Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности когнитивных процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте'

Индивидуально-психологические особенности когнитивных процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1022
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ СТАРЕНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ СТАРЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ / COGNITIVE AGING / POSITIVE AGING / DEVELOPMENT / PERSONAL RESOURCES / SELF-REGULATION IN EARLY AGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижицкая Ольга Юрьевна, Даведюк Елена Павловна

В последние годы все более актуальным становится не только вопрос понимания механизмов развития и функционирования психики пожилого человека, но и ресурсы сохранения его активности в различных сферах, в том числе и когнитивной. Однако до недавнего времени приоритет в данном направлении отдавался психофизиологическим исследованиям, а роль личностных и субъектных характеристик незаслуженно игнорировалась.Представленное исследование демонстрирует результаты, которые позволяют говорить о значительной роли внутренних психических ресурсов в сохранении когнитивного функционирования. Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что в пожилом возрасте эффективность когнитивных функций определяется не только психофизиологической составляющей, но и индивидуально-психологическими характеристиками, открывая тем самым новые возможности для коррекционно-консультативной работы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual and psychological characteristics of cognitive processes and psychological resources in early aging

Over past few decades crucial part of psychological research projects turned to be dedicated not only to the problems of understanding of the mechanisms and functioning of older mind, but also to the resources of maintaining activities in different areas, including cognitive one. Nevertheless, till recent times quite a scope of studies in this field was devoted to psycho-physiological research, while role of personality and subjective factors was unreasonably underestimated.Current study demonstrates some results that allow us to propose significant role of internal psychological resources in maintaining cognitive functioning. Obtained results revealed that in early aging efficacy of cognitive functions is determined not only by psycho-physiological component, but also by individual and psychological characteristics, which reveals new opportunities for consulting and correction work in this direction.In particular, the study revealed that for aging people with positive attributive style it is more common to have structure of characteristics that would incorporate both cognitive and personality characteristics, but at the same time they wouldn’t be too much concentrated on cognitive functioning as a predictor of life satisfaction. At the same time similar structure within people with negative attributive style appears to be much more integrated and creates an illusion of a much more relevant structure, but only with a precise, indepth analysis we can reveal crucial contradictions in this structure.Summarizing the results, we can conclude that current research showed many aspects of cognitive functioning yet uncovered and in many ways showed more new directions for investigation.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности когнитивных процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте»

УДК 159.922

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 2

О. Ю. Стрижицкая, Е. П. Даведюк

индивидуально-психологические особенности когнитивных

процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте1

За последние десятилетия психологические знания о старении значительно расширились. Произошло это в первую очередь благодаря западным исследованиям, которые смогли научно обосновать потенциалы пожилого возраста. Благодаря этим данным произошла фундаментальная смена парадигмы старения. Одной из наиболее сложных проблем в психологии старения является установление некоего эталона, относительно которого можно было бы судить о степени позитивности старения.

Таким термином стала «успешность старения», как альтернатива «нормальному старению». Так, J. W. Rowe и R. L. Kahn [1] описывали успешное старение как комбинацию высоких показателей когнитивного функционирования, физических показателей и социальной включенности. Согласно их мнению, успешным можно назвать такое старение, когда показатели во всех трех сферах высоки. Другая трактовка «успешного» старения [2] рассматривает это понятие с позиций успешности адаптации и способности соответствовать социальным условиям в период старения.

Также существует направление, согласно которому «успешным» можно назвать старение, при котором нарушения минимальны и существенно не сказываются на функциональном статусе человека [3]. При таком понимании в категорию «успешных» попадает более 50% пожилых и старых людей, и, таким образом, нормальное старение перестает быть исключением и становится правилом.

П. Балтес и Л. Карстенсен [4] предложили свое определение успешного старения. Успешное старение — это максимальное использование имеющихся у человека ресурсов. Принципиальным отличием этого определения является то, что они уходят от физических и физиологических составляющих старения и делают акцент на возможностях и потенциалах человека.

В наиболее общем виде, независимо от терминологии, «успешное» старение рассматривает степень позитивности старения, наличие «плюсов». Поэтому более рациональным кажется подход к пониманию старения с позиций качества жизни и субъективного благополучия.

Интересными представляются результаты исследования, в котором была сделана попытка сравнить субъективную оценку успешности старения и объективную оценку, основанную на критериях J. W. Rowe и R. L. Kahn [1]. Эмпирическое исследование показало, что 36% тех, кто по объективным оценкам старел «успешно», субъективно так не считали, и 47% тех, кто по объективным оценкам старел «неуспешно», считали обратное.

Стрижицкая Ольга Юрьевна — канд. психол. наук, ст. преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

Даведюк Елена Павловна — инженер-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 12-06-31134 мол_а «Геротрансцендентное развитие личности: условия, факторы».

© О. Ю. Стрижицкая, Е. П. Даведюк, 2013

Одним из наиболее существенных различий при объективной и субъективной оценках оказалось различие, связанное с наличием хронических заболеваний. Так, 42% испытуемых с одним хроническим заболеванием, 35% — с двумя и 16% — с тремя и более заболеваниями субъективно оценили себя как «успешных», хотя по объективным оценкам все они относились к другой категории. Эти данные лишний раз подтверждают идею, прослеживающуюся у многих авторов, — процесс геронтогенеза невозможно свести к физиологическим изменениям, невозможно игнорировать роль жизненного пути, самодетерминации развития и субъектности, характерной для поздних этапов онтогенеза.

Одной из ведущих линий старения, привлекающей внимание психологов по всему миру, является когнитивное старение. Среди большого числа исследований, посвященных данному направлению, мы решили выделить несколько проектов.

Анализ когнитивных функций в рамках американского проекта MIDUS (Midlife in The United States Survey) [5, 6] показал, что когнитивное функционирование различается в зависимости от возраста, пола и образования2. Так, в возрастном плане отмечается, что пожилые люди могут выполнять некоторые задания так же хорошо, как и более молодые участники исследования, однако в целом им чаще требуется больше времени на их выполнение. Гендерные различия проявились, например, в том, что женщины лучше воспроизводят информацию, а мужчины быстрее ориентируются в меняющихся условиях решаемых задач.

Важность индивидуально-психологических особенностей человека проходит красной нитью почти через все взгляды на неизбежный процесс старения. Оно же играет основную роль в судьбах известных долгожителей. Так, Луи Пастер большую часть жизни прожил практически с одним полушарием мозга, но и в свои 73 года он оставался выдающимся микробиологом без проблем в области внимания и памяти. Силы и позитивный настрой сохранял римский философ и поэт Сенека, создавший в старости свои лучшие произведения и подчёркивающий, как важно для стариков чувствовать себя полезными для общества. 94-летний Сократ подарил миру «Хвалебную песню Атине». Свои научные системы создали в весьма преклонном возрасте Кант, Ньютон, Спенсер, Шопенгауэр, замечательные картины — Микеланджело и Тициан, шедевры мировой литературы — Лев Толстой, Вольтер, Гёте.

Позитивная психология, например идеи К. Петерсона и М. Селигмана, даёт возможность предположить, что восприятие собственной старости зависит от атрибутивного стиля — объяснительной базы, оптимистичной или пессимистичной, — тесно связанного с благополучием, успешностью, здоровьем. Именно атрибутивный стиль является основой эмоционального состояния и активности действий. В частности, М. Ф. Шейер и К. С. Карвер указывали на оптимизм как на обобщённые положительные ожидания индивида, которые можно в большей или меньшей степени распространить на всю его жизнь. Можно предположить, что, с одной стороны, пожилые люди, обладающие различным отношением к получаемой информации, имеют разные личностные особенности. С другой стороны, удовлетворенность жизнью, как интегральный показатель психического функционирования, может обеспечиваться разными личностными ресурсами в зависимости от атрибутивных стилей.

2 Следует отметить, что, по данным исследований, образование является одним из ключевых факторов, определяющих функционирование человека в различных сферах, его эффект имеет место даже тогда, когда эффект пола и возраста оказывается незначительным.

Метод

Выборкой в данном исследовании стали 42 человека (25 женщин и 17 мужчин) в возрасте 60-70 лет, находящиеся на пенсии и не имеющие существенных соматических заболеваний.

Дизайн исследования представлял три группы методов: (1) методика «Пересказ» — для выявления атрибутивных стилей (изложение основных мыслей художественного произведения — притчи о любви и возрасте); (2) методики, направленные на изучение особенностей когнитивной сферы («Перепутанные линии», тест Бурдона); (3) методики, направленные на изучение личностных особенностей (опросник «Уровень развития субъектности личности», индекс удовлетворённости жизнью, копинг-тест Лазаруса).

При выполнении задания «Пересказ» респонденты разделились на три группы. Первая группа, состоящая из 23 человек (55% опрошенных), передавая основную, по собственному мнению, идею текста, увидела в ней позитивную направленность, причём в ответах прослеживаются и общее представление о том, что всё будет хорошо, и восторженное восприятие чувства Любовь, и осознание взаимосвязи значимости Любви и Возраста. Вторая группа, 15 человек, проинтерпретировала историю как грустную или глупую, не относящуюся к реальной жизни. В этих ответах прослеживались негативно окрашенные мысли, не имеющие прямой связи с сюжетом. Третью группу составили 4 человека, которые категорически отказались пересказывать или как-либо комментировать представленную историю, назвав её несерьёзной, недостойной внимания (данная группа была исключена из анализа, так как ее малочисленность не позволяла получить какие-либо статистически достоверные результаты). Первые две группы демонстрируют приближение к полюсу абстрактной концептуализации: все ответы, являясь откликом на одну историю, включают в себя разные объяснения сюжета, малозависимые от его свойств и ориентированные на собственный опыт. Простой пересказ сюжета содержался лишь в одном ответе, но даже в нём был сделан личный вывод. Кроме того, важным является тот факт, что, несмотря на свойственное представителям данной возрастной группы увеличение времени реакции, все респонденты, работающие с заданием, реагировали на него быстро, давали ответы, расходящиеся с сюжетом, но продолжающие раскрытие проблематики ценностей.

Таким образом, опираясь на результаты методики «Пересказ», нами были выделены для анализа две группы, условно обозначенные как «позитивная» и «негативная».

Анализ данных

При оценке результатов, полученных с использованием метода «Перепутанные линии», необходимо было учитывать их зависимость от остроты зрения. Два человека отказались от выполнения задания по причине серьёзных проблем со здоровьем. 19 респондентов после прохождения 10-го задания приняли решение отказаться от дальнейшей работы, так как для их зрения это оказалось непосильной нагрузкой. При этом опрашиваемые посчитали необходимым завершить начатое хотя бы до № 10, то есть первого круглого числа, несмотря на то, что дискомфорт стали ощущать ещё при прослеживании первых линий. Так, оценивая количество выполненных заданий, можно скорее говорить о личностных особенностях, чем о когнитивных функциях.

Информативным является процент верно выполненных заданий. Не сделали ни одной ошибки 19 респондентов, а итогом работы 23 человек стало обнаружение бо-

лее 90% правильных линий, и в то же время самый низкий показатель по выборке — 14 верных ответов, то есть более половины рассмотренных линий. Таким образом, даже при условии недостаточной остроты зрения концентрация зрительного внимания находится на довольно высоком уровне, а устойчивость концентрированного внимания подтверждается точностью при выполнении задания.

Согласно результатам, полученным при изучении комплексных свойств внимания с помощью «корректурной пробы», общая продуктивность внимания испытуемых снижается с каждой минутой. Более того, даже на первой минуте средний для выборки показатель соответствует низкому среднестатистическому рангу (согласно данным, полученным авторами метода). Причём, как и в работе с «Перепутанными линиями», некоторые опрашиваемые держались из последних сил, желая закончить начатое.

Второй важный показатель, полученный в результате проведения корректурной пробы, — точность выполнения задания. Показатель соответствует среднему рангу по среднестатистическим показателям лишь на первой минуте. На второй и пятой минутах показатель является высоким, а вот на третьей и четвёртой — он достигает своего максимума по выборке и уже соответствует очень высокому среднестатистическому рангу. Согласно этим данным, для наиболее точной работы пожилым людям необходимо время для включения в деятельность, чтобы достичь оптимальных результатов. Но точность, на которую направлена преимущественная установка по выборке, снижается с наступлением усталости при сильной концентрации зрительного внимания.

Данные, полученные по личностным особенностям исследуемой выборки, показали, что в целом характерен довольно широкий диапазон результатов, что соответствует высокому уровню индивидуальной вариативности, характерному для пожилых людей. Вместе с тем следует отметить некоторые характерные особенности. Так, опрошенные пожилые люди способны принимать себя как ресурс для движения, они уверены в своих ценностях и идеалах, и их поведение является скорее нададаптивным, несмотря на существенные затруднения, связанные с физиологическими изменениями. При этом четверть опрошенных является сильно зависимой от социума и принимает свою эффективность лишь при достижении внешних целей. Для нашей выборки также умение, сохраняя свою целостность при взаимодействии, принимать интересы, ценности и границы других участников.

По результатам, полученным при использовании копинг-теста Лазаруса, видно, что для испытуемых свойственно применение копинг-стратегий, причём при столкновении со стрессогенными ситуациями пожилые люди часто проявляют активность. Наличие широкого репертуара копинг-стратегий указывает на способность решать проблемы и на совладание со стрессовыми ситуациями. Причём по степени выраженности в выборке преобладает поведение, направленное на активные попытки разрешить трудную ситуацию (плановое решение проблемы, принятие на себя ответственности, позитивная переоценка), а избегающее поведение — уход, отстранение от проблемы — присутствует у пожилых людей в значительно меньшей степени.

Корреляционный анализ межгрупповых различий

Полученные результаты свидетельствуют о том, что структура взаимосвязей когнитивных, регуляторных и личностных характеристик (рис. 1, 2) отличается в обеих группах сложностью и многоплановостью. Вместе с тем в зависимости от аттрибутив-ного стиля характер корреляционных плеяд существенно различается. Так, в первой

(позитивной) группе мы видим, что когнитивные характеристики включаются в общую структуру через показатель «Креативность/Репродуктивность», и не имеет прямых связей с другими личностными характеристиками. В то же время плеяда второй (негативной) группы демонстрирует большую целостность, интегрированность, а также относительную противоречивость связей когнитивных и личностных характеристик.

Рис. 1. Корреляционная плеяда, характеризующая первую (позитивную) группу.

Исходя из представленной плеяды, мы можем предположить, что для этой группы более характерно целенаправленное поведение, связанное с планированием решения

проблемы, которое тесно связано с уровнем развития опосредованности: обдумыванием причин, вариативностью последствий, а также прогнозированием собственного поведения в процессе самоуправления, которые, в свою очередь, могут вызывать копинг-поведение, ориентированное на выработку плана и чёткого следования ему. Группе свойственен пересмотр ситуации в положительном ключе: осуществляется поиск путей выхода из тяжёлой ситуации с помощью прогнозирования собственного поведения с целью достижения удовлетворения потребности.

Уровень опосредованности также увеличивается с использованием стратегии принятия ответственности, то есть в процессе выработки программы поведения при продумывании причин происходящего человек признаёт собственные ошибки. Можно предположить, что пожилые люди осознают свои ошибки как гармоничную часть себя, неизбежную и необходимую. При этом принятие ответственности взаимодействует с такой характеристикой, как «Целостность», то есть признание ошибок усиливает ощущение собственной самобытности, а восприятие социального взаимодействия с позиции равных прав и возможностей создаёт условия, при которых человек не обвиняет других в своей неудаче. Взаимосвязь этого подуровня субъектности личности с проблемно-ориентированным копингом может отражать нежелание представителей данной группы нарушать границы других и при этом готовность защищать свои.

Показатели продуктивности внимания на 1-й минуте выполнения задания корректурной пробы Бурдона напрямую связаны с «Креативностью — Репродуктивно-стью» как субъектной характеристикой. При этом продуктивность на каждой последующей минуте имеет сильную корреляцию с ранней продуктивностью. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что такая субъектная характеристика, как креативность, открытость новому опыту, определяет когнитивные возможности, в частности отсутствие страха перед неопределённостью и социальным неодобрением в случае неудачи, что способствует более активному включению в деятельности, требующие более интенсивного использования процессов внимания. Эти данные во многом подтверждают исследования последних лет, посвященные самоэффективности [7] и свидетельствующие в пользу того, что представления пожилого человека о собственных возможностях в различных областях, в том числе и в области когнитивного функционирования, могут существенно влиять на качество выполняемых заданий

Для второй группы характерна иная картина (см. рис. 2). С одной стороны, мы видим, что когнитивные, регуляторные и личностные показатели представляют собой более целостную, интегрированную структуру, в ней отсутствуют — в отличие от первой группы — отдельно стоящие блоки когнитивных показателей. Однако при более детальном анализе мы замечаем, что, к примеру, низкая продуктивность внимания на первой минуте имеет обратную связь с копинг-стратегией бегства. Рассматривая такую взаимосвязь в более широком контексте, мы можем предположить, что для представителей данного атрибутивного стиля важным является непосредственное подкрепление их успешности, а сталкиваясь с препятствием, они предпочитают не пытаться преодолеть себя и справиться с поставленной задачей, а сразу отступают.

Возвращаясь к концепции самоэффективности, представленной несколько ранее в этой статье, мы можем предположить, что такая стратегия существенно снижает потенциал пожилого человека в различных областях психической активности, в том числе и в когнитивной.

Рис. 2. Корреляционная плеяда, характеризующая вторую (негативную) группу.

Ещё более сильная корреляция прослеживается между общим уровнем развития субъектности личности и поиском социальной поддержки. Так, возможность обратиться за помощью и переложить свои трудности на других участников взаимодействия повышает уровень субъектности. Борьба со стрессовыми ситуациями в таком случае ведётся не за счёт внутренних ресурсов, а за счёт изменения своего поведения. Полученная связь отражает внутреннюю противоречивость структуры изучаемых характеристик у испытуемых, ее своеобразную несогласованность.

Продуктивность внимания испытуемых второй группы взаимосвязана с копинг-стратегиями, что можно интерпретировать как наличие созависимости когнитивной деятельности и поведенческих проявлений, а опоры на субъектные характеристики выявлено не было в отличие от ситуации в первой группе. При этом основным лейтмотивом соотношения когнитивных и личностных характеристик во второй группе остается противоречивость структуры их взаимосвязей. Такие данные позволяют нам предположить, что рассмотренные характеристики не дают целостной картины при негативном атрибутивном стиле и требуют дальнейшего исследования.

Выводы. Склонность изначально воспринимать информацию как положительную или отрицательную становится основой для общего настроя и соответствующего ему поведения. Так, при позитивном взгляде на происходящее пожилой человек позитивно относится к себе самому, и его поведение характеризуется социальной активностью. В то же время принятие человеком любой информации скорее как негативной, агрессивной связано с необходимостью бороться с дискомфортом, опасностью. Поведение в таком случае основывается на стремлении уменьшить количество контактов с окружающим миром из-за неуверенности в собственных возможностях.

Интересными являются полученные результаты относительно взаимосвязи атрибутивного стиля и когнитивного функционирования. Так, полученные связи позволяют, несмотря на небольшой объем выборки, говорить о несомненном влиянии атрибутивного стиля на когнитивное функционирование, а также о принципиально различных механизмах, способствующих и препятствующих эффективной работе данных процессов. Однако полученные результаты не дают полной картины и лишь позволяют наметить новые направления исследований.

Обсуждение результатов. Данное исследование направлено на изучение исключительно актуальной проблемы для психологии старения — роли субъектных и личностных характеристик в сохранении оптимального уровня когнитивного функционирования. Несмотря на незначительный объем выборки, исследование подтвердило, что роль индивидуально-психологических характеристик в пожилом возрасте усиливается и затрагивает практически все сферы психического функционирования. Также полученные результаты, с соответствующими уточнениями, открывают широкие перспективы для консультативной и коррекционной работы.

Литература

1. Rowe J. W., Kahn R.L. Successful Aging // Gerontologist. 1997. N 37(4). P. 433.

2. Andrews G., Clark M., Luszcz M. Successful Aging in the Australian Longitudinal Study of Aging: Applying the MacArthur Model Cross-Nationally // Journal of Social Issues. Dec. 2002. Vol. 58. Issue 4. P. 749-765.

3. Ko K. J., Berg C. A., Butner J., Uchino B. N., Smith T. W. Profiles of Successful Aging in Middle-Aged and Older Adult Married Couples // Psychology & Aging, 2007. N 22(4). P. 705-718. doi:10.1037/0882-7974.22.4.705

4. Baltes P. B., Baltes M. M. Psychological perspectives on successful aging: The model of selective optimization with compensation // Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences / Eds P. B. Baltes, M. M. Baltes. New York: Cambridge University Press, 1990. P. 1-34.

5. Материалы с официального сайта проекта MIDUS. URL: www.midus.wisc.edu (дата обращения: 01.02.2013).

6. Lachman M. Perceived Control Over Aging-Related Declines: Adaptive Beliefs and Behaviors // Current Directions in Psychological Science (Wiley-Blackwell). 2006. N 15(6). P. 282-286. doi:10.1111/j.1467-8721.2006.00453.x.

7. Lachman M. E., Agrigoroaei S. Promoting Functional Health in Midlife and Old Age: Long-Term Protective Effects of Control Beliefs, Social Support, and Physical Exercise // Memory & Cognition. 2012. Vol. 40. Issue 2. P. 287-296. 10 p. doi: 10.3758/s13421-011-0140-x.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.