УДК 373.1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ
МУЗЫКИ В ЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ацдатпа
Макала ескелен, пакты музыкальна окыту жэне тэрбиелеу музыка пэт м^гал1м1шн,
жеке стилшщ мэнш ашады. Автор музыкалык-пе-дагогикалык кызметтеп музыка пэт м¥гал1мшщ жеке стилшщ ерекшелштерш эцпмелейдг
Аннотация
Статья раскрывает значение индивидуального стиля учителя музыки для музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения. Автор рассказывает об особенностях индивидуального стиля учителя музыки в музыкально -педагогической деятельности.
Annotation
The article reveals significance of a Music teacher's individual style for a new generation to teach and to § learn. The author says about some peculiarities of
ин
< a Music teacher's individual style of teaching and
и
о learning in musical and pedagogical performance.
£
2 Музыкально-педагогическая деятельность
§ учителя музыки имеет ярко выраженное со-
g циальное предназначение. Оно заключается в
д формировании личности учащегося посредством
§ приобщения его к общечеловеческим ценностям,
о которые содержатся в подлинно художественных
§ образцах музыкальной культуры; в раскрытии
о творческих сил ребенка путем вовлечения его в посильную для него музыкальную деятельность
н [1,с. 160].
м нои культуры определяет целевую направлено гической деятельности.
По словам Л.Т. Арчажниковой, педагогическая
§ деятельность учителя музыки представляет
О
Высокая миссия учителя как деятеля музыкаль-)й культуры определяет целевую направленность и содержание его музыкально-педаго-
Гайдт Н.П.,
учитель музыки, Затоболъская школ а-гимн азия, Костанайский район, Костанайская область
Нег'гзг'! создер: музыка-лык-педагогикалык кызмет, кол кырлы жэне коп салальг ж\ -мыс, жеке стиль.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельность, многоплановость и многопрофилъностъ работы, индивидуальный сталь.
Keywords: musical and pedagogical performance, diversity and multitasking work, individual style.
4(26)72019
Ш)
собой синтез сугубо педагогической и музыкальной деятельности и может быть охарактеризована как целостная система. Она предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленной спецификой музыкального искусства [2,с.58].
Содержанием музыкально-педагогической деятельности учителя является осмысленный и переработанный опыт, характеризующийся «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Для учителя музыки овладение содержанием педагогической деятельности не означает хорошее знание только своего предмета; своевременное образование предъявляет к нему более широкие требования - усвоить необходимую для него сумму философских, социальных, психолого-педагогических идей и уметь их трансформировать применительно к специфике своей профессии.
В структуру музыкально-педагогической деятельности входят: конструктивная профессиональная, музыкально-исполнительская, комму-никатив но - ор ганиз аторская, исследовательская деятельности.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказать детям о музыке, её формах, жанрах, дать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы и др.
О широком профиле педагога-музыканта писали видные деятели музыкальной культуры: Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, H.A. Ветлугина и др. Ещё в 20-е годы Б.В. Асафьев указал на
качества, необходимые педагогу-музыканту в его музыкально-педагогической деятельности. «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, и в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание на ту или иную сторону» [2,с. 15].
Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и музыкальное творчество, и др.
Как говорилось, профессия педагога-музыканта имеет свои специфические особенности и требует от человека определённого комплекса способностей и личностных качеств.
Вопрос об индивидуальном стиле учителя музыки имеет большое значение для музыкального обучения и воспитания, которые он осуществляет в своей просветительской деятельности.
Под индивидуальным стилем деятельности учителя музыки понимается сплав личностных и деятель-ностных качеств, способностей, умений, предпочтений учителя, которые делают его неповторимым и легко узнаваемым.
Стиль деятельности учителя музыки определяется положительными качествами, комплексом неординарных, запоминающихся, творческих проявлений его разнообразной музыкально-педагогической деятельности. Педагог-музыкант не должен исполь-
ö? S
к с m О
го £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
О?
К С ер О
го £
« О
зовать «дурной» стиль, например, манеру общения с детьми (грубые слова), выбор репертуара, исполнительские интерпретации произведений, не имеющие ничего общего с их художественным замыслом и т.д.
Рассматривая проблему стиля деятельности учителя музыки, необходимо уточнить, в каком отношении в ней находятся такие категории, как личность учителя музыки и его деятельность. В музыкальной педагогике эти понятия почти не разделимы, поскольку индивидуальный стиль деятельности учителя музыки чаще всего является выражением его профессиональных и личностных качеств.
Немаловажное значение для формирования индивидуального стиля учителя музыки имеет формирующийся у него в процессе вузовского обучения «образ профессии».
Выявлено, что отношение к профессиональной деятельности
изменяется в процессе теоретического и практического овладения квалификацией «Учитель музыки», причём образ профессии меняется не только в сфере реального, но и идеального компонентов.
Итак, индивидуальный стиль - это обобщающая характеристика деятельности учителя музыки, который складывается не только из профессиональных музыкальных знаний, творческих устремлений, но и из конкретных результатов работы с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева// - М.: Академия, 2004. -С.160-176
2.Арчажникова Л.Г. Профессия -учитель музыки / Л.Г. Арчажникова// -М.: Просвещение, 1984. -С.15-58.
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©