Научная статья на тему 'Индивидуализм в современном обществе'

Индивидуализм в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
906
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ващенко И. С., Рыкалина Е. Б., Фахрудинова Э. Р.

В статье анализируются уровень распространения индивидуализма в обществе и предлагаются пути преодаления возникающих в связи с этим проблемных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализм в современном обществе»

Ю: 2012-11-35-А-1762 Оригинальная статья

Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б., Фахрудинова Э.Р.

Индивидуализм в современном обществе

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Резюме

В статье анализируются уровень распространения индивидуализма в обществе и предлагаются пути преодаления возникающих в связи с этим проблемных ситуаций

Ключевые слова: индивидуализм

Человек в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, которые становятся основой выбора собственных поступков. В современном мире все большее значение приобретает такое понятие как «индивидуализм». С каждым годом происходит все большее распространение ценностей индивидуализма среди разных групп населения [1].

Цель нашей работы: определить степень индивидуализации в разных возрастных группах населения.

Задачи: провести социологический опрос в разных возрастных группах для выявления индивидуальных или коллективных приоритетов, проанализировать полученные результаты по 2-м возрастным группам.

Актуальность избранной темы исследования очевидна по многим причинам. С течением времени поколения людей становятся все устойчивей к различным факторам социальной среды. Но вместе с тем с каждым годом такие качества как взаимопомощь, сочувственное отношение к окружающим, способность помочь незнакомому человеку все больше отходят на второй план. Ценности индивидуализма заполняют собой все большее и большее пространство современного социума.

Начало распространению индивидуализма положила эпоха Возрождения, оказавшая решающее воздействие на дальнейшее социально-историческое развитие цивилизации, в качестве приоритетного обозначила принцип гуманизма, подразумевавший повышенное внимание к проблеме личности, ее духовным запросам, потребностям и интересам в системе взаимодействий «человек-общество». Еще А. Смит в «Богатстве народов» (1776) выразил мысль о том, что индивид, заботясь о личной выгоде, независимо от своего желания, приносит и пользу обществу большую, чем бы он сознательно стремился к общему благу. А. Токвиль в своем труде «Демократия в Америке» (1864) применил ранее использовавшийся только во франкоязычной литературе термин «индивидуализм», под которым он подразумевал «взвешенное и спокойное чувство, побуждающее гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном и дружеском кругу, создав для себя, таким образом, маленькое общество, человек перестает тревожиться обо всем обществе в целом».

Современная наука считает базовыми признаками индивидуализма главенство личных целей, зачастую несовпадающих с групповыми и самостоятельность действий личности. Свобода и личная независимость согласуются с такими демократическими принципами как отсутствие ограничений со стороны власти, гарантия реализации прав и свобод, плюрализм мнений. Индивидуализм позволяет раскрыть уникальность человека. Однако автономность индивида предполагает, что во главу угла он ставит личные интересы, полагаясь только на самого себя. При этом человек нередко пренебрегает предписаниями морали, в его сознании приоритетными являются установки на самореализацию, достижение личного успеха, эгоизм, удовлетворение собственных потребностей и удовольствий, а интересам собственного народа, общества или социальной группы не предается особое значение. Взаимопомощь, взаимовыручка, товарищество, чувство долга во всех его проявлениях нередко чужды индивидуалистам, они могут остаться равнодушны как к частным проблемам окружающих, так и к проблемам общества, страны. Г.Триандис предложил специальный термин «идиоцентрик», обозначающий людей с индивидуалистическим мировоззрением. Они не склонны к скромности, ориентированы на постоянное самосовершенствование и свои чувства ставят выше взаимоотношений с людьми. Индивидуалисты показывают более высокие результаты, работая самостоятельно и стремясь повысить свои личные результаты. В конфликтной ситуации они стремятся изменить ситуацию, а не себя. В отношениях с другими людьми идиоцентрики-индивидуалисты стремятся к недолговечным отношениям, не носящим глубокого характера. Тотальный индивидуализм современности создает новый круг в сфере межличностных взаимодействий, в первую очередь связанных с созданием семьи, трудовыми отношениями в коллективе. Еще одной его отрицательной стороной явился рост числа психических расстройств, суицидальных попыток, вызванный тем, что люди не справляются с грузом ответственности, налагаемых принципом полагаться на себя [2]. Свобода личности иногда может принимать эгоистические формы и выражаться в девиантном поведении (алкоголизм, наркомания, экстремизм и др.).

Наиболее ярко индивидуализм проявляется в странах Запада, чему способствует идеологические концепции, свобода предпринимательской деятельности, специфическая система образования, нуклеарная семья, в которой не прививается тщательное поддерживание родственных отношений и поощряется самостоятельность, ранняя финансовая независимость детей. В современном российском обществе все более усиливается индивидуализм, что таит под собой потенциальную опасность для национальной культуры и самосознания. Традиционный коллективизм, общинность, взаимопомощь идут в разрез с индивидуалистическими ценностями [3].

В своей работе мы провели исследование, целью которого было определить степень индивидуализации среди представителей современной молодежи и среди людей старше 36 лет. Исследование проводилось по особой методике, основанной на методе измерения культурологических индикаторов Герта Хофстеда с включением вопросов, касающихся взаимопомощи согласно проекту Фонда Общественное мнение. Вся генеральная совокупность составила 140 человек и разделена на 2 возрастные группы. Первая - студенты СГУ им. Чернышевского и СГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте 18-20 лет (70 участников); вторая - их

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2012. Том 2. № 11

родители, люди из возрастной категории 36+ самых разных профессий (70 участников). Данные по результатам исследования представлены в таблицах.

Таблица 1. Показатели IDV в возрастной группе 18-20 лет

Учебное заведение Вариационно-статистические показатели M±m Min-max б CV%

СГУ им Н.Г. Чернышевского СГМУ им В. И. Разумовского 11,8±0,48 3-17 2,81 12,2±0,38 7-16 2,26 23,81 18,52

Таблица 2. Показатель в возрастной группе 36+

М±т Вариационно-статистические показатели Min-max б CV%

Индекс IDV 14,03±0,39 10--19 2,29 16,35

В таблицах №1 и №2 представлены статистически обработанные показатели индивидуализма (IDV), посчитанные по методике Хофстеде в 2-х возрастных группах. Индивидуализм (IDV) - это показатель того, предпочитают ли люди заботиться только о себе и собственных семьях либо имеют склонность объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его лояльность группе [4].

Индекс индивидуализма в возрастной группе 18-20 лет принимает более низкие значения (11,8 и 12,2), чем в возрастной группе от 36 лет (14,03). По шкале низкое значение индекса свидетельствует о наибольшем проявлении индивидуализма. Как видно из данных, представленных в таблицах, сторонников принципов индивидуализма намного больше среди молодого поколения, т.е. исследуемой группы №1. Достоверность различий подтверждена ^критерием Стьюдента [5].

Первостепенными для представителей первой группы являются такие ценности как: достаточное количество времени для личной и семейной жизни; свобода в организации своей деятельности; получение удовольствия от жизни. При этом представители исследуемой группы не желают вмешательства в их личную жизнь; считают, что в решении всех вопросов могут надеяться только на себя; социальные связи внутри коллектива - группы дистанционны, их возникновение обусловлено неизбежностью повседневного контакта. В возрастной группе №2 индекс индивидуализма заметно ниже по своему значению. Её представители ориентируются на такие ценности как возможность обучения или повышения квалификации наличие хороших условий труда; возможность использовать все свои знания. Участники данной группы ожидают, что коллектив будет заниматься их личными делами, защищать их интересы; взаимодействия между людьми основываются на чувстве долга; социальные связи внутри группы характеризуются сплочённостью, тесными контактами.

Для получения более точных результатов был проведен еще один опрос. Его целью была попытка выявить способность опрашиваемых к бескорыстной помощи окружающим, их отношение к социальным связям внутри коллектива.

СГУ им Н.Г. СГМУ им В.И.

Чернышевского Разумовского

■ Сторонники принципов индивидуал изма □ Сторонники 43% 57% J и Сторонники принципов индивидуал изма Сторонники

принципов коллективиз ма принципов коллективиз ма

Диаграмма 1. Возрастная группа 18-20 лет

Возрастная группа 36+

■ Сторонники

49% принципов

51% индивидуализма

I Сторонники

принципов

коллективизма

Диаграмма 2. Возрастная группа 36+ лет

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2012.

www.medconfer.com

Согласно результатам 2-го опроса, в возрастной группе № 1 чаще забывают о взаимопомощи, сочувственном отношении к окружающим, что по данным института социологии Российской Академии Наук также является одним из признаков проявления индивидуализма [6]. Сопоставив полученные данные с данными Российской Академии Наук за 2007 год получили:

1. Количество приверженцев принципов индивидуализма среди молодежи выросло по отношению с 2007 годом с 63% до 69%; в 1997 году приверженцев принципов индивидуализма было всего 54% от всей исследуемой совокупности. Примечательно, что в одинаковых возрастных группах двух Саратовских ВУЗов мы получили результаты, сильно различные по числовым значениям. Возможно, подобное различие связано со спецификой выбранной профессии.

2. Среди старшего поколения количество индивидуалистов тоже выросло, с 46% до 51% в период с 2007 по 2012 год.

Из полученных данных видно, что с каждым годом идеология индивидуализма прогрессирует, все больше и больше укореняясь в сознании людей. Этот рост будет продолжаться и дальше. У молодых поколений все больше фиксируется в сознании принцип: «Мне никто не нужен, и моя помощь тоже не должна быть кому-то нужна. Если ты не справляешься с трудностями, ты виноват в этом сам. Выбери для себя другой путь, полегче, и не мешай тем, кто сильнее тебя».

Переходя к выводам можно сказать, что, проведя анкетирование и проанализировав полученные данные, мы получили картину распространения принципов индивидуализма в разных возрастных категориях. На сегодняшний день индивидуализм в обществе прогрессирует, что четко видно из сравнения данных за 1997, 2007 и 2012 года. Уходят в прошлое такие качества как отзывчивость, взаимовыручка, коллективное сознание. Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что необходима государственная идеология, направленная на сплочение людей, осознание каждым своей роли в обществе, чему способствуют развитие институтов гражданского общества и поддержка произведений культуры, СМИ, всемерно пропагандирующих вышеперечисленные качества. К сожалению, подобного рода изменения будут видны очень нескоро. Нужно около 20-30 лет для того, чтобы привить людям другие нравственные ориентиры и вырастить в идеологии коллективизма новое поколение.

Литература

1. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. №3.

2. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.

3. Данилова Е., Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда. // Мониторинг общественного мнения. 2003.

№3 (65).

4. Гирт Хофстеде. Организационная культура. 1980.

5. Астафьев Н.Г, Абызова Н.В, Белянко Н.Е и др. Медицинская статистика. Саратов: СГМУ, 2002.

6. Горшков М.К, Петухов В.В и др. Молодежь новой России: Образ жизни и ценностные приоритеты. М.: Институт социологии РАН, 2007.

7. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

8. Философская Энциклопедия. В 5-х т. / Под редакцией Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

9. Латов Ю.В., Латова Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.