Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль учителя музыки в его музыкально - педагогической деятельности'

Индивидуальный стиль учителя музыки в его музыкально - педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL AND PEDAGOGICAL PERFORMANCE / DIVERSITY AND MULTITASKING WORK / INDIVIDUAL STYLE / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МНОГОПЛАНОВОСТЬ И МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ РАБОТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / МУЗЫКАЛЫқ-ПЕДАГОГИКАЛЫқ қЫЗМЕТ / КөП қЫРЛЫ ЖәНЕ КөП САЛАЛЫ ЖұМЫС / ЖЕКЕ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдт Н.П.

Статья раскрывает значение индивидуального стиля учителя музыки для музыкальтого о6учения и воспитания подрастающего поколения. Автор рассказывает об особенностях индивидуального стиля учителя музыки в музыкально педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Music teacher’s individual style in teaching and learning music

The article reveals significance of a Music teacher’s individual style for a new generation to teach and to learn. The author says about some peculiarities of a Music teacher’s individual style of teaching and learning in musical and pedagogical performance.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль учителя музыки в его музыкально - педагогической деятельности»



УДК 373.1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ

МУЗЫКИ В ЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ацдатпа

Макала ескелен, пакты музыкальна окыту жэне тэрбиелеу музыка пэт м^гал1м1шн,

жеке стилшщ мэнш ашады. Автор музыкалык-пе-дагогикалык кызметтеп музыка пэт м¥гал1мшщ жеке стилшщ ерекшелштерш эцпмелейдг

Аннотация

Статья раскрывает значение индивидуального стиля учителя музыки для музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения. Автор рассказывает об особенностях индивидуального стиля учителя музыки в музыкально -педагогической деятельности.

Annotation

The article reveals significance of a Music teacher's individual style for a new generation to teach and to § learn. The author says about some peculiarities of

ин

< a Music teacher's individual style of teaching and

и

о learning in musical and pedagogical performance.

£

2 Музыкально-педагогическая деятельность

§ учителя музыки имеет ярко выраженное со-

g циальное предназначение. Оно заключается в

д формировании личности учащегося посредством

§ приобщения его к общечеловеческим ценностям,

о которые содержатся в подлинно художественных

§ образцах музыкальной культуры; в раскрытии

о творческих сил ребенка путем вовлечения его в посильную для него музыкальную деятельность

н [1,с. 160].

м нои культуры определяет целевую направлено гической деятельности.

По словам Л.Т. Арчажниковой, педагогическая

§ деятельность учителя музыки представляет

О

Высокая миссия учителя как деятеля музыкаль-)й культуры определяет целевую направленность и содержание его музыкально-педаго-

Гайдт Н.П.,

учитель музыки, Затоболъская школ а-гимн азия, Костанайский район, Костанайская область

Нег'гзг'! создер: музыка-лык-педагогикалык кызмет, кол кырлы жэне коп салальг ж\ -мыс, жеке стиль.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельность, многоплановость и многопрофилъностъ работы, индивидуальный сталь.

Keywords: musical and pedagogical performance, diversity and multitasking work, individual style.

4(26)72019

Ш)

собой синтез сугубо педагогической и музыкальной деятельности и может быть охарактеризована как целостная система. Она предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленной спецификой музыкального искусства [2,с.58].

Содержанием музыкально-педагогической деятельности учителя является осмысленный и переработанный опыт, характеризующийся «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Для учителя музыки овладение содержанием педагогической деятельности не означает хорошее знание только своего предмета; своевременное образование предъявляет к нему более широкие требования - усвоить необходимую для него сумму философских, социальных, психолого-педагогических идей и уметь их трансформировать применительно к специфике своей профессии.

В структуру музыкально-педагогической деятельности входят: конструктивная профессиональная, музыкально-исполнительская, комму-никатив но - ор ганиз аторская, исследовательская деятельности.

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказать детям о музыке, её формах, жанрах, дать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы и др.

О широком профиле педагога-музыканта писали видные деятели музыкальной культуры: Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, H.A. Ветлугина и др. Ещё в 20-е годы Б.В. Асафьев указал на

качества, необходимые педагогу-музыканту в его музыкально-педагогической деятельности. «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, и в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание на ту или иную сторону» [2,с. 15].

Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и музыкальное творчество, и др.

Как говорилось, профессия педагога-музыканта имеет свои специфические особенности и требует от человека определённого комплекса способностей и личностных качеств.

Вопрос об индивидуальном стиле учителя музыки имеет большое значение для музыкального обучения и воспитания, которые он осуществляет в своей просветительской деятельности.

Под индивидуальным стилем деятельности учителя музыки понимается сплав личностных и деятель-ностных качеств, способностей, умений, предпочтений учителя, которые делают его неповторимым и легко узнаваемым.

Стиль деятельности учителя музыки определяется положительными качествами, комплексом неординарных, запоминающихся, творческих проявлений его разнообразной музыкально-педагогической деятельности. Педагог-музыкант не должен исполь-

ö? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

зовать «дурной» стиль, например, манеру общения с детьми (грубые слова), выбор репертуара, исполнительские интерпретации произведений, не имеющие ничего общего с их художественным замыслом и т.д.

Рассматривая проблему стиля деятельности учителя музыки, необходимо уточнить, в каком отношении в ней находятся такие категории, как личность учителя музыки и его деятельность. В музыкальной педагогике эти понятия почти не разделимы, поскольку индивидуальный стиль деятельности учителя музыки чаще всего является выражением его профессиональных и личностных качеств.

Немаловажное значение для формирования индивидуального стиля учителя музыки имеет формирующийся у него в процессе вузовского обучения «образ профессии».

Выявлено, что отношение к профессиональной деятельности

изменяется в процессе теоретического и практического овладения квалификацией «Учитель музыки», причём образ профессии меняется не только в сфере реального, но и идеального компонентов.

Итак, индивидуальный стиль - это обобщающая характеристика деятельности учителя музыки, который складывается не только из профессиональных музыкальных знаний, творческих устремлений, но и из конкретных результатов работы с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева// - М.: Академия, 2004. -С.160-176

2.Арчажникова Л.Г. Профессия -учитель музыки / Л.Г. Арчажникова// -М.: Просвещение, 1984. -С.15-58.

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.