Научная статья на тему 'Индивидуальная норма как критерий оценки реакции на стресс'

Индивидуальная норма как критерий оценки реакции на стресс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НОРМА / INDIVIDUAL RATE / СТРЕСС / STRESS / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС / EMOTIONAL BALANCE / НЕГАТИВНАЯ АФФЕКТИВНОСТЬ / NEGATIVE AFFECTIVITY / ТРЕВОГА / ANXIETY / ДЕПРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / DEPRESSION AND HOSTILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева С.Л., Николаев В.И.

В работе обосновывается понятие индивидуальной нормы. В качестве индивидуальной нормы предлагается понятие эмоционального баланса как соотношения эмоциональных характеристик личности и эмоциональных компонентов текущих эмоциональных состояний. Рассматриваются эмоциональные компоненты, составляющие «негативную аффективность» тревога, депрессия, враждебность. Приводятся результаты экспериментальных исследований эмоционального баланса на модели больных хронической сердечной недостаточностью (в стадии компенсации и декомпенсации) и на модели здоровых в ситуации эмоционального стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьева С.Л., Николаев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL NORM AS THE CRITERION OF STRESS REACTION

The definition of individual norm is discussed. The emotional balance (a ratio of emotional personality characteristics and emotional components of current emotional states) is proposed as individual norm. Discusses the emotional components that make up the «negative affectivity» anxiety, depression and hostility. The results of experimental research of emotional balance on the model of chronic heart failure (in the stage of compensation and decompensation) and model healthy in a situation of emotional stress are discussed.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная норма как критерий оценки реакции на стресс»

УДК 612.821.3:612.017.2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НОРМА КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РЕАКЦИИ

НА СТРЕСС

С.Л. Соловьева, В.И. Николаев Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,

Санкт-Петербург, Россия

INDIVIDUAL NORM AS THE CRITERION OF STRESS REACTION

S.L. Solovjeva, V.I. Nikolaev North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia

© С.Л. Соловьева, В.И. Николаев, 2014

В работе обосновывается понятие индивидуальной нормы. В качестве индивидуальной нормы предлагается понятие эмоционального баланса как соотношения эмоциональных характеристик личности и эмоциональных компонентов текущих эмоциональных состояний. Рассматриваются эмоциональные компоненты, составляющие «негативную аффективность» - тревога, депрессия, враждебность. Приводятся результаты экспериментальных исследований эмоционального баланса на модели больных хронической сердечной недостаточностью (в стадии компенсации и декомпенсации) и на модели здоровых в ситуации эмоционального стресса.

Ключевые слова: индивидуальная норма, стресс, эмоциональный баланс, негативная аффективность, тревога, депрессия, враждебность.

The definition of individual norm is discussed. The emotional balance (a ratio of emotional personality characteristics and emotional components of current emotional states) is proposed as individual norm. Discusses the emotional components that make up the «negative affectivity» - anxiety, depression and hostility. The results of experimental research of emotional balance on the model of chronic heart failure (in the stage of compensation and decompensation) and model healthy in a situation of emotional stress are discussed.

Key words: individual rate, stress, emotional balance, negative affectivity, anxiety, depression and hostility.

Введение

Одной из ключевых теоретических и практических проблем современной теоретической и клинической психологии и медицины является проблема нормы и патологии. При любых видах деятельности врача или психолога на первый план выступает квалификация изучаемого феномена как нормального или патологического [1].

Каждый из многочисленных подходов к определению нормы (статистический, идеологический, адаптационный, феноменологический и др.) имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Индивидуальная норма имеет особенно большое значение на практике и может использоваться для оценки изменения соматического и психического состояния пациента под воздействием формирующегося заболевания или проводимой терапии, позволяя оценить ее эффективность. Еще большая роль индивидуальных особенностей личности возникает при действии повреждающих факторов малой интенсивности, особенно стрессогенного характера.

Целью исследования явилось определение значимости индивидуальной нормы реакции на стресс у людей в физиологических и патологических условиях функционального состояния.

Материал и методы

Проведено обследование 130 больных хронической сердечной недостаточностью (ХСН) обоего пола в возрасте 49-57 лет. Для оценки характеристики патологического процесса (стадия компенсации или декомпенсации) использовали клинические, электрофизиологические и биохимические показатели. Для реализации задачи по изучению тревожности и тревоги, а также агрессивности и враждебности использовались методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) и опросник для измерения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера - Хани-на (1976).

Для всех компонентов негативной аффек-тивности были введены термины:

- положительный эмоциональный баланс, при котором показатель свойства личности

(тревожности) был больше показателя состояния (тревоги);

- отрицательный эмоциональный баланс, когда показатель свойства личности (тревожности) оказался меньше показателя состояния (тревоги).

В качестве контроля было предпринято исследование индивидуальной нормы у здоровых волонтеров, в котором сравнивался уровень тревожности и тревоги, агрессивности и агрессии, депрессивности (пессимизма) и депрессии в нейтральной социальной ситуации и в ситуации эмоционального стресса. В качестве модели эмоционального стресса использовалась ситуация экзамена. В исследовании участвовало 306 здоровых волонтеров обоего пола в возрасте от 19 до 26 лет. Все испытуемые были подвергнуты тестированию основных психологических свойств личности в условиях физиологического и психологического комфорта.

Уровень тревожности оценивали по шкале Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; уровень депрессии определяли по методике В. Зун-га в адаптации Т.И. Балашовой; исследование агрессивности проводили с помощью опросника Ч. Спилбергера. Алекситимию оценивали по Торонтской алекситимической шкале (TAS).

Оценивалась системная гемодинамика, вариабельность сердечного ритма. Психофизиологические методы исследования включали также вычисление индекса функциональных изменений (ИФИ) и определение уровня испытываемого стресса (УИС). Для оценки вегетативной регуляции сердечной деятельности вычисляли вегетативный индекс Кердо. Силу нервной системы определяли с помощью теппинг-теста.

При обработке результатов исследований использовали статистический пакет Windows Statistical 6,0. Анализ достоверности различия средних величин проводили с помощью параметрических (критерий Стьюдента) и непараметрических (Вилкоксона - Уайта, Шапиро -Уилкса) методов.

Результаты и их обсуждение

В последнее время все чаще стали формулироваться представления об индивидуальной норме. Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не физиологическим или предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и

обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека. Так, В.Е.Каган отмечает, что индивидуальная норма, по существу, есть индивидуальная мера отклонения от физиологической, статистической и идеальной норм, свойственных данному конкретному человеку. М. Перре, У. Бауман отмечают, что «когда состояние человека оценивают как «больше не являющимся нормальным», то, как правило, за основу берут его собственную субъективную норму [2].

Как правило, в клинической психологии оценка соответствия норме проводится в отношении когнитивных, эмоциональных, моти-вационно-волевых компонентов психических явлений. Так, например, существует давняя традиция выявления эмоциональных «факторов риска» для возникновения психосоматической и пограничной нервно-психической патологии. Эмоции человека выполняют важную адаптивную функцию, определяя в каждом конкретном случае целесообразность и интенсивность взаимоотношений с окружающим миром. В то же время при крайней степени интенсивности или продолжительности эмоционального переживания эмоции могут, нарушая гомеостати-ческое равновесие, играть дезадаптивную роль. Показано, что интенсивные переживания страха и тревоги, враждебности и агрессивности, депрессии и печали могут спровоцировать начало самых различных патологических процессов в организме.

В этом случае все три эмоционально-негативных переживания приобретают конструктивное психологическое содержание и становятся значимым ресурсом личности, повышающим способность к адаптации. Однако адаптивная норма эмоциональной реакции, которая носит среднестатистический характер, не всегда применима при оценке индивидуальных реакций людей на стресс.

Гипотеза проверялась экспериментально в исследованиях кафедр психологии и педагогики и патологической физиологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова. В частности, экспериментальные исследования, проведенные в лаборатории кафедры психологии и педагогики, на 130 больных хронической сердечной недостаточностью в стадиях компенсации или декомпенсации показали, что относительный баланс между тре-

вожностью, как свойством личности и тревогой, как состоянием соответствовал компенсации, а нарушение баланса - декомпенсации хронической сердечной недостаточности (рис. 1).

«Отрицательный баланс» между тревожностью, как личностным свойством и тревогой, как его реализацией на уровне состояния (то есть преобладание тревоги как состояния над свойственной данному лицу тревожностью как личностной чертой), положительно коррелировал с такими клиническими характеристиками декомпенсированных больных ХСН, как стенокардия III—IV функциональных классов (р<0,01), наличие аритмий (р<0,01), артериальная гипертензия III степени (р<0,01), выраженное нарушение толерантности к физическим нагрузкам (р<0,01), гиперхолестеринемия (р<0,01) и гиперфибриногенемия (р<0,01). Соотношение между тревожностью как свойством личности и ее реализацией на уровне психического состояния в виде тревоги оказалось более значимым для прогнозирования декомпенсации хронической сердечной недостаточности, чем просто уровень тревожности или уровень тревоги [3].

Аналогичным образом у больных в стадии декомпенсации был выявлен дисбаланс между агрессивностью как личностным свойством и его реализацией в виде высокого уровня враждебности, как психического состояния (рис. 2).

Стадия компенсации Стадия декомпенсации

□ личностная тревожность □ ситуативная тревожность

Рис. 1. Уровень ситуативной и личностной тревожности у больных ХСН в стадиях компенсации и декомпенсации

Стадия компенсации

Стадия декомпенсации

□ агрессивность ■ враждебность

Рис. 2. Агрессивность и враждебность у больных ХСН в стадиях компенсации и декомпенсации

«Отрицательный баланс» между агрессивностью, как личностным свойством и враждебностью, как его реализацией на уровне состояния (то есть преобладание враждебности как состояния над агрессивностью как врожденной личностной чертой) положительно коррелировал со всеми клиническими характеристиками декомпенсированных больных ХСН: стенокардия III-IV функциональных классов (р<0,01), наличие аритмий (р<0,01), артериальная ги-пертензия III степени (р<0,01), выраженное нарушение толерантности к физическим нагрузкам (р<0,01), гиперхолестеринемия (р<0,01) и гиперфибриногенемия (р<0,01).

По результатам проведенного исследования больные хронической сердечной недостаточностью в стадии компенсации характеризовались «положительным балансом» между проявлением свойств личности (агрессивность и тревожность) и их реализацией на уровне состояний (враждебность и тревога), а в стадии декомпенсации — «отрицательным балансом» [3].

Таким образом, предварительные исследования позволяют предположить, что эмоциональный баланс между компонентами негативной аффективности как соотношение между устойчивыми психофизиологическими характеристиками личности и текущими ответами на стрессовые воздействия определяют индивидуальную норму реакции на стресс. Эмоциональный баланс в отношении тревоги, враждебности, а, возможно, и других эмоций, может использоваться при прогнозировании психосоматических последствий стрессовых реакций.

В соответствии с гипотезой исследования у здоровых лиц фактором прогнозирования дезадаптации при воздействии эмоционального стресса является не уровень тревожности сам по себе, а соотношение тревожности как свойства личности, обеспеченной соответствующими физиологическими особенностями, и тревоги как состояния. Аналогично соотношение агрессивности как свойства личности и враждебности как состояния, а также депрессивности как свойства личности (пессимизма) и депрессии как состояния также имеет значение в определении индивидуальной нормы реакции [4].

По данным проведенного исследования, в ситуации эмоционального стресса у здоровых людейвгруппес«положительным»эмоциональ-ным балансом наблюдалось увеличение частоты сердечных сокращений с 61,1±0,09 уд/мин до 85,8±0,15 уд/мин (р<0,01), нарастание минутного объема кровообращения (МОК)

до 7,48±0,25 л/мин, при МОК = 5,52±0,41 л/мин в фоне (р < 0,05), сохранение сердечного индекса и ударного объема крови (УОК).

У испытуемых с «отрицательным» эмоциональным балансом работа миокарда во время эмоционального стресса происходила со значительными энергетическими тратами - тахикардия при уменьшении УОК. Данная адаптивная реакция проходила за счет преобладания симпатического контура регуляции. При этом активность регуляторных систем приобретала силу резко выраженного функционального напряжения [5].

Таким образом, по данным исследования, «отрицательный эмоциональный баланс» отражает напряжение механизмов адаптации в период стресса: нарушения гемодинамики, регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, функции тиреоидной системы. Нарастание признаков дезадаптации в период эмоционального стресса отмечалось только у лиц, имеющих «отрицательный» эмоциональный баланс.

Заключеиие

Таким образом, индивидуальная норма определяется не среднестатистическим уровнем тревоги, депрессии, враждебности, а соотношением всех компонентов негативной аффектив-ности на уровне состояний и свойств личности. Значимым для прогнозирования дезадаптации под воздействием стресса является не уровень тревоги сам по себе, а соотношение тревожности как свойства личности, обеспеченной соответствующими физиологическими ресурсами, и тревоги как состояния. Аналогично соотношение агрессивности как свойства личности и враждебности как состояния, а также депрес-

сивности как свойства личности (пессимизма) и депрессии как состояния может использоваться для оценки индивидуальной нормы реакции на стресс.

Полученные результаты в экспериментально-психологических исследованиях позволяют говорить о том, что индивидуальная норма отражает «психофизиологическую цену» реакции на стресс у здоровых, а у больных - степень изменения психофизиологических функций при воздействии болезни.

Литература

1. Клиническая психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 4 т. / под ред. А.Б. Холмогоровой. - Т. 1. Общая патопсихология. - М. : Академия, 2010. - 464 с.

2. Клиническая психология / под ред. М. Пер-ре, У. Бауманна. - СПб. : Питер, 2002. - 1312 с.

3. Михайлова, Т.В. Психологические факторы в декомпенсации хронической сердечной недостаточности : автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.В. Михайлова. - СПб., 2006. - 26 с.

4. Денисенко, МД. Формирование адаптивной реакции у людей с разным типом гемодинамики и эмоциональным балансом в условиях эмоционального стресса / В.И. Николаев, С.Л. Соловьева, М.Д. Денисенко // Профилактическая и клиническая медицина. - 2011. -№ 2, Т. 2 (39). - С. 359.

5. Соловьева, С.Л. Эмоциональный баланс как критерий индивидуальной нормы реакции / С.Л. Соловьева, В.И. Николаев // Психосоматическая медицина - 2008 : сборник материалов III Международного конгресса. -СПб. : Человек, 2008. - С. 79-80.

В.И. Николаев

Тел.: 8 (812) 543-16-30

e-mail: kafedra33@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.