УДК 159.9
В. В. Щербачев
Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия
Представлены проявления особенностей личностно-характерологических качеств, свойственных участникам субкультуры ролевых игр живого действия на примере 50 участников этой субкультуры в возрасте 19-25 лет (исследуемая группа), в сравнении с 50 лицами в возрасте 19-25 лет, никогда не участвовавших в ролевых играх живого действия (контрольная группа). Исследуемая группа показала выраженные значения, значимо отличающиеся от данных контрольной группы по следующим факторам: «Демонстративность», «Экзальтированность» и «Циклотимность» в тесте Шмишека (SF, H.Schmieschek, адаптация В.М. Блейхера, Н.Б. Фельдмана), B+,E+,G-,L+,M+,N-,Q1+,Q2+,Q3-,Q4+ в тесте Кеттелла (Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (в адаптации Капустиной А.Н.)), в III, IV и V октантах раздела «Я-реальное» и II, VII и VIII раздела «Я-идеальное» теста Лири (Методика исследования представлений о «Я» Т. Лири. (в адаптации Собчик Л.Н.)), а также сниженный уровень социального интеллекта по всем субтестам теста Гилфорда «Социальный интеллект».
Ключевые слова: психология личности, психодиагностика, инфантилизм, характерология.
V. V. Shcherbachiov
Individual and Psychological Features of Participants of Subculture of Live Action Role-Playing Games
Here are described the presentations of personal-characterological features typical in the subculture of live action role-playing games participants as exemplified in the sample of 50 participants from this subculture aged 19-25 years (a study group), compared to 50 persons aged 19-25 years, never participated in live-action role-playing games (a control group). The study group showed marked values that significantly differ from the control group data of the following factors: "ostentation", "exaltation" and "cyclothymic" - in Schmieschek test (SF, H.Schmieschek, adapted by V.M.Bleicher, N.B. Feldman). B + E +, G-, L +, M +, N-, Q1 +, Q2 +, Q3-, Q4 + in test of Cattell (Multivariate Personality Inventory of R.Cattell. (Adapted by A.N.Kapustina)), the III, IV and section V octants in "I am real" and II, VII and VIII in "I-ideal" in Leary test (Methodology of the ideas of "I" T.Leary. (adapted by L.N.Sobchik)), as well as the reduced level of social intelligence on all subtests of Guildford test "Social Intelligence".
Keywords: psychology, psychological testing, infantilism, characterology.
Введение
Ролевые игры - вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящий в воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций, представленных в форме конкретных сюжетов, при посредстве формальных моделей и с участием ведущего («мастера»), исполняющего функции сценариста и арбитра [4].
Впервые ролевая игра как отдельный вид досуга возникла в США в 1970-х годах, и в первую очередь это была настольная словесная ролевая игра под названием «Dungeons&Dragons». Первый тираж в 1000 копий, продававшихся за 10 долларов, разошелся менее чем за год [6].
В Россию ролевые игры пришли в середине 90-х годов. Возникшие на волне культурных феноменов, пришедших с Запада, они были изначально проникнуты духом творчества и ухода от повседневности. В очень короткие сроки ролевые игры привлекли большое количество заинтересованных, сформировавших вокруг своего увлече-
© Щербачев В. В., 2014
ния субкультуру. Этот процесс происходил на фоне политического и культурного кризиса России, когда старые ценности отвергались, а новые сформировались лишь на материальном уровне. Не удивительно, что ролевое движение включило в себя преимущественно молодежь, которую не привлекала (даже отвращала) политика, не интересовали активные общественно-политические действия -демонстрации, манифесты, протесты [5].
В последнее время ролевое движение в России получает широкое распространение. Доказательством данного тезиса может выступить увеличение количества заявок на участие в различных фестивалях «ролевиков»: на Казанском фестивале фантастики и ролевых игр, где в еще в 1998 году количество заявок не превышало 600, в 2002-м число участников превысило две тысячи [2].
Среди лиц, увлекающихся ролевыми играми, встречаются люди разных возрастов и социальных классов. Остро стоят вопросы наличия дезадаптирующих и адаптирующих аспектов влияния
ролевых игр на их участников, обучающего и терапевтического потенциала этого занятия. Именно поэтому исследование ролевых игр и их участниками является актуальной и имеет большой потенциал развития
Материалы и методы
Были обследованы 50участников ролевых игр живого действия,в возрасте 19-26 лет, средний возраст - (23± 0,8 лет). 25 испытуемых (50 %), было мужского пола, 25 (50 %) - женского, у всех испытуемых исследуемой группы методом анкетирования был установлен стаж участия в ролевых играх от трех лет, с интенсивностью 2-3 крупные и 4-5 малых игр в год.
Для проверки значимости полученных данных была сформирована контрольная группа, состоящая из 50 человек в возрасте 19-26 лет, никогда не участвовавших в ролевых играх. 25 (50%) испытуемых контрольной группы было мужского пола, 25 (50%) женского. Контрольная группа была набрана слепым методом, без учета специфики социальных особенностей испытуемых.
Критериями включения в исследуемую группу были:
- возраст от 19 до 26 лет,
- опыт участия в ролевых играх живого действия от трех лет;
- интенсивность участия в ролевых игр от двух крупных и 4-5 малых игр в год;
- критериями включения в контрольную группу являлись:
- возраст от 19 до 26 лет;
- отсутствие любого опыта участия в ролевых играх живого действия;
Для диагностики характерологических и личностных особенностей испытуемых были использованы:
- Опросник Шмишека (SF, H.Schmieschek, адаптация В.М. Блейхера, Н.Б. Фельдмана).
- Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. (В адаптации Капустиной А.Н.)
- Методика исследования представлений о «Я» Т. Лири. (в адаптации Собчик Л.Н.)
- Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
Результаты исследования проверены на нормальность распределения. Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистические пакеты SPSS 17.0 и Ex-celXP (Microsoft 2007).
Результаты исследования
Полученные данные о распространенности типов акцентуаций характера в исследуемой и контрольной группах позволяют выделить три ярко выраженных типа акцентуцации характера у активных участников ролевых игр: «Демонстративный», «Экзальтированный» и «Циклотим-ный» (таб.1).
Таблица №1. Сравнение исследуемых групп по степени выраженности типов акцентуаций характера (патохарактерологический опросник Шмишека)
Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р(иМ-
- значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.
Таким образом, усредненный характерологический портрет активного участника ролевых игр можно описать как эмоционально и психически лабильного индивида, остро реагирующего на относительно слабые стимулы среды, подверженного частой смене настроений и состояний, импульсивного и порывистого, зависимого от внешних импульсов, нуждающегося в близком контакте с другими людьми. В то же время этому индивиду присущи такие качества, как эгоцентризм, потребность в признании, восхищении, сочувствии и постоянном внимании к его персоне, и, как следствие, склонность к манипулированию, высокой приспособляемости к другим
Тип Среднее значение в группе (Me±SD) р^-W)
Исследуемая, n=50 Контрольная, n=50
Демонстративный* 14.2±3,57 8,6±3,14 0,00016
Застревающий 11.6±3,1 11,4±3,62 0,54
Педантичный 8.1±3,1 10,6±4,38 0,953273
Возбудимый 11,94±4,31 11±6,01 0,000057
Гипертимный 12,2±5,56 10,04±5,44 0,258230
Дистимический 8,6±4,34 10,48±6,4 0,050249
Тревожный 8,26±5,38 12,06±4,66 0,089910
Экзальтированный* 16,08±6,62 7,84±5,77 0,012096
Эмотивный 12,7±5,2 9,84±3,73 0,000000
Циклотимный* 14,94±5,97 9,24±3,11 0,050249
А 4,64±1,64 5,04±1,55 0,569533
В* 7,88±2,05 5,8±1,77 0,000000
С 6,44±2,04 6,36±2,23 0,590772
Е* 7,32±2,09 5,96±1,55 0,003914
F 4,80±1,31 4,8±1,31 0,780092
в* 3,74±1,92 6,28±1,37 0,000000
Н 5,78±2,33 5,08±2,21 0,152584
I 6,84±1,9 6,66±1,66 0,639227
L* 7,38±1,46 5,4±1,73 0,000000
М* 6,82±2,14 5,32±1,77 0,000016
№ 4,28±1,46 5,46±1,92 0,007712
О 6,32±1,87 5,66±1,66 0,116000
01* 6,14±1,92 5,14±1,74 0,004508
02* 7,08±2,46 5,08±1,58 0,000001
03* 5,30±1,96 7,00±1,45 0,000474
04* 7,08±1,38 4,76±2,16 0,000042
людям, фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны. Такому индивиду могут быть свойственны легкость в установлении поверхностных контактов, провокативность, эпатажность и бравада, защищающие неадекватно высокую или заниженную самооценку. С другой стороны, для него может быть характерен уход в свои фантазии, мечтательность и отстраненность. Высокая эмоциональная чувствительность позволяет сопереживать выдуманным персонажам и ситуациям, что может являться более безопасным способом утоления эмоционального голода, чем реальный контакт с другими людьми.
Вышеописанные характерологические тенденции можно проследить и в личностном портрете участников ролевых игр живого действия (исследованном нами с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла). Полученные данные (таб.2) позволяют сделать вывод о том, что активным участникам ролевых игр свойственна большая, нежели испытуемым контрольной группы независимость, самоуверенность, оригинальность, ориентирование на себя, независимость, стремление к самодостаточности и приоритет собственного мнения (Е+ и Q2+). Также следует отметить значимо выраженную внутреннюю напряженность, ревнивость, подозрительное отношение к окружению, взволнованность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящих разрядки и (04+). Эти качества усугубляются горячностью, спонтанностью в поведении (N-1, склонностью к небрежности, легкомысленности и непостоянности и нежелание связывать себя правилами, претенциозностью (в-).
Таблица №2 «Сравнение анализируемых групп по личностно-характерологическим чертам» (многофакторный личностный опросник Кеттелла)
Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р(иМ-
- значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; Знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.
Выявленное сочетание личностных факторов позволяет предположить внутриличностный конфликт, связанный с недоверчивым, противоречащим отношением к социальной действительности, негативизмом в отношении авторитетов и потребностью в самоутверждении и самоопределении. Внешнюю форму и особенности разрядки этого конфликта могут определять такие качества, как: высокий интеллектуальный и культурный уровень, умение анализировать и делать выводы (В+), углубленность в себя, склонность к рефлексии, увлеченность искусством, теорией, богатое воображение, оторванность от практики и быта (М+).
Важными также представляются данные о Я-концепции участников ролевых игр живого действия. Значимые различия данных исследуемой и контрольной групп (таблица№4) выявлены в разделе «Я-реальное», в шкалах, III, IV и V - «агрессивность», «подозрительность» и «подчиняе-мость», и октантов VII и VIII - «дружелюбие» и «альтруизм», а так же октанта II - «эгоизм».
Тип Среднее значение в группе
(Me±SD)
Исследуемая, Контрольная,
п=50 п=50
Таблица № 4 «Сравнение представлений о Я у экспериментальной и контрольной групп» (методика представлений о «Я» Т. Лири)
Тип (я- реальное) Среднее значение в группе (Me±SD) р(Uм-w) Тип (я- идеальное) Среднее значение в группе (Me±SD) р(Uм-w)
Исследуемая, п=50 Контрольная, п=50
Исследуемая, п=50 Контрольная, п=50
I 4,84± 3,07 5,5±1,36 0,009 I 7,62±1,91 7,55±2,26 0,838
Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р(иМ-- значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; Знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.
Исходя из вышеприведенных данных и их интерпретаций, участникам ролевых игр живого действия свойствен сниженный, относительно контрольной группы и статистической нормы, уровень социального интеллекта.
II 5,04±3,21 5,1±1,46 0,317 II* 6,34±2,95 4,71±2,42 0,0074
III* 5,92±2,74 4,9±0,8 0,000032 III 5,42±2,98 4,23±1,97 0,0719
IV* 7,12±3,76 4,3±1,75 0,003 IV 4,94±3,82 3,37±1,87 0,08
V* 6,18±3,43 5,1±1,95 0,006 V 3,36±2,73 2,62±1,92 0,38
VI 5,54±2,44 4,5±1,57 0,91 VI 4,4±2,46 3,83±2,08 0,35
VII 5,58±3,01 4,1±1.88 0,26 VII* 7,1±3,14 5,14±1,93 0,000083
VIII 4,5±3,01 3,07±1.57 0,74 VIII* 6,5±2,44 5,50±1,78 0,0084
Пояснения: Ме - среднее; SD - стандартное отклонение; п - количество испытуемых в группе; р (иМ^) -значимость различий между группами по критерию и Манна-Уитни; Знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами
Из этого можно сделать предположение, что активным участникам ролевых игр более свойственны такие типы отношения к окружающим, как прямолинейность, откровенность, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, раздражительность, а также наличие трудностей в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения. Можно предположить, что вышеописанное отношение формируется под влиянием низкой самооценки, робости и неуверенности в собственных силах.
Полученные данные также можно интерпретировать как потребность в усилении своих личностных позиций, обретение чувства уверенно-
сти и одновременно установки, возможно бессознательной, на социальную желательность.
Важным для составления индивидуально-психологического портрета участников ролевых игр живого действия, является понимание особенностей их социальной адаптации и социального интеллекта. Согласно данным исследования (таблица №5), участникам ролевых игр живого действия характерен уровень и объем социального интеллекта, характеризующийся затрудненным пониманием социальных закономерностей, социальных последствий своих и чужих поступков, а также сложностями при прогнозировании чужого поведения.
Таблица №5
Сравнение анализируемых групп по уровню социального интеллекта (тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект)
Тип Среднее значение в группе (Me±SD) р(Uм-w)
Исследуемая, п=50 Контрольная, п=50
Суб1* 3,94± 0,83 4,28±0,66 0,00215
Суб2* 3,12±0,77 4,26±0,65 0,001
Суб3* 3,36±1,16 4,2±0,69 0,00326
Суб4* 3,06±0,88 3,18±0,58 0,062
Композитная оценка* 3,45±0,58 4,55±0,51 0,0000000011
Заключение
Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о том, что важнейшей особенностью личностных свойств активных участни-
ков ролевого движения является внутренний конфликт между высокой эмоциональной чувствительностью (способностью переживать сильные эмоции в ответ на относительно незначи-
тельные стимулы среды), потребностью во внимании и восприятием социума как опасной, враждебной среды. Можно предположить, что данное восприятие социума порождается низким уровнем социального ориентирования. Этот конфликт закрепляется через характерологическую склонность к смене гипертимных и дистимных состояний. Также можно предположить, что такие личностные особенности, как агрессивность, радикализм, стремление к независимости, а также мечтательность, склонность к фантазированию и наделению собственных воображаемых реальностей большей значимостью, чем окружающая реальность, являются попыткой адаптации к вышеописанному внутреннему конфликту. Подобное сочетание черт характерно для периода, который В. А. Гурьева, В. Я. Семке и В. Я. Гиндикин называли старшим подростковым возрастом [1].
Подводя итоги, мы можем сказать, что ролевая игра способствует избавлению от страха перед социумом, а также является механизмом познания социума через смену масок, отражающих те или иные социальные роли и отношения.
Библиографический список
1. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты) [Текст]. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1994. с. 12
2. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России [Текст]. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. -104 с.
3. Медведев Е.А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность [Текст]: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Москва, 2004 186 с. РГБ ОД, 61:04-22/542
4. Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990-2006 годах [Текст]. - Тверь: ТГУ, 2007
5. Steve Winter. 30 Years of Adventure: A Celebration of Dungeons&Dragons. - Wizards of the Coast, 2004.
Bibliograficheskij spisok
1. Gur'eva VA. , Semke V.YA., Gindikin V.YA. Psi-khopatologiya podrostkovogo vozrasta (teoreticheskij, klinicheskij i sudebno-psikhiatricheskij aspekty) [Tekst]. -Tomsk: Izd-vo Tom. Un-ta, 1994. s. 12
2. Kupriyanov B.V., Podobin А.Е. Ocherki obshhest-vennoj pedagogiki: rolevoe dvizhenie v Rossii [Tekst]. -Kostroma: KGU im. МА. Nekrasova, 2003. - 104 s.
3. Medvedev Е.А. Subkul'tura uchastnikov role-vykh igr i metody issledovaniya ee vozdejstviya na lichnost'
[Tekst]: dis. ... kand. sotsiol. nauk : 22.00.06 : Moskva, 2004 186 c. RGB OD, 61:04-22/542
4. Slavko M.A. Rolevoe dvizhenie v Rossii v 19902006 godakh [Tekst]. - Tver': TGU, 2007
5. Steve Winter. 30 Years of Adventure: A Celebration of Dungeons&Dragons. — Wizard soft he Coast, 2004