УДК 371.31
Рудаков Владимир Аркадьевич
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа «Институт развития образования», [email protected], Ханты-Мансийск
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Rudakov Vladimir Arkadyevich
The senior lecturer of the department ofpedagogy and psychology of Autonomous institution offurther professional education of Khanty-Mansiysk Autonomous region «Institute of education development», [email protected], Khanty-Mansiysk
individualization of poly-art educational
ENVIRONMENT AS MEANS OF PREPARATION
of elementary school students for creative activity
Переход от накопления знаний к воспитанию личности, способной к оригинальным решениям, от которых зависит будущее человека и общества, приводит к смене образовательной парадигмы - «от человека образованного к человеку творческому» и, как, результат, к появлению новых образовательных систем, творчески преобразующих познание мира, одной из которых является полихудожественное образование, системно формирующее творческую, созидательную личность.
Известно, что творческие качества личности являются сущностной характеристикой любой человеческой деятельности, поэтому создание условий для наиболее полной и успешной самореализации учащихся, обеспечение успешной их подготовки к творческой деятельности становятся первоочередными задачами общеобразовательной школы.
Согласно психологической аксиоме, любые изменения и преобразования в человеке более эффективно происходят в сензитивный период его развития. Многочисленными исследованиями (Л. С. Выготский, О. К. Дьяченко, А. И. Савенков, В. С. Юркевич и др.) доказано, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития чувственно-эмоциональной сферы, воображения, фантазии, являющихся основой формирования творческого мышления и творческой деятельности. Кроме того, научные исследования по изучению связи между творческими способностями детей в одном возрасте и их интеллектом в другом дали неожиданные результаты. Оказалось, что уровень интеллекта в более старшем возрасте зависит от уровня творчества в более младшем, но не наоборот [1]. Именно поэтому так важен уро-
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ... вень творческих достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Наиболее благоприятные условия для творческого развития младших шкльников создают занятия искусством и различными видами художественной деятельности. Б. М. Неменский подчеркивал, что искусства «таят в себе особые возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции» [4, с. 40], что развитие мышления осуществляется на основе сочетания логико-научного и эмоционально-художественного начала, а развитие творческих способностей следует начинать с восприятия произведений искусства [4].
Полифункциональность искусства и его многогранность влияния на личность, а также его культорогенная, интегративная способность образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, ценностно-ориентационной, знаково-символической, рефлексивной и др.) обусловила возможность рассматривать его как особую благоприятную «полихудожественную образовательную среду», обеспечивающую успешную подготовку младших школьников к творческой деятельности.
Понятие «образовательная среда» отражает непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование и развитие, включает систему влияний и условий формирования личности, особенность отношений, в которые вступает ребенок со средой [8, с. 122]. А. Н. Леонтьев отмечал, что «с одной точки зрения окружающая среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания заложенных в ребенке свойств; среда вызывает к жизни или подавляет, упражняет или тормозит созревание механизмов детского поведения. С другой ...точки зрения среда определяет развитие; она активно строит деятельность ребенка, лишь используя при этом врожденный фонд его личности» [3, с. 109]. Уточняя это положение, Д. И. Фельдштейн считает, что среда выполняет роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы [7, с. 23].
Из анализа литературы нами выявлено, что ученые по-разному понимают термин «образовательная среда», например:
- функционирование конкретного учреждения образования, как системы социальных условий, организуемых руководством образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов (В. А. Козырев, И. К. Шалаева, А. А. Веряева);
- создание условий, способствующих самореализации обучающегося, становлению их самосознания, развитию у обучающихся единой картины мира, стремлению к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей (С. В. Тарасов);
- характеристика внешнего содержания образования, заключающего в себе условия развития личности (А. В. Хуторской);
- аморфный посредник между личностью обучающегося и окружающим миром, полностью отвечающий потребностям, интересам и стремлениям обучающегося, обеспечивая ему возможность наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и задатки; среда, косвенно, опосредованно влияющая на развитие обучающегося, активизирующая его (А. И. Савенко).
Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаи-мополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [6, с. 181].
С учетом различных точек зрения мы понимаем образовательную среду как естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, обладающее комплексом влияний и включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика, а также систему возможностей для развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Влияние среды определяется содержанием деятельности ребенка, поскольку именно в деятельности осуществляется единство личности и среды.
Особую роль в подготовке младшего школьника к творческой деятельности играет полихудожественная образовательная среда, которую мы рассматриваем как совокупность специально организованных условий, способствующих развитию личности учащихся на основе интеграции возможностей различных видов искусства и соответствующих им видов деятельности в социокультурном и предметном пространстве образовательного учреждения.
Процесс формирования готовности младших школьников к творческой деятельности опирается на диагностику, формирование и развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка. В связи с этим мы считаем необходимым не просто создание насыщенной полихудожественной среды внутри школы, а осуществление ее индивидуализации, позволяющей ориентироваться на индивидуально-психологические особенности ученика, осуществлять выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, варьировать объем выполняемой работы и степень самостоятельности учащихся.
При разработке данного положения мы опирались на трактовку индивидуализации в «педагогической энциклопедии», где она понимается как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает «индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способности к учению [5, с. 55], а также на словарь терминов и понятий по проблеме «Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной школы», в котором дается следующее определение
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ... индивидуализации образовательной среды - это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению [2, с. 4].
Таким образом, индивидуализация полихудожественной образовательной среды - это создание каждому ученику наиболее благоприятных условий для развития и социализации, для раскрытия своих способностей и творчества, для наращивания личностного потенциала и самореализации, посредством разработки и внедрения наиболее подходящих образовательных программ и маршрутов.
Структуру полихудожественной образовательной среды составляют три взаимосвязанные группы условий: педагогические (психолого-педагогиче-ские, организационно-педагогические, дидактические), социокультурные и материальные (предметно-пространственное окружение). Синтезируя результаты теоретических исследований по данной проблеме, мы высказали предположение о том, что выделенные группы условий могут быть сведены к основным условиям, способствующим формированию готовности младших школьников к творческой деятельности и обеспечивающии ее успешность. В качестве таких условий мы выделили:
- построение индивидуальной траектории овладения младшими школьниками художественно-творческой деятельностью с учетом ведущей репрезентативной системы потребностей, интересов и предпочтений;
- интеграция образовательной и полихудожественной среды школы, обеспечивающая обогащение личностного опыта самостоятельного выполнения младшими школьниками художественно-творческой работы;
- создание ситуации успеха в процессе выполнения младшими школьниками художественно-творческой деятельности и оценки ее результатов.
Реализация данной совокупности условий обеспечивает эффективное формирование готовности младших школьников к творческой деятельности. Проверка данного предположения осуществлялась нами в процессе экспериментальной работы на базе школы-интерната Ханты-Мансийского колледжа искусств; МОУ СОШ п. Шапша Ханты-Мансийского района и МОУ СОШ № 11 г. Ханты-Мансийска. Исследованием были охвачены 128 учащихся и 18 учителей.
Опираясь на теорию В. И. Слободчикова, мы разработали внутренний и внешний интегральные критерии, с помощью которых отслеживались происходящие изменения в готовности младших школьников к творческой деятельности.
Внутренний интегральный критерий имеет субъективный характер, так как основывается на представлениях исследователя о готовности младших школьников к творческой деятельности. Он представлен как система частных критериев: мотивационный, гностический, технологический, рефлексивный.
Внешний интегральный критерий является объективный (в определенной степени), так как отражает конкретные результаты творческой деятельности младших школьников. Данный критерий представлены частными критериями: эффективность решения возникающих задач, удовлетворенность результатом деятельности, одобрение (признание) творческих результатов.
Проверка выявленных условий по заданным критериям была проведена в ходе формирующего этапа экспериментальной работы, в котором приняло участие 4 группы: контрольная (КГ) и три экспериментальных (ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3). В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся на основании программ художественно-эстетического цикла, реализующих федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования. В экспериментальных группах ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3 были апробированы как парные сочетания обозначенных выше условий, так и совокупность всех выделенных условий (ЭГ1-первое и третье условия, ЭГ2-первое и второе условия, ЭГ3-все три условия).
Диагностика изменений уровней готовности младших школьников к творческой деятельности позволила получить результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика уровней готовности младших школьников к творческой деятельности на заключительном этапе экспериментальной работы (в %)
Группы Уровни Значение х2 ^ эксп
высокий средний низкий
ЭГ1 32,6 52,2 15,2 8,174
ЭГ2 32,4 51,4 16,2 7,336
ЭГ3 34,5 54,9 10,6 13,648
КГ 19,6 50,3 30,1 -
На основе полученного фактологического материала, были сделаны следующие выводы:
а) уровень готовности младших школьников в контрольной и экспериментальных группах статистически различаются;
б) положительная динамика изменений, произошедших по критериям в экспериментальных группах, подтверждается стойким положительным ростом по всем показателям.
Это доказывает эффективность выбранных нами условий индивидуализации полихудожественной образовательной среды как средства подготовки младших школьников к творческой деятельности.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ...
Библиографический список
1. Егорова, М. С. Развитие как предмет психогенетики: роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков [Текст]: автореф. дис. ... д-ра псих. наук: 19. 00. 01 / М. С. Егорова. - М., 2000. - 47 с.
2. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной школы: Термины. Словарь [Текст] / Сост. Г. З. Адильгазинов, П. Л. Васильченко, Н. А. Завалко, Н. А. Ладзина, М. Н. Кузьмина и др. - Усть-Каменогорск, 1996. - 27 с.
3. Леонтьев, А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 109-124.
4. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. - М., Просвещение, 1981. - 192 с.
5. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. [Текст] / глав. ред. И. А. Каиров. -М.: Советская энциклопедия, 1965. - Т. 2. - 201 с.
6. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. Инноватор-Bennet college. - М., 1997. -С. 177-184.
7. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Флинта, 1999. - 670 с.
8. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.