Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности метаболизма соединительной ткани у больных вибрационной болезнью в послеконтактном периоде'

Индивидуальные особенности метаболизма соединительной ткани у больных вибрационной болезнью в послеконтактном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИБРАЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПОСЛЕКОНТАКТНЫЙ ПЕРИОД / СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ / VIBRATION DISEASE / OCCUPATIONAL DISEASES / POST-CONTACT PERIOD / CONNECTIVE TISSUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Елена Леонидовна, Потеряева Елена Леонидовна, Никифорова Наталья Германовна

Представлены индивидуальные особенности метаболизма соединительной ткани у больных с различными сроками формирования вибрационной болезни. Проведена оценка метаболических нарушений в соединительной ткани у больных вибрационной болезнью для. прогнозирования ее течения в послеконтактном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смирнова Елена Леонидовна, Потеряева Елена Леонидовна, Никифорова Наталья Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL FEATURES OF METABOLISM OF CONNECTIVE TISSUE IN PATIENTS WITH VIBRATION DISEASE IN POST-CONTACT PERIOD

The article presents individual features of metabolism of connective tissue in patients with, different terms of formation of vibration disease. The assessment of metabolic disorders in connective tissue of patients with vibration disease for prediction of its course in post-contact period was carried out.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности метаболизма соединительной ткани у больных вибрационной болезнью в послеконтактном периоде»

УДК 616-001.34:616-008.9:612.751.3

Е.л. Смирнова, Е.Л. Потеряева, Н.Г. Никифорова

индивидуальные особенности метаболизма соединительной ткани у больных вибрационной болезнью в послеконтактном периоде

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ

(Новосибирск)

ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора России

(Новосибирск)

Представлены индивидуальные особенности метаболизма соединительной ткани у больных с различными сроками, формирования, вибрационной болезни. Проведена оценка метаболических нарушений в соединительной ткани у больных вибрационной болезнью для. прогнозирования ее течения в послеконтактном. периоде.

Ключевые слова: вибрационная болезнь, профессиональные заболевания, послеконтактный период, соединительная ткань

iNDiviDuAL features of METABoLisM oF coNNEcTivE TissuE iN pATiENTs wiTH viBRATioN DisEAsE iN posT-coNTAcT pERioD

E.L. Smirnova. E.L. Poteryaeva. N.G. Nikiforova

Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk Novosibirsk Research Institute of Hygiene, Novosibirsk

The article presents individual features of metabolism, of connective tissue in patients with different terms of formation of vibration disease. The assessment of metabolic disorders in connective tissue of patients with vibration disease for prediction of its course in post-contact period, was carried out.

Key words: vibration disease, occupational diseases, post-contact period, connective tissue

Воздействие вредных факторов производства на здоровье людей наиболее ярко отражают профессиональные болезни, так как рабочие ряда отраслей промышленности подвергаются комплексному воздействию вредных факторов [3], таких, как вибрация, шум, повышенная запыленность помещений и другие. Воздействие неблагоприятных профессионально-производственных факторов приводит к перенапряжению неспецифических компенсаторных механизмов.

Наиболее распространенным профессионально-производственным фактором является вибрация, действующая прежде всего как хронический стрессор, вызывая напряжение адаптационнокомпенсаторных систем организма [1, 2, 4, 5].

Одним из важнейших звеньев патогенеза вибрационной болезни является нарушение периферического кровообращения, которое связано со структурной перестройкой базальных мембран сосудов, выражающееся в уплотнении и разрастании периваскулярной соединительной ткани, что приводит к нарастанию гипоксии в тканях и дальнейшему изменению обменных процессов. Нарушение метаболических процессов в соединительной ткани является ответом на активные деструктивные процессы, возникающие при воздействии вибрации. Соединительная ткань (СТ) принимает активное участие в адаптационных перестройках как при вибрационном стрессе, так и после прекращения контакта с фактором.

В ранее проведенных исследованиях было показано, что среди лиц с ранним развитием вибра-

ционной болезни достоверно чаще встречаются признаки дисплазии соединительной ткани [6, 7].

На наш взгляд, необходимо не только констатировать этот факт, но и оценить метаболические процессы в соединительной ткани (СТ), которые могут принимать активное участие в адаптационных перестройках как при вибрационном стрессе, так и после прекращения контакта с фактором.

Целью исследования явилось изучение показателей метаболизма соединительной ткани в сыворотке крови больных с различными сроками формирования вибрационной болезни после прекращения контакта с производственным фактором.

Для достижения поставленной цели у пациентов определяли содержание гликозаминогликанов (ГАГ) по присутствию уроновых кислот (УК) и сульфатированных (SrAr) методом P.M. Bartold, R.C. Page.

материалы и методы

Для достижения поставленной цели было проведено обследование 642 мужчин с вибрационной болезнью (ВБ). Средний возраст — 48,8 ± 7,7 лет. Среди них 606 человек с различными сроками развития вибрационной болезни и 36 человек (группа контроля) — лица, продолжавшие работу в условиях вибрации (больные ВБ, которым был установлен диагноз, но еще не было проведено трудоустройство).

Стаж работы в контакте с вибрацией колебался от 7 до 32 лет (средний стаж — 16,8 ± 3,7 лет).

Лица, контактирующие с локальной вибрацией, представлены следующими профессиональными группами: обрубщики, формовщики, горнорабочие очистного забоя (ГРОЗ), заточники, клепальщики, слесари-сборщики. Работающие в контакте с общей вибрацией: водители карьерного большегрузного автотранспорта, машинисты бульдозеров, машинисты буровых станков, машинисты экскаваторов.

В зависимости от продолжительности после-контактного периода больные были разделены на две группы: первую группу составили лица, не имевшие контакта с производственной вибрацией в течение 1—5 лет (ранний послеконтактный период); вторую — лица, не контактировавшие с вибрацией в течение 6—10 лет (средний послекон-тактный период).

Обследованные каждой из данных трех групп, в свою очередь, также были разделены на три группы в зависимости от индивидуальной чувствительности к воздействию производственной вибрации (по срокам развития вибрационной болезни): заболевшие в ранние сроки (до 10 лет работы в условиях производственной вибрации — «неустойчивые»); заболевшие в средние сроки (через 11 — 15 лет работы в условиях производственной вибрации — «устойчивые»); заболевшие в поздние сроки (более чем через 15 лет работы в условиях производственной вибрации — «максимально устойчивые»).

результаты и обсуждение

При анализе показателей метаболизма СТ в послеконтактном периоде у больных с различными сроками формирования ВБ было обнаружено, что наиболее низкая продукция ГАГ наблюдается у лиц с ранними сроками развития заболевания (уровень УК у них составил 160,8 ± 62,1 мг/л, уровень SГАГ — 130,2 ± 40,1 мг/л). В послеконтактном периоде происходит статистически достоверное снижение уровня как кислых, так и сульфатиро-ванных ГАГ (уровень УК в ранний полеконтакт-

ный период составил 61,43 ± 53,6 мг/л, уровень SГАГ — 32,19 ± 32,4 мг/л). Данные приведены в таблице 1.

При увеличении сроков послеконтактного периода показатели продукции ГАГ в этой группе пациентов вновь нарастали и составили 98,39 ± 59,8 и 123,80 ± 35,8 мг/л соответственно. При этом отношение УК / SГАГ, отражающее преобладание кислых либо сульфатированных ГАГ, достоверно повышалось в ранний послеконтактный период до 1,90 ± 0,06 мг/л по сравнению с 1,68 ± 0,38 мг/л в период контакта. В позднем послеконтактном периоде отношение УК / SГАГ достоверно снижалось и составило 0,79 ± 0,05 мг/л, что свидетельствует об уменьшении доли УК и нарастании сульфатирован-ности. Снижение удельного веса УК и повышение доли SГАГ, обеспечивающих структурную стабильность СТ, является отражением сохраняющихся активных фибропластических процессов.

В группе «устойчивых» уровень УК в послекон-тактном периоде также достоверно снижался и составил 15,54 ± 2,20 мг/л в раннем послеконтактном периоде и 148,6 ± 25,0 мг/л — в позднем послеконтактном периоде по сравнению с 531,5 ± 130,8 мг/л, в период контакта (р < 0,0001). Уровень SГАГ также достоверно снижался до 28,05 ± 2,35 мг/л в раннем послеконтактном периоде и вновь нарастал до

90,5 ± 15,2 мг/л в позднем послеконтактном периоде. При этом отношение УК / SГАГ, отражающее преобладание кислых либо сульфатированных ГАГ, достоверно снижалось в ранний послекон-тактный период до 0,55 ± 0,05 мг/л по сравнению с 1,76 ± 0,17 мг/л в период контакта. В позднем послеконтактном периоде отношение УК / SГАГ вновь нарастало до 1,64 ± 0,05. Полученные результаты говорят о том, что в раннем послеконтактном периоде в группе «устойчивых» снижается активность фибропластических процессов, но с увеличением послеконтактного периода формирование фиброзной ткани, содержащей высокосульфатированные ГАГ, нарастает. Данные приведены в таблице 2.

Таблица 1

Содержание ГАГ в сыворотке крови у «неустойчивых» к воздействию вибрации больных ВБ

в послеконтактном периоде

Показатель Период контакта с вибрацией (п = 36) 1-5 лет после контакта (п = 74) 6-10 лет после контакта (п = 49) Р-1-2 Р2-3

УК, мг/л 160,8 ± 62,1 61,43 ± 53,6 98,39 ± 59,8 < 0,0001 < 0,0001

SГАГ, мг/л 130,2 ± 40,1 32,19 ± 32,4 123,80 ± 35,8 < 0,0001 < 0,0001

УК/SГАГ 1,68 ± 0,38 1,90 ± 0,06 0,79 ± 0,05 < 0,0001 < 0,0001

Таблица 2

Содержание ГАГ в сыворотке крови у «устойчивых» к воздействию вибрации больных ВБ

в послеконтактном периоде

Показатель Период контакта с вибрацией (п = 36) 1-5 лет после контакта (п = 162) 6-10 лет после контакта (п = 136) Р1-2 Р2-3

УК, мг/л 531,5 ± 130,8 15,54 ± 2,20 148,6 ± 25,0 < 0,0001 < 0,0001

SГАГ, мг/л 370,0 ± 79,9 28,05 ± 2,35 90,5 ± 15,2 < 0,0001 < 0,0001

УК/SГАГ 1,76 ± 0,17 0,55 ± 0,05 1,64 ± 0,05 < 0,0001 < 0,0001

Таблица 3

Содержание ГАГ в сыворотке крови у «максимально устойчивых» к воздействию вибрации больных ВБ

в послеконтактном периоде

Показатель Период контакта с вибрацией (п = 36) 1-5 лет после контакта (п = 70) 6-10 лет после контакта (п = 115) Р-1-2 Р2-3

УК, мг/л 768,3 ± 112,5 16,55 ± 2,20 150,6 ± 24,0 < 0,0001 < 0,0001

SrAr, мг/л 630,0 ± 82,3 20,05 ± 2,35 95,5 ± 15,5 < 0,0001 < 0,0001

УК / SrAr 1,64 ± 0,21 0,82 ± 0,05 1,57 ± 0,05 < 0,0001 < 0,0001

период контакта через 1-5 лет через 6-10 лет

с вибрацией после контакта после контакта

Рис. 1. Концентрация уроновых кислот в сыворотке крови у лиц с различной устойчивостью к воздействию производственной вибрации в послеконтактном периоде.

В группе «максимально устойчивых» наблюдалась аналогичная картина. Уровень УК в раннем послеконтактном периоде составил 16,55 ± 2,20 мг/л, в позднем увеличился до 150,6 ± 24,0 мг/л по сравнению с контрольной группой — 768,3 ± 112,5 мг/л (р < 0,0001). Данные представлены в таблице 3.

Уровень SГАГ также достоверно снижался до

20,05 ± 2,35 мг/л в раннем послеконтактном периоде и вновь нарастал до 95,5 ± 15,5 мг/л в позднем послеконтактном периоде. При этом отношение УК / S^^ отражающее преобладание кислых либо сульфатированных ГАГ, достоверно снижалось в ранний послеконтактный период до 0,82 ± 0,05 мг/л по сравнению с 1,64 ± 0,21 мг/л в период контакта и увеличивалось в позднем послеконтактном периоде до 1,57 ± 0,05 мг/л.

Концентрация уроновых кислот в сыворотке крови у лиц с различной устойчивостью к воздействию производственной вибрации в послеконтактном периоде продемонстрирована на рисунке 1.

заключение

Таким образом, анализ показателей метаболизма соединительной ткани у больных вибрационной болезнью показал, что во всех группах больных отмечалось достоверное снижение ГАГ в после-контактном периоде, по сравнению с контрольной группой (период контакта с вибрацией). Однако только в группе «неустойчивых» уровень сульфа-тированности ГАГ снижался в послеконтактном периоде. Данная реакция может рассматриваться

как адаптивно-компенсаторная. В группах «устойчивых» и «максимально устойчивых» в послеконтактном периоде отмечалось снижение удельного веса УК и повышение доли SrAr, обеспечивающих структурную стабильность СТ, что является отражением активных фибропластических процессов, наряду с другими факторами это может способствовать более раннему формированию капилляротрофической недостаточности, гипоксии в тканях, развитию синдрома регенераторно-пластического дефицита. Возможно, у больных с длительным стажем работы в условиях воздействия вибрации все адаптивно-компенсаторные возможности были истощены еще в период контакта с фактором.

литература

1. Абраматец Е.А., Лахман О.Л., Кудаева И.В. Некоторые аспекты иммунного реагирования больных при различной степени выраженности вибрационной болезни // Мед. труда и пром. экол. - 2007. - № 11. - С. 30-33.

2. Антошина Л.И., Павловская Н.А. Биохимические маркеры воздействия вибрации на организм работающих и их критериальная оценка // Мед. труда и пром. экология. - 2009. - № 12. -С. 22-27.

3. Иванова Л.А., Горизонтова М.Н., Стацен-ко Ю.В., Бабенко И.В. и др. Медицина труда и совренные диагностические подходы в оценке здоровья работающего населения // Матер. Всерос. конф., посвящ. 85-летию ГУ НИИ медицины труда

РАМН; под ред. акад. РАМН Н.Ф. Измерова. — М.: МГНУ, 2008. - С. 114-116.

4. Измеров Н.Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. Пути и перспективы реализации // Мед. труда и пром. экология. — 2008. — № 6. — С. 1-9

5. Сухаревская Т.М., Ефремов А.В., Непомнящих Г.И. и др. Микроангио- и висцеропатии при вибрационной болезни. - Новосибирск, 2000. -238 с.

6. Никифорова Н.Г. Биологические маркеры индивидуальной чувствительности к воздействию экологических стрессирующих факторов: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Новосибирск, 2002. - 25 с.

7. Шмидт Э.В. Морфоконституциональные особенности и биологический возраст рабочих виброопасных профессий с различной устойчивостью к воздействию вибрации: автореф. дис. . канд. мед. наук. - Новосибирск, 2000. - 24 с.

сведения об авторах

Смирнова Елена Леонидовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры неотложной терапии с эндокринологией и про-фпатологией ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ, старший научный сотрудник отдела медицины труда и промышленной экологии ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора России (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52; e-mail: [email protected]) Потеряева Елена Леонидовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой неотложной терапии с эндокринологией и профпатологией ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ, руководитель отдела медицины труда и промышленной экологии ФБУН «Новосибирский научноисследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора России

Никифорова Наталья Германовна - доктор биологических наук, профессор, завежу.зая кафедрой гигиены и экологии ГБОУ вПо «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ, старший научный сотрудник отдела медицины труда и промышленной экологии ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.