Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СИРОТСТВО / ДЕПРИВАЦИЯ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ручкова Наталья Александровна, Уразаева Алия Исмаиловна

В статье представлены основополагающие исследования психологии детей-сирот в рамках психологической дисциплины отечественных и зарубежных специалистов. В данном теоретическом исследовании рассматриваются психологические особенности и проблемы детей-сирот, а также основные психолого-педагогические аспекты адаптации и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ»



SCIENCE TIME

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Ручкова Наталья Александровна, Уразаева Алия Исмаиловна, Пензенский государственный университет, г. Пенза

E-mail: ru_n_a@mail.ru

Аннотация. В статье представлены основополагающие исследования психологии детей-сирот в рамках психологической дисциплины отечественных и зарубежных специалистов. В данном теоретическом исследовании рассматриваются психологические особенности и проблемы детей-сирот, а также основные психолого-педагогические аспекты адаптации и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, сиротство, депривация, приемная семья.

Сиротство-это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день данная проблема -одна из актуальнейших в современном мире. Это связано с тем, число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет. При этом увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.

Исследователи утверждают, что дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях, обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Психология их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с окружающими кроется в прошлом опыте. Дети-сироты пережили разлуку, утрату, разрыв отношений в младенчестве или в более позднем возрасте. Такой ранний опыт наполнен травматическими переживаниями, последствиями депривации-психического состояния, возникающего в результате длительного ограничения возможностей ребенка для удовлетворения его основных психических потребностей.

Одной из основных характеристик психологии личности детей-сирот является агрессивность как следствие дефицита теплоты. Другой существенной

1 SCIENCE TIME 1

особенностью в психологии воспитанников детских домов исследователи называют гиперсексуальность. Она проявляется в повышенном интересе к половой жизни, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной этого является недостаточная общая способность детей-сирот к торможению своих первичных чувственных влечений. К этому приводит неумение ребенка реализовываться в обществе, труде и творчестве. Психология детей-сирот характеризуется отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у детей-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы. Однако при этом в их психологии развивается конформность - зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. В результате у детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.

В результате многочисленных наблюдений было выявлено, что жизнь в государственном учреждении накладывает свой отпечаток и на развитие эмоциональной сферы ребенка. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и с взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются высокой напряженностью.

Потребность в общении у детей-сирот появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. Можно говорить о том, что у воспитанников государственных учреждений отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение с взрослыми, задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве с ними, присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.

Однако дефицит общения с взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. В условиях детского дома ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, то есть принадлежность к определенной группе сверстников оказывается «безусловной». При этом происходит формирование личности с таким

1 SCIENCE TIME 1

типом отклонения в поведении, который характеризует недоразвитие внутренних механизмов, создающих возможность перехода ребенка от реактивного поведения, зависящего только от состояния ребенка и ситуации, к активному, свободному поведению. Недоразвитие этих внутренних механизмов компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Например, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности (спонтанности) поведения - ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией -тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.

Как показывают исследования Мухиной, в условиях государственного учреждения формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Таким образом, у таких детей дружба со сверстниками носит в основном ситуативный характер.

Чтобы избавить детей-сирот от многих психологических проблем и обеспечить им счастливое детство, большее число специалистов склоняется к передаче детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи.

Безусловно, первый усыновленный ребенок ставит перед родителями гораздо больше задач, чем первый родной ребенок, так как усыновленный ребенок удивляет своими привычками, требованиями, потому что не жил в этой семье со дня своего рождения. Перед новыми родителями стоит сложная задача: постичь индивидуальность ребенка. Ни в коем случае нельзя осыпать его нежностями сверх всякой меры, тем более что до сих пор он вообще не видел их. Нельзя также представлять ребенка сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности познал домашнее окружение. Как полагают многие исследователи, чем меньше ребенок, тем скорее он привыкает к жизни новой семьи.

Процесс вживания усыновленного ребенка в семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, прежде всего от его возраста, характера и предшествующего опыта.

Можно наблюдать у приемных детей, которым нравится жить в новой семье, умение подавлять свои воспоминания о родной семье, о детском доме. Но если же об этом заходит речь, они делают вид или специально подчеркивают, что совершенно ничего не помнят. Однако взрослые люди не должны забывать, что ребенок помнит гораздо больше, чем им кажется.

Часто перед воспитателями встает вопрос: сказать или не говорить ребенку о его происхождении. В отношении совсем маленького ребенка приемные родители часто пытаются умолчать о его прошлом. Однако специалисты считают, что ничего не надо таить от ребенка. Так же открыто и

1 SCIENCE TIME 1

правдиво необходимо отвечать детям, которые хотят знать о месте своего рождения. Приемным родителям ни в коем случае нельзя высказываться о прежней семье ребенка пренебрежительно, так как он может почувствовать себя оскорбленным. Однако он должен понимать, почему не мог оставаться среди прежнего окружения, что его усыновление другой семьей было для него спасением. Массу трудностей преодолевают приемные родители в процессе адаптации и воспитании усыновленного ребенка и все для того, чтобы сделать обездоленного, беззащитного ребенка радостным, здоровым, познавшим счастливое детство...

Литература:

1. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Отв. ред. В. В. Константинов, Д. М. Каденков - Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2010. - 200 с.

2. Педагогический терминологический словарь. С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. - URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru

3. «Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения» / С.Н Кузьменкова, Н.В Кокоткина, Л.В Жарикова. Смоленск, 2010.

4. Методические основы формирования психолого-педагогической технологии формирования креативности в сфере общения. / Ручкова Н.А. В сборнике: Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации Научная конференция, посвященная 75-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. под общей редакцией О.П. Суриной. Пенза, 2015. С. 127-129.

5. Панова Т.В., Ручкова Н.А. Социально-психологические особенности подростков «группы риска» // Science Time. - 2015. - №1 (13). - С. 364-368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.