Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия'

Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGY / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL TESTING / ИНФАНТИЛИЗМ / INFANTILISM / ХАРАКТЕРОЛОГИЯ / CHARACTEROLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербачев Василий Владимирович

Представлены проявления особенностей личностно-характерологических качеств, свойственных участникам субкультуры ролевых игр живого действия на примере 50 участников этой субкультуры в возрасте 19-25 лет (исследуемая группа), в сравнении с 50 лицами в возрасте 19-25 лет, никогда не участвовавших в ролевых играх живого действия (контрольная группа). Исследуемая группа показала выраженные значения, значимо отличающиеся от данных контрольной группы по следующим факторам: «Демонстративность», «Экзальтированность» и «Циклотимность» в тесте Шмишека (SF, H.Schmieschek, адаптация В.М. Блейхера, Н.Б. Фельдмана), B+,E+,G-,L+,M+,N-,Q1+,Q2+,Q3-,Q4+ в тесте Кеттелла (Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (в адаптации Капустиной А.Н.)), в III, IV и V октантах раздела «Я-реальное» и II, VII и VIII раздела «Я-идеальное» теста Лири (Методика исследования представлений о «Я» Т. Лири. (в адаптации Собчик Л.Н.)), а также сниженный уровень социального интеллекта по всем субтестам теста Гилфорда «Социальный интеллект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербачев Василий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual and Psychological Features of Participants of Subculture of Live Action Role-Playing Games

Here are described the presentations of personal-characterological features typical in the subculture of live action role-playing games participants as exemplified in the sample of 50 participants from this subculture aged 19-25 years (a study group), compared to 50 persons aged 19-25 years, never participated in live-action role-playing games (a control group). The study group showed marked values that significantly differ from the control group data of the following factors: "ostentation", "exaltation" and "cyclothymic" in Schmieschek test (SF, H.Schmieschek, adapted by V.M.Bleicher, N.B. Feldman). B + E +, G-, L +, M +, N-, Q1 +, Q2 +, Q3-, Q4 + in test of Cattell (Multivariate Personality Inventory of R.Cattell. (Adapted by A.N.Kapustina)), the III, IV and section V octants in "I am real" and II, VII and VIII in "I-ideal" in Leary test (Methodology of the ideas of "I" T.Leary. (adapted by L.N.Sobchik)), as well as the reduced level of social intelligence on all subtests of Guildford test "Social Intelligence".

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия»

УДК 159.9

В. В. Щербачев

Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия

Представлены проявления особенностей личностно-характерологических качеств, свойственных участникам субкультуры ролевых игр живого действия на примере 50 участников этой субкультуры в возрасте 19-25 лет (исследуемая группа), в сравнении с 50 лицами в возрасте 19-25 лет, никогда не участвовавших в ролевых играх живого действия (контрольная группа). Исследуемая группа показала выраженные значения, значимо отличающиеся от данных контрольной группы по следующим факторам: «Демонстративность», «Экзальтированность» и «Циклотимность» в тесте Шмишека (SF, H.Schmieschek, адаптация В.М. Блейхера, Н.Б. Фельдмана), B+,E+,G-,L+,M+,N-,Q1+,Q2+,Q3-,Q4+ в тесте Кеттелла (Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (в адаптации Капустиной А.Н.)), в III, IV и V октантах раздела «Я-реальное» и II, VII и VIII раздела «Я-идеальное» теста Лири (Методика исследования представлений о «Я» Т. Лири. (в адаптации Собчик Л.Н.)), а также сниженный уровень социального интеллекта по всем субтестам теста Гилфорда «Социальный интеллект».

Ключевые слова: психология личности, психодиагностика, инфантилизм, характерология.

V. V. Shcherbachiov

Individual and Psychological Features of Participants of Subculture of Live Action Role-Playing Games

Here are described the presentations of personal-characterological features typical in the subculture of live action role-playing games participants as exemplified in the sample of 50 participants from this subculture aged 19-25 years (a study group), compared to 50 persons aged 19-25 years, never participated in live-action role-playing games (a control group). The study group showed marked values that significantly differ from the control group data of the following factors: "ostentation", "exaltation" and "cyclothymic" - in Schmieschek test (SF, H.Schmieschek, adapted by V.M.Bleicher, N.B. Feldman). B + E +, G-, L +, M +, N-, Q1 +, Q2 +, Q3-, Q4 + in test of Cattell (Multivariate Personality Inventory of R.Cattell. (Adapted by A.N.Kapustina)), the III, IV and section V octants in "I am real" and II, VII and VIII in "I-ideal" in Leary test (Methodology of the ideas of "I" T.Leary. (adapted by L.N.Sobchik)), as well as the reduced level of social intelligence on all subtests of Guildford test "Social Intelligence".

Keywords: psychology, psychological testing, infantilism, characterology.

Введение

Ролевые игры - вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящий в воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций, представленных в форме конкретных сюжетов, при посредстве формальных моделей и с участием ведущего («мастера»), исполняющего функции сценариста и арбитра [4].

Впервые ролевая игра как отдельный вид досуга возникла в США в 1970-х годах, и в первую очередь это была настольная словесная ролевая игра под названием «Dungeons&Dragons». Первый тираж в 1000 копий, продававшихся за 10 долларов, разошелся менее чем за год [6].

В Россию ролевые игры пришли в середине 90-х годов. Возникшие на волне культурных феноменов, пришедших с Запада, они были изначально проникнуты духом творчества и ухода от повседневности. В очень короткие сроки ролевые игры привлекли большое количество заинтересованных, сформировавших вокруг своего увлече-

© Щербачев В. В., 2014

ния субкультуру. Этот процесс происходил на фоне политического и культурного кризиса России, когда старые ценности отвергались, а новые сформировались лишь на материальном уровне. Не удивительно, что ролевое движение включило в себя преимущественно молодежь, которую не привлекала (даже отвращала) политика, не интересовали активные общественно-политические действия -демонстрации, манифесты, протесты [5].

В последнее время ролевое движение в России получает широкое распространение. Доказательством данного тезиса может выступить увеличение количества заявок на участие в различных фестивалях «ролевиков»: на Казанском фестивале фантастики и ролевых игр, где в еще в 1998 году количество заявок не превышало 600, в 2002-м число участников превысило две тысячи [2].

Среди лиц, увлекающихся ролевыми играми, встречаются люди разных возрастов и социальных классов. Остро стоят вопросы наличия дезадаптирующих и адаптирующих аспектов влияния

ролевых игр на их участников, обучающего и терапевтического потенциала этого занятия. Именно поэтому исследование ролевых игр и их участниками является актуальной и имеет большой потенциал развития

Материалы и методы

Были обследованы 50участников ролевых игр живого действия,в возрасте 19-26 лет, средний возраст - (23± 0,8 лет). 25 испытуемых (50 %), было мужского пола, 25 (50 %) - женского, у всех испытуемых исследуемой группы методом анкетирования был установлен стаж участия в ролевых играх от трех лет, с интенсивностью 2-3 крупные и 4-5 малых игр в год.

Для проверки значимости полученных данных была сформирована контрольная группа, состоящая из 50 человек в возрасте 19-26 лет, никогда не участвовавших в ролевых играх. 25 (50%) испытуемых контрольной группы было мужского пола, 25 (50%) женского. Контрольная группа была набрана слепым методом, без учета специфики социальных особенностей испытуемых.

Критериями включения в исследуемую группу были:

- возраст от 19 до 26 лет,

- опыт участия в ролевых играх живого действия от трех лет;

- интенсивность участия в ролевых игр от двух крупных и 4-5 малых игр в год;

- критериями включения в контрольную группу являлись:

- возраст от 19 до 26 лет;

- отсутствие любого опыта участия в ролевых играх живого действия;

Для диагностики характерологических и личностных особенностей испытуемых были использованы:

- Опросник Шмишека (SF, H.Schmieschek, адаптация В.М. Блейхера, Н.Б. Фельдмана).

- Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. (В адаптации Капустиной А.Н.)

- Методика исследования представлений о «Я» Т. Лири. (в адаптации Собчик Л.Н.)

- Тест Гилфорда «Социальный интеллект»

Результаты исследования проверены на нормальность распределения. Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистические пакеты SPSS 17.0 и Ex-celXP (Microsoft 2007).

Результаты исследования

Полученные данные о распространенности типов акцентуаций характера в исследуемой и контрольной группах позволяют выделить три ярко выраженных типа акцентуцации характера у активных участников ролевых игр: «Демонстративный», «Экзальтированный» и «Циклотим-ный» (таб.1).

Таблица №1. Сравнение исследуемых групп по степени выраженности типов акцентуаций характера (патохарактерологический опросник Шмишека)

Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р(иМ-

- значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

Таким образом, усредненный характерологический портрет активного участника ролевых игр можно описать как эмоционально и психически лабильного индивида, остро реагирующего на относительно слабые стимулы среды, подверженного частой смене настроений и состояний, импульсивного и порывистого, зависимого от внешних импульсов, нуждающегося в близком контакте с другими людьми. В то же время этому индивиду присущи такие качества, как эгоцентризм, потребность в признании, восхищении, сочувствии и постоянном внимании к его персоне, и, как следствие, склонность к манипулированию, высокой приспособляемости к другим

Тип Среднее значение в группе (Me±SD) р^-W)

Исследуемая, n=50 Контрольная, n=50

Демонстративный* 14.2±3,57 8,6±3,14 0,00016

Застревающий 11.6±3,1 11,4±3,62 0,54

Педантичный 8.1±3,1 10,6±4,38 0,953273

Возбудимый 11,94±4,31 11±6,01 0,000057

Гипертимный 12,2±5,56 10,04±5,44 0,258230

Дистимический 8,6±4,34 10,48±6,4 0,050249

Тревожный 8,26±5,38 12,06±4,66 0,089910

Экзальтированный* 16,08±6,62 7,84±5,77 0,012096

Эмотивный 12,7±5,2 9,84±3,73 0,000000

Циклотимный* 14,94±5,97 9,24±3,11 0,050249

А 4,64±1,64 5,04±1,55 0,569533

В* 7,88±2,05 5,8±1,77 0,000000

С 6,44±2,04 6,36±2,23 0,590772

Е* 7,32±2,09 5,96±1,55 0,003914

F 4,80±1,31 4,8±1,31 0,780092

в* 3,74±1,92 6,28±1,37 0,000000

Н 5,78±2,33 5,08±2,21 0,152584

I 6,84±1,9 6,66±1,66 0,639227

L* 7,38±1,46 5,4±1,73 0,000000

М* 6,82±2,14 5,32±1,77 0,000016

№ 4,28±1,46 5,46±1,92 0,007712

О 6,32±1,87 5,66±1,66 0,116000

01* 6,14±1,92 5,14±1,74 0,004508

02* 7,08±2,46 5,08±1,58 0,000001

03* 5,30±1,96 7,00±1,45 0,000474

04* 7,08±1,38 4,76±2,16 0,000042

людям, фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны. Такому индивиду могут быть свойственны легкость в установлении поверхностных контактов, провокативность, эпатажность и бравада, защищающие неадекватно высокую или заниженную самооценку. С другой стороны, для него может быть характерен уход в свои фантазии, мечтательность и отстраненность. Высокая эмоциональная чувствительность позволяет сопереживать выдуманным персонажам и ситуациям, что может являться более безопасным способом утоления эмоционального голода, чем реальный контакт с другими людьми.

Вышеописанные характерологические тенденции можно проследить и в личностном портрете участников ролевых игр живого действия (исследованном нами с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла). Полученные данные (таб.2) позволяют сделать вывод о том, что активным участникам ролевых игр свойственна большая, нежели испытуемым контрольной группы независимость, самоуверенность, оригинальность, ориентирование на себя, независимость, стремление к самодостаточности и приоритет собственного мнения (Е+ и Q2+). Также следует отметить значимо выраженную внутреннюю напряженность, ревнивость, подозрительное отношение к окружению, взволнованность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящих разрядки и (04+). Эти качества усугубляются горячностью, спонтанностью в поведении (N-1, склонностью к небрежности, легкомысленности и непостоянности и нежелание связывать себя правилами, претенциозностью (в-).

Таблица №2 «Сравнение анализируемых групп по личностно-характерологическим чертам» (многофакторный личностный опросник Кеттелла)

Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р(иМ-

- значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; Знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

Выявленное сочетание личностных факторов позволяет предположить внутриличностный конфликт, связанный с недоверчивым, противоречащим отношением к социальной действительности, негативизмом в отношении авторитетов и потребностью в самоутверждении и самоопределении. Внешнюю форму и особенности разрядки этого конфликта могут определять такие качества, как: высокий интеллектуальный и культурный уровень, умение анализировать и делать выводы (В+), углубленность в себя, склонность к рефлексии, увлеченность искусством, теорией, богатое воображение, оторванность от практики и быта (М+).

Важными также представляются данные о Я-концепции участников ролевых игр живого действия. Значимые различия данных исследуемой и контрольной групп (таблица№4) выявлены в разделе «Я-реальное», в шкалах, III, IV и V - «агрессивность», «подозрительность» и «подчиняе-мость», и октантов VII и VIII - «дружелюбие» и «альтруизм», а так же октанта II - «эгоизм».

Тип Среднее значение в группе

(Me±SD)

Исследуемая, Контрольная,

п=50 п=50

Таблица № 4 «Сравнение представлений о Я у экспериментальной и контрольной групп» (методика представлений о «Я» Т. Лири)

Тип (я- реальное) Среднее значение в группе (Me±SD) р(Uм-w) Тип (я- идеальное) Среднее значение в группе (Me±SD) р(Uм-w)

Исследуемая, п=50 Контрольная, п=50

Исследуемая, п=50 Контрольная, п=50

I 4,84± 3,07 5,5±1,36 0,009 I 7,62±1,91 7,55±2,26 0,838

Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р(иМ-- значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; Знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

Исходя из вышеприведенных данных и их интерпретаций, участникам ролевых игр живого действия свойствен сниженный, относительно контрольной группы и статистической нормы, уровень социального интеллекта.

II 5,04±3,21 5,1±1,46 0,317 II* 6,34±2,95 4,71±2,42 0,0074

III* 5,92±2,74 4,9±0,8 0,000032 III 5,42±2,98 4,23±1,97 0,0719

IV* 7,12±3,76 4,3±1,75 0,003 IV 4,94±3,82 3,37±1,87 0,08

V* 6,18±3,43 5,1±1,95 0,006 V 3,36±2,73 2,62±1,92 0,38

VI 5,54±2,44 4,5±1,57 0,91 VI 4,4±2,46 3,83±2,08 0,35

VII 5,58±3,01 4,1±1.88 0,26 VII* 7,1±3,14 5,14±1,93 0,000083

VIII 4,5±3,01 3,07±1.57 0,74 VIII* 6,5±2,44 5,50±1,78 0,0084

Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р (иМ^) -значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; Знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами

Из этого можно сделать предположение, что активным участникам ролевых игр более свойственны такие типы отношения к окружающим, как прямолинейность, откровенность, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, раздражительность, а также наличие трудностей в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения. Можно предположить, что вышеописанное отношение формируется под влиянием низкой самооценки, робости и неуверенности в собственных силах.

Полученные данные также можно интерпретировать как потребность в усилении своих личностных позиций, обретение чувства уверенно-

сти и одновременно установки, возможно бессознательной, на социальную желательность.

Важным для составления индивидуально-психологического портрета участников ролевых игр живого действия, является понимание особенностей их социальной адаптации и социального интеллекта. Согласно данным исследования (таблица №5), участникам ролевых игр живого действия характерен уровень и объем социального интеллекта, характеризующийся затрудненным пониманием социальных закономерностей, социальных последствий своих и чужих поступков, а также сложностями при прогнозировании чужого поведения.

Таблица №5

Сравнение анализируемых групп по уровню социального интеллекта (тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект)

Тип Среднее значение в группе (Me±SD) р(Uм-w)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследуемая, п=50 Контрольная, п=50

Суб1* 3,94± 0,83 4,28±0,66 0,00215

Суб2* 3,12±0,77 4,26±0,65 0,001

Суб3* 3,36±1,16 4,2±0,69 0,00326

Суб4* 3,06±0,88 3,18±0,58 0,062

Композитная оценка* 3,45±0,58 4,55±0,51 0,0000000011

Заключение

Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о том, что важнейшей особенностью личностных свойств активных участни-

ков ролевого движения является внутренний конфликт между высокой эмоциональной чувствительностью (способностью переживать сильные эмоции в ответ на относительно незначи-

тельные стимулы среды), потребностью во внимании и восприятием социума как опасной, враждебной среды. Можно предположить, что данное восприятие социума порождается низким уровнем социального ориентирования. Этот конфликт закрепляется через характерологическую склонность к смене гипертимных и дистимных состояний. Также можно предположить, что такие личностные особенности, как агрессивность, радикализм, стремление к независимости, а также мечтательность, склонность к фантазированию и наделению собственных воображаемых реальностей большей значимостью, чем окружающая реальность, являются попыткой адаптации к вышеописанному внутреннему конфликту. Подобное сочетание черт характерно для периода, который В. А. Гурьева, В. Я. Семке и В. Я. Гиндикин называли старшим подростковым возрастом [1].

Подводя итоги, мы можем сказать, что ролевая игра способствует избавлению от страха перед социумом, а также является механизмом познания социума через смену масок, отражающих те или иные социальные роли и отношения.

Библиографический список

1. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты) [Текст]. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1994. с. 12

2. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России [Текст]. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. -104 с.

3. Медведев Е.А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность [Текст]: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Москва, 2004 186 с. РГБ ОД, 61:04-22/542

4. Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990-2006 годах [Текст]. - Тверь: ТГУ, 2007

5. Steve Winter. 30 Years of Adventure: A Celebration of Dungeons&Dragons. - Wizards of the Coast, 2004.

Bibliograficheskij spisok

1. Gur'eva VA. , Semke V.YA., Gindikin V.YA. Psi-khopatologiya podrostkovogo vozrasta (teoreticheskij, klinicheskij i sudebno-psikhiatricheskij aspekty) [Tekst]. -Tomsk: Izd-vo Tom. Un-ta, 1994. s. 12

2. Kupriyanov B.V., Podobin А.Е. Ocherki obshhest-vennoj pedagogiki: rolevoe dvizhenie v Rossii [Tekst]. -Kostroma: KGU im. МА. Nekrasova, 2003. - 104 s.

3. Medvedev Е.А. Subkul'tura uchastnikov role-vykh igr i metody issledovaniya ee vozdejstviya na lichnost'

[Tekst]: dis. ... kand. sotsiol. nauk : 22.00.06 : Moskva, 2004 186 c. RGB OD, 61:04-22/542

4. Slavko M.A. Rolevoe dvizhenie v Rossii v 19902006 godakh [Tekst]. - Tver': TGU, 2007

5. Steve Winter. 30 Years of Adventure: A Celebration of Dungeons&Dragons. — Wizard soft he Coast, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.