Ф. Затворник. - Москва : Московский Богород.-Рождественский женский монастырь : Правило веры, 1996. -350 с.
7 Керн К. Православное пастырское служение / архимандрит К. Керн. - Клин : Фонд «Христианское служение», 2002. - 334 с.
8 Климов Е. А. Психология профессионала /Е. А. Климов. -Москва : Изд-во «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
9 Костылева Т. А. Социальное служение религиозных организаций : дис. ... канд. филос. наук/Т. А. Костылева. -Омск: Омский ГУ, 2006. - 220 с.
10 Милакова В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. . канд. психол. наук / Милакова В. В. - Астрахань, 2007. - 20 с.
11 Перистый Е. Пастырская помощь душевнобольным / игумен. Е. Перистый // Консультативная психология и психотерапия, 1998. - № 1. - С. 151-181.
12 Ребристова Л. Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда / Л. Б. Ребристова // Работник социальной службы, 2004. - № 2. - С. 23-28.
13 Решетников О. В. Концепция социального служения в современном обществе. - Москва : Изд-во РГСУ, 2008. - 49 с.
14 Свешников В. Очерки христианской этики / В. Свешников. - Москва : Паломникъ, 2000. - 863 с.
15 Субаева О. Н. Социальное служение как исторический феномен : дисс. ... д-ра. ист. наук/О. Н. Субаева. - Москва : РГСУ, 2004. - 426 с.
16 Сурожский А. Беседы о молитве / митрополит
А. Сурожский. - Санкт-Петербург : Сатисъ, 1996. - 143 с.
17 Фирсов М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов. - Москва : Юрайт, 2015. - 455 с.
18 Флоренская Т. А. Мир дома твоего: Человек в решении жизненных проблем / Т. А. Флоренская. - Москва : Руссюй Хронографъ, 2009. - 480 с.
19 Флоренскй П. А. Христианство и культура /
П. А. Флоренский. - Москва : АСТ; Харьков : Фолио, 2001. -672 с.
20 Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе. - Москва : Дашков и К, 2006. - 236 с.
21 Шаховской И. Философия православного пастырства / архиепископ И. Шаховской. - Санкт-Петербург : Русский Христианский гуманитарный ин-т, 1996. - 494 с.
22 Krech G. Naikan: Gratitude, Grace, and the Japanese Art of Self-Reflection Paperback. New York: Stone Bridge Press. 2001. 220 p.
23 Miki Y. Naikan Therapy - A Way of Self-Discovery and Self-Renewal. New York: Weissman Press, 2015. 54 p.
24 Ozawa-de Silva Ch. Demystifying Japanese Therapy: An Analysis of Naikan and the Ajase Complex through Buddhist Thought. Ethos. 2007. V. 35 (4), pp. 411-446.
25 Schuh J. Naikan. The World of Introspection. Bielefeld: Tao. De in J. Kamphausen Mediengruppe GmbH, 2016. 258 p.
References
1 Arpentieva М. R., Korchagina N. S. Lichnostnaya gotovnost' studentov-edologov kprofessional'noj deyatel'nosti. Kaluga: KGU im. K. E. Ciolkovskogo. 2016. 450 p.
2 Boluchevskaya V. V. Professional'noe samoopredelenie budushchih specialistovpomogayushchih professij. Volgograd: Izd-vo VolGMU. 2010. 264 p.
3 Vorobiev V. prot. Pokayanie, ispoved', duhovnoe rukovodstvo Moscow: Izdanie Makariev-Reshemskoj Obiteli Svet Pravoslaviya, 1997. 46 p.
4 Guseinov A. A. Blagogovenie pered zhizn'yu: Evangelie ot Shvejcera. Shvejcer A. Blagogovenie pered zhizn'yu. Moscow: Progress. 1992. 574 p.
5 Derkach A. A., Saiko E. V. Sub"ektnost' sub"ekta v akmeologicheskom razvitii i problemy ego sub"ektivnogo samoosushchestvleniya. Mir psihologii. 2008. No. 3, pp. 205-219.
6 Zatvornik F. Svyatitel'. Pis'ma o duhovnoj zhizni. Uroki iz deyanij i sloves Spasitelya Moscow: Moskovskij Bogorod.-Rozhdestvenskij zhenskij monastyr': Pravilo very. 1996. 350 p.
7 Kern K. arhimandrit. Pravoslavnoe pastyrskoe sluzhenie. Klin: Fond «Hristianskoe sluzhenie». 2002. 334 p.
8 Klimov E. A. Psihologiya professionala. Moscow: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii». Voronezh: NPO «MODEK». 1996. 400 p.
9 Kostyleva T. A. Social'noe sluzhenie religioznyh organizacij. Dis. ... kand. filos. nauk. Omsk: Omskij GU. 2006. 220 p.
10 Milakova, V.V. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya budushchih specialistov pomogayushchih professijsocionomicheskogo tipa. Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Astrakhan. 2007. 20 p.
11 Peristyj E. igumen. Pastyrskaya pomoshch' dushevnobol'nym. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 1998. No. 1, pp. 151-181.
12 Rebristova L. B. Personal social'noj sluzhby: obyazannosti, umeniya i motivaciya truda. Rabotnik social'noj sluzhby. 2004. No. 2, pp. 23-28.
13 Reshetnikov O. V. Koncepciya social'nogo sluzheniya v sovremennom obshchestve. Moscow: Izdatel'stvo RGSU. 2008. 49 p.
14 Sveshnikov V. Ocherki hristianskoj etiki. Moscow: Palomnik. 2000. 863 p.
15 Subaeva O. N. Social'noe sluzhenie kak istoricheskij fenomen. Dis. ... d-ra. istor. nauk. Moscow: RGSU. 2004. 426 p.
16 Surozhskij A. mitropolit. Besedy o molitve. Sankt-Petersburg: Satis. 1996. 143 p.
17 Firsov M. V. Teoriya social'noj raboty. Moscow: Yurayt. 2015. 455 p.
18 Florenskij P. A. Mir doma tvoego: Chelovek v reshenii zhiznennyh problem. Moscow: Russkij Hronograf. 2009. 480 p.
19 Florensky P. A. Hristianstvo i kul'tura. Moscow: AST; Kharkiv: Folio, 2001. 672 p.
20 Holostova E. I. Professionalizm v social'noj rabote. Moscow: Dashkovi K. 2006. 236 p.
21 Shahovskoj I. arhiepiskop. Filosofiya pravoslavnogo pastyrstva Sankt-Petersburg : Russk. Hristianskij gumanitarnyj in-t. 1996. 494 p.
22 Krech G. Naikan: Gratitude, Grace, and the Japanese Art of Self-Reflection Paperback. New York: Stone Bridge Press. 2001. 220 p.
23 Miki Y. Naikan Therapy - A Way of Self-Discovery and Self-Renewal. New York: Weissman Press. 2015. 54 p.
24 Ozawa-de Silva Ch. Demystifying Japanese Therapy: An Analysis of Naikan and the Ajase Complex through Buddhist Thought. Ethos. 2007. V. 35 (4), pp. 411-446.
25 Schuh J. Naikan The World of Introspection. Bielefeld: Tao.De in J. Kamphausen Mediengruppe GmbH. 2016. 258 p.
УДК 378.147 А.А. Маркова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье актуализируется индивидуализация процесса обучения в высшем учебном заведении. Определяется значимость индивидуального подхода для студентов высшей школы. Выявлены особенности данной методики. Дается краткая характеристика подхода для реализации творческой активности обучающихся в образовательном процессе.
Ключевые слова: индивидуализация процесса обучения, формирование специалиста, творческое мышление, индивидуальный подход, нестандартное решение задач.
A.A. Markovа
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk
INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY
Abstract. The article actualizes the individualization of the learning process in higher educational institution. The significance of an individual approach for high school students is determined. The features of this technique are revealed. The brief description of this approach is given for the implementation of creative activity of students in the educational process.
Keywords: individualization of learning process, formation of specialist, creative thinking, individual approach, non-standard solution of problems.
Введение
В настоящее время все большую популярность в методике преподавания набирает индивидуализация процесса обучения. На данный момент индивидуальный подход к обучающимся является актуальной методикой преподавания в высших учебных заведениях. Современное образование нацелено на создание конкурентноспо-собного всесторонне развитого профессионала, а достижение такого результата во многом зависит от индивидуального подхода к студентам во время обучения, что будет способствовать их дальнейшему развитию не только как профессионала, но и личности.
1 Особенности методики индивидуального подхода
Прежде всего преподавателю необходимо изучать личность обучающегося, выявлять его индивидуальные психофизиологические особенности, что будет способствовать нахождению подходов к каждому студенту [1].
В то же время индивидуальный подход должен обеспечивать рост показателей не только отстающих студентов, но и всех обучающихся, являясь своеобразной стимуляцией к развитию умственных, когнитивных и творческих способностей. Помогая формировать обучающимся необходимые для будущей профессиональной деятельности личностные и профессиональные качества, преподаватель дает студентам развиваться не только как личности, но и как высококвалифицированному специалисту.
Также преподавателю необходимо выбирать определенные формы организации деятельности студентов, постоянно совершенствуя свои знания и профессионализм, ведь наука не стоит на месте, а значит, постоянно пополняется новыми способами организации деятельности обучающихся и формами проведения занятий.
2 Значимость индивидуального подхода
Индивидуализация процесса обучения в вузе
играет важную роль. Преподаватель должен да-
вать студенту возможность проявлять свои знания, свои творческие способности, не ограничивая его рамками. На момент обучения в вузе у студентов уже сформирован некоторый багаж знаний, а значит, необходимо давать обучающимся возможность проявить свои знания в нестандартном подходе к решению задач, помочь развивать творческие способности, которые в настоящее время очень значимы для современного специалиста.
Нестандартный подход к решению поставленных педагогом задач позволяет формировать творческое мышление, которое немаловажно в наши дни для специалиста в какой-либо профессиональной области. Многие считают, что основной функцией преподавателя является передача знаний и накопленного опыта. Но куда важнее не только дать знания обучающимся, но и научить применять их на практике. Именно это является одной из ведущих задач высшего образования, так как оно направлено на формирование конку-рентноспособного высококвалифицированного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями. Следовательно, возникает противоречие: с одной стороны, педагог должен дать знания и научить применять их на практике согласно принятым стандартам, но с другой стороны, преподаватель не должен загонять студента в рамки в решении задач, позволяя формироваться ему как всесторонне развитой личности с определенными взглядами на свою профессию и прочным запасом знаний, которые он может применять на практике в своей профессиональной деятельности, учитывая свои особенности и возможности.
Преподавателю необходимо учитывать эмоциональные и волевые качества обучающихся, их интерес к обучению, отношение к своей будущей профессии [2]. Индивидуальный подход в обучении к каждому студенты поможет повысить мотивацию к обучению, а также развивать уже имеющиеся личностные качества, приобретать новые личностные качества и формировать профессиональные компетенции.
И.Э. Унт отмечает, что индивидуализация -это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются [3].
В то же время необходимо учитывать специфику самого предмета, позволяет ли он выходить за рамки, нарушая стандарты в решении задач. Если такая возможность имеется, то нужно давать студентам проявлять себя и свои знания на практике. Нужно понимать, что все люди учатся исключительно на своих ошибках, а значит, обучающиеся смогут сами сделать определенные выводы касаемо той или иной области применения знаний. И это позволит дать большие результаты на выходе из высшей школы, нежели систематические установки строго следовать конкретным правилам, которые не позволяют студентам расширять свои, в первую очередь, практические
81
знания. И, следовательно, это не даст им до конца сформировать себя как специалиста, который сможет быстро сориентироваться в любой профессиональной ситуации и с легкостью найти правильное решение.
Заключение
На данный момент немногие преподаватели вузов придерживаются такого подхода, хотя большинство студентов считают, что индивидуальный подход в обучении сможет повысить их успеваемость. Зачастую педагог оценивает количественный показатель знаний студентов, в то же время многие студенты настаивают на качественной оценке своих знаний. Индивидуальный подход позволит адаптировать процесс обучения к каждому студенту, а значит, в полной мере позволит раскрыться его внутренним возможностям, подготовит к будущей профессиональной деятельности, поможет сформировать необходимые знания, умения навыки и компетенции. Индивидуализация может стать толчком для активации познавательной деятельности многих обучающихся.
Библиографический список
1 Баранова Ю. Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 1. -
С. 123-129.
2 Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бударный // Советская педагогика. - 1965. - № 7. -С. 51-56.
3 Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. - Москва : Педагогика, 1990. - 192 с.
References
1 Baranova Yu. Yu. Individualizatsiya obucheniya: vozmozhnosti i resursy v aspekte vvedeniya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2012. No.1, pp. 123-129.
2 Budarnyy A. A. Individual'nyy podkhod v obuchenii. Sovetskaya pedagogika. 1965. No. 7, 51-56 pp.
3 Unt I. E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya. Moscow: Pedagogika. 1990. 192 p.
УДК 371.321:004 С.П. Миронова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Аннотация. В статье представлены существующие подходы к изучению современных технологических инструментов как способа инновационного преобразования педагогической действительности, одним из механизмов которого на современном этапе развития общества 82
является применение информационных технологий. При этом важно иметь информацию о том, как использовать инновационные технологии в учебном процессе и с их помощью научить будущих специалистов профессиональным компетенциям.
Ключевые слова: современные технологические инструменты, технологизиро-ванное обучение, интерактивное обучение, интернет-технологии.
S. P. Mironova
Russian state vocational pedagogical University, Yekaterinburg
CURRENT TRENDS IN CONTEMPORARY PEDAGOGICAL ACTIVITIES: INNOVATIVE TECHNOLOGICAL TOOLS
Abstract. The article presents the existing approaches to the study of modern technological tools as a way of innovative transformation of pedagogical reality, one of the mechanisms of which at the present stage of development of society is the use of information technologies. It is important to have information on how to use innovative technologies in the educational process and with their help to teach future professionals professional competencies.
Keywords: modern technological tools, technologized training, interactive training, Internet technologies.
Использование принципиально новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности, инновационный менеджмент, технологизация обучения, широкое использование информационных технологий в образовательном процессе, учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении, освоение и внедрение внешнего инновационного опыта и проектирование авторского инновационного эксперимента - вот актуальные направления инновационной педагогической деятельности, связанной с освоением широкого спектра новшеств.
Научная новизна заключается в необходимости рассмотреть существующие подходы к изучению современных технологий в сфере образования как способов инновационного преобразования педагогической действительности и предложить теоретико-методологическое обоснование процесса получения новых знаний с помощью инновационных технологий, описать возможности их применения на практике.
Для современного человека уровень образованности включает в себя определенный набор социокультурных ценностей, теоретических знаний и практических навыков. Посредством технологизации знаний получает социальное выражение отношение людей к организации своей деятельности, направленной на реализацию