Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль в жизненном пространстве профессионала'

Индивидуальный стиль в жизненном пространстве профессионала Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / СУДЬБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / INDIVIDUAL STYLE / LIVING SPACE / TRADITIONS / INNOVATIONS / FATE / PROFESSIONAL CAREER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макаренко Наталья Николаевна

Человек, выбравший профессиональную карьеру, стремится сформировать свое жизненное пространство. Для решения этой проблемы он руководствуется не только рациональными соображениями, но и многими обычаями, традициями, ритуалами, а порой и предрассудками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL STYLE IN PROFESSIONAL LIVING SPACE

A person choosing his/her professional career strives for forming his living space. To solve this problem one is guided not only by rational considerations, but also by various customs, traditions, rituals, and even prejudices.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль в жизненном пространстве профессионала»

УДК 159.9

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

В ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Наталья Николаевна Макаренко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: kaf.gumanitar@ssga.ru

Человек, выбравший профессиональную карьеру, стремится сформировать свое жизненное пространство. Для решения этой проблемы он руководствуется не только рациональными соображениями, но и многими обычаями, традициями, ритуалами, а порой и предрассудками

Ключевые слова: индивидуальный стиль, жизненное пространство, традиции, инновации, судьба, профессиональная карьера.

INDIVIDUAL STYLE IN PROFESSIONAL LIVING SPACE

Natalya N. Makarenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Legal and Social Sciences, tel. (383)344-29-76, e-mail: kaf.gumanitar@ssga.ru

A person choosing his/her professional career strives for forming his living space. To solve this problem one is guided not only by rational considerations, but also by various customs, traditions, rituals, and even prejudices.

Key words: individual style, living space, traditions, innovations, fate, professional career.

Скрытые способности личности ориентированной на профессиональную карьеру будут характеризовать ее предрасположенность к чему-либо, в первую очередь - предрасположенность к самоапперации. Каждый человек учится узнавать самого себя, поскольку он изначально не может знать, кто он на самом деле. Тем самым постоянно расширяется опыт о самом себе, возрастает само-апперация. «Узнавание самого себя» происходит в тесной связи с развитием самоапперации1. С давних времен в обществе было принято считать, что жизненное пространство человека во многом зависит от могущественных и неподвластных ему сил. Сегодня их часто называют сверхъестественными. Для древнего же человека они и их участие в судьбе было само собой разумеющимся и вполне естественной частью его бытия. В некоторых племенах существовала уверенность, что эти силы можно перехитрить и у некоторых народов бытовал обычай называть детей непотребными именами (например «мусор»), в расчете,

1 См.: Кузьмин А.А. Персональное сознание в феноменологии Гуссереля // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2011 Т. XIII. Вып. 1 / №№61-62. С. 193.

что злые духи не заметят детей, не оценят и не отберут у родителей. В недрах такого видения мира рождалось и противоположная идея, нашедшая отражение в живущей и в наше дни пословице «На бога надейся, а сам не плошай» не гневи бога.

Идея зависимости успехов человека от внешних сил не утратила значения и в наши дни, так как вполне логичная естественная зависимость человека и общества от природы. Первая дилемма здесь - объективная и субъективная причины успеха на избранном жизненном пути. Идея зависимости судьбы человека от внешних сил выступает на протяжении истории в трех важнейших формах:

а) от потусторонних сил (божественных или дьявольских состоявших в постоянном противоборстве);

б) от природы (это благоприятствования и врожденных качеств);

в) от общества, его структуру (сотрудники, враги);

В то же время можно выделить основные варианты проявления активности в достижении успеха следующие :

1. Выстраивание линии поведения, основанной на полном подчинении своему выбору вплоть до крайнего самоотречения (затворничество, монашество, голодание, постоянное вознесения молитв, пренебрежение личным, отказ от творческого самовыражения, от простых человеческих радостей, от индивидуального своеобразия)

2. Игнорирование при вхождение иной социум традиций, норм и правил, в частности моральных регуляторов. Речь идет о сознательном и бессознательном следовании линии поведения и ценностям, которые человек усвоил ранее и стереотипам мировидения, усвоенным в ходе образовательного процесса. Порой такой человек и просто не понимает, что возможны иные взгляды на мир и другое мироощущение.

3. Утрированный культ «Я» как попытка отгородиться от социума в некой башне из «слоновой кости»

4. Построения индивидуального стиля деятельности, представляющую своеобразную систему внешних и внутренних средств, которые позволяют добиться успешных общественно-значимых результатов.

При этом эти варианты проявления жизненной позиции личности не следует рассматривать как исторически сменяющие друг друга.

Так в народных пословицах мы найдем отражение целого ряда идей перечисленных ранее:

1. Самоотречение, смирение перед судьбой, («Бог терпел и нам велел), «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

2. Природообразность «Баба с возу - кобыле легче», «Рыба ищет, где глубже, человек где лучше».

3. Утрирование индивидуальности «Моя хата с краю, я ничего не знаю»

4. Индивидуальный стиль «Всяк молодец на свой образец»

Охарактеризованные выше различия не мешали видеть суть и не проходящую ценность постулатов традиционной культуры. Из всего сказанного следу-

ет, в частности, что успех деятельности человека характеризуется не только индивидуальной но и профессиональной и социально-исторической и историче-ско-временной относительностью. Здесь мы исходи из того, что в современном научном дискурсе архаика из далекого прошлого, переместилась в формат реального настоящего, став актуальной при анализе культуры и психической деятельности отдельной личности. Одновременно в гуманитарной науке кардинально усложнилось и трансформировалось отношение к архаично-дологическому, иррациональному мышлению, доцивилизационной, архаической культуре в целом2. Игнорировать, такого рода подвижки социогумани-тарном пространстве было бы нелогично.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шацкий Е. Утопия и традиции. Пер. с польск. М.,1990. - - 456 с.

2. См.: Кузьмин А.А. Персональное сознание в феноменологии Гуссереля//Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2011 Т.ХШ. Вып.1/№№61-62.

3. Аршинов В.И. Инновации, традиции и архаика как ценностные компоненты культуры в ее синергетически-сложностном измерении//Личность. Культура. Общество. 2011. Т.Х11. Вып.2. №№63-64.

© Н. Н. Макаренко, 2015

2

2 Аршинов В.И. Инновации, традиции и архаика как ценностные компоненты культуры в ее синергетически-сложностном измерении//Личность. Культура. Общество. 2011. Т.XII. Вып.2. №№63-64. С.85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.