Факов Азамат Мухажидович
Индивидуальное предупреждение
финансирования террористической деятельности
Финансирование террористической деятельности следует рассматривать как вид криминальных практик, для которого характерны специфические субъектный состав, целевая направленность и совокупность орудий, средств, способов и технологий преступной деятельности. Указанное определяет значимость мер индивидуального предупреждения, осуществляемого с учетом конкретной роли лица в механизме данного вида преступной деятельности.
Ключевые слова: преступность, финансирование, террористическая деятельность, механизм совершения преступления, личность преступника.
Individual prevention of financing of terrorist activities
Financing of terrorist activities should be considered as a type of criminal practice, which is characterized by specific subject composition, target orientation and a set of tools, means, methods and technologies of criminal activity. This determines the significance of individual prevention measures, carried out taking into account the specific role of a person in the mechanism of this type of criminal activity.
Keywords: crime, financing, terrorist activity, mechanism of crime, personality of the criminal.
Основная цель противодействия преступности заключается в минимизации ее проявлений путем выявления и устранения факторов детерминации, а также воздействия на личность и поведение лиц, склонных к совершению преступлений. Указанное позволяет выделить два стратегических направления противодействия преступности в целом и финансирования террористической деятельности в частности: воздействие на факторы детерминации преступности и воздействие на личность и поведение лиц, склонных к совершению преступлений.
Исследование личности преступника является ключевой проблемой криминологии. Личность преступника выступает основным элементом механизма совершения преступления, а преступное поведение человека, конституируемое его биосоциальной природой, является системообразующим признаком феномена преступности [1, 2]. Это определяет необходимость и значимость реализации мер индивидуального предупреждения преступлений.
Индивидуальное предупреждение как целенаправленное воздействие на сознание, волю и в конечном итоге на поведение человека представляет собой квинтэссенцию, персональную конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности. Основными задача-
ми индивидуального предупреждения преступности выступают следующие: выявление круга лиц, поведение которых свидетельствует о возможности совершения преступлений, и их идентификация; изучение данных лиц, установление источников криминогенного воздействия и криминализации их личности; учет данных лиц, разработка методик индивидуального прогнозирования их преступного поведения, его осуществление; оказание индивидуального коррекционного воздействия [3, а 385]. Также в рамках реализации индивидуальных мер предупреждения преступлений необходимо осуществлять систематический анализ результатов применения мер индивидуального воздействия и контроль за поведением данных лиц, в том числе и в случае осуждения за совершение преступления, а также после отбывания наказания.
Реализация мер индивидуального предупреждения преступлений требует соблюдения таких принципов превентивной деятельности, как принципы своевременности и индивидуализации. При этом принцип индивидуализации определяет необходимость учета при осуществлении индивидуального предупредительного воздействия не только особенностей личности конкретного человека, но и специфики преступного поведения, на предупреждение которого данное воздействие направлено.
25
В литературе в качестве основных направлений индивидуального предупреждения финансирования терроризма, направленного на выявление лиц, совершивших преступления террористической направленности, и предотвращение их криминальной активности, определяются следующие: 1) мониторинг и постоянный контроль связей, в том числе в сети Интернет, лиц, оказывающих террористам на систематической основе финансовую помощь;
2) повышение уровня нетерпимости в обществе к терроризму и различным его проявлениям;
3) постоянный административный надзор за сотрудниками правоохранительных органов, допускающими нарушение закона, совершение правонарушений и преступлений; 4) систематическая индивидуальная профилактическая работа с лицами, осужденными за совершение преступлений террористической направленности, находящимися в местах лишения свободы [4, с. 236]. На наш взгляд, целью индивидуального предупреждения преступлений является выявление прежде всего лиц, склонных к совершению преступлений, что в то же время не исключает индивидуального воздействия с целью предотвращения дальнейшей преступной деятельности и ее рецидива. Повышение уровня нетерпимости в обществе к терроризму и различным его проявлениям относится к общесоциальным мерам предупреждения террористической деятельности. Выделение в качестве самостоятельного направления индивидуального предупреждения финансирования террористической деятельности надзора за сотрудниками правоохранительных органов целесообразно лишь в случае вовлеченности лица в данную преступную деятельность или содействия ей.
Финансирование террористической деятельности представляет собой системную преступную деятельность, образующую самостоятельную криминальную практику, специфика которой определяется субъектным составом, целевой направленностью и совокупностью орудий, средств, способов и технологий преступной деятельности [5].
На основании изложенного индивидуальное предупреждение финансирования террористической деятельности должно осуществляться с учетом конкретной роли лица в механизме данного вида преступной деятельности. В зависимости нее необходимы разработка и реализация индивидуальных мер воздействия на следующие категории лиц:
1) организаторы финансирования террористической деятельности;
2) лица, вовлекающие иных лиц в финансирование террористической деятельности;
3) лица, осуществляющие сбор средств в соответствующих целях;
4) лица, непосредственно предоставляющие средства в соответствующих целях;
5) лица, содействующие вышеуказанной деятельности, в том числе:
лица, непосредственно оказывающие финансовые услуги в соответствующих целях (сотрудники кредитных организаций и пр.);
сотрудники контролирующих и правоохранительных органов, представители органов публичной власти;
представители бизнеса и НКО, задействованные в финансировании террористической деятельности;
лица, оказывающие техническую и иную помощь (курьеры, программисты и т.п.).
Индивидуальное предупредительное воздействие осуществляется в различных формах и различными методами, позволяющими ограничить или устранить антиобщественные интересы и потребности лица, склонного к совершению преступления, корректировать его установки и стереотипы поведения и т.д. Специфика рассматриваемого вида преступного поведения такова, что лицо осознает, что своим поведением осуществляет содействие террористической деятельности, а также то, что само финансирование в данном случае является структурным элементом ее системы.
Выделение на основании критерия роли в механизме финансирования террористической деятельности указанных категорий лиц позволяет осуществлять индивидуальное воздействие с учетом специфики мотивации преступного поведения и иных личностных особенностей объекта воздействия.
При организации и реализации мер индивидуального предупреждения финансирования террористической деятельности необходимо учитывать, что нередко имеет место целенаправленное вовлечение в систему преступной деятельности иных лиц, непосредственно предоставляющих средства в соответствующих целях, осуществляющих сбор данных средств, а также лиц, различным образом содействующих указанной деятельности.
Выбор форм и методов индивидуального воздействия в отношении конкретного лица должен осуществляться с учетом социально-психологических механизмов, средств и методов, использованных для его вовлечения в финансирование террористической деятельности (насилие, принуждение, убеждение, манипу-
26
лирование национальными и религиозными чувствами или иное воздействие на эмоциональную сферу и бессознательные установки человека и пр.). Это позволит использовать контрмотивацию и сформировать установку на правомерное поведение лица. Кроме того, установление мотивации (религиозная или национальная идея, корысть и пр.) и механизма вовлечения позволяет эффективно противодействовать, в том числе и на индивидуальном уровне, лицам, вовлекающим иных лиц в данную преступную деятельность.
При осуществлении индивидуального предупреждения в отношении лиц, содействующих финансированию террористической деятельности, необходимо учитывать следующее. Нередко вовлечение в преступную деятельность происходит не сразу. Личность, особенно неустойчивая, конформная, постепенно, во многих случаях незаметно для нее самой как бы «растворяется» в криминальной среде, осознает преступный характер осуществляемой деятельности и принимает нормы преступного поведения [6, с. 321-322; 7, с. 49-51]. В случае вовлечения в финансирование террористической деятельности это касается прежде всего различных высококвалифицированных специалистов - финансистов, юристов, IT и PR специалистов, психологов, военных, а также представителей бизнеса и НКО.
Специфическую группу лиц, требующих корректировки мер индивидуального предупреждения с учетом мотивации их преступного поведения, составляют коррумпированные сотрудники контролирующих и правоохранительных органов, иные представители органов публичной власти.
Как и в случае существования организованной преступности как таковой, использование террористическими сообществами коррупционного инструментария в целях защиты от социального контроля позволяет им обеспечивать длительное и безопасное существование и эффективное с точки зрения осуществления террористической деятельности функционирование. Это определяет массовость вовлечения в террористическую деятельность различных коррумпированных должностных лиц.
А.А. Кашкаров отмечает, что при доминировании корыстного мотива в преступном поведении коррумпированных должностных лиц следует учитывать вариативность его наполнения различным содержанием: эгоизмом, карьеризмом, иными устремлениями личности. Кроме того, в коррупционных преступлениях весьма значима роль внешних факторов,
оказывающих воздействие на актуализацию мотивов, а также преступного окружения, в частности влияния преступного лидера [8]. Таким образом, с точки зрения субъективных факторов детерминации в случае участия в финансировании террористической деятельности коррумпированных сотрудников контролирующих и правоохранительных органов и иных представителей органов публичной власти особое значение приобретает сочетание доминирующей мотивации [9] и воздействия преступного окружения, в данном случае террористического, и его лидера. Данный фактор должен учитываться при осуществлении индивидуального предупреждения.
Несмотря на то, что проявления противоправного поведения на индивидуальном уровне весьма разнообразны, что детерминирует вариативность и изменчивость набора криминогенных поведенческих признаков, можно выделить определенные объективные и субъективные признаки, которые дают возможность с довольно высокой степенью вероятности определить возможность совершения преступления конкретным лицом [10, с. 334].
Выявление конкретных лиц, выступающих объектом индивидуального превентивного воздействия, требует определения индикаторов, указывающих на возможность совершения данным лицом преступления. В качестве поведенческих и иных индикаторов, лежащих в основе прогностической оценки личности в рассматриваемом случае, можно выделить следующие:
1) привлечение к административной или уголовной ответственности за деяния экстремистской направленности или террористического характера;
2) наличие родственных или социальных связей с лицами, причастными к экстремистской или террористической деятельности;
3) проявление склонности к противоправному поведению в форме участия в протестных акциях, массовых беспорядках, прочих проявлениях экстремизма;
4) выражение негативного отношения к государству, угрозы в отношении представителей власти и т.п.;
5) финансовую активность, несвойственную данному лицу (пожертвования, переводы, посреднические услуги и т.п.);
6) замкнутость, закрытость от близкого окружения при ухудшении финансового положения, что может свидетельствовать о принуждении к предоставлению финансовых средств;
7) зависимость от иных лиц после освобождения из мест лишения свободы при наличии
27
признаков несвойственной финансовой активности;
8) объективно необусловленное улучшение материального положения сотрудников контролирующих и правоохранительных органов, иных представителей органов публичной власти, а также изменение их отношения к осуществлению служебной деятельности в сторону «коммерциализации» или «избирательных приоритетов» и пр.
Отдельного внимания при прогностической оценке личности в контексте склонности к финансированию террористической деятельности заслуживает проблема религиозной радикализации. Как справедливо отмечают А.Н. Игнатов и К.С. Абисова, «в процессе религиозной радикализации человек приобретает экстремистские взгляды, основываясь на радикальном вероучении, у него происходит коренное деструктивное изменение сознания человека, формируется мотивация совершения противоправных насильственных актов, оправдываемых верой. Используя псевдорелигиозные ценности, идеологи экстремизма и терроризма манипулируют как отдельными индивидами, так и массовым сознанием людей. <...> Религиозные организации или организации с отдельными чертами религиозности, ориентированные на религиозно мотивированный политический радикализм, ставят своей целью силовое изменение основ конституционного строя, разжигание национальной и религиозной ненависти и вражды и иную экстремистскую деятельность» [11]. В свою очередь, именно с функционированием различных религиозных организаций непосредственно связаны технологии финансирования террористической деятельности [12]. В связи с этим особенности религиозного поведения необходимо рассматривать сквозь призму индикаторов индивидуального поведения, указывающих на потенциальную причастность к финансированию террористической деятельности.
Основными источниками соответствующей информации о лицах, являющихся объектом индивидуального превентивного воздействия, могут выступать:
1) результаты непосредственного, в том числе оперативного, наблюдения сотрудников правоохранительных органов, сотрудников пенитенциарных учреждений за лицом, изучение его образа жизни, социального окружения и коммуникаций с ним;
2) данные, предоставляемые в рамках межведомственного и международного сотрудничества субъектами противодействия финансированию терроризма;
3) данные кредитных и иных финансовых учреждений и организаций о финансовой активности лица;
4) данные общественных организаций, характеристики по месту жительства (работы, учебы);
5) информация, поступающая от отдельных граждан, в том числе от конфидентов, и пр.
Отдельно следует отметить значимость оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой с целью выявления лиц, склонных к осуществлению финансирования террористической деятельности или вовлеченных в него [13-16]. С учетом специфики террористической деятельности и определяемой ею скрытности деятельности террористических сообществ, а также технологичности способов и средств финансирования данной деятельности, обеспечивающей высокий уровень ее конспиративности, оперативно-розыскные мероприятия являются эффективным средством получения информации, необходимой для осуществления индивидуального предупреждения.
Таким образом, индивидуальное предупреждение финансирования террористической деятельности должно осуществляться с учетом конкретной роли лица в механизме данного вида преступной деятельности. В зависимости от указанной роли необходимы разработка и реализация индивидуальных мер воздействия на следующие категории лиц: организаторов финансирования террористической деятельности; лиц, вовлекающих иных лиц в финансирование террористической деятельности; лиц, осуществляющих сбор средств в соответствующих целях; лиц, непосредственно предоставляющих средства в соответствующих целях; лиц, содействующих вышеуказанной деятельности. Выделение данных категорий лиц позволяет осуществлять индивидуальное воздействие с учетом специфики мотивации преступного поведения и иных личностных особенностей объекта воздействия. Особенности финансирования террористической деятельности определяют специфику поведенческих и иных индикаторов, указывающих на возможную вовлеченность лица в данный вид преступной деятельности, источников информации об объектах индивидуального превентивного воздействия, а также методов ее получения.
28
1. Игнатов А.Н. Понятие и общая характеристика личности преступника // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5(71), № 1. С. 319-326.
2. Игнатов А.Н. О биосоциальной природе преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2016. № 1. С. 63-73.
3. Криминология / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 1997.
4. Ахмедханова С.Т., Ахмедханова С.Т., Мамаев К.Х. Разработка мер предупреждения финансирования терроризма // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16, № 4. С. 234-237.
5. Факов А.М. Методологические основы исследования финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 3. С. 169-174.
6. Романова Н.М. Социальные практики криминального доминирования: особенности вовлечения личности в криминальную деятельность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, № 3. С. 319-323.
7. Романова Н.М. Психология мошеннической группы: элементы организационной культуры и криминальной субкультуры // Организационная психология: люди и риски: сб. материалов II рос.-амер. науч. конф. / под ред. Л.Н. Аксеновской. Саратов, 2011. С. 49-51.
8. Кашкаров А.А. Экзистенциальные и морально-нравственные аспекты психолого-правовой характеристики преступлений, совершаемых должностными лицами органов публичной власти // Общество и право. 2015. № 3(53). С. 71-75.
9. Игнатов А.Н. Страсть как фундаментальная составляющая мотива преступного поведения//Общество и право. 2015. № 1(51). С. 63-68.
10. Криминология: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А. И. Гуров и др.]; науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев. М., 2005.
11. Игнатов А.Н., Абисова К.С. Религиозная радикализация мест принудительного содержания как фактор экстремизма и терроризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5(71), № 3. С. 136-144.
12. Факов А.М. Понятие и виды технологий финансирования террористической деятель-
1. Ignatov A.N. The concept and general characteristics of the criminal's personality // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Law sciences. 2019. Vol. 5(71), No 1. P. 319-326.
2. Ignatov A.N. On the biosocial nature of crime // Bulletin of St. Petersburg University. Law. 2016. No 1. P. 63-73.
3. Criminology / gen. ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 1997.
4. Akhmedkhanova S.T., Akhmedkhanova S.T., Mamaev K.H. Development of measures to prevent the financing of terrorism // Problems of economics and legal practice. 2020. Vol. 16, no 4. P. 234-237.
5. Fakov A.M. Methodological foundations of the study of terrorist financing // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. No 3. P. 169-174.
6. Romanova N.M. Social practices of criminal domination: features of personal involvement in criminal activity // Izvestiya of Saratov University. A new series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2017. Vol. 17, no 3. P. 319-323.
7. Romanova N.M. Psychology of a fraudulent group: elements of organizational culture and criminal subculture // Organizational psychology: people and risks: proc. of II Russian-American sci. conf. / ed. by L.N. Aksenovskaya. Saratov, 2011. P. 49-51.
8. Kashkarov A.A. Existential and moral aspects of psychological and legal characteristics of crimes committed by officials of public authorities // Society and law. 2015. No 3(53). P. 71-75.
9. Ignatov A.N. Passion as a fundamental component of the motive of criminal behavior // Society and law. 2015. No 1(51). P. 63-68.
10. Criminology: textbook for university students studying in the specialty "Jurisprudence" / [A.I. Gurov et al.]; sci. ed. N.F. Kuznetsova, V. V. Luneev. Moscow, 2005.
11. Ignatov A.N., Abisova K.S. Religious radicalization of places of forced detention as a factor of extremism and terrorism //Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Law Sciences. 2019. Vol. 5(71), no 3. P. 136-144.
12. Fakov A.M. The concept and types of technologies for financing terrorist activities // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. No 12. P. 253-257.
13. Ageenkov A.A. On some features of operational investigative documentation of terrorist financing // Izvestiya of Tula State University. Economic and legal sciences. 2022. No 4. P. 42-48.
14. Artemyev N.S., Bagnychev M.Yu. Operational-search prevention of terrorist and
29
ности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 253-257.
13. Агеенков А.А. О некоторых особенностях оперативно-розыскного документирования финансирования терроризма // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. № 4. С. 42-48.
14. Артемьев Н.С., Багнычев М.Ю. Оперативно-розыскная профилактика террористической и экстремистской деятельности в учреждениях УИС // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 2(37). С. 10-13.
15. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности: вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности / под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. М., 2013.
16. Сергеева Ю.В. Некоторые аспекты организации оперативно-розыскного противодействия финансированию терроризма // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9-2(99). С. 25-27.
extremist activities in the institutions of the penitentiary system // Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2020. No 2(37). P. 10-13.
15. Countering terrorist and extremist crimes: issues of theory and practice of operational investigative activities / ed. by V.V. Volchenkov, B.P. Mikhailov. Moscow, 2013.
16. Sergeeva Yu.V. Some aspects of the organization of operational investigative counteraction to the financing of terrorism // International Scientific Research Journal. 2020. No 9-2(99). P. 25-27.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Факов Азамат Мухажидович, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях СевероКавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России; e-mail: fakov_1984@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.M. Fakov, Assistant Professor of the Department of Internal Affairs Activities in Special Conditions, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: fakov_1984@mail.ru
30