УДК 378.147 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.34.03
К.И. Кубачева, Т.А. Баева, О.В. Суслова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
КУБАЧЕВА Кабият Ибрагимовна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова. ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия; e-mail: [email protected]
KUBACHEVA Kabiyat I. - North-Western State I.I. Mechnikov Medical University.
Kirochnaya, 41, St. Petersburg, 191015, Russia; e-mail: [email protected]
БАЕВА Тамара Ахматовна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова. ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия; e-mail: [email protected]
BAEVA Tamara A. - North-Western State I.I. Mechnikov Medical University. Kirochnaya, 41, St. Petersburg, 191015, Russia; e-mail: [email protected]
СУСЛОВА Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры английского языка №1; Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
ул. Садовая, 21, Санкт-Петербург, 191023, Россия; e-mail: [email protected]
SUSLOVA Olga V. - Saint-Petersburg State University of Economics. Sadovaya, 21, St. Petersburg, 191023, Russia; e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема индивидуального подхода при обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов, которые относятся к различным психотипам: экстраверт, интроверт и амбиверт. Учет психологического аспекта при изучении иностранных языков становится требованием времени в период активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Определяются вопросы содержания обучения и наполнения его корректным, адекватным и аутентичным учебным материалом, принимающим во внимание индивидуально-психологические особенности студентов, создания и внедрения рациональных организационных форм обучения. Затрагиваются вопросы организации онлайн-обучения в электронной информационно-образовательной среде, которая позволяет освоить образовательные программы независимо от места нахождения студентов. Сделано предположение, что эффективность обучения иностранным языкам указанных психотипов зависит не только от индивидуальных форм обучения, но и от познавательных способностей студентов, что влияет на процесс
восприятия и усвоения учебного материала при обучении иностранному языку. Отмечается, что индивидуальные особенности студентов, их способности, темперамент, характер и чувства влияют на качество усвоения и приобретения знаний, формирование умений и навыков при изучении иностранных языков. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что знание типичных особенностей экстравертов и интровертов позволяет преподавателю эффективно использовать их в процессе преподавания иностранных языков в неязыковых вузах.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ; ОБУЧЕНИЕ ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ; ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД; ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ; РАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Ссылка при цитировании: Кубачева К.И., Баева Т. А., Суслова О.В. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 34. С. 33-40. Б01: 10.18720/ИиМ/188М 2227-8591.34.03
Введение. Стремительные изменения, происходящие в системе образования и самообразования студентов в неязыковых вузах, ставят перед педагогической теорией и практикой ряд определенных задач. Эти задачи касаются таких проблем, как использование рациональных организационных форм обучения с учетом психологического аспекта, а именно, принадлежности студентов, к различным психотипам (экстравертов, интровертов и амбивертов), что влечет за собой необходимость подбора учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей. Не менее актуальными представляются особенности процесса усвоения знаний, а также формирование умений и навыков с учетом индивидуальных характеристик студентов высших учебных заведений при обучении иностранным языкам.
Весьма существенным в этой связи становится индивидуальный подход как к системе подготовки студентов в неязыковых вузах, так и лично к каждому обучаемому [15]. Наиболее остро данная проблема проявилась во время дистанционного обучения в период пандемии коронавируса -COVID-19, когда обнаружилось, что в отличие от занятий в аудитории «face to face», каждый студент получил возможность воспринимать и обрабатывать учебный материал в своем личном темпе, в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Таким образом, актуаль-
ность нашей статьи обусловлена возникшими обстоятельствами в системе образования в целом и в личной траектории обучения каждого студента.
Целью данного исследования явилась разработка концепции индивидуального подхода в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов, принадлежащим к разным личностным психотипам.
Рассматривая вопросы индивидуального подхода, мы придерживаемся точки зрения Г.К. Селевко, который указывает, что «индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темп обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся» [7].
Индивидуализация обучения - это дидактический принцип такого подхода к организации учебного процесса, при котором принимаются во внимание личностная характеристика, психотип личности, интеллектуальное развитие, познавательные интересы, мотивация и др. Перечисленные факторы оказывают влияние на успешность обучения. Н.В. Баграмова рассматривает совокупность наиболее важных индивидуальных особенностей обучаемых, учет которых может способствовать или препятствовать эффективному усвоению иностранного языка, предлагая некоторые рекомендации, помогающие на практике реализовать учет этих особенностей [2]. Мы
полагаем, что актуальность индивидуализации обучения на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах обусловлена различиями психотипов обучающихся и их индивидуальными особенностями.
Способности студентов к изучению иностранного языка не всегда одинаковы: одни воспринимают его без труда, а у других часто возникают проблемы. При этом следует учитывать, что на первом и на втором курсе разные уровни обучения, и усвоение материала происходит по-разному. Изучение интересов и способностей студентов, а также анализ перспектив развития их возможностей является исходным моментом в индивидуальном подходе обучения иностранному языку [15]. На практике, как правило, учитываются индивидуальные особенности и психотипы студентов: экстраверт, интроверт или амби-верт. Таким образом, индивидуализация обучения студентов неязыковых вузов носит не только эпизодический, но и системный характер. Считаем, что системная индивидуальная работа должна заранее планироваться с учетом психологических особенностей студентов и их принадлежности к разным личностным психотипам.
В начале XX века для обозначения двух противоположных типов личности Карл Юнг ввел понятие «экстраверсия - интро-версия». При определении данных психотипов учитывались индивидуальные психологические качества: коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и др. [10].
В своих исследованиях Г. Айзенк указывает на импульсивность, экстравертов, которые имеют склонность к риску, в то время как интроверты - неимпульсивны, им присущи заблаговременное планирование своих действий, соблюдение моральных и этических норм и трудности в общении [1].
Р.М. Фрумкина в своих исследованиях по психолингвистике особое внимание уделяет разным видам памяти [8]. Опира-
ясь на данные Е. Ховарта [14] и Г. Айзенка [1], она считает, что у экстравертов лучше развита кратковременная память, а у интровертов - долговременная.
В ходе исследования, проведенного Р. Драммондом и А. Стоддартом, было выявлено, что экстраверты не склонны к последовательности, логичности, научности и аналитичности мышления, в то время как для интровертов характерна противоположная картина [19].
Большой интерес представляет мнение В.В. Белоуса, который выделил у экстравертов и интровертов разные уровни успешности выполнения деятельности, связанной с приемом и переработкой информации определенного и неопределенного содержания [3].
В этом аспекте интересны исследования Е.П. Ильина, который считает, что у каждого человека есть черты как экстравертиро-ванного, так и интровертированного типа. И лишь соотношение этих черт дает возможность различить их между собой [5]. На данном этапе существует ряд психолого-педагогических исследований, посвященных особенностям обучения студентов иностранным языкам. Однако вопрос обучения студентов неязыковых вузов с учетом психологического аспекта изучен мало. В нашем исследовании была сделана попытка рассмотреть личностные психотипы интровертов и экстравертов, которые, как нам кажется, наиболее распространены и важны при обучении иностранным языкам. Мы применили двухфакторную модель измерения экстравертированности и эмоциональной устойчивости Г. Айзенка [1]. На сайте Тестометрика https://testometrika.com/temper ament/test-to-determine-introvert-and-extrovert-g-eysenck/ студенты прошли онлайн тестирование, интерпретация результатов проводилась на основе психологических характеристик личности, с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств. По результатам анкетирования
установлено, что среди студентов 56 % составляют экстраверты, 25 % яркие экстраверты, 14 % интроверты, 4 % глубокие интроверты и 30 % амбиверты, которым присущи черты обоих типов и они могут ситуативно проявлять качества и тех и других. Определив типичные психические характеристики для каждого из уровней, мы учитывали их в процессе обучения [6].
Изучение обширного опыта зарубежных и отечественных педагогов (Л.С. Выготский [4], А С. Шляхина [9], О.И. Якимчук [11], В.А. Якунин [12]) позволило рассмотреть такие социотипы как "экстраверт " и "интроверт" на психологическом, интеллектуальном и коммуникативном уровнях. Последний уровень является наиболее важным при изучении иностранного языка. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики социотипов на психологическом, интеллектуальном и коммуникативном уровнях
Психологический уровень
экстраверт интроверт
стремление решить поставленную языковую способность независимо решать коммуника-
или речевую задачу; тивную задачу;
активная позиция, инициативность; уверенность в собственной коммуникативной компетентности;
способность выполнять самостоятельно какую- нежелание выполнять дополнительные задания.
либо речевую задачу без чьей-либо помощи;
оценивание себя и своих результатов в овладении ИЯ;
стремление к самосовершенствованию.
Интеллектуальный уровень
экстраверт интроверт
охват большого объема информации; недостаточный охват содержания языкового и речевого материала;
системное видение проблемы и оценивание ос- неумение разграничить главное и второстепен-
новной идеи воспринимаемого иноязычного ное;
материала;
быстрое решение интеллектуальной проблемы невысокая скорость протекания интеллектуаль-
средствами ИЯ. ных процессов;
способность выполнять только определенные
аспекты того или иного задания;
выполнение небольшого объема заданий на
должном уровне.
Коммуникативный уровень
экстраверт интроверт
стремление быть лидером в группе; отсутствие стремления к лидерству
легкое вступление в разнообразные коммуни- трудность вступления в коммуникативное об-
кативные контакты; щение;
отсутствие боязни совершить речевую ошибку; боязнь совершить речевую ошибку
активность в выборе форм работы;
предпочтение коллективных и парных форм работы;
способность выполнять большой объем заданий.
Методы. После проведенного анализа, нами были рассмотрены методы и формы обучения рациональные для данных психотипов. При проведении занятий по иностранному языку мы учитывали, что экстраверты успешнее выполняли задания, предполагающие интерактивные формы работы, в то время, как интровертам лучше удавались задания аналитического типа.
При работе с текстом, например, сначала мы предлагаем предтекстовые упражнения типа:
- Before reading the article, discuss the questions concerning the problem;
- Read the article and decide if these statements are true (T) or false (F).
Следующие задания у экстравертов будет отличаться от заданий для интровертов:
- Make a plan of the article. Retell it according to your plan;
- Render the article using useful language.
А для интровертов наиболее подходящими заданиями была работа с текстом по уже готовому, составленному плану:
- Choose the correct heading for each paragraph from the list of headings below;
- Render the article according to the plan obtained [17].
Одной из главных задач обучения иностранным языкам в неязыковом вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Так как, экстраверты характеризуются общительностью, импульсивностью, оптимистичностью, чувствуют себя раскованно в процессе речевого общения, преподаватели применяют на занятиях ситуационные задачи, ролевые игры и дискуссии, требующие интенсивной речевой деятельности.
При проведении диалогов «At the Doctor's» по теме "Pain", интровертам мы предлагаем понятную им роль врача, не заставляем придумывать что-то новое, рекомендуем использовать базовые вопросы
«Questions to assess pain» и т. д. А экстраверты выступают в роли пациентов, импровизируя в зависимости от ситуации, потому что практически всегда они идут не по шаблону, а своим путем [14].
При просмотре видеофильма «Job Interview Conversation» по теме «Human Resources», студентам дается задание:
Watch the video and find different types of people. Which do you think are the most desirable for companies to employ?
В результате студенты выявляют, какие работники будут успешно выполнять ту или иную работу, в зависимости от того, являются ли они экстравертами или интровертами.
С 2015 года в учебном процессе наших вузов реализуются основы педагогического проектирования образовательных технологий по интеграции дистанционного обучения в аудиторное занятие по иностранному языку. И когда в марте 2020 года вышел приказ о переходе вузов города на дистанционное обучение, для наших преподавателей было не сложным перейти на предлагаемую форму обучения, благодаря организации онлайн-обучения в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вузов и использованию платформ для проведения видеоконференций Zoom и Big Blue Button. Это позволило педагогическим работникам обеспечивать взаимодействие с обучающимися, благодаря использованию электронных образовательных технологий, и студенты получили возможность освоить образовательные программы дистанционно.
Мы заметили, что, работая в LMS MOODLE, интроверты лучшe выполняли задания модуля «Форум», так как он позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, в своем темпе, в течение длительного времени. А экстраверты предпочитали модуль «Чат», дающий возможность синхронного письменного общения, т. е. спонтанно, в режиме реальном времени.
Одинаково хорошо и экстраверты, и интроверты выполняли задание «Online discussion», например:
In its 2019 new year message, WHO has named vaccine hesitancy as one of the world's top 10 global health threats.
Are you against or for vaccination? Why? [18].
Что касается «Онлайн-общения», в связи с тем, что весь мир перешел на дистанционное обучение, практически все социальные взаимодействия перешли в онлайн. Наши преподаватели для своих онлайн-занятий чаще всего использовали платформы Zoom и Big Blue Button имеющие широкий функционал, надежное соединение и бесперебойную работу. Оказалось, что такие видеозанятия были привлекательны как для экстравертов, которым нравится активное общение на иностранном языке, так и для интровертов, которым даже не нужно выходить из дома, чтобы войти в Zoom.
Выводы. В современном мире учет психологического аспекта при изучении иностранных языковстановится особенно актуальным. Исследования показали, что экстравертам и интровертам нужны разные формы обучения иностранным языкам: для одних погружение в языковую среду было эффективным, для других, скорее, скуч-ным.Экстравертам лучше удавались коллективные формы работы, а интроверты
предпочитали выполнять работу в индивидуальном режиме.
Наиболее эффективными для экстравертов методами обучения иностранному языку являлись интерактивные формы работы, как в формате «offline», так и «online», в то время как интровертам лучше удавались задания - аналитического типа.
Успешность иноязычной профессиональной коммуникации, как показало исследование, связано в основном с экстра-вертированностью, так как обучаемые с данными свойствами личности обладают более сформированной коммуникативной компетенцией и у них лучше развито творческое мышление.
В ходе исследования нами была сделана попытка решить следующие задачи:
- приблизить обучение к идеальным условиям, постараться обеспечить каждому студенту максимально комфортные методы и формы обучения;
- нивелировать разницу в коммуникативной подготовке у экстравертов и интровертов, используя различные виды заданий с учетом их психологических особенностей.
Таким образом, индивидуальный подход и знание типичных особенностей психотипов студентов позволяют преподавателям эффективно использовать их в процессе преподавания иностранных языков в неязыковых вузах и приводят к положительным результатам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айзенк Г. Парадоксы психологии = Psy-chologyisaboutpeople. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 352 с. ISBN 978-5-699-33527-5 (в пер.)
2. Баграмова Н.В., Костина Е.А. Индивидуальные психологические особенности обучаемых, влияющие на эффективность овладения иностранным языком // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2018. № 12. С. 60-65. ISSN: 2542-1549
3. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности: монография. -М.: КноРус, 2016. ISBN: 978-5-406-05485-7268 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ, 2010. ISBN 978-5-17-049976-2 - 671с.
5. Ильин E.^ Дифференциальная психофизиология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. ISBN 5-272-00237-7. - 144 с.
6. Кубачева К.И. Методика формирования языковой компетенции научных работников (аспирантов и соискателей) в области медицины в системе последипломного образования (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. - СПб.,
2009. -244 с.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. -Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. ISBN 5-87953-211-9. -816 с.
8. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учебник. - М.: Академия, 2001. ISBN 5-7695-0726-8 -315 с.
9. Шляхина А.С. Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Молодой ученый.
2010. № 3(14). С. 312-314.
10. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Прогресс-Универс, 2015. ISBN 5-87399-035-2 (в пер.) - 715 с.
11. Якимчук О.И. Обучение слушателей краткосрочных курсов коммуникативной грамматике английского языка с опорой на когнитивные стратегии: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. - СПб., 2002. - 222 с.
12.Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. ISBN 508016-0022-1. -638 с.
13. Липатова Е.Г., Ольховик Н.Г., Баева Т.А., Мушенко Е.В., Степанян Л.А. English for medicine: английский язык для студентов медицинских специальностей: учебно-
метод. пособие. Часть I - СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2016. - 80с.
14. Howarth E. Personality differences in serial learning under distraction. // Elsevier Science & Technology, 2001. - P. 379-382.
15. Kubacheva K.I., Baeva T.A. Teaching foreign language students sociotypes' (extroverts and introverts) personal characteristics in non-linguistic faculties. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2017. Т.5. № 2. С. 317-320. DOI: 10.22190/JTESAP1702317K
16. Stojkovic N., Kubacheva K.I., Baeva T.A. Importance of psychological aspect in foreign language teaching at non-linguistic master's academic studies // Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Санкт-Петербург, 31 окт. 2019 г. / под ред. А.В. Наби-рухиной - СПб.: Изд-во СПбЭУ, 2019. ISBN: 978-5-7310-4756-2. - С. 77-81.
17. Липатова Е.Г., Ольховик Н.Г., Бае-ва Т.А., Кубачева К.И., Мушенко Е.В., Лебедева Н.А. Working in medicine: английский язык для студентов медицинских специальностей: учебно-метод. пособие. Часть II. - СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. - 84 с.
18. https://moodle.szgmu .ru/course/view.php?i d=144
19. Drummond R., Stoddard A. Learning Style and Personality Type // Robert J. Drummond, Ann H. Stoddard / Percept Motor Skills. 2002. Vol. 75(1). P. 99-104
REFERENCES
1. Ajzenk G. Paradoksypsihologii = Psychology is about people. - M.: Jeksmo-Press, 2009. -352 s. ISBN 978-5-699-33527-5
2. Bagramova N.V., Kostina E.A. Topical issues of philology and methods of foreign language teaching // Aktual'nye problem filologii i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov. 2018. № 12. S. 60-65. ISSN: 2542-1549
3. Belous V.V. Introduction to the psychology of polymorphous personality. - M., KNORUS, 2016. ISBN: 978-5-406-05485-7- 268 s.
4. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija / pod red. V.V. Davydova. - M.: AST, 2010. ISBN 978-5-17-049976-2 - 671s.
5. Il'in E.P. Differencial'naja psihofiziologija: ucheb. posobie. - M.: Akademija, 2001. ISBN: 5272-00237-7 - 144 s.
6. Kubacheva K.I. Metodika formirovanija jazykovoj kompetencii nauchnyh rabotnikov (aspirantov i soiskatelej) v oblasti mediciny v sisteme poslediplomnogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. 13.00.02 - SPb., 2009. - 244 s.
7. Selevko G.K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij: v 2 t. -T. 1. - M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2006. ISBN 5-87953-211-9. - 816 s.
8. Frumkina R.M. Psiholingvistika: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija, 2001. ISBN 5-7695-0726-8 - 315 s.
9. Shljahina A.S. Psihologicheskie osobennosti studentov nejazykovogo vuza pri obuchenii inostrannomu jazyku // Molodoj uchenyj. 2010. № 3(14). S. 312-314.
10. Jung K.G. Psihologicheskie tipy. - M.: Progress-Univers, 2015. ISBN 5-87399-035-2 -715 s.
11. Jakimchuk O.I. Obuchenie vzroslyh slushatelej inostrannym jazykam v uslovijah kratkosrochnyh kursov: dis. ... kand. ped. nauk. 13.00.02. - SPb., 2002. - 222 s.
12. Jakunin V.A. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie. - SPb.: Izd-vo Mihajlova V.A., 1998. ISBN 508016-0022-1. - 638 s.
13.Lipatova E.G., Ol'hovik N.G., Baeva T.A., Mushenko E.V., Stepanjan L.A. English for medicine: anglijskij jazyk dlja studentov medicinskih special'nostej: uchebno-metod. posobie. Chast' I. -SPb.: Izd-vo SZGMU im. I.I. Mechnikova, 2016. - 80 s.
14. Howarth E. Personality differences in serial learning under distraction // Elsevier Science & Technology,2001. - P. 379-382.
15. Kubacheva K.I., Baeva T.A. Teaching foreign language students sociotypes' (extroverts
and introverts) personal characteristics in non-linguistic faculties. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2017. T.5. № 2. P. 317-320. DOI: 10.22190/JTESAP1702317K
16. Stojkovic N., Kubacheva K.I., Baeva T.A. Importance of psychological aspect in foreign language teaching at non-linguistic master's academic studies // Sozdanie iskusstvennogo inojazychnogo okruzhenija kak odin iz faktorov aktivizacii uchebnoj dejatel'nosti: mat-ly vseros. nauch.-prakt. konf. smezhdunar. uchast. - SPb.: Izd-vo SPbJeU, 2019. ISBN: 978-5-7310-4756-2. -S. 77-81.
17.Lipatova E.G., Ol'hovik N.G., Baeva T.A., Kubacheva K.I., Mushenko E.V. Working in medicine: anglijskij jazyk dlja studentov medicinskih special'nostej: uchebno-metod.posobie. Chast' II-SPb.: Izd-vo SZGMU im. I.I. Mechnikova, 2017. - 84 s.
18. https://moodle.szgmu .ru/course/view.php?i d=144
19. Drummond R., Stoddard A. Learning Style and Personality Type. // Robert J. Drummond, Ann H. Stoddard. / Percept Motor Skills. 2002. Vol. 75(1). P. 99-104
Kubacheva Kabiyat I., Baeva Tamara A., Suslova Olga V. Individual approach in teaching foreign languages to students in non-linguistic universities. This article considers the issues of individual approach in teaching foreign languages to students of different psychological types following modern requirements and taking into account the importance of psyсhological aspect in studying foreign languages by еxtroverts and introverts in non-linguistic universities. It concerns such aspects as defining the content of training, the creation and implementation of rational organizational forms of training, the selection of educational material in accordance with the typical mental characteristics of extroverts and introverts in learning foreign languages. It deals with the online training organization in the electronic educational environment, which allows students to master the learning programs regardless of their location. The effectivenеss of taking into account psychological types in foreign language teаching depends not only on the individual training aррroaches, but also on cognitive abilities of the students, which influence on the process of perception and assimilation of training material in the foreign language learning. Nowadays, it is very important to know the particular qualities of mastering and acquisition of knowledge, the formation of skills, relying on the individual psychological characteristics of students: their abilities, temperament, character and feelings. The authors come to the conclusion that knowledge of psychological types and typical features of students allows the teacher to use them in the most appropriate way in the process of teaching foreign languages in non-linguistic universities.
PSYCHOLOGICAL ASPECT; EXTROVERTS AND INTROVERTS; TEACHING A FOREIGN LANGUAGE; RATIONAL FORM OF TRAINING
INDIVIDUAL APPROACH;
Citation: Kubacheva K.I., Baeva T.A., Suslova O.V. Individual approach in teaching foreign languages to students in non-linguistic universities. Teaching Methodology in Higher Education. 2020. Vol. 9. No 34. P. 33-40. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.34.03
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020