Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инвестирование / индивидуальный инвестиционный счет / ИИС / сотрудник органов внутренних дел / денежные средства / ценные бумаги / фондовый рынок. / investment / individual investment account / IIA / employee of the internal affairs bodies / cash / securities / stock market.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сирохин А. И.

В настоящее время российский рынок предлагает различные финансовые продукты, позволяющие физическим лицам осуществлять вложение денежных средств. В статье предпринята попытка проанализировать варианты осуществления сотрудниками органов внутренних дел инвестирования на фондовом рынке с использованием индивидуального инвестиционного счета, как инструмента долгосрочных инвестиций, нацеленного на преумножение денежных средств за счет инвестирования в ценные бумаги и при этом максимально отвечающего ограничениям и запретам, связанным со службой в ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL INVESTMENT ACCOUNT AS A FINANCIAL INSTRUMENT OF LONG-TERM INVESTMENT OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS

Currently, the Russian market offers various financial products that allow individuals to invest money. The article attempts to analyze the options for employees of the internal affairs bodies to invest in the stock market using an individual investment account as a long-term investment instrument aimed at increasing money by investing in securities and at the same time meeting the restrictions and prohibitions associated with the service in the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СЧЕТ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

СОТРУДНИКОВ ОВД

INDIVIDUAL INVESTMENT ACCOUNT AS A FINANCIAL INSTRUMENT OF LONG-TERM INVESTMENT OF EMPLOYEES OF THE

INTERNAL AFFAIRS

УДК 351.74/.76

Сирохин А. И., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, г. Иркутск

Sirokhin A.I., anton.irk@mail.ru

Аннотация

В настоящее время российский рынок предлагает различные финансовые продукты, позволяющие физическим лицам осуществлять вложение денежных средств. В статье предпринята попытка проанализировать варианты осуществления сотрудниками органов внутренних дел инвестирования на фондовом рынке с использованием индивидуального инвестиционного счета, как инструмента долгосрочных инвестиций, нацеленного на преумножение денежных средств за счет инвестирования в ценные бумаги и при этом максимально отвечающего ограничениям и запретам, связанным со службой в ОВД.

Аппо1айоп

Currently, the Russian market offers various financial products that allow individuals to invest money. The article attempts to analyze the options for employees of the internal affairs bodies to invest in the stock market using an

individual investment account as a long-term investment instrument aimed at increasing money by investing in securities and at the same time meeting the restrictions and prohibitions associated with the service in the internal affairs bodies.

Ключевые слова: инвестирование, индивидуальный инвестиционный счет, ИИС, сотрудник органов внутренних дел, денежные средства, ценные бумаги, фондовый рынок.

Key words: investment, individual investment account, IIA, employee of the internal affairs bodies, cash, securities, stock market.

Первоочередной задачей, стоящей перед сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту также — сотрудники ОВД) в экономической сфере является противодействие правонарушениям и преступлениям, что обеспечивает безопасность граждан, поступательное экономическое развитие страны.

Вместе с тем, сами сотрудники ОВД могут быть субъектами отношений на финансовых рынках и получать дополнительный доход. Возможность доступа к фондовому рынку для сотрудников ОВД может быть реализована через индивидуальный инвестиционный счет (далее по тексту также — ИИС).

Индивидуальный инвестиционный счет — это «счет внутреннего у чета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг клиента — физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России» [3]. Законодательно определено два варианта для открытия указанного счета.

Первый предполагает заключение договора на брокерское обслуживание, в котором предусматривается открытие и ведение ИИС.

Такой договор заключается с брокером. Брокером именуется «профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность» [3, Ст. 3].

В данном варианте брокер лишь совершает действия, направленные на исполнение поручений клиента, а выбором конкретных финансовых инструментов брокер не занимается. Через брокера клиент получает доступ к фондовому рынку, где уже самостоятельно проявляет активную деятельность по реализации своих торговых стратегий. Заключив договор на брокерское обслуживание, клиент сам должен анализировать рынок, изучать эмитентов, проводить их фундаментальный и технический анализ, осуществлять мониторинг финансовый ситуации по выбранным финансовым инструментам и на основании этого выставлять поручения брокеру на совершение сделок и заключение договоров.

Вторым вариантом является заключение договора доверительного управления ценными бумагами, в котором также предусматривается открытие и ведение ИИС. Такой договор заключается с управляющим. Управляющим именуется «профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами» [3, Ст. 5].

Договор доверительного управления ценными бумагами с предусмотренными в нем условиями по открытию и ведению ИИС не предполагает активного участия лица, его заключившего, в процессе инвестирования на финансовом рынке. При таком подходе клиент лишь передает управляющему в доверительное управление денежные средства и уже управляющий, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, анализирует текущую ситуацию на фондовом рынке, выбирает те или иные финансовые инструменты, отслеживает котировки, прогнозирует развитие событий, заключает сделки.

После заключения договора дальнейшие действия клиента по участию в инвестировании на рынке ценных бумаг через договор на ведение ИИС

управляющим являются пассивными и заключаются в таких полномочиях, как закрытие ИИС и возврат учтенных на нем денежных средств.

Попробуем соотнести указанные выше варианты открытия и ведения ИИС с ограничениями и запретами, связанными со службой в ОВД и выяснить, какой из них является более предпочтительным для сотрудников.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 19 предусматривает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от... должностного положения...» [1], но при этом в ч. 3 ст. 55 устанавливает, что они «.могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ «О службе в ОВД РФ»): «ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства» [6].

Так, не допускается работа сотрудников ОВД по совместительству, «за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел» [6, Ст.34].

Кроме того, ч. 2 ст. 14 ФЗ «О службе в ОВД РФ» предусматривает, что «на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря

2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"» [6]. Указанные законы, распространяя свое действие на сотрудников ОВД, предусматривают для них ряд запретов, которые так или иначе связанны с инвестированием.

В частности, установлен запрет на предпринимательскую деятельность, в связи с чем очевиден вопрос: можно ли рассматривать инвестирование на фондовом рынке сотрудником ОВД посредством заключения договора на ведение ИИС, как предпринимательскую деятельность?

Мы разделяем позицию профессора А.В. Майфата, понимающего под инвестированием «вложение в деятельность, приносящую доход, — предпринимательскую или иную» [8, с.10]. Следовательно, сотрудник ОВД, принявший решение разместить свои денежные средства в ценных бумагах, обращаемых на фондовом рынке, занимается именно инвестированием и этот процесс, исходя из приводимого выше определения, нельзя отождествлять с понятием предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [2].

Не смотря на то, что цель у инвестирования и предпринимательской деятельности одна — получение прибыли (при инвестировании — от вложения инвестиций), данные понятия не тождественны. В отличии от предпринимателя, инвестор ничего сам не производит, работ не выполняет, услуг не оказывает, то есть в деятельности, приносящей систематическое получение прибыли (предпринимательской) своими силами не участвует и получает доход только благодаря наличию соответствующего правоотношения между ним и лицом, получившим инвестиции.

Вышесказанное свидетельствует, что наличие запрета для сотрудников ОВД на предпринимательскую деятельность не ограничивает их в

возможности осуществлять инвестирование на рынке ценных бумаг, тем более если оно реализуется через договор доверительного управления ценными бумагами с предусмотренными в нем условиями по открытию и ведению ИИС.

Упомянутые выше и распространяющие свое действие на сотрудников ОВД нормы Федеральных законов № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривают ограничения, имеющие отношение к сфере инвестирования на рынке ценных бумаг. Нормы указанных законов [5, Ст. 7; 4, Ст. 17, п.1.1] во взаимосвязи со специальным законодательством, регламентирующим прохождение службы в ОВД [6] устанавливают для сотрудников ОВД запрет на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами. Под таковыми понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, котором в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги — Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ГСГЫ)» присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

Сложности в соблюдении данного запрета сотрудниками ОВД могут возникнуть в связи с тем, что ценные бумаги российских компаний могут иметь иностранное происхождение и считаться иностранными финансовыми инструментами. Такими эмитентами на Московской бирже, например, являются: Тинькофф Банк, сеть гипермаркетов «Лента», группа компаний «Русагро», группа компаний «Петропавловск», Группа «Эталон» и др.

Вторичные ценные бумаги на акции таких компаний свободно обращаются на Московской бирже и могут быть приобретены, в том числе, и за национальную валюту - российские рубли. Владея ими сотрудник ОВД нарушает требования антикоррупционного законодательства и будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Избежать проблем с соблюдение этого запрета позволит стратегия, предусматривающая инвестирование на фондовом рынке через договор доверительного управления ценными бумагами с предусмотренными в нем условиями по открытию и ведению ИИС. Доверительный управляющий, как профессиональный участник рынка ценных бумаг, не допустит указанных ошибок и сформирует портфель клиента, состоящий из облигаций и акций российских эмитентов и других видов вложений, который способен генерировать достаточную прибыль без нарушений запретов, предусмотренных для сотрудников ОВД.

Кроме того, доверительное управление ценными бумагами позволяет предотвратить ситуацию личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и тем самым соблюсти требования антикоррупционного законодательства.

В этом контексте следует особо отметить требования ч. 7 ст. 71 ФЗ «О службе в ОВД РФ», в соответствии с которой «если сотрудник органов внутренних дел владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством» [6].

Таким образом данная норма, трактуемая как безусловная, предполагает необходимость передачи ценных бумаг в доверительное управление вне зависимости от ситуаций, когда владение ценными бумагами приводит или может привести к возникновению конфликта интересов. Данная позиция нашла свое отражение и в ведомственных документах МВД России [7].

Вышесказанное позволяет заключить, что сотрудники ОВД могут для сохранения денежных средств и преумножения своих вложений осуществлять инвестирование на фондовом рынке. Для соблюдения требований антикоррупционного законодательства РФ сотрудникам стоит

прибегнуть к варианту инвестирования на основании договора доверительного управления ценными бумагами с предусмотренными в нем условиями по открытию и ведению ИИС, так как такой подход не нарушает ограничений, связанных с прохождением службы в ОВД, позволяет избежать возможных ошибок, связанных с запретом на владение иностранными финансовыми инструментами, получить доходность выше, чем по банковским вкладам.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Российская газета. — 2020. — 4 июля (№ 144).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; 2021. — № 11. — Ст. 1698.

3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — ст. 1918; 2020. — № 15 (часть I). — Ст. 2238.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №31. — Ст. 3215; 2021. — № 13 (часть I). — Ст. 2138.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228; 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5018.

6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

// Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 49 (ч. 1). — Ст. 7020; 2020. — N 50 (часть III). — Ст. 8074.

7. Методические рекомендации по отдельным вопросам, касающимся возможности владения сотрудниками ОВД, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России ценными бумагами : письмо ДГСК МВД России от 15.04.2021 № 21/24/5689 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //мвд.рф/anticorr/metod/методические -материалы-разработанные -мвд (дата обращения: 20.08.2021)

8. Майфат А.В. Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография /А.В. Майфат. — Москва: Статут, 2020. — 176 с.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993; as amended on December 30, 2008, February 5, July 21, 2014, March 14, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. - 2020. - July 4 (No. 144).

2. The Civil Code of the Russian Federation: Part I of November 30, 1994, No. 51-FZ: (as amended on 03/09/2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 1994. - No. 32. - Art. 3301; 2021. - No. 11. - Art. 1698.

3. On the securities market: Federal Law dated April 22, 1996 No. 39-FZ (as amended on April 7, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. -1996. - No. 17. - Art. 1918; 2020. - No. 15 (part I). - Art. 2238.

4. On the state civil service of the Russian Federation: Federal Law of 27.07.2004 No. 79-FZ (as amended on 24.03.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2004. - No. 31. - Art. 3215; 2021. - No. 13 (part I). - Art. 2138.

5. On combating corruption: Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ (as amended on July 31, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. -2008. - No. 52 (part 1). - Art. 6228; 2020. - No. 31 (part I). - Art. 5018.

6. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law dated 30.11.2011 No. 342-FZ (as amended on 08.12.2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 49 (part 1). - Art. 7020; 2020. - No. 50 (part III). - Art. 8074.

7. Methodological recommendations on certain issues concerning the possibility of possession of securities by police officers, federal state civil servants and employees of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: letter of the DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 15, 2021 No. 21/24/5689 [Electronic resource]. - Access mode: https: //mvd.rf/anticorr/metod/ methodological materials developed by the Ministry of Internal Affairs (date of access: 20.08.2021)

8. Mayfat A.V. Investing: methods, risks, subjects: monograph / A.V. Mayfat. - Moscow: Statute, 2020 .- 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.