Научная статья на тему 'Индивидуальный привод насоса системы смазки двигателя внутреннего сгорания'

Индивидуальный привод насоса системы смазки двигателя внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
387
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА СМАЗКИ / МАСЛЯНЫЙ НАСОС / ЭЛЕКТРОПРИВОД / СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРНОЕ УСТРОЙСТВО / LUBRICATING SYSTEM / OIL PUMP / ELECTRIC DRIVE / STARTER-GENERATING ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фаталиев Навруз Гусейнбекович, Алиев Али Ямудинович, Меликов Иззет Мелукович

Проведен анализ существующего привода масляного насоса системы смазки автомобилей. Предложен кардинально новый метод привода масляного насоса этой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фаталиев Навруз Гусейнбекович, Алиев Али Ямудинович, Меликов Иззет Мелукович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual pump drive of a lubricating system of the explosive motor

The analysis of an existing drive gear of the oil pump of a lubricating system of cars is carried out. Cardinally new method of a drive gear of the oil pump of this system is offered.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный привод насоса системы смазки двигателя внутреннего сгорания»

Таблица 2

Сравнение экспериментальных В и теоретических Б данных расхода топлива. Передаточные числа /т =18 и 35 соответствуют точкам стыковки сплайна, Яз = 0,15 м

іт = 10 іт = 17 іт = 18

В ^ (по 18) В ^ (по 18) В ^ (по 18) ^ (по 19)

36 36,1 22 21,2 21 23,8 20,9

іт = 30 3 II т II 7 о

В ^ (по 19) В ^ (по 19) ^ (по 20) В ^ (по 20)

12 12,2 10 9,8 10,0 5 4,7

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 іт

Рис. 3. Кривая расхода топлива при Яз = 0,15 м и ее сплайн-аппроксимация

5 = S3(iT; 0,15), кг/ч [сплайн-аппроксимации (16) (18)] данные расхода топлива.

На рис. 3 изображена экспериментальная кривая расхода топлива В(/'т; 0,15) и ее сплайн-аппроксимация 53(/т; 0,15).

Из рис. 3 следует, что теория сплайнов представляет эффективный аппарат для сглаживания экспериментальных кривых с резко меняющими свойствами на их различных частичных отрезках. Такие кривые возникают во многих проблемах, связанных с анализом работы МТА.

Простые аналитические представления типа (16), (18) кривых расхода топлива представляют удобный аппарат для расчета передаточных чисел трелевочных тракторов на стадии проектирования в проблеме оптимизации расхода топлива и производительности их эксплуатации.

Список литературы

1. Влияние передаточного числа трансмиссии на энергозатраты трактора ЛХТ 100 / В.П. Антипин [и др.] // Лесной журнал. — 2005. — № 1-2. — С. 38-46.

2. Волков, Е.А. Численные методы / Е.А. Волков. — М.: Наука, 1962.

3. Высшая математика / М.Л. Краснов [и др.]. — М.: УРСС, 2003. —

256 с.

4. Барахнин, В.Б. Введение в численный анализ / В.Б. Барахнин, В.И. Шапеев. — СПб.: Лань, 2005.

5. Использование сплайн-аппроксимации для анализа зависимости расхода топлива от передаточных чисел и радиуса звездочки / Е.Н. Власов [и др.]. — М.: Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженения. — 2009. — № 3.

УДК 621.43.629

Н.Г. Фаталиев, доктор техн. наук, профессор А.Я. Алиев, канд. техн. наук, доцент И.М. Меликов, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРИВОД НАСОСА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Д

ля уменьшения износа трущихся деталей в дви- Главным недостатком такой системы смазки яв-

гателях внутреннего сгорания применяют ком- ляется зависимость эффективности процесса смазки

бинированную систему смазки под давлением, соз- от частоты вращения коленчатого вала двигателя. На-

даваемым масляным насосом и разбрызгиванием пример, при больших оборотах коленчатого вала дви-

масла коленчатым валом. гателя происходит интенсивное и полное смазывание

--------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 1'2010 ----------------------------- 23

Схема системы смазки ДВС с электроприводным насосом:

1 — маслоприемник; 2 — всасывающая часть;

3 — масляный насос; 4 — поддон; 5 — электродвигатель привода масляного насоса; 6 — нагнетательная часть

трущихся поверхностей. На малых же оборотах коленчатого вала, особенно на холостых оборотах, происходит недостаточное разбрызгивание масла и, соответственно, смазывание трущихся поверхностей. Кроме того, на малых оборотах коленчатого вала масляный насос, работа которого зависит от частоты вращения коленчатого вала, с меньшей интенсивностью будет подавать масло к удаленным и более нагруженным трущимся деталям, таким как коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала и др. От этого зависит состояние трущихся поверхностей.

Следует отметить еще и то, что масляный насос, который приводится в работу от коленчатого вала, очевидно, забирает некоторую часть энергии двигателя. Следовательно, чтобы масляный насос не отбирал часть выходной полезной мощности двигателя, целесообразнее приводить его в работу от отдельного, независимого от коленчатого вала устройства. Это возможно, если увеличить создаваемую генератором мощность в электрической системе автомобиля до 4.. .6 кВт, а бортовое напряжение до 42 В. Такими возможностями обладают только

двигатели со стартер-генераторными устройствами (СГУ). На таких двигателях предлагается масляный насос приводить не от коленчатого вала, а с помощью отдельного электродвигателя, питающегося от генератора.

Привод масляного насоса от индивидуального электродвигателя позволит установить оптимальные обороты шестерен насоса, при которых давление масла в системе будет обеспечивать подачу масла к самым удаленным и нагруженным деталям независимо от частоты вращения коленчатого вала.

На рисунке приведена предлагаемая схема системы смазки ДВС с электроприводным масляным насосом, расположенным внутри картера двигателя.

Из схемы видно, что конструктивное и технологическое исполнение предлагаемого способа привода масляного насоса не требует серьезных изменений в деталях двигателя. Для этого достаточно соединить приводной вал масляного насоса с валом электродвигателя, приводимым от генератора и устанавливаемым в зависимости от расположения масляного насоса и конструкторского решения: на поддоне сбоку или спереди блока картера и т. д.

Для системы смазки двигателей, масляный насос которой крепится снаружи картера двигателя, электродвигатель привода необходимо установить непосредственно на масляном насосе.

Кроме указанных, предлагаемая система привода масляного насоса имеет еще и другие преимущества: упрощается конструкция как самого масляного насоса в связи с уменьшением длины его приводного вала, так и распределительного вала в связи с отпадением необходимости изготовления на нем косозубой шестерни; уменьшаются нагрузки на распределительный вал.

Список литературы

1. Ховаха, М.С. Автотракторные двигатели / М.С. Хо-ваха; 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1997.

2. Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания / В.Н. Луканин; 2-е изд. — М.: Машиностроение, 2004.

УДК 631.363.258/638.178

Д.Е. Каширин, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева»

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЯ ПЕРГОВЫХ СОТОВ

П

ерга — продукт пчеловодства, представляю- дукта позволяет применять его для лечения целого

щий собой законсервированную пчелами ряда заболеваний.

в ячейках сота пыльцу растений. Богатый биоло- В работах многих исследователей доказано, что

гически активными компонентами состав этого про- эффективно использовать и длительно сохранять

24 -------------------------------

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ №Г20Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.