mea.gov.in/Speeches-Statements. htm?dtl/20405/Intervention+by+External+Affairs+Minister+at+the+Interactive+Debate+on+Las ting+Peace+through+Joint+Global+Governance+at+the+Preparatory+Ministerial+Meeting+of+ the+NonAligned+Movement (date of access: 28.10.2012).
18. Multilateral Institutions Division // Government of India. Department of Economic Affairs. 18.07.2012. URL: http://finmin.nic.in/the_ministry/dept_eco_affairs/MI/mi_index.asp?pageid=2 (date of access: 28.10.2012).
19. National Action Plan on Climate Change // National Portal of India. 30.06.2008. URL: http:// india.gov.in/allimpfrms/alldocs/15651.doc (date of access: 28.10.2012).
20. National Urban Sanitation Policy // Ministry of Urban Development of India. 31.03.2010. URL: http://urbanindia.nic.in/programme/uwss/NUSP.pdf (date of access: 28.10.2012).
21. National Urban Transport Policy // Ministry of Urban Development of India. 2006. URL: http:// urbanindia.nic.in/policies/TransportPolicy.pdf (date of access: 28.10.2012).
22. PM's address at the Conference of Chief Secretaries // Prime Minister of India. 03.02.2012. URL: http://www.pmindia.gov.in/speech-details.php?nodeid=1133 (date of access: 28.10.2012).
23. Role in United Nations and International Organisations // National Portal of India. 25.03.2011. URL: http://india.gov.in/knowindia/india_world.php?id=2 (date of access: 28.10.2012).
24. Scheme for Providing Employment to Persons with Disabilities in the Private Sector // Ministry of Labor and Employment of India. 26.02.2008. URL: http://labour.nic.in/ss/incetiveSchemeEmployer. pdf (date of access: 28.10.2012).
25. SEBI 2011 Annual Report // Security and Exchange Board of India. 23.06.2011. URL: http:// www.sebi.gov.in/cms/sebi_data/attachdocs/1314357411160.pdf (date of access: 28.10.2012).
26. Status of Basel III adoption // Bank for International Settlements. 09.2012. URL: http://www.bis. org/publ/bcbs/b3prog_rep_table.pdf (date of access: 28.10.2012).
27. Strategic Plan 2011—15 // Department of Telecommunications, Ministry of Communications & IT of India. 2011. URL: http://www.dot.gov.in/miscellaneous/Final_Strategic_Plan-uploaded.pdf (date of access: 28.10.2012).
28. Transcript of briefing by Deputy-Chairman, Planning Commission on PM's visit to Cannes for G20 Summit // Indian Ministry of External Affairs. 29.10.2011. URL: http://www.mea.gov.in/media-briefings.htm?dtl/2725/Transcript+of+briefing+by+DeputyChairman+Planning+Commission+on +PMs+visit+to+Cannes+for+G20+Summit (date of access: 28.10.2012).
29. US Wants India to Sign NPT // Business Standard. 07.05.2009. URL: http://www.business-standard.com/india/news/us-wants-india-to-sign-npt/357348 (date of access: 28.10.2012).
30. US Wants India to Sway Iran to Join Nuclear Talks // Times of India. 21.10.2012. URL: http:// articles.timesofindia.indiatimes.com/2012-10-21/india/34627177_1_nuclear-programme-nuclear-talks-iranian-leadership (date of access: 28.10.2012).
31. The Weapons of Mass Destruction and their Delivery Systems (Prohibition of Unlawful Activities) Act (2005) // Indian Ministry of External Affairs. 06.06.2005. URL: http://mea.gov.in/mystart. php?id=500412018 (date of access: 28.10.2012).
32. The World Factbook. India // Central Intelligence Agency. 04.10.2012. URL: https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/geos/in.html (date of access: 28.10.2012).