Индивидуальная программа воспитательно-реабилитационной деятельности социального работника в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1 2 3
Бурак А. О. , Пустовойтова М. В. , Шаповалова Е. А.
1Бурак Андрей Олегович /Burak Andrey Olegovich - студент-магистр, кафедра русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, филологический факультет;
2Пустовойтова Мария Васильевна /Pustovoytova Maria Vasilievna - студент-магистр, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования;
3Шаповалова Екатерина Александровна / Shapovalova Ekaterina Alexandrovna - студент-
магистр,
кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования, факультет педагогики и психологии, Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского, г. Брянск
Аннотация: в статье рассмотрена деятельность социального работника в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, проанализированы этапы индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего.
Ключевые слова: воспитательно-реабилитационная деятельность, индивидуальная программа, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, адресная помощь.
Воспитательно-реабилитационная деятельность - это взаимодействие специалиста и воспитанников в процессе организации жизнедеятельности, по функционально -целевому назначению - усилие специалиста, направленное на создание воспитательно-реабилитационной ситуации, в которой воспитанники смогут проявить свои потенциальные возможности в процессе решения личностных проблем, обогатить свой опыт социально значимым содержанием.
Индивидуальная программа воспитательно-реабилитационной деятельности состоит из мероприятий, обязательных для исполнения органами государственной власти. Основными принципами формирования деятельности являются такие, как индивидуальность, непрерывность, последовательность, комплексность.
Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения проблем у несовершеннолетнего.
Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями проблем, индивидуальными особенностями социально-средового окружения несовершеннолетнего, организационными аспектами реабилитационного процесса. Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных [1, с. 42].
Индивидуальная программа воспитательно-реабилитационной деятельности включает взаимодействие всех субъектов системы профилактики детской преступности.
В этапы индивидуальной программы воспитательно-реабилитационной деятельности входит такое мероприятие, как проведение диагностики семьи несовершеннолетнего. Целью диагностики является наблюдение за семьей, осмотр жилищно-бытовых условий жизни семьи, изучение межличностных отношений в семье.
Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего помогает выявить семьи, оказавшиеся в неблагоприятной жизненной ситуации, а также детей, находящихся в социально опасном положении. Обследование проводится специально созданной комиссией, в которую могут входить специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалист отделения помощи
семье и детям, специалист отдела опеки и попечительства, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних.
Например, на профилактическом учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит гражданка А. В отношении ее инспекторы ПДН ОП № 2 УМВД России составили протокол о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. Гражданка А. нигде не работает, материально ребенка не содержит, не занимается его воспитанием, злоупотребляет спиртными напитками.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав выехала по месту жительства семьи и провела диагностику условий жизни семьи, состоящей на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ходе рейда специалистами было выявлено, что в комнате был беспорядок, в холодильнике имелись необходимые продукты, ребенок находился у бабушки, мать находилась в состоянии алкогольного опьянения.
После посещения семьи и беседы с родителями составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, содержащий заключение комиссии об условиях проживания несовершеннолетнего и необходимой ему помощи. С матерью была проведена профилактическая беседа, ей была объяснена процедура лишения родительских прав [1, с. 52].
Следующее мероприятие - это индивидуальное и семейное консультирование по правовым вопросам, разъяснение о возможных последствиях правонарушения, консультирование о документах, необходимых для назначения адресной материальной помощи. Специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляют несовершеннолетних на специализированные консультации к специалистам, если это необходимо. Например, направление к психологу. Психолог проводит коррекцию эмоционально -волевой сферы и поведения несовершеннолетних.
Оказание материальной помощи семье, находящейся в социально опасном положении, - следующее мероприятие индивидуальной программы воспитательно-реабилитационной деятельности. Отдел опеки и попечительства консультирует семью о необходимых документах для назначения адресной материальной помощи:
- оказывает содействие в сборе документов,
- направляет в учреждения социальной защиты населения для оформления детских пособий на ребенка. Эта помощь направлена на поддержание семьи, находящейся в социально опасном положении, выражающееся в улучшении ее материального положения.
Для получения адресной помощи в отделение социально защиты населения семья должна представить пакет документов: заявление, паспорт, справку с места жительства, документы о доходах всех членов семьи за прошедшие 3 месяца; сведения о наличии в собственности недвижимости, свидетельства о рождении детей, о заключении брака.
По окончании сбора документов семья получает единовременную денежную выплату.
Для профилактики детской преступности в индивидуальную программу воспитательно-реабилитационной деятельности входит такое мероприятие, как мероприятие по предупреждению совершения несовершеннолетним антиобщественных поступков и правонарушений. Его цель - предупреждение антиобщественных деяний и противоправного поведения несовершеннолетних в свободное от учебы время.
К профилактическим мероприятиям относятся:
- комплекс мер по профилактике суицидального поведения детей и подростков;
- мероприятия по раннему выявлению семей, находящихся в социально опасном положении;
- профилактика употребления спиртных напитков, токсических веществ и наркотических средств среди несовершеннолетних;
- проведение заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и плановых рейдов по месту жительства;
- контроль за процессом образования, воспитания, содержания детей в семье [2, с. 50-51].
Проводятся профилактические беседы с несовершеннолетними и их родителями. Следующее мероприятие - это обеспечение занятости несовершеннолетнего в летний период. Летняя занятость подростков организуется службой занятости населения. Главные задачи - организация мероприятия в профессиональном самоопределении, привлечение к общественно полезному труду, патриотическому воспитанию, поддержка семей с несовершеннолетними детьми, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, развитие новых навыков и умений.
Для воспитательно-реабилитационной деятельности важно такое мероприятие, как устройство несовершеннолетнего в спортивную секцию. Организуются спортивные кружки и секции с целью поддержания здоровья, профилактики правонарушений и развития воспитательных навыков у несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав сотрудничает с театрами, цирками, развлекательными учреждениями для организации досуга подростков.
Таким образом, семьям оказывается содействие в своевременной комплексной социальной, психологической реабилитации членов семей подростков, склонных к правонарушениям. Работа специалистов Комиссии направлена на формирование у родителей активной жизненной позиции, устойчивых социальных навыков, предупреждение алкогольной зависимости.
Литература
1. Голенкова О. В. Непрерывное профессиональное образование в области социальной работы как гарант высокого качества обслуживания населения // Современные исследования социальных проблем, 2016. № 3. С. 40-52.
2. Злобин А. В. правовое регулирование деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2015. № 6. С. 50-53.