Научная статья на тему 'Индивидуальный подход к оценке эффективности курсовых обонятельных воздействий'

Индивидуальный подход к оценке эффективности курсовых обонятельных воздействий Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
121
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ГОМЕОСТАЗИС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СТУДЕНТЫ / HEART RATE VARIABILITY / AROMATHERAPY / HOMEOSTASIS / EMOTIONAL STRESS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Авилов О. В., Комарова И. А.

Исследования показали, что курсовые обонятельные воздействия, проводимые в течение учебного семестра, вызывают усиление парасимпатических влияний на сердечный ритм и приводят к коррекции уровня психоэмоционального стресса у студентов. Их эффективность зависит от исходных сочетаний значений основных объективных индикаторов уровня психоэмоционального напряжения и типа нейрове-гетативной регуляции у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Авилов О. В., Комарова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACH TO ASESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF COURSE OLFACTORY INFLUENCE

The scientific investigation has shown that course olfactory influence during the educational term causes increase of parasympa-thetic influences on heart rate variability, and result in students' psycho-emotional stress correction. Its efficacy depends on students' initial value combinations of principle objective indicators of the emotional stress level and neuro-vegetative regulation type.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход к оценке эффективности курсовых обонятельных воздействий»

2002.- № 1.-С. 24-26.

5. Леу, Х. Чрескожная эндоскопическая спинная хирургия: эволюция и перспективы / Х. Леу // Хирургия позвоночника.-2004. - № 4. - С. 87-89.

6. Педаченко, Е.Г. Эндоскопическая спинальная нейрохирургия / Е.Г. Педаченко, С.В. Кущаев. - Киев: АЛД, РИМАНИ, 2000. - 216 с.

7. Попелянский, Я.Ю. Ортопедическая неврология (вертеб-рология) / Я. Ю. Попелянский. - М: МЕДпресс-информ, 2003.221 с.

8. Сак, Л.Д. Малоинвазивная хирургия позвоночника: первый опыт перкутанных, артроскопических, трансспинальных, экстраду-ральных герниоэктомий в России / Сак Л.Д., Зубаиров Е.Х. // Повреждения мозга (минимально-инвазивные способы диагностики и лечения): Тез. докл. V междунар. симпозиума. - СПб., 1999. - С. 259-260.

9. Сандлер, Б.И. Перспективы лечения дискогенных компрессионных форм пояснично-крестцовых радикулитов с помощью пункционных неэндоскопических операций / Сандлер Б.И., Суляндзига Л. Н., Чудновский В. М. - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 180 с.

10. Толнекин, Е.Л. Отдаленные результаты микродискэк-томии при грыжах поясничных межпозвонковых дисков / Толне-кин Е.Л. Олешкевич Ф.В. // Нейрохирургия. - 2006. - № 3. - С. 33-39.

11. Хижняк М.В., Макеева Т.И., Танасейчук А.Ф., Толсти-хин О.В. Пункционная лазерная дискэктомия при множественных дископатиях в пояснично-крестцовом отделе позвоночника // Бюл. Укр. Ассоц. Нейрохирургов. - 1998. - Вып. 6. - С. 108.

12. Холодов, С.А. Микрохирургия дискогенных заболеваний поясничного отдела позвоночника: современное состояние проблемы / С. А. Холосов// Вопросы нейрохирургии.- 2003.- №2. - С. 31-37.

13. Asher W.P., Holzer P., Claici G. et al. Denaturation and vaporization of the nucleus pulposus of herniated intervertebral discs //Int. Symposium on Percutanneous Lumbar Discectomy (August 1213). - Berlin, 1998. - Р. 34-39.

14. Choy D.S. (ed.) Percutaneous Laser Disc Decompression -Practical Guide. - N. Y., 2003. - Р. 260.

15. Gupta A.K., Bodhey N.K., Jayasree R.S., et al. Percutaneous laser disc decompression: clinical experience at SCTIMST and long term follow up // Neurol. India. - 2006. - Vol. 54. - P. 164-167.

THE EFFICIENCY OF LASER VAPORIZATION OF INTERVERTEBRAL DISKS AT PATIENTS WITH LUMBAR OSTEOCHONDROSIS

M.V. SHUTOV

Mordovian State University after N.P. Ogarev, Medical Institute

Uniform rules and recommendations for treating patients with os-teochondrosis have not yet been worked in medical practice. The increasing value in treating such belongs to paracentetic methods of treatment. The article analyzes the results of applying laser vaporization of intervertebral discs in 171 patients with lumbar osteochondrosis. Based on these data the optimal indications for surgery are defined, practical recommendations dealing with treating such worked out.

Key words: laser vaporization, a lumbar osteochondrosis, mexidol.

УДК 616.1-009.86-085.831-07

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСОВЫХ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

О.В. АВИЛОВ, И.А. КОМАРОВА*

Исследования показали, что курсовые обонятельные воздействия, проводимые в течение учебного семестра, вызывают усиление парасимпатических влияний на сердечный ритм и приводят к коррекции уровня психоэмоционального стресса у студентов. Их эффективность зависит от исходных сочетаний значений основных объективных индикаторов уровня психоэмоционального напряжения и типа нейрове-гетативной регуляции у студентов.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, обонятельные воздействия, вегетативный гомеостазис, психоэмоциональный стресс, студенты.

* ГОУВПО «Челябинский государственный университет», Научный реабилитационный центр ЮУНЦ РАМН и ЧелГУ Россия, 454021, г.Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, тел. (351)7997047, e-mail: avilov@csu.ru

Для организации профилактической работы по сохранению здоровья студентов возникает необходимость оценки функционального состояния учащихся в динамике стрессорных состояний при разной выраженности стрессорных расстройств и разработке восстановительных мероприятий для коррекции измененных физиологических показателей. В современных условиях для широкого использования в массовых обследованиях, в частности при исследовании учащихся в процессе их учебной деятельности, наиболее перспективны неинвазивные, «мобильные», при этом информативные, не требующие больших затрат времени, позволяющие легко регистрировать физиологические показатели организма методы количественной оценки стресса. В этой связи особое значение имеют проверенные временем методические подходы Р.М. Баевского и К.В.Судакова. Р.М. Баевским был предложен анализ вариабельности сердечного ритма, расчет интегрального показателя активности регуляторных систем организма [2,3]. Характерной особенностью этого метода является его неспецифичность по отношению к нозологическим формам патологии и высокая чувствительность к самым разнообразным внутренним и внешним воздействиям. Данный метод продемонстрировал свою прогностическую значимость при оценке функциональных изменений в организме при стрессе разного генеза [2]. К.В.Судаковым в качестве индивидуальных критериев психоэмоционального стресса, подверженности ему отдельных индивидов были предложены кросс-корреляционные отношения различных вегетативных показателей, в частности коэффициент корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания [5,6].

Цель исследования — анализ вариабельности сердечного ритма - это современная методология и технология исследования оценки состояния регуляторных систем организма, в частности функционального состояния различных отделов вегетативной нервной системы. Накопленный опыт экспериментальных исследований на основе этого метода побудил нас использовать его для динамического изучения индивидуальных реакций организма студентов на применяемые в реабилитационных целях обонятельные воздействия. Ранее было показано, что физиологическое действие ароматов эфирных масел на студентов, находящихся в стрессорном состоянии, зависит от индивидуальных особенностей испытуемых: значений у них коэффициента корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания, типа нейро-вегетативной регуляции [1]. У парасимпатотоников после однократных обонятельных воздействий происходит возрастание частоты сердечных сокращений, и, по показателям вариабельности сердечного ритма, наблюдается усиление симпатических влияний вегетативной нервной системы. У нормотоников баланс парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы после однократных обонятельных воздействий не изменяется [1]. Оценка эффективности курсовых обонятельных воздействий в динамике стрессорных состояний у студентов на основании показателей вариабельности сердечного ритма и коэффициента корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания ранее не проводилась. В связи с вышеизложенным, была определена цель настоящего исследования: определить функциональное состояние организма и эффективность курсовых обонятельных воздействий у студентов с разной степенью выраженности психоэмоционального стресса на основании оценки как отдельных функциональных систем, так и их иерархического мультипараметрического и последовательного взаимодействия.

Материалы и методы исследования. Проспективное рандомизированное исследование проводилось на базе Научного реабилитационного центра ЮУНЦ РАМН и Челябинского государственного университета в дни практических занятий в течение семестра у студентов-первокурсников различных факультетов. Всего было обследовано 275 девушек 18-19 лет (в I фазе менструального цикла). Все обследуемые были разделены на две группы: основную (125 человек) и контрольную (150 человек). Обследование студентов проводилось в помещении реабилитационного центра высшего учебного заведения во время практического занятия три раза в течение семестра: до и после курса обонятельных воздействий в середине учебного семестра, а также через месяц после этого в конце семестра. К измерению показателей предъявлялись стандартные требования. Для проведения сеансов обонятельных воздействий использовались следующие эфирные масла фирмы «Арома» (Украина). Студентам из 18 эфирных масел ежедневно предлагалось выбрать один наиболее понра-

вившийся аромат. Сеанс обонятельных воздействий длился 10 минут с применением индивидуальных ингаляторов фирмы «Ментоклар» в хорошо проветриваемом помещении с комнатной температурой [4]. Курсовое воздействие включало 14 процедур. Были применены следующие методики исследования. С помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 1.2» (программа ИСКИМ-6, разработанная ИВНМТ «Рамена», г. Рязань) [2] проводился анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) (33 показателя). Кроме того, рассчитывался интегральный показатель (индекс) активности регуляторных систем (IARS), отражающий общую реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды. В модификации комплекса, используемого нами, была также предусмотрена возможность определения такого индикатора уровня психоэмоционального стресса как коэффициент корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания (ККЧССиД) [5,6]. Запись кардиоинтервалов осуществлялась в течение трех минут. При анализе и интерпретации показателей ВСР использовались Европейско-Американские стандарты [7] и методические рекомендации, разработанные группой российских экспертов [2]. Измерение артериального давления (АД) проводили с помощью электронного автоматического тонометра OMRON M2 Eco. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программного обеспечения «STATISTICA® 6,0». C учетом правил статистической обработки результатов медико-биологических исследований для проверки нулевой гипотезы применяли методы непараметрического анализа. Проверка однородности двух независимых выборок проводилась по U-критерию Манна-Уитни, однородности парных выборок по T-критерию Уилкоксона. Для проверки различий между измерениями в разные моменты времени у одной и той же группы студентов был применен непараметрический аналог дисперсионного анализа повторных измерений - критерий Фридмана, после которого для попарного сравнения моментов наблюдения применялся критерий Ньюмена-Кейлса, а для сравнения с контрольной группой - критерий Даннета. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследования мы предприняли попытку сгруппировать студентов и основной, и контрольной групп по разным сочетаниям исходных значений основных объективных индикаторов уровня психоэмоционального напряжения, к которым, по мнению Р. М. Баевского, относятся IARS и индекс напряжения регуляторных систем (стресс-индекс) (SI) [2,3] и, по мнению К.В.Судакова, ККЧССиД [5,6]. Учитывая, что у обследуемых нами студентов изначально была выявлена дизрегуляция ритма сердца, которая в большинстве случаев объективно выражалась в высоких значениях показателей, характеризующих сверхнизкочастотную составляющую спектра вариабельности (VLFav), при этом значения стресс-индекса у большей части студентов находились в пределах нормы и даже ниже ее, мы рассматривали только случаи со значениями VLFav больше 44 мс2 и SI меньше 150 единиц в первом измерении. Анализируя результаты исследования всех групп, мы обратили внимание на две из них. Одна группа была сформирована по сочетанию исходных значений IARS меньше 3 баллов, ККЧССиД больше 0 единиц, SI меньше 150 ед. и VLFav больше 44 мс2. Кроме того, в этой группе среднегрупповые значения и значения медиан частоты сердечных сокращений (ЧСС), отражающей суммарный эффект регуляции, находились в диапазоне физиологической нормы, значения SI, разности максимального и минимального значений кардиоинтервалов (MxDMn) и амплитуды моды (AMo), характеризующие вегетативный гомеостазис, указывали на равновесие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (табл.1). Такие значения показателей в нашем исследовании имело 44 человека, из них 21 человек основной группы и 23 человека контрольной группы, при этом контрольная группа была сформирована аналогично основной. У студентов основной группы в динамике трех измерений мы не выявили достоверных изменений значений ЧСС, АД и всех определяемых показателей ВСР (табл.1). В то же время, используя критерий Фридмана, мы выявили статистически значимые различия (p<0,05, х2г=5,991 — критическое значение критерия Фридмана с числом степеней свободы равным 2) в динамике трех измерений только между значениями ККЧССиД (х2г=6,33, p<0,05). В основной группе после курсовых обонятельных воздействий было выявлено достоверное (p<0,05) снижение

ККЧССиД с 0,34±0,03 ед. (медиана 0,36 ед.) в первом измерении до 0,07±0,15 ед. (медиана 0,07 ед.). Во втором измерении, а также к концу семестра было выявлено достоверное (p<0,03) снижение ККЧССиД с 0,34±0,03 ед. (медиана 0,36 ед.) в первом измерении до 0,04±0,08 ед. (медиана 0,04 ед.) в третьем измерении (табл.1), что позволило говорить об изменении уровня межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе, а следовательно, и уровня психоэмоционального напряжения [6]. В отличие от студентов основной группы, у студентов контрольной группы во втором измерении мы наблюдали достоверное (p<0,05) снижение мощности спектра высокочастотного компонента вариабельности в процентах от суммарной мощности колебаний (HF%), что может указывать на усиление активности центральных механизмов регуляции над автономными (табл.1). Кроме того, во втором измерении мы наблюдали достоверное увеличение среднегрупповых значений и медиан мощности спектра низкочастотного компонента вариабельности в процентах от суммарной мощности колебаний (LF%) (p<0,02), отношения средних значений низкочастотного и высокочастотного компонента вариабельности сердечного ритма (LF/HF)av (p<0,02), индекса централизации (IC) (p<0,03) (табл.1), что позволяет нам предположить усиление активности вазомоторного центра, регулирующего сосудистый тонус, и увеличение степени централизации управления ритмом сердца. Достоверное (p<0,03) снижение сред-негрупповых значений и медиан ККЧССиД (аналогично у студентов основной группы) и достоверное (p<0,02) увеличение значений IARS во втором измерении может указывать на увеличение психоэмоционального напряжения у студентов (табл.1). При этом значения ККЧССиД сохранялись положительными, а колебания значений IARS выходили за пределы физиологической нормы, что в сочетании с динамикой значений показателей, характеризующих высокочастотную и низкочастотную составляющую спектра вариабельности позволило нам предположить о неоптимальном управлении физиологическими функциями организма студентов контрольной группы [2]. В конце семестра (в третьем измерении), по сравнению с первым измерением, у студентов контрольной группы мы наблюдали достоверное увеличение значений максимальной мощности спектра низкочастотного компонента вариабельности (LFmx) (p<0,05), LF% (p<0,03), (LF/HF)av (p<0,02) и IC (p<0,05) (табл.1), что может указывать на усиление активности вазомоторного центра, регулирующего сосудистый тонус, и усиление центрального контура регуляции ритма сердца. В третьем измерении, по сравнению с первым, достоверно (p<0,01) увеличились среднегрупповое значение и значение медианы IARS (табл.1). Динамика значений всех вышеназванных показателей позволила нам предположить выраженное усиление функционального напряжения регуляторных систем организма студентов контрольной группы, нарастающее в течение учебного семестра. Таким образом, у студентов основной группы под влиянием курсовых обонятельных воздействий в динамике трех измерений мы наблюдали относительную стабильность значений показателей ВСР, но в то же время изменение уровня межсистемных взаимоотношений в кардиореспира-торной системе, указывающее на увеличение уровня психоэмоционального напряжения, что позволило нам предположить о наблюдаемом слабовыраженном эффекте от применения курсовых обонятельных воздействий. У студентов контрольной группы в динамике измерений в течение семестра мы наблюдали изменение значений показателей, характеризующих высокочастотную и низкочастотную составляющую спектра вариабельности ритма сердца, что указывало на усиление активности симпатического звена вегетативной регуляции, активности вазомоторного центра, регулирующего сосудистый тонус, и увеличение степени централизации управления ритмом сердца. Одновременно мы наблюдали увеличение выше физиологической нормы IARS и, также как и у студентов основной группы, изменение уровня межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе в виде снижения значений ККЧССиД, что указывало на увеличение уровня психоэмоционального напряжения и неоптимальное управление физиологическими функциями организма студентов контрольной группы [2]. Используя U-критерий Манна-Уитни, при всех трех измерениях мы не выявили статистически значимых различий между значениями всех определяемых показателей у студентов основной и контрольной групп (табл.1), что подтвердило наше мнение о слабовыраженном эффекте от применения курсовых обонятельных воздействий. Учитывая, что у всех этих

студентов изначально наблюдалось равновесие симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, то результаты нашего исследования эффективности курсовых обонятельных воздействий в какой-то степени повторяют и подтверждают ранее полученные данные по однократным обонятельным воздействиям, суть которых заключалась в том, что у нормотоников баланс парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы после однократных обонятельных воздействий не изменяется [1].

Среднегрупповые значения показателей вариабельности сердечного ритма, IARS, ККЧССиД, АД у студентов в динамике измерений в течение учебного семестра (группа, сформированная по исходным значениям IARS<3 баллов, ККЧССиД>0 единиц, SI<150 единиц, VLFav>44 мс2)

№ п/п Показатели Контрольная группа (n=23) Основная группа(n=21

1M±m 2M±m 3M±m 1M±m 2M±m 3M±m

1 LFmx, мс2х1000 0,15±0,04 0,17±0,03 0,40±0,24е 0,12±0,03 0,16±0,02 0,16±0,04

2 HF,% 43,56±5,47 34,78±5,20е 33,06±6,95 40,58±7,25 35,80±4,89 33,82±3,43

3 LF,% 30,66±3,49 43,71±6,20е 40,64±4,90е 32,42±5,35 40,67±7,42 38,12±5,97

4 (LF/HF)av, ед. 286,80±58,20 570,0±166,0е 606,0±155,0е 359,00±90,83 582,1±279,0 414,33±68,00

5 IC, ед. 1,53±0,32 2,35±0,54е 2,88±0,75е 1,85±0,46 2,39±0,89 2,14±0,38

6 IARS, баллы 1,57±0,20 3,86±0,34е 3,57±0,68е 1,83±0,17 3,00±0,63 3,00±0,86

7 ККЧССиД, ед. 0,21±0,05 0,03±0,08е 0,08±0,08 0,34±0,03 0,07±0,15е 0,04±0,08е

Примечание: * - Статистически достоверные различия между значениями показателей основной и контрольной групп (р<0,05). ^Статистически достоверные различия по сравнению со значением показателя предыдущего измерения (р<0,05).

Таблица 2

Среднегрупповые значения показателей вариабельности сердечного ритма, 1АИ8, ККЧССиД, АД у студентов в динамике измерений в течение учебного семестра (группа, сформированная по исходным значениям 1АИ8>3 баллов, ККЧССиД>0 единиц, 8!<150 единиц, УЬЕау>44 мс2)

№ п/п Показатели Контрольная группа (n=30) Основная группа (n=28)

1M±m 2M±m 3M±m 1M±m 2M±m 3M±m

1 АДс, мм рт.ст. 111,56±3,73 112,56±3,86 106,22±3,67 108,25±2,37 115,12±3,25 108,12±2,97е

2 SDNN, мс 66,22±8,19 53,00±7,44* 66,67±7,59 82,75±6,09 79,75±6,87* 62,37±7,1е

3 D, мс2 х1000 4,92±1,19 3,24±0,95* 4,89±1,11 7,10±1,04 6,67±1,28* 4,24±0,97е

4 АМо, % 37,08±6,06 39,94±3,05* 34,70±3,28 25,86±2,67 26,31±1,94* 33,09±3,13е

5 CV, % 8,42±0,73 6,83±0,69*е 8,06±0,63 10,15±0,69 9,70±0,74* 8,26±1,08

6 MxDMn, мс 410,0±43,59 291,11±36,9* 343,00±36,35 458,75±37,04 420,3±37,5* 352,75±47,08

7 MxRMn, мс 1,70±0,11 1,46±0,05* 1,52±0,05 1,81±0,10 1,69±0,10* 1,59±0,09

8 RMSSD, мс 62,89±9,72 46,56±8,86е 69,67±14,98 80,87±9,47 85,62±16,34 56,87±11,95

9 pNN50, % 35,36±8,02 24,79±6,7*е 40,00±8,04 50,06±6,46 49,27±8,74* 29,81±8,15

10 SI, ед. 73,11±20,94 118,3±25,3* 78,56±18,68 39,25±7,41 43,75±7,31* 77,12±16,92

11 TP, мс2х1000 4,92±1,19 3,24±0,95* 4,89±1,11 7,10±1,04 6,67±1,28* 4,24±0,97е

12 LFmx, мс2х1000 0,27±0,06 0,13±0,02*е 0,29±0,07е 0,33±0,03 0,41±0,08* 0,21±0,04

13 VLFmx, мс2х1000 0,22±0,05 0,14±0,04* 0,25±0,05 0,59±0,31 0,35±0,11* 0,45±0,13

14 LF, мс2х1000 1,47±0,29 0,85±0,19*е 1,70±0,47е 1,92±0,19 2,31±0,49* 1,43±0,31

15 HF, % 51,47±5,92 53,01±8,12 43,02±7,81 54,51±5,49 49,57±9,14 37,11±6,37е

16 VLF, % 14,46±3,21 14,49±3,72 17,92±4,27 14,42±3,87 12,44±2,45 26,39±4,17е

17 LFav, мс2 113,02±23,08 65,19±15,3*е 131,0±36,3е 147,71±14,72 177,4±37,6* 109,62±24,05

18 IC, ед. 1,16±0,25 1,60±0,68 2,34±0,87 1,04±0,31 2,04±0,91 2,19±0,48е

19 IARS, баллы 5,11±0,26 3,67±0,37е 4,33±0,82 5,75±0,59 5,00±0,63 3,37±0,70е

20 ККЧССиД, ед. 0,29±0,07 0,18±0,08 0,10±0,06е 0,22±0,03 0,01±0,09е 0,01±0,07е

Примечание

статистически достоверные различия между значениями показателей основной и контрольной групп (р<0,05). "Статистически достоверные различия по сравнению со значением показателя предыдущего измерения (р<0,05).

Вторая группа студентов, которая в ходе исследования привлекла наше внимание, была сформирована по сочетанию исходных значений IARS больше 3 баллов (4-7 баллов), ККЧССиД больше 0 единиц, SI меньше 150 единиц и VLFav больше 44 мс2. Кроме того, в этой группе среднегрупповые значения и значения медиан ЧСС находились в диапазоне физиологической нормы, значения SI, MxDMn и AMo, характеризующие вегетативный гомеостазис, указывали на умеренное преобладание парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (табл. 2). Такие значения показателей в нашем исследовании имело 58 человек, из них 28 человек основной группы и 30 человек контрольной группы, при этом контрольная группа была сформирована аналогично основной. У студентов основной группы после курсовых

обонятельных воздействий в динамике двух измерений мы не выявили достоверных изменений значений ЧСС, АД и всех определяемых показателей ВСР (табл. 2).

В то же время, мы наблюдали достоверное (p<0,02) сниж-ние значения ККЧССиД (табл. 2), что указывало на относительную стабильность значений показателей ВСР после курсовых обонятельных воздействий на фоне изменения уровня межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе, а следовательно, и уровня психоэмоционального напряжения [6].

Таблща 1 Среднегрупповые значения ККЧССиД в третьем измерении не изменились, по сравнению со вторым измерением, но, по сравнению с первым измерением также достоверно (p<0,03) уменьшились, сохраняясь при этом положительными (табл. 2). В конце семестра (в третьем измерении), по сравнению со вторым измерением, мы наблюдали достоверное снижение значения систолического артериального давления (АДс) (p<0,03), увеличение значения AMo (p<0,05) и значения мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности в процентах от суммарной мощности колебаний (VLF%) (p<0,04) (табл. 2). По сравнению с первым измерением, в третьем измерении мы наблюдали достоверное снижение значения HF % (p<0,05) и увеличение значения IC (p<0,05) (табл. 2). Кроме того, в конце семестра (в третьем измерении), по сравнению и с первым измерением, и со вторым измерением, мы наблюдали достоверное (p<0,05) снижение значений стандартного отклонения полного массива кардиоинтервалов (SDNN), дисперсии (D), суммарной мощности спектра вариабельности сердечного ритма (TP) и IARS (табл. 2). Снижение значений SDNN, D, TP, HF% и увеличение значений AMo, VLF%, IC позволило нам предположить об увеличении активности симпатического звена вегетативной регуляции, снижении активности автономного контура регуляции ритма сердца. По нашему мнению, это может быть связано с увеличением уровня психоэмоционального напряжения у студентов перед экзаменационной сессией [1]. При этом в конце семестра среднегрупповые значения и медианы AMo, MxDMn, квадратного корня суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов (RMSSD) приблизились к физиологической норме, а значение SI вошло в диапазон физиологической нормы (табл. 2). Учитывая, что у этих студентов изначально наблюдалось умеренное преобладание активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, мы предположили, что данная динамика значений показателей даже способствовала оптимизации регулирования физиологических функций организма студентов и, следовательно, уровня психоэмоционального напряжения у них в процессе учебной деятельности. На наш взгляд, динамика значений IARS и ККЧССиД в определенной степени подтвердила данное предположение. Так, мы наблюдали уменьшение среднегруппового значения и значения медианы IARS у этих студентов к концу семестра до физиологической нормы и относительную стабильность положительных значений ККЧССиД во втором и третьем измерении, то есть неизменный уровень межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе, установившийся после курсовых обонятельных воздействий (табл. 2).

В отличие от студентов основной группы у студентов контрольной группы во втором измерении мы наблюдали достоверное (p<0,05) снижение значений коэффициента вариации полного массива кардиоинтервалов (CV), RMSSD, числа пар кардиоинтервалов с разностью более 50 мс в процентах к общему числу кардиоинтервалов в массиве (pNN50) (табл. 2), что может указывать на усиление активности симпатического звена регуляции и активности центральных механизмов регуляции над автономными. Кроме того, во втором измерении мы наблюдали достоверное (p<0,03) уменьшение среднегрупповых значений и медиан LFmx, мощности спектра в низкочастотном диапазоне (LF), среднего значения мощности спектра низкочастотного компонента вариабельности (LFav) (табл. 2), что может указывать на ослабление активности вазомоторного центра, регулирующего сосудистый тонус, и достоверное (p<0,02) уменьшение среднегруппового значения и медианы

1АЯЗ (табл. 2). При этом колебания значений 1АЯЗ выходили за пределы физиологической нормы и оставались неизменными до конца семестра. В конце учебного семестра (в третьем измерении), по сравнению со вторым измерением, мы наблюдали достоверное (р<0,02) увеличение среднегрупповых значений и медиан ЬБтх, ЬБ, ЬБау (табл. 2), что позволило нам предположить усиление активности вазомоторного центра, регулирующего сосудистый тонус. Кроме того, в конце учебного семестра мы наблюдали изменение уровня межсистемных взаимоотношений в кардио-респираторной системе, которое проявлялось в достоверном (р<0,05) уменьшении среднегруппового значения и медианы ККЧССиД, по сравнению и с первым, и со вторым измерениями. Таким образом, динамика значений показателей у студентов контрольной группы позволила нам предположить о нарастающем уровне психоэмоционального напряжения у них в течение учебного семестра.

Применяя и-критерий Манна-Уитни, при первом измерении и при третьем измерении мы не выявили статистически значимых различий между значениями показателей у студентов основной и контрольной групп. При втором измерении, которое проводилось непосредственно после курсовых обонятельных воздействий, у студентов основной группы средние значения и медианы (р<0,03), Б (р<0,03), СУ (р<0,01), МхБМп

(р<0,02), отношения максимального по длительности кардиоин-тервала к минимальному (МхЯМп) (р<0,04), рМШ0 (р<0,05), ТР (р<0,03), ЬБтх (р<0,01), максимальной мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности (УЬБтх) (р<0,05), ЬБ (р<0,01) и ЬБау (р<0,01) были достоверно выше, чем у студентов контрольной группы, а средние значения и медианы АМо (р<0,01) и З1 (р<0,02) были достоверно (р<0,05) ниже, чем у студентов контрольной группы (табл. 2). Достоверные различия между значениями показателей позволили нам предположить более высокую активность механизмов симпатической регуляции и активность центрального контура регуляции ритма сердца у студентов контрольной группы по сравнению со студентами основной группы. Считается, что при оптимальном регулировании управление происходит с минимальным участием высших уровней управления, с минимальной централизацией управления. При неоптимальном управлении необходима активация все более высоких уровней управления [2]. Полученные нами данные указывали на оптимальность регулирования физиологических функций организма студентов основной группы. Таким образом, мы наблюдали выраженный эффект обонятельных воздействий у студентов основной группы не только после непосредственного курсового применения, но и в конце учебного семестра перед экзаменационной сессией. Он заключался в стабилизации значений показателей ВСР, стабилизации измененного ароматами эфирных масел уровня межсистемных взаимоотношений в кар-диореспираторной системе и уменьшении значений 1АЯЗ до физиологической нормы к концу семестра, в более высокой активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы и автономного контура управления ритмом сердца непосредственно после курсовых обонятельных воздействий у студентов основой группы по сравнению со студентами контрольной группы. Курсовые обонятельные воздействия эфирными маслами способствовали оптимизации регулирования физиологических функций организма студентов и уровня психоэмоционального напряжения у них, в том числе перед экзаменационной сессией.

Выводы. 1.Эффективность курсовых обонятельных воздействий эфирными маслами может быть оценена на основании динамики значений показателей вариабельности сердечного ритма и коэффициента корреляции между частотой сердечных сокращений и частотой дыхания. 2. Эффективность курсовых обонятельных воздействий зависит от исходных сочетаний значений основных объективных индикаторов уровня психоэмоционального напряжения и типа нейровегетативной регуляции у студентов. 3. Выраженный эффект от применения курсовых обонятельных воздействий наблюдается у студентов, имеющих исходные значения 1АЕ5 больше 3 баллов (4-7 баллов), ККЧССиД больше 0 единиц, З1 меньше 50 единиц. 4. Эффект от применения курсовых обонятельных воздействий заключается в стабилизации значений показателей ВСР, стабилизации измененного ароматами эфирных масел уровня межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе и уменьшении значений 1АЯЗ до физиологической нормы к концу семестра, в более высокой активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы и автономного контура

управления ритмом сердца непосредственно после курсовых обонятельных воздействий у студентов основной группы по сравнению со студентами контрольной группы. 5. Курсовые обонятельные воздействия эфирными маслами способствуют оптимизации регулирования физиологических функций организма студентов и уровня психоэмоционального напряжения у них, в том числе перед экзаменационной сессией.

Литература

1. Авилов, О.В. Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / О.В. Авилов.- М., 2004.- С. 381—392.

2. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский [и др.]. - М.: Наука, 1984.

3. Баевский, Р.М. Рос. физиол. журнал им. И.М.Сеченова / Р.М. Баевский.-2003.-Т.89. № 4. - С. 473-487.

4. Николаевский, В.В. Ароматерапия / В.В. Николаевский.-М.: Медицина. 2000.

5. Система оценки и реабилитации ранних нарушений физиологических функций человека в реальных условиях жизнедеятельности / Андрианов В.В. [и др.] .- М., 2001.

6. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К.В Судаков.- М.: НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН, 1998.

7. Task Forse of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use // European Heart Journal. 1996. Vol.17. P. 354-381.

INDIVIDUAL APPROACH TO ASESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF COURSE OLFACTORY INFLUENCE

O.V. AVILOV, I.A. KOMAROVA

Chelyabinsk State University, Scientific Rehabilitation Centre of South-Ural Scientific Centre, Russian Academy of Medical Sciences

The scientific investigation has shown that course olfactory influence during the educational term causes increase of parasympa-thetic influences on heart rate variability, and result in students' psycho-emotional stress correction. Its efficacy depends on students' initial value combinations of principle objective indicators of the emotional stress level and neuro-vegetative regulation type.

Key words: heart rate variability, aromatherapy, homeostasis, emotional stress, students.

УДК 541.123:546.21

ОСОБЕННОСТИ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ДЕФОРМАЦИЙ КОЛЕННОГО СУСТАВА ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬТЕРНОЙ НАВИГАЦИИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗЕКЦИОННОГО НАПРАВИТЕЛЯ

В.Ю. МУРЫЛЕВ*, В.С. ТРУХАЧЕВ*, Я.А. РУКИН*, Д.И. ТЕРЕНТЬЕВ**, А.Г. ЖУЧКОВ**, П.М. ЕЛИЗАРОВ*

Новые технологии и современное компьютерное обеспечение при операциях на коленном суставе должны уменьшить потенциальный риск неправильной установки эндопротеза, обеспечить правильный экономный спил и адекватную функцию конечности. В литературе в последние годы имеются публикации о положительном опыте применения навигации и ее пользе при данных операциях [1,2,3,7,9,10] и о ее сомнительной помощи хирургу [4,5,6,8]. В настоящее время нет зарубежных публикаций, которые бы давали подробный анализ положительных сторон компьютерной навигации и тонкости операции при сложных деформациях.

Ключевые слова: эндопротезирование, деформации коленного сустава, компьютерная навигация.

На базе Московского городского центра эндопротезирования костей и суставов ГКБ им. С.П.Боткина с 2007 года работает навигационная система «Stryker navigation system. Тотальное эндопро-тезирование коленного сустава выполняется на нашей базе при помощи данной системы рутинно. С 2008 года (операции поставлены на поток) по август 2010 года выполнено 215 эндопротезиро-ваний коленного сустава. Мы сформировали группу из 84 пациентов, которые имели вальгусную или варусную деформацию на уровне коленного сустава более 150 до 320 , сгибательную контрак-

* 1ММГУ им.И.М. Сеченова, кафедра травматологии, ортопедии и хирур-

гии катастроф ГКБ им.С.П. Боткина, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.