УДК 159.9.07
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ЦЕНТРА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
© 2018
Капустина Татьяна Викторовна, преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин Кадыров Руслан Васитович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин Транковская Лидия Викторовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены Важенина Антонина Анатольевна, старший преподаватель кафедры гигиены Максимович Анна Борисовна, студент Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, Россия, Владивосток, проспект Острякова, 2, e-mail: maksimovichanna96@gmail.com)
Аннотация. В статье рассматриваются и изучаются индивидуально-личностные особенности специалистов Роспотребнадзора, как представителей профессий с вредными условиями труда со сверхинтенсивными нагрузками, приводящими к изменениям состояний и свойств личности. Проведено сравнительное эмпирическое исследование, обусловленное разной спецификой деятельности специалистов Роспотребнадзора. Основную группу представили 38 сотрудников Испытательного лабораторного центра (ИЛЦ) в возрасте 36-68 лет, а группу сравнения - 36 врачей-эпидемиологов и врачей по общей гигиене в возрасте 35-65 лет, работающих в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае. Были изучены и сопоставлены такие значимые для продуктивной работы характеристики специалиста, как личностные свойства, выраженные мотивы к осуществлению профессиональной деятельности, умение регулировать свое собственное состояние, что важно в стрессогенных ситуациях, сама субъективная оценка своего внутреннего комфорта в начале и конце рабочей смены и степень выраженности синдрома хронического утомления. Были выявлены основные общие черты у сотрудников ИЛЦ учреждения Роспотребнадзора, которые могут, как помогать, так и препятствовать им исполнять свои профессиональные обязанности. Это черты тревожности, чувствительности и интровертированности, приводящие к более сильным эмоциональным реакциям на стрессоген-ные факторы и вызывающие страх ошибиться. Выделены особенности в коммуникативной сфере в виде стремления к принятию мнения группы, делегированию ответственности и решений, нежелания излишнего межличностного взаимодействия, а также в эмоциональной сфере, которая у них характеризуется недостаточно развитыми навыками регуляции собственного состояния.
Ключевые слова: Роспотребнадзор, индивидуально-личностные особенности, индивидуальные особенности врача, сотрудник лаборатории, лаборант, личность лаборанта, особенности работника, особенности сотрудника, личность работника, психология труда, профессия, влияние профессии.
INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF ROSPOTREBNADZOR TESTING LABORATORY CENTER SPECIALISTS
© 2018
Kapustina Tat'yana Viktorovna, lecturer of the department of General psychological disciplines Kadyrov Ruslan Vasitovich, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of General psychological disciplines Trankovskaya Lidiya Viktorovna, doctor of medical sciences, professor, head of the department of Hygiene Vazhenina Antonina Anatol'evna, senior lecturer of the department of Hygiene Maksimovich Anna Borisovna, student Pacific State Medical University (690002, Russia, Vladivostok, Ostryakova avenue, 2, e-mail: maksimovichanna96@gmail.com)
Abstract. The individual and personal characteristics of specialists of Rospotrebnadzor are examined and studied in the article, as they are the representatives of the profession with harmful working conditions, with over-intensive loads, leading to changes in the conditions and features of the individual. A comparative empirical study was carried out, due to different specific activities of specialists from Rospotrebnadzor. The main group was represented by 38 employees of the Test Laboratory Center (TLC) at the age of 36-68 years, and the comparison group included 36 epidemiologists and general hygiene doctors aged 35-65 who work at the FBHCI Center of Hygiene and Epidemiology in Primorsky Krai. Different characteristics of a specialist for productive work, such as personal features, expressed motives for professional activity, the ability to regulate one's own state, which is important in stressful situations, the very subjective assessment of one's inner comfort at the beginning and end of the turn, and the degree of severity syndrome of chronic fatigue, have been studied and compared. The main common features of the staff of the TLC of the Rospotrebnadzor institution were revealed, which can both help and prevent them from fulfilling their professional duties. These are traits of anxiety, sensitivity and introverted-ness, leading to stronger emotional reactions to stressful factors and causing fear to be mistaken. The peculiarities in the communicative sphere are highlighted in the form of the desire to accept the group's opinion, the delegation of the responsibility and taking the decisions, the unwillingness of excessive interpersonal interaction, and also in the emotional sphere, which they have insufficiently developed habits of regulating their own state.
Keywords: Rospotrebnadzor, individual and personal characteristics, employee identity, psychology of work, profession, identity of the doctor, identity of the laboratory assistant, characteristics of the employee, professional personality, influence of the profession.
В современном мире все активнее происходит смещение представления о труде в сторону акцентирования внимания на психологической стороне протекания трудового процесса [1]. Тем не менее, при исследова-
нии работников многих специальностей чаще делается уклон на специфику их профессиональной деятельности в большей степени с объективной стороны, то есть на особенности протекания их рабочего процесса. Однако
Kapustina Tat'yana Viktorovna, Kadyrov Ruslan Vasitovich, Trankovskaya Lidiya Viktorovna and others INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF ROSPOTREBNADZOR ...
следует обратить внимание на качества личности профессионала, так как они оказывают большое влияние на выбор профессии, на сам трудовой процесс, то, как человек выполняет работу, а также на то, как личностные особенности могут изменяться из-за определенного рода деятельности. В частности, эти характеристики личности влияют на специфику реагирования работником на различные ситуации, в том числе и стрессогенные. Так, одна и та же проблема может вызывать как сильную реакцию у профессионала, так и не являться стрессовой как таковой, что еще раз подчеркивает необходимость изучения конкретно аспектов личности [2]. Характерным является то, что недостаточный учет личности работника выражен в организациях государственного спектра и, в частности, у медицинских работников, где сам рабочий процесс по своей сути является довольно трудным и при этом недостаточно материально подкрепляется.
Эта особенность подчеркивается и в теоретическом исследовании проблемы профессионального стресса у работников Роспотребнадзора, где отмечается, что субъективные факторы рабочего процесса недостаточно учитываются в современных исследованиях специалистов данной медицинской государственной организации, а акцент смещен в сторону изучения скорее объективных факторов (тяжелых, вредных условий осуществления трудовой деятельности, уровня интенсивности нагрузок, сложной организации труда, степени напряженности психологической атмосферы). При этом влияние высокого уровня ответственности, переработок, постоянные изменения нормативно-правовой базы на личность исследуется недостаточно [3]. В данной работе акцент будет сделан на субъективных факторах (индивидуально-личностных особенностях), поскольку они влияют на то, как специалист выполняет свои обязанности, как реагирует в различных ситуациях, адаптируется в новых условиях, насколько он способен выдерживать сверхинтенсивные нагрузки и удовлетворен трудом в целом. Так, исполнение профессиональной роли, оказывает сильное воздействие на такие компоненты структуры личности, как ценностные ориентации, мотивы, установки, отношение к людям. Та или иная профессия накладывает свой отпечаток на человека. Часто особенности профессии могут вынуждать человека сопротивляться ее негативному воздействию, обусловленному ее сущностью, при этом и на личность самого работника [4]. Так, во-первых, для полноценного всестороннего изучения личности специалиста стоит обратить внимание, собственно, на индивидуально-личностные особенности, которые могут влиять и на сам выбор профессии [5-7]. Также стоит иметь в виду существование понятия профессионально значимых качеств, необходимых для той или иной специальности [8], которые оказывают воздействие на различные стороны осуществления деятельности, и они могут изменяться в ходе профессионального становления [9], что может приводить, в том числе, и к профессиональной деформации личности и снижать эффективность работы. Во-вторых, необходимо исследовать мотивацию к трудовой деятельности, которая и определяет то, что побуждает человека к осуществлению своих обязанностей, почему он работает в данной организации, от чего и зависит его желание работать и удовлетворенность трудом, что также влияет на психологическое состояние профессионала [10; 11]. В-третьих, одним из важных аспектов обеспечения психологической безопасности личности профессионала является удержание её в устойчивости [12], то есть способности к саморегуляции в различных ситуациях, так как неадекватные или недостаточно развитые способы регуляции собственного состояния не помогают и даже мешают личности бороться со стрессом, что может приводить к дезадаптации, деформации, истощению и ускорять наступление утомления [13]. Как четвертый значимый параметр, был выделен уровень выраженности синдрома хронического утомления, поскольку он может
быть вызван тяжелыми условиями труда, психоэмоциональным напряжением, стрессом, и напрямую влиять на осуществление трудового процесса, а также вызывать ухудшение соматического состояния [14]. Пятая характеристика представлена субъективным ощущением комфорта во время работы для оценки общего актуального состояния.
Целью эмпирического исследования является изучение и описание индивидуально-личностных особенностей и психоэмоционального состояния специалистов учреждения Роспотребнадзора, работающих в Испытательном лабораторном центре (ИЛЦ).
Для изучения и описания индивидуально-личностных особенностей и психоэмоционального состояния работников ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» сформирована основная группа (ОГ) исследования, включающая 38 специалистов в возрасте 36-68 лет. Группа сравнения (ГС) представлена 36 врачами-эпидемиологами и врачами по общей гигиене в возрасте 35-65 лет, работающими в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае. Все исследуемые женского пола. Именно такое сравнение обусловлено разной спецификой деятельности данных специалистов. Врачи-эпидемиологи и врачи по общей гигиене постоянно взаимодействуют с людьми, что уже само является стрессогенным фактором, и может привести к синдрому профессионального выгорания и, впоследствии, истощению, поэтому их следует отнести к социономическому типу профессии (система «Человек-Человек»), также здесь будут отличны профессионально значимые качества [15]. Специалистов, основная деятельность которых связана с лабораторией скорее стоит отнести к типу «Человек-Природа» или «Человек-Техника», за счет особенностей профессиональной деятельности и специфики осуществления трудовых обязанностей. Здесь речь идет о постоянном непосредственном взаимодействии с биологическим материалом, культурами, музейными штаммами, которые могут быть потенциально опасными. Все вышеперечисленное вызывает перенапряжение, что будет сильно влиять на эмоциональное состояние и вызывать утомление [16]. Значимость сравнения именно этих двух групп обусловлена относительно схожими условиями труда (материальном обеспечении, нагрузке труда и т. п.) в учреждениях на государственной основе, но разным типом обязанностей.
В исследовании использовались: методика для диагностики личности «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик [17], методика для диагностики трудовой мотивации «Мониторинг трудовых мотивов» Ф. Герцберга [18], методики для субъективной оценки функционального состояния в начале и конце рабочей смены «Шкала состояний» и «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой [19], методика для диагностики стилевых особенностей саморегуляции «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросанова и И.Н. Бондаренко [20]. Для статистической обработки использовались непараметрические и-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена при уровне значимости менее 0,05.
Согласно результатам исследования по методике «Индивидуально-типологический опросник», у специалистов ИЛЦ преобладают черты сензитивности (меди-ана=6), тревожности (медиана=6) и интровертированно-сти (медиана=5,5). Опросник стилевой саморегуляции произвольной активности показал низкие или максимально приближённые к низким показатели по всем шкалам, включая общую (медиана=20), при этом индекс хронического утомления соответствует начальной стадии (медиана=21,5). Также по результатам Шкалы состояний наблюдается приемлемый субъективный уровень комфорта в начале рабочего дня (медиана=51), а в конце низкий (медиана=42).
Вероятно, сотрудники данного центра интроверти-
рованы, что может выражаться в молчаливости, некоторой отгороженности, замкнутости в себе, которая может служить защитой от окружающих. Это обусловлено особенностями деятельности не с людьми, а с техникой, что могло, как побудить специалиста пойти в данную профессию, не связанную с постоянной коммуникацией, так послужить причиной усиления выраженности этого качества. Специалистов характеризует сензитив-ность, проявляющаяся в том, что они скорее ранимы, могут быть обидчивы, сильно реагировать на неудачи и сложности, не стремятся к лидерству, чаще имеют заниженную самооценку, ищут поддержку у значимых лиц, но при этом достаточно исполнительны. Отсутствие стремления к лидерству можно объяснить занимаемой должностью и спецификой работы в учреждении Роспотребнадзора, где низкая возможность карьерного роста и движения вверх по иерархической лестнице как внутри организации, так и внутри коллектива не предполагает этого. Исполнительность специалистов можно отметить в связи с высоким требованьем к уровню ответственности, так как работа требует большого внимания. Их выраженной характеристикой также является тревожность, которая свидетельствует об осторожности в принятии решений, что может обуславливаться также высокой степенью ответственности за результат своей работы. Они могут быть мнительными, склонными к появлению навязчивых страхов и к реакциям паники. В коммуникативной сфере могут проявлять конформность, в том числе и при принятии решений, специалисты чаще ориентированы на мнение большинства и на общепринятые нормы. Данная характеристика может выражаться в том, что они, несмотря на некоторую неудовлетворенность условиями труда, не меняют род занятий, оставаясь на одной и той же должности.
В мотивационной сфере доминирующим и единственным мотивом к осуществлению трудовой деятельности является материальное благополучие (при меди-ане=7). Данный мотив, вероятно, превалирует из-за подавления иных значимых для осуществления специалистом своей работы мотивов. Также он может служить как компенсация сложных условий труда [6], которые отмечаются в деятельности сотрудников. Причиной могут являться и другие личностные качества, а именно некоторая ригидность, то есть низкая гибкость в поведении, недостаточный уровень самоконтроля, импульсивность в реагировании. Также мотив материального благополучия является компенсирующим для мотива ответственности и самостоятельности.
Выявлен низкий уровень саморегуляции поведения. Работники ИЛЦ учреждения Роспотребнадзора скорее зависимы от мнения окружающих, недостаточно самостоятельны в принятии решений и при их обдумывании. В быстро меняющейся обстановке они сложно адаптируются, так как являются недостаточно гибкими и динамичными, их потребность в планировании и программировании поведения не достаточно осознанна, чаще действуют и мыслят ситуативно, импульсивно, могут неадекватно оценивать обстановку. Вероятно, снижена возможность компенсации собственных мешающих делу личностных характеристик, могут продуктивно работать только в том виде деятельности, который напрямую соответствует их возможностям, что также подтверждает все вышеизложенное.
У исследуемых присутствуют признаки начальной стадии синдрома хронического утомления (СХУ), при котором может возникать нарушение сна, аппетита, общее субъективное состояние постоянной усталости, сниженный фон настроения, раздражительность, легкое снижение памяти и внимания. Данный синдром может возникать из-за постоянной перегрузки на работе с большим объемом однотипных заданий, высокими требованиями, где часть составляют лабораторные исследования, и большую долю занимает работа с документацией.
При сравнении уровня субъективного комфорта в на-
чале и в конце рабочего дня было выявлено, что к концу смены оценка собственного состояния смещается с приемлемого на сниженный. В начале смены состоянии не высокого уровня, вероятно, по причине наличия СХУ или недостаточной удовлетворённостью своей работой. К концу дня данный сдвиг в негативную сторону можно обуславливать сложными условиями труда и высокими нагрузками. Также необходимо отметить что из-за недостаточного умения саморегуляции данная ситуация со временем может только усугубляться, приводя к крайне негативным последствиям как для психоэмоциональной сферы, так и для чисто соматического состояния и в совокупности приводя к психосоматическим заболеваниям.
Далее ведущие характеристики исследуемой выборки были сопоставлены с особенностями функционального состояния, и в результате статистического анализа были выявлены значимые корреляционные связи по нескольким показателям, представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Значимые корреляционные связи ведущих личностных черт у сотрудников ИЛЦ
Коррелируемые показатели Объем Значение коэффициента корреляции Уровень д о ст о верно сти (р-1е\теГ)
СензитиБноснь & Общий показатель 38 -0.48 0,002
Тревожность & Программирование 38 -0,47 0,002
Тревожность & Общий показатель 38 -0,54 0,000
Тревожность & ИХРУ 3S 0,40 0,011
Тревожность & ИСК-2 38 -0.41 0,009
Чем выше показатель сензитивности, чувствительности, тем ниже способности к саморегуляции, то есть чем работник эмоциональнее воспринимает, чем он ранимее, чем более склонен преувеличивать ситуацию и свою вину, тем сложнее ему регулировать их собственное состояние. В зависимости от уровня тревожности меняются многие показатели. Чем она выше, тем ниже уровень способности программировать свои действия, управлять своим состоянием, им сложнее продумывать последовательность, что может быть обусловлено страхом сделать что-то иначе или по-новому. Также при более высоких показателях уровня тревожности выше и выраженность СХУ и нижу уровень субъективного комфорта. Это может свидетельствовать о том, что именно данная тревога и усиливает выраженность утомления к концу рабочего процесса, можно даже сказать, что это страх за что-либо, который вызывается относительно небольшими поводами, связанными с нахождением на рабочем месте и в рабочее время.
Также был проведен статистический анализ среди основной группы (специалисты ИЛЦ) и группы сравнения (врачи-эпидемиологи и врачи по общей гигиене), который выявил ряд различий, представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Значимые различия в основной группе и группе сравнения
Шкала Группы Значения суммы критерия Манна-Уитни, II Значения верхних критических точек, Z Уровень достоверности (p-level)
Интроверсия ог.тс 404,0 2,11 0,02
Материальное благополучие ОГ.'ГС 306,0 1,82 0,04
Ответственность и ОГ/ГС 315,0 -1,66 0,05
руководителя ОГ/ГС 297,0 -1,94 0,03
Зависимость от группы ОГ.'ГС 306,0 1,87 0,04
Индекс субъективного комфорта в начале рабочего дня ОГ/ГС 178,0 -1,93 0,03
Согласно результатам статистического анализа у сотрудников основной группы выше уровень инровертиро-ванности, чем в группе сравнения. Данная особенность может быть обусловлена большей закрытостью от социального контакта, постоянным небольшим коллективом, меньшей возможностью к коммуникации и меньшим стремлением к ней, поскольку лишнее взаимодействие может восприниматься сложно и приносить тревогу. В отличие от специалистов, работающих в лаборатории, в группе сравнения выявлены значимые различия по 2
Kapustina Tat'yana Viktorovna, Kadyrov Ruslan Vasitovich, Trankovskaya Lidiya Viktorovna and others INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF ROSPOTREBNADZOR ...
мотивам - зависимость от руководства (при медиане=7) и достижение успеха (при медиане=7). Данные мотивы можно описать совместно, говоря о том, что работник не стремится взять на себя ответственность, предпочитая к выполнению небольшие задания, за которые может получить благосклонность начальства. Сотрудники ИЛЦ учреждения Роспотребнадзора более склонны к зависимости от группы, так как они работают в небольшом сложившемся коллективе, более конформны, предпочитают придерживаться принятых норм в группе, более тревожны из-за мнения группы по отношению к ним. Скорее всего, у них лучше налажен качественно положительный внутригрупповой межличностный контакт, также здесь помогает отсутствие конкуренции, за счет сложностей или нежелания в вопросах, связанных с карьерным ростом. Поскольку у группы сравнения доминирует мотив признания руководством, то значит для них важнее признание свыше, чем признание своей малой группы. Ответственность и самостоятельность выше у специалистов группы сравнения, что может быть обусловлено менее выраженным стремлением к групповой ответственности, а приоритет отдается проявлению индивидуального достижения перед руководством, перед которым и необходимо показать свою ответственность для того, чтобы достичь успеха. Индекс субъективного комфорта в начале рабочего дня значительно выше у группы сравнения (при медиане=54,5), что соответствует высокому уровню, и значит, что их психологическое состояние намного лучше, чем у основной группы. Можно отметить тенденцию на снижение уровня положительного эмоционального состояния после работы, на что также влияет утомление (как в основной группе), но оно приводит только к среднему уровню эмоционального состояния (при медиане=45,5). Эти данные могут свидетельствовать о лучшем ощущении собственно психологического состояния у врачей эпидемиологов и врачей по общей гигиене, что может быть обусловлено в целом большей удовлетворенностью работой, за счет выделения нескольких значимых мотивов, а не одного, который компенсирует более важные для личностного развития.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования были выявлены основные общие черты у сотрудников ИЛЦ учреждения Роспотребнадзора, которые могут, как помогать, так и препятствовать им осуществлять свои профессиональные обязанности. Это черты тревожности, чувствительности и интровертирован-ности, приводящие к более сильным эмоциональным реакциям на стрессогенные факторы и вызывающие страх ошибиться. В коммуникативной сфере у них проявляется стремление к принятию мнения группы, делегирование ответственности и решений, нежелание излишнего межличностного взаимодействия, так как это доставляется дискомфорт. В эмоциональной сфере, специалистов ИЛЦ Роспотребнадзора недостаточно развиты навыки регуляции собственного состояния, за счет чего реагирование на сложные ситуации не будет адаптивным и может вызвать сильную стресс-реакцию, и чем ниже уровень развитости данного навыка, тем выше чувствительность к стрессу. Это подтверждается выраженным изменением от среднего до низкого в начале и конце работы субъективного комфорта, то есть снижением эмоционального состояния. У сотрудников ИЛЦ Роспотребнадзора при увеличении тревожности наблюдается снижение способности к саморегуляции и, в частности, планирования своей деятельности, повышается выраженность синдрома хронического утомления, и снижается индекс субъективного комфорта в конце рабочего дня. Это свидетельствует о том, что субъективно психологическое и физиологическое состояние специалистов смещено, скорее, в сторону ухудшения, и важным фактором такого снижения психической активности здесь является трудовой процесс. Если говорить о субъективном комфорте сотрудников, в начале рабочего дня он значительно ниже у специалистов ИЛЦ, вероят-
но, из-за более низкого уровня удовлетворённости профессиональной деятельностью. Скорее всего, работа не приносит достаточного удовлетворения именно самому работнику, но позволяет ему существовать в стабильной для него системе, за счет чего он и продолжает свою деятельность в данной организации.
Основными рекомендациями следует отметить необходимость специалистам научиться продуктивно регулировать собственное психоэмоциональное состояние, чтобы снижать уровень напряжения и тревоги, вызывающие дискомфорт в процессе рабочего дня. Нужно помочь им выработать большую гибкость в поведении, научить планировать и видеть цели деятельности для лучшей адаптации в новых ситуациях. Также важным является работа с профессиональной мотивации специалистов с целью изменения ведущего мотива, чтобы они могли развиваться с профессиональной и личностной стороны. Таким образом, были исследованы индивидуально-личностные особенности специалистов Испытательного лабораторного центра Роспотребнадзора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колесникова Е.И. Современные представления о психологии трудовой деятельности (рецензия на учебное пособие В.А. Толочека «Психология труда») // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. № 2 (20). С. 152-162.
2. Chan K.B. Work stress among six professional groups: The Singapore experience // Social Science & Medicine. 2000. Vol. 50. P. 1415-1432.
3. Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Максимович А.Б. Профессиональный стресс в деятельности специалистов Роспотребнадзора // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 8-11.
4. Пикуза Т.А. Особенности взаимодействия «профессия-личность» и его последствия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 250-252.
5. Абдыракунова Ж.С. Основные факторы, влияющие на выбор профессии у старшеклассников (на примере республики Кыргызстан) // Путь науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 67-69.
6. Кашапов М.М., Субботин А.В., Павлов А.С. Влияние личностных качеств на успешность организационно-управленческой деятельности выпускников ракетного училища // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 92-96.
7. Спиридонова Н.Ю. Выбор профессии в юношеском возрасте: факторы и современные тенденции // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-17. С. 158-162.
8. Чемякина А.В. Взаимосвязь профессионально-важных и профессионально-негативных качеств в структуре личности // Человеческий фактор: социальный психолог. 2016. № 1 (31). С. 524-529.
9. Сарсембаев Т., Кенесов С., Кутьенко С., Садыкова А., Жумабеков А. Проблемы профессионального становления личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://www.science-education. ru/ru/article/view?id=9105 (дата обращения: 23.01.2018).
10. Белкин В.Н., Белкина Н.А. Мотивы и стимулы труда // Экономическая наука современной России. 2003. № 3. С. 52-61.
11. Елисеева В.В. Мотивация персонала в трудовой деятельности // Научный журнал. 2016. № 1 (2). С. 57-58.
12. Чиркина Е.А. Психологическая безопасность личности - приоритет профессиональной деятельности специалистов сферы помогающих профессий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 321323.
13. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности // Социальная психо-
логия и общество. 2013. № 1. С. 69-82.
14. Добрусина М.Е., Христенко К.Ю. Организация труда и синдром хронической усталости // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 143-148.
15. Maslach С. Job Burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397-422.
16. Панков В.А., Кулешова М.В., Мещакова Н.М., Сорокина Е.В., Тюткина Г.А. Профессиональный риск медицинских работников // Acta Biomedica Scientifica. 2010. № 1. С. 49-53.
17. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2005. 624 с.
18. Старенченко Ю.Л. Мониторинг трудовых мотивов: методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2008. 80 с.
19. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике. 2003. С. 136-167.
20. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. 2015. 304 с.
Статья поступила в редакцию 27.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018