Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические особенности спонтанной двигательной активности здоровых новорожденных'

Индивидуально-типологические особенности спонтанной двигательной активности здоровых новорожденных Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
271
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPONTANEOUS LOCOMOTOR ACTIVITY / INDIVIDUAL DEVELOPMENT / NEWBORNS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гордийчук С. Н., Райлян А. Л., Томилова Е. А.

В изученной литературе мы не встретили работ по изучению спонтанной двигательной активности новорожденных. Однако не вызывает сомнения, что для формирования гармоничного физического и нервнопсихического развития ребенка мышечная активность играет основополагающую роль. В связи с этим, мы изучили спонтанную двигательную активность в течение суточного и недельного цикла. В результате чего были выделены три группы детей новорожденные с низким, средним и высоким уровнем спонтанной двигательной активности. Выделение трех групп было подтверждено различными статистическими (параметрическими и непараметрическими) методиками. Выделение ведущего индивидуальнотипологического признака уровня спонтанной двигательной активности является крайне важным на первом этапе. В дальнейшем это позволит выделить морфофункциональные и нервно-психические особенности для новорожденных с различным уровнем спонтанной двигательной активности и на этой основе разработать четкие критерии профилактических мероприятий для различных форм патологии. Ключевые слова: спонтанная двигательная активность, индивидуальное развитие, новорожденные дети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гордийчук С. Н., Райлян А. Л., Томилова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURS OF SPONTANEOUS LOCOMOTOR ACTIVITY OF HEALTHY NEWBORNS

During studying our subject we noticed that there were no any scientific work about spontaneous locomotor activity of newborns. However, there is no question that muscular activity got a fundamental role in proper physical and neuropsychological development of a child. According to that, we studied spontaneous locomotor activity during daily and weekly cycle. As a result, three groups of children were obtained: newborns with low, medium and high spontaneous locomotor activity. The three group separation was emphasized with help of some different statistical analyzes (parametric and non-parametric) methods. The obtainment of leading individual-typological sign a level of spontaneous locomotor activity is very important at first step. It can help to obtain morphofunctional and neuropsychological features of newborns with different levels of spontaneous locomotor activity further and develop clear criteria for taking prevention actions of different pathologies.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические особенности спонтанной двигательной активности здоровых новорожденных»

УДК 612.7; 612.817.2 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-8-41-45

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЗДОРОВЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ Гордийчук1 С.Н., Райлян2А.Л., Томилова1 Е.А. 1ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень, Российская Федерация 2ГБУЗ ТО «Перинатальный центр», г. Тюмень, Российская Федерация Аннотация. В изученной литературе мы не встретили работ по изучению спонтанной двигательной активности новорожденных. Однако не вызывает сомнения, что для формирования гармоничного физического и нервно-психического развития ребенка мышечная активность играет основополагающую роль. В связи с этим, мы изучили спонтанную двигательную активность в течение суточного и недельного цикла. В результате чего были выделены три группы детей - новорожденные с низким, средним и высоким уровнем спонтанной двигательной активности. Выделение трех групп было подтверждено различными статистическими (параметрическими и непараметрическими) методиками. Выделение ведущего индивидуально-типологического признака - уровня спонтанной двигательной активности является крайне важным на первом этапе. В дальнейшем это позволит выделить морфофункциональ-ные и нервно-психические особенности для новорожденных с различным уровнем спонтанной двигательной активности и на этой основе разработать четкие критерии профилактических мероприятий для различных форм патологии. Ключевые слова: спонтанная двигательная активность, индивидуальное развитие, новорожденные дети. INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURS OF SPONTANEOUS LOCOMOTOR ACTIVITY OF HEALTHY NEWBORNS Gordiychuk1 S.N., Railyan2 A.L., Tomilova1 E.A. 1Tyumen state medical university, Tyumen, Russian Federation 2Perinatal center, Tyumen, Russian Federation Annotation. During studying our subject we noticed that there were no any scientific work about spontaneous locomotor activity of newborns. However, there is no question that muscular activity got a fundamental role in proper physical and neuropsychological development of a child. According to that, we studied spontaneous locomotor activity during daily and weekly cycle. As a result, three groups of children were obtained: newborns with low, medium and high spontaneous locomotor activity. The three group separation was emphasized with help of some different statistical analyzes (parametric and non-parametric) methods. The obtainment of leading individual-typological sign - a level of spontaneous locomotor activity is very important at first step. It can help to obtain morphofunctional and neuropsycho-logical features of newborns with different levels of spontaneous locomotor activity further and develop clear criteria for taking prevention actions of different pathologies. Key words: spontaneous locomotor activity, individual development, newborns.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэн-тропии, теории онтогенеза / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 1982.- 270 с. [2] Баевский Р.М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р.М. Баевский // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2003. - Т. 89, № 4. - 473 с. [3] Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации / А.А. Баранов: под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. - М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. - 192 с. [4] Безруких М.М. Методологические подходы к проблеме возрастного развития. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / М.М. Безруких: REFERENCES [1] Arshavsky I.A. Physiologicheskie mechanismie i za-konomernosti individualnogo razvitiay. Osnovie negentropii, teorii ontogeneza / I.A. Arshavsky. - Moscva: Nauka, 1982. - 270 p. [2] Bayevsky R.M. Concepciya physiologicheskoi normie I kriterii zdorovya / R.M. Baevsky // Russkiy physiolog-icheskii zurnal im. I.M. Sechenova. - 2003. - T. 89, №. 4. -473 p. [3] Baranov A.A. Physicheskoe razvitie detei I podrostkov Rossiyskoy Federacii/ A.A. Baranov: pod red. acad. RAn and RAMN A.A. Baranova, chlen.-corr. RAMN V.R. Kuchma. - Moscva: Izdatelstvo «Pediatr», 2013. - 192 p. [4] Bezrukih M.M. Methodologicheskie podhodie k probleme vozrastnogo razvitiya. Physiologiya rosta I razvitiya detei i podrostkov (theoreticheskie and clinicheskie voprosie): practicheskoe rukovodstvo/ M. M. Bezrukih: pod red. A.A.

под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2006. - Т. 1. - С. 39-67.

[5] Беспалова Т.В. Региональные особенности внутрипо-пуляционного разнообразия привычной двигательной активности и ее роль в оценке физиологической нормы и донозологической диагностики / Т.В. Беспалова, В.И. Корчин, В.В. Колпаков. -Тюмень: Печатник, 2012. -173 с.

[6] Колпаков В.В. Концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности Сообщение III. Психофизиологические особенности функциональных типов - лиц с различным уровнем привычной двигательной активности / В.В. Колпаков, Т.В. Беспалова, Н.Ю. Ларькина и др. // Физиология человека. - 2009. -Том 35, № 4. -С.88-100.

[7] Колпаков В.В. Системный анализ индивидуально-типологических особенностей организма / В. В. Колпаков, Т.В. Беспалова, Н.Ю. Ларькина и др. // Физиология человека. - 2011. - Т. 37, № 6. - С. 111-124.

[8] Лисина Э.В. Особенности спонтанной двигательной активности плодов, новорожденных и младенцев первых месяцев жизни с синдромом задержки внутриутробного развития_автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Санкт-Петербург, 2004.-143 с.

[9] Пальчик А.Б. Индивидуальные траектории движений в диагностике психомоторного развития грудных детей / Пальчик А.Б., Семенова И.А., Лисина Э.В. // Учение А.А. Ухтомского и современная наука: материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А.А. Ухтомского. — СПб.: НИИ физиологии им. А.А. Ухтомского, 2000. — С. 89-90.

[10] Сонькин В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Там-бовцева. - М.: Либроком, - 2011. - 368 с.

[11] Судаков К.В. Функциональные системы / К. В. Судаков. - М.: Издательство Российской академии медицинских наук - 2011. - 320 с.

[12] Черногривова М.О. Конституциональный подход к физиологическому обоснованию двигательной активности у детей с избыточной массы тела / М.О. Черногривова, Е.А. Томилова // Медицина и образование Урала. - 2010.- № 3. - С.75-77.

[13] Фарбер Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 8-16.

[14] Kolpakov V.V. Chronobiological assessment of habitual physical activity in humans in western siberia / V.V. Kolpakov T.V. Bespalova, N.Y. Larkirn et al. // Human Physiology. - 2016, Т. 42. - № 2. - Р. 203-213.

[15] Zaitseva V. Statistical and Physiological Distinction of Constitution Types / V. Zaitseva, V. Son'kin // J Physiol Anthropol Appl Human Sci. - 2005. - V. 24, № 4. - 327 р.

Baranova, L.A. Shcheplyagina. - Moscva: GEOTAR-Media. - 2006. - T. 1. - p. 39-67.

[5] Bespalova T.V. Regionalnie osobennosti vnutripopulya-cionnogo raznoobraziya priviechnoi dvigatelnoi activnosty and rol v ocenke physiologicheskoi norm i donozo-logicheskoi diagnostiki / T.V. Bespalova, V.I. Korchin, V.V. Kolpakov. -Tyumen: Pechatnik, 2012. - 173 p.

[6] Kolpakov V.V. Concepciya typologicheskoi variabilnosti physiologicheskoi individualiti. Soobchenie III. Psycho-physiologicheskie osobennosti functionalnich typov - lic s priviechnoiem urovnem dvigatelnoi activnosty / V.V. Kolpakov, T.V. Bespalova, N.Yu. Larkina i dr./ // Physi-ologiya cheloveka. - 2009. - Vol. 35, №. 4. - p. 88-100.

[7] Kolpakov V.V. Systemnyi analys individualno-typologicheskih osobennostei organisma / V.V. Kolpakov, T.V. Bespalova, N. Yu. Larkina i dr.// Physiologiya cheloveka. - 2011. - T. 37, №. 6. - p. 111-124.

[8] Lisina E.V. Osobennosti spontannoi dvigatelnoi aktivnosti plodov, novorozhdennih I mladencev pervih mesyacev zhizni s sindromom zaderzhki vnutriutrobnogo razviti-ya:...avtoref.diss.cand. med. nauk / S.-Peterburgskaya pe-diatricheskaya medicinskaya academiya. St. Peterburg, 2004.-143 p.

[9] Palchik A.B. Individualnie trajectorii dvizheniy v diagnos-tike psychomotornogo razvitiya grudnih detei / A.B. Pal-chik, I.A. Semenova, E.V. Lisina // Uchenie A.A. Ukhtomskogo i sovremennaya nauka: materialie nauchnoi conferencii, posvyachennoi 125-letiyu so dnya rozhdenia A.A. Ukhtomskogo. - St. Peterburg: NII physiologii. A.A. Ukhtomskogo, 2000. - p. 89-90.

[10] Sonkin V.D. Razvitie mieshechnoi energetiki I rabotosposobnosti v ontogeneze/ V.D. Sonkin, R.V. Tam-bovtseva. - Moscva: Librokom, - 2011. - 368 p.

[11] Sudakov K.V. Functionalnie systemie / K.V. Sudakov. -M.: Izdatelstvo Russiiskoi academii medicinskih nauk. -2011. - 320 p.

[12] Chernogrivova M.O. Constitutionalnii podhod k physio-logicheskomu obosnovaniu dvigatelnoi activnosty u detei s izbietochnoi massoi tela/ M.O. Chernogrivova, E.A. Tomi-lova // Medicina i obrazovanie Urala. - 2010. - №. 3. -p.75-77.

[13] Farber D.A. Methodologicheskie aspectie izucheniya physiologii rebenka/ D.A. Farber, M.M. Bezrukih // Physiologiya cheloveka. - 2001. - T. 27, № 5. - p. 8-16.

[14] Kolpakov V.V. Chronobiological assessment of habitual physical activity in humans in western siberia / V. V. Kolpakov, T. V. Bespalova, N. Y. Larkina et al. // Human Physiology. - 2016, T. 42. - № 2. - P. 203-213.

[15] Zaitseva V. Statistical and Physiological Distinction of Constitution Types / V. Zaitseva, V. Son'kin // J Physiol Anthropol Appl Human Sci. - 2005. - V. 24, № 4. - 327 p.

Введение. Вопросы изучения двигательной активности детей на различных этапах онтогенеза являются актуальными до настоящего времени, поскольку активная мышечная деятельность является

основой развития и формирования здоровья ребенка [3]. Сформулированная И.А. Аршавским теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности [1].

Именно благодаря двигательной активности обеспечивается физиологически полноценное гармоничное индивидуальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Формирование двигательных рефлексов происходит уже во внутриутробном периоде, что обеспечивает нормальное внутриутробное развитие плода и составляет одну из его фундаментальных физиологических особенностей. Если рефлекторные повороты головы, туловища и отталкивание ножками от дна матки способствуют благополучному течению родов, то физиологический гипертонус мышц-сгибателей крайне значим для активации деятельности дыхательного и сосудодвигательного центров после рождения ребенка. Во все последующие возрастные периоды развития ребенка двигательная активность коррелирует с созреванием определенных нервных структур и связей, что обеспечивает оптимальное формирование всех физиологических функций [4, 9, 10].

Двигательная активность новорожденного ребенка относительно низка и закономерным ее компонентом является эмоциональное возбуждение. Поддержание мышечного тонуса, хаотические спонтанные движения и безусловные рефлексы, или автоматизмы составляют основу моторной деятельности. Общая подвижность ребенка в значительной мере определяется и его конституциональными особенностями, степенью живости или темпераментом [12, 13, 15]. С первых дней жизни можно наблюдать ленивых, малоподвижных или, наоборот, сверхподвижных детей, что может говорить о повышенной нервной возбудимости. Спектр движений наряду с комплексной оценкой здоровья является надежным критерием гармоничного развития новорожденного ребенка.

У здоровых новорожденных спонтанная двигательная активность проявляется в периодическом сгибании и разгибании ног, их перекресте, отталкивании от опоры, движениях рук на уровне груди в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах со сжатием кистей. Для здоровых новорожденных такой вид движений является физиологичным, так как преобладает экстрапирамидная регуляция моторики [10]. Следовательно, для раннего выявления различных отклонений, связанных с перинатальной патологией у новорожденных, необходимо искать новые методы прогнозирования отдаленных отклонений. По данным зарубежных исследований, подтвержденных работами Э.В. Лисиной, наличие патологических траекторий спонтанных движений у новорожденного ребенка является в 91-96% случаев ранним признаком отдаленных двигательных расстройств вплоть до формирования детского церебрального паралича [8, 9]. Таким образом, учитывая актуальность проблемы и недостаточное количество работ по данной проблематике обусловливает актуальность проведения исследо-

вания с позиций не только прикладного, но и фундаментального характера.

Цель работы - изучение индивидуально-типологических особенностей спонтанной двигательной активности здоровых новорожденных.

Материалы и методы исследования. Обследовано 456 новорождённых в раннем неонатальном периоде (10-14 дней). В результате клинико-анамнестического и физикального обследования были выделены 123 новорожденных I группы здоровья (нормальное течение беременности и родов, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов, отсутствие пограничных состояний в роддоме). Для оценки двигательной активности использовали беспроводной подматрасный датчик «4,3' LCD» с дисплеем и беспроводным монитором движения «AC 417», который размещается под матрасом в кроватке, фиксировали спонтанную двигательную активность новорожденного в течение суточного цикла-каждые 3 часа, а также в течение недельного цикла [14]. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы «SPSS Statistics 17.0», рассчитывались общепринятые показатели описательной статистики (средние значения, t-критерий Стьюдента, а для выявления различий в уровне распределения типового признака применялись непараметрические тесты (критерии Манна-Уитни, Крускал-Уоллиса).

Результаты и их обсуждение. В результате анализа зарубежной и отечественной литературы мы встретили множество шкал для оценки двигательной активности у новорожденных, но единой четкой классификации уровня двигательной активности у детей раннего возраста нет. По данным исследований Э.В. Лисиной [8] было зафиксировано около 300 спонтанных движений у плода на 38-39 неделе гестации и около 400-500 у новорожденных с задержкой внутриутробного развития, что в целом позволяет взять за основу данный показатель. Мы же в своей работе опираясь на концепцию типологической вариабельности физиологической индивидуальности выделили четкие суточные и недельные показатели спонтанной двигательной активности у здоровых новорожденных [5, 6, 7].

На первом этапе по данным клинико-анамнестического и физикального обследования из 456 новорожденных в раннем неонатальном периоде (10-14 дней) были выделены 123 здоровых новорожденных (критерии включения - I группы здоровья нормальное течение беременности и родов, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов, отсутствие пограничных состояний в роддоме; критерии исключения - II,III,IV и V, дети с физиологической незрелостью, осложненный соматический и акушерско-гинекологический анамнез матери).

Двигательная активность фиксировалась каждые 3 часа в течение суточного цикла, что позволило как у мальчиков, так и у девочек выделить три группы детей с низкой, средней и высокой спонтанной двигательной активностью (СДА). Наблюдение в течение недельного цикла позволило подтвердить обоснованность такого разделения и определить нормативные интервалы по количеству суточных и недельных движений, которые представлены в таблице 1.

По нашим данным у детей с низким уровнем СДА количество движений в среднем составило 359±86 у

мальчиков и 327±53 у девочек, у группы новорожденных со среднем уровнем СДА- 551±67 у мальчиков и 497±61 у девочек, а у детей с высоким уровнем СДА -863±56 у мальчиков и 846±45 у девочек. Полученные данные были подтверждены статистически - по сравнению со средними значениями были установлены статистически значимые различия в крайних группах как в течение суточного, так и в течение недельного цикла (табл. 1).

Таблица 1

Индивидуально-типологические различия суточных и недельных показателей спонтанной двигательной активности у мальчиков (М) и девочек (Д)

Пол Показатели Уровень СДА Средние значения

низкая СДА средняя СДА высокая СДА

М n 15 29 19 63

сутки 359±86** 551± 67* 863± 56* ** 591±42

неделя 2513±72** 3857±61* 6041±58* ** 4137±54

х2; Р 5,76; 0,43 2,78; 0,71 7,52; 0,23 40,11; 0,000

Д n 13 31 16 60

сутки 327±53** 497±61 * 846±45* ** 556±39

неделя 2289±67** 3479±49* 5922±61* ** 3892±52

х2; Р 6,01; 0,32 3,56; 0,52 5,58; 0,33 39,88; 0,000

Примечание: * - показано различие параметров с уровнем достоверности р=0,05 относительно I группы (НПДА); ** - показано различие параметров с уровнем достоверности р=0,05 относительно средних значений.

Дополнительно для подтверждения различий в уровне спонтанной двигательной активности между тремя группами был использован критерий Крускал-Уоллиса. Индивидуальные значения всей группы обследуемых новорожденных ранжировались как одна общая выборка, после подсчета суммы рангов ранговые значения возвращались в свои первоначальные выборки. Результаты непараметрических вычислений показали преобладание низких значений рангов в группе новорожденных в низкой СДА (Mean Rank у мальчиков 52,0; у девочек 48,0), средних во II группе

(Mean Rank у мальчиков 156,5 и у девочек 157,50) и высоких с высокой спонтанной двигательной активностью (Mean Rank соответственно 267,5 у мальчиков и 273,0 у девочек). Дополнительно это было подтверждено эмпирическим значением критерия х2 (Chi-Square) =284,098, р=0,001 у мальчиков и х2=289,862, р=0,001 у девочек. Визуализации различий спонтанной двигательной активности у мальчиков (М) и девочек (Д) по Н-критерию Крускал-Уоллиса (р=0,001) представлена на рисунке 1.

—--—

Журчи. I включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

М

низкая СДА средняя СДА высокая СДА

низкая СДА средняя СДА высокая СДА

Рис.1. Различия в уровне спонтанной двигательной активности у мальчиков (М) и девочек (Д) по Н-критерию

Крускал-Уоллиса (р=0,001).

Установление различного уровня типового показателя - уровня спонтанной двигательной активности у здоровых новорожденных становится основой для дальнейших исследований. Дальнейшее изучение показателей уровня физического и нервно-психического развития, а также клинико-лабораторных показателей у детей трех функциональных типов позволит разработать четкие комплексные диагностические алго-

ритмы эффективного мониторинга переходных состояний.

Заключение. Полученные результаты позволили нам охарактеризовать уровень спонтанной двигательной активность как типовой индивидуальный признак, что позволяет выделить в здоровой популяции три группы - новорожденные с низкой, средней и высокой спонтанной двигательной активностью.

—--—

Журчи. I включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.