ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В РОССИИ: ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
Ходырев Виктор Александрович
студент Воркутинского филиала Университета Российской Академии
Образования, РФ, г. Воркута E-mail: vorkula@urao. edu Непомнящая Наталья Григорьевна
заведующая кафедрой права Воркутинского филиала Университета Российской Академии Образования, РФ, г. Воркута
E-mail: vorkuta@urao. edu
INDIVIDUAL OWNER IN RUSSIA: NATURAL OR LEGAL PERSON
Hodirev Victor
hiludenl of the Vorkuta branch University of Russian Academy of Education, Russia,
Vorkuta
Nepomnyashchaya Natalia
head of the Department of law of the Vorkuta branch University of Russian Academy
of Education, Russia, Vorkuta
АННОТАЦИЯ
На основе анализа особенностей предпринимательской деятельности в данной статье выявлены проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя. Перечислены достоинства и недостатки осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Отмечается необходимость создания нормативного акта, регулирующего деятельность индивидуального предпринимателя.
ABSTRACT
On the basis of analyzing business activity in this article the problem of the legal status of the individual entrepreneur. Lists the advantages and disadvantages of the implementation activity as an individual entrepreneur.
The necessity of creating a single legal act regulating the activity of the individual entrepreneur.
Ключевые слова: деятельность; лицо; предприниматель; индивидуальный; государственный; гражданин; закон.
Keywords: activity; person; businessman; individual; state; citizen; law.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность гражданина — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В России частная предпринимательская деятельность купцов, торговцев, ремесленников с давних пор регулировалась и поддерживалась на государственном уровне, что подтверждается известными источниками права, начиная с X века. Пробелом в развитии права в сфере предпринимательства можно считать период существования СССР. После принятия Конституции России в 1993 году происходят активные социальные, экономические, политические преобразования, повлекшие за собой развитие предпринимательства. Одним из видов предпринимательской деятельности граждан России стал такой вид как индивидуальное предпринимательство. Мировая практика показывает, что индивидуальная предпринимательская деятельность граждан играет немаловажную роль в развитии экономики страны. Индивидуальные предприниматели, при осуществлении своей деятельности, оказывают помощь в развитии социально -экономических отношений не только внутри страны, но и на международном уровне. Одним из примеров таких стран, несомненно, может служить Китай. Согласно данным «Доклада о развитии малых и микропредприятий» в Китае к концу 2013 года количество таких предприятий составило 76,57 % от всех зарегистрированных [1].
Несмотря на то, что в России вопрос правового статуса индивидуального предпринимателя исследуется довольно широко, единый подход к правовому статусу индивидуального предпринимателя все же отсутствует, и отчасти из-за несовершенства законодательства.
В российском праве признается, что юридическое лицо и физическое лицо — это разные и самостоятельные субъекты права, каждый из которых участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, обладает самостоятельной имущественной ответственностью.
Индивидуального предпринимателя нельзя полностью прировнять к физическому или юридическому лицу. Индивидуальный предприниматель занимает промежуточное место между двумя этими понятиями.
Основным законом, определяющим правовой статус индивидуального предпринимателя в России является Гражданский кодекс РФ [3].
По действующему гражданскому законодательству Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя может зарегистрироваться любой дееспособный, совершеннолетний (то есть с 18 лет) гражданин. При этом возможна регистрация с возраста 14 лет при выполнении одного из следующих обязательных условий:
• если родители или опекуны дали согласие на осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
если лицо вступило в законный брак или по иным причинам признано эмансипированным;
при установлении дееспособности по решению суда, или если выдано заключение органов опеки и попечительства об установлении полной дееспособности.
Кроме граждан Российской Федерации, в качестве индивидуального предпринимателя могут зарегистрироваться лица без гражданства или являющиеся иностранными гражданами, при наличии временного или постоянного места жительства на территории России.
Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регламентируется Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10]. В России, государственную регистрацию индивидуального предпринимателя, осуществляет Федеральная
налоговая служба России. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя заключается в том, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносятся сведения о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
Сама процедура регистрации заключается в представлении (в зависимости от своего статуса и предполагаемого вида деятельности) в налоговый орган заявления о государственной регистрации; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; квитанции об уплате государственной пошлины и других документов, указанных в Федеральным законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10]. Всю информацию о порядке и условии регистрации можно получить на официальном сайте Федеральной налоговой службы России или обратившись в налоговую инспекцию по месту жительства.
Свою деятельность индивидуальный предприниматель может прекратить как добровольно, т. е. на основании решения принятого самим индивидуальным предпринимателем, так и принудительно, т. е. по решению суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом, в соответствии со ст. 25 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [14], а также в связи с вынесением судом решения о принудительном прекращении или временном ограничении деятельности индивидуального предпринимателя; прекращением действия документа, дающего право проживать в Российской Федерации; смертью предпринимателя. Даже если индивидуальный предприниматель не осуществляет свою деятельность, он несет всю ответственность, связанную с этим статусом, до внесения в государственный реестр сведений о прекращении данной деятельности.
Как и другие субъекты гражданского правоотношения, индивидуальные предприниматели могут от своего имени приобретать и осуществлять определенные права и обязанности, могут быть истцами и ответчиками в суде,
обладают имуществом, которым отвечают по обязательствам, возникшим при осуществлении своей деятельности. Индивидуальные предприниматели могут защищать свои права и интересы средствами гражданского, уголовного права и т. д. Например, для защиты своих интересов при осуществлении государственного контроля индивидуальный предприниматель может руководствоваться нормами Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [11]. Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности [26].
Споры, касающиеся деятельности индивидуального предпринимателя, разрешаются арбитражными судами.
Права индивидуального предпринимателя на осуществление некоторых видов экономической деятельности могут быть ограничены на период действия чрезвычайного положения на основании ст.ст. 11, 13 Федерального конституционного закона РФ от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [16].
Как субъект правовых отношений индивидуальный предприниматель может быть привлечен к имущественной, налоговой, административной и уголовной ответственности, предусмотренной соответствующими кодексами и другими федеральными законами.
К достоинствам осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно отнести следующее:
гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью на регулярной основе;
для индивидуального предпринимателя предусмотрена гибкая система налогообложения;
менее затруднительная и менее затратная процедура регистрации, чем у юридического лица;
• работа может осуществляться без отдельных обязательных реквизитов присущих организациям и учреждениям. Например, необязательно наличие печати, таких учредительных документов как устав или положение, значительно упрощен документооборот;
размер штрафных санкций для индивидуального предпринимателя ниже, чем для юридических лиц, но административная ответственность применяется как для должностных лиц;
доходы, полученные индивидуальным предпринимателем, остаются в его самостоятельном распоряжении;
имущество индивидуального предпринимателя может использоваться как в предпринимательской деятельности, так и в личных целях;
индивидуальный предприниматель может быть принят на работу как физическое лицо в любые организации (за исключением некоторых должностей), может стать учредителем юридического лица или общественной организации и т. д.;
деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться без привлечения наемного труда. В случае использования наемного труда, работники индивидуального предпринимателя законодательно так же защищены, как и работники организаций других форм собственности.
К недостаткам осуществления деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя относятся:
имущественная ответственность такого гражданина выше, чем ответственность участников хозяйственных обществ и физического лица, так как индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и личным;
при устройстве на работу для физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, имеется ряд ограничений. Например, лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не сможет поступить на государственную и муниципальную службу;
существуют ограничения, по осуществлению некоторых видов деятельности, что отличает индивидуального предпринимателя от юридических лиц. Например, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции [9], а также деятельность в области вооружения и военной техники, разработка авиационной техники и др.
Основными проблемами деятельности индивидуального предпринимателя в России можно считать неопределенность правового статуса индивидуального предпринимателя, отсутствие единого подхода и федерального закона, регулирующего предпринимательскую деятельность граждан и определяющего специфику деятельности индивидуального предпринимателя в различных сферах. Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется множеством нормативных актов различных отраслей права. Например, единый перечень запрещенных или недоступных видов деятельности для индивидуального предпринимателя в России отсутствует. Если же у предпринимателя возникнет необходимость проверить доступные для него виды деятельности, то ему придется обратиться к большому количеству различных нормативных актов, в которых, как правило, указано разрешение на осуществление регулируемого законом вида деятельности только организациям или юридическим лицам.
Индивидуальные предприниматели не всегда в полной мере владеют нормами действующего законодательства. Это могут подтвердить результаты проведенных государственными трудовыми инспекциями проверок. Например, одной из основных причин нарушений трудового законодательства стала правовая неграмотность работодателей, особенно из числа индивидуальных предпринимателей [22]. Это еще раз свидетельствует о необходимости создания нормативного акта, нормы которого бы охватывали все сферы деятельности индивидуального предпринимателя.
Проблемы при определении правового статуса индивидуального предпринимателя можно проследить, начиная со ст. 23 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, к осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности, применяются нормы, которые установлены для юридических лиц — коммерческих организаций. Фактически данное положение теряет свой смысл, так как во многих нормативно-правовых актах индивидуальный предприниматель чаще приравнивается не к юридическим лицам, а к физическим. Это касается, например, права на производство и оборот алкогольной продукции, которое имеет только организация, что подтверждается судебной практикой. Например, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2007 г. № Ф03-А04/06-2/5246 по делу № А04-5453/06-19/433 [20]. Суд указал, что право осуществления реализации алкогольной продукции законодательно закреплено только за организациями, а индивидуальный предприниматель к ним не относится. Если же исходить из самого понятия «организация», которое в России закреплено только в ГОСТах, таких как ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт...» [8] и ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [23], организация — это компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, объединение, орган власти, ассоциация и т. п., различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление, а также это группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Следовательно, если индивидуальный предприниматель наймет группу работников, распределит между ними ответственность и закупит соответствующее оборудование, он сможет, согласно указанным ГОСТам, считаться организацией, и соответствовать положениям нормативных актов, по которым запрещена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким примером служит Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Банком России 19.08.2004 г. № 262-П [17]. Согласно Положению об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма клиенты банков должны предоставить определенный перечень документов, в целях идентификации. В данном случае индивидуальный предприниматель выделен отдельно от юридических лиц, но часть документов предоставляется в том же виде, что и для физических лиц [17].
Кроме того, Положением об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 19.08.2004 г. № 262-П [17] в 2013 году введено требование к банкам собирать с клиентов сведения о деловой репутации от других клиентов банка, которые являются их партнерами и/или информацию от других банков, в которых данный клиент (например, индивидуальный предприниматель) обслуживался. Помимо этого банки имеют право вводить свои дополнительные требования к данному анкетированию [17].
Ведение дополнительных требований для индивидуального предпринимателя всегда будет для него ощутимой нагрузкой. Он наиболее уязвим в конкурентной борьбе с крупным бизнесом. Следовательно, излишние требования могут привести к тому, что индивидуальные предприниматели будут искать способы обхода законодательных норм или прекращению своей деятельности.
Еще одним примером подхода к индивидуальному предпринимателю как к физическому лицу является банковское кредитование. При кредитовании предпринимателей, многие банки относятся к ним именно как к физическим лицам. Как уже указывалось, гражданин в возрасте 14 лет может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, предельного
возраста занятия деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя нет. Согласно главе 42 Гражданского кодекса РФ ограничения по возрасту человека, получающего заем или кредит, тоже отсутствуют. При этом по данным официальных сайтов некоторых российских банков, одним из условий для предоставления кредита индивидуальному предпринимателю, помимо срока ведения хозяйственной деятельности, а также предоставления свидетельства о государственной регистрации и паспорта гражданина РФ, может быть возрастное ограничение, например от 23 до 60 лет [19].
Кроме того в российском законодательстве отсутствуют единые критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, согласно нормам ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства могут быть признаны субъекты, в которых средняя численность работников составит до 100 человек включительно [15]. При этом в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации [25] срочный трудовой договор не может быть заключен с работниками, устроившимися на работу к субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 35 человек, а в розничной торговле и бытовом обслуживании 20 человек. Следовательно, отсутствие единого подхода к определению субъекта малого и среднего предпринимательства приводит к сложности осуществления предпринимательской деятельности в строгом соответствии с законом. Поэтому предприниматель не сможет воспользоваться установленными гарантиями и мерами государственной поддержки.
Необходимо учесть и налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя, поскольку с 2013 года в России резко повысились социальные налоги для индивидуального предпринимателя, размер отчислений в Пенсионный фонд РФ увеличен с 13 до 32 тыс. руб. [18]. В связи с этим, предприниматели вынуждены вести бухгалтерский учет, несмотря на то, что законодательством это не предусмотрено.
Независимо от коллизии российского законодательства в области предпринимательства, государство осуществляет поддержку малого бизнеса на уровне Федерации, субъектов РФ, а также на уровне муниципалитетов. На федеральном уровне принят ряд документов, в которых поддержке малого и среднего предпринимательства отводится немаловажная роль в экономике России и представлены возможные направления их развития. Это такие документы как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [12], Прогноз долгосрочного социально -экономического развития России на период до 2030 года [21].
Тем не менее, меры государственной поддержки не должны носить декларативный характер. Российское право, регулирующее деятельность индивидуального предпринимателя, должно развиваться и содействовать развитию этого сектора экономики. Поэтому в настоящее время необходимо кодифицировать законодательство и принять нормативно-правовой акт, который определил бы статус индивидуального предпринимателя; установил порядок, сроки и документы, необходимые для приобретения статуса индивидуального предпринимателя, а также конкретизировал виды деятельности, которые может осуществлять индивидуальный предприниматель.
Список литературы:
1. Государственное промышленно-торговое административное управление КНР. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http ://www. saic. gov. cn/zwgk/tjzl/zxtjzl/xxzx/201403/t20140331_143497.html (дата обращения: 05.04.2014).
2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации в современных условиях. Свечникова Н.В. // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 4.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. закон: принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.: по состоянию на
05.05.2014 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
4. История предпринимательства в России: Учебное пособие / Л.Д. Матвеева, В.В. Алексеев, Е.Е. Кабанова Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2009. — 134 с.
5. Карсетская Е.В. Индивидуальный предприниматель М.: АйСи Групп, 2013. — 224 с.
6. Конституция РФ. Официальное издание М.: «Юридическая литература», 2009. — 64 с.
7. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова М.: Юриспруденция, 2014. — 460 с.
8. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования: [ГОСТ 12.0.230: введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 г.: по состоянию на 31.10.2013 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
9. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: [федер. закон: принят Государственной думой 22 ноября 1995 г.: по состоянию на 02.11.2013 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
10. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: [федер. закон: принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.: по состоянию на 05.05.2014 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
11. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля: [федер. закон: принят Государственной думой 19 декабря 2008 г.: по состоянию на 23.06.2014 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
12. О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.: по состоянию на 08.08.2009 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
13. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: [Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
14. О несостоятельности (банкротстве): [федер. закон: принят Государственной думой 27 сентября 2002 г.: по состоянию на 12.03.2014 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
15. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: [федер. закон: принят Государственной думой 24 июля 2007 г.: по состоянию на 28.12.2013 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
16. О чрезвычайном положении: [федер. конституционный закон: одобрен Государственной Думой 26 апреля 2001 г.: по состоянию на 07.03.2005 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
17. Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
[положение: утверждено Банком России 19 августа 2004 г. № 262-П: по состоянию на 11.03.2014 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
18. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pfrf.ru/ot_yamal/pr_releases/57402.html (дата обращения: 05.03.2014).
19. Официальный сайт Сбербанка России. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/s_m_business/credits/new/doverie/?utm_source=y andex.b&utm_medium=context&utm_term=kredit_predprinimatelyam&utm_ca mpaign=KMB (дата обращения: 01.07.2014).
20. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2007 г. № Ф03-А04/06-2/5246 по делу № А04-5453/06-19/433 // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
21. Прогноз долгосрочного социально -экономического развития России до 2030 г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2014.
22. Рейтинг нарушений законодательства о труде по данным проверок ГИТ // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. Журнал. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2014.
23. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: [ГОСТ Р ИСО 9000-2008: введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г.: по состоянию на 18.12.2008 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
24. Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель. Правовое положение и виды деятельности. Третье издание, с изменениями и дополнениями М.: Издательство: Тихомиров М. Ю., 2009. — 160 с.
25. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.: по состоянию на 02.04.2014 г.] // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.
26. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 17.06.2014 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2014.