Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА И ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Б.М. ТЕПЛОВА'

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА И ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Б.М. ТЕПЛОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА И ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Б.М. ТЕПЛОВА»

успешность обучения в профессиональном учебном заведении в ряде случаев не гарантирует успешность протекания профессиональной адаптации индивида и высокую эффективность профессиональной деятельности, которой обучался человек.

Литература

1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Анцыферова Л.И Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный. гуманитарный фонд «Знание», 1996.

4. Поваренков Ю.П. Уточненная характеристика типов и видов деятельности профессионала // Организационная психология и психология труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. Т.3. № 2. С. 4-26

5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961.

6. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.

7. Hall D.T. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. V. 35. P. 64-75

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА И ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Б.М. ТЕПЛОВА

Умрихин В.В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, vvu@mail.ru

DOI:

Находясь в поистине исторической, и в то же время современной, Большой аудитории храма науки на Моховой, хотелось бы напомнить, что через стены этого храма прошла свой путь вся отечественная психология. И сегодня ее представителей собрал здесь очень важный повод -125-летие со дня рождения одного из выдающихся психологов как в отечественным, так и в мировом масштабе - Бориса Михайловича Теплова.

Хотелось бы также обратить внимание на удивительный 1896 год, поскольку он подарил психологии по меньшей мере четырех выдающихся ученых: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Ж. Пиаже, Н.А. Бернштейна. Последний, хотя и был не психологом, а выдающимся физиологом, его идеи, безусловно, в значительной мере повлияли на развитие нашей науки.

Даже при беглом знакомстве с идеями Б.М. Теплова многим бросается в глаза удивительная многогранность творчества Бориса Михайловича. По этому поводу, наверное, наибольшее количество работ было написано старейшим учеником Б.М. Теплова -Н.С. Лейтесом. Автор неизменно обращал внимание на то, что за многогранностью стоит и разноплановость работ ученого. В то же время, совершенно очевидно, что эта разноплановость и многогранность связаны некоторым не всегда различимым единством. Если говорить о разноплановости, то ее можно выявить по разным критериям.

По предметному, или онтологическому критерию, это невероятное разнообразие самих тем исследований Б.М. Теплова: это и работы в области сенсорно-перцептивных процессов, -как академические, исследовательские работы, так и приложение психологии сенсорно-перцептивных процессов прежде всего в области военной практики, конкретно - в области практики маскировки, это работы по прикладной психологии ощущения и восприятия в

области цветоведения, в частности, в такой очень интересной прикладной конкретной сфере, как архитектура. Известно, что Борис Михайлович читал курс цветоведения для архитекторов в МАРХИ, и у него есть даже учебники на эту тему.

Основополагающая роль, как известно, принадлежит Борису Михайловичу в разработке концепции способностей. Действительно, то, что он скромно назвал «теоретическим введением» к своей докторской диссертации и то, что многократно, вплоть до сегодняшнего дня, перепечатывается в различных изданиях (хрестоматиях, сборниках, учебных пособиях) под названием «Способность и одаренность», представляет очень краткое, лаконичное и удивительно содержательное изложение оригинальной и самой серьезной в советской психологии концепции способностей. В дальнейшем в отечественной психологии появились и иные концепции, но, по всеобщему признанию, для нашей науки она стала базовой. У самого автора теоретические идеи этой концепции воплотились в докторской диссертации «Психологии музыкальных способностей», которую после войны лишь в 1947 году удалось опубликовать, а потом и переиздать. Однако до сих пор, по прошествии такого огромного времени, она продолжает оставаться непревзойденным исследованием в области музыкальной психологии.

С психологией способностей тесно связана совершенно уникальная работа «Ум полководца», написанная в годы войны, когда коллектив сотрудников Института психологии находился в эвакуации в Ашхабаде, где не было возможности проводить классические экспериментальные исследования. Единственное, что было в распоряжении Бориса Михайловича, - лишь очень хорошая, большая ашхабадская библиотека Каждое утро, в сандалиях на босу ногу Б.М. Теплов отправлялся пешком через весь Ашхабад и возвращался поздно вечером - и так на протяжении долгого времени. Опубликованная впервые в 1943 г. в журнале «Военная мысль», эта работа до сих пор находит горячий отклик у военных и специалистов по военной психологии.

В начале 50-х гг. происходит кардинальное изменение направления исследований, в результате которого предметом изучения стали физиологические предпосылки индивидуально-психологических различий человека, в этой области появилась научная школа, породившая целое большое междисциплинарное направление, называемое дифференциальной психофизиологией.

Таковы далеко не все составляющие предметного многообразия творчества Б.М. Теплова, однако не менее важно многообразие и методологическое. Поскольку сама психология не имеет единой методологической базы, а ориентирована отчасти на методологию естественных наук, отчасти на методологию гуманитарного познания, эта особенность психологии в целом нашла отражение и в творчестве Б.М. Теплова. С одной стороны, четко прослеживается его ориентация на строгую методологию естественных наук с экспериментальным методом, применением строгих математических методов анализа данных. Здесь мы должны также вспомнить, что Теплов был пионером введения такого широко используемого сегодня статистического метода анализа данных, как факторный анализ. Это номотетическая методология исследования, направленного на выявление общих закономерностей. С другой стороны, это опора на гуманитарную методологическую парадигму научного познания, на идиографический способ анализа. Все это представлено вместе, и, естественно, что у Н.С. Лейтеса возникал вопрос: «Это больше разноплановость или

все-же есть какое-то единство?» В наших дискуссиях с Натаном Семеновичем даже обозначились две позиции. Все-таки он в большей степени акцентировал внимание на преобладании разноплановсти над единством. Я же пытался найти некоторые основания для раскрытия единства творчества Б.М. Теплова.

В этом плане чрезвычайно важно выявить, что, собственно, привело Бориса Михайловича в психологию. В свое время мне посчастливилось провести историко-психологические интервью с очень многими исследователями, и в первую очередь с ближайшим другом и соратником Бориса Михайловича Анатолием Александровичем Смирновым. По воспоминаниям Анатолия Александровича, в психологию Бориса Михайловича привел интерес к индивидуальности человека, который появился в результате очень серьезной музыкальной подготовки Б.М. Теплова. Именно занятия музыкой породило целый ряд проблем, связанных с пониманием того, почему разные люди совершенно по-разному воспринимают музыку, творят, исполняют ее. Именно этот интерес к проявлению человеческой индивидуальности в музыке привел его в психологию. Мы знаем, что Борис Михайлович поступил в Московский университет в роковом 1914 году, и, если формальная хронологическая история ХХ века начинается с 1901 года, то событийная его история, отсчитывается от 1914 года, когда грянула Первая Мировая война и вслед за ней цепь трагедий, которыми отметился ХХ век в истории человечества. Поэтому Борису Михайловичу пришлось учиться урывками. Он был призван сперва в царскую, затем в Красную армию. Тем не менее с перерывами он продолжал обучение, а обучение это было уникально тем, что он входил в научную школу основателя отечественной экспериментальной психологии - Георгия Ивановича Челпанова. Естественно, он смог воспринять высочайшие образцы культуры экспериментального исследования, что пригодилось в дальнейшем. Но почему его интерес к индивидуальности был незаметен на протяжении долгого времени? Потому что культура и советская идеология того времени исходила из идеологемы конструктивизма: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», - т. е. «мы можем создать все, что нам нужно, мы можем создать нового человека так, как мы его спроектируем, спланируем». Поэтому государственная идеология и культура того времени подавляла ценность индивидуальности человека. Тем не менее, мы можем заметить, что научный интерес Теплова к индивидуальности проявлялся, хотя и скрыто, не официально. Официально, занимаясь исследованием зрительных ощущений и восприятия, очень часто, после работы, Борис Михайлович отправлялся в театр и всякий раз на один и тот же спектакль - оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин», только посещал он при этом разные театры. В зрительном зале он подробнейшим образом, пользуясь идиографическим подходом, изучал индивидуальные особенности исполнения партии Татьяны Лариной семью певицами московских оперных театров. Материалы этого исследования под условным названием «Семь Татьян» он докладывал не в сообществе профессиональных психологов, а в Государственной академии художественных наук (ГАХН), служившей прибежищем опальных философов и ученых-гуманитариев (среди них были А.Ф. Лосев, Г.И. Челпанов, Г.Г. Шпет и др.) и закрытой в 1931 г. Там можно было представить это исследование не как психологическое, а как музыковедческое. Известно, что, во время войны материалы этого исследования не сохранились, но сам факт его проведения говорит о том, что даже в отсутствии возможности официально заниматься изучением психологии индивидуальности Б.М. Теплов не изменял своему научному призванию. И только накануне

Великой Отечественной войны, когда несколько ослабло идеологическое давление, он успел защитить в качестве докторской диссертации свое исследование, посвященное психологии музыкальных способностей.

Можно увидеть и то, что объединяло разные работы Б.М. Теплова в области способностей, а в дальнейшем - и в области психофизиологии индивидуальных различий. Рискну предположить, что это была гуманистическая ценность, то есть имплицитно заложенная в текстах идея отношения к человеку, как к высшей и безусловной ценности. Если говорить, например, о концепции способностей, то здесь очень выражен безоценочный подход к самому предмету. Теплов показывал, что способности всегда существуют и развиваются в деятельности, и в своем развитии они фактически беспредельны. Также он утверждал, что индивидуальное сочетание способностей есть одаренность, а какая-либо способность, недостаточно развитая, может в широких пределах компенсироваться другими, более развитыми у данного человека. Это означает, что каждый человек является ценностью в уникальном сочетании своих индивидуальных особенностей. При обращении к работе «Ум полководца», мы также видим гуманистическую позицию автора. Первое, в чем она проявляется - это отношение к тому типу мышления, который доминировал у прославленных военачальников - к практическому мышлению. В те времена роль практического мышления в психологии низводилась до мышления наглядно-действенного, простейшей формы мыслительной деятельности. Опираясь на открывшего практическое мышление Аристотеля, автор блестяще доказал, что теоретическое и практическое мышление выражают не разные уровни его сложности, но качественно различные способы организации мыслительного процесса.

Занимаясь разработкой психофизиологии индивидуальных различий, Б.М. Теплов резко выступил против оценочного подхода И.П. Павлова к «инвалидным» свойствам слабости и инертности нервной системы, выдвинув в противовес ему гипотезы об их «положительных» проявлениях в виде соответственно высокой чувствительности и прочности сохранения опыта, которые впоследствии были подтверждены эмпирически.

Хотелось бы завершить этот краткий очерк следующей идеей самого Б.М. Теплова, взятой из посмертно опубликованной работы «Заметки психолога при чтении художественной литературы» - прекрасного образца гуманитарной линии творчества ученого. Анализируя «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина автор задается вопросом: «В чем гениальность Моцарта, и в чем трагедия Сальери?» И отвечает образно, в виде метафоры: «Гениальность Моцарта заключалась в том, что музыка была для него окном, через которое ему открывался мир. Трагедия Сальери в том, что та же самая музыка была для него стеной, наглухо отгораживающей его от мира». Это означает, что как бы ни показалось странным, для гениального Моцарта музыка не была главным смыслом и тем более предельной ценностью. Выражаясь современными терминами, она скорее была инструментальной, ценностью, посредством которой реализовывались высшие его смыслы и предназначения. Поэтому эта музыка всегда была живая, наполненная страстью человеческой жизни. У Сальери же музыка была главной его ценностью, и через нее ничто уже не могло осуществляться, транслироваться. Поэтому при всем техническом совершенстве она оставалась мертва и безжизненна. Из этого примера следует удивительный парадокс. Для яркого ученого, как оказывается, его профессиональная деятельность не может служить высшей ценностью. И как

раз те, кто явились Моцартами в психологии - и Л.С. Выготский, и Б.М. Теплов -использовали психологию как средство реализации высших предназначений, высших смыслов человеческого бытия. Один из них - это служение человеку, понимаемому в качестве высшей и безусловной ценности. И психологию Б.М. Теплова можно было бы назвать гуманистической психологией индивидуальности, хотя он никогда не упоминал о западной гуманистической психологии. Просто в повседневных буднях научной жизни он, как и Л.С. Выготский, будучи образцом человеческой скромности, непрестанно олицетворял собой образ Моцарта в психологии.

КОНЦЕПЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА: НЕОСВОЕННЫЙ РЕСУРС

РАЗВИТИЯ

Мелик-Пашаев А. А., Москва (Россия), доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, zinaidann@mail.ru

Новлянская З. Н., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, zinaidann@mail.ru

DOI:

В статье рассматриваются возможности развития идеи Б.М. Теплова о связи способностей человека с общей направленностью его личности, в результате чего специальные способности могут быть осмыслены не как «психологические отпечатки» параметров данной деятельности, а как органы творческой самореализации уникальной личности в формах данной деятельности.

Ключевые слова: Специальные способности, музыкальные способности, творчество, направленность личности, понимание.

THE B.M. TEPLOV'S CONCEPT OF ABILITIES: AN UNDEVELOPED RESOURCE

OF DEVELOPMENT

Melik-Pashaev A. A., Moscow (Russia), Doctor in Psychology, chief research scientist of The Federal State Budget Scientific Institution "Psychological Institute of Russian Academy of Education", zinaidann@mail.ru

Novlianskaya Z. N., Moscow (Russia), Candidate of Psycology head scientific worker of The Federal State Budget Scientific Institution "Psycological Institute of the Russian Academiy of Education", zinaidann@mail.ru

The article discusses the possibilities of developing the idea of B.M. Teplov about the connection of a person's abilities with the general orientation of his personality, as a result of which special abilities can be understood not as "psychological imprints" of the parameters of this activity, but as organs of creative self-realization of a unique personality in the forms of this activity.

Keywords: Special abilities, musical abilities, creativity, personality orientation, understanding.

Эстетическая активность моя - не в специальной деятельности художника-автора, а в единственной жизни, недифференцированной и не освобожденной от неэстетических моментов, - синкретически таящая в себе как бы зародыш творческого пластического

образа...

М.Бахтин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.