А. И. Чистобаев, З. А. Семенова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК КАТЕГОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Введение. В системе жизненных ценностей здоровье всегда занимало ранее и занимает сейчас одно из первых мест. В условиях современной российской действительности, характеризующейся (в отличие от многих других развитых стран мира) низкой продолжительностью жизни, относительно высокой смертностью в работоспособном возрасте, значительными показателями заболеваемости и смертности детей, здоровье нации должно рассматриваться как ключевая ценность, как насущная задача в деле обеспечения развития производительных сил, экономического роста, сохранения и упрочения единого пространства страны.
Здоровье человека, вбирающее в себя биологические, психологические и социальные элементы сложной разноуровневой системы, является предметом междисциплинарного исследования и должно изучаться на основе комплексного подхода. Участниками таких исследований выступают представители разных наук — биологии, медицины, социологии, психологии, демографии, экологии и др. Каждая из наук нацелена на изучение присущего ей аспекта, воздействующего на состояние здоровья как индивидуумов, так и больших контингентов населения, проживающего на обширных территориях, для которых характерны самые разнообразные компоненты географической среды — как природные, так и социальные. И те, и другие элементы геопространства связаны между собой определенными закономерностями, воздействующими на сопряженность их собственного развития, а также на социально-демографические процессы, на состояние здоровья населяющих данное пространство людей, их популяций, социумов.
При выполнении междисциплинарных исследований все более широкое применение находит географический подход к исследованию связи вещей, явлений в пространстве и во времени. Он позволяет раскрывать внутреннюю связь между разрозненными фактами, строить логически последовательные цепи, отражавшие реальную связь изучаемых явлений. Истоки такого подхода, названного Б. М. Кедровым географическим методом познания, или геометодом, лежат в историческом прошлом, когда широко использовался метод описания, переродившийся по мере накопления фактов в геоструктурный подход [1]. В нем частица «гео» означает связь вещей, явлений в пространстве; в данном случае, это — связь индивидуального и общественного здоровья с особенностями окружающей (человека) природной и антропогенной среды.
Интерпретация категории «здоровье». Еще философы древности считали здоровье главным условием свободной деятельности человека, его совершенства. Слова Алк-меона о том, что «здоровье есть гармония противоположно направленных сил» сохраняют свою значимость и в наши дни. Сократ указывал, что здоровье — не все, но все без здоровья — ничто. Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Эпикурийцы считали, что здоровье есть полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей; они, как
© А. И. Чистобаев, З. А. Семенова, 2011
и стоики, противопоставляли здоровье энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному.
Многие выдающиеся умы древности указывали на большую роль здоровых условий жизни, гигиенических режимов, здорового питания в обеспечении деятельности человека, формировании его привычек. Так, Гиппократ рассматривал хорошее состояние здоровья в качестве доказательства того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением. По мнению Перикла, здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды. По мнению современников, наиболее полное определение здоровья принадлежит Галену, который считал здоровье тем состоянием, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности.
И в наше время ученые продолжают обращаться к определению (дефиниции) здоровья. Большинство из них на протяжении ряда лет отталкивались от определения, данного в 1946 г. в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), а именно: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» [2]. По истечении некоторого времени после принятия приведенной формулировки ученые все чаще стали отмечать неопределенность субъективного понятия «благополучие» в контексте «здоровье» и тем более «социальное благополучие», которое не обязательно является признаком здоровья, хотя и может влиять на него. В научных публикациях указывалось также на недостижимость полного физического, духовного и социального благополучия как идеальной цели, поскольку ее составляющие динамичны, имеют тенденцию к росту [3]. В последующих определениях здоровья человека (или индивидуального здоровья) чаще всего отмечается важность нормального функционирования организма.
Авторы наиболее распространенных трактовок категории «здоровье человека» первостепенное внимание отводят способности жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания, адаптироваться к динамическим условиям окружающей человека природной и социальной среды [4]. В некоторых определениях упор делается на психологические, социальные, ролевые качества, на общее восприятие физического, духовного, умственного и социального благополучия, на гармоническое развитие организма.
Достижение этих целей возможно на основе использования разных подходов к исследованию здоровья человека: биомедицинского, биосоциального, ценностно-социального и интегрированного. Для нас, географов-обществоведов, особенно значим интегрированный подход. Он вбирает в себя все составляющие здоровья, в нем проявляется единство физических, духовных и трудовых функций, позволяющих человеку участвовать в различных видах общественной и трудовой жизни. При таком подходе отражается результат взаимодействия индивида и окружающей среды, а именно: условий существования жизни, ведущих мотивов жизнедеятельности людей и их мироощущения в целом.
Этапы эволюции представлений о здоровье. В своем развитии человечество прошло несколько последовательных стадий и в настоящее время представлено следующей организацией: личность — семья — коллектив — популяция — народонаселение — человечество. Его путь от стадии к стадии не был прямым и однозначным, а претерпевал определенную эволюцию, проходившую под воздействием целого ряда факторов, ока-
завших влияние на развитие концепции здоровья. В этом смысле можно выделить два принципиальных этапа.
На первом этапе пересмотр концепции здоровья связан в основном с выполнением целей защиты населения от предотвратимых смертей, в результате чего основная масса людей стала доживать до пожилых возрастов — периода развития хронических заболеваний и связанных с ними ограничений жизнедеятельности, вплоть до инвалидности. В связи с этим произошло изменение в определении здоровья — под ним стали понимать такое состояние, которое позволяет людям вести активную в социальном и экономическом отношении жизнь. Очевиден перенос акцентов с деятельности жизни на продолжительность здоровой жизни, т. е. той жизни, в которой отсутствуют болезни и инвалидность.
На втором этапе в развитых странах мира сократилась смертность от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни. Однако заметим, что снижение смертности было связано с расширением групп населения с ограниченными возможностями. Суть пересмотра концепции здоровья на этом этапе заключается в ее интерпретации сквозь призму изменения представлений о качестве жизни — восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются. При этом акцент направлен не на избавление от болезней, от которых принципиально нельзя избавиться, поскольку они являются неизбежным спутником старения, а на полную реализацию возможностей личности при любом состоянии здоровья.
В настоящее время здоровье отождествляют с нормой самочувствия человека, находящегося в определенной возрастной категории, в определенных природных, социально-экономических, психо-эмоциональных констант. Причем исследователи — как раньше, так и теперь — обращают внимание на необходимость унификации и упорядочения понятийного аппарата, что, несомненно, должно способствовать созданию «общего языка» для всех принимающих участие в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья людей. Важно подчеркнуть, что как здоровье, так и болезнь человека — социально опосредованные явления, заключающие в себе гармоничное единение биологических и социальных качеств окружающей среды.
Общественно-географические факторы, влияющие на здоровье человека. Общественная география — комплексная (интегральная, междисциплинарная) наука о природе, человеке и обществе. Объектом ее исследования является ойкумена и ее иерархические составляющие (вплоть до топоса), а предметом — территориальная организация общества на разных таксономических уровнях [5]. Вместе с физической географией она образует единую систему географических наук, одной из составляющих которой является и медицинская география [6, 7].
Медицинская география, как и близкая к ней по выполняемым функциям рекреационная география, в большей мере, чем другие ветви общественной географии, связана с исследованием природно-климатических факторов. Это обусловлено тем, что влияние природных факторов (например, аномальных температур, силы ветра, солнечной радиации, природных радиоактивных зон, состояние атмосферы, качество питьевой воды) на состояние здоровья населения весьма значительно. Опосредованное влияние на состояние здоровья людей оказывает антропогенное воздействие на природные среды, выражающееся в наличии в них загрязняющих веществ. К числу природных факторов
риска для здоровья людей относятся такие чрезвычайные ситуации, как землетрясения, извержения вулканов, тайфуны, ураганы, наводнения, оползни, сели, разряды молний и т. д.
В отдельную группу можно выделить социально-биологические факторы воздействия на здоровье людей. Они проявляются как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях; в основе того и другого лежат два вида наследственности — генетической и сигнальной. Первый из них распространяется по «вертикали», проникая из поколения в поколение; второй — как по «вертикали», так и по «горизонтали», т. е. передается не только от родителей (предков) к детям (потомкам), но и от других представителей социальной среды, в пределах которой вырастает (воспитывается) ребенок, перенимающий многие привычки и наклонности окружающих его взрослых людей. В группу социально-биологических факторов включаются также возраст родителей, течение беременности и родов, ассортимент и качество питания.
Самостоятельную группу воздействия на здоровье людей составляют собственно медицинские факторы. Среди них назовем, в первую очередь, состояние медицинской помощи. Это — наличие высоко квалифицированных специалистов и самих медицинских учреждений (больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты и т. п.), их транспортная доступность, оборудование новейшими приборами диагностики и лечения, оснащение фармацевтикой и т. д. Но, однако, всего этого будет недостаточно для эффективной профилактики и лечения, если само население не проявит медицинскую активность. Последнее особенно характерно для населения сельской местности, не привыкшего обращаться к врачам до наступления нестерпимой боли.
И, наконец, выделим главную (по степени влияния на здоровье человека) группу факторов — социально-экономическую, а в ней — две подгруппы: условия труда и условия быта. На первый взгляд, может показаться, что данная группа находится в стороне от медико-географической проблематики, но на самом деле это не так: и условия труда, и условия быта напрямую зависят от специфики местности, в которой трудится и проживает индивидуум. Следовательно, изучение этих условий — прямая задача общественной географии вообще и одной из ее составляющих — медицинской географии, в частности.
Измерить степень влияния выделенных факторов на здоровье людей не просто. И все-таки такие попытки были предприняты. Например, в материалах ВОЗ указывается, что в совокупном влиянии на здоровье населения образу жизни отводится 50%, среде обитания — 20%, наследственности — 20%, качеству медико-санитарной помощи — 10% [2]. Разумеется, эти данные, носят ориентировочный характер и могут существенно изменяться в связи с глобальными изменениями в состоянии окружающей среды, в ходе которых воздействие экологических факторов на состояние здоровья и продолжительность жизни людей устойчиво возрастает. Но в то же время на основе приведенных сведений можно сделать вывод о том, что образ жизни, вся социальная среда жизнедеятельности человечества является существенным фактором воздействия на здоровье людей. Следовательно, вопросы повышения качества жизни, включая качество медицинских услуг, уровень развития сферы здравоохранения, по-прежнему, играют существенную роль в деле сохранения и укрепления здоровья. Отсюда следует и другой вывод: в современной медико-географической науке приоритет должен отдаваться ее общественному «крылу».
В наиболее полном понимании современная концепция здоровья воплощена в Европейской стратегии «Здоровье для всех к 2000 году», в которой сделан упор на четыре
ключевые области: 1) образ жизни; 2) факторы риска, влияющие на здоровье и окружающую среду; 3) переориентация системы здравоохранения на предупреждение заболеваний; 4) мобилизация политической, управленческой и технологической поддержки в сфере здравоохранения.
Характеристика интегрального состояния здоровья (всех, вместе взятых индивидуумов) не будет полной, если ее не представить по иерархическим уровням экистики (расселения) и в более обобщенном виде — по уровням территориальной организации (жизни) общества. В этом отношении в междисциплинарных исследованиях выделяются четыре уровня: 1) здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье; 2) здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье; 3) здоровье населения административных территорий — региональное здоровье; 4) здоровье популяций, социумов, общества в целом. Заметим, что такую иерархию характеристики здоровья используют и медики [4], что свидетельствует о значимости общественно-географического подхода к изучению индивидуального и общественного здоровья.
Концептуальный подход к сохранению и укреплению здоровья человека. Современное научное понимание здоровья берет начало в трудах отечественного ученого И. И. Брехмана, развившего взгляды своего учителя Н. В. Лазарева. В 1982 г. он, образно говоря, «поднял на щит» идею сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей, положил его в основу нового научного направления — фармакосанация («лекарство» для здоровых). Главное в этом учении — необходимость изменения стратегии здравоохранения в сторону изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида [3].
Спустя пять лет (1987) тот же автор издал монографию под названием «Введение в валеологию — науку о здоровье» (уа1ео — здравствовать). По его мнению, наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной — она должна быть интегральной, вбирать в себя основы медицины, экологии, биологии, психологии и других наук; ее предметом является индивидуальное здоровье человека, его механизмы [8]. Можно предположить, что среди «других наук» ученый имел ввиду и медицинскую географию, которая теснейшим образом связана с экологией человека, направлена на изучение состояния его здоровья в конкретных условиях местности [9].
Согласно концептуальному подходу к сохранению и укреплению здоровья, И. И. Брехман приблизил определение здоровья к понятию нормы здоровья, то есть гармонии генетического, физического, психосоциального состояния и развития индивида, рода (семьи), народа (популяции). Подход к содержанию и интерпретации понятия «норма здоровья» должен быть ориентирован на оценку здоровья индивидуума и популяции с клинических позиций, а отклонение от нормы должно рассматриваться как признак нарушения здоровья.
В практике донозологических исследований в понятии «норма здоровья» допустимы большие вариации индивидуальных параметров, характеризующих отдельные системы организма. Они определяются возрастом, полом, временем суток, сезоном года, уровнем адаптированности к местным (региональным) факторам. Последнее имеет прямое отношение к медицинской географии, составляет один из элементов ее предмета исследования.
Трем уровням личности (соматическому, душевному и духовному) соответствуют и три аспекта здоровья — соматический, психический и духовный. Соматическое (физическое) здоровье характеризуется отсутствием у человека не только заболеваний, но
и любых морфологических и функциональных нарушений в организме. Духовно-психическое здоровье — это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства с остальным миром. Духовность и нравственность — это внутреннее эмоциональное состояние, обеспечивающее благоприятный фон для жизнедеятельности организма. И, наконец, социальное здоровье — это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах; оно формирует у человека удовлетворенность жизнью, уверенность в будущем.
Можно обозначить два подхода к восприятию здоровья — субъективно-психологический и объективный. При первом подходе признаки нарушения здоровья устанавливает сам индивидуум на основе неприятных ощущений. Однако такие признаки не всегда отражают функциональные расстройства организма, а могут быть вызваны физиологической усталостью или повышенной мнительностью человека. Но, вместе с тем, субъективные ощущения здоровья являются первичным источником информации — они дают толчок для дальнейших клинических исследований, открывают предпосылки для раннего распознания болезни и принятия своевременных мер. Задача специалистов состоит в том, чтобы установить масштабы возможного использования субъективных оценок здоровья, достоверность которых может быть выявлена на основе сравнения с соответствующими объективными показателями. При втором подходе здоровье рассматривается как нормальное физиологическое состояние, как оптимальное приспособление к условиям внешней среды, а болезнь — как функциональная недостаточность, как нарушенное приспособление. В этом случае требуются измерения параметров состояния, структур и функций отдельных тканей, органов и организма в целом, которые могли бы характеризовать состояние «нормы здоровья» или соответствующего нарушения.
Разновидностью функционального подхода к определению здоровья является оценка способности индивида осуществлять присущие ему функции, в частности, способности к трудовой деятельности. В связи с таким подходом возникло понятие «практически здоровый человек». Однако оно не исключает наличия в организме патологических изменений, не сказывающихся на самочувствии человека и его работоспособности. Следовательно, критерий работоспособности не отражает в полной мере состояние организма, размывает границы между понятиями «здоровье» и «болезнь».
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что концептуальные подходы к проблеме сохранения и укрепления здоровья многогранны, нуждаются в дальнейших разработках. До сих пор не выработано единого определения категории «здоровье», ни одна из рассмотренных по этому поводу точек зрения не является исчерпывающей, законченной и всеохватывающей. Особенно слабо разработана социально-экономическая составляющая этой категории.
Здоровье как элемент человеческого капитала и важнейший экономический ресурс. Со времен А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и других выдающихся философов и экономистов известна мысль о том, что к производительному труду способны высокообразованные люди, обладающие хорошим здоровьем. Исходя из этого, здоровье населения — это не только медицинская категория, но также категория и экономическая и социальная. Выделение здоровья в качестве составной части «человеческого капитала» позволяет идентифицировать его как принципиально важный источник экономического роста и как фактор социально-психологического благополучия в
обществе. Однако в стратегии экономических преобразований эта мысль далеко не всегда находит должное отражение. Наша страна в этом отношении особенно показательна: здоровье нации, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Об этом мы уже писали в начале данной статьи.
Рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы, особенно к таким ее критериям, как физическое и психическое здоровье, образование и квалификация. Все эти характеристики формируются и поддерживаются совокупностью условий повседневной жизни, причем доминирующую роль играют экономические факторы и образ жизни. Закономерно, что неблагополучные в социально-экономическом отношении регионы отличаются низкими показателями уровня здоровья населения, а люди с низкими характеристиками состояния здоровья плохо адаптированы к жестким рыночным отношениям. Создается такая причинно-следственная связь: тяжелая социально-экономическая ситуация в регионе является причиной постоянного ухудшения состояния здоровья населения, а низкий уровень здоровья населения, в свою очередь, становится причиной низких темпов социально-экономического развития. Не случайно, в определение категории «человеческий капитал», наряду с совокупным потенциалом знаний, технологических навыков, способностей, трудовых и социальных мотиваций, включается потенциал здоровья. Без него невозможно обеспечить рост квалификации работника, производительности и качества труда человека, а без того и другого нельзя повысить материальный и социальный статус индивидуума и общества в целом.
Здоровье, как важнейший элемент человеческого капитала, складывается из двух частей: наследственной и приобретенной. Вторая часть наибольшая, она является следствием (результатом) усилий и средств как самого человека, так и общества. Чем лучше состояние здоровья человека, тем длительнее срок его активной деятельности (время функционирования человеческого потенциала), тем выше работоспособность и производительность труда, тем эффективнее используются все активы человеческого капитала, а следовательно, выше отдача и для самого человека, и для предприятия, на котором он работает, и для экономики в целом.
В течение жизни человека происходит износ капитала здоровья, причем с возрастом этот процесс ускоряется. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить развитие этой тенденции; одновременно они могут стать и социальным благом, и важнейшим экономическим ресурсом общества. Следовательно, и в данном случае здоровье, наряду с другими качественными характеристиками рабочей силы (образованием, квалификацией), выступает в качестве инвестиционной привлекательности и одновременно играет роль ведущего фактора экономического роста.
Взаимосвязь и взаимозависимость индивидуального и общественного здоровья. Выше мы уже использовали оба термина — «индивидуальное здоровье» и «общественное здоровье», но четкого определения не приводили. Прежде чем обратиться к дефинициям, заметим, что в процессе охватившей современный мир глобализации происходит усиление взаимозависимости общества и индивида, в том числе и в плане здоровья. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов зависит от того, насколько здорово само общество. Такая взаимозависимость позволяет говорить о здоровье не только как о витальном (имеющем отношение к жизненным явлениям), но и как о социальном феномене.
В основе оценки состояния индивидуального здоровья человека лежит совокупность антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом пола, возраста и других характеристик. В качестве критериев оценки индивидуального здоровья можно назвать: персональное самочувствие, наличие заболеваний, физическое состояние, трудоспособность, личные ощущения бытия, радости жизни и др. Иначе говоря, индивидуальное здоровье формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни; оно должно рассматриваться как позитивное состояние, характеризующее личность в целом.
Общественное (популяционное) здоровье следует считать социально-экономической категорией, характеризующей жизнеспособность общества как социального организма. В качестве основных критериев оценки его состояния выступают: демографические показатели, уровень заболеваемости, первичная инвалидность, показатели физического и психического развития. Все названные критерии оцениваются в динамике.
Общественное здоровье является интегрированным выражением динамической совокупности индивидуальных уровней здоровья общества. С одной стороны, оно отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной индивидуальной жизни, а с другой — характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития.
Общественное здоровье — качественно новая интегрированная социально-демографическая категория, а не простая сумма здоровья индивидов; она в большей степени отражает способность групп населения полноценно выполнять функции по дальнейшему развитию общества.
Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества как социального организма, возможности и перспективы его дальнейшего социально-экономического и духовного роста; оно является одним из главных свойств человеческой общности, отражающих состояние окружающей среды. Именно связь здоровья с окружающей средой позволяет соотносить его с медицинской географией.
Заключение. Одной из основных предпосылок благополучия и нормального экономического функционирования нации является индивидуальное и общественное здоровье. Индивидуальное здоровье формируется на основе биологического генофонда и неповторимого образа жизни, предоставляемого отдельно взятому человеку (индивидууму) природой и обществом. Общественное (популяционное) здоровье — это здоровье населения, оно не является суммой здоровья индивидуумов, но, тем не менее, отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимально возможного высокого уровня здоровья и творческой работоспособности. Фундаментом общественного здоровья является та же категория образа жизни, но в данном случае она воздействует не на конкретного человека, как при индивидуальном здоровье, а на совокупность проживающих в пределах определенной территории (региона, страны) людей, составляющих популяцию, социум, нацию, общество. Как отдельный индивидуум, так и названная совокупность людей испытывают одно и то же влияние со стороны природных, исторических, социально-экономических и других факторов, свойственных данной территории (региону, стране). В этом как раз и проявляется диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость между индивидуальным и общественным здоровьем, а также косвенная принадлежность того и другого к медицинской географии.
Литература
1. Кедров Б. М. О геометоде как особом способе познания// География в системе наук (Серия: Современные проблемы географии). Л.: Наука, 1987. С. 7-10.
2. World Health Organization (электронный ресурс): http://www.who.int/governance/eb/consti-tution/ru/ (дата обращения: 12.12.2010).
3. Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. № 2. С. 48-53.
4. Медик В. А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть I. Общественное здоровье. М.: Медицина, 2003. 368 с.
5. Чистобаев А. И., Шарыгин М. Д. Объектно-предметная функциональная сущность общественной географии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 7. Геология. География. 2007. Вып. 1. С. 1-18.
6. Чистобаев А. И., Семенова З. А. Медицинская география в системе наук // Вестн. С.-Пе-терб. ун-та. Сер. 7. Геология. География. 2009. Вып. 4. С. 72-80.
7. Семенова З. А. Медицинская география — наука о человеке, природе и обществе // Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития. Сб. на-учн. тр. Междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону, 2010. С. 401-404.
8. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. Л.: Наука, 1987. 125 с.
9. Чистобаев А. И., Семенова З. А. Медицинская география и экология человека: объектнопредметная взаимосвязь // Изв. РГО. 2010. Вып. 5. С. 22-31.
Статья поступила в редакцию 22 марта 2011 г..