ИН ДИВИДУАЛЬНЫИ УЧЕБНЫЙ ПЛАН: правовые основы
Елена Владимировна Губанова,
профессор кафедры экономики образования Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
Вопросы формирования (конструирования) учебного плана школы всегда были и остаются актуальными, тем более сегодня, когда появляется первая правоприменительная практика использования норм Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», когда постепенно вводится Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования, учебный план становится одним из главных механизмов работы по основной образовательной программе. Руководителю школы есть смысл взглянуть по-новому на, казалось бы, привычные вещи, чтобы обучение по индивидуальному учебному плану оказалось эффективным, востребованным и улучшало качество образования.
• учебный план • нормативное поле • структура и содержание, порядок формирования и утверждения индивидуального учебного плана
• документационное сопровождение
Р
ассмотрение вопросов обучения учащихся, осваивающих основные образовательные программы по индивидуальному учебному плану, не случаен и не дань «моде». Впервые в истории российского образования дефиниция «индивидуальный учебный план» определена и закреплена законодательно в пункте 23 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также определены категории учащихся, формы обучения.
Массовой практики обучения по индивидуальному плану в субъектах РФ пока нет, поэтому у руководителей
школ и их заместителей, родителей (законных представителей) возникает целый ряд вопросов: каковы нормативные правовые основы работы по такому плану, каким должен быть перечень документов; на каком уровне общего образования школьники могут учиться по индивидуальному плану, на что надо обратить внимание при организации обучения в школе по такому плану.
Нормативно-правовые основы
В соответствии с нормами нового Закона об образовании:
• (пункт 23 статьи 2) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика;
• школьникам предоставляются академические права на обучение по индивидуальному плану, в том числе ускоренное обучение
в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (пункт 3 части 1 статьи 34);
• учащиеся обязаны: ...выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания в рамках образовательной программы (части 1—2 статьи 43);
• к государственной итоговой аттестации допускается учащийся, не имеющий академической задолженности и в полном объёме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план (часть 6 статьи 59).
Для развития потенциала учащихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих учащихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Работа по этим планам сопровождается поддержкой тьютора школы (пункт 19.3 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 18.3.1 Федерального стандарта основного общего и среднего общего образования).
Утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 Порядок организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, (далее — Порядок), детализирует и (или) конкретизирует отдель-
ные позиции реализации основной образовательной программы с помощью учебного плана, в том числе индивидуального учебного плана, в частности, в организационном, нормативном и содержательном аспектах. Так, например, в пункте 5 настоящего Порядка сказано, что обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами школы. При обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена школой с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика.
Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с традиционным индивидуальный учебный план имеет полное право не только на «существование» в образовательном процессе, но и должен стать «активной» формой его организации, максимально отвечающей идеологии стандарта.
Цели и задачи
Главной целью работы по индивидуальному плану называют удовлетворение образовательных потребностей и поддержку молодых талантов, мотивированных учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, при выборе оптимального набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования.
Достижение главной цели обучения по индивидуальному плану при осуществлении основной деятельности обеспечивается через:
• создание условий для реализации основной образовательной программы соответствующего уровня образования для учащихся, образовательная деятельность которых направлена на: > развитие личности (спортивная, ту-ристско-краеведческая, физкультурно-
спортивная, художественно-эстетическая и другие направленности);
> самоопределение в выборе будущей профессии в рамках предпрофильной подготовки
и профильного обучения;
> достижение творческих успехов (участие в конкурсах регионального, всероссийского, международного масштаба);
• установление равного доступа к полноценному образованию разными категориями учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, учитывая детей с дезадаптацией, неспособностью к освоению образовательных программ
в условиях большого детского коллектива, для детей с ограничениями по здоровью.
К основным задачам обучения по индивидуальному плану можно отнести следующие:
• обеспечение
> поддержки молодых талантов и мотивированных учащихся;
> поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;
> преемственности между общим, средним и высшим профессиональным образованием;
> эффективной подготовки выпускников к освоению программ высшего профессионального образования;
> доступа к дополнительному образованию детей с дезадаптацией в рамках большого коллектива детей, имеющих ограничения по здоровью;
• реализация
> предпрофильной подготовки учащихся;
> ранней профилизации обучения;
> профильного обучения на уровне среднего общего образования.
Ключевые положения
Руководителю школы и его заместителям есть смысл обратить внимание на ключевые моменты, имеющие прямое или косвенное отношение к работе по индивидуальному плану:
• расширился перечень категорий учащихся, имеющих возможность обучаться по этим планам;
• новацией стало то, что учащиеся, имеющие академическую задолженность, могут обучаться по такому плану, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, где задолженность не была ликвидирована;
• индивидуальный план может быть разработан для школьников в школах
с обучением в очной, очно-заочной или заочной форме;
• обучение по такому плану в обязательном порядке на институциональном уровне регламентируется локальным нормативным актом — Положением об индивидуальном учебном плане школы, обязательность которого определена новым законом об образовании (пункт 3 части 3 статьи 34), Порядком
(пункт 5), письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17
О Федеральном законе «Об образовании в РФ» (вместе с «Рекомендациями субъектам РФ по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в РФ»») в подпункте 20 пункта 19.34: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, принимают локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие: обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы». При этом в уставе школы в разделе «Организация образовательной деятельности» в обязательном порядке должна быть обозначена позиция — возможность обучения по индивидуальному учебному плану;
• обучение по такому плану может быть организовано на каждом уровне общего образования для учащихся:
> проявляющих особые способности
к обучению (молодые таланты и мотивированные учащиеся);
> имеющих ограниченные возможности здоровья;
> имеющих академические задолженности и не ликвидирующих их в установленные сроки (по заявлению родителей (законных представителей);
> другие категории, которые могут быть определены на институциональном уровне по педагогическим показаниям в рамках действующего законодательства.
Особенности организации обучения
Отмечая особенности обучения по такому плану, мы должны обратить внимание на выполнение требований, которые прописаны в каждом стандарте соответствующего уровня: материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность (среди прочих) реализации индивидуальных учебных планов учащихся, их самостоятельной познавательной деятельности.
Ещё одна особенность, и очень важная, — организация труда педагогов с детьми по индивидуальному учебному плану и его оплата. Необходимо учитывать положение части 6 статьи 47 закона об образовании, по которому в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с учениками, научная, творческая, исследовательская, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями, а соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом школы. Таким образом, режим работы учителей по индивидуальному учебному плану также регламентируется на локальном уровне.
Порядок обучения по такому плану определяется школой самостоятельно, и работа по нему ведётся в пределах основной общеобразовательной программы и, соответственно, является её составляющей.
Ещё одна важная деталь, которую надо учитывать: в состав основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования могут входить несколько учебных планов, и индивидуальный учебный план в том числе, а если в школе по нему организовано обучение, он в обязательном порядке входит в состав основной образовательной программы, для чего в школе должен быть определён порядок его формирования и утверждения.
Порядок формирования и утверждения
Основанием для формирования этого плана становится решение коллегиального органа управления школы, как правило, педагогическим советом, закреплённое приказом по школе, издаваемым в январе-феврале текущего учебного года, то есть в тот период, когда формируется учебный план всей школы. Исключение могут составлять те индивидуальные учебные планы, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации, а потому решается в каждом конкретном случае и по отдельной школе самостоятельно.
При формировании плана ученику (если есть финансовая возможность) можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и подкрепит содержание плана.
Обратим внимание на организационные процедуры, которые могут проводиться (а с нашей точки зрения, должны в обязательном порядке проводиться) в школе при формировании индивидуального плана: анкетирование учащихся и(или) их родителей (выявляются индивидуальные
образовательные запросы); консультации, подготовка проекта индивидуального плана по группам сменного состава / группам / классам / потокам, который затем обсуждает и утверждает коллегиальный орган управления школой; при формировании групп сменного состава / групп / классов / потоков расписание составляется с учётом нормативов примерного учебного плана соответствующей ступени образования в пределах объёмов допустимой учебной нагрузки (СанПин) и ресурсных возможностей школы.
Этапы утверждения
План утверждается до 1 сентября нового учебного года, а при необходимости в другие сроки, на основании решения коллегиального органа управления школой после его обсуждения и, как правило, закрепляется в приказе «О внесении изменений в основную образовательную программу (соответствующего уровня общего образования)».
Педагоги, которые будут работать с учениками по индивидуальному плану, разрабатывают рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей (дисциплины) в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) в школе.
В индивидуальный план могут быть внесены изменения и (или) дополнения в течение учебного года или в период, когда возникает такая необходимость. Но при этом они в обязательном порядке должны быть согласованы с заместителем руководителя, курирующим это направление, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные локальным нормативным актом, и закреплены приказом по школе.
Структура и содержание
Вопрос структуры и содержания такого плана должен быть чётко и конкретно прописан в локальном нормативном акте. В рамках обучения по индивидуальному плану важно реализовать право учащихся на получение образования в объёме, установленном федеральным государственным образовательным стандартом общего образования соответствующего
уровня. Максимальная недельная нагрузка по общеобразовательным предметам учебного плана установлена СанПин 2.4.2.2801-10. Эти две позиции — новые и имеют прямое отношение и к организации обучения на дому, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, длительно болеющих детей.
Индивидуальный план может быть разработан как на одного ученика, так и на группу, что определяет механизм формирования плана, подходы к составлению расписания и формы организации образовательной деятельности — от традиционной классно-урочной до предметно-группового / предметно-поточной.
Структура плана должна отражать требования федерального стандарта соответствующего уровня образования и состоять из обязательной части, представленной предметными областями с соответствующими предметами, и части, формируемой самим учеником и (или) его родителями (законными представителями).
Содержание индивидуального плана соответствующего уровня образования должно обеспечивать преемственность содержания основной образовательной программы; соответствовать направленности (профиля) образования школы и требованиям федерального стандарта общего образования; отражать специфику и традиции школы; отвечать запросам учеников и их родителей.
В зависимости от особенностей учащихся и их родителей в рамках обучения по индивидуальному плану возможно сочетание форм обучения, а также сетевого освоения образовательной программы.
Обучение по индивидуальному плану не может быть постоянным: по желанию учащихся и (или) их родителей возможен «переход» на обычный режим освоения основной прораммы, внесение
изменений и (или) дополнений в соответствии с нормами, определёнными локальными нормативными актами школы (как минимум — в Положении об индивидуальном учебном плане, в Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся). Каждое образовательное учреждение имеет свой алгоритм, модель формирования индивидуального плана. Но напомним о письме Минобразования России от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся в органы управления образованием, участвующие в эксперименте по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования», где определяется последовательной действий при организации этой работы.
Документационное сопровождение
Обучение по такому плану обязательно сопровождается документированием. Заместитель директора составляет расписание, соответствующее совокупному объёму учебной нагрузки и внеурочной деятельности с учётом требований СанПин; контролирует, как оформляется школьная документация: классный журнал, дневник, и т.п.
И в заключение
Напомним, что в современных условиях бюджетные средства (финансовое обеспечение) выделяются под основную образовательную программу соответствующего уровня образования, в рамках государственного (муниципального) задания и напрямую зависят от субъекта РФ — сложившихся подходов финансирования (нормативов, методик и т.д.). Напомним также об организации обучения по индивидуальному плану учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, длительно болеющих. Обращаем внимание читателей на документы, которые необходимо учитывать в работе с этой категорией учащихся: новый закон об образовании (части 5—6 статьи 41); соответствующий нормативный правовой акт субъекта РФ; приказ Минобрнауки России от 02.09.2013 № 1035 о признании недействующими письма Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Письмо Минобрнауки РФ от 5 сентября 2013 года № 071317 «Об определении учебной нагрузки детям, находящимся на индивидуальном обучении на дому». НО