Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности лиц юношеского возраста в зависимости от особенностей воспитания и структуры семьи'

Индивидуально-психологические особенности лиц юношеского возраста в зависимости от особенностей воспитания и структуры семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности лиц юношеского возраста в зависимости от особенностей воспитания и структуры семьи»

знания. При этом необходимо учитывать, что изменить сознание не легче, чем экономические, политические и социальные отношения.

Однако выполнить свое социально-историческое назначение институт образования может только при условии четко сформулированных требований, как со стороны общества, так и со стороны государства при условии их взаимной поддержки.

В заключение следует сказать, что в России образование как часть культуры реализуется де-факто на базе национальных культур и школа должна институциализированно формировать мировоззрение молодежи как патриотов многонационального государства.

И. В. Подольская

Индивидуально-психологические особенности лиц юношеского возраста в зависимости от особенностей воспитания и структуры семьи

По своим структурным и функциональным признакам современная семья значительно отличается от семьи предыдущего поколения. Дефицит современных исследований в данной области определяет актуальность научных работ, посвященных изучению психологии семьи и ее влияния на формирующуюся личность.

Современные статистические данные указывают на все возрастающее количество неполных семей и, как следствие, семей, где дети воспитываются преимущественно матерями или отцами.

Нами было проведено психологическое и социальнопсихологическое обследования студентов 1 и 2 курсов двух гуманитарных вузов, воспитывающихся как в полных, так и в неполных семьях. Выборка составила 179 человек. Возраст испытуемых 17-20 лет.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что тип воспитания, а также структура семьи может оказать значимое влияние на формирующуюся личность. Это будет проявляться в формировании психологических особенностей, определяющих успешность адаптации: копинг-стратегий личности, защитных психологических механизмов, коммуникативных способностей и др.

Интересные данные были выявлены в группе лиц, воспитывающихся обоими родителями, по сравнению с лицами, воспитывающимися одним из родителей. Достоверные отличия в двух группах были выявлены по результатам методик SACS, ИЖС, МЛО, СМИЛ, социометрия. Значение t-критерия Стьюдента p < 0,05 и выше.

Согласно результатам обследования, лица, воспитывающиеся обоими родителями в равной степени, более склонны давать социально желательные ответы, что вызвано их желанием произвести

202

благоприятное впечатление. Это может быть связано также и с реализацией ими приобретенных ролевых позиций родителей.

Данный факт проявляется и в особенностях реагирования на стрессовые ситуации и фрустрирующие события. Лица, воспитывающиеся обоими родителями, чаще прибегают к просоциальной модели преодолевающего поведения, выражающейся во вступлении в социальный контакт и поиске социальной поддержки. Лица, воспитывающиеся преимущественно одним родителем, в сложных жизненных ситуациях чаще прибегают к вытеснению, являющемуся, как известно, одним из примитивных и менее конструктивных механизмов психологической защиты. Вытеснение приводит к кумуляции аффекта и дальнейшему выходу его в различных формах. Формы его дальнейшего проявления будут зависеть от преимущественного типа воспитания (по мужскому или женскому типу).

Также в двух группах имеются достоверные отличия в особенностях межличностных взаимоотношений студентов младших курсов. Социальный статус юношей и девушек, воспитывающихся по преимущественному типу (мужскому или женскому), как личный и профессиональный, так и общий достоверно выше, чем в группах, воспитывающихся и женской, и мужской половиной. Таким образом, респонденты, воспитывающиеся преимущественно по мужскому или женскому типу, оказываются более авторитетными в коллективе сверстников. Их интеллектуальные способности и коммуникативные качества расцениваются однокурсниками как высокие, и вследствие этого растет и социальный статус.

Можно предположить, что высокий уровень межличностных и межгрупповых взаимоотношений у лиц с преимущественным типом воспитания определен их высокой потребностью в общении, принятии и, кроме того, реакцией компенсации, вызванной недостаточной реализацией потребности в общении с представителями разных гендеров в рамках семьи.

Выборка была разделена также по гендерному признаку. Сначала нами были изучены личностные особенности девушек с разным типом семейного воспитания.

В соответствии с результатами исследования, имеются достоверные отличия в двух группах девушек. С целью выявления достоверных отличий использовался ранговый U-критерий Манна-Уитни. Критические значения Umin = 49, Umax = 87. Далее приводятся только выявленные достоверные отличия в двух группах.

У первой группы девушек (с преимущественно мужским типом воспитания) достоверно выше показатели моральной нормативности. Это говорит о том, что девушки, воспитывающиеся мужчинами, более социабельны, следовательно, воспитание по мужскому типу предполагает ориентацию на социально-приемлемые нормы поведе-

203

ния. Это подтверждается данными шкалы К (коррекции), из которых следует, что девушки, воспитывающиеся преимущественно отцами и другими членами семьи мужского пола, в большей степени стремятся давать социально желательные ответы и создавать благоприятное впечатление.

Девушки с преимущественно мужским типом воспитания достоверно чаще прибегают к ассертивным действиям в качестве копинг-стратегии поведения, а также чаще избегают проблемные ситуации. Данному контингенту свойственно чаще прибегать к вытеснению в качестве психологической защиты. Девушки, преимущественно воспитывающиеся женщинами, чаще используют отрицание, проекцию и реактивные образования в качестве механизмов снятия напряжения и тревоги в ситуации стресса.

В целом показатель СНЗ (степени напряженности защиты), который является интегральной характеристикой, свидетельствующей о напряженности адаптационных механизмов и наличии определенного уровня тревоги и фрустрации, достоверно выше у девушек, воспитывающихся преимущественно по женскому типу.

Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, что девушки, воспитывающиеся преимущественно по женскому типу, лучше адаптируются в группе сверстников. Их социометрический статус как профессиональный, так и личный достоверно выше, чем у группы девушек, воспитывавшихся преимущественно мужчинами.

На следующем этапе были исследованы личностные особенности юношей с разным типом семейного воспитания. С целью изучения достоверных различий в группах юношей из неполных и полных семей, воспитывающихся преимущественно женским или мужским окружением, использовался ранговый U-критерий Манна-Уитни. Критические значения Umin = 49, Umax = 87. Далее приводятся только выявленные достоверные отличия в двух группах.

Сравнительный анализ результатов выполнения методики СМИЛ показал, что юноши, воспитывающиеся женщинами, имеют более высокий показатель по шкале Mf, которая отражает в целом степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины. Следовательно, для юношей, воспитывающихся преимущественно женским окружением, характерно повышенное внимание к эмоциональным нюансам и оттенкам отношений, сентиментальность, им менее свойственны такие черты, как доминантность и «жесткость» в отношениях, они не склонны к соперничеству, менее предприимчивы, чем юноши, воспитывающиеся мужчинами.

Также юноши, воспитывающиеся преимущественно женщинами, более склонны к ревности, злопамятству, мстительности, чем

204

юноши с преимущественно мужским типом воспитания. Согласно данным шкалы Pa (СМИЛ), им более свойственно сочетание сензи-тивности с тенденцией к самоутверждению.

Интегральный показатель - степень напряженности защиты, выше у юношей с преимущественно мужским типом воспитания. Следовательно, лица, воспитывающиеся преимущественно отцами и (или) другими членами семьи мужского пола, склонны к накоплению психического напряжения, что в ситуации перенапряжения адаптационных резервов может приводить к спонтанной разрядке аффекта в агрессивных и других асоциальных формах поведения.

В сфере механизмов психологической защиты юноши с преимущественно женским типом воспитания достоверно чаще используют механизмы регрессии и проекции в качестве способа снятия тревоги и напряжения. Данные защитные механизмы относят к неконструктивным. Следовательно, адаптивные способности личности остаются недостаточно развитыми, в результате чего процесс адаптации нарушается, что может проявляться в повышенной конфликтности, неадекватности стереотипов поведения, непонимании своей социальной роли, срывам в учебной деятельности, ухудшением состояния здоровья.

Таким образом, особенности воспитания действительно оказывают влияние на формирование тех или иных психологических особенностей. Это выражается в предпочтениях в использовании копинг-стратегий и психологических защит, степени идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины, ориентацию в большей или меньшей степени на социально приемлемые нормы поведения, а также адаптивности в тех или иных условиях жизни.

Г. П. Цейтина

Влияние социально-психологических факторов на формирование профессионального самосознания

Как известно, интенсивная динамика экономических, политических социальных и прочих процессов в обществе, бурный рост применения инновационных технологий во всех сферах жизни и деятельности людей выдвигают повышенные требования к уровню профессионализма личности. В связи с этим одной из важнейших проблем, стоящей перед высшей школой, является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Как следует из анализа научной литературы, в течение профессионального образования у студентов часто не формируется устой-

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.